Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
РОЗДІЛ 1. Злісна непокора вимогам адміністрації виправної установи як предмет кримінально-правової охорони нормальної діяльності органів кримінально-...полностью>>
'Документ'
Терроризм, являясь крайне сложным и многогранным явлением, рассматривается через призму различных общественных наук, однако хотелось бы подчеркнуть, ...полностью>>
'Контрольная работа'
Социология - (лат. Socio - обществао; logos - учение, слово) - (учение об обществе) это наука об обществе как социальной системе в целом о функционир...полностью>>
'Документ'
КОЛЕСОВ а. с. главный научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, заместитель сопредседателя Оргко...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геополитика» для студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

10. СПОСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Василенко И.А. Геополитика современного мира. М., Гардарика, 2006.

  2. Гаджиев К. Введение в геополитику. – М., 2006.

  3. Геополитика, учебник. Под ред. Михайлова В.А., РАГС, 2007.

  4. Геополитика, хрестоматия. С-Пб, Питер, 2007.

  5. Давыдова Р.И., Кочкина В.Г., Халин А.А. Основы геополитики. – Н.Н., 2007.

  6. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М., 2005.

  7. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. – М., 2007

  8. Лебедева М.М. Мировая политика. – М., 2007.

  9. Нартов Н., Нартов В. Геополитика. – М., Единство, 2007.

  10. Тихонравов Ю. Геополитика. – М., 2007.

  11. Цыганков П. Международные отношения. – М., 2006.

Дополнительная литература

1. Аксенов К.Э. Понятие места в политической географии и

особенности пространственной организации власти в США //

Известия ВГО, 1990. Т. 122. Вып. 1.

2. Белозеров В.С. Этонодемографические процессы на Северном

Кавказе. Ставрополь, 2000.

3. Болотнин Б.М. Международные сопоставления // Мировая

экономика и международные отношения, 1998. №11.

4. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия: история и современность.

Ростов н/Д, 2002.

5. Ковалев Е.М. Гуманитарная география России. М., 1995.

6. Кузьменко И. Геополитика Святой Руси // Третий Мир, 1994. №4.

7. Маергойз И.М. Некоторые вопросы политико-географического

изучения капиталистических стран // Вопросы экономической и

политической географии зарубежных стран. М., 1971. Вып. 1,

8. Маккиндер Х. Географическая ось истории // Полис, 1995. №4.

9. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности

Российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. №4–

5.

10. Хартшорн Р. Политическая география // Американская география.

М., 1957.

11. Родзевич Н.Н. Экологическая самодостаточность России //

География в школе, 2002. №1.

12. Реймерс Н.Ф. Природопользование. М., 1990.

13. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М., 2000.

14. Трейвиш А.И. Российская геополитика от Гостомысла до наших

дней: Краткий обзор идей и фактов // Знание – сила, 1995. №5.

15. Ягья В.С. Методологические и методические основы политико-

географического изучения развивающихся стран // Развивающиеся

страны: проблемы экономической и социальной географии. Л., 1982.

16. Яковенко И.Г. Российское государство: национальные интересы,

границы, перспективы. Новосибирск, 1999.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

Подготовка и выполнение контрольных работ является одной из важнейших составляющих самостоятельной работы студентов заочной формы обучения и, одновременно, обязательным условием успешного усвоения ими учебного материала в рамках данной учебной дисциплины, поскольку способствует выработке и закреплению таких важнейших навыков, как анализ литературы по предмету, отбор и компоновку необходимого материала, самостоятельное формулирование тезисов и подбор соответствующей аргументации к ним, а также формулировку выводов. При этом необходимо учитывать, что, несмотря на использование сколь угодно большого количества дополнительной литературы, контрольная работа не должна представлять собой механическую компиляцию цитат из различных источников - во всех случаях они должны являться не более чем базовым источником информации, на основе которого студент обязан подготовить собственный текст контрольной работы.

Другим существенным моментом является фактическое овладение студентом тем материалом, который представлена страницах контрольной работы - мало написать или напечатать работу - обязательно уметь в устной форме изложить основные идеи, тезисы и выводы, представленные в тексте, приводя аргументы в их защиту в случае полемических замечаний со стороны преподавателя, что предполагает свободное владений темой, заявленной в работе.

Только при соблюдении всех этих условий контрольная работа будет способствовать расширению кругозора и повышению уровня подготовки студента.

Учитывая, что многие из предложенных тем контрольных работ могут оказаться слишком обширными для полноценного освещения в рамках одного реферата, студент вправе самостоятельно сузить тему, оставаясь при этом в рамках первоначально сформулированной в методическом пособии.

Практические занятия, по курсу «Геополитика» проводятся в соответствии с учебным планом со студентами заочной формы обучения. Семинары проводятся в целях:

- изучения наиболее сложных проблем геополитики;

- привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации;

- формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Рекомендуемый «План практических занятий (семинаров)» способствует последовательному изучению материала.

Формы и методы проведения семинаров определяет ведущий преподаватель. Как правило, семинарское занятие предполагает коллективное обсуждение сообщений (докладов, рефератов), выполненных обучаемыми самостоятельно, но, как правило, под руководством преподавателя.

Семинарские занятия также следует рассматривать как одну из форм подведения итогов самостоятельной работы студентов. В этой связи, в ходе семинарских занятий рекомендуется проведение контролей-летучек (что называется, «с захлопнутой книгой») – в течение 10-15 мин. в виде тестов (формализованных заданий) – тестовые задания используются и как средство структурирования самостоятельной работы студентов, и как средство текущего контроля их знаний.

Самостоятельная (аудиторная и внеаудиторная) работа студентов является одним из основных видов познавательной деятельности, направленной на более глубокое и разностороннее изучение материалов курса «Геополитика».

Самостоятельная (аудиторная) работа студентов включает обязательное ведение конспектов лекций, а для заочной формы обучения, также – выступления (сообщения, доклады, рефераты) и выполнение тестов (заданий, задач и т.п.) на семинарских занятиях.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов (всех форм обучения) включает обязательное выполнение письменной контрольной работы по тематике в соответствии с утвержденным «Перечнем заданий для самостоятельной работы студентов» и методическими требованиями. Также студентам могут быть выданы письменные задания по составлению краткого конспекта указанной литературы (первоисточников), либо в виде поиска и анализа сведений из ресурсов Internet, других источников информации и т.п.

Кроме того, самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов заочной формы обучения включает подготовку выступлений (сообщений, докладов, рефератов) к семинарским занятиям.

Результаты выполнения самостоятельной работы представляются студентами во время аудиторных занятий, проверяются и оцениваются преподавателями в ходе текущего (промежуточного, итогового) контроля – в соответствии с рейтинговой системой оценки и учета успеваемости и учебным планом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Лекционные занятия, являются основным видом аудиторной работы студентов. Как правило, преподаватели на лекциях рассматривают основные понятия соответствующего раздела курса, концентрируют внимание обучаемых на более сложных вопросах, объясняют характер использования информационных источников и литературы, вовлекают студентов в активную мыслительную деятельность, дополнительную самостоятельную работу.

Рекомендуется в лекциях основной акцент делать на разъяснении наиболее сложных и трудных для понимания, спорных проблем геополитики. При изложении материала и демонстрации разнообразия существующих исследовательских подходов следует дополнять их критической оценкой и выделением наиболее перспективных геополитических концепций.

В целом, для лекционных занятий характерны: во-первых, концептуальность, теоретическая фундаментальность, высокий научный уровень; во-вторых, целостность построения и изложения материала с выделением ведущей идеи, освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой; в-третьих, связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи, методологическая и мировоззренческая направленность.

Объем и сроки изучения курса. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебного плана 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», рекомендуются следующие сроки и объемы курса «Геополитика».

Структура дисциплины «Геополитика» предусматривает следующие виды организации учебного процесса:

- лекционные занятия как основная форма занятий;

- практические занятия;

- консультация;

- самостоятельная работа студентов.

В ходе изучения дисциплины «Геополитика» студент обязан прослушать курс лекций, посещать практические занятия, заниматься индивидуально. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе.

Виды и методы проведения контроля успеваемости студентов по изучаемой дисциплине

Текущий контроль - осуществляется методом проверки и оценки студенческих конспектов (лекций, первоисточников), выполненных ими тестов (заданий, задач) и выступлений (сообщений, докладов, рефератов) на семинарах - в ходе аудиторных занятий.

Промежуточный контроль - осуществляется методом проверки и оценки выполненной письменной контрольной работы: для студентов очной формы обучения – в течение семестра (по графику прохождения контрольных рубежей4); для студентов заочной (очно-заочной) формы обучения - во время консультаций или в сроки, установленные графиком экзаменационной сессии.

Письменная контрольная работа сдается (защищается) студентами устно в форме собеседования с ведущим преподавателем. Положительная оценка за выполнение (защиту) контрольной работы является допуском студента к итоговому контролю (зачету).

Итоговый контроль - осуществляется методом компьютерного (или на бумажных носителях) тестирования в сроки, предусмотренные учебным планом. По согласованию с преподавателем, студенту разрешается сдача (пересдача) зачета методом устного собеседования по утвержденному «Перечню вопросов для итогового контроля (зачета)».

При выведении итоговой оценки обязательно учитываются результаты самостоятельной работы студента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Василенко И.А. Геополитика современного мира. М., Гардарика, 2006.

  2. Гаджиев К. Введение в геополитику. – М., 2006.

  3. Геополитика, учебник. Под ред. Михайлова В.А., РАГС, 2007.

  4. Геополитика, хрестоматия. С-Пб, Питер, 2007.

  5. Давыдова Р.И., Кочкина В.Г., Халин А.А. Основы геополитики. – Н.Н., 2007.

  6. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М., 2005.

  7. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. – М., 2007

  8. Лебедева М.М. Мировая политика. – М., 2007.

  9. Нартов Н., Нартов В. Геополитика. – М., Единство, 2007.

  10. Тихонравов Ю. Геополитика. – М., 2007.

  11. Цыганков П. Международные отношения. – М., 2006.

Дополнительная литература

1. Аксенов К.Э. Понятие места в политической географии и

особенности пространственной организации власти в США //

Известия ВГО, 1990. Т. 122. Вып. 1.

2. Белозеров В.С. Этонодемографические процессы на Северном

Кавказе. Ставрополь, 2000.

3. Болотнин Б.М. Международные сопоставления // Мировая

экономика и международные отношения, 1998. №11.

4. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия: история и современность.

Ростов н/Д, 2002.

5. Ковалев Е.М. Гуманитарная география России. М., 1995.

6. Кузьменко И. Геополитика Святой Руси // Третий Мир, 1994. №4.

7. Маергойз И.М. Некоторые вопросы политико-географического

изучения капиталистических стран // Вопросы экономической и

политической географии зарубежных стран. М., 1971. Вып. 1,

8. Маккиндер Х. Географическая ось истории // Полис, 1995. №4.

9. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности

Российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. №4–

5.

10. Хартшорн Р. Политическая география // Американская география.

М., 1957.

11. Родзевич Н.Н. Экологическая самодостаточность России //

География в школе, 2002. №1.

12. Реймерс Н.Ф. Природопользование. М., 1990.

13. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М., 2000.

14. Трейвиш А.И. Российская геополитика от Гостомысла до наших

дней: Краткий обзор идей и фактов // Знание – сила, 1995. №5.

15. Ягья В.С. Методологические и методические основы политико-

географического изучения развивающихся стран // Развивающиеся

страны: проблемы экономической и социальной географии. Л., 1982.

16. Яковенко И.Г. Российское государство: национальные интересы,

границы, перспективы. Новосибирск, 1999.

ОБРАЗЕЦ ЛЕКЦИЙ

ЛЕКЦИЯ. ГЕОПОЛИТИКА КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

В последнее время в российском обществе зримо обозначился всплеск интереса к геополитической проблематике. Не только солидные научные журналы, но даже многотиражные газеты предоставляют место для публикаций на темы геополитики. В ряде академических институтов созданы научные центры, исследующие проблемы взаимосвязи и взаимовлияния политических и географических факторов. Термин «геополитика» замелькал в речах политиков самого различного ранга... [с. 6]

Чем же вызван современный «геополитический бум»? Каковы причины столь острого и неподдельного интереса к геополитике со стороны ученых, публицистов и политических деятелей нашей страны? Среди многих следует отметить две важнейшие.

Во-первых, мы являемся свидетелями нового, третьего в XX столетии, передела мира.

Каждый из них становился результатом разрушительной мировой войны. Первая такая война, завершившаяся волной революций в Европе, коренным образом перекроила карту Старого Света и мировой баланс сил. Но этот баланс, сконструированный странами-победительницами в победном угаре без учета интересов таких крупнейших государств, как Германия и Советский Союз, не просуществовал и двадцати лет.

Вторая мировая война стала результатом провокационных попыток Запада «умиротворить» униженную Германию, всемерно подталкивая ее к решению своих проблем за счет «жизненного пространства на востоке», то есть за счет окончательного уничтожения СССР. Результат известен: победа советского народа в Великой Отечественной войне вывела нашу страну в разряд сверхдержавы, ставшей лидером огромного геополитического блока социалистических стран. [с. 7]

Сегодня мировой баланс сил, возникший после победы СССР и его союзников во второй мировой войне, разрушен. Новый, проектируемый мондиалистскими центрами, еще не создан. Но в этом новом мировом порядке Запад, по всей видимости, уготовил России далеко не самое достойное место...

Основная «заслуга» в разрушении советского геополитического блока принадлежит нашим выдающимся «демократам»: г-дам Горбачеву, Яковлеву, Шеварднадзе, Ельцину, Козыреву и К'. Именно их стараниями огромная страна с высокотехнологичной экономикой, лучшей в мире наукой, бесплатным образованием и общедоступной медициной превратилась в сырьевой придаток Запада с обнищавшим, вымирающим населением и кучкой сверхбогатых мошенников, распухших на разграблении государственного имущества и народном горе.

Однако бывшая сверхдержава пока не превратилась в одно из рядовых государств, полностью зависимых от сильных мира сего. Сегодня у России еще сохранились реальные возможности принять достойное участие в новом мироустройстве. Причем сделать это не с целью «порабощения» или «завоевания» кого бы то ни было, а ради защиты своих национальных интересов и создания наиболее благоприятных предпосылок для улучшения жизни себе щенных граждан.

Опыт показывает, что сильная Россия - будь она коммунистической, демократической или монархической - Западу не нужна. И наши соперники, тесня нас на международных рынках, стравливая с ближайшими соседями и окружая сетью своих военных баз, - руководствуются вовсе не высокими идеалами «гуманизма» и «прав человека», а жесткими и предельно прагматичными технологиями «ползучей территориальной экспансии». [с. 8]

Короче говоря, мы живем в эпоху, когда геополитика буквально ломится в двери, и игнорировать ее было бы не просто ошибкой, а преступлением. Это обусловливает интерес к геополитической проблематике в нашем обществе, стимулирует поиски ученых и политиков.

Во-вторых, геополитика в нашей стране долгое время игнорировалась. Узколобые догматики отказывали ей в научном статусе. Она трактовалась исключительно как идеологический феномен, как «идейное обеспечение внешней политики империалистических государств». Впрочем, некоторые основания для такого понимания имелись. Геополитика была основательно дискредитирована так называемой «немецкой школой», представители которой, начиная с 30-х годов, обосновывали и оправдывали экспансионистские устремления нацистской Германии.

Соответственно усилия советских ученых в основном направлялись на критику западных геополитических концепций. В результате мы значительно отстали в осмыслении геополитических реалий. В разработке многих теоретических проблем нам необходимо наверстать упущенное. На Западе, между тем, геополитика беспрепятственно развивалась в течение всего XX столетия. Ныне она прочно обрела научный статус, о чем свидетельствует недавнее издание двух капитальных словарей по геополитике1.

Общеизвестно, что издание учебно-справочной литературы является важнейшим свидетельством степени зрелости научной дисциплины, устойчивости ее понятийного аппарата. В данном случае оно свидетельствует еще и о том серьезном внимании, которое уделяет западная политическая элита разработкам геополитических концепций и созданию системы подготовки высококвалифицированных кадров в этой области.

Тем не менее у нас до сих пор нередко встречается мнение, что геополитика - это скорее идеология, нежели наука, и имеет отношение не к объективным знаниям об окружающем нас мире, а всего лишь к состоянию общественного сознания, изменчивого и подверженного манипулированию. Такое мнение основано на том, что одним из ключевых понятий геополитики является понятие национальных интересов. А это, мол, неизбежно привносит пристрастность и субъективизм.

Сугубую актуальность имеет геополитическая проблематика для народно-патриотической оппозиции. Поднимать Россию из руин придется нам. Нынешний режим - режим разрушителей - по природе своей не способен к созиданию. А возрождение России означает, в том числе, и восстановление ее былого геополитического статуса, ибо Россия по своей природе просто не может не быть одной из мировых сил.

Поэтому нам сегодня, как никогда, жизненно необходимо максимально подробное и беспристрастное исследование геополитических проблем, необходима осмысленная концепция. В противном случае российская геополитика станет уделом шарлатанов и мистификаторов из «демократического» лагеря и будет окончательно дискредитирована.

Кроме того, геополитический подход к историческому процессу позволяет преодолеть излишний догматизм, являющийся ахиллесовой пятой нашего движения. Когда-то Ю.В. Андропов сказал горькие, но справедливые слова: «Мы не знаем общества, в котором живем». Столь суровая оценка советскому обществоведению была связана с тем, что оно погрязло в догматизме. Научные методы, приемлемые для получения знания в строго определенной области, зачастую превращались в руках иных начетчиков от марксизма в некие чудодейственные средства, приемлемые везде и всегда.

Стремление следовать букве принятых решений превратило многих штатных «теоретиков» в своего рода коллекционеров цитат на все случаи жизни. В итоге был утерян творческий дух, искони присущий российской науке. Многие «кандидаты в доктора» и поныне пребывают в состоянии горделивой творческой импотенции, высокомерно третируя всякие интеллектуальные поиски патриотов навешиванием привычных ярлыков «ревизионизма», «отступничества» и т.п.

Исторический процесс многомерен. А значит, требуется многообразие подходов к нему, каждый из которых дает различные, взаимодополняющие знания об обществе. Так вот - один из таких подходов к исследованию исторического процесса, приобретающий все большее значение в современных условиях, - геополитика.

Географические факторы (особенности ландшафта, протяженность границ, природные ресурсы и пр.) всегда оказывали влияние на политику. Хороший пример анализа географических факторов, их влияния на политический процесс дал Карл Маркс к работе «Разоблачения дипломатической истории XVIII века». Некоторые его рассуждения о положении России времен Петра Великого можно с полным основанием считать геополитическими.

«Ни одна нация, - писал Маркс, - никогда не мирилась с тем, что ее морские берега и устья рек были оторваны от нее»; «Россия не могла оставить устье Невы, этот естественный выход для продуктов ее Севера, в руках шведов, так же как устья Дона, Днепра, Буга и Керченский пролив - в руках занимавшихся грабежом кочевников-татар... Но самому географическому положению прибалтийские провинции являются естественным дополнением для той нации, которая владеет страной, расположенной за ними... Одним словом, Петр захватил лишь то, что было абсолютно необходимо для естественного развития его страны»2.

Вообще, нелепо отрицать, что географическое положение, которое занимает каждое государство, имеет неповторимый облик. Место развития всякого народа является наиболее устойчивым параметром его бытия. Известный американский геополитик Н. Спайкмен метко охарактеризовал роль и значение географического положения государства: «География есть самый фундаментальный фактор во внешней политике государств, потому что он наиболее постоянен. Министры приходят и уходят, умирают даже диктаторы, но цепи гор остаются неколебимыми»3.

Итак, для того, чтобы органически, конструктивно задействовать в деле возрождения Великой России весь научный потенциал и практический опыт мировой геополитики, необходимо четко и ясно ответить на четыре группы главных вопросов.

Во-первых: что такое «геополитические интересы» государства? Какова методика определения таких интересов применительно к современным условиям? Как они соотносятся с понятиями «национальных интересов», «классовой борьбы», с политической системой государства, с требованиями социальной справедливости и самобытного развития нашего общества?

Во-вторых: каковы объективно обусловленные, «естественные» геополитические интересы России? Каковы географические границы этих естественных интересов, т.е. в каких географических рамках они могут быть оптимально реализованы в современном мире? Каким образом к ее нынешнем ослабленном состоянии Россия может отстаивать эти интересы, не втягиваясь одновременно в изматывающее тотальное противостояние? В-третьих: каковы оптимальные формы контроля со стороны России над теми ключевыми геополитическими регионами, от которых решающим образом зависит ее безопасность и которые сегодня оказались за рубежами современного российского государства?

Наконец, в-четвертых: каков стратегический прогноз геополитической картины мира в XXI веке и какое место займет в нем Россия в зависимости от возможных сценариев мирового развития?

Не ответив на эти вопросы, народно-патриотические силы не сумеют продвинуться вперед в деле объективного осмысления нашего современного положения. Более того, не ответив на них, будет практически невозможно сформулировать сколь-либо осмысленную и конструктивную практическую программу по преодолению нынешней смуты. А посему если даже не представляется возможным исчерпывающе ответить на все вопросы сразу - необходимо сделать хотя бы первые шаги в этом направлении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Территориальная организация населения Специальность: 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» 2 курс

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».
  2. Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»

    Программа
    Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (для студентов всех форм обучения)/ Сост.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы маркетинга» для студентов специальности 080111. 65 Маркетинг (М)

    Учебно-методический комплекс
    Разработана на основании примерной учебной программы дан­ной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инжене­ра по специальности 080 .
  4. Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «наука и образование» (7)

    Программа
    Программа «Цицерон» представляет собой программно-методический комплекс, сопровождаемый подробным методическим руководством для логопедов-практиков, работающих над исправлением произношения звуков [р], [р'] – как наиболее распространенные
  5. Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «наука и образование» (8)

    Программа
    Программа «Цицерон» представляет собой программно-методический комплекс, сопровождаемый подробным методическим руководством для логопедов-практиков, работающих над исправлением произношения звуков [р], [р'] – как наиболее распространенные

Другие похожие документы..