Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Расписание'
В. ауд. Статистика лекция доцент Немченко А.В. ауд. Микроэкономика лекция доцент Мордовин А.В. ауд. 14.50-1 . 0 1 .30-18.00 18.10-19.40 19....полностью>>
'Диплом'
Наружные отиты занимают важное место среди воспалительных заболеваний уха, составляя от 18% до 29% случаев. Распространённость наружных отитов увелич...полностью>>
'Документ'
Условия жизни современного человека кардинально отличаются от условий жизни наших предков. На нас обрушивается лавина информации, мы вынуждены приспос...полностью>>
'Документ'
Сейчас прочел корректуры вашей новой книги: "Искание истины", и несмотря на то, что вы мне предлагали прочесть в ней только то новое, чего н...полностью>>

В. Я. Звездин социология культуры учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Понятно, что все их освоить невозможно, необходим какой-то отбор ос­нов. Поэтому значительно возрастает плюрализм актуальной культуры на уровне различных социальных групп, субкультур. На этом уровне нормативные требования могут быть жесткими, идентифицирующими принадлежность ин­дивида к группе. Если он не готов их принять, освоить, то он оказывается за пределами данной группы. Таким образом, ширится число "культурных" мар­гиналов в современном обществе.

Соотношение актуальной культуры и субкультуры

Различие между ними не столько предметное, сколько функциональное.

Субкультура (в частности, молодежная) отражает всю полноту репрезен­тативных, наличных норм и ценностей не только специфических, но, в первую

очередь, принимаемых группой. Поэтому актуальная культура более сложна и 58

многогранна, чем субкультура. Так, конкретное поколение молодежи выбирает систему своих ценностей из актуальной культуры общества, а не создаст каж­дый раз какие-то специфические, молодежные, особые. Следовательно, анализ актуальной культуры молодежи — это не столько поиск особых молодежных культурных явлений и ценностей, сколько попытка выяснить и понять, какие культурные ценности принимает молодежь (учитывая ее социальную неодно­родность).

Взаимодействие культур

0. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Л. Гумилев отмечали, что все куль­
турные ценности являются историческими индивидуальностями со своими
жизненными циклами, т.е. развитие от культуры к цивилизации, которая харак­
теризует умирание культурной ценности.

Цивилизационные культуры — это культуры, относящиеся к метаобще-ствам, сформировавшим на определенных исторических этапах своею разви­тия культурные модели многих этнических и национальных культура. Другие исследователи в культуре, понимаемой как целостность, выделяли совокуп­ность элементов, выполняющих свою определенную функцию, а именно как-особую форму приспособления человеческой группы к условиям среды оби­тания.

К ним относили:

  1. Региональные (относящиеся к метасоциумам, разным обществам, объе­
    диненным природой и территориальной близостью условии проживания).

  2. Национальные (относящиеся к полиэтническим странам на индустри­
    альном и более позднем этапах развития).

  3. Групповые (относящиеся к определенным социальным стратам и суб­
    стратам, т.е. общностям в структуре общества).

  4. Семейные (относящиеся к разным типам семьи).

Стиль есть там, где есть выбор культурных образцов. Традиция присутст­вует там, где возможность выбора не осознается.

59

Особенности культурных образцов

Иерархия, например, съезд партии выше, чем съезд писателей.

Канонизация — способы проведения культурных мероприятий (наличие символики и т.д.).

Упорядоченность - строгое регулирование культурной деятельности.

Тотализация — претензия на верховенство над другими культурами. '-' Исключение — отказ от использования, признания "чужих" образцов.

Упрощение — доступность и однозначность толкования конкретных культурных образцов.

Отношения между различными блоками культуры не всегда складываются гармонично. В частности, нередко возникают противоречия между национальны­ми культурами, общепринятой и субкультурами. Их реальное существование по­рождает сложную, противоречивую систему взаимоотношений: взаимопроникно­вение, сосуществование, отторжение, противоборство. Культуры могут сосущест­вовать нейтрально, не мешая друг другу и не смешиваясь. Альтернативные контр­культуры активно теснят друг друга, каждая из них стремится занять домини­рующее положение и насадить в обществе свои ценности и стандарты.

На основе подобных отношений наблюдается два вида социокультурного процесса: ассимиляция — вынужденное (приспособительное) освоение языка другой культуры и культурного (добровольного) отбора и усвоения другой культуры. Освоение другой культуры происходит только в том случае, если у обеих культур существовал общий прототип. Иначе никакой ассимиляции или культурного отбора не происходит.

Таким образом, для формирования единого человеческого сообщества необходимо теснейшее взаимодействие культур. В этом отношении российская культура находится в выгодном положении, т.к. основу составляют западная и восточная культуры. В этом случае напрашиваются относительно прошлого и современности дискуссионные вопросы: была ли в России частная собствен­ность как социальный институт? Знали ли россияне когда-то свободу, будет ли продуктивной демократия в стране с глубокими тоталитарными и авторитар­ными традициями?

60

В целом моностилистическая культура имеет своих экспертов, В прими­тивных обществах это были шаманы, маги, колдуны, священники, в современ­ном — идеологи. Они регулировали и регламентировали культурную жизнь общества вплоть до мельчайших повседневных детален. Другой се специфиче­ской характеристикой является строго определенный порядок реализации куль­турных явлений во времени и пространстве согласно нормам доминирующего мировоззрения (специальные дни, места проведения и т.п.).

Текущая культурная активность локализовалась сначала в храмах и дру­гих культовых зданиях, позднее — в театрах, концертных залах и т.д., специ­ально создаваемых для культурных целей. Культура не может быть высокой. низкой, логичной, нелогичной, она просто есть. Общество таково, каким оно проявляется в культуре. Нельзя противопоставлять культуру и общество, они различаются, но всегда есть точки, сферы отождествления. Они находятся там, где идея, активно поддерживаемая действием, превращается в реальность. Идея оказывается реальностью, потому что она реальна по своим последствиям.

Культурное и социальное — это просто два разных аспекта видения од­ного и того же феномена. В любом эмпирическом явлении социальной жизни невозможно отделить социальное от культурного.

3. Культура и труд: человеческая деятельность и способности

Культура — это результат разделения труда, и в ходе истории своего воз­никновения она была противопоставлена труду. Культура выделилась в качестве общественной сферы в своих первых формах как: язык, религия и мифология.

Культура возникла вместе с производством первичных средств, необхо­димых для жизни. Этот первичный исторический акт стал отличать человека от животных. Следующий этап развития культуры связан с формированием языка. Развитие языка, способность человека к коммуникации посредством символов сделали возможным быстрое начальное развитие общественной культуры. С появлением языка и символов человек становится культурным существом.

61

Культура превращается в вид общественного проявления человека и меру ею развития. Степень человеческой независимости от природы представляет собой меру развития культуры. Как только человек превратил инстинктивную систе­му знаков в язык, были созданы условия для того, чтобы человечество смогло начать сознательно менять окружающую среду. В первобытных формах разде­ления целенаправленным изменением человека окружающей среды началось отчуждение культуры от труда.

История человечества, по К. Марксу, начинается с племенного общества, с которого начинается и эпоха буржуазного общества. Оно возникает и исчеза­ет с появлением и разделением труда. На протяжении всей истории человечест­ва разделение труда развивалось этапами, которые тождественны различным формам собственности.

Первое основное условие развития труда (человека) — это удовлетворе­ние потребностей в пище, одежде, жилище, продуктами материальной жизни. Второе условие — это удовлетворение новых потребностей, которые возника­ют из первых, уже удовлетворенных. Третье условие — люди, создавая каждо­дневно свою собственную жизнь, создают семью. Четвертое условие — это материальная связь между людьми, которая обусловлена потребностями и спо­собами производства, постоянно принимающего новые формы.

Удовлетворением этих четырех условий первых исторических отношений людей человек удовлетворил и пятое — приобрел сознание. Это человеческое сознание является общественным сознанием.

Язык, как и сознание, возникает из потребностей, из необходимости об­щения с другими людьми.

Различные формы разделения труда знаменуют собой эпохи возникнове­ния сообществ людей и возникновения культуры. Первая форма его — разде­ление на материальный и духовный труд. Разделение труда имеет своим ре­зультатом то, что материальная и духовная деятельность, удовлетворение и труд, производство и потребление начинают принадлежать разным индивидам, поэтому между ними невозможно избежать противоречий. Труд — это основа

62

культуры и источник других сознательных свойств человека: сознания, соци­альности, универсальности, свободы. В труде человека предметы превращают­ся в ценности, которыми можно пользоваться.

Человеческая деятельность — источник и основа культуры как искусст­венно созданного мира. Деятельность — специфическая человеческая форма активности, содержанием которой является и целесообразное изменение и пре­образование окружающего человека мира. Деятельность имеет целенаправлен­ный характер. Это такая активность, которая организуется в соответствии с достижением поставленной цели; предполагает предварительное рациональное осмысление. После того, как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, в которой ему предстоит действовать, выбирает способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.

Деятельность как процесс может быть разложена на ряд более простых действий и операций. Последовательность действий и их характер зависит в значительной степени от объективных условий деятельности. В разных услови­ях достижение одной и той же цели может складываться из различных дейст­вий. Свое завершение деятельность находит в результате. Его следует отличать от цели. Деятельность как процесс детерминирована двумя группами факторов: предварительным идеальным планом целедостижения и реальной структурой деятельности (действий). Цель, анализ условий, схема действий — все это от­носится к идеальной стороне деятельности.

Физическая активность субъекта, взаимодействие средств с объектом (предметом) деятельности, последовательно осуществляемые действия, их ре­зультат— суть реальные компоненты деятельности.

Соответственно, цель деятельности и ее результат лежат в разных плос­костях, и потому не могут быть тождественными. Деятельность как целеориен-тированный рациональный набор действий оказывается не индивидуализиро­ванным, а стандартным процессом, отобранным и отработанным на интсрсубь-ективном уровне сочетанием действий. Поэтому деятельность является куль­турным аспектом человеческой активности. Деятельность в социальном аспекте представляет собой и совокупность объектов, участвующих в процессах обмена

63

действиями. Материал, инструмент, результат деятельности в социальном пла­не можно представить как предметный, вещный уровень объектов культуры. Это — функциональные предметы, которыми люди пользуются в совместной жизни для удовлетворения своих потребностей, запросов, желаний.

Цель, план, анализ, выбор средств при переходе от деятельности к взаи­модействию представляют идеальный (рациональный и образный) уровень объектов культуры. Это идеи, образы, категории их сочетания, с помощью ко­торых люди преувеличивают реальность, ищут идеальные заменители реаль­ных объектов. Оперирование ими предваряет или заменяет внесение изменений в существующие устойчивые природные или социальные связи.

Содержание деятельности в культурном плане — это набор стереотипных элементарных действий в стандартных ситуациях и навыки владения ими. Ор­ганизационный аспект деятельности — упорядочение в процесс отдельных действий, связанных с целедостижением, обмен действиями в ходе реализации людьми этого процесса.

Культурный аспект такой организации заключается в регулятивных обра­зованиях: нормах, знающих пределы эффективного взаимодействия, правилах, указывающих оптимальные пути действия в определенных условиях.

Так, рассмотрение интеллектуальной деятельности предполагает: выде­ление решаемой задачи, оснований, принимаемых для ее решения, последова­тельность логических операций, характер решения.

Динамика взаимодействия прослеживается через его функции (т.е. для чего оно осуществляется), через структуру (каковы связи между его участника­ми), через характер результатов, эффективность. Социальные действия и взаи­модействия упорядочены не только по объективным признакам, но и с точки зрения общественного разделения социальных функций, в том числе и труда.

Способность человека как адаптационно-организационная функция его связей с социальным окружением

I. Способность человека теоретически и практически выделить непосред­ственную предметную и социальную среду как жизненное пространство, поле

деятельности и самореализации. 64

  1. Способность не только определять собственную среду, но и принимать
    во внимание то общее, что находится за ее пределами.

  2. Способность соотносить элементы собственной жизненной среды с бо­
    лее широким социальным, культурным и природным факторами, учитывать их
    возможные взаимные воздействия, предполагать последствия этих воздействий.

  3. Способность выделять значимые элементы среды как объекты целена­
    правленной деятельности, уделяя внимание и устойчивым элементам, устанав­
    ливающим границы поля приложения усилий, и изменчивым, которые можно
    произвольно видоизменять или использовать с инструментальной целью.

  4. Способность выбрать цель деятельности и подчинить ее достижению
    объекты окружения и собственные действия.

  5. Способность соотносить поставленные цели, выбранные для их дости­
    жения средства и полученные результаты между собой, а также с собственны­
    ми потенциями.

  6. Способность делать выбор и давать оценку собственной активности и
    элементам окружения.

  7. Способности целенаправленно воздействовать на объекты окружения
    соответствуют процедуре практической деятельности.

  8. Способность соотносить цели, средства и результаты деятельности с точ-
    ки зрения их взаимного соответствия реализуется в сравнениях и предпочтениях.

4. Культура и формы общественного сознания

Культура и религия

Культура и религия — это различные формы сознания; две противоречи­вые категории. Они характеризуются одновременно взаимопроникновением' и взаимоисключением.

Коллективное культовое (религиозное) сознание, так же как и производ­ство средств, необходимых человеку для жизни, представляет собой родную почву для культуры и одновременно средство укрепления сообщества: рода, племени, государства. Поэтому культура предшествует сообществу, прежде

65

всею она его предвосхищает, а потом укрепляет своими формами магии и ре­лигии. В этих первоначальных формах культура и сообщество срастаются. Ча­тем, по мере развития, культура обгоняет и росте сообщество и оформляется как ею втора» сфера, расположенная теперь уже по другую сторону груда. Культура, возникающая из культа так же, как и из производства (труда), прежде всего подчинила себе культ и интегрировала его в суть многочисленных рели гиозных форм и институтов. С разделением труда такие институциональные формы религии и культуры множились, развивались на почве индивидуальных и культурных потребностей.

С появлением взаимодействия культура-сообщество (государство), суще­ствовавшего на протяжении всей истории человеческого общества, начали пре­одолеваться культовые, магические и религиозные зачатки человеческих куль­тур. С формированием магическою религиозного сознания человек, отталкива­ясь от икон в религии, пытался проникнуть в суть и тайны своей жизни и суще­ствования. Это же в настоящее время он делает с помощью науки.

Религия как взгляд на мир и как метафизическое свойство человеческого самосознания представляет собой одну из конструктивных черт культуры всех человеческих групп. В истории культуры и религии выделяются три основные формы религии: мифологическая, теологическая и секулярная. Эти формы ре­лигиозного сознания присутствуют и в культуре повседневной жизни совре­менною человека. Все религиозные формы жизни (сознания) имеют общую ос­нову любой веры психоантропологическую.

Представления о мире, которые дает религия, проявляются в человече­ском сознании в иллюзиях о существовании сверхчеловеческого существа пли сверхчеловеческих принципов, правящих природой и обществом. Следователь­но религия это организованная совокупность учений, верований, чувств и культовых действий, связанных со сверхъестественным существом. Религия как форма общественною сознания есть комплексная форма, которая составляю­щими ее элементами вовлекает во взаимодействие эмоции и волю религиозного человека.

66

Структурные элементы религии:

  1. Идея о сверхъестественном существе.

  2. Чувство благоговения религиозного человека к этому существу.

  3. Религиозные символы, дающие представление о сверхъестественном
    'существе (т.к. оно не поддается непосредственно восприятию органами чувств
    человека), и посредством которых верующий человек устанавливает контакт с
    этим существом.

  4. Ритуал, т.е. особые религиозные действия (жертвы, молитвы и др.), по­
    средством которых верующий обращается к богу.

  5. Существование религиозных служителей и религиозных организаций,
    с помощью которых верующий общается с божеством.

Своей структурой религия выражает зависимость человека от сил приро­ды и общества, его попытку побороть эту зависимость в сфере субъективных представлений. Религия обосновывает свои положения не аргументами и прак­тическими подтверждениями, а верованием.

Научное объяснение религии состоит в том, что ее корни находятся в си­лах природы и в общественных силах, которые люди не могли понять и не мог­ли управлять ими. Таким образом, религия возникает вследствие неясных пер­воначальных представлений людей об их собственной и окружающей природе. Но религия точно также возникает и из определенных общественных отноше­ний, в которых люди жили, т.е. религия имеет два основных выражения: гно­сеологическое и классовое.

Содержание наиболее старых религиозных представлений показывает, что они возникли на основе крайне скудных знаний о мире, в котором жил че­ловек. Историческая ограниченность человеческих знаний распространялась и на общество и на положение в нем человека.

Религиозное отражение природы имело спою эволюцию. В начале чело­век область неизвестного наполняет духовным — анимизмом (природа полна различными духами). Следующий этап религиозного сознания —- тотемизм. — период высшей ступени первобытного строя, разделение труда по полу, возрас-

67

ту, между отдельными группами охотников. Тотемизм — вера во взаимное родство людей с животным, защищающим их род, племя; в этом животном су­ществует дух их умерших предков.

В период перерастания сообществ в государства появилась вера в богов, после одного бога — теизм (политеизм и монотеизм). Наряду с объединением этносов происходит соединение религий. Ранее каждый народ имел своего на­ционального бога, который его защищал, и царство бога не выходило за дан­ную территорию. История бога не что иное, как история человека. Сколь раз­личны религии, столь различны и боги, религии же различны настолько, на­сколько различны люди (Ф. Энгельс).

С разделением труда выделяется группа людей, занимающихся духов­ным трудом. Сначала в нее входили профессиональные священники. Религия отделилась от повседневной жизни, перенеслась в мир таинственности и не­видимости. Этот процесс означал ликвидацию естественных религий. Божест­ва переносились из реального мира в мистический. Религия в средние века яв­лялась доминирующей формой общественного сознания, подчинив себе все другие формы. Весь период средневековья прошел в мракобесии. Религия присоединила к себе философию, политику, юридические и другие науки, превратив их в подвидовые теологии. Христианство в средние века строило в религии такие отношения, которые соответствовали феодальной иерархии. С появлением буржуазии в противовес феодальному католицизму начали разви­ваться протестантские ереси. Религия представляет собой самосознание и са­мовоспитание человека, который себя или еще не приобрел, или снова уже по­терял. В этом случае религия представляет собой фантастическую реализацию человеческого существа, т.к. человеческие существа в ней не обладают под­линной реальностью. В классовых обществах, где существует непримиримое классовое противоречие, религия находит благодатную почву для своих идей, согласно которым истинное существование и счастье человека возможны лишь в воображаемом мире, создаваемом человеком своими религиозными представлениями.

68

Религия определяется общественным существом, в первую очередь, клас­совой структурой общества и положением правящих классов. Однако она обла­дает своей относительной самостоятельностью, i.e. имеет внутренние законо­мерности. В настоящее время религия расколота на несколько великих религий (христианство, буддизм, ислам) и ряд религиозных сект и групп. Это превраща­ет религиозную структуру и взаимоотношения между ее частями в очень про­тиворечивый феномен.

Религиозное сознание и поведение людей существует в конкретной фор­ме, в определенном пространстве и времени. Поэтому религия на основе осо­бых признаков подразделяется па определенные типы.

Догматический тип. К нему относятся тс религии, в которых детально разработано и развито вероучение, верующие обязаны усвоить его (католицизм).

Эмоционально-этический тип. Религия, в которой особое внимание уделяется моральному воспитанию верующих и исполнению ими моральных дел (буддизм).

Ритуалистический тип. Характерен для религии, и которых особое внимание уделяется совершенствованию религиозных обрядов (христианство).

Традиционалистический тип. Особое значение имеет способ соверше­ния религиозных обрядов (например, наличие значительной доли старых на­родных верований и обычаев). На основе типологии религий формируется и типология верующих: верующий теологически убежденный; эмоциональный тип; обрядовый тип верующих; лжеверующий и лжеатеистический типы. Тео­логически убежденные верующие обладают формальными знаниями о вере, их доказывают и защищают. Для эмоционального типа верующих преобладаю! религиозные чувства. К обрядовому типу принадлежат верующие, которые проявляют свою принадлежность к определенному тину религии путем испол­нения традиционных религиозных обрядов. Лжеверующие участвуют в совер­шении обрядов, формально проявляют религиозность, но реального религиоз­ного чувства не имеют. Лжеатеисты внешне не проявляют религиозности, од­нако обладают религиозным чувством.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культура Российской Империи Культура рубежа XIX xx вв. XX в. Первая половина. XX в. Вторая половина литература

    Литература
    Цель курса дать общее представление о динамике развития культуры (европейской по преимуществу), о ее основных этапах, закономерностях смены эпох, о типах культурной деятельности и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи.
  2. А. С. Пушкина Информационно библиографический отдел молодежь россии библиографический указатель

    Библиографический указатель
    Вопрос «Легко ли быть молодым?» стал сейчас, по мнению социологов, менее риторическим. Новое поколение живет и ощущает себя лучше, чем их сверстники 10 лет назад.
  3. Утверждаю заказчик управление культуры и духовного развития Окружной администрации г. Якутска

    Документ
    Настоящая документация разработана в соответствии с требованиями Главы 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,
  4. Формирование культуры здоровья у детей-инвалидов в условиях образовательных учреждений

    Документ
    В современном обществе существенно расширяется понимание «здоровье» и факторов, его определяющих, как в индивидуальном сознании конкретного человека, так и в оценке всего человеческого сообщества.
  5. С изменениями, внесенными приказом от 09. 10. 08 №916 Регистрационный номер открытого аукциона 522А-1-08/54022

    Конкурс
    Информация о государственном заказчике: ГУК НО «Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И.Ленина» (далее – заказчик).

Другие похожие документы..