Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Примерная рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании учебного плана направления 230100 Информационное и программное обеспечение автоматизированных систем, набор...полностью>>
'Лекция'
Общение — это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современ­ной науке об общении существует огромное...полностью>>
'Документ'
Н Декларацию по налогу на доходы физических лиц обязаны представлять индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и те физические лица, при выпл...полностью>>
'Закон'
Исследование историко-правовых аспектов проблемы законодательного учета причин и условий совершения преступлений в уголовном праве является необходим...полностью>>

В. Я. Звездин социология культуры учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, культура внутренне неоднородна. Она состоит из много­уровневых моделей, это вызвано многообразием форм изменяющегося общест­ва. При этом подсистемы культуры соотносятся не по принципу соподчиненно-сти (это невозможно), а по принципу дополнительности. Все культуры необхо­димы, полноценны и не взаимозаменяемы.

В этом случае ясно прослеживается взаимосвязь между социальной структурой и социальным заказом на определенный тип поведения и функцио­нирования культурных подсистем. Единая человеческая культура складывается из множества различных культур (без которых она была бы неполной), каждая из них вносит вклад в общую.

При этом социология культуры имеет свою относительно самостоятель­ную предметную область. Это выделение ценностного компонента, позволяю­щего объединить все элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаи­мосвязь на различных уровнях. Т.е. личности, социальной группы, социальной общности — общества в целом. Социология культуры — это механизм, средст­во, регулирующие и обеспечивающие взаимосвязь между людьми. Это кон-

24

кретная информационная система, которая заставляет людей воспринимать ок­ружающую реальность в определенном свете, поступать, оценивать ее в свое­образном собственном понимании.

Функционалисты установили определенный культурный лаг между мате­риальной, духовной и социальной культурами, соотношение между которыми постоянно меняется. Например, информационный век уже наступил, но люди в основном продолжают пользоваться представлениями индустриального обще­ства. В частности, оценивают новые услуги мерками массового товарного про­изводства, ограничивают возможности информационного обмена. Они отстаи­вают прежние социальные стандарты, технология как бы отрывается от сло­жившейся культуры.

Одновременно можно отметить и противоположную тенденцию. Так, христианские заповеди были сформулированы как система духовно-нравственных принципов основных форм жизнедеятельности людей 2 тыс. лет назад, но до сих" пор не сформировалось такое общество, хотя материальные предпосылки для него были.

Т. Парсонс разводил социальные и культурные факторы. Под социальны­ми он понимал реальную социальную жизнь (процессы, события, факты). Культурные — это то, как люди воображают социальную жизнь, или их пред­ставления о реальности. Например, в западном обществе это свобода, демокра­тия, личность и др.

Производство и социальные отношения выполняют функцию дестабили­зации разрушения стереотипов, продвижения общества вперед. Культура вы­полняет функцию обеспечения трансляции, наследования, стабилизации, кон­сервации общественных отношений.

Культура — особый регулятивный механизм общества, средство его адаптации к среде обитания, инструмент значительного увеличения приспосо­бительных возможностей человека по сравнению со всем остальным живым миром.

25

В рамках культуры социальные общности вырабатывают самые различные способы разрешения многообразных экологических и социальных противоречий.

Культура неразрывно связана с мышлением и деятельностью человека. Она выявляет место человека в природе, определяет границы его возможного вмешательства в процессы окружающей среды.

•В ходе развития общечеловеческой культуры можно выделить этапы до­минирования мифологической, космологической, антропологической и техно­логической культур, выражающих специфические позиции человека и социаль­ной организации по отношению к природному окружению.

Мифологическая культура

Первым общеисторическим типом культуры предстает мифологическая, или культура архаичной эпохи. В древних архаических обществах мир воспри­нимался как единое живое существо — одушевление, одухотворение. В архаи­ческих обществах мир понимался как упорядоченный микрокосмос, за преде­лами которого представало неизвестное, хаотичное. Для архаического человека не существовало принципиальной разницы между человеческим и природным. Древний человек стремился как понять саму природу, так и сделать себя понят-ным ей. Мир представал человечески-природным единством, пронизанным высшими таинственными силами.

Космологическая культура

Эта культура сопровождала развитие древних цивилизаций: китайской, индийской, египетской, греческой, римской и др.

В космологической культуре на первый план выдвигалось тождество че­ловека и природы, установление органической связи духовного мира человека и космоса в целом.

Представления о начальном биосоциальном тождестве человеческого ро­да и природы со временем оформлялось в концепцию естественного происхож­дения общества и государства. Идеи о гармонии космического мироздания и духовной жизни вошли в основу восточных религиозно-философских систем.

26

Древневосточные традиции несли в своей основе представления о мире как живом организме, в котором связаны все процессы организма, мельчайшие нарушения порядка вещей выступали в качестве причин, способных вызвать значительные несчастья.

Однако уже в рамках космологической культуры становление урбанизи­рованных процессов, все большее преобразование нетронутой когда-то приро­ды во вторую природу приводило к усилению антагонизмов в общественной жизни и возрастанию противоречий человека с первой (живой) природой, на­пример, охота с выжиганием лесных массивов, строительство жилища из кос­тей крупных животных.

Оценивая в ретроспективе тупиковость развития ряда земных цивилиза­ций, есть убеждение, что многие цивилизации погибли из-за неспособности пе­рейти к более оптимальным, опосредованным отношениям с природным окру­жением. Например, Майя, острова Пасхи и др.

Антропологическая культура

Ее начало было положено эпохой Возрождения. В этот период выдвига­ются положения доступности человеческому познанию всех явлений и законо­мерностей окружающего мира. Формируется позиция антропоцентризма, в со­ответствии с которой человек рассматривается как центр познания и деятельно­сти. Представления о гармонии всего мира ограничиваются теперь утвержде­ниями гармоничности только человека. На первый план выходят его способно­сти, могущество. Природа — это только косная материя, человек — центр ми­роздания, природа становится его фоном.

Антропологическая культура противопоставляет человека и мир приро­ды. Преобладает прагматический мотив во взаимодействии с этим миром (на­пример, О. Конт предлагал уничтожить всякую для промышленности бесполез­ную жизнь на земле).

27

Технологическая культура

В XX в. вторжение человека в ход естественных процессов принимает невиданные масштабы. В технологической культуре происходит овладение че­ловеком мощнейшими техническими средствами, формируется ориентация на непрерывный рост технологического потенциала. Технологическая культура динамична. Она исходит из постоянного совершенствования техники и техно­логии на основе непрерывного роста научного знания.

Технологическая культура вступает в конфликт с культурной традицией человечества и закономерно ведет к глобальному кризису.

Поиск нового типа культуры

' Конец XX в. определил глобальный характер проблемы антропологиче­ского плана. Это потеря духовных ориентиров, смыслообразующих оснований

»

бытия человека и. общества. Главная причина — повсеместная технизация со­циальной жизни, при которой человек отрывается от почвы, теряет преемст­венность традиций. Человеческая4 жизнь оказывается научно-технической заор-

ганизованностью. В XX в. наблюдается массовый приход к власти малообразо-

ванных, неинтеллигентных людей, лишенных критического мировосприятия.

При такой власти высокоразвитые технологии неизбежно вступают в

ч

конфликт с культурной традицией человечества. В данной ситуации выдвигает­ся необходимость такого духовного роста человека, который бы не отставал от роста технологических новшеств.

Взаимосвязь понятий «культура» и «общество»

Первый подход: культуру можно изучать независимо от общества как. своеобразное самодостаточное целое. Другое понимание: общество представляет собой всеобъемлющий контекст культуры. Наконец, общество и культура разли­чаются: культура — это образ жизни и существования определенного общества.

Культура — особый способ существования жизни и общества, это произ­водный духовный мир человека, который позволяет ему преодолевать рамки своей повседневной жизни.

28

Дифференциация общества и культуры проявляется в неодинаковом их развитии. Например, часто шедевры культурного творчества по своему уровню не отвечают социально-экономической стороне развития общества. Нередко культурные ценности, созданные на основе пера шитых общественных of поте­ний, обладают значением «вечного культурного образца».

Культура не является и не может быть ничем другим, кроме как миром человека. Она проявляется в единстве, что го мира. Кул мура - по единство ценное™ и средств очеловечивания отдельною индивида и ею мира. С ней че­ловек отходит от дикости в самом себе и в природе.

Одновременно историю культуры, понимаемую и ее эмпирическом виде. нельзя отделить от истории человеческого общества если под ней подразуме­вается история возникновения и развития человека и его мира. Историю чело-человечества (общества) следует понимать не только как создание ценностей куль­туры, но и как историю варварского разрушения мира человека.

Одновременно составляющие культуры религия, наука, искусство, фи­лософия — устремятся воплотить в себе ее универсальные ценности.

Существуют генетические связи культуры и общества (как содержание и формы) культуры и культур (общего и частного). Социологи выделяют два типа взаимоотношений между обществом и культурой. Первый существовал в примитивных ситуациях человеческой истории, когда общественное и куль­турное в повседневной жизни почти не подразделялось. Втором характерен для современного индустриального общества, в котором проявляется разде-ленность культуры и общества (3. Бауман, польский социолог). Экономиче­ская система примитивного общества идентична его системе родственных от­ношений., связей, т.е. здесь про я в плетен недифференцированность обществен­ных и культурных сторон человеческой жизни. I; современном обществе дифференциация общества и культуры проявляется в большом числе обшественных

событий, не содержащих культурного значения. Например, общественная и культурная системы имеют раздельные механизмы внешних воздействий и связей.

29

В примитивных обществах вопрос о примате культуры или общества не будет иметь смысла, т.к. общественная и культурная переменные тождествен­ны. В современном обществе вопрос о соотношении культуры и общества ста­ится в теоретической и практической областях, по решить его не удается.

Т. Парсонс выделяет особые культурные системы и особые «обществен­ные системы», представляющие подсистемы общества. Общество и культура не равнозначны, но разделить их эмпирическим путем невозможно.

Американский социолог Г. Олпорт утверждает, что система культуры со­держит традиционные понятия и ценности, которые влияют на личность, в то время как взаимодействие индивидов в создании этих ценностей создает обще­ственную систему.

Таким образом, культура — все то, что не относится к природе, что выде­ляет индивида как творческую личность. Исходя из этого, культура представля­ет собой и одновременно определяется общественной реальностью и самой це­лостностью общества. Однако поэтому же культура за счет универсальности своих ценностей превосходит границы любого конкретного общества. Своими творческими достижениями наполняет истинным смыслом повседневную жизнь человека. Общество как социальная система обозначает отношения меж­ду индивидами и социальными общностями, культура определяет ценностно-смысловое значение этих отношений.

Общество --- продукт человеческих действий, т.е. общество — продукт культуры. Все изменения основных подсистем и структур общества соверша­ются при ведущей роли культуры. В общественном развитии культура первич­на. Все представления, идеи мировоззрения, убеждения, верования являются действенными в силу их активного или пассивного признания.

30

МОРФОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

1. Структура понятия «культура»

Морфологический аспект культуры связан с соотношением и взаимодей­ствием различных сторон культуры, спецификой их роли в создании социаль­ного организма.

Культура — самопроизводящая система. Она сохраняет себя и развива­ется, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом. Человеческая жизнь становится значимой только если она наполнена культурным смыслом.

Важнейшими структурными элементами культуры как системы являются следующие: язык как основное средство общения и трансляции общезначимой информации, социального опыта, ценностей. Первоосновой любой культуры является понятийно-логический аппарат, именно посредством его человек по­знает окружающий мир. Культура может распространяться жестом, образом, мимикой, танцем, но язык — основной ретранслятор культуры. Он является главным средством общения и коммуникации. Посредством языка аккумули­руются и передаются из поколения в поколение культурные ценности. Для ус­пешного взаимодействия, согласования и координирования совместных дейст­вий люди должны придерживаться общеразделяемой всеми системы символов и значений, общих ценностей. Язык разрабатывает и определяет эти понятия. Он поддерживает сплоченность общества, координирует действия людей, обобщает их опыт. Язык настолько связан с культурой, что ее изменение ведет к изменению языка и наоборот.

Символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям, типические связи и взаимодействия (родственные, функциональные, ритуальные), образцы и эталоны поведения также являются важнейшими составными частями содер­жания культуры. Для того, чтобы люди понимали друг друга, ориентировались в конкретных ситуациях и обстоятельствах, взаимодействовали в повседневной жизни, они должны соблюдать ряд условий.

31

Каждый индивид предполагает, что другие индивиды по взаимодействию с ним видят и понимают мир так же, как и он сам. Другое условие — это взаи­мозаменяемость точек зрения, если «Я» принимаю положение на веру, то и другие поступают так же. Наконец, смысловое соответствие понятий, поведе­ния — пока не доказано противоположное данное: «Я» принимаю на веру это, и другие поступают так же.

В этих ситуациях взаимодействие происходит гладко и бесконфликтно. При этом другие люди по взаимодействию понимаются не как индивидуальности, а как конкретные типы личностей (преподаватель, начальник, подчиненный, бизнесмен и др.). Т.е. стремясь достичь взаимодействия, люди контактируют друг с другом не как реальные индивиды (Петров, Иванов), а как типы с конкретным набором черт, свойств. Именно благодаря этому люди прогнозируют свое поведение и поведение других.

Типизация участников взаимодействия происходит на основе:

  • речевого общения (обмен информацией);

  • физических действий (индивид видит, что делают другие).

В формировании взаимодействия между людьми большую роль играют факторы: ритуал, символ, миф.

Ритуал — стандартная устойчивая последовательность действий, имею­щая церемониальный характер. Это формальная (институциональная) процеду­ра, т.к. символ и ценности, приписываемые ритуальному действию, часто не являются действительными для исполняющих этот ритуал. Например, светская беседа, дипломатический прием, обращение "вождя" к народу. Реальные жиз­ненные взаимодействия всегда ритуализированы. Чем выше уровень культуры, тем большее значение индивид придает, например, деловому этикету.

Ритуализм содержит следующие аспекты:

  • принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий (уважае­
    мые господа, привет, братаны);

  • форма адаптивного поведения (верующий крестится, заходя в церковь);

32

- ценностная характеристика личностей, социальных групп (систематиче­ское следование нормам, правилам, которые традиционны, но уже не соответ­ствуют современным, общепринятым, например, поцелуй руки женщины). Та­ким образом, ритуал — это определенные установленные действия, которые совоершаются с целью повлиять на действительность. Они имеют неэмпирический характер, часто социально санкционированы. Ритуал — это определенные типы действий, способствующих выражению веры, приверженности опреде­ленным символическим системам. Ритуал — это социально регулируемая по­следовательность действий, которые не придают новой предметности и не из­меняют ситуацию в физическом смысле, но они вырабатываю! символы и ве­дут к символическому изменению ситуации.

В социологическом понимании ритуал представляет собой строго осуще­ствляемую, коллективно регулируемую последовательность, которая не порож­дает ничего материального, а занимается переработкой символов и ведет к сим­волическому изменению ситуаций. Например, бюрократическая деятельное п., смена института генсеков КПСС институтом президентской власти в России.

Ритуал — это культурно стандартизированный набор действий, совер­шаемый в ситуации, предписываемой традицией. Его цель в этом случае, что­бы в конце ситуации (мероприятия) участники испытали общий эмоциональ­ный подъем.

В ритуальной жизни всегда можно вылепи"", две ее основные формы. Первая — это скучная обыденность, повседневность (домашний быт, изнури­тельный труд, неудовлетворенные потребности и т.д.). Вторая — праздник без трудовой деятельности, широкое общение с представителями различных соци­альных групп. В этот период снижается социальная напряженность, наступает временная развязка, растет эмоциональная общность, чувство идентичности с другими индивидами.

Ритуалы есть позитивные и негативные Негативные — система запре­тов, т.к. люди нередко делятся на части. Например, одни приходят в торжест­венный восторг при виде государственной символики, другие над пей глумятся.

33

1 Позитивные ритуалы приобщают людей к общепринятым ценностям, напри­мер, военные парады, награждение соотечественников, собрание членов пар-тин, общественных движений и т.д.

Ритуалы могут быть связаны с кризисными ситуациями. Например, со­циальные потрясения в обществе, военное поражение, природные катастрофы и др. Они совершаются и индивидуально, и коллективно. Например, обращение лидера к нации, траурный митинг.

Ритуалы интенсификации (чаще с какой-либо общностью) — это сово­купность различных ритуальных типов с целью противодействия нарушению равновесия групповой, общественной жизни в целом, вызванного внутренними или внешними причинами. Например, забастовки различных слоев населения, обращения к правительству, протесты посредством средств массовой информа­ции и даже акции гражданского неповиновения. Все это повышает групповую, межгрупповую сплоченность.

Ритуалы, выражающие уважительное отношение между людьми: сово­купность норм взаимоотношений между начальником и подчиненным, мужчи­ной и женщиной; презентации, поощрение активности взаимодействия. А также ритуалы перехода из одного состояния в другое: свадебный, совершеннолетия, повышение статуса и др.

Таким образом, ритуалы осуществляются везде, где имеются символиче­ские системы, регулирующие восприятие мира человеком и поведение его и этом мире. А такие системы есть везде, они существуют в виде мифов, идеоло­гии, образов мира.

Символ — произвольный акт, вызывающий единообразную социальную реакцию, например, звук, слово, жест, действие, предмет, эмблема и т.д. Сим­вол в своем чувственном качестве указывает на конкретное социальное явле­ние: крест, знамя, герб, обручальное кольцо, красный фонарь — под этими символами каждый индивид понимает общепринятый смысл, идентичное его содержание.

34

Современные социальные процессы обуславливают снижение роли ритуалов и опустошение символов. Взаимодействие индивидов — это результат интерпретации их деятельности. В человеческом поведении между реакцией и символом всегда стоит интерпретация, т.е. осмысливается то, что означает, символизирует конкретный символ, на какие возможные последствия он указы­вает. В процессе интерпретации вырабатываются общие оценки, видение пред­метов и явлений, видение социального мира >< целом

Миф — это не фантастический вымысел, не выдумка и не фикция. Миф — это реальность, ибо он воздействует на реальность, изменяет ее, создавая или разрушая. Миф — это подлинная действительность; ощущаемая, вещест­венная, реальность; совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой. В то же время мифологическая действитель­ности содержит в себе возможности отрешиться от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Миф — это и есть наша жизненная действительность, не абстрагирован­ная в научных процедурах. Она является единственной альтернативой стандар­тизированному научному видению. Мифологическая действительность силь­нее, более всеобъемлющая, чем действительность, придуманная наукой.

Наука и миф выполняют различные функции в жизни. Они не связаны отношениями преемственности, однако взаимодействие между ними наблюда­ется. Так, сама наука мифологична, ибо строится на предположениях. «Нор­мальная» наука развивается на общенаучных теориях, но всегда появляются факты, явления, которые в них не вписываются. Происходит научная револю­ция, борьба «нормальной» науки с новыми парадигмами. Как правило, новые концепции признаются, становятся «нормальной» наукой. «Старая» наука ока­зывается мифом, т.е. она, оказывается, руководствовалась ложными представ­лениями о реальности.

35

В «нормальной» науке образ мифа — это образ современной протекаю­щей жизни. В этом смысле физические образы реальности, создаваемые наукой, столь же живы и существенны, как для первобытных людей образы их мифов, воплощаемых в ритуалах.

Таким образом, одна культура никогда не сможет стать адекватной дру­гой, т.к. она из других мифов, из другой жизни. Именно этим можно во многом объяснить проблемы и потери российской модернизации организации (бази­рующейся на западных культурных моделях).

Функции мифов:

\. Миф — это фундаментальная форма строения реальности; миф форми­рует жизнь как единство. Он обеспечивает единство субъекта, единство пред­ставления и действия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культура Российской Империи Культура рубежа XIX xx вв. XX в. Первая половина. XX в. Вторая половина литература

    Литература
    Цель курса дать общее представление о динамике развития культуры (европейской по преимуществу), о ее основных этапах, закономерностях смены эпох, о типах культурной деятельности и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи.
  2. А. С. Пушкина Информационно библиографический отдел молодежь россии библиографический указатель

    Библиографический указатель
    Вопрос «Легко ли быть молодым?» стал сейчас, по мнению социологов, менее риторическим. Новое поколение живет и ощущает себя лучше, чем их сверстники 10 лет назад.
  3. Утверждаю заказчик управление культуры и духовного развития Окружной администрации г. Якутска

    Документ
    Настоящая документация разработана в соответствии с требованиями Главы 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,
  4. Формирование культуры здоровья у детей-инвалидов в условиях образовательных учреждений

    Документ
    В современном обществе существенно расширяется понимание «здоровье» и факторов, его определяющих, как в индивидуальном сознании конкретного человека, так и в оценке всего человеческого сообщества.
  5. С изменениями, внесенными приказом от 09. 10. 08 №916 Регистрационный номер открытого аукциона 522А-1-08/54022

    Конкурс
    Информация о государственном заказчике: ГУК НО «Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И.Ленина» (далее – заказчик).

Другие похожие документы..