Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
В последние годы во всех странах с развитой экономикой особое внимание обращается на обеспечение подготовки специалистов в области анализа и управлени...полностью>>
'Конспект'
Интуиция, очень, важный инструмент, но он не всегда безопасен, поскольку границы между интуицией и иллюзией весьма тонки. Поэтому подходить к изучени...полностью>>
'Публичный отчет'
Вор с медной мордой. Ах, люди, люди. В полдень угостил меня колпак кипятком, а сейчас стемнело, часа четыре приблизительно пополудня, судя по тому, к...полностью>>
'Доклад'
Стремительность развития процесса урбанизации за последнее столетие привела к тому, что сегодня в городах мира сосредоточена основная доля производст...полностью>>

Пособие 1: Уровень компании Подготовили: Агнешка Гинарару и Ясна А. Петрович

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

г. Создание атмосферы свободного общения:

Мы крайне рекомендуем проводить на вводном занятии по крайней мере два упражнения, нацеленных на создание подобной атмосферы (конечно, если данное Пособие не используется для специализированных однодневных семинаров):

A. Представление участников:

Раздайте всем бумагу и маркеры

Попросите участников вспомнить ситуацию или человека, повлиявших на их решение заняться профсоюзной работой

Организуйте участников по парам

Попросите участников рассказать об этой ситуации или человеке своему соседу, а также о своей должности в профсоюзе, опыте в сфере, обсуждаемой на семинаре, и т.п.

Попросите одного человека из каждой пары изложить аудитории тот случай, о котором ему только что рассказал сосед, и наоборот.

Б. “Золотые правила” семинара

Подготовьте флипчарт и соответствующий маркер и напишите на нем заголовок «Золотые правила». Произнесите вводные слова: «некоторое время мы будем работать вместе, мы не знаем друг друга, поэтому чтобы облегчить нашу работу, давайте придумаем общий набор правил...» Далее попросите участников придумать набор правил, используя метод «мозгового штурма». Преподаватель должен записывать все предложения, и когда список будет закончен, зачитать их одно за другим и спросить, все ли согласны с каждым предложением (для этого можно голосовать поднятием рук).

Что можно включить в список правил? – Вот несколько примеров: не курить в комнате для пленарной работы; быть пунктуальным; придерживаться предмета обсуждения; отключить мобильные телефоны, и т.п.

В. Отдых во время семинара

Во время семинара вы можете встретиться с различными проблемами, например усталостью участников семинара, потерей внимания, напряжением или разочарованием работой в группах. Чтобы создать раскованную атмосферу, можно предложить группе:

- спеть песню (например: попросить мужчин подготовить во время перерыва песню и спеть ее женщинам в начале следующего занятия, и наоборот)

- создать «живую скульптуру» (разделите участников во время перерыва на две группы и попросите их создать из собственных тел что-то, выражающее идею, которая имеет отношение к профсоюзам и профсоюзному движению. Попросите участников показать эту скульптуру второй группе, которая должна угадать значение скульптуры, и наоборот.)

- рассказать стихотворение (спросите во время перерыва, не знает ли кто-нибудь хорошее стихотворение, которое можно было бы рассказать участникам семинара), и т.п.

д. Рекомендации по делению участников на группы

В нижеизложенных примерах предполагается, что 20 человек нужно разделить на четыре небольшие группы – если в вашем семинаре принимает участие другое число людей или вы хотите разделить их на другое количество групп – произведите соответствующие РАСЧЕТЫ!

Пазл «Открытка»

Разрежьте 4 разных открытки на 5 кусочков каждую и перемешайте все кусочки в корзинке или шляпе. Попросите каждого участника взять ОДИН кусочек. Попросите участников собрать пазлы и разделиться на группы в соответствии с тем, к какой открытке принадлежит их кусочек. Открытки должны быть разной цветовой гаммы или с разным типом изображения – иначе выполнение задания займет слишком много времени!

Сладости

Приготовьте 20 конфет в разной обертке: по 5 конфет 4 видов. Перемешайте их в корзине или шляпе и попросите участников взять по ОДНОЙ конфете.

Считалки

Предложите участникам рассчитаться на 1, 2, 3, 4 и образуйте одну группу из тех, кто был номером «один», и т.д.

Цветная бумага

Приготовьте 4 набора кусочков бумаги разных цветов (четыре цвета). Перемешайте их в корзине или шляпе и попросите участников взять по ОДНОМУ кусочку. Каждый цвет означает свою группу.

Картинки

Приготовьте 20 маленьких карточек с картинками – 4 набора по 5 картинок. Картинки в каждом из наборов должны относиться к одной теме – например, 5 цветков, 5 птиц и т.п.

е. Дополнительная подготовка: составьте список оборудования и канцелярских принадлежностей, которые понадобятся вам во время семинара (см. Программу, столбец материалов и оборудования).

ж. Обеспечьте разделение работы между преподавателем и помощниками преподавателя. Определите их обязанности ДО семинара (более подробно см. прилагаемую Учебную программу в конце данного Пособия).

ЧАСТЬ 1: КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ НА УРОВНЕ КОМПАНИИ – СОВЕРШЕНСТВУЕМ СУЩЕСТВУЮЩУЮ МОДЕЛЬ

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 1:Традиционные коллективные переговоры

Коллективные переговоры преследуют две цели. Они дают возможность установить размер заработной платы и уровень условий труда применительно к группе работников, охваченных последующим соглашением, которое принимается в результате свободных и добровольных переговоров между двумя заинтересованными независимыми сторонами. Они также дают работодателям и работникам возможность посредством принятия соглашения определить правила, регулирующие их отношения. Эти два аспекта процесса переговоров тесно взаимосвязаны.

Коллективные переговоры происходят между работодателем, группой работодателей с одной стороны и одной или несколькими организациями работников с другой. Они могут проходить на различных уровнях, при чем переговоры на одном уровне могут дополнять переговоры на другом уровне: подразделение на предприятии, уровень предприятия, отраслевой, региональный и национальный уровень.

Коллективные переговоры могут быть выгодными как для работодателей, так и для работников. Работникам коллективные переговоры, в большей степени, чем индивидуальные трудовые договоры, гарантируют адекватную заработную плату и достойные условия труда, предоставляя им «коллективный голос». Они также позволяют им влиять на решения, касающиеся кадровой политики, и достигать должного распределения прибыли от технологического прогресса и увеличения производительности. Работодателям коллективные переговоры позволяют стабилизировать производственные отношения, поддерживая мир на предприятии, который иначе бы мог быть нарушен волнениями в среде работников. С помощью коллективных переговоров работодатели также могут обратиться к необходимости разного рода корректировки для того, чтобы упростить модернизацию и реструктуризацию.

Существуют определенные правовые и структурные предпосылки для того, чтобы коллективные переговоры проходили на должном уровне. Важными являются демократические основы и должные правовые рамки, которые помогают обеспечить независимость и эффективное участие социальных партнеров. Ратификация Конвенции 1948 года о свободе объединения и защите права на создание организаций (№ 87) и Конвенции 1949 года о праве на создание организаций и на ведение коллективных переговоров (№ 98), две из основополагающих конвенций МОТ, необходима для обеспечения правовой базы. Существует также множество других Конвенций и Рекомендаций МОТ, относящихся к коллективным переговорам, которые оговаривают права и обязанности работников различных отраслей. Если сформирован механизм распространения, то коллективные соглашения могут быть распространены и на тех, кто напрямую не принимает участия в коллективных переговорах. Для того чтобы коллективные переговоры были эффективными, необходимо создать должные механизмы для обеспечения выполнения условий соглашения (правовые, регуляторные или мягкие правила). Что касается структурных и учредительных условий, то законные, сильные, последовательные и прагматичные организации работников и работодателей, сформированные на основе равноправия, облегчают проведение справедливых и эффективных переговоров.

МОТ предоставляет техническую помощь и сотрудничество во многих странах с тем, чтобы помочь организациям работодателей и работников провести такие коллективные переговоры, которые будут выгодны обеим сторонам.

МКСП и ВКТ, две глобальные конфедерации профсоюзов, привержены идее развития и укрепления социального диалога и коллективных переговоров на всех уровнях, так как это является основным механизмом для улучшения условий труда и жизни всех работников и их семей.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 2: Почему так важна формальная занятость

Как работники реализуют свои права? Даже если у вас есть работа, то вы не сможете доказать свои права, не имея какого-либо письменного подтверждения вашей занятости. Если работодатель вам не платит, то вы вряд ли выиграете дело в суде.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР:

Профсоюзы почти во всех странах мира боролись за то, чтобы в трудовое законодательство было включено положение, которое бы обязало работодателей предоставлять своим работникам должным образом подписанный трудовой договор: и если у них постоянный или срочный договор, и если они являются внештатными сотрудниками. Поэтому профсоюзы выступают за то, чтобы у каждого работника было подтверждение его рабочего статуса.

Там, где присутствует трудовой договор между работодателем и работником, заработанные деньги подлежат предписанным вычетам, таким как подоходный налог и другие отчисления. Но именно на этой основе работники получают регулярную зарплату, право на социальное и медицинское страхование и другие привилегии.

В странах с урегулированными правовыми и социальными нормами и компании и работнику выгодно заключить письменный договор, четко предписывающий обязательства и вознаграждения обеих сторон.

НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ:

Работники, чья трудовая занятость не оформлена официально, являются наиболее уязвимой группой, так как они полностью зависят от своих хозяев. Их можно назвать «рабами» нашего времени. Они обычно соглашаются работать без договора, так как им отчаянно нужна работа или работодатель убеждает их, что они будут получать больше, если работодателю не придется за них платить установленные законом налоги и взносы.

Это вдвойне преступное действие: нарушение прав работников (например, не выплачиваются взносы в фонды социального обеспечения) и уклонение от уплаты налогов в государственный бюджет. Таким образом, нелегальные работники способствуют росту неформальной экономики и тому, что работодатели зарабатывают деньги на основе несправедливой конкуренции и обмана. Коррупция и взяточничество идут рука об руку с уклонением от уплаты налогов и многочисленными нарушениями прав работников. Кто захочет жить в такой стране?

Профсоюзы во всех странах мира сталкиваются с подобной проблемой и ставят вопросы неформальной экономики и вовлечения нелегальных работников в профсоюз на первое место в повестке дня. Если они этого не сделают, то возникнет опасность для самих профсоюзов.

Работа по договору – это важно. Необходимо заключить официальный договор.

Но это только первый шаг.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ:

Работодатели обычно заявляют, что договорные отношения между работниками и работодателями должны заключаться на индивидуальной основе. Однако большинство работников понимает, что работодатель и отдельный работник имеют неравные статус и переговорную платформу. Равновесие может быть достигнуто, если интересы работника представляет коллективная организация. Это не значит, что немедленно возникает конфликт или противостояние между работодателем и работниками. Наоборот, баланс влияния и силы создает более крепкую основу для партнерства и сотрудничества в рамках системы коллективных переговоров или за ее пределами.

Коллективные переговоры – это процесс, в ходе которого работники совместно ведут переговоры с работодателем по составлению соглашения. На уровне компании коллективные переговоры имеют место тогда, когда работники организованы в профсоюз, ведущий от их лица переговоры с руководством компании, которое признает право профсоюза на то, чтобы представлять своих членов. Целью коллективных переговоров является заключение коллективного договора, который может касаться вопросов оплаты труда и других условий труда и льгот, а также процессуальных договоренностей, регулирующих отношения работников и работодателя. Процесс переговоров основывается на понимании того, что существуют различные, часто конфликтующие интересы между рабочей силой как наемным работником и работодателем как акционером/владельцем, которые должны быть урегулированы.

Профсоюзы по всему миру бьются за то, чтобы закон обязывал работодателей признавать коллективные переговоры и договоры как часть регулярного социального диалога.

Коллективные переговоры – это одна из важнейших задач профсоюза.

В своем роде, это способ гарантировать то, что работники получат справедливую долю валового продукта страны. Однако коллективные переговоры должны быть не только инструментом улучшения материального уровня жизни работников; их целью также является укрепление социальной позиции работников и защита их здоровья. Гуманизация условий труда, таким образом, уже долгое время является частью политики профсоюзов при ведении коллективных переговоров. Более того, коллективные соглашения должны гарантировать то, что работники защищены от произвольных решений работодателей и от негативных последствий технологических перемен.

Советы преподавателю:

Поскольку проблема неформальной занятости так важна и одновременно трудна для профсоюзов, инициируйте непродолжительную дискуссию после вашего доклада, основанного на Раздаточном материале 2. Попросите участников поделиться своим мнением по данному вопросу. Есть ли у них какой-либо профсоюзный опыт, связанный с неформальной занятостью?

Задание 1: КАК ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ?

Цели:

Выяснить КАК вести переговоры и ЧТО выносить на обсуждение

Определить основные «правила» коллективных переговоров

Понять, что интересы работников отличаются от интересов работодателей.

Методика:

Работа в группах

Ролевая игра

Дискуссия

Задачи:

Вам понадобится подготовить ролевую игру, основанную на следующей информации: Представьте, что на вашем предприятии профсоюз и работодатель договорились о проведении коллективных переговоров; вы уже прошли все первоначальные процедуры, предусмотренные законом, и теперь вы (профсоюзы) готовы предъявить свои требования, а работодатель готов их обсуждать.

Задачи для группы, представляющей ПРОФСОЮЗЫ

1. Работая в группе, подготовьтесь к переговорам следующим образом: разработайте СПИСОК ТРЕБОВАНИЙ (три основных пункта). Когда список готов, передайте его представителям работодателя (не более 10 минут)

2. Распределите роли в группе (например, основной спикер, эксперт и т.д.)

3. Разработайте стратегию переговоров (аргументы в поддержку своих требований)

4. Продумайте также возможные контраргументы, которые, возможно, будет использовать другая сторона.

5. Разыграйте ролевую игру в зале заседаний (у вас и у другой стороны будет 10 минут на то, чтобы «сыграть» в переговоры)

Задачи для группы, представляющей РАБОТОДАТЕЛЯ

1. Работая в группе, подготовьтесь к переговорам следующим образом:

Распределите роли в группе (например, основной спикер, эксперт и т.д.)

2. Основываясь на полученном профсоюзном списке требований, разработайте стратегию переговоров (продумайте, какие аргументы могут использовать профсоюзы, постарайтесь найти контраргументы, определите максимальный размер того, что вы можете дать, и т.д.)

3. Разыграйте ролевую игру в зале заседаний (у вас и у другой стороны будет 10 минут на то, чтобы «сыграть» в переговоры)

Время: 40 минут на подготовку; 10 минут на ролевую игру

Советы преподавателю:

Общие замечания: это упражнение для разогрева, так что нет необходимости в тщательной подготовке с обеих сторон.

1. Разделите участников на две группы, раздав им маленькие листки бумаги (на половине из которых написано ПРОФСОЮЗ, а на другой – РАБОТОДАТЕЛЬ). Если у вас большая группа, вы можете провести две ролевые игры (например, 2 группы профсоюзов и 2 группы работодателей).

2. Подробно объясните задание и покажите группам, где им расположиться; разъясните временные рамки – 40 минут на работу в группах и 10 минут на ролевую игру.

3. Убедитесь, что представители профсоюзов вовремя передали представителям работодателя список требований (через 10 минут после начала подготовки).

4. При необходимости подготовьте помещение так, чтобы там было предусмотрено место для «стола переговоров».

5. Дайте участникам вести дискуссию не более 10 минут (если у вас две ролевые игры, то выделите больше времени!)

6. Инициируйте управляемую вами дискуссию, используя следующие вопросы: (вы можете их заранее написать на флипчарте или лекционном плакате, чтобы их было всем видно)

- Охватывает ли программа всех работников (кто не получает никакой выгоды)?

- Интересы/потребности (например, что еще можно включить в программу переговоров)?

- Удовлетворены ли мы нынешним содержанием коллективных переговоров?

- Что можно сделать, чтобы его улучшить?

7. Не забудьте подвести итоги дискуссии, выделив ее наиболее важные пункты, и обратите особое внимание на вопрос представительства женщин и темы повестки, связанные с гендерными вопросами. Прокомментируйте их!

Общее время: максимум 1 час 20 минут; 40 минут на подготовку, 10 (или 20) минут на игру, 20 минут на оценку игры и обсуждение.

Задание 2: ЧТО ВАМ НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО НАЧАЛА КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ?

Цели: понять, что законодательство / правила / международные нормы – это полезные, реалистичные и прагматичные механизмы ведения переговоров.

Методика: Дискуссия

Задача: Обсудить предусмотренный перечень на занятии

Время: 30 минут

Советы преподавателю:

ВНИМАНИЕ! Перед семинаром вам нужно:

A. Добавить к нижеприведенному списку (Раздаточный материал 3) вашу национальную ПРАВОВУЮ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНУЮ БАЗУ для коллективных переговоров (пункт 5 в перечне)

B. Проверить, ратифицировала ли ваша страна нижеперечисленные Конвенции МОТ и другие документы (по вопросам, связанным с МОТ, см. www.ilo.org/ilolex/)

C. Убедиться, что у вас есть копии всех перечисленных документов (по крайней мере, одна копия для себя).

Если вы их не подготовите, вы не сможете далее проводить этот курс!

1. Раздайте нижеприведенный перечень всем участникам (С ДОПОЛНЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ!)

2. Объясните, что это практичные механизмы ведения переговоров, которые участники могут применять самостоятельно, и что они не смогут успешно провести переговоры, не обладая данной информацией. Такие перечни должны быть составлены конфедерациями и разосланы по всем членским организациям

3. Прочитайте перечень пункт за пунктом. Можно попросить, чтобы участники прочитали его вслух.

4. Затем инициируйте дискуссию о том, как можно использовать все эти документы – национальные и международные.

Общее время: 30 минут (максимум 45 в зависимости от дискуссии)

ВНИМАНИЕ! Перечень может оказаться довольно длинным (когда вы добавите национальное законодательство), так что вы, может быть, решите зачитать все пункты и представить их участникам в качестве ссылок. Что касается дискуссии, то вам следует решить самостоятельно, на что следует обратить особое внимание.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 3: Контрольный список - Что вам нужно сделать до начала коллективных переговоров

Что в первую очередь должен сделать профсоюзный деятель на уровне компании до начала переговоров по его (первому?) коллективному договору на уровне компании:

ПРОВЕРИТЬ следующее:

I. Ратифицировала ли ваша страна нижеприведенные конвенции Международной организации труда (МОТ)?

• Конвенция 87 (Конвенция о свободе объединения и защите права на организацию, 1948)

• Конвенция 98 (Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949)

• Конвенция 111 (Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, 1958)

• Конвенция 100 (Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, 1951)

• Конвенция 156 (Конвенция о равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями, 1981)

• Конвенция 122 (Конвенция о политике в области занятости)

• Конвенция 142 (Конвенция о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, 1975)

• Конвенция 89 (Конвенция о ночном труде женщин в промышленности, 1948 и Протокол 1990)

• Конвенция 171 (Конвенция о ночном труде, 1990)

• Конвенция 47 (Конвенция о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, 1935)

• Конвенция 177 (Конвенция о надомном труде, 1997)

• Конвенция 131 (Конвенция об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран, 1979)

• Конвенция 183 (Конвенция о пересмотре Конвенции 1952 года об охране материнства, 2000)

• Конвенция 85 (Конвенция об инспекции труда на территориях вне метрополии, 1945)

• Конвенция 102 (Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения, 1952)

• Конвенция 135 (Конвенция о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях, 1971)

• Конвенция 144 (Конвенция о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм, 1976)

• Конвенция 175 (Конвенция о работе на условиях неполного рабочего времени, 1994)

• Конвенция 154 (Конвенция о содействии коллективным переговорам, 1981)

II. Ратифицировала ли ваша страна пересмотренную Европейскую Социальную Хартию?

III. Какие государственные акты регулируют/содержат право на ведение социального диалога и коллективных переговоров?

а. Национальная Конституция

б. Трудовое законодательство

в. Закон о профсоюзах

г. Закон о представительности профсоюзов

д. Отдельные законы или регулирующие акты для разных отраслей (здравоохранение, железные дороги, полиция, образование, энергетика и т.д.)

е. Другие специальные законы/регулирующие акты, какие?

IV. Включено ли право на ведение коллективных переговоров и социального диалога/на социальное партнерство в следующие документы:

а. Национальные трехсторонние или двусторонние соглашения

б. Социальные пакты

в. Отраслевые коллективные соглашения (в особенности в вашей отрасли)

г. Региональные двусторонние или многосторонние коллективные соглашения (посмотрите соглашение по вашему региону или округу)

д. Коллективные соглашения на уровне компании (просмотрите предыдущие соглашения на вашем предприятии, а также найдите и оцените подобные соглашения на других предприятиях того же сектора)

е. Своды регулирующих положений и подобные документы на уровне компании

ж. Внутренние своды правил вашего профсоюза (чтобы узнать обычную процедуру заключения коллективных соглашений, организации забастовки и т.д.)

з. Любые другие документы, относящиеся к коллективным переговорам?

V. Национальные правовые и институциональные параметры коллективных переговоров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Василию Аксенову, стиляге и писателю от неглавных героев его книг с любовью, уважением и стебом

    Документ
    Слави впервые был на трассе не в качестве попутного груза, хичкакера, а водителя транспортного средства. Это все Диди, пристала как полис к пьяному - давай купим кар, давай купим кар, давай купим Ну купили.
  2. Карнаухов без срока давности

    Документ
    По набережной Москвы-реки неспешно и весело шли офицеры. Они были молоды, красивы и очень уверены в себе. Заразительная молодость, не растраченная энергия и бьющая из них невероятная жажда жизни, вызывали у торопящихся встречных и
  3. Януш Вишневский (2)

    Документ
    Выпив до дна, она поставила рюмку перед тарелкой, рядом со стаканом в металлическом подстаканнике, чтобы все видели, что та пустая. Через минуту она обратилась через широкий овальный стол к Марцину,
  4. Булате Шалвовиче Окуджаве. Ее авторы совершенно разные люди: писатели, поэты, литературоведы, музыканты, художники, деятели кино, не слишком знакомые друг с другом, объединены любовью к человеку, которому посвящена книга

    Книга
    Выражаем глубокую благодарность всем авторам, принявшим участие в создании этой книги, и лично Льву Шилову и Марату Гизатулину, сопредседателям Клуба друзей Булата, за предоставленные материалы.
  5. Муратов н е р е а л ь н о е к и н офантазии взбунтовавшегося киномана

    Документ
     Серджо Леоне  Луис Бунюэль  Марко Феррери  Михаил Пташук  Григорий Козинцев  Анджей Мунк  Андрей Тарковский  Александр Роу  Сергей Герасимов  Леонид Менакер  Жермен Дюлак  Геннадий Казанский  Яков Протазанов  Войчех

Другие похожие документы..