Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Когда наука о доме (экология) и наука о ведении домашнего хозяйства (экономика) сольются, и когда предмет этики расширит свои границы и включит в...полностью>>
'Бизнес-план'
Сеть Интернет на сегодняшний момент является оперативным источником информации и средством общения между людьми. Для этой глобальной сети не существуе...полностью>>
'Решение'
3. Контроль хода выполнения настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по местному самоуправлению, контролю за деятельностью органов и должно...полностью>>
'Экзаменационные билеты'
Общественное мнение. Билет № Необходимость взаимодействия связей с общественностью со средствами массовой коммуникации. Понятие имиджа....полностью>>

Л. И. Степкина Приказ от 31. 08. 2011 №339 (протокол педагогического совета №1 от 31. 08. 2011) основная образовательная программа

Главная > Основная образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет, затем из развернутого они становятся «свернутым» сокращенным умственным действием.

Первоначально учебное действие складывается как предметное, а затем, постепенно, обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов, постепенно у него развивается интеллектуальная операция сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. То есть ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.

Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:

  • является предпосылкой способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;

  • не зависит от конкретного предметного содержания;

  • отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)

  • возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;

  • приучает обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Место универсальных учебных действий в образовательном процессе.

УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета. Последовательность, способы формирования и проверки УУД отражаются в различных учебных заданиях, используемых учителем на уроке (см. программы отдельных учебных курсов).

Литературное чтение: формирование всех видов универсальных учебных действий с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Математика: развитие познавательных УУД, систематизация и структурирование знаний, моделирование (знаково-символические действия), дифференциация существенного и несущественного, кодирование, логический анализ, формирование общего приема решения задач.

Русский язык: формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий (символы, графики, схемы, таблицы).

Окружающий мир: формирование всех видов универсальных учебных действий с приоритетом развития регулятивных и познавательных УУД (взаимодействие, исследование).

Технология: является опорным предметом для формирования УУД (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи и пр.).

Формируемые на уроках УУД закрепляются ребенком во внеучебной и внешкольной деятельности, личном опыте и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни. Родители и педагоги являются координаторами процесса формирования УУД ребенка.

Основная цель данной программы формирования УУД– раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения применительно к особенностям образовательного процесса МБОУ «СОКШ №4». .

В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  • Личностные универсальные учебные действия –система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы,мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие», «Я и общество», «Я и познание», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «кадет», «собеседник», «одноклассник» и др.).

  • Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

  • Познавательные универсальные учебные действия – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

  • Коммуникативные универсальные действия – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

К концу обучения младшего школьника на начальной ступени в МБОУ «СОКШ №4» планируется достигнуть определенных результатов в формировании универсальных учебных действий.

Вид УУД

Результат формирования УУД

Способы достижения результатов

Способы диагностики

Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:

  • идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, городу, кадетскому движению;

  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

Использование соответствующих программ, технологий и методик.

Программы УМК «Школа 21 века»; программы курсов «Я – кадет», «В мире книг», «Мой край».

Технологии ролевых игр, социального проектирования.

Методики: «Беседы о школе» (Т.А.Нежнова, А.Л.Венгера); «Кто я» (О.В.Романова)

Портфолио.

Дневник кадета

  • различать основные нравственно-этические понятия;

  • соотносить поступок с моральной нормой; с кодексом чести кадета, выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с данными нормами; оценивать свои и чужие поступки в соответствии с нормами этики и поведения;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих;

  • мотивировать свои действия; правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Использование соответствующих программ, технологий и методик.

Программы УМК «Школа 21 века»; программы курсов «Я – кадет», «В мире книг», «Этика – азбука добра».

Технологии развития критического мышления, ролевых игр, социального проектирования.

Методики: нравственно-этические задачи Ж.Пиарже.

Диагностика «Ценностные ориентации» (Рокич).

Задания на оценку усвоения норм взаимопомощи, на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы, на выявление моральной децентрации (Ж.Пиарже).

Анкета «Оцени поступок» (модификация анкеты Туриеля, Е.Курбановой), «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е.Щуркова, В.М.Иванова)

Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:

  • •проявлять внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к кадетскому классу, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика, кадета»;

  • воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

  • • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельнос ть, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).

Использование соответствующих программ, технологий и методик.

Программы УМК «Школа 21 века»; курса «Я – кадет», модуля «Школьная пора»

Технологии ролевых игр, проектной деятельности.

Методики: незавершенная сказка, учебный диалог.

Портфолио.

Дневник кадета

Диагностика «Мой класс», «Школа глазами ученика» (В.Андреев),

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса

Регулятивные универсальные учебные действия.

Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

  • принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;

  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Использование соответствующих программ, технологий и методик.

Программы УМК «Школа 21 века»; курсов «Юным умникам и уницам» (О.Холодова)

Технологии дидактических игр, дебатов, развития критического мышления, проектной деятельности.

Методика работы с несплошными текстами, приемы «6 шляп», «Ромашка Блума», развивающей кооперации

Портфолио.

Диагностика «Выкладывание узора», «Проба на внимание», «Алгоритм», диагностика общего приема решения задач (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова)

Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

  • оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия результатов требованиям задачи;

  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Использование соответствующих программ, технологий и методик.

Программы УМК «Школа 21 века»; курсов «Юным умникам и уницам» (О.Холодова)

Технологии дидактических игр, дебатов, развития критического мышления, проектной деятельности.

Методика работы с несплошными текстами, приемы рефлексии «6 шляп», «РАФТ», синквейн и пр.

Портфолио. Творческие работы, комплексные диагностические работы, рефлексивные работы.

Рисуночные схемы.

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:

  • различать такие методы познания окружающего мира, как наблюдение, опыт, эксперимент, вычисление;

  • выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

  • анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

  • презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Использование соответствующих программ, технологий и методик.

Программы УМК «Школа 21 века»; курсов «Юным умникам и уницам» (О.Холодова), «Интеллектика» (А.Зак)

Технологии дидактических игр, развития критического мышления, ИКТ, проектной деятельности.

Методика работы с несплошными текстами, учебный эксперимент, наблюдение, приемы активизации мыслительной деятельности.

Портфолио.

Творческие самостоятельные работы. Презентация проектов.

Методика «Нахождение схем к задачам» (А.Н.Рябинкина)

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:

  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

  • устанавливать аналогии; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Использование соответствующих программ, технологий и методик.

Программы УМК «Школа 21 века»; курсов «Юным умникам и уницам» (О.Холодова), «Интеллектика» (А.Зак)

Технологии дидактических игр, развития критического мышления, ИКТ, проектной деятельности.

Методика работы с несплошными текстами, приемы активизации мыслительной деятельности: инсерт, толстые и тонкие вопросы, кластеры, опорные схемы и таблицы.

Фиксация наблюдений учителя в дневнике кадета.

Тестирование (УМК «Школа 21 века), комплексные контрольные работы (ТРКМЧП).

Методика построения числового эквивалента или взаимооднозначного соответствия (Ж.Пиарже, А.Шеминьска) и пр.

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

  • осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет;

  • высказывать предположения,

  • обсуждать проблемные вопросы,

  • составлять план простого эксперимента;

  • выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

  • выявлять известное и неизвестное;

  • использовать знаково-символические средства (модели и схемы) для решения задач;

  • исследовать собственные способы решения;

  • преобразовывать объект: изменять, творчески переделывать.

Использование соответствующих программ, технологий и методик.

Программы УМК «Школа 21 века»; авторской программы учителей начальной школы «Формирование основ сетевой культуры и информационной компетентности младших школьников».

Технологии развития критического мышления, ИКТ, проектной деятельности.

Приемы: создание обучающих интернет-форумов, блогов, виртуальные конференции, инсерт, несплошные тексты.

Методика «Кодирование» (А.Ю.Панасюк), диагностика ИКТ-компетентности младшего школьника.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:

  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

  • находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

  • анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Использование соответствующих программ, технологий и методик.

Программы УМК «Школа 21 века»; курса «В мире книг».

Технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.

Работа с несплошными текстами по извлечению необходимой информации.

Пакет диагностических работ авторов системы «Школа 21 века».

Тесты «Работа с текстом» (на основе исследований PISA)

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • различать особенности диалогической и монологической речи;

  • задавать вопросы;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • описывать объект: передавать его внешние характеристики, – характеризовать качества, признаки объекта;

  • выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

  • составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

  • писать сочинения (небольшие сообщения, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

Использование соответствующих программ, технологий и методик.

Программы УМК «Школа 21 века»; курса «Я – кадет», риторики.

Технология сотрудничества, дебатов.

Методики мнемотехники, развивающей кооперации.

Фиксация наблюдений педагога в дневнике кадета.

Самостоятельные творческие работы учащихся.

Диагностические задания «Рукавички», «Кто прав» ((Г.Цукерман)

  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников МБОУ «СОКШ №4»

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Д.Медведев («Послание федеральному собранию»).

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников МБОУ «СОКШ №4».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.

Цель программы: создание условий для  формирования культурной, духовной, нравственной  личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс МБОУ «СОКШ №4», пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традиций, фольклора, искусства);

  • осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о работе базовых кафедр за 2008 год

    Публичный отчет
    В 2008 г. ЮНЦ РАН поддерживал работу 21 базовых кафедр: аквакультуры и водных биоресурсов Астраханского государственного технического ун-та (АГТУ); экономики развития региона (мировой экономики), регионоведения и международных отношений,

Другие похожие документы..