Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
1. Информация о выполнении федерального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010...полностью>>
'Рассказ'
Внеклассное чтение Уроки Темы 1 Самые интересные книги прочитанные летом Берестов «Веселый стих» 3 Заходер «Веселые стихи» 4 Пермяк «Сказки и рассказы...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Методичні рекомендації до написання та захисту бакалаврських і магістерських робіт з історичного джерелознавства для студентів спеціальності «Архівоз...полностью>>
'Документ'
Ці Ліцензійні умови розроблені відповідно до Законів України “Про ліцензування певних видів господарської діяльності”, “Про туризм”, “Про захист прав ...полностью>>

Информация Правительства Азербайджанской Республики относительно Заключительных замечаний Комитета по правам человека оон, принятых по третьему периодическому доклад

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дети в убежищах размещаются, как правило, отдельно от взрослых. С учетом интересов ребенка он может быть размещен с родителями (за исключением случаев наличия подозрения в том, что родители причастны к тому, что ребенок стал жертвой торговли людьми) или другими лицами, оказывающими положительное влияние на психологическое состояние ребенка. Детям предоставляется возможность продолжения образования, поддержания связей и отношений с их родителями.

В целях разъяснения жертвам торговли людьми о существующих административных и правовых процедурах защиты их прав и интересов, оказания медицинской, психологической и другой необходимой помощи, а также помощи в их социальной реабилитации создаются центры помощи. Помощь в указанных центрах предоставляется по просьбе любого лица, представившего себя в качестве жертвы торговли людьми, независимо от его поведения, желания сотрудничать с органами уголовного преследования и давать показания против торговцев людьми. В случае, если в центрах помощи предполагается, что лицо является жертвой торговли людьми, предпринимаются меры к размещению данного лица в убежище.

В соответствии с "Правилами осуществления социальной реабилитации жертв торговли людьми" утвержденными Постановлением Кабинета министров Азербайджанской Республики от 6 марта 2006 года для каждой жертвы составляется индивидуальный план социальной реабилитации. Данный план осуществляется путем оказания жертвам торговли людьми юридической и психологической помощи, проведения мероприятий по их медицинской реабилитации, профессиональной подготовке, переподготовке и устройстве на работу, также обеспечения указанных лиц жилой площадью.

Постановлением Кабинета министров от 12 января 2006 года было утверждено "Положение о фонде помощи жертвам торговли людьми", определяющее правовые основы деятельности специально созданного фонда помощи жертвам торговли людьми. Основной обязанностью фонда является обеспечение в Азербайджанской Республике оплаты расходов жертв торговли людьми, оказание им помощи и финансирование в пределах своих полномочий иных работ, связанных с социальной реабилитацией указанных лиц.

Средства фонда направляются на выплату компенсаций, социальную реабилитацию, оплату медицинских и иных расходов жертв торговли людьми, возмещение на основании решения суда материального и морального вреда, причиненного указанным лицам.

Также Кабинетом министров было принято Постановление от 17 июня 2006 года "Об определении суммы пособия, выплачиваемого в период реинтеграции лицам, пострадавшим от торговли людьми" в соответствии с которым было установлено пособие, выплачиваемое в период реинтеграции, в 30-кратном размере условной финансовой единицы.

В целях продолжения мероприятий, осуществляемых в сфере борьбы с торговлей людьми, усовершенствования нормативно-правовой базы и институциональных механизмов, в том числе повышения эффективности в деятельности государственных органов, Распоряжением главы государства от 6 февраля 2009 года утвержден "Национальный план деятельности по борьбе с торговлей людьми в Азербайджанской Республике (2009-2013 годы)".

Основная цель данного Плана заключается в выявлении и предупреждении всех форм торговли людьми, а также продолжении осуществления мероприятий по устранению их последствий. В Национальном плане определены мероприятия по усовершенствованию уголовного преследования в сфере борьбы с торговлей людьми, усилению безопасности жертв, их реабилитации, сотрудничеству, координации и просвещению в этой области.

По пункту 7

В соответствии с "Законом о полиции" Азербайджанской Республики задержание это содержание лица в местах временного содержания с краткосрочным ограничением его свободы в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики, арест это содержание лица в соответствующем месте содержания под арестом с временным ограничением его свободы в качестве административного взыскания за совершение административного проступка или в качестве меры пресечения в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики.

На основании данного закона сотрудник полиции, осуществляющий полномочия, связанные с ограничением прав и свобод граждан, должен:

- при задержании или аресте лица использовать безопасные способы и средства, за исключением вынужденной обороны и случаев крайней необходимости;

- представиться лицу в момент задержания или ареста, предъявив служебное удостоверение;

- сразу после задержания сообщить лицу основания для его задержания, разъяснить, что он имеет право не свидетельствовать против себя и близких родственников, воспользоваться помощью защитника;

- безотлагательно препроводить задержанное или арестованное лицо в орган полиции, запротоколировать в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики, факт задержания или ареста, ознакомить задержанного или арестованного лица с этим протоколом, зарегистрировать каждый факт задержания или ареста в соответствующем органе полиции;

- безотлагательно сообщить о задержании или аресте близким родственникам задержанного или арестованного лица, по его требованию - по месту работы или учебы (членам семей пожилых, несовершеннолетних и недееспособных вследствие психического состояния задержанных лиц администрация мест временного содержания сообщает по собственной инициативе);

- обеспечить право задержанного или арестованного лица по его требованию на помощь защитника;

- при обхождении с задержанным или арестованным лицом с уважением относиться к его личности и достоинству, проявлять особое внимание к женщинам, несовершеннолетним, старикам, больным и инвалидам;

- безотлагательно освободить задержанное или арестованное лицо на основании решения суда (судьи), а также после истечения сроков задержания или ареста.

Сотрудник полиции обеспечивает иные права задержанного или арестованного лица, предусмотренные законодательством Азербайджанской Республики.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Азербайджанской Республики лица подозреваемые в совершении преступлений, не могут содержаться в изоляторах временного содержания органов полиции более 48 часов. В случае принятия по отношению таких лиц меры пресечения в виде ареста, они переводятся в следственные изоляторы Министерства юстиции в течение 24 часов.

Сpок администpативного задеpжания лица, совеpшившего администpативный пpоступок, не может пpевышать тpех часов, за исключением случаев, предусмотренных Административным кодексом.

Для установления обстоятельств пpоступка, совеpшенного лицом, в отношении котоpого ведется пpоизводство по делу о наpушении этим лицом погpаничного pежима, пpигpаничного pежима (pежима погpаничной полосы), наpушение pежима в пунктах пpопуска чеpез госудаpственную гpаницу Азеpбайджанской Республики, а также для установления личности наpушителя, сpок администpативного задеpжания может быть пpодлен до 24 часов, а пpи отсутствии документов, подтвеpждающих личность совеpшившего администpативный пpоступок, pешением судьи этот сpок может быть пpодлен до тpех суток.

Лицо, выявленное на улице и других общественных местах на территории обьявленной зоной чрезвычайного положения, во время комендантского часа без специального разрешительного документа – может задержаться в админстративном порядке до истечения комендантского часа, а в случае отсутствия при себе удостоверения личности – до установления личности.

По истечении времени режима чрезвычайного положения, лица задержанные в админстративном порядке за нарушения требований этого режима, немедленно освобождаются.

Сpок администpативного задеpжания лица, в отношении котоpого ведется пpоизводство по делу об администpативном пpоступке, пpедусматpивающем наложение администpативного взыскания в виде администpативного задеpжания, не может пpевышать 24 часов.

По пункту 8

В уголовно-процессуальном законодательстве Азербайджанской Республики определены такие меры пресечения как арест, домашний арест, залог, подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство организации, передача под надзор полиции, передача под присмотр (несовершеннолетнего), передача под наблюдение командования (военнослужащего или военнообязанного), отстранение от должности.

Содержание лица под стражей допускается только на основании постановления суда. Меры пресечения в виде ареста, домашнего ареста и залога могут быть избраны только в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления, а обращение об избрании данной меры пресечения рассматривается судом в течение 24 часов после его поступления в суд.

Домашний арест и залог являются альтернативными аресту мерами пресечения и могут быть избраны вместо него после получения судебного постановления о заключении обвиняемого под стражу.

В уголовно-процессуальном законодательстве Азербайджанской Республики определен конкретный круг лиц, к которым применяется арест и альтернативные ему меры пресечения. Данные меры могут применяться только в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, а также лица, обвиняемого в совершении преступления, наказываемого лишением свободы на срок до двух лет. Меры пресечения могут быть применены в целях пресечения попытки обвиняемого скрыться от органа, осуществляющего уголовный процесс, воспрепятствования нормальному ходу предварительного следствия или судебного разбирательства, повторного совершения преступления, неявки по вызову органа, осуществляющего уголовный процесс или уклонения от привлечения к уголовной ответственности, а также воспрепятствования исполнению приговора суда.

В случаях отсутствия необходимости в изоляции обвиняемого от общества путем его содержания под стражей, суд вправе заменить арест домашним арестом. Одновременно с вынесением постановления об аресте суд может решить вопрос об освобождении обвиняемого из-под ареста под залог, и в случае признания такого освобождения возможным определяет сумму залога, которая не должна быть чрезмерно высокой.

По ходатайству стороны защиты суд может пересмотреть свое постановление о недопустимости залога и о сумме залога.

Постановление суда об избрании ареста в качестве меры пресечения может быть обжаловано сторонами уголовного процесса в суд апелляционной инстанции.

Суд, вынесший постановление об избрании ареста в качестве меры пресечения, вправе досрочно изменить или отменить это постановление по представлению прокурора, осуществляющего процессуальное руководство предварительным расследованием.

Кроме того, согласно статье 157 Уголовно-процессуального кодекса следователь или прокурор в случаях наличия медицинского заключения о невозможности содержания обвиняемого под стражей в связи с тяжелой болезнью, вынесения постановления о квалификации содеянного как преступления, не представляющего большой общественной опасности, могут прекратить применение избранной судом меры пресечения в виде ареста.

Во время досудебного производства по уголовному делу предельный срок содержания обвиняемого под стражей, как правило, не может превышать: по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности - 3 (трех) месяцев, по преступлениям небольшой тяжести - 6 (шести) месяцев, по тяжким преступлениям - 9 (девяти) месяцев, по особо тяжким преступлениям - 12 (двенадцати) месяцев.

В исключительных случаях, когда большой объем материалов, собранных во время досудебного производства по уголовному делу, или многочисленность обвиняемых лиц задержали или в иной форме затруднили следствие по делу, вышеуказанный предельный срок содержания обвиняемого лица может быть продлен судом по преступлениям небольшой тяжести и тяжким преступлениям не свыше чем на 3 (три) месяца, по особо тяжким преступлениям не свыше 6 (шести) месяцев.

В настоящее время под арестом содержится 2 361 человек, что составляет 14,1% от общего числа лиц, содержащихся в учреждениях отбывания наказания.

В 2008 году Министерством юстиции была разработана и начато применение экспериментальной электронной версии уголовного дела. Применение данного технического новшества не только создает более широкие возможности при рассмотрении дел в судах, ознакомлении с документами, предотвращает вероятность фальсификации документов, но также и позволяет рассматривать в судах уголовные дела в максимально короткие сроки.

По пункту 9

В компетенцию Общественного Комитета входит обеспечение участия общественности в исправлении осужденных и осуществление общественного контроля над деятельностью пенитенциарных учреждений. Все члены Комитета имеют специальные пропуска для беспрепятственного доступа в пенитенциарные учреждения.

Cрок полномочий членов Комитета составляет один год. После завершения данного срока Избирательной Комиссией формируется новый состав Комитета. Данная процедура осуществляется путем оценки и анализа деятельности членов Комитета на основании представленных индивидуальных отчетов, также рассмотрения программ и предложений неправительственных организаций, обратившихся для участия в работе нового состава Общественного Комитета.

В течении более чем двухлетнего функционирования Комитет регулярно по своему выбору проводит мониторинги в различных пенитенциарных учреждениях страны и количество проводимых мониторингов увеличивается с каждым годом. Если в первый год (2006-2007 годы) функционирования было совершено более 75 посещений, то в 2008 году их количество увеличилось до 90. По итогам посещений предоставляются соответствующие отчеты, являющиеся предметом тщательного анализа и использующиеся при определении мер, направленных на реформирование пенитенциарной системы. Для обеспечения оперативности в предоставлении указанных отчетов Министерством юстиции разработана специальная форма опроса, в которую были включены вопросы, связанные с осуществлением общественного контроля.

Во время посещений члены Общественного комитета регулярно проводят конфиденциальные встречи с осужденными, знакомятся с условиями их содержания, материально-бытовым обеспечением, медицинским обслуживанием и т.д. Правозащитники также представляют соответствующие предложения и рекомендации, связанные с улучшением условий содержания осужденных, открытием рабочих мест в пенитенциарных учреждениях, совершенствованием условий труда персонала указанных учреждений. На основании данных рекомендаций Министерством Юстиции осуществляются необходимые мероприятия, и членам Комитета регулярно предоставляется подробная информация по этому поводу.

Создание регулярной и независимой системы контроля за местами заключения

В соответствии с Соглашением, подписанным 1 июня 2000 года между Правительством Азербайджанской Республики и Международным комитетом Красного Креста, Министерством юстиции осуществляется продолжительное сотрудничество с данной организацией в целях регулярного и независимого контроля над местами заключения. Представителям МККК представлено право без ограничения и систематически посещать пенитенциарные учреждения, проводить индивидуальные встречи с осужденными, знакомиться с условиями их содержания. На основании конфиденциальных отчетов данной организации предпринимаются необходимые меры.

В период с 2000-2008 годы членами МККК совершено 279 визитов в пенитенциарные учреждения страны, в ходе которых были проведены встречи с 63 343 лицами.

На основании Европейской конвенции "По предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания", к которой Азербайджан присоединился 25 декабря 2001 года, Европейский комитет против пыток (CPT) совершил два периодических и три специальных (ad hoc) визита в нашу страну, в ходе которых были посещены соответствующие государственные учреждения, в том числе места лишения свободы. Последний визит данного Комитета был совершен в декабре 2008 года. По результатам этих посещений предоставляются отчеты, отражающие соответствующие рекомендации.

Необходимо также отметить, что 2 декабря 2008 года Азербайджан ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции ООН "Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания". В соответствии с данным Протоколом каждое государство-участник дает разрешение на посещение специальным Подкомитетам по предупреждению пыток любого места, находящегося под его юрисдикцией и контролем, в котором содержатся или могут содержаться лица, лишенные свободы. Наряду с этим, необходимо отметить, что 13 января 2009 года Институт уполномоченного по правам человека был определен как учреждение осуществляющее функции национального превентивного механизма в соответствии с Факультативным протоколом.

В Азербайджане также существуют эффективные национальные механизмы контроля над пенитенциарными учреждениями.

Согласно Конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека Азербайджанской Республики" от 28 декабря 2001 года Омбудсмен и сотрудники ее аппарата беспрепятственно и без предварительного уведомления посещают пенитенциарные учреждения, встречаются наедине с заключенными и проводят соответствующие мониторинги. Так, только в течение 2008 года было совершено 82 визита в учреждения, находящиеся в подчинении Министерства юстиции.

Помимо этого, по инициативе Омбудсмена совместно с бакинским офисом ОБСЕ в рамках проекта "Помощь Омбудсмену в быстром рассмотрении жалоб и изучении фактов нарушения прав человека в местах временного заключения и изоляторах" была создана "Быстрая расследовательская группа", которая регулярно проводит мониторинги в изоляторах и полицейских участках города Баку и докладывает о недостатках в Министерство внутренних дел.

В целях усиления контрольных механизмов, в течение последних лет в Министерстве юстиции были сформированы соответствующие структурные подразделения. Так, были созданы Инспекция по надзору за исполнением наказаний и Управление по правам человека и связям с общественностью, которые наделены полномочиями по беспрепятственному доступу в пенитенциарные учреждения, индивидуальным встречам с осужденными, ознакомлению с условиями их содержания.

Вопрос общественного контроля над обеспечением прав обвиняемых и осужденных нашел свое отражение в "Государственной Программе по развитию Азербайджанской юстиции на 2009-2013 годы". В соответствии с пунктом 5.2 данной Программы придусматривается широкое использование возможностей общественности в целях контроля над обеспечением прав обвиняемых и осужденных, санитарно-гигиенических, материально-бытовых и других условий их содержания. Помимо этого, в пункте 1.3 определена необходимость привлечения общественности, в том числе неправительственных организаций к совершенствованию законодательства, связанного с функционированием системы юстиции.

По пункту 10

Условия содержания в пенитенциарных учреждениях не представляют опасность для осужденных больных туберкулезом и лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы.

В сотрудничестве с Международным комитетом Красного Креста (МККК) организовывается целенаправленное лечение осужденных, больных туберкулезом. На основании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения начиная, с 1995 года лечение таких осужденных осуществляется с помощью программы ДОТС (краткосрочный курс лечения под непосредственным наблюдением). В течение 1995-2008 годов к соответствующему курсу лечения по программе ДОТС были привлечены 9 262 осужденных.

В целях оценки хода и результатов лечения, при Специализированном лечебном учреждении Министерства юстиции была создана комиссия по Консилиуму. В работу комиссии наряду с руководством Программы контроля над туберкулезом МККК были привлечены также ведущие сотрудники Министерства здравоохранения Азербайджанской Республики.

В результате предпринятых мер число умерших от этой болезни в пенитенциарных учреждениях в 2008 году по сравнению с 1995 годом снизилось в 15,8 раза.

В настоящее время также осуществляются комплексные меры по совершенствованию и модернизации инфраструктуры пенитенциарной системы в соответствии с международными стандартами, улучшению условий содержания осужденных, в том числе приговоренных к пожизненному лишению свободы.

В 2007 году начато строительство новой тюрьмы (вместимость 1 500 человек) в поселке Умбаку Гарадагского района г. Баку. В новой тюрьме предусматривается создание специальных комнат для занятия полезным трудом и спортом, лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы. Также будут созданы необходимые условия для нахождения их в достаточной степени на открытом воздухе. В каждой камере планируется установка отдельного санитарного узла, душа, также создание индивидуальных площадок (комнат) для прогулок напротив камер.

Необходимо отметить, что в целях гуманизации правил отбывания и исполнения наказаний, 24 июня 2008 года Парламент страны принял Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс исполнений наказаний Азербайджанской Республики, а также Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики".

Применение данного закона способствовало увеличению в значительной степени размера средств, расходуемых лицами, приговоренными к пожизненному лишению свободы. Осужденным также было предоставлено право, смотреть в камерах телевизионные передачи, количество предоставляемых данной категории осужденных телефонных разговоров было увеличено в 4 раза, а количество краткосрочных и длительных свиданий, получаемых ими посылок, передач и бандеролей - в 2 раза.

В то же время, в Гобустанской тюрьме осуществлен ряд мероприятий по улучшению материально-бытовых условий осужденных, в том числе лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы. Так, во многих камерах осуществлены ремонтные работы, восстановлена отопительная система, основательно отремонтирована тюремная кухня, которая снабжена современным оборудованием, улучшено качество и разнообразие питания.

Также следует отметить, что в пункте 5 Национального плана деятельности по защите прав человека в Азербайджанской Республике было предусмотрено поручение о подготовке проекта Закона "О содержании подозреваемых или обвиняемых лиц в местах содержания под стражей". В целях исполнения данного поручения был подготовлен соответствующий законопроект, который уже прошел два чтения в парламенте страны. В настоящее время идут работы по подготовке данного законопроекта для третьего чтения.

В проекте предусмотрено, что медицинское обследование может осуществляться не только медицинским персоналом мест содержания под стражей, но также и по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, либо его защитника государственными или частными медицинскими учреждениями.

Меры, связанные с улучшением условий содержания осужденных также были затронуты в "Государственной Программе по развитию Азербайджанской юстиции на 2009-2013 годы".

В пункте 1.6 Программы предусмотрено совершенствование законодательства, регулирующего условия и порядок содержания осужденных в целях более широкого обеспечения их прав. В целях привлечения осужденных к общественно полезному труду в соответствии с Программой предусматривается (пункт 5.1) восстановление существующих и создание новых производственных сфер в учреждениях исполнения наказаний. Как уже было указано выше, в Программе также нашли свое отражение вопросы, связанные с привлечением общественности (пункт 5.2) к осуществлению контроля над обеспечением прав обвиняемых и осужденных, санитарно-гигиенических, материально-бытовых и других условий их содержания. В данном документе также предусмотрено улучшение условий содержания в пенитенциарных учреждениях (пункт 5.5), в соответствии с Национальным планом деятельности по защите прав человека в Азербайджанской Республике, рекомендациями международных организаций и требованиями Европейских пенитенциарных правил. Отдельным пунктом Программы (пункт 5.7) предусматривается вопрос приведения учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов в соответствие с международными стандартами.

По пункту 11

Необходимо отметить, что, учитывая будущее возвращение вынужденных переселенцев в Нагорный Карабах и другие окружающие его районы, в соответствии с "Государственной Программой по улучшению жилищных условий и увеличению занятости беженцев и вынужденных переселенцев" от 2004 года, предусмотрено начало подготовки проекта Программы большой репатриации   "Большое возвращение". Данная программа подготавливается при участии и финансовой поддержке международных финансовых учреждений, агентств ООН, международных и национальных гуманитарных организаций.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2008 года №701 Об утверждении четвертого и пятого сводного периодического доклад

    Доклад
    Об утверждении четвертого и пятого сводного периодического доклада о выполнении Республикой Казахстан Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
  2. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 декабря 1965 года, Правительство Республики Казахстан  постановляет:       Утвердить прилагаемый четвертый и пятый сводный периодический доклад

    Доклад
    Об утверждении четвертого и пятого сводного периодического доклада о выполнении Республикой Казахстан Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
  3. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (2)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  4. Шестой периодический доклад Украины о выполнении положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

    Доклад
    Стратегической целью социальной политики Украины есть достижение ощутимого улучшения материального состояния и условий жизни людей; обеспечение полной продуктивной занятости населения; снижение уровня бедности и увеличение богатства нации.
  5. Доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

    Доклад
    В январе 2011 года Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека было принято решение о проведении общественной правовой экспертизы (научно-правового анализа) судебных актов по уголовному делу М.

Другие похожие документы..