Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Центральное положение занимает нуклеокапсид или "ядро" - "core". Нуклеокапсид имеет 27 nm в диаметре, в его состав входит т.н. &qu...полностью>>
'Тематическое планирование'
Перевод сведений о лингвистических явлениях с языка науки на язык сказки. Написание лингвистических миниатюр о жителях городов и сел, расположенных н...полностью>>
'Краткое содержание'
Производство говядины в Боровском районе традиционно базировалось, в основном, на использовании откормочного поголовья от пород молочного и молочно-м...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми. В період кардинальних трансформаційних змін соціально-економічної системи України однією з найважливіших проблем суспільства є не ...полностью>>

В. Я. Звездин социология культуры учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Понятие культуры. К истории формирования понятия «культура»

С. Пуфендорф (нем. историк, 1632-1694 гг.) под культурой подразумевал все, что изобретено человечеством, а в особенности общественные институты, язык, науку, мораль, направляемые разумом и обычаями. Аденлунг (1732-1806гг.) в своей работе «История культуры» отмечал: культура — это облагораживание и утончение всех духовных и физических сил человека и всего народа. И. Гердер (1744-1803 гг.) в культуре особо выделял роль воспитания в процессе очеловечи­вания. На этой основе сформулировал положение общеуниверсальности культуры человечества, о необходимости преодоления евроцентризма.

В работе Э.Б. Тайлора «Первобытная культура» (1866 г.) под культурой подразумевал социальное целое, которое в равной мере состоит из верований, обычаев, навыков, орудий, одежды, морали, искусства, права собственности.

Просветители представляли себе культуру как автономную и отчужден­ную сферу, противопоставленную обществу и миру труда. Со второй половины ХIХ в. понятие «культура» приобрело статус научной, а не только философской категории. Оно стало пересекаться с категориями «цивилизация», «обществен­но-экономическая формация», «глобальная регионализация». Из научных пред­ставлений о культуре исчезли мотивы романтизма (культура как нечто возвы­шенное, духовное). Как отмечал Ф. Боас (1858-1942 гг.), культуру можно дефи-нировать как совокупность ментальных и физических реакций и деятельностей,

13

которыми характеризуется поведение отдельных лиц, вместе или по отдельно­сти составляющими общественную группу с учетом их естественной среды, других групп, членов самой группы и самого себя.

Культура интегрируется на основе ряда принципов: кровное родство, размножение, специализированная деятельность, использование силы полити­ческой организации.

Б. Малиновский отмечал, что дух примитивного человека не отличался от духа человека цивилизованного.

Содержание категории «Культура» — термин многоаспектный: он опи­сывает все, что создано человеком. Уникальные культурные образцы (матери­альные и духовные), существовавшие до современных поколений, и культур­ные образцы, создаваемые современниками. Существуют многообразные ас­пекты культуры, например: экономическая, религиозная, технологическая, ци-вилизационная, философская, управленческая, музыкальная, городская, сель­ская, этническая, молодежная, культура поведения и т.д. Исходя из этого, су­ществуют и многообразные Определения:

Л - описательные — перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Часто она отождествляется с цивилизацией, включает в себя знания, верования, искусство, нравственность, право, традиции, обычаи, усвоенные че­ловеком;

  • исторические — характеризуются процессы социального наследования,
    комплекс способов деятельности, убеждений, традиций;

  • нравственные — анализируют образ жизни этноса, представления о
    групповых идеалах и ценностях, энергетических способностях и деятельности
    людей, культура отождествляется с цивилизацией;

  • психологические — в их основе лежат процессы адаптации к среде оби­
    тания или формирования приемов приспособления и их передача по наследст­
    ву. Конкретное поведение не дано человеку от рождения, оно усваивается каж­
    дым поколением заново путем обучения.

14

Культура — это формы привычного поведения, характерные для группы.

Структурные определения — культура как организованные, повторяю­щиеся реакции членов общества, наученное поведение и его результаты, пере­даваемые по наследству членам конкретного общества.

Генетические определения, в которых культура рассматривается с пози­ции ее происхождения. Культура — это искусственный продукт, а не возник­ший естественным путем, например, идеи, символы. •

Из всей совокупности системы определений (около 300) можно выделить несколько основных смыслов содержания понятия «Культура»:

  • абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовно­
    го, эстетического развития;

  • обозначение состояния общества, основанного на праве, нравственных
    началах;

  • выделение особенностей существования, образа жизни, свойственных
    конкретному обществу, социальной общности, какому-то историческому периоду;

  • характеристика форм, продуктов интеллектуальности, и, прежде всего,
    художественной деятельности (музыка, литература, живопись, театр, кино и
    др.), это наиболее распространенное, обыденное понимание культуры.

Таким образом, культура — это все то, что создано, модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью индивидов, взаимодействую­щих друг с другом. Это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобщения. Культура состоит из материальных объектов (орудий, приспособлений, предметов), а также дей­ствий, верований, установок, функционирующих в символах.

Культура — то, что отличает человека от животного, она не наследуется ге­нетически, а передается обучением. Культура связана с идеями, которые сущест­вуют и передаются в символической форме, в первую очередь посредством языка.

Таким образом, культура есть характеристика человеческого общества: это явление, факторы человеческой жизни, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе, не регулирующиеся биологическими инстинктами;

15

культуре обучаются, она не приобретается генетическим путем; культура орга­низует человеческую жизнь, подобно тому, как инстинкт организует ее у жи­вотных; культура — исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей в обществе, ее источником является сознание. Культура — все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Культу­ра представляет собой систему социально приобретенных и передаваемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедея­тельность. Культура — способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющих собой целостную систему устойчивых идей, ориентации, оценок, норм, воплощенных в образах деятельности (поведе­ния) людей, объективизируемых в общественно-предметных и знаково-симво-лических формах, передаваемых от одних поколений к другим в процессе их социализации.

Основные типы культуры: эмпирический, представленный институтами культуры (театр, кино, литература, искусство, наука, религия и др.); норматив­ны^, — нормы и правила, регулирующие поведение людей; фундаментальные ценности, идеи, символы.

В современном понимании культуре присущи два направления:

1.Т. Парсонс (амер. школа). Понятие «культура» — набор аналитических конструктов (построений), предназначенных для анализа социальных действий.

2. К. Леви-Стросса (фр. школа). «Культура» — область феноменов, про­тивопоставленная природному. Природное — это материал для культуры, реа­лизованный способностью человека. Таким образом, под культурой понимается содержание социальной жизни людей, жизнеобеспечение, социализация, ком­муникация, рекреация (восстановление).

Предметное содержание активности составляют материальные объекты, технологии, разделяемые символические объекты, критерии оценок и ценност­ные шкалы, которые люди создают, меняют и разрушают. '

16

Коммуникативное содержание образует культурная информация (знание, образы, представления, эмоции), которой люди обмениваются.

К содержанию социокультурной среды относятся события и процессы, порождаемые активностью людей в процессе их совместной жизни.

Общество'— структурный аспект совместной жизни и деятельности людей.

Культура — содержательное наполнение этой структуры.

Культурные явления искусственны, они созданы людьми. Культура — искусственные средства удовлетворения и регулирования природных и челове­ческих потребностей (англ, антрополог Б. Малиновский).

М. Вебер: культура — это биологически ненаследуемая информация, ее содержание, способы организации и хранения.

Культура — заученное поведение (амер. Т. Кун, Ф. Базни, Р. Лингон).

Культура включает в себя предметный мир (материальная культура) — материальные продукты групповой деятельности.

Культура, включающая образы человеческих отношений (социальная, духовная культура) — это стандартизированное поведение в обществе.

Стереотипные формы культуры — относительно устойчивые и повто­ряющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, деятельности, пове­дения. Они могут быть универсальными для данной культуры (например, структуры государственной власти), могут быть и специфическими для региона (например, способ обработки земли), для социальной группы (например, про­фессиональный жаргон, мода).

Культурные образы могут иметь характер реальных вещей, действий и отношений или воображаемых представлений (идеалы, прогнозы).

В культуре значительное место занимает технология или специально ор­ганизованная деятельность, ориентированная на достижение определенных ре­зультатов. Культура включает в себя символические объекты: ценности, нормы.

Таким образом, культурные системы, с одной стороны, результаты дея­тельности людей, с другой — как ее регуляторы.

17

Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм актив­ности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), чувств (ус­тановок, отношений, ценностей).

Культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необ­ходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым образом и исполнять любые значимые для них роли.

В целом, категория «культура» обозначает биологически ненаследуемое содержание совместной жизнедеятельности людей, представляющее собой ис­кусственно создаваемые объекты (артефакты).

Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов, технологий их изготовления и оперирования ими, ус­тойчивость связей между людьми и способы их регулирования, оценочных критериев, имеющихся в обществе. Культура представляет собой созданную самими людьми искусственную среду существования и самореализации, источ­ник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Большое значение для развития и функционирования культуры в целом имеют качественные изменения в структурных элементах, особенно в науке и технологиях. Эти изменения открывают новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.

Можно выделить три качественных скачка в развитии культуры:

- появление письменности, позволившей сохранить многие произведения
культуры и обмениваться ими;

- изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился
объем распространения культурной продукции;

- современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звуко­
запись, голография, новые материалы в архитектуре и др.).

Два типа анализа культуры

1. Общетеоретический. Его основные факторы: деятельность, увязанная с социальной организацией людей (хозяйственная, политическая, правовая куль­тура); деятельность, связанная с порождением социально значимой информа-

18

ции: наука, искусство, религия; деятельность, направленная на приобретение навыков взаимодействия и взаимопонимания членов общества: образование, массовая культура, институты трансляции «высокой культуры». Предметные знаки сфер культуры: орудия и средства труда, навыки обращения с ними, спо­собы производственной деятельности, социально-культурные институты и их механизмы, регулирующие взаимодействия людей и распределяющие социаль­но значимые блага. Символические знаки культуры: знания, навыки, порож­дающие, поддерживающие и изменяющие осмысление людьми своего природ­ного и социального окружения и регуляции отношений с ним.

Культура охватывает общие черты совместной жизнедеятельности людей, связанные с установлением и осмыслением отношений с окружением и друг с другом. Широко распространенными, устойчивыми и повторяющимися во вре­мени являются формы отношения людей с окружением: государство, религия, письменность, деньги. Закономерными процессами культурной динамики яв­ляются урбанизация, социальная дифференциация в обществе, экономические волны. Универсальными механизмами порождения, поддержания и изменения культурных целостностей представляются традиции при поддержании, иннова­ции при порождении и изменении.

В культуре отображается совокупность устойчивых оснований, на кото­рых базируется совместная жизнь людей в обществе на конкретных стадиях его исторического развития. Теоретическое рассмотрение таких оснований позво­ляет определить состояние культуры на глобальном или цивилизованном уров­не, т.е. изучить универсальные исторические формы и способы участия людей в социокультурной форме.

2. Конкретно-исторический анализ культуры. Центр анализа культуры пе­ремещается с ее всеобщего характера на специфичные: историко-культурный ре­гион, страна, этнос, субкультура. Понятия «цивилизация», «культурно-исто­рический тип» раскрывают конкретную структурную и содержательную опреде­ленность культуры через набор ее устойчивых формообразующих характеристик.

19

Для конкретно-исторического уровня анализа характерно понимание то­го, что культура существует только в процессах непосредственных действий и взаимодействий людей. Социальным основанием связей людей с внешним ок­ружением принадлежит определяющая роль в формировании и динамике куль­туры. Каждый исторический период существования культуры определяется свойственным ему культурным типом.

Социологические подходы анализа культуры:

Ценностно-нормативный подход: культура — это метод ценностного ус­воения действительности в процессе поиска способа удовлетворения потребно­стей людей. Культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей и норм, регулирующих отношения людей и объединяющих их в единую цело­стность — общество. Культура — то, что постигает человек в процессе своей деятельности, что передается от поколения к поколению, а именно: знания, на­выки, традиции. Культура — это ценностно-нормативный взгляд на мир, обще­ство через призму добра и зла.

Инструментальный подход: культура — это средство.

Биологический подход: культура — это потребности.

Культурологический подход: культура — это творчество.

Функциональный подход: культура — это совокупность социальных ин­ститутов.

Культура — это совокупность процессов материальной и духовной при­роды, а также поведения, принятого обществом в качестве традиционных спо­собов решения отношений между своими членами. Современные подходы к анализу культуры: структуралистский, семиотический. Структуралистский ме­тод изучает различные виды культуры и практики. Каждый из них является са­мостоятельной системой. Антиномия (связь) «природа-культура» проявляется в различных своих формах в области языка, мифа, искусства, обычной жизни, собственности и т.д. Все, что в природе человека имеет всеобщий характер, от­носится к природе (является стихийным). Все, что определяется вынуждающи­ми нормами, относится к культуре. Для К. Леви-Стросса присуща идея о все­общей энтропии человечества.

20

В отличие от структуралистов, приверженцы семиотического метода счи­тают, что человек стремится жить, а не исчезнуть во всеобщей энтропии. Для биологического существования человеку достаточно удовлетворить первичные, естественные потребности. Но существование коллектива, общества без куль­туры невозможно. Русские семиотики определяют культуру как информацию (ее хранение, передача). Составные части содержания культуры: язык, миф, ре­лигия, искусство, наука, политика, т.е. культура делится на различные виды деятельности, которые отражают различные интересы и цели. Основное свой­ство культуры состоит в том, что она концентрирует, хранит свои средства ак­кумулирования информации, которые необходимы для поддержания жизни. Они существенно видоизменяются с момента возникновения языка. В целом, социологический анализ культуры дает возможность изучать социальное и тер­риториальное распределение в обществе форм и способов освоения, использо­вания и создания людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчи­вые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обуславливаю­щие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным уста­новить вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направление ее движения.

Основные закономерности в развитии культуры

  1. Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий
    жизни, ее обратное влияние на их изменение.

  2. Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной
    (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение
    культурной традиции), негативной (отрицание прежнего культурного опыта).

  3. Неравномерность развития культуры, которая проявляется в 2-х аспек­
    тах: расцвет в одних сферах, подсистемах обществам; упадок в других.

  4. Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном
    процессе.

21

Функции и формы культуры

  • Гносеологическая (познавательная) функция. Культура стремится дать
    целостную картину мира, показать место и роль личности в этом мире. Она яв­
    ляется средством познания и самопознания общества, социальной группы, са­
    мого человека. Культура определяет систему знаний, обобщает социальный
    опыт общностей, на основе чего и создается конкретная модель социального
    мира и места человека в нем.

  • Интегрирующая функция. Культура интегрирует знания, выработан­
    ные предшествующими поколениями, обеспечивает формирование определен­
    ного подхода к явлениям социокультурной практики общества, транслируя со­
    циальный опыт поколений, она обеспечивает связь времен (прошлого, настоя­
    щего, будущего).

  • Ценностно-ориентационная функция. Культура создает определенную
    систему координат (совокупность жизненных ценностей), в которых существу­
    ет и на которые ориентируется человек.

  • Нормативно-регулирующая функция. Культура выступает средством
    социального контроля за индивидами.

  • Оценочная функция. Культура определяет содержание человеческой
    деятельности, поведение личности в социальной жизни и дает конкретную
    оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм по­
    ведения (социальных, экономических, политических, правовых, нравственных).

  • Социально-организационная функция. Определяет принципы организа­
    ции и управления жизнью общества. Культура является организующей формой
    общественной жизни, она побуждает, стимулирует и направляет человеческое
    поведение.

  • Коммуникативная функция социального общения, обеспечивающая взаи­
    модействие и адекватность взаимопонимания между социальными общностями.

  • Программно-целевая функция. Культура показывает цели, способству­
    ет разработке субъектами программ их достижения, в целом определяет преоб­
    разование, функционирование и развитие общества в истории человечества.

22

Прогнозирующая (футурологическая) функция. Культура моделирует будущее развитие общества. Дает представления об оптимальном его устройст­ве, к которому необходимо стремиться.

Главная из всех функции — гуманистическая (человекотворческая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

В марксистской философии, социологических концепциях культура под­разделяется только на материальную и духовную. Социальная растворялась в них. В 1-й половине XX в. было введено 3-хчленное деление культуры.

Объективные факторы культуры: культура не наследуется генетически, а передается от одного поколения к другому в результате научения.

Субъективные факторы культуры: культура связана с идеями, которые осуществляются и передаются в символической форме.

Формы культуры: материальная, социальная, духовная. Т.е. взаимоотно­шения человека со средой его обитания, отношения людей друг к другу, их по­ведение и деятельность, их идеи и ценности.

Материальная культура — совокупность материальных ценностей; куль­тура производства материальных благ, культура быта, т.е. материальная куль­тура — все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обита­ния, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования; его техническая, технологическая сторона жизнедеятельности.

Социальная культура — отношение людей друг к другу, система их ста­тусов, ролей и социальных институтов, это живая человеческая деятельность по их созданию, распространению, сохранению и развитию. Социальная культура — это характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы образ действий, проникающий во все сферы, виды человеческой жиз­недеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаи­мосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур.

Духовная культура — субъективные аспекты жизни: идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей. Духовная культура: виды, формы и уровни общественного сознания (идеи, язык, обычаи,

23

знания, нормы, которые люди создают, а затем поддерживают); культурные системы (образования, воспитания, учреждения культуры); виды, формы позна­ния (религия, наука, литература, искусство, нравственность). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека.

Между этими формами существуют промежуточные культуры: религиоз­ная, светская, экологическая, физическая и др.

По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникаю­щую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного автора, эли­тарную, создаваемую профессионалами, и массовую.

По степени восприятия и роли культура подразделяется на общепризна-ваемую (необходимую для всего общества) и субкультуры (т.е. культуру кон­кретных социальных общностей). Четкой, фиксированной границы между раз­новидностями культуры нет. Она всегда многовариантна, но ее модель задается новыми потребностями, целями социальных общностей, общества в целом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культура Российской Империи Культура рубежа XIX xx вв. XX в. Первая половина. XX в. Вторая половина литература

    Литература
    Цель курса дать общее представление о динамике развития культуры (европейской по преимуществу), о ее основных этапах, закономерностях смены эпох, о типах культурной деятельности и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи.
  2. А. С. Пушкина Информационно библиографический отдел молодежь россии библиографический указатель

    Библиографический указатель
    Вопрос «Легко ли быть молодым?» стал сейчас, по мнению социологов, менее риторическим. Новое поколение живет и ощущает себя лучше, чем их сверстники 10 лет назад.
  3. Утверждаю заказчик управление культуры и духовного развития Окружной администрации г. Якутска

    Документ
    Настоящая документация разработана в соответствии с требованиями Главы 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,
  4. Формирование культуры здоровья у детей-инвалидов в условиях образовательных учреждений

    Документ
    В современном обществе существенно расширяется понимание «здоровье» и факторов, его определяющих, как в индивидуальном сознании конкретного человека, так и в оценке всего человеческого сообщества.
  5. С изменениями, внесенными приказом от 09. 10. 08 №916 Регистрационный номер открытого аукциона 522А-1-08/54022

    Конкурс
    Информация о государственном заказчике: ГУК НО «Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И.Ленина» (далее – заказчик).

Другие похожие документы..