Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С 15 по 18 октября в Ростове-на-Дону впервые пройдет Фестиваль тибетского буддизма в России «Буддизм.ru». В эти дни ростовчанам будут представлены фо...полностью>>
'Документ'
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ CMB) Госстанд...полностью>>
'Документ'
Данное электронное учебное издание является и обучающей, и демонстрационной программой, включающей анимации, видеофрагменты, модели, фотографии, рисун...полностью>>
'Документ'
Гостиная дома Кальман. Здесь стоят яркие диваны, телевизор, на стенах висят картины фривольного содержания. На диванах перед телевизором сидят Авраам ...полностью>>

Пособие 1: Уровень компании Подготовили: Агнешка Гинарару и Ясна А. Петрович

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Женская сеть МКСП в странах Центральной и Восточной Европы

и Новых независимых государствах

Ведение переговоров об улучшении условий жизни и труда

Комплексный подход к вопросам гендерного равенства в коллективных переговорах

Пособие 1: Уровень компании

МКСП (Международная Конфедерация свободных профсоюзов)

ВКТ (Всемирная Конфедерация труда)

Руководство подготовлено в рамках проекта при поддержке Международной Организации Труда – МОТ ACTRAV и Правительства Фламандии, Бельгия

Ответственный за публикацию

МКСП (Международная Конфедерация свободных профсоюзов)

Гай Райдер, Генеральный секретарь

Координационный отдел по Центральной и Восточной Европе

Убер Камбье, Руководитель

Женская сеть МКСП в странах Центральной и Восточной Европы

и Новых независимых государствах

Ясна А. Петрович, Региональный координатор

Дизайн и макет

Ненад Пеюскович и Grafem

Корректор

Влатка Нарсесян

Отпечатано

Тискара Петравич

Загреб, Хорватия, 2005

Данное издание было поддержано Американским Центром международной трудовой солидарности, АФТ/КПП и организацией Национальный Вклад в Демократию (NED)

Комплект материалов для профсоюзных активистов

Ведение переговоров об улучшении условий жизни и труда

Комплексный подход к вопросам гендерного равенства в коллективных переговорах

Пособие 1: Уровень компании

Подготовили: Агнешка Гинарару и Ясна А. Петрович

Руководство подготовлено в рамках проекта при поддержке Международной Организации Труда – МОТ ACTRAV и Правительства Фламандии, Бельгия

ПЕРЕГОВОРЫ ИДУТ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ!

Мамуната Сиссе

Заместитель Генерального секретаря МКСП

Если и можно дать простое определение исторической миссии профсоюзного движения, то это будет борьба за контроль и регулирование деятельности рынков, чтобы последние приводили к социально приемлемым результатам и обеспечивали защиту прав, интересов и стабильности трудящихся во всем мире. Подобная точка зрения была решительно поддержана и XVIII Всемирным конгрессом МКСП, прошедшим в декабре 2004 года.

В последние несколько десятков лет в распоряжении профсоюзов находятся мощные средства для улучшения условий жизни и труда людей: коллективные переговоры и социальный диалог. Несмотря на то, что работодатели все чаще заявляют о необходимости индивидуальных договорных взаимоотношений между трудящимися и работодателями, профсоюзы успешно доказали эффективность ведения коллективных переговоров.

Сегодня у профсоюзов есть много более совершенных каналов, процедур и методов ведения переговоров. Современные формы социального диалога требуют все более активных и сложных стратегий. Меняются и цели ведения переговоров: получают должное внимание вопросы совмещения работы и семьи; Комплексный подход к вопросам гендерного равенства стал неотъемлемым компонентом современной профсоюзной политики и стратегии развития. В сферу каждодневных забот профсоюзного движения входит как распознавание тех элементов политики и управления, которые отражают существующее гендерное неравенство и усиливают его, так и разработка принципов и процедур борьбы с подобными явлениями.

Так как женщины представляют собой наиболее уязвимую социальную группу на мировом рынке труда, профсоюзы должны уделять особое внимание защите их нужд и интересов. Особенно это относится к странам Центральной и Восточной Европы, которые сейчас по-прежнему находятся на переходной стадии развития общества и экономики. Профсоюзы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Новых независимых государствах (ННГ) должны участвовать в этом процессе, реформируя для этого свою структуру, политику и стратегию.

Настоящее руководство, разработанное в рамках гендерного проекта МОТ / МКСП / ВКТ по коллективным переговорам, преследует четко определенные цели: повысить осведомленность профсоюзов о переговорах как о каждодневной задаче на любом уровне деятельности; подчеркнуть значение комплексного подхода к вопросам гендерного равенства при коллективных переговорах; обучить эффективным методикам ведения коллективных переговоров и ввести в программу переговоров вопросы совмещения работы и семейной жизни; дать представление о меняющемся современном рынке труда и, соответственно, о новых каналах, процедурах и методах, которыми могут пользоваться профсоюзы; объяснить необходимость сотрудничества с новыми партнерами и союзниками при решении проблем трудящихся.

Руководство описывает различные уровни и вопросы переговоров, возможных партнеров и союзников, начиная с уровня компании и до всемирных организаций. Руководство содержит большой объем информации и многие идеи гендерно-ориентированного подхода к коллективным переговорам.

Уникальность данного проекта и настоящего Руководства заключается в том, что работа над ними велась при активном сотрудничестве структур МКСП и ВКТ по вопросам женщин в странах Центральной и Восточной Европы и Новых независимых государствах, а также многих других партнеров (МКСП; ВКТ; МОТ; FGTB; FNV и т.д.).

Данное Руководство, состоящее из четырех пособий, может использоваться как региональный комплект материалов при подготовке профсоюзных инструкторов (как женщин, так и мужчин) к коллективным переговорам любого уровня. Надеемся, оно откроет для всех новый путь и новое видение.

ПОРА РЕАЛИЗАЦИИ

Яп Винен

Заместитель Генерального секретаря ВКТ

Занимаясь историей проблемы «гендерного равенства», вряд ли кто-либо сможет обвинить международное профсоюзное движение в отсутствии разработанного курса в данной области. Напротив, у нас предостаточно добрых намерений; существует и несколько документов по реализации соответствующей политики. Тем не менее, мы не вполне удовлетворены нашими совместными усилиями.

Мужчины и женщины по-прежнему не представлены равным образом в наших структурах. Подобное неравенство, несомненно, присутствует и в профсоюзных группах, занимающихся коллективными переговорами с работодателями и правительством.

К счастью, во всех профсоюзных организациях начат процесс «комплексного подхода к вопросам гендерного равенства», призванный исправить положение с низким представительством женщин в профсоюзных структурах.

Тем не менее, необходимо стимулировать гендерный аспект во всех направлениях работы профсоюзов.

Настоящее Руководство является замечательным примером подобной инициативы.

Авторы Руководства не только сумели нарисовать конкретную картину современной действительности; они предлагают нам пути улучшения этой действительности. С этим их можно только поздравить!

Теперь наш долг, долг всех людей, вовлеченных в международное профсоюзное движение, состоит в том, чтобы использовать этот замечательный инструмент для ознакомления профсоюзных работников - участников переговоров - с проблематикой гендерного равенства.

Однако наши учебные программы должны предоставить как можно большему числу наших молодых коллег по профсоюзному движению возможность развивать и совершенствовать навыки ведения коллективных переговоров и овладевать проблематикой гендерного равенства. Подобные программы должны получить высокий приоритет в наших рабочих планах.

Время дорого...

ВВЕДЕНИЕ

КАК УЛУЧШИТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА И ЖИЗНИ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Как наилучшим образом защитить работников?

Как улучшить условия их труда и жизни?

Как организовать «гендерный мейнстриминг» программы переговоров и включить в нее вопросы сближения семьи и работы?

На эти вечные вопросы профсоюзных деятелей в станах ЦВЕ и ННГ обычно можно ответить двумя волшебными словами: коллективные переговоры!

На первом этапе следует создать такие условия, при которых каждый работник получает официальный трудовой договор, а его трудоустройство регистрируется.

На втором этапе следует заключить коллективный договор на уровне предприятия.

Действительно, ведение коллективных переговоров является наиболее важным механизмом улучшения условий труда, однако профсоюзные деятели могут использовать и многие другие каналы с тем, чтобы положительным образом влиять на политику компаний по отношению к работникам и их семьям.

Как это обычно происходит на уровне предприятия? Коллективные соглашения не только очень редко встречаются, но они еще и слишком формальные и охватывают очень небольшой круг вопросов. Коллективные соглашения обычно заключаются на 1-3 года, и, тем не менее, все еще существует множество проблем, требующих решения.

Первое, что могут сделать профсоюзные деятели, это расширить круг рассматриваемых вопросов и внедрять «комплексный подход к вопросам гендерного равенства» в переговорный процесс и его содержание. Повестка дня коллективных переговоров должна охватить круг вопросов, затрагивающих особые интересы работников с семейными обязательствами и проблемы наиболее уязвимых категорий работников, в особенности женщин!

Однако профсоюзные деятели не могут растягивать повестку до бесконечности, включив в коллективный договор компании все вопросы, волнующие работников. Но их можно включить в другие переговоры; можно провести различные инициативы на предприятии, включить важные меры в годовые планы компании, в кодексы поведения, в уставные списки и еще много куда!

На уровне предприятия становится все больше и больше общих каналов (например, рабочиекомитеты, комитеты по охране труда), которые могут быть использованы на благо работников.

Профсоюзные деятели ведут переговоры 365 дней в году, и они используют коллективные соглашения и множество других каналов и механизмов для улучшения условий труда и жизни работников.

Профсоюзные деятели сражаются за права работников каждый день.

Коллективные интересы, а также и индивидуальные проблемы членов профсоюзов, должны быть на повестке дня профсоюза 24 часа в сутки, 30 дней в месяц и 12 месяцев в году!

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕГОВОРЫ ИДУТ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ! 4

ПОРА РЕАЛИЗАЦИИ 6

ВВЕДЕНИЕ 7

ОГЛАВЛЕНИЕ 9

БЛАГОДАРНОСТИ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ 12

ЧАСТЬ 1: КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ НА УРОВНЕ КОМПАНИИ – СОВЕРШЕНСТВУЕМ СУЩЕСТВУЮЩУЮ МОДЕЛЬ 19

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 1:Традиционные коллективные переговоры 19

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 2: Почему так важна формальная занятость 21

Задание 1: КАК ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ? 23

Задание 2: ЧТО ВАМ НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО НАЧАЛА КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ? 25

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 3: Контрольный список - Что вам нужно сделать до начала коллективных переговоров 26

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 4: Паспорт компании 28

СИТУАЦИИ: ЛАТВИЯ И ХОРВАТИЯ 30

Задание 3: ВЕДЕМ ПЕРЕГОВОРЫ ПО ПРОБЛЕМАМ УЯЗВИМЫХ РАБОТНИКОВ 31

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 5: Женский комитет / группа / структура на уровне компании 33

Задание 4: КАК СОЗДАТЬ АКТИВНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОМИТЕТ 36

Задание 5: ЧТО ТАКОЕ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА? 37

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 6: ИЗМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕГОВОРОВ 1: Что такое Комплексный подход к вопросам гендерного равенства? 38

Задание 6: Комплексный подход к вопросам гендерного равенства В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ 41

СИТУАЦИИ: ЕВРОПА 42

A. ТРУДОВАЯ СЕГРЕГАЦИЯ 43

Б. РАЗНАЯ ОПЛАТА ТРУДА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ 44

В. СБЛИЖЕНИЕ СЕМЬИ И РАБОТЫ 47

Г. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРИТЕСНЕНИЯ/НЕСПРАВЕДЛИВОЕ ОБРАЩЕНИЕ 48

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 7: Рекомендации для достижения равенства на переговорах 50

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 8: ИЗМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕГОВОРОВ 2: Работники с семейными обязанностями - Коллективные договоры, ориентированные на семью 52

СИТУАЦИИ: СЛОВЕНИЯ И МАКЕДОНИЯ 54

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 9: Перечень для коллективных переговоров 56

Задание 7: ГЕНДЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ 61

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 10: Нормы МОТ, касающиеся работников с семейными обязательствами 64

Задание 8: Нормы МОТ, касающиеся работников с семейными обязательствами 66

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 11: Международные нормы, касающиеся коллективных переговоров 67

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 12: Изложение Принципов МОТ, касающихся права на ведение коллективных переговоров 69

Задание 9: КОНВЕНЦИИ МОТ 98 И 154 72

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 13: Почему так важны коллективные переговоры? 73

Задание 10: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – ЧТО ОНА ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧИТ? 75

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 14: Глобализация – что такое коллективные переговоры сегодня? 76

Что такое глобализация? 76

ЖЕРТВЫ СОЦИАЛЬНО БЕЗОТВЕТСТВЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ: 77

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И СОКРАЩЕНИЕ ПРОФСОЮЗНОГО ЧЛЕНСТВА: 77

УРОВЕНЬ ОХВАТА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ: 78

РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВ 79

СИТУАЦИИ: АЛБАНИЯ, ЛАТВИЯ, ИСПАНИЯ И ЛИТВА 81

Задание 11: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ 83

Задание 12: ЖЕНЩИНЫ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 84

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 15: Женщины и глобализация: печальная статистика 85

Задание 13: ИЩЕМ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КАНАЛЫ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ 86

СИТУАЦИИ 88

ЧАСТЬ 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАНАЛЫ 90

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 16: Различные добровольные инициативы 90

Задание 14: ДОБРОВОЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ – НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ПРОФСОЮЗОВ? 93

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 17: Модель корпоративной социальной ответственности 94

1. ВВЕДЕНИЕ: БИЗНЕС С ДУШОЙ? 94

2. ЗА И ПРОТИВ: ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОДХОД НЕ ДОСТАТОЧЕН ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ВЫГОДНЫМ ДЛЯ РАБОТНИКОВ 96

3. КСО: АРГУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, АРГУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ 99

СИТУАЦИИ 103

Задание 15: ЧТО ПОЛУЧАЮТ ПРОФСОЮЗЫ И РАБОТНИКИ ОТ НОВЫХ КАНАЛОВ? 105

ЧАСТЬ 3: МОДЕЛИ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ НА УРОВНЕ КОМПАНИИ 106

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 18: Производственные советы 106

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 19: Производственные советы: ситуация в вашей стране 108

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 20: Страны ЦВЕ: ЗА И ПРОТИВ 110

Задание 16: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ОПАСНОСТИ 112

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 21: Комитеты по охране труда 113

Задание 17: КОМИТЕТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 115

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 22: Европейские производственные советы в транснациональных корпорациях 116

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 23: Другие представители работников/другие каналы 118

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 119

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 127

БЛАГОДАРНОСТИ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Руководство «Ведение переговоров по улучшению условий жизни и труда. Комплексный подход к вопросам гендерного равенства в коллективных переговорах» было разработано в рамках проекта МОТ – МКСП – ВКТ «Ведение переговоров по улучшению условий жизни и труда – особые потребности работников с семейными обязательствами – гендерный мейнстриминг», финансируемого Правительством Фламандии, Бельгия. Авторы настоящего пособия – Ясна А. Петрович (Пособия 1, 2 и 3) и Агнешка Гинарару (Пособие 4 и методология Пособий).

В число партнеров проекта входят: МОТ (Международная организация труда), МКСП (Международная Конфедерация свободных профсоюзов), ВКТ (Всемирная Конфедерация труда), три бельгийских конфедерации профсоюзов (ABVV/FGTB; ACV/CSC и ACLVB/CGSLB) и все членские организации двух всемирных конфедераций профсоюзов в 23 странах Центральной и Восточной Европы и региона Новых независимых государств. В работе Проекта принимают участие более 40 профсоюзных женских групп из 23 стран. Все перечисленные партнеры внесли свой вклад в составление данного руководства, прислав свои предложения и рекомендации. Мы приносим свою благодарность за значительный вклад следующим организациям: МОТ (отделения в Женеве, Москве и Будапеште); ВКТ; ABVV/FGTB (Бельгия) и FNV (Нидерланды); и в особенности представителям трех профсоюзных конфедераций Литвы (LPSK, LPSS и LDF) и NSZZ «Солидарность» (Польша) за проведение пилотных учебных семинаров. Мы также особо признательны Канадскому Конгрессу профсоюзов CLC (Канада) и Центру солидарности АФТ-КПП (США) за предоставленные разработки. Кроме того, мы хотели бы выразить свою благодарность многим другим людям, в особенности многим национальным координаторам женских сетей, которые помогли нам своими замечаниями, опытом практической работы и постоянной поддержкой на протяжении всего периода разработки данного Руководства.

1. Цели и задачи Пособий

Руководство «Ведение переговоров по улучшению условий жизни и труда. Комплексный подход к вопросам гендерного равенства в коллективных переговорах» состоит из четырех комплектов. Руководство представляет общие сведения, практические рекомендации и контрольные списки, «кейсы», а также примеры конкретных ситуаций. Основные цели руководства:

  • показать, что переговоры представляют собой каждодневную задачу профсоюзов на любом уровне их деятельности

  • объяснить значение комплексного подхода к вопросам гендерного равенства в коллективных переговорах и научить его использовать

  • включить вопросы совмещения работы и семейной жизни в повестку коллективных переговоров

  • показать, как изменения в современной сфере труда требуют новых каналов, процедур и методов коллективных переговоров

  • объяснить, что для решения проблем трудящихся необходимо искать новых партнеров и союзников.

Данное Пособие 1 – комплект для профсоюзных преподавателей – является частью большого набора учебных материалов, состоящего из четырех Пособий:

Пособие 1: Уровень компании

Пособие 2: За пределами компании: уровень общества, отраслевые коллективные переговоры, социальный диалог на уровне страны

Пособие 3: Коллективные переговоры на европейском и всемирном уровне

Пособие 4: Стратегия и методика ведения переговоров

2. Общие советы преподавателю: как пользоваться этими Пособиями?

Руководство содержит большой объем информации и много новых идей по вопросу развития гендерного подхода к коллективным переговорам на всех уровнях, начиная с уровня компании (Пособие 1); далее – на уровне общества, отраслевом и национальном уровнях (Пособие 2); и заканчивая европейским и всемирным уровнем (Пособие 3). Пособие 4 дополняет набор материалов, объясняя базовые понятия переговоров, необходимые навыки и методики, а также стратегию и вопросы комплексный подхода к вопросам гендерного равенства в переговорном процессе.

Руководство представляет собой своего рода «меню», поскольку для отработки всех четырех Пособий требуется по меньшей мере 10 учебных дней. Поэтому инструкторы сами должны выбирать темы, которые они считают наиболее актуальными для своей целевой группы, и создавать свою собственную учебную программу на основе данного руководства с учетом потребностей участников семинара.

2.1. Задачи Пособия 1

узнать больше о традиционных способах ведения коллективных переговоров на уровне компании

узнать о новых каналах и механизмах ведения коллективных переговоров и способствовать их использованию

познакомиться и понять структуру новых моделей объединения как механизмов коллективных переговоров

объяснить важность гендерного мейнстриминга в коллективных переговорах на уровне компании

2.2. Структура Пособия 1

Данный комплект учебных материалов (Пособие) является частью учебного руководства, состоящего из четырех Пособий. Пособие 1 – учебное пособие, предназначенное для использования профсоюзными преподавателями на семинарах по ведению переговоров. Пособие 1 состоит из пяти основных частей:

Часть 1: Коллективные переговоры на уровне компании – совершенствуем существующую модель

Часть 2: Дополнительные каналы

Часть 3: Модели участия работников на уровне компании

Работу преподавателя призваны облегчить письменные материалы – Раздаточные материалы, которые можно использовать как при подготовке к семинару, так и в качестве раздаточных материалов для участников семинара. КИТ включает также большое количество практических упражнений – Заданий. Общие положения проиллюстрированы конкретными ситуациями («кейсами»). Кроме того, полезная информация содержится в Советах преподавателю по методике проведения семинаров на основе настоящего Пособия.

2.3. Подача и использование материалов

2.3.1. Раздаточные материалы представляют собой объяснения по различным темам или контрольные списки, которые помогут вам раскрыть тему перед участниками семинара в рамках короткой презентации (15-25 мин.). Раздаточные материалы следует распространить участникам семинара – желательно в сокращенной версии (составленной преподавателем в зависимости от нужд целевой группы). Раздаточные материалы включают конкретные примеры, иллюстрирующие общее изложение и облегчающие его понимание. Следует использовать эти примеры в презентациях или в работе семинара (см. соответствующие «Советы преподавателю»).

Внимание! Раздаточные материалы следует распространять ПОСЛЕ того, как вы сделали презентацию и проработали тему занятия. Однако в некоторых случаях участники должны пользоваться материалами при работе в группах, что специально оговаривается в «Советах преподавателю».

Не стесняйтесь убирать или добавлять материал в соответствии с нуждами целевой группы.

2.3.2. Задания – это упражнения, которые состоят из следующих компонентов:

Цели объясняют, что участники должны узнать в результате выполнения задания. Организуя работу в группах, следует уделять большое внимание целям задания и всегда иметь план достижения этих целей.

Задачи участников объясняют, что участники должны делать при выполнении каждого упражнения. Большая часть заданий предполагает работу в группах, однако используется также индивидуальная работа, общие дискуссии, «мозговой штурм» и моделирование ситуации.

Внимание: следует объяснить цели, процедуру работы и задачи всем участникам семинара: участники должны понимать, что и зачем они делают. Крайне желательно, чтобы участники получали «Задания» (в большинстве случаев достаточно только вырезать «Советы преподавателю», предназначенные исключительно для преподавателя, ведущего семинар).

Кроме того, материалы включают «Советы преподавателю» - рекомендации по организации работы над заданием. Внимательно ознакомьтесь с ними при подготовке к семинару!

2.3.3. Отчеты групп – большинство заданий предполагает составление краткого отчета группы. Основные положения отчета должны быть представлены на лекционной доске (флипчарте) или прозрачных пленках для эпидиаскопа (проектора). Это поможет определить и четко обозначить главные положения. Если в отчете затронуто несколько вопросов, может быть целесообразно обсудить каждый вопрос отдельно. Когда группы представляют результаты своего обсуждения, ответы, как правило, будут разными. Может возникнуть несогласие по некоторым вопросам. Этот этап работы организовать непросто, поскольку вы как преподаватель должны направлять дискуссию и стимулировать ответную реакцию участников семинара. Составляйте ваш план заранее, не забывайте о целях задания!

Всегда старайтесь:

1. Делиться опытом – участники семинара должны учиться друг у друга. Постарайтесь связать опыт участников и новые знания, полученные ими на семинаре;

2. Узнавать отношение участников – старайтесь узнать, что участники думают об информации, полученной на семинаре, о своем собственном опыте и о политике профсоюзов.

3. Объединять идеи участников в одно целое вокруг основных положений группового отчета.

4. Решать проблемы или составлять планы – узнайте, не требуется ли дополнительное обсуждение и годится ли имеющийся у вас план (используйте для этого контрольные списки в настоящем руководстве).

Внимание: составление отчета группы может занять от 20 до 30 минут в зависимости от количества групп и разнообразия задач. Не забывайте сообщить участникам, что у каждой группы будет лишь 3-5 минут на представление своего отчета, и попросите составлять его четко и лаконично! Кроме того, в зависимости от числа участников и цели задания, можно сократить время на представление отчета или сделать его более интересным (если все небольшие группы выполняют одну и ту же задачу), прослушав полностью отчет первой группы и попросив остальных озвучить только те моменты, которые не были затронуты в первом отчете, переходя таким образом к каждой последующей группе.

Не забывайте подводить итоги дискуссии!

2.3.4. Как работать над конкретной темой – Структура занятия очень проста:

1. Краткое введение, представленное преподавателем (около 15-25 мин.) – на этой стадии участников можно вовлечь в работу, попросив дать определение какому-либо понятию вместе с вами. При подготовке к презентациям можно воспользоваться раздаточными материалами.

Не забывайте использовать наглядные пособия (например, презентацию в PowerPoint, прозрачные пленки для проектора, плакаты и т.п.).

Старайтесь привести короткий конкретный пример из вашей страны для иллюстрации положений каждого занятия.

2. Упражнения (одно или более) – задания – они должны научить участников семинара применять полученные навыки и знания на практике. Как правило, задания завершаются отчетами групп в пленарном формате (см. выше об «Отчетах групп»).

3. Не забывайте подводить итоги темы занятия! Рекомендации по составлению резюме содержатся в Советах преподавателю в материалах каждого занятия.

4. Не забывайте поощрять работу участников – например, аплодировать после группового отчета и т.п.

5. Не забывайте создавать атмосферу свободного общения: любые направленные на это упражнения – это не трата времени! Они помогают сплотить группу, снять напряжение и т.д.

2.3.5. Практические замечания

a. Перевод – важно сохранить форматирование текста. Раздаточные материалы и задания обязательно должны находиться на отдельных страницах.

б. Распространение материалов на семинаре – каждый участник должен получить отдельный экземпляр руководства. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не распространяйте руководство ПЕРЕД семинаром в виде книги! Все экземпляры должны находиться у вас (отдельные страницы, ксерокопии с одной стороны листа). В комнате для пленарной работы вам понадобится специальный стол для материалов. Разложите их по темам и раздавайте материалы по мере необходимости в соответствии с программой семинара.

в. Учебная программа – прилагается в конце подробной программы Пособия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Василию Аксенову, стиляге и писателю от неглавных героев его книг с любовью, уважением и стебом

    Документ
    Слави впервые был на трассе не в качестве попутного груза, хичкакера, а водителя транспортного средства. Это все Диди, пристала как полис к пьяному - давай купим кар, давай купим кар, давай купим Ну купили.
  2. Карнаухов без срока давности

    Документ
    По набережной Москвы-реки неспешно и весело шли офицеры. Они были молоды, красивы и очень уверены в себе. Заразительная молодость, не растраченная энергия и бьющая из них невероятная жажда жизни, вызывали у торопящихся встречных и
  3. Януш Вишневский (2)

    Документ
    Выпив до дна, она поставила рюмку перед тарелкой, рядом со стаканом в металлическом подстаканнике, чтобы все видели, что та пустая. Через минуту она обратилась через широкий овальный стол к Марцину,
  4. Булате Шалвовиче Окуджаве. Ее авторы совершенно разные люди: писатели, поэты, литературоведы, музыканты, художники, деятели кино, не слишком знакомые друг с другом, объединены любовью к человеку, которому посвящена книга

    Книга
    Выражаем глубокую благодарность всем авторам, принявшим участие в создании этой книги, и лично Льву Шилову и Марату Гизатулину, сопредседателям Клуба друзей Булата, за предоставленные материалы.
  5. Муратов н е р е а л ь н о е к и н офантазии взбунтовавшегося киномана

    Документ
     Серджо Леоне  Луис Бунюэль  Марко Феррери  Михаил Пташук  Григорий Козинцев  Анджей Мунк  Андрей Тарковский  Александр Роу  Сергей Герасимов  Леонид Менакер  Жермен Дюлак  Геннадий Казанский  Яков Протазанов  Войчех

Другие похожие документы..