Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Я заблудился в Париже. Просто взял и заблудился. Наша экскурсионная группа, что приехала из Германии, чуть не маршевым строем прошагала по центральной...полностью>>
'Сказка'
Мы живем в очень конкретное, очень ускоряющееся время. Соответственно меняется и наша речь, меняется и наш стиль ведения разговора. Но для того, чтоб...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Пра...полностью>>
'Документ'
Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непр...полностью>>

Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований проблемы постсоветских стран №8 Модернизация экономики: факторы инструменты, проблемы Москва, 2006

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В 1995 г. инвестиции в основной капитал даны в млн. руб.

Жирным шрифтом выделены показатели, превышающие среднероссийский уровень

Рассчитано по данным статистического сборника Социально-экономическое положение России, январь 2006 г., М., ФСГС, с. 2006 г., с.415-416; статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005 г. ФСГС, М.,2006, с.874 -875, 894-897, по «Основным показателям социально-экономического положения субъектов РФ в 2005 г., опубликованным в «Российской газете» от 17.03.2006 г.,

У большинства ПР доля ПИИ в инвестициях в основной капитал в 2005 г. не превышала 2%. Наиболее высокая доля была у Амурской обл. – более 10%, Ленинградской области и Краснодарского края – около 8%, у Тюменской области – около 5%. В среднем по России этот показатель равнялся 10%.

В целом основная часть инвестиций в региональную экономику осуществляется за счет частного капитала. Экономически слабые регионы значительную часть инвестиций (до 60%) получают из федерального бюджета в рамках федеральных региональных и целевых программ. В среднем по России в 2004 г доля средств федерального бюджета равнялась 5,3% от объема инвестиций.207

Наиболее низкой инвестиционная деятельность в 2005 г. была на порубежье России с Белоруссией и Украиной - 13,6 тыс. руб. инвестиций на одного жителя этого приграничного сегмента. При этом наиболее преуспевающая Белгородская область по этому показателю в 4,5 раза опережала Брянскую область - самый слабый регион в 2005 г. в данном приграничном сегменте. Крупные инвестиции в Белгородской области связаны со строительством объектов черной металлургии (Яковлевский рудник, завод металлизированных брикетов) и развитием агропромышленной сферы.

Регионы российско-кавказского приграничного сегмента привлекли в среднем 14,9 тыс. руб. инвестиций на одного жителя. Лидер – Краснодарский край привлек на одного жителя почти в 6 раз больше капитальных вложений, чем Ингушетия. В начале текущего десятилетия в Краснодарском крае крупные инвестиции с участием иностранного капитала были осуществлены в газопровод «Голубой поток», нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. В настоящее время основной объем инвестиций направляется в развитие морских портов, рекреационной и агропромышленной сферы.

Дальневосточное приграничье привлекло 18,9 тыс. руб. инвестиций на одного жителя. Однако в 2005 г. произошла резкая активизация инвестиционной деятельности в Амурской области, Еврейской АО и Хабаровском крае, что вызвало рост различий между регионами этого приграничного сегмента, которые достигли 10 раз. Рост инвестиции в этих регионах обусловлен, прежде всего, развитием горнорудной промышленности, в том числе золотодобывающей, топливно-энергетического сектора и транспорта. В Хабаровском крае крупные инвестиции связаны со строительством нефтяного терминала для отгрузки сахалинской нефти в Де-Кастри и мостового перехода через Амур, в Амурской области – со строительством Бурейской ГЭС.

Наиболее активной инвестиционная деятельность была у регионов России пограничных с ЕС – 31,2 тыс. руб. и с Казахстаном – 32,2 тыс. руб. В ЕС-сегменте различия между самым высоким показателем инвестиций на одного жителя у Ленинградской области и самым низким, у Псковской области, превысили 6 раз. Однако в этой группе у трех регионов рассматриваемый показатель был выше среднероссийского, а у двух - был близок к среднему значению.

У регионов пограничных с Казахстаном высокое значение среднего по сегменту показателя связано с резким превосходством Тюменской области. Ее инвестиционная активность была почти в 17 раз выше, чем в Курганской области.

У западных регионов России устойчивый рост капиталовложений во многом обусловлен развитием транспортной инфраструктуры. Недавно пущенный в эксплуатацию нефтяной терминал в порту Приморск в 2005 г. переработал 57 млн. т. грузов. Резко вырос экспорт нефти и угля через порт Высоцк. За 2003-2005 гг. количество обработанных контейнеров в Санкт-Петербурге увеличилось с 530 тыс. до 1120 тыс. Общий грузооборот порта северной столицы в 2005 г. приблизился к 60 млн.т .208 Быстро развивается порт Усть–Луга. В нем сооружены угольный и паромный терминалы. Летом 2006 г. будет открыта паромная линия на Калининград и Мукран (Германия). В портах Санкт-Петербург и Усть-Луга намечено создание портовых зон – новой разновидности особых экономических зон, нацеленных на развитие портовой инфраструктуры.209

В Калининградской и Ленинградской областях, Санкт-Петребурге происходит довольно динамичная модернизация промышленности, причем в той части, которая может в перспективе изменить профиль России в глобальной экономике.

У регионов, приграничных с Казахстаном, основной объем инвестиций связан с углеводородным и металлургическим секторами экономики, играющими центральную роль в российском экспорте.

Необходимо подчеркнуть, что помимо национального и иностранного капитала в экономику регионов приграничных с ЕС довольно большие ресурсы вкладываются из федерального бюджета через механизм федеральных целевых программ. В случае Санкт-Петербурга крупные капитальные вложения осуществляются из городского бюджета. Для расширения финансовых возможностей северной столицы в ней был зарегистрирован ряд крупных государственных компаний. В октябре 2005 г. «Внешторгбанк» изменил регистрацию с Москвы на Санкт-Петербург, что дало заметную прибавку в бюджет северной столицы около 1 млрд. руб. в 2006 г. В конце 2005 г. в городе были зарегистрированы нефтедобывающие подразделения «Газпрома», «Транснефтепродукт», «Сибур-Холдинг», «Трансаэро».210 Это отражает стремление федерального центра усилить экономические и международные позиции Санкт-Петербурга, как некоего противовеса Москве.

Изменения в структуре промышленности

Наиболее значительные структурные изменения в промышленности211 происходили у регионов с активной инвестиционной деятельностью. Эти изменения связаны с развитием как производств ориентированных на внутренний рынок, так и экспортных производств. Среди импортозамещающих производств особое место занимают машиностроение и производство продуктов питания.

Наиболее динамичным компонентом промышленности России в последние годы стали сборочные производства, посредством которых происходит довольно быстрая модернизация автостроения, производства бытовой электроники и электротехники. Развитие сборочных производств осуществляется на основе привлечения зарубежных технологий и капиталов.

Благодаря развитию сборочных производств, причем в основном на неиспользуемых площадях предприятий оборонно-промышленного комплекса доля машиностроения Калининградской области за 1995-2004 гг. увеличилась с 10,6% до 37,1%. В области налажена холдингом «Автотор» сборка автомобилей BMW, KIA и Hummer, компаниями «Телебалт» и «Полар» сборка телевизоров разных мировых брэндов (на область в настоящее время приходится около половины российского производства телевизоров). Росту долю машиностроения способствовала также загрузка судостроительного завод «Янтарь» экспортными заказами и освоение выпуска контейнеров.

Развитие сборочных производств, прежде всего, легковых автомобилей стало одной из причин роста доли машиностроения в промышленном производстве Ленинградской - с 8,6 до 14,2%, Ростовской – с 21,4 до 29,3% и Самарской – с 46,2 до 53% областях, Хабаровском крае – с 20 до 27,7%. В этих регионах, а также в Санкт-Петербурге, Бурятии и Омской области увеличение доли машиностроение было также связано с ростом государственного оборонного заказа и исполнением экспортных контрактов по изготовление военной техники. Всего из 38 рассматриваемых регионов доля машиностроения увеличилась (на 1 и более процентов) у 11 ПР, а у остальных либо осталась примерно на том же уровне, либо сократилась. Для сравнения в промышленности России за 1995-2004 гг. произошло увеличение доли машиностроения с 19,2 до 22,2%. Наиболее сильный рост доли машиностроения произошел в Калининградской области, а наиболее сильное сокращение у Мурманской - с 26,2 до 6% и Новосибирской – с 35,6 до 21,4% областях.

Доля пищевой промышленности в промышленности России в этот период практически не изменилась – 15,3% в 1995 г. и 15,4% в 2004 г. Наиболее сильный рост доли этой отрасли с 19,1 до 50,5% произошел у Северной Осетии. Последующие места, сильно уступая Осетии, занимали Омская область – рост с 10,5 до 28,2%, Ленинградская область – с 8 до 25,2%, Кабардино-Балкария – с 24,7 и 40,3%. У Краснодарского края доля отрасли увеличилась с 41,1 до 46,9%. Всего доля пищевой промышленности увеличилась у 15 ПР.

Обращает на себя внимание, что доля пищевой промышленности сократилась у всех регионов с мощной рыбной промышленностью: у Приморского края – с 45,6 до 33,3%, Калининградской области с 32,9 до 31,7%, Мурманской области – с 19,2 до 14,9%, Астраханской области – с 28,4 до 8,5%.

Природа роста доли этой отрасли у регионов неодинакова. У Северо-Кавказских республик она связана с бурным ростом производства крепкого алкоголя и минеральных вод при спаде производства в большинстве других отраслей промышленности. Развитие этих высокодоходных производств осуществлялось этническим бизнесом.

В Ленинградской и ряде других развитых ПР ускоренный рост высокооборотной пищевой промышленности был обусловлен приходом в отрасль крупных региональных и российских компаний и банков, располагающих крупными финансовыми ресурсами, а также иностранных компаний, что позволило осуществить технологическую модернизацию предприятий отрасли и тем самым расширить рынки сбыта, в том числе за счет стран СНГ.

Среди экспортных отраслей России ведущее место занимают топливная промышленность, металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

В рассматриваемый период заметно выросла доля топливной промышленности в Тюменской области – с 80,4 до 88,4%. Это максимально высокая доля данной отрасли среди российских регионов. Однако наиболее сильно доля этой отрасли увеличилась у Астраханской области с 25,5 до 59,7%. Это связано со строительством нефтепровода Тенгиз-Новороссийск, развитием газодобычи и газопереработки, началом освоения месторождений на шельфе Каспийского моря. Существенно выросла доля отрасли в промышленном производстве Оренбургской области с 31,2 до 45,7%. Заметно увеличилась доля топливной промышленности в большинстве северокавказских республик. Это вторая по значимости для этих республик после агропромышленного комплекса отрасль экономики. Из-за небольших масштабов промышленности небольшое расширение добычи нефти и газа, деятельность сервисных компаний, создание местные трубопроводных сетей вызвало рост доли отрасли в этих ПР. Сравнительно небольшой рост доли отрасли произошел в Волгоградской, Калининградской и Саратовской областях, Краснодарском крае. У остальных регионов произошла сокращение доли топливной отрасли. У ряда регионов это связано со сворачиванием работы угольных шахт.

У всех ПР, располагающих крупными предприятиями черной металлургии, произошел рост этой отрасли в промышленном производстве. У Челябинской области доля отрасли за 1995-2004 гг. увеличилась с 50,2 до 65%, у Белгородской - с 47 до 49,1%, у Волгоградской – с 9,8 до 22,8%, у Курской – с 11,6 до 29,7%. Рост в пределах нескольких процентов имел место в Мурманской и Оренбургской областях, Карелии, Алтайском и Хабаровском краях.

Иная картина наблюдается с динамикой доли цветной металлургии в промышленном производстве ПР. Имевшая в 1995 г. самую высокую долю отрасли в промышленном производстве– 35,8%, Мурманская область к 2004 г. ее заметно сократила – до 28,2%. Существенно сократилась доля цветной металлургии у Кабардино-Балкарии – с 10,8 до 4,5%, Северной Осетии – с 17,4 до 15,6%, Ленинградской – с 8 до 3,7% и Ростовской – с 5 до 3,9% областей. Вместе с тем рост доли отрасли произошел у всех регионов приграничных с Монголией и Китаем. Наиболее сильно у Тывы – с 17,4 до 32%, у Читинской – с 26 до 35,8% и Амурской – с 13,7 до 23,9% областей. Доля отрасли заметно увеличилась у Новосибирской области. Из европейских ПР рост доли цветной металлургии произошел только в Карелии. Среди факторов повлиявших на разную динамику этой экспортной отрасли в рассматриваемых регионах следует выделить устойчивый спрос на руды и концентраты цветных металлов в КНР.

С этим же фактором связано повышение доли лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в промышленном производстве практически ( на 1% и более) только у трех регионов приграничных с Китаем: Еврейской АО - с 7,7 до 20,4%, Хабаровского – с 10,4 до 13,3% и Приморского – с 5,1 до 8,5% краев. Карелия сохранила самую высокую долю этой отрасли в 2004 г – 41,2%, но в 1995 г. она равнялась 50%. Доля отрасли в Мурманской области сократилась с 8,6% до 0,3%, в Ленинградской области - с 18,4 до 14,2%, в Калининградской области – с 21,3 до 7,4%.

Таким образом, изменения в структуре промышленности ПР в значительной степени связаны с внешними факторами – спросом зарубежных рынков на российское топливо и сырье и спросом российского рынка на современные товары, который удовлетворяется путем использования зарубежных технологий на российских, совместных или полностью иностранных предприятиях. Однако воздействие внешних факторов неодинаково в разных частях приграничного периметра. Не одинаково соотношение экспортного и импортозамещающего факторов. Наиболее сильно воздействие внешних факторов на промышленную структуру регионов приграничных с ЕС и Китаем. Но в ЕС-сегменте значительно сильнее проявляется импортозамещение, а в порубежье с Китаем - спрос этой страны на российское сырье.

Промышленные структуры регионов приграничных с Белоруссией и Украиной, Грузией и Азербайджаном испытывают пока более слабые внешние воздействия и они сконцентрированы в 1-2 регионах каждого сегмента. При этом они связаны в основном не с соседними, а с третьими странами. Причем в первом сегменте преобладает экспортный фактор, а во втором – импортозамещающий.

Структуры промышленности регионов приграничных с Казахстаном развиваются под сильным воздействием спроса третьих стран на углеводороды и металлы. Воздействие Казахстана на экономику соседних российских регионов проявляется, прежде всего, в поставках необходимого сырья. Кроме того, Казахстан важен для них как потребитель продовольственных товаров, легковых автомобилей, фармацевтики и бытовой электротехники.

Заключение

Исследование показало, что изменения в отраслевой и региональной структуре экономики России в связи с ее включением в процессы глобализации находятся на начальной стадии. На примере ПР видно, что начавшиеся изменения связаны с развертыванием в небольшом числе этих регионов, как правило, с высоким уровнем развития и инновационного потенциала, сборочных и других импортозамещающих производств, создаваемых на основе преимущественно иностранных технологий. Некоторые из этих производств уже начали выход со своей продукцией на внешние рынки. Более быстро и широко этот процесс наблюдается в ряде регионов приграничных с ЕС, что объясняется близостью, с одной стороны, к внешним источниками технологий и инвестиций, а, с другой, к российскому внутреннему рынку и его главному звену - Московскому региону, на который приходится четверть ВРП и 2/5 розничной торговли России.

Если в ЕС-приграничном сегменте модернизация экономики, понимаемая в настоящем исследовании как структурные изменения в пользу отраслей с более высокой добавленной стоимостью, уже набрала определенную динамику, то в других приграничных сегментах она значительно слабее и развитие в них связано в основном с освоением природных ресурсов и связанной с этим инфраструктурой. Слабость модернизационного влияния на ПР России соседства со странами СНГ связана с их ограниченными экономическими и технологическими возможностям. Соседство с Китаем также не содействует модернизации экономики ПР, поскольку интересы этой страны лежат, прежде всего в топливно-сырьевой сфере. Развитию импортозамещения в восточных ПР препятствует малая емкость этой части российского рынка и удаленность от европейской России.

Исследование подтвердило концепцию стадийности экономической модернизации и ее последовательное движение от импортозамещения к проэкспортному и проинновационному развитию.212 Однако применительно к России эта концепция осложняется разными уровнями освоенности и инновационности нашего постранства.

Модернизационный импульс, также как колонизационный, имеет западно-восточный градиент. Но по мере отдаления от европейских центров модернизации российской экономики (Москвы, Санкт-Петербурга) в развитии региональной экономики доля модернизационной составляющей сокращается и в нем начинает преобладать колонизационная составляющая, связанная с освоением природных ресурсов. Все это требует одновременного применения разных институтов и инструментов экономического развития отдельных частей российского пространства.

1 Войтоловский Ф. Западные концепции политической глобализации: общей теории никто не строит. «Международные процессы» № 3, 2003. С. 64-65.

2 Быков Алексанлр Наумович - д..э.н., главный научный сотрудник Центра стран СНГ и Балтии ИЭ РАН

3 Экономическая теория на пороге 21 века / Под ред. Осипова Ю.М.. – М., Юристъ, 2003.

4 Россия: интеграция в мировую экономику / Под ред. Зименкова Р.И. – М., Экономистъ, 2003.

5 Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. – М., ИТК Дашков и ко, 2003.

6 Чернов А.А. Указ. соч.

7 The Economist, Yune 24th, 2000. Sachs on Globalisation.

8 Бобин М.В. Межгосударственные финансово-экономические организации Европы. – М., Элекс-КМ, 2001.

9 Так, первая из создаваемых ОЭЗ инновационной направленности в Зеленограде под Москвой позволит в случае успеха выпускать новую наукоемкую продукцию на 140 млрд. рублей в год (Известия, 27.03.2006, с. 5).

10 См. Известия, 20.03.2006, с. 9.

11 См. Известия, 24.03.2006, с. 12.

12 См.The Moscow Times, March 28, 2006, pp. 1-2. World Bank Urges Action on R D.

* Зевин Леон Залманович – д.э.н., главный научный сотрудник Центра стран СНГ и Балтии ИЭ РАН

Стрепетова Маргарита Петровна – к.э.н. ведущий научный сотрудник Центра стран СНГ и Балтии ИЭ РАН

13 Расчет по: World Economic Outlook. 2000. April. P. 69. Китай на рубеже тысячелетий отставал по уровню развития от Японии и ЕС почти в 7 раз, США - в 9 раз. Индия - в 13, 11 и 16 раз, соответственно; страны с переходной экономикой - почти в 4,5 раза.

14 Известия, 2006, 20.06. Постсоветское экономическое пространство находится в еще более окружении, но, к сожалению, далеко не все его участники осознают абсолютную необходимость консолидации для его превращения в субъект мирового хозяйства.

15 В 2006 г. Объединение ГУАМ было переименовано в международную организацию "За демократию и экономическое развитие – ГУАМ» со штаб-квартирой в Киеве.

16 ГУУАМ - до выхода Узбекистана, ЦАС (Центральноазиатское Сообщество) - до присоединения России.

17 БИКИ. № 35-36. 2004. 30.03.

18 Поиск. 2005. №32-33. 19.08. С. 12.

19 World Economic Forum. Global Competitiveness Report 2005-2006. Geneva. Switzerland. 2003-2006. Белоруссия не включена в число 117 стран, представленных в проекте. Поскольку ее показатели, по нашей оценке, близки к другим перечисленным в Таблице № 6 странам, можно утверждать, что данные доклада отражают положение дел в данной сфере в странах проекта «Союз четырех».

20 БИКИ. 2003. 24.07. С. 9.

21 Смотри об этом подробнее - Комков. Н.И. – «Анализ динамики и условий перехода к экономике основанной на знаниях» Материалы семинара «Создание национальной инновационной системы: российская и европейская практика» 12.07.2005, Наука и коммерциализация технологий, http:/storage/

22 Россия в цифрах. 2005, ФСГС, с. 292.

23 Проект «Стратегии РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.», www.mon.gov. ru

24 Россия в цифрах. 2005, ФСГС, с. 287.

25 Иванова Н.И. –Инноваационные системы России в глобальном контексте, Наука и коммерциализация технологий http:/storage/

26 Новицкий Н.А. – Создание национальной инновационной системы как условие роста конкурентоспособности российской экономики. Россия в глобализирующемся мире. Стратегия конкрентоспособности. М., Наука, 2005 г., с338.

27 В основе этого понимания лежит понятие НИС, сформулированное в проекте «Стратегии РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.», www.mon.gov. ru

28 Из вступления Д.Ливанова на круглом столе «Научные организации и рынок: эффективность для инноваций» 3.08.2005 Национальный информационный центр по науке и инновациям , http:/client/

29 ibidem

30 ibidem

31 Россия в цифрах 2005, М., ФСГС, 2005 г.. с. 297.

32 ibidem

33 Из выступления Ю. Сазыкиной на круглом столе «Научные организации и рынок: эффективность для инноваций» 3.08.2005 Национальный информационный центр по науке и инновациям , http:/client/

34 Ерохин Д.В.,Ларичева Е.А. – Государственное стимлирование инновационной деятельности в России и зарубежных странах, Вестник московского психолого-социального института № 1, 2004, с. 10-13

35 Наумов В. Бремя российского ИТ-бизнеса снизится вдвое.2.08.2005, /reviews/

36 Анненков А. Байты на доллары. «Время новостей» 29.08.2005, с.6

37 Из выступления Ю. Сазыкиной на круглом столе «Научные организации и рынок: эффективность для инноваций» 3.08.2005 Национальный информационный центр по науке и инновациям , http:/client/

38 По существующим оценкам, около 60% инноваций в информационных технологиях и телекоммуникациях разрабатывается в технопарках.

39 Информационным технологиям создадут парковые условия. В июне Мининформсвязи внесет в правительство концепцию развития ИТ-парков. 7.06.2005. http://www/opec.tu/news_doc.asp

40 Коммерсантъ, 13.03.06, с. 2.

41 Рожков А., На паях с государством, Ведомости, 09.03.06, с. Б5

42 Коммерсантъ, 7.04.06, с. 20.

43 Вашанов В.А. – Россия-СНГ: экономические отношения, М., 2002 г., с. 9

44 Косикова Лидия Серафимовна – к.г.н., ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, эксперт по Украине, внешнеэкономическим связям России со странами СНГ и проблемам региональной экономической интеграции

45 Подробнее см.: Косикова Л.С. Трансформации в СНГ и их последствия для отношений с Россией.//Россия и Центрально-Восточная Европа: трансформации в конце ХХ – начале ХХI века. В 2-х т./ Ин-т междун.экон.и полит.исслед. РАН.- М.: Наука, 2005. Под ред. С.П.Глинкиной и И.И.Орлика. // Том 1. Преобразования. – 2005. – c.304-359.

46Стратегiя економiчного и соцiального розвитку Украiни (2004-2005 роки). Шляхом Европейськой iнтеграцii// Киiв.: 2004.- 416 с.

47 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.// Минск: ЮНИПИК,2004.

48 Экономические новости России и Содружества, 2004, № 1.

49 И. Бураковский, В. Новицкий. Экономические преобразования// Политические и экономические преобразования в России и Украине. М., изд-во «Три квадрата», 2003. С. 86-87.

50 Украина все годы оплачивала поставки газа не деньгами, а по бартерной схеме, в основном услугами за его транзит в Европу через свою газотранспортную систему – ГТС, включающую трубопроводную сеть и подземные газохранилища.

51 Василенко Ю. Шляхи развитку товарообмiну мiж Россiею и Украiною. - Экономiст. - Киiв, 1999, № 4, с. 39-49.

52 Якубовський М. Промислова полiтика та конкуренцiя. - в: Полiтика i час, 1999, № 3, с. 40-46.

53 Василенко Ю., Цит. выше, с. 41, 42.

54 Василенко Ю. ... - Экономiст, 1999, № 4, с. 41, 42.

55 Постсоциалистические страны в условиях глобализации. М., ИМЭПИ РАН, 2001, с. 145.

56 По данным Украинского центра экономических и политических исследований им.А.Разумкова. - Украинская инвестиционная газета, 2001, 26.06.

57 Украина в цифрах в 1999 г. - Киев: Госкомстат Украины, 2000.

58 Рассчитывается консалтинговой компанией «

59http://lenta/ru/news/2005/09/28/russia

60Стратегiя економiчного и соцiального розвитку Украiни (2004-2015 роки). Шляхом Европейськой iiнтеграцii.// Киiв.: 2004.- 416 с.

61Стратегия…, 2004,С. 42-44.

62 Стратегия..,с. 71-72.

63 Ленчук Е.Б. Наука в странах СНГ (Беларусь, Казахстан, Украина). М., ИМЭПИ РАН,2000. С.84

64 Стратегия…С. 113.

65 Наиболее известны в мире: стратегия перенесения, стратегия получения и стратегия наращивания для развития инноваций.

66 В настоящее время с высокой степенью вероятности рассматривается возможность приема Украины в ВТО в 2007 г.

67 Цит документ «Стратегия….», с. 141.

68 Заметим также, что до 2006 г. Украина никогда не рассчитывалась с Россией в денежной форме, а получала газ по бартерной схеме «газ – за транзит в Европу», плюс к этому в предыдущие годы и накапливала долги, не оплачивая коммерческие поставки.

69 Принят 21 февраля 2005 г в Брюсселе

70 Шурубович А.В. – к.э.н., ведущий научный сотрудник ИЭ РАН.

71 10 лет Содружества Независимых Государств (1991-2000). Статистический сборник. М., 2001, с. 12; Содружество Независимых Государств в 2004 году. Статистический ежегодник. М., 2005, с. 22.

72 Беларусь и Россия. 2005. Статистический сборник. М., 2005, с. 87.

73 Белорусский рынок. 2004, 13 сентября, с. 14.

74 Белорусский рынок. 2004, 19 июля, с. 10.

75 Комплексные стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск, 2004 г., с. 52.

76Бел Газета. 2005, 24 октября, с. 14.

77 Подробнее см. Крюков Л.М. Национальная инновационная система: проблемы становления и развития. – Белорусский экономический журнал. 2003. № 4. С. 69-70.

78 Зайченко Н. Проблемы структурной перестройки экономики Беларуси. – Вестник Содружества, 2003, № 8, с. 12.

79 «Если пять лет назад Правительство тревожили проблемы насыщения потребительского рынка, задержки зарплаты и рост цен, то сегодня на первый план выходит модернизация, освоение новых технологий, снижение энергоемкости ВВП. Словом, те факторы, которые должны повысить эффективность белорусской экономики, переориентировать ее на инновационный путь развития». (Беларусь сегодня, 2006, 1 февраля).

80 Национальная стратегия…, с. 31.

81 Там же, с. 32.

82 Там же, с. 86.

83 Там же.

84 Советская Белоруссия, 1998, 7 апреля.

85 Национальная стратегия…, с. 87.

86 Национальная стратегия…, с. 87-88.

87 Зайченко Н. Указ. соч., с. 13.

88 Национальная стратегия…, с. 56; Зайченко Н. Указ. соч., с. 13-14.

89 В настоящее время система страхования рисков только начинает развиваться: так, 90% инвестиционных рисков в начале 2000-х годов не имели страховой защиты.

90 Зайченко Н. Указ. соч., с. 20.

91 Союз Беларусь – Россия. 2003, 23 февраля.

92 Экономика Беларуси: итоги, тенденции, прогнозы. 2005, № 2 (3), с. 21; Бел Газета, 2006, 6 февраля, с. 30.

93 Бел Газета, 2006, 6 февраля, с. 30.

94 Там же. Оптимальным, по мнению специалистов, является соотношение 25-30%.

95 Республика Беларусь в цифрах. Краткий статистический сборник. Минск, 2005, с. 253-254.

96 Там же, с. 252.

97 Бел Газета, 2006, 6 февраля, с. 30.

98 Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы. 2005, № 2 (3), с. 39.

99 Ранее льготные централизованные кредиты на инвестиционные цели предоставлялись самим коммерческим банкам Национальным банком РБ.

100 Бел Газета, 2006, 6 февраля, с. 30.

101 Белорусская газета, 2004, 19 января, с. 21.

102 Беларусь сегодня, 2006, 24 января.

103 Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы. 2005, № 2 (3), с. 18; Бел Газета, 2006, 6 февраля, с. 30.

104 Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы. 2005, № 2 (3), с. 18.

105 Там же, с. 17.

106 Там же, с. 13, 23.

107 Там же, с. 24.

108 Национальная стратегия…, с. 155.

109 Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы. 2005. № 2(3). С. 18.

110 Национальная стратегия, с. 53.

111 Там же, с. 152-153.

112 Национальная стратегия…, с. 152-154.

113 Республика Беларусь в цифрах. Краткий статистический сборник. Минск, 2005, с. 136.

114 Республика Беларусь в цифрах. Краткий статистический сборник. Минск, 2005, с. 240.

115 Там же, с. 141-142.

116 Вестник Содружества. 2003, № 2, с. 15.

117 Ключевые аспекты развития промышленности в странах СНГ. Т. I. М. 2000. С. 62-63.

118 Советская Белоруссия. 2005, 20 апреля.

119 Бел Газета. 2005, 26 сентября, с. 9.; Независимая газета, 2005, 28 октября.

120 Национальная стратегия…, с. 46-47.

121 Белорусский рынок. 2004, 9 августа, с. 12.

122 Белорусский экономический журнал. 2003. № 4. С. 71-78; Белорусский рынок. 2004, 9 августа, с. 12.

123 Национальная стратегия…, с. 47-49.

124 Другими приоритетами должны стать в 2006-2010 гг. всестороннее гармоничное развитие человека и обеспечение принципа социальной справедливости, наращивание экспортного потенциала на основе повышения конкурентоспособности продукции и услуг, энерго-и ресурсосбережение, развитие АПК и социальное возрождение села (Советская Белоруссия. 2005, 20 апреля).

125 Внешнеторговая квота Белоруссии (отношение внешнеторгового оборота к ВВП) составила в 2004 г. почти 130%.

126 Бел Газета. 2006, 6 февраля, с. 30.

127 Белорусская газета. 2005, 28 февраля, с. 19.

128 «Чем в большее число международных производственно-технологических цепочек будет включена экономика Республики Беларусь, тем она будет иметь более устойчивый потенциал развития» (Национальная стратегия…, с. 161.).

129 Национальная стратегия…, с. 161, 162.

130 К сходным выводам приходят в последнее время и белорусские официальные лица и ученые. Так, первый заместитель председателя Президиума Национальной академии наук Белоруссии П.А. Витязь в интервью газете «Союз Беларусь – Россия» высказал мнение, что республика уже вступила на инновационный путь развития (Союз Беларусь-Россия, 2006, 22 февраля).

131 Об этом говорит, в частности, опыт России и ряда других стран СНГ, где средства частных (в том числе иностранных) инвесторов вкладываются преимущественно в сырьевые отрасли, а также в пищевую и другие отрасли, где инвестиции дают быструю отдачу, тогда как высокотехнологичные производства страдают от острой нехватки ресурсов.

132 Союз Беларусь-Россия. 2005, 10 марта.

133 Союз Беларусь – Россия, 2006, 16 марта.

134 Союз Беларусь – Россия, 2006, 22 февраля.

135 Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах страны выявлено 99, разведано - 70, используется - более 60

136 Деловая неделя. 2003. № 27. 11.07.

137 Содружество независимых государств в 2004 г. Статистический сборник. М. 2005. С. 162-164

138 /doc.html?pc=KZ&doc_id=97885255

139 Программа правительства республики Казахстан на 2006-2008 годы. // Казахстанская правда: 01.04.2006

140 Балкенова З. Инновационная политика: оправдается ли ставка на частный сектор? // Казинформ: 15.03.2006

141 /doc.html?pc=KZ&doc_id=99301021

142 Подоляк Л. Подкрепить мозги. // Литер: 17.03.2006

143 Тулегенова Е. Итоги-2004: очередной рост ВВП и попытка дебюрократизации. //Панорама: 04.02.2005

144 Балкенова З. Инновационная политика: оправдается ли ставка на частный сектор? // Казинформ: 15.03.2006

145 /doc.html?pc=KZ&doc_id=69214703

146 Тулегенова Е. Итоги-2004: очередной рост ВВП и попытка дебюрократизации. //Панорама: 04.02.2005

147 Тулегенова Е. Итоги-2004: очередной рост ВВП и попытка дебюрократизации. //Панорама: 04.02.2005

148 Мутанов Г. Ориентиры инновационного пути. // Казахстанская правда: 02.03.2006

149 /doc.html?pc=KZ&doc_id=98545722

150 Кисыкбасова А. Научите науку. // Литер: 06.01.2006

151 Балкенова З. Инновационная политика: оправдается ли ставка на частный сектор? // Казинформ: 15.03.2006

152 Балкенова З. Инновационная политика: оправдается ли ставка на частный сектор? // Казинформ: 15.03.2006

153 Система стимулирования трансферта передовых зарубежных технологий включает в себя прямую финансовую (гранты, льготное финансирование, лизинг и т.п.) и косвенную поддержки (налоговые льготы и инвестиционные преференции) со стороны государства.

154 Программа правительства республики Казахстан на 2006-2008 гг. // Казахстанская правда: 01.04.2006

155 Согласно Программе будет создано не менее 10 совместных предприятий в отраслях обрабаты­вающей промышленности и секторе услуг: машиностроении, металлургии, тек­стильной, химической отраслях промышленности и в агропромышленной сфере.

156 Под "инкубационными проектами" понимается развитие с международным участием научных центров в Казахстане, поддержка процесса освоения новых технологий и диверсификация системы переквалификации кадров.

157 Программа правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы. //Казахстанская правда: 01.04.2006

158 Фокина Л.В.- научный сотрудник ИЭ РАН

159 Экономическое обозрение. Logos - Pres. 2006. № 11.

160Национальное бюро статистики. Доклад о социально-экономическом развитии Республики Молдова в 2005 году. Консультант. 2006. № 10.

161 Экономическое обозрение. Logos Press. 2000. № 1

162 Экономический рост в стране в значительной мере обусловлен притоком денег от молдавских граждан, работающих за рубежом. Их доходы на 70% покрывают дефицит товаров и услуг. В 2005 г. доходы гастарбайтеров достигли более 1 млрд. леев, или 27% ВВП.

163 Статистический справочник СНГ в 2004 г.; Экономическое обозрение 2005. № 17; BASA PRESS, 2005.28.06.

164 Moldova Azi. 2005. 14.12.

165 Экономическое обозрение. 2005. № 28.

166 ИА «Новости». 2006.07.03.

167 Экономическое обозрение. 2006. № 9.

168 Moldova noastra. 2005.23.06.

169 Экономическое обозрение. 2005. № 34.

170 Независимая Молдова. 2006.15.02.

171 Экономическое обозрение. 2005. № 47.

172 Экономическое обозрение. 2006. № 24.

173 Независимая Молдова. 2006.22.02.

1 Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии ПРООН 2005. www.cantrasia.ru

д.п.н. в.н.с. Центр анализа рисков и кризисов.

1 Каримова М.Т. ВТО и устойчивое развитие промышленности Таджикистана.www.fsci.freenet.tj

1 СНГ. Статистический ежегодник'99", СНГ. Статистический бюллетень 2001, №2. IMF. Occasional Paper,183,Economic Reforms in Kazakhstan, Kyrgyz Republic,Tajikistan, Turkmenistan and Uzbekistan,Washington,1999.pp.2$ Finance and Development,September,2000.p.41

1 Л.Фридман О структурных сдвигах в экономике государств Центральной Азии. Панорама Содружества №1,2, 2005 .

1 Умаров Х. Экономике нужно ускорение./news

1 Доклад О человеческом развитии в Центральной Азии ПРООН.2005.

2 Ричард Ю.Хоугленд Бизнес в Таджикистане: несколько предложений для роста и стабильности. Press Release. embassy.gov/

1 Каримова М.Т. ВТО и устойчивое развитие промышленности Таджикистана.www.fsci.freenet.tj

2 Там же.

1 Рахимов Р.К. Вопросы стабилизации и экономического роста в Таджикистане.// Экономика Таджикистана: стратегия развития, №1,2002,С.12

1Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова О ходе реализации инвестиционных проектов.Душанбе 17 декабря 2005 г. www.khovar.tj

1Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова О ходе реализации инвестиционных проектов.Душанбе 17 декабря 2005 г. www.khovar.tj

174* Савостина Любовь Семеновна – к.э.н., старший научный сотрудник Центра стран СНГ и Балтии ИЭ РАН

 Это, во-первых, стабильность институтов, обеспечивающих демократию, законность, соблюдение прав человека и национальных меньшинств; во-вторых, функционирующая рыночная экономика, способная выдерживать конкуренцию и справляться с действием рыночных сил в странах и в ЕС; в-третьих, способность принятия всех обязательств, связанных с членством в ЕС, согласие с целями создания экономического и валютного союза.

175 http://news.finance.ua/ru/~/2/2005/01/25/58100

176 DELFI, 2005, 16.12.

177 Бизнес и Балтия, 2006, 09.03.

178 Дело, 2006, 20.02.

179 Коммерсант Baltic, 2004, 25.12.

180 LETA Business News, January 31, 2006, 31.01.

181 Телеграф, 2006, 15.02.

182 В 1990 г. насчитывалось около 35 тысяч научных сотрудников, на сегодняшний день их немногим более

4 тысяч (это примерно численность одного западного института). В 1980-90-ые годы в Латвии была многоотраслевая наука, а сейчас вся наука сконцентрирована в других государствах, а вся наука сконцентрирована в других государствах, а Латвия выступает как субподрядчик для иностранных заказчиков.

183 Балтийский курс, зима, 2005-2006 гг.

184 Там же.

185 "Молодежь Эстонии", 2005, 04.10.

186 Сборник трудов Института экономики и управления, 2004, № 2.

187 Delovye Vedomosti - Weekly, 2005, 30.11.

188 Бизнес для всех, №32 (457), 2004,15.09.

189 , Наука, 2002.

190 Международный контекст – Литва – Фонд «Новая экономика», 2006, 26.04.

191 Литовский курьер, № 14, 2005, 04.07.

192 Бизнес и Балтия, 2006, 09.03.

* Этот план был разработан по решению Европейского совета (декабрь 1998г. Вена) группой представителей министерств экономики и финансов стран ЕС.

193 Вестник НАУФОР. 2001. №4. С.61.

194 М.Ю.Головнин, А..А.Абалкина. Финансовая интеграция в Европе и Азии. Информационно-аналитический бюллетень Центра интеграции ИМЭПИ РАН. 2006. №2. С.32.

195 М.Ю.Головнин, А..А..Абалкина. Op.cit., с.29.

* Инвестиционная эффективность фондового рынка – это степень использования его возможностей для финансирования инвестиций в реальный сектор.

Под информационной эффективностью понимается степень обеспечения участников рынка всей необходимой информацией для формирования их рациональных ожиданий и прогнозирования движения конъюнктуры.

196 А.Аникин. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко. М. Олимп-Бизнес. 2000. С.113.

197 Я.М.Миркин. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М. Альпина Паблишер. 2002. С.79.

198 Рынок ценных бумаг. 2005. № 14. С.17.

199 Биржевое обозрение. 2005.№ 9. С.10.

200 Рынок ценных бумаг. 2005. № 14. С.18.

201 Депозитариум. 2005. № 10. С.17.

202

203 Сумма ВРП меньше ВВП страны на величину созданной добавленной стоимости в сфере государственных услуг.

204 Разработанный нами индекс несколько отличается по методике расчета от «индекса инновативности», разработанного Е.И. Борисовой и Н.В.Зубаревич (см. «Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем», Изд. Независимый институт социальной политики, М. Поматур, 2005 г.), но оба дают примерно одинаковую картину географии инновационного потенциала в России.

205 За 1994 – 1999 гг. доля Москвы и Московской области в ВРП увеличилась с 14,8% до 22,7%, а в 2003 г. достигла 24,9%.

206 Петрачкова А., Каждый видит, что хочет. Ведомости, 11.04.06

207 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005 г.. М. ФСГС, с.880-881.

208 Из интервью А.Мишарина – Комерсантъ, 03.03.06, с. 20

209 Шарипова А., Беккер А., Зоны для своих, «Ведомости», 01.03.06.

210 Каледин П. и др. АвтоВАЗ прописывают в Санкт-Петербурге. Коммерсантъ, 16.02.06

211 В основе анализа изменений в структуре промышленности ПР лежат данные статитстических сборников «Регионы России. Социально-экономические показатели» за разные годы.

212 Полтерович В.,Попов В. – Четыре стадии модернизации. «Коммерсантъ», 10.05.06.,с. 11.

i UNCTAD. Handbook of Statistics 2002, p. 35; WTO. International Trade Statistics 2001, p. 25.

ii Содружество Независимых Государств в 2000 г. Статистический сборник. М., 2001, с. 54-61.

iii Economic Survey of Europe, 2003, № 1, p. 131.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская Академия Наук институт международных экономических и политических исследований (3)

    Документ
    В Казахстане ведущей биржей является Казахстанская фондовая биржа (KASE). В 2004 г. объем валютных операций на Казахстанской фондовой бирже (KASE) вырос на 47,3% до 9449,5 млн.
  2. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований (1)

    Документ
    В обсуждении на «круглом столе» приняли участие ведущие специалисты по проблемам трудовых ресурсов и миграции, представляющие науку и практику: Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы по труду и занятости РФ, Федеральной
  3. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований модели системной трансформации и социальная цена реформ (опыт России, СНГ и стран цве)

    Документ
    Данный сборник представляет материалы конференции, проведенной ИМЭПИ РАН в 2004 г. в г. Москве и посвященной проблемам системной трансформации в России, странах СНГ и ЦВЕ и социальной цене, которую данные страны заплатили за переход
  4. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований (2)

    Документ
    И еще одна важная мысль, прозвучавшая во время дискуссии. Критерии эффективности при инвестировании для государства и частных инвесторов могут не совпадать.
  5. Российская Академия Наук Институт философии Центр изучения социокультурных изменений Социокультурный портрет региона Типовая программа

    Программа
    В сборнике представлены материалы первой российской конференции, посвященной реализации программы «Социокультурная эволюция регионов России». В конференции приняли участие специалисты, представлявшие 19 субъектов РФ.

Другие похожие документы..