Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
. Транспозиция временных форм глагола в русском языке 8 1. .1. Настоящее в будущее 30 1. . . Будущее в настоящее 31 1. .3. Настоящее в прошедшее 3...полностью>>
'Урок'
Знание истории развития изучаемого предмета расширяет кругозор будущего специалиста. История дает возможность учиться на уроках прошлого и таким обра...полностью>>
'Документ'
При анализе производительности интересно только состо- яние подсистем (работает / не работает)....полностью>>

Методические рекомендации по использованию учебника «Геометрия 10-11»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию учебника «Геометрия 10-11» авторов

И.М. Смирновой, В.А. Смирнова при изучении геометрии на базовом и профильном уровнях

Допущено МО РФ

Издательство МНЕМОЗИНА

2004 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию учебно-методического комплекта по геометрии

И.М. Смирновой, В.А. Смирнова для 10-11 классов

базового уровня

В учебно-методический комплект по геометрии входят следующие книги:

1. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Геометрия 10-11. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2003.

2. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Геометрия. Дидактические материалы. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2003.

3. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. Геометрия. 10-11 классы: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 2003.

Учебник геометрии соответствует программе по математике для общеобразовательных учреждений, имеет гриф Министерства образования РФ и входит в Федеральный перечень учебной литературы.

Задача, которую ставили перед собой авторы данного учебника и методических пособий, состояла в том, чтобы, опираясь на достигнутый отечественной школой уровень геометрического образования, сделать курс геометрии 10-11 классов современным и интересным, учитывающим склонности и способности учеников, направленным на формирование математической культуры, интеллектуальное развитие личности каждого ученика, его творческих способностей, формирование представлений учащихся о математике, ее месте и роли в современном мире.

Содержание учебника по главам следующее.

Глава I. Начала стереометрии.

Глава II. Параллельность в пространстве.

Глава III. Перпендикулярность в пространстве.

Глава IV. Многогранники.

Глава V. Круглые тела.

Глава VI. Объем и площадь поверхности.

Глава VII. Координаты и векторы.

Каждая глава учебника включает в себя параграфы, относящиеся к основному материалу и дополнительному материалу, помеченному звездочкой.

Основной материал учебника соответствует новым стандартам по геометрии для старших классов базового уровня. Дополнительный материал расширяет и углубляет знания учащихся по геометрии, включает в себя некоторые вопросы современных направлений развития геометрии и ее приложений.

Раздел стандартов "Прямые и плоскости в пространстве" соответствует главам I-III учебника. Раздел "Многогранники" соответствует главе IV. В частности, включенные в этот раздел стандартов новые вопросы "Выпуклые многогранники" и "Теорема Эйлера" содержатся в параграфах 25 и 26 главы IV. Раздел "Тела и поверхности вращения" соответствует главе V учебника. Раздел "Объемы тел и площади их поверхностей" соответствует главе VI, и раздел " Координаты и векторы" – главе VII учебника. Таким образом, представленный учебник геометрии полностью соответствует новым стандартам по математике базового уровня и может быть использован при обучении геометрии в классах базового уровня.

Прилагаемые к учебнику геометрии дидактические материалы имеют гриф Министерства образования РФ, содержат два варианта программы (без учета дополнительного материала и с учетом дополнительного материала), два варианта тематического планирования (без учета дополнительного материала и с учетом дополнительного материала), математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты, материалы для проведения зачетов. Они полностью соответствуют новым стандартам по математике базового уровня, помогут организовать самостоятельную работу учащихся на базовом уровне обучения, провести текущий контроль и итоговую проверку качества обучения.

Приведем вариант программы представленных дидактических материалов, соответствующий новым стандартам по математике базового уровня.

10 класс – 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.

Параграф учебника

Содержание

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23*.

24.

25*.

26*.

27.

28*.

29*.

30*.

Введение

Глава I. Начала стереометрии

Основные понятия и аксиомы стереометрии

Следствия из аксиом стереометрии

Пространственные фигуры

Моделирование многогранников

Контрольная работа № 1

Глава II. Параллельность в пространстве

Параллельность прямых в пространстве

Скрещивающиеся прямые

Параллельность прямой и плоскости Параллельность двух плоскостей

Контрольная работа № 2

Векторы в пространстве

Коллинеарные и компланарные векторы

Параллельный перенос

Параллельное проектирование

Параллельные проекции плоских фигур

Изображение пространственных фигур

Сечения многогранников

Контрольная работа № 3

Глава III. Перпендикулярность в пространстве

Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых

Перпендикулярность прямой и плоскости

Перпендикуляр и наклонная

Контрольная работа № 4

Угол между прямой и плоскостью

Расстояние между точками, прямыми и плоскостями

Двугранный угол

Перпендикулярность плоскостей

Центральное проектирование. Изображение пространственных фигур в центральной проекции

Контрольная работа № 5

Глава IV. Многогранники

Многогранные углы

Выпуклые многогранники

Теорема Эйлера

Правильные многогранники

Полуправильные многогранники

Звездчатые многогранники

Кристаллы – природные многогранники

Контрольная работа № 6

Обобщающее повторение

1

2

2

1

2

1

2

2

3

2

1

2

2

1

2

2

2

3

1

2

3

3

1

2

3

2

2

1

2

2

2

2

1

6

11 класс – 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.

Параграф учебника

Содержание

Кол-во часов

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37*.

38.

39*.

40.

41.

42*.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55*.

56.

57*.

58*.

59*.

60*.

Глава V. Круглые тела

Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости

Многогранники, вписанные в сферу Многогранники, описанные около сферы

Контрольная работа № 1

Цилиндр. Конус

Поворот. Фигуры вращения

Вписанные и описанные цилиндры

Сечения цилиндра плоскостью. Эллипс

Вписанные и описанные конусы

Конические сечения

Симметрия пространственных фигур

Движения

Ориентация поверхности. Лист Мебиуса

Контрольная работа № 2

Глава VI. Объем и площадь поверхности

Объем фигур в пространстве. Объем цилиндра

Принцип Кавальери

Объем пирамиды

Объем конуса

Контрольная работа № 3

Объем шара и его частей

Площадь поверхности

Площадь поверхности шара и его частей

Контрольная работа № 4

Глава VII. Координаты и векторы

Прямоугольная система координат в пространстве

Расстояние между точками в пространстве

Координаты вектора

Скалярное произведение векторов

Уравнение плоскости в пространстве

Контрольная работа № 5

Уравнения прямой в пространстве Аналитическое задание пространственных фигур

Многогранники в задачах оптимизации

Полярные координаты на плоскости

Сферические координаты в пространстве

Использование компьютерной программы «Математика» для изображения пространственных фигур

Обобщающее повторение

3

2

2

1

4

3

2

2

3

2

1

2

2

2

2

1

3

2

2

1

2

3

2

2

3

1

3

10

Приведем вариант тематического планирования данных дидактических материалов (без учета дополнительного материала), соответствующий новым стандартам базового уровня.

10 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)

1. Начала стереометрии (9 ч).

Представление раздела геометрии – стереометрии. Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии и их следствия. Многогранники: куб, параллелепипед, прямоугольный параллелепипед, призма, прямая призма, правильная призма, пирамида, правильная пирамида. Моделирование многогранников из разверток и с помощью геометрического конструктора.

О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, познакомить с основными пространственными фигурами и моделированием многогранников.

Особенностью учебника является раннее введение основных пространственных фигур, в том числе, многогранников. Даются несколько способов изготовления моделей многогранников из разверток и геометрического конструктора. Моделирование многогранников служит важным фактором развития пространственных представлений учащихся.

2. Параллельность в пространстве (25 ч).

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве. Классификация взаимного расположения двух прямых в пространстве. Признак скрещивающихся прямых. Параллельность прямой и плоскости в пространстве. Классификация взаимного расположения прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Параллельность двух плоскостей. Классификация взаимного расположения двух плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Признаки параллельности двух прямых в пространстве. Векторы в пространстве. Коллинеарные и компланарные векторы. Параллельный перенос. Параллельное проектирование и его свойства. Параллельные проекции плоских фигур. Изображение пространственных фигур на плоскости. Сечения многогранников. Исторические сведения.

О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятии параллельности и о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве, систематически изучить свойства параллельных прямых и плоскостей, познакомить с понятиями вектора, параллельного переноса, параллельного проектирования и научить изображать пространственные фигуры на плоскости в параллельной проекции.

В данной теме обобщаются известные из планиметрии сведения о параллельных прямых. Большую помощь при иллюстрации свойств параллельности и при решении задач могут оказать модели многогранников.

Здесь же учащиеся знакомятся с методом изображения пространственных фигур, основанном на параллельном проектировании, получают необходимые практические навыки по изображению пространственных фигур на плоскости. Для углубленного изучения могут служить задачи на построение сечений многогранников плоскостью.

3. Перпендикулярность в пространстве (19 ч).

Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Ортогональное проектирование. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла. Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Расстояние между точками, прямыми и плоскостями. *Центральное проектирование и его свойства. *Изображение пространственных фигур в центральной проекции. Исторические сведения.

О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятиях перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, систематически изучить свойства перпендикулярных прямых и плоскостей, познакомить с понятием центрального проектирования и научить изображать пространственные фигуры на плоскости в центральной проекции.

В данной теме обобщаются известные из планиметрии сведения о перпендикулярных прямых. Большую помощь при иллюстрации свойств перпендикулярности и при решении задач могут оказать модели многогранников.

В качестве дополнительного материала учащиеся знакомятся с методом изображения пространственных фигур, основанном на центральном проектировании. Они узнают, что центральное проектирование используется не только в геометрии, но и в живописи, фотографии и т.д., что восприятие человеком окружающих предметов посредством зрения осуществляется по законам центрального проектирования. Учащиеся получают необходимые практические навыки по изображению пространственных фигур на плоскости в центральной проекции.

4. Многогранники (15 ч).

Многогранные углы. *Выпуклые многогранники и их свойства. *Теорема Эйлера для многогранников и ее приложения. Правильные многогранники. *Полуправильные и звездчатые многогранники. *Кристаллы – природные многогранники.

О с н о в н а я ц е л ь – познакомить учащихся с понятиями многогранного угла и выпуклого многогранника, рассмотреть теорему Эйлера и ее приложения к решению задач, сформировать представления о правильных, полуправильных и звездчатых многогранниках, показать проявления многогранников в природе в виде кристаллов.

Среди пространственных фигур особое значение имеют выпуклые фигуры и, в частности, выпуклые многогранники. Теорема Эйлера о числе вершин, ребер и граней выпуклого многогранника играет важную роль в различных областях математики и ее приложениях. При изучении правильных, полуправильных и звездчатых многогранников следует использовать модели этих многогранников, изготовление которых описано в учебнике, а также графические компьютерные средства.

11 класс (2ч в неделю, всего 68 ч)

1. Круглые тела (25 ч).

Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Поворот. Фигуры вращения. *Сечения цилиндра плоскостью. *Эллипс. Вписанные и описанные конусы. *Конические сечения. Симметрия пространственных фигур. Движения. *Ориентация поверхности. *Лист Мебиуса.

О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры.

В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.

Изучение симметрии пространственных фигур обобщает, углубляет и систематизирует сведения о симметрии, рассмотренные в курсе планиметрии. Прекрасный иллюстративный материал к этой теме дают правильные, полуправильные и звездчатые многогранники.

Следует иметь в виду, что хотя конические сечения относятся к дополнительному материалу (со звездочкой), они играют важную роль в формировании мировоззрения учащихся. Еще Г. Галилей установил, что тело, брошенное под углом к горизонту, движется по параболе. И. Кеплер сформулировал законы движения планет и показал, что планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца по эллипсам. Позднее было установлено, что кометы и другие небесные тела движутся по эллипсам, параболам или гиперболам, в зависимости от их скорости. Фокальное свойство параболы используется при изготовлении отражающих поверхностей телескопов, параболических антенн и т.д.

Лист Мебиуса также относящийся к дополнительному материалу, является первым примером неориентируемой поверхности, придуманным А.Ф. Мебиусом в 1858 году. Оказалось, что он обладает целым рядом замечательных свойств, положивших начало одному из современных разделов математики – топологии. Знакомство учащихся с этой поверхностью может быть осуществлено в форме лабораторной работы.

2. Объем и площадь поверхности (17 ч).

Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.

О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, вывести формулы объемов и площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей.

Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей.

Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации к учебникам математики для 10 11 классов

    Методические рекомендации
    Настоящие рекомендации подготовлены авторами учебников математики, издающихся в издательстве «Просвещение». Материал, относящийся к учебнику А.В.Погорелова: планирование и контрольные работы составлены А.
  2. Методические рекомендации по использованию икт на уроках информатики, математики и физики

    Методические рекомендации
    Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, ПК. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет
  3. Методические рекомендации по использованию учебных пособий «Алгебра и математический анализ, 10», «Алгебра и математический анализ, 11» (авторы: Н. Я. Виленкин, О. С. Ивашев-Мусатов, С. И. Шварцбурд) при узучении предмета на профильном уровне

    Методические рекомендации
    Планирование ориентировано на использование учебных пособий «Алгебра и математический анализ, 10», «Алгебра и математический анализ, 11» (авт. Н.Я.Виленкин и др.
  4. Методическое письмо Опреподавании математики в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан

    Методическое письмо
    Математическое образование в системе общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание
  5. Методические рекомендации по использованию подготовленных учебных пособий «Алгебра и начала анализа 10-11. Ч учебник»

    Методические рекомендации
    ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОДГОТОВЛЕННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ «Алгебра и начала анализа 10-11. Ч.1.Учебник», автор А,Г,Мордкович и др. при изучении КУРСА «АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА,

Другие похожие документы..