Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Коэффициент регрессии ау- показывает, на какую величину в среднем изменится результативный признак Y, если перемен­ную Xj увеличить на единицу измере...полностью>>
'Рабочая программа'
Гистология, цитология и эмбриология обеспечивает фундаментальные знания, на теоретической базе которых строится вся подготовка будущего врача-стоматол...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в ежегодной республиканской научно-практической конференции на тему: «Правовое воспитание молодежи в современных услов...полностью>>
'Документ'
Универсальность конструкции топки «ЭкоТерм -Универсал» заключается в том, что отсутствует зависимость от фракции древесных отходов — от мелких опил до...полностью>>

Методические рекомендации по использованию икт на уроках информатики, математики и физики

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации по использованию ИКТ

на уроках информатики, математики и физики,

как средства повышающее качество знаний.

«Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования».

С. Эрманн

Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, ПК. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Ученики в состоянии воспринимать такие уроки. Основная проблема в учителях – не все из них готовы использовать ИКТ на своих уроках.

Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель любой школьной дисциплины умеет:

  1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки, …), чтобы работать с ними на уроке;

  2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

  3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

  4. организовать работу с электронным учебником на уроке;

  5. применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

  6. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

  7. организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

  8. работать на уроке с материалами web-сайтов;

  9. создавать web-страницы по интересующему вопросу учебного материала;

  10.  разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

К созданию целого ряда новых педагогических технологий привело проникновение ИКТ в учебный процесс. К ним можно отнести интеграцию отдельных учебных предметов с информатикой, использование на уроках электронной интерактивной доски SMART, активное включение самостоятельной деятельности учащихся по поиску и обработке информации в Интернете, использование ресурсов Интернета непосредственно на уроках, а также – развитие метода проектов и дистанционное обучение.

Возможности компьютера могут использованы в предметном обучении в следующих вариантах:


  • полная замена деятельности учителя; частичная замена;

  •  фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

  •  использование тренинговых программ;

  •  использование диагностических и контролирующих материалов;

  •  выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  •  использование компьютера для вычислений, построения графиков;

  •  использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

  •  использование игровых и занимательных программ.

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

  • Практический эксперимент;

  • Метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;

  • Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах (от 6 до 15 человек);

  • Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;

  • Деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;

  • Ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

  • Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагается выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;

  • Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;

  • Обучение с использованием компьютерных обучающих программ;

  • Анализ практических ситуаций (case-study) – метод обучения навыкам принятия решений, его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения (Таблица 1).

Дидактические цели занятия

Метод активного обучения

Обобщение ранее изученного материала

Групповая дискуссия, мозговой штурм

Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала

Мозговой штурм, деловая игра

Развитие способности к самообучению

Деловая игра, ролевая игра, анализ практических

Повышение учебной мотивации

Деловая игра, ролевая игра

Отработка изучаемого материала

Тренинги

Применение знаний, умений и навыков

Баскет-метод

Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала

Групповая дискуссия

Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся

Делвая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций

Обучение навыкам межличностного общения

Ролевая игра

Эффективное создание реального объекта, творческого продукта

Метод проектов

Развитие навыков работы в группе

Метод проектов

Выработка умений действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции

Баскет-метод

Развитие навыков принятия решений

Метод проектов

Развитие навыков работы в группе

Групповая дискуссия

Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации

Активные методы обучения следует также применять для:

  • Активизации познавательной активности учащихся;

  • Развития способности к самостоятельному обучению;

  • Выработки навыков работы в коллективе;

  • Коррекции самооценки учащихся;

  • Формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями).

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

  • Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

  • Развитие навыков активного слушания;

  • Отработка изучаемого материала;

  • Развитие навыков принятия решения;

  • Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Использование активных методов приводит к изменению системы контроля.

Необходимо использовать следующие формы контроля:

1.  Урочные - традиционные:

Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые);

Практические работы и лабораторные работы;

Тесты;

Самостоятельные задания;

Зачеты;

Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);

Рефераты.

2.Внеурочные:

Конкурсные проекты;

Защита рефератов.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Полезные ссылки Интернет-ресурсов

ФИЗИКА
 
Базовый уровень

Виртуальный репетитор по физике. Виртуальный тренинг различного уровня сложности по всем аспектам изучения физики в средней школе. /repetitor.asp?subj=94

Наука и техника: электронная библиотека. Подборка научно-популярных публикаций. /

Федеральные тесты по механике. Тесты по кинематике, динамике и статике. Каждый тест состоит из 40 вопросов. Предусмотрены три режима работы с ними: ознакомление, самоконтроль и обучение.
/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics

Активная физика: программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. Сведения о разработках и их предназначении: формирование основных понятий, умений и навыков решения простейших задач по физике и активного использования их в различных ситуациях. Представлено более 6000 вариантов заданий-ситуаций, которые можно использовать на уроке в виде небольших компьютерных фрагментов. http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/

Интерактивный калькулятор измерений. Перевод различных единиц измерения из одной системы в другую. Вес и масса, объем и вместимость, длина и расстояние, площадь, скорость, давление, температура, угловая мера, время, энергия и работа, мощность, компьютерные единицы. /ru

Тесты и задачи по термодинамике. Задачи по термодинамике для школьного экзамена, тесты по видам теплопередачи, тепловым машинам и внутренней энергии. /thermo/index.html

Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.
/fiz/

Оптика: образовательный сервер. Учебные, справочные и исторические материалы по основным разделам классической оптики (геометрическая оптика, интерференция, дифракция, спектральный анализ), содержащие основные теоретические положения, иллюстрации опытов и исторические сведения о развитии научных представлений и их авторах. /

Дифракция света. Лекции: теоретические положения, задачи и примеры. Демонстрации опытов. /diffraction//

Каталог ссылок на ресурсы по физике
Энциклопедии, библиотеки, методики проведения уроков, тестирование, СМИ, учебные планы, вузы, научные организации, конференции и др. /phys

Физика и астрономия: виртуальный методический кабинет. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии. Информационные материалы. Методика преподавания.

Сборник материалов по физике и астрономии. Лекции по астрономии и физике в формате zip. Ответы на контрольные вопросы по астрономии. Возможность загрузки описаний лабораторных работ по физике. Олимпиады и решение задач по физике и астрономии. Экзаменационные билеты и задачи по физике.

 Кабинет физики

Стандарт физического образования в средней школе. Обзор школьных программ и учебников. Материалы по физике и методике преподавания для учителей. Экзаменационные вопросы, конспекты, тесты для учащихся. Расписание работы методического кабинета. Новости науки. /

Бесплатные обучающие программы по физике. Знакомство с 15 обучающими программами по различным разделам физики. /freeph.htm

Лабораторные работы по физике. Виртуальные лабораторные работы по физике для 10 и 11 классов по газовым законам, электричеству, электромагнитной индукции и оптике. Виртуальные демонострации по оптике.
/labor/common/

Оптика. Учебное пособие по оптике. Виртуальная лаборатория, справочно-информационная база.

Концепции современного естествознания. Информационный материал: методология науки, картина мира современной физики, эволюция Вселенной, биологическая картина мира. Учебное пособие и тесты. /est/

Учителю физики. Программы и учебники, документы, стандарты, требования к выпускнику школы, материалы к экзаменам, билеты выпускного экзамена, рекомендации по проведению экзаменов, материалы к уроку. :8101/teacher/teacher.html

Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. /

Анимации физических процессов: механика. Анимации по углубленному курсу механики. /Physics/Cyrillic/mech.htm

Курс физики 11 класса. Традиционный курс физики для 11 класса из 6 тем: электромагнетизм, оптика и т.д.
/education.asp?subj=19

Курс физики 10 класса. Интерактивный курс и справочник. В состав курса входят 8 больших тем от основ МКТ до переменного тока. /education.asp?subj=4

Электролитическая диссоциация. Комплект опорных схем-конспектов по темам: электролитическая диссоциация; кислоты, основания, амфотерные гидроксиды, соли как электролиты; реакции ионного обмена.

Разработки фирмы "Физикон". "Физика в картинках", "Открытая физика" и "Открытая математика". Удобны как демонстрационные программы. По некоторым разделам можно проводить компьютерные лабораторные работы. 
 /

Электронный учебник по физике 7_ 9 кл. По некоторым разделам имеются дифференцированные задачи, лабораторные работы. / 
Газета «1 сентября»: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.
/fiz



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа по использованию икт на уроках физики

    Программа
    Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий в преподавании физики.
  2. Методические рекомендации по проведению конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей в 2007 году

    Методические рекомендации
    Данные рекомендации следует рассматривать как обновленную и дополненную редакцию Методических рекомендаций региональным конкурсным комиссиям… (той части, которая касается конкурса лучших учителей), а также Дополнений и разъяснений
  3. Методические рекомендации по умк «Информатика и икт»

    Методические рекомендации
    В настоящее время преподавание информатики и ИКТ в общеобразовательных учреждениях должно осуществляться на основе принципов, определенных национальным проектом «Образование»,
  4. Статья в научно-методический журнал. «Применение компьютера и икт на уроках физики.»

    Статья
    "Для решения задачи развития творческих способностей школьников при обучении физике необходимо прежде всего знать особенности творческого процесса в развитии этой науки и её технического применения" (В.
  5. Рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе Гартвих Лариса Васильевна

    Документ
    В рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ, разработан ряд учебных материалов нового поколения, которые растиражированы в

Другие похожие документы..