Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Геологическая картина мира как отражение геологической реальности. Особенности исторического формирования картины геологической реальности. Становлен...полностью>>
'Закон'
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) с участием рабоче...полностью>>
'Документ'
Вице-президент Международного общества "Спортивная моторика, доктор педагогических наук, профессор В.И. Лях Институт возрастной физиологии Росси...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специ...полностью>>

В. Я. Звездин социология культуры учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сама культура, как и миф, не может существовать только объективно, она существует лишь как субъективно-объективное единство. Ибо она активно под­держивается или пассивно признается членами общностей.

  1. Энергетическая функция мифа. Миф связывает и канализирует энергию
    людей. Он концентрирует их энергию и направляет ее в наиболее важные объ­
    екты и цели для людей. Миф исчезает с исчезновение этих целей, объектов.

  2. На основе мифов часто осуществляется созидательная или разруши­
    тельная деятельность масс.

Общественно-исторические мифы — это особая универсальная реаль­ность истории. Они возникают оттого, что никакое общество не может сущест­вовать, если основная часть граждан не готова его защищать, подчиняться его законам, следовать его нормам, обычаям, если они не считают его «своим».. Эмпирическая действительность никогда не дает для убеждения бесспорных оснований индивиду, поскольку никогда не совпадает с той действительностью, которую хотелось бы ему видеть. Интересы личности не могут целиком совпа­дать с общественными. Она хочет иметь, верить в «свое» общество, основанное на ее ценностях и интересах, но они часто не отражают адекватно существую­щую реальность. В целом, общество сохраняет жизнеспособность лишь тогда, когда у граждан есть убеждение в осуществлении его норм, ценностей.

36

Убеждение и знание также являются основными структурными элемен­тами культуры. В убеждениях содержится то, к чему люди привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образах и мо­делях поведения. Любые убеждения связаны со знаниями, однако их взаимо­связь достаточно противоречива. Многие люди знают, как следует поступать согласно закона, но часто делают наоборот. Почему? Если знания, идеи проти­воречат интересам человека, то он поступает им вопреки. Происходит раздвое­ние культуры, с одной стороны, знаниями, с другой — убеждениями. Такое раздвоение может быть и при случае, когда знания опережают реальную дейст­вительность. Скудность культуры часто определяется узостью, фрагментарно­стью знаний личности. Обладая разносторонними знаниями, она избавляется от примитивных, крайних оценок, суждений, ее мировоззрение становится много­мерным, поведение и деятельность более оптимальными. Поэтому активное рас­пространение знаний придает убеждениям идею, смысл, ситуацилизирует их.

Важным критерием формирования убеждения является идеология как со­вокупность культурных ценностей в виде логически обоснованной социальной доктрины.

Функциями идеологии являются: ослабление социальной напряженности в обществе; защита групповых интересов; придание смысла коллективным дей­ствиям людей.

Уровни идеологии: базисный — общечеловеческий (общечеловеческие, гуманистические ценности); общенациональный (ценности, зафиксированные в Конституции); специфический (социально-групповые, классовые интересы).

Культура — общечеловеческое явление, она аккумулирует созданное в разные эпохи, в разных странах и цивилизациях все то, что выдерживает испы­тание временем и становится общечеловеческими ценностями.

Сущностные свойства культуры:

- Множественность конкретных форм существования культуры (истори­ческих и современных). Это означает, что есть культура как единое целое и есть

культуры как особое (национальное, локальное и др.).

37

  • Целостность культуры, т.е. открытость, диалог между национальными,
    локальными, историческими и современными культурами.

  • Многомерность культуры, которая предполагает ее дифференцирован-
    ность, т.е. выделение материальной, духовной, социальной, экономической, по­
    литической, культуры труда, быта, досуга, художественной, демократической,
    народной, субкультур и др.

Институциональный аспект культуры связан с организацией процесса культурных ценностей, их воспроизводства, хранения, трансляции.

Основные подсистемы культуры

I. Ценностная подсистема как важнейший структурный элемент культу­ры. Это совокупность жизненных ценностей, целей, средств их достижения. Ценности в различных культурах не совпадают. В частности, что в одном об­ществе представляется нравственным, в другом — безнравственно. Для ино­странца многое кажется бессмысленным, нелогичным в другой стране, а с по­зиции данной культуры это рационально, полезно, обоснованно.

Культура — это способ, метод ценностного усвоения действительности. Поэтому, чтобы определить, что значимо, что нет, что добро, а что зло, инди­вид должен иметь определенные критерии (ценности). Культура, рассматри­ваемая в ценностном аспекте, является своеобразным социальным механизмом, который определяет, воспроизводит и передает ценности в обществе. Виды со­циальных ценностей: экономические, нравственные, политические, эстетиче­ские и др. Всю эту систему пронизывают нравственные ценности. В целом, культурные ценности можно классифицировать по следующим признакам.

По масштабности: общечеловеческие, общецивилизационные, общена­циональные (общеразделяемые), локальные (субкультурные). Общеразделяе-мые ценности — это ценности, признаваемые большинством членов общества: общие цели деятельности; морально-нравственные; эстетические идеи, верова­ния. Локальные ценности поддерживаются определенными социальными общ­ностями. Нельзя понять общество, не зная ценностно-смысловых аспектов дея­тельности его членов.

38

По критериям соответствия потребностям людей: прогрессивные ценности, антиценности, ранее созданные, но "невостребованные" ценности, которые обо­гнали свое время.

По способу вписания ценностей в эпоху: произведения культуры прошлого и современности, созданные различными направлениями (школами) на основе их сотрудничества или противоборства. Ценности вечные, непреходящие: классика, архетипы национальных культур, культурный поток, т.е. массовая культура.

Культурную основу общества образует общеразделяемая система ценно­стей, которая видоизменяется с его развитием. Без такой системы не может нор­мально существовать ни один народ. На основе фундаментальных ценностей формируются ценностные ориентации личности: ее важнейшие потребности, цели жизнедеятельности; т.е. культура не только интегрирует личность в социальную систему, но и прививает ей определенные интересы и цели. Общепринятые цен­ности прививаются добровольно или навязываются личности, что зависит от сте­пени развитости демократии в обществе. Таким образом, ценности как регулято­ры социальных связей могут объединять и разъединять людей.

Может наблюдаться и конфликт ценностей (политика и нравственность, эко­номика и демократия). Конфликт между ценностями различных поколений, груп­повыми и общечеловеческими. Данное естественно, если конфликт разрешается цивилизованными методами (не разрушаются церкви, памятники, не выбрасывают­ся из церковных зданий музеи и т.д.). Дезинтеграция российского общества вызвала и дифференциацию общепринятых культурных ценностей, поэтому формирование новой системы общих ценностей для россиян является актуальной задачей.

Функции ценностей:

  • ценности для социального субъекта выступают как предпочтительное со­
    стояние социальных связей, содержание идей, эстетической формы и т.д.;

  • ценности — критерии оценки реальных явлений;

  • ценности регулируют социальные взаимодействия;

  • ценности определяют смысл целенаправленной деятельности;

  • ценности побуждают к деятельности.

В целом, они ориентируют человека в окружающем мире, побуждают на конкретные действия, поведение.

39

Нормативная подсистема культуры

Культура, предписывающая стандарты поведения, является нормативной. Социальные нормы — это общепринятые "эталоны" поведения индивида в об­ществе. Нормы — неотъемлемый элемент культуры. Они тесно связаны с гос­подствующими в обществе ценностями, идеалами, символами, верованиями. Регулирование, контроль при помощи норм поведения, деятельности людей — это' необходимое условие их свободы, оптимизации их жизненного выбора. Нормы культуры — это требования общества к человеку и ожидания от инди­вида соблюдения норм повседневного поведения до норм права и морали, до общепринятых стандартов поведения, деятельности.

Виды и уровни норм

Социальные нормы — это определенный набор идей, правил, утверждаю­щих или запрещающих конкретное поведение в данной ситуации, добровольно признаваемых членами общества. Это типовой, эталонный образец действий ин­дивида, группы в конкретной ситуации, базирующийся на моральных запретах.

Нормы универсальные применяются ко всем членам общества. Они свя­
заны с общеразделяемой системой ценностей, часто имеют правовую законода­
тельную основу. . ':"..-.

Нормы специфические регулируют деятельность отдельных социальных
групп (врачей, учителей, деловых кругов и др.). . ,

Нормы институциональные (формальные, официальные) опираются на
общепризнанную мораль, право, законодательные акты. Это нормы и правила
поведения, одобряемые обществом и его институтами. Они чаще проявляются в
сфере политики, экономики, образования и др. Поддерживаются силой закона,
должностными инструкциями, контролируются системой санкций (поощрени­
ем или наказанием).

Неинституциональные нормы опираются на силу морали, традиций, обы­чаев, привычек, общественного мнения. В традиционном обществе они были главным механизмом управления поведением людей. В современном обществе их сфера действий сужается, охватывает в основном повседневную, внепроиз-водственную деятельности (быт, досуг, общение людей).

40

Функции нор.»:

  • усвоение социальных норм необходимо индивиду для овладения раз­
    личными социальными ВОЛЯМИ'

  • без нормативной регуляции невозможна ни одна организованная дея­
    тельность. Ценностно-нормативные стандарты поведения являются основным
    условием упорядочения социального взаимодействия люден в обществе;

  • нормы культуры носят программирующий характер, предвосхищаю!
    возможные варианты человеческого поведения.

Культура как подсистема социализации человека

Культура — это гуманистическая, человекотворческая грань. В этом смысле культура есть обретение человеческой сущности и проявление ее уни­кальности; культура — человеческое измерение истории, выражение изменения самого человека в ходе исторического развития; культура — это процесс и мера самореализации человека.

Культура как сущностное свойство человека

Это совокупность культурных ценностей в виде знаний, убеждений, уме­ний, нравственности и т.д. Культура — это степень свободы человека, она ос­вобождает его от шаблонов и стереотипов мышления, поведения, деятельности. Она придает человеку свободу самовыражения. Одновременно культура — это ответственность, способность к внутреннему нравственному самоограничению. Без этого свобода легко перерастает во вседозволенность.

Культура как качественная характеристика > '

человеческой деятельности

Основные сферы жизнедеятельности человека -— это деятельность по созданию ценностей с целью удовлетворения своих потребностей, т.е. сам че­ловек оказывается творцом культуры во всем многообразии ее видов, форм, способов, результатов.

41

Культура самовоспроизводящая система

Культура — это опредмечивание духовного богатства человека, т.е. его способностей, знаний, умений, воплощенных в ценности культуры в процессе творчества. Но творчество возможно, если усваиваются уже имеющиеся ценно­сти. Таким образом, культура создает ценности, меняет их и постоянно обога­щает себя. ч

2. Уровни культуры

Специализированный и обыденный уровни культуры

Общественное разделение общественных функций (труда) фиксирует ка­чественную неоднородность социокультурной жизни. Имеющаяся в обществе структура разделения функций определяет характер связей, отношений людей. С одной стороны, ею ограничены знания и навыки, необходимые людям для выполнения определенных видов деятельности. С другой, она детерминирует выход за эти границы, ибо устанавливает такого рода связи и отношения.

.Различные группы людей порождают, поддерживают и распространяют различные черты образа, стиля жизни, ценностные представления, моральные нормы, образы деятельности и поведения. Результаты деятельности, предпочте­ний и оценок одних групп людей имеют неодинаковые социокультурные послед­ствия для них самих и для представителей других групп. Например, то, что произ­водя! одни, потребляют другие, деятельность одних меняет жизненные условия других, переориентация направленности деятельности одних становится источни­ком напряжения для других, изменение образа, стиля жизни одних стимулирует принятие решения у других. Постоянное воспроизведение подобной изменчиво­сти вызывает у членов общества необходимости оценивать и осваивать ее.

Дня этого необходимо упорядочивание подобных изменений (длитель­ных, устойчивых и быстро проходящих), прогнозирование их социокультурных последствий, вычленение из них тех, которые поддаются целенаправленному воздействию с социально позитивными результатами.

42

В морфологическом строении культуры можно выделить две составные части:

  1. Обыденная культура, осваиваемая человеком в процессе его обшей со­
    циализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и обще­
    го образования).

  2. Специализированная культура, освоение которой требует специального
    (профессионального) образования.

Промежуточным звеном между ними является массовая культура. Ее ос­новная функция — трансляция культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию и поведению человека.

Повседневная, обыденная жизнь не анализируется до тех пор, пока ее не нарушает какое-то чрезвычайное обстоятельство. Столкнувшись с ним, субъек­ты стремятся быстрее нормализовать ситуацию, ввести се в рамки повседнев­ности. Только после этого приступают к исследованию данного события, нару­шившего ход нормальной жизни, затем этот фактор интерпретируется как нор­мальное необходимое явление.

Обыденная культура

3. Бауман сделал вывод, что общество развивалось до культуры, культура
не могла ни существовать, ни появиться вне системы общественных отноше­
ний. А. Лефевр в работе «Критика повседневной жизни» понимает под повсе­
дневной жизнью то, что происходит каждый день. Повседневная жизнь — это
посредник между общественной сутью человека и его природой, между приро­
дой и обществом.

А. Хелер понимал культуру повседневной жизни как творческое свойство человека преодолевать разнообразные формы своей отчужденной жизни.

Неспецифические формы социокультурной жизни: неофициальные лич­ные и групповые (семейные, дружеские, любительские и др.) связи относятся к обыденному уровню культуры. Он характеризуется тем, что люди в них приоб­ретают необходимые знания и навыки не специально, а благодаря повседнев­ному опыту взаимодействия с окружающим предметным миром, общению друг

43

с другом, освоению культуры через доступные информационные средства. Это совокупность действий, отношений, структур поведения, связанных с непо­средственными индивидуальными переживаниями и межличностными контак­тами. Это также совокупность привычных действий, направленных на удовле­творение первичных базовых потребностей. В обыденной жизни люди дейст­вуют не задумываясь, в основном следуя здравому смыслу.

Социальные последствия обыденной жизни обусловлены нормативными границами, правилами и социальными санкциями, выраженными в соответст­вующих ей культурных формах (нравах, обычаях, привычках, устойчивых представлениях людей). Именно они служат основой взаимопонимания при общении и взаимодействии людей. Однако следует учитывать, что люди живут не столько по нормам, сколько «между ними», т.е. внутри нормативных рамок у них остается достаточно свободы для индивидуального регулирования про­цессов собственной жизнедеятельности, а также для выбора среди элементов своего культурного окружения и способов обращения с ними, для отыскания пропорций между устойчивыми и изменчивыми аспектами своего образа и сти­ля жизни. Например, межличностный конфликт может быть разрешен столкно­вением индивидов через посредников, либо в иных культурных формах.

Последствия действий на обыденном уровне культуры имеют микро­групповое значение. Выход за нормативные рамки быстро фиксируется. Нару­шение карается как по закону, так и влечет локально-групповые санкции.

Эстетическое формообразование на уровне обыденной реальности во­площается в обыденной эстетике и выделяется в специализированную сферу культуры — искусство. Рационально-образно-оценочное осмысление «картины мира» с одной стороны, и «среды», «жизненного мира», с другой, в обыденной культуре выражается в виде народных верований и мудрости, а специально разрабатывается в виде философии и религии.

Непосредственная целенаправленная деятельность с объектом окружения (вещами и идеями) в обыденной жизни представляется в стереотипных формах домашнего хозяйствования и семейно-бытовых отношений. На профессиональ­ном уровне она оформляется в систему общественного разделения труда.

44

' *

Оценка людьми друг друга в социальном и межличностном взаимодейст­вии, его социально значимые последствия в обыденной жизни соответствуют об­ласти морали и нравственности, а на специализированном уровне — сфере права.

Организации взаимодействия людей на обыденном уровне соответствуют нравы и обычаи, а на специализированном — политическая деятельность.

Обыденная культура не изучается специально, усваивается в процессе пер­вичной социализации. Обыденная культура — это владение объектами повседнев­ной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает, т.е. это общая социализация. Обыденная культура изучается исторической антрополо­гией, этнографией, филологией, урбанистической антропологией, культурологией.

Обыденная культура среднего горожанина воспроизводится в рамках се­мейного воспитания и через институт национального образовательного стан­дарта, специализированная — через систему высшего образования.

Институциональная деятельность как специализированная культура реализуется в формальных организациях: это социальная активность и профес­сиональный труд, требующие специальной подготовки, знаний и навыков. Именно на этом специализированном уровне культуры создаются вещи и идеи, удовлетворяющие широким общественным запросам.

Социальные последствия такой деятельности определяются ее местом в жизнедеятельности людей и нормативными границами ее реализации. Специа­лизированная деятельность занимает значительную часть времени человече­ской жизни. Общественное разделение труда имеет коллективный характер, институционализированно, регулируется совокупностью координированных норм. Эти нормы четкие, осознаются людьми, заучиваются в ходе специальной подготовки. Нормативные профессиональные рамки обусловлены целью, спо­собами, критериями оценки каждого вида труда, нормативные рамки социаль­ной активности определяются групповой идеологией.

Последствия специализированной деятельности, ее продукты имеют широ­кое социальное значение. Поэтому выход за нормативные рамки в одних случаях рассматривается как правонарушение и карается по закону, в других имеет харак­тер культурных инноваций и может носить позитивные социальные санкции.

45

Динамика социальной жизни обусловлена отношениями людей к имею­щимся формам жизнедеятельности, их предпочтениями, оценками, действиями, направленными на их поддержание или изменение. Конкретным условиям со­вместной деятельности (жизни) людей соответствуют свои социально и куль­турно установленные формы, которые складываются на основе совместной дея­тельности членов общества в каждый период времени в символическом и цен­ностном выражении, фиксируют сферы приложения коллективных усилий, а также способы их организации.

Внутренняя дифференциация специализированной культуры

Специализированные сферы культуры складывались исторически в ходе постепенной дифференциации целых областей деятельности.

Во-первых, некоторые области являются источниками инноваций в большей степени, чем другие, например, наука, производство, политика.

Во-вторых, в определенных областях активизируется осмысление инно­ваций применительно к обыденной культуре, их последствий для человека, на­пример, в искусстве.

В-третьих, деятельность в различных специализированных областях культуры формирует у людей интерес к инновациям и навыки их освоения в неодинаковой степени.

Регулятивные функции специализированной культуры

Специализированные области культуры неоднородны по их ориентиро­ванности на устойчивые или изменчивые аспекты человека и его окружение. Устойчивость, универсальность, «абсолютное» — это объекты особого внима­ния религии и философии. В сфере человеческих отношений ориентация на поддержание их устойчивых форм свойственна правовой среде.

Соотношение устойчивого и изменчивого выявляется в областях научно­го познания и производства. В науке устойчивое рассматривается преимущест­венно как границы, внутри которых можно воздействовать на окружение, т.е. первоначальный интерес здесь обнаруживается к изменениям. В производст­венной сфере решается вопрос о соотношении воспроизводства и инноваций в каждый конкретный временной период.

46

*

Важной специализированной сферой культуры, где это соотношение принимает рационально-нормативную форму, является сфера политики.

Изменение попадает в зону особого внимания в области искусства. Именно этот вид деятельности теснее всего связан с непосредственными пере­живаниями людей, а, следовательно, с их прямыми реакциями на изменчивость жизненной среды.

Отношения между обыденной и специализированными областями куль­туры не однолинейны. Каждый человек, участвующий в системе разделения труда, является носителем и профессиональной, и обыденной культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культура Российской Империи Культура рубежа XIX xx вв. XX в. Первая половина. XX в. Вторая половина литература

    Литература
    Цель курса дать общее представление о динамике развития культуры (европейской по преимуществу), о ее основных этапах, закономерностях смены эпох, о типах культурной деятельности и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи.
  2. А. С. Пушкина Информационно библиографический отдел молодежь россии библиографический указатель

    Библиографический указатель
    Вопрос «Легко ли быть молодым?» стал сейчас, по мнению социологов, менее риторическим. Новое поколение живет и ощущает себя лучше, чем их сверстники 10 лет назад.
  3. Утверждаю заказчик управление культуры и духовного развития Окружной администрации г. Якутска

    Документ
    Настоящая документация разработана в соответствии с требованиями Главы 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,
  4. Формирование культуры здоровья у детей-инвалидов в условиях образовательных учреждений

    Документ
    В современном обществе существенно расширяется понимание «здоровье» и факторов, его определяющих, как в индивидуальном сознании конкретного человека, так и в оценке всего человеческого сообщества.
  5. С изменениями, внесенными приказом от 09. 10. 08 №916 Регистрационный номер открытого аукциона 522А-1-08/54022

    Конкурс
    Информация о государственном заказчике: ГУК НО «Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И.Ленина» (далее – заказчик).

Другие похожие документы..