Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения детей и подростков качественным и безопасным питанием, соответствующим возрастным ...полностью>>
'Документ'
Відповідно до пунктів 10 і 18 Положення про закупівлю товарів, робіт і послуг за державні кошти, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України в...полностью>>
'Закон'
{ Із змінами, внесеними згідно із Законами  N 2462-VI від 08.07.2010, N 2487-VI від 10.07.2010, N 2856-VI від 23.12.2010, N 2899-VI від 11.01.2011, N...полностью>>
'Документ'
Настоящая Концепция разработана Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и определяет цель, принципы, общую архитект...полностью>>

Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований проблемы постсоветских стран №8 Модернизация экономики: факторы инструменты, проблемы Москва, 2006

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Современные организационные формы и инструменты повышения инновационности экономики

Изменения в методах координации экономического развития, отказ от жесткого иерархического контроля, переход к горизонтальным межфирменным отношениям ведут к повышению роли территориального сотрудничества, происходит активизация использования локальных научно-технических кластеров (территориальных зон развития новых технологий), формируемых на основе научных парков, инкубаторов малого бизнеса, технополисов и региональных объединений. Наибольшее распространение использование таких кластеров получило в Великобритании и Германии. В таких кластерах происходит смещение конкуренции от соперничества отдельных компаний в сторону формальных и неформальных межфирменных союзов.

Параллельно идет формирование, прежде всего в рамках ЕС, трансрегиональных сетевых структур. Такие образования, создаваемые по инициативе заинтересованных регионов, имеют целью реструктуризацию местной экономики, развитие передовых отраслей и приобретают формы объединения, ассоциации для кооперирования в решении конкретных научно-технических проблем региона на территориальной или экстерриториальной основе. Параллельно с приграничным сотрудничеством развивается взаимодействие регионов, не имеющих общих границ, но преследующих общие цели и интересы.

Углубление международного разделения и кооперации труда в сфере НИОКР и нововведений сопровождается ростом лицензионной торговли, трансферта технологий рыночного характера, лизинга научного оснащения и производственного оборудования, предоставления консультативных, информационных и инжиниринговых услуг, сопровождаемым строгим регулированием интеллектуальной собственности (национальным и международным), без чего коммерческий оборот такими товарами и услугами весьма затруднителен.

Исторический опыт свидетельствует о неизбежном совершенствовании форм международного научно-технического сотрудничества, переходе от одной формы к другой, сокращении значимости лицензионной торговли при возрастании роли кооперационных отношений в инновационной сфере, позволяющих распределять между участниками расходы и риск, связанные с освоением нововведений, особенно прорывных и дорогостоящих, выпускать в результате новую перспективную продукцию на основе крупносерийного производства с использованием «эффекта масштаба» в расчете на широкий мировой рынок с учетом жизненного цикла продукта.

Важным фактором мирового научно-технического развития стала соответствующая деятельность в рамках региональных интеграционных объединений, среди которых наиболее впечатляющие результаты достигнуты в рамках ЕС, где научно-техническая кооперация строится на трех основных уровнях: паневропейском – в рамках программ «Эврика», КОСТ (сотрудничество в области научных исследований и технических разработок), Европейского космического агентства, Европейской биомолекулярной лаборатории, ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований) и т.д.; субрегиональном – приграничное и экстерриториальное (вне общих границ) сотрудничество регионов стран ЕС; локальном – сотрудничество регионов одной страны ЕС.

Начиная с 60-х годов ХХ века, ООН способствует использованию науки и техники в целях развития. Соответствующая комиссия ЭКОСОСа занимается анализом научно-технических проблем развития, имеет мандат на содействие научно-техническому развитию развивающихся стран. В пределах своих мандатов научными и технологическими проблемами занимаются также ФАО, МАГАТЭ, МОТ, ПРООН, ЮНИДО и ВТО. Использованием науки в целях развития занимается также ЮНЕСКО, защитой интеллектуальной собственности – ВОИС и ВТО с заключенным в ее рамках соглашением по коммерческим аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), реализация которого помимо позитивных сторон может иметь и негативные аспекты, усиливая коммерциализацию, приватизацию и монополизацию научно-технических новшеств.

В постиндустриальном обществе информационные ресурсы, содержащие научно-технические знания, превращаются в самый большой источник богатства, становятся основой социально-экономического развития общества нового типа, общества знания, где с помощью научной обработки информации, ее глобального распространения с помощью Интернета и других современных средств формируется глобальное информационное общество, облегчающее за счет интенсификации обмена новыми знаниями прогресс человечества по всем направлениям.

Важным направлением интенсивно развивающегося международного научно-технического сотрудничества как важнейшей составляющей международных экономических отношений в условиях глобализации выступает международное техническое содействие или техническая помощь, оказываемая, прежде всего, нуждающимся в ней странам, особенно развивающимся. Международные программы технического содействия осуществляются как по линии международных организаций, так и на двусторонней основе, содействуя социально-экономическому развитию стран-получателей, повышая их технологический уровень в различных формах (консультации и обучение, технологические гранты, возмездная и безвозмездная передача технологий, софинансирование научно-технической деятельности и сотрудничество в этой области и др.). Всему этому содействует информационная революция и формирование международного научно-информационного и коммуникационного пространства как важнейший результат и проявление глобализации в научно-технической и социально-образовательной областях, в инновационной деятельности, представляющей для всех стран особое значение в постиндустриальной стадии экономического развития.

Геополитическое измерение технологического позиционирования государств

В глобальной конкуренции на мировом рынке появилось новое стратегически важное измерение, которому под силу устанавливать новые правила игры и подчинить себе остальные сектора рынка. Из этого делается порою вывод, что по мере распространения супертехнологий они будут постепенно замещать чисто рыночные отношения, прежние правила и механизмы, образуя новые внеэкономические отношения и создавая новые внерыночные механизмы технологической эволюции человечества. Отсюда делается вывод, что глобальным лидером будет тот, кто будет поставлять всем участникам мирового рынка уникальные и устойчивые технологии, требуемые и используемые ими в своей деятельности, а мировое пространство современных рыночных отношений все в большей степени становится технологически зависимым и подчиненным требованиям иного внерыночного механизма.

Такие видные западные идеологи и политологи как Ф. Фукуяма и Дж. Сакс взамен разделявшей мир идеологии в бытность рухнувших СССР и Восточного блока, видят в условиях глобализации новую разделительную линию, ставящую под угрозу ее идеи, - неодинаковый доступ к новейшим технологиям различных мировых регионов. Сегодня мир разделяет не идеология, а технология, хотя все страны заявляют о своей приверженности глобальным рынкам.7. По расчетам Дж. Сакса 15 % населения планеты, сосредоточенные в наиболее промышленно развитых странах, создают почти все мировые технологические инновации. Около половины остальной части человечества способна, по его мнению, использовать имеющиеся технологии, в то время как треть его изолирована от них, не способная ни создавать собственные инновации, ни использовать иностранные технологии. К последним он относит тропические страны и регионы Африки и Латинской Америки, другие оторванные от внешних рынков территории, включая, как это ни удивительно, практически все постсоветское пространство, которые обречены тем самым на бесперспективную монокультурность, незавидную роль топливно-сырьевого придатка мирового хозяйства. Россия, по убеждению Дж. Сакса, лишена прочной основы для активного включения в систему современной глобальной экономики, нацеленной на динамичные технологические и инновационные трансформации. Вместе с тем, Дж. Сакс справедливо призывает к новому осмыслению глобального развития, к переориентации богатых стран и международных финансовых институтов с чисто материальной помощи отставшим в своем развитии странам, используемой ими к тому же малоэффективно, к содействию подъему их образовательного уровня, системы здравоохранения и защиты окружающей среды, технологических способностей, что, в свою очередь, должно помочь их включению в процессы глобализации.

Исторически мировое хозяйство состояло из промышленного передового центра и более отсталой периферии, стремящейся с большим или меньшим успехом сократить свое отставание в общем движении мира к более развитому индустриальному обществу. Современное мировое хозяйство имеет три вектора своего развития. Во-первых, мирохозяйственные центры, ориентирующиеся не столько на снижение издержек, сколько на устойчивое повышение качества; во-вторых, интегрированная в мировое хозяйство периферия, чья стратегия развития вынуждена все больше ориентироваться не столько на догоняющее развитие, сколько на поиск приемлемых ниш для своего существования. В-третьих, социально-экономические изгои, которые в обозримом будущем имеют минимальные шансы найти сколько-нибудь приемлемое место в мировой экономике.

Иначе говоря, сформировалась мировая система, обслуживающая исключительно интересы международного капитала и высокоразвитых стран, а на глобальной периферии господствует хаос свободного рынка, где за либеральной идеологией скрываются международные финансовые спекулянты, взрывающие национальные системы и тем самым освобождающие путь глобальным ТНК.

Поскольку в условиях современного научно-технического развития бесперспективно отгораживание от остального мира, одной из главных задач мирового сообщества в условиях глобализации выступает выработка и реализация программы устойчивого развития, сопровождаемого интенсивной международной координацией, сотрудничеством и кооперацией в науке, технике и технологии в интересах большинства человечества, а не только его наиболее преуспевающей части.

Сопровождающее глобализацию ослабление экономических функций национального государства вступает в противоречие с укоренившейся приверженностью к национально-государственной форме общественной и экономической жизни, контроль над которой все больше переходит от суверенных государств к другим субъектам: ТНК, глобальным банкам, международным организациям, ключевую роль в которых играют ведущие государства и прежде всего США, открыто претендующие на определяющую роль в формировании миропорядка, считаясь при этом прежде всего со своими национальными интересами и навязывая всем свое понимание должного и праведного, с чем не желает, как показывает практика последних лет, безоговорочно соглашаться большинство других членов мирового сообщества, особенно с настойчиво проводимой на современном этапе политикой воинственного гегемонизма и либерал-интервенционализма.

Проблемы перехода России к инновационному развитию

Всего этого не может не учитывать и Россия, для которой остро необходимо формирование стратегии научно-технического и инновационного развития. Необходимо учитывать при этом и то, что Россия сегодня не в состоянии вести фундаментальные исследования и НИОКР на мировом уровне по всей гамме продукции, претендующей на конкурентоспособность. Поэтому все большую актуальность для нее приобретают все современные аспекты научно-технической и технологической кооперации и международного сотрудничества.

Россия с петровских времен была сильна своей фундаментальной наукой, существенно отставая в коммерциализации ее результатов, как в национальных границах, так и особенно на мировом рынке. Тем не менее, современная Россия утратила большую часть тех сравнительно скромных позиций, которых достиг СССР в лучшие послевоенные годы своего существования. Результаты НИОКР фактически не рассматриваются как национальное достояние страны, имеющее стратегическое значение. Более того, в условиях перехода к рынку роль государства как субъекта правоотношений и контроля за патентно-лицензионной деятельностью была сведена к минимуму, что привело к передаче за рубеж значительной части высокотехнологичных разработок на условиях, наносящих ущерб экономической и технологической безопасности страны.

В России до настоящего времени не создана целостная система охраны и реализации результатов исследований и в целом интеллектуальной собственности, позволяющей учесть и защитить интересы всех участников научной и производственной деятельности, что существенно тормозит инновационную деятельность в стране на всех этапах ее развития. В то же время мировая практика свидетельствует о том, что удачная коммерциализация достижений науки и техники возможна только при прямом взаимодействии научных лабораторий и рынка при участии государства, наличии рыночной инфраструктуры трансферта технологий, которой у нас в стране практически нет после ликвидации государственной монополии на такой трансферт

Целью инновационной политики России является увеличение ВВП страны, уполовиненного в ходе рыночных преобразований, и рост благосостояния ее народа, оставляющего желать лучшего, активизация инновационной деятельности, практически прекратившейся с конца 90-х годов прошлого века, которая способствовала бы повышению конкурентоспособности ее продукции и на этой основе занятию ею прочного места в международной кооперации и разделении труда, преодолению ее ущербной сырьевой специализации, структурной деформации российской экономики и экспорта.

По многим макроэкономическим показателям Россия за истекшее десятилетие устойчиво перешла в категорию «догоняющих» стран, чей душевой доход в разы меньше, чем у стран-лидеров, а процесс глобализации не дал ей тех преимуществ, с которыми он связан для многих других государств. Даже при сохранении нынешних внушительных темпов роста при сохранении нынешней структуры экономики в ближайшее десятилетие прорыв ей далеко не обеспечен, тогда как демографическая ситуация, изменение цен на энергоносители, политическая и социальная нестабильность и другие неисключаемые обстоятельства могут лишь осложнить ситуацию в стране, существенно ухудшив ее экономические показатели.

Имеющиеся статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы российские предприятия минимально занимались инновационной деятельностью, оказавшись в целом на периферии бурно развивающегося процесса международной технологической интеграции.

На Россию сегодня приходится менее 1 %8 (фактически порядка 0,3 %) мирового рынка высоких технологий. Хроническое отставание в инновационной сфере грозит утратой Россией конкурентоспособности на освоенных рынках, не говоря уже о завоевании новых, ее общим отставанием от других стран в разработке и применении новых технологий, что особенно опасно для ее будущего в условиях наметившегося перехода передовых стран к самому современному и прогрессивному – шестому – технологическому укладу, основанному на непрерывном обновлении жизненного цикла продуктов с учетом изменения ситуации на мировых рынках, влияние которых на национальное государство и его развитие непрерывно возрастает.

Судьба национальной промышленности в решающей степени определяется уровнем собственного технологического развития и качеством инновационной политики государства. Повышение внешней технологической зависимости ключевых производств способно ослабить экономическую безопасность страны, а от развития международной научно-производственной кооперации в области высоких технологий преимущества и выгоды, прежде всего, получают развитые страны и регионы, их ведущие ТНК.

Объем инновационной продукции России (на базе последних достижений российской и зарубежной науки и техники) в общем объеме произведенной продукции инновационно активных предприятий, по самым оптимистическим оценкам не превышает 10 %, что в 7-8 раз меньше, чем в ведущих зарубежных странах, и может фактически надолго законсервировать научно-техническое отставание страны и неконкурентоспособность ее готовой и переработанной продукции на мировом рынке. Практически это означает, что страна будет продолжать развиваться преимущественно экстенсивным путем, все больше отставая от лидеров. При этом основным источником финансирования инновационной деятельности предприятий остаются их собственные весьма ограниченные средства, а роль бюджетных ассигнований и частных инвестиций на эти цели крайне мала, что неизбежно тормозит инновационную деятельность и совершенствование структуры экономики и экспорта страны. Не лучше положение в остальных странах Содружества.

Инновационная система планового характера, не обеспечившая переход к интенсивному экономическому развитию в бытность СССР, была разрушена сразу до основания, а инновационная система рыночного типа в России пока не сложилась из-за крайней ограниченности госбюджетных ассигнований на науку и платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию со стороны национального предпринимательского сектора, ухудшения качественных характеристик научных кадров и материально-технической базы исследований. Сегодня расходы на НИОКР в стране едва превышают 1 % ВВП против 2-3 % в развитых странах, задающих тон в сфере нововведений и экспорте наукоемкой продукции. Сказывается и старение научных кадров, и сокращение их общей численности из-за падения престижа научной деятельности ввиду мизерных зарплат и сокращения спроса на научную продукцию и практика преобразований научно-исследовательских учреждений страны в примитивно-хозяйственные организации.

По степени вовлеченности в международное научно-техническое сотрудничество Россию опережают не только страны «большой семерки», но даже Южная Корея и ряд других стран. Иностранные инвесторы, вкладывая средства в наиболее перспективные направления российских исследований и получая исключительные права на их результаты, ограничивают рост конкурентоспособности страны на мировом рынке, а отсутствие у нее разработанной, направленной на перспективу научно-технической и инновационной стратегии в условиях глобальной трансформации мировой экономики становится препятствием для ее дальнейшего развития по всем направлениям.

Для России в настоящее время первостепенное значение имеет освоение реальных механизмов превращения нового знания в продуктовые и/или технологические нововведения, а также поиск инструментов и путей повышения эффективности этого процесса в промышленности на основе современных методов управления и регулирования, но с учетом уникальных преимуществ страны и с наименьшими затратами ее дефицитных ресурсов.

С учетом переживаемого Россией упадка в результате всех неудачных преобразований истекших одного-двух десятилетий наиболее универсальными инструментами содействия инновационной деятельности становятся развитие венчурных механизмов освоения нововведений; создание льготных условий для частных инвестиций в сферу НИОКР и освоение новых технологий; выравнивание (в сторону повышения) инновационного потенциала регионов и территорий; широкое использование технологических трансферов в национальном и международном масштабах; государственная поддержка научно-технического потенциала и инноваций; широкий доступ к глобальным источникам знаний и адаптация новых знаний к местным условиям.

Приоритеты прямого государственного финансирования обычно отдаются тем направлениям исследований, которые не могут поддерживаться частным сектором из-за высокой степени неконтролируемого риска и коммерческой неопределенности (фундаментальные исследования) или больших или трудно окупаемых затрат, имеют прямое отношение к обороноспособности страны. В большинстве других случаев государство берет на себя стимулирование частных исследований, в основном за счет специальных налоговых льгот и программ, способствующих проведению НИОКР и осуществлению инновационной деятельности, стержнем которых является списание налога на прибыль, тесно увязываемое с достигнутым уровнем инновационной восприимчивости компаний. Существуют и другие способы косвенного налогового стимулирования нововведений, а также разнообразная практика стимулирования и выравнивания региональных условий инновационной деятельности, применение которой возможно только с учетом конкретных местных условий и возможностей.

Специальных схем управления инновационной деятельностью заслуживает переходная экономика, где необходимо тесное взаимодействие между приватизированными промышленными предприятиями и находящимися в госсекторе научными учреждениями. Именно здесь может пригодиться зарубежный опыт в области организации передачи технологии с использованием соответствующей инновационной инфраструктуры в виде специализированных научных центров и инновационных фирм, обеспечивающих перевод новых перспективных научных идей в продуктовые и технологические нововведения, научных парков и бизнес-инкубаторов, венчурных фирм, подкрепленных законодательным стимулированием инновационного предпринимательства и охраной интеллектуальной собственности. Особо перспективными для нас при эффективном использовании могут стать создаваемые и планируемые особые экономические зоны и технопарки, которые за пару десятилетий помогли Китаю превратиться по признанию лондонского «Экономиста» в мастерскую мира (world workshop), а Ирландии и Финляндии стать в ряду центров мирового технологического прогресса.

В последнее время в России предпринимаются шаги к активизации инновационной деятельности, свидетельством чего служит формирование шести особых экономических зон и планируемых дополнительных, включая специально ориентированные на инновации технопарки9, создание «фонда фондов» – поддерживаемого государством венчурного фонда, стимулирующего частное венчурное инвестирование, шести региональных частно-государственных венчурных фондов, управляемых предпринимателями, и еще одного, специально ориентированного на инновации в области информатики (IT) ставшей наиболее динамичной отраслью России, занимая в ее ВВП 5 %, с перспективой достичь 80 % к 2010 г. На это выделяются значительные средства из федерального и

региональных бюджетов, хотя немалые средства предполагается получить и за счет частных инвестиций10. Планируется создание и государственного банка развития с уставным капиталом в 2,5 млрд. долл., ориентированного на содействие осуществлению государственной экономической и инновационной политики11.

Вместе с тем, в недавно опубликованном докладе Мирового банка, посвященном состоянию исследований и разработок в Восточной Европе и Центральной Азии, из 15 исследованных стран по инновационным способностям Россия, располагающая наибольшими в регионе научными кадрами (более 3400 исследователей на миллион населения), заняла 11-е место (первое – Эстония, последнее – Таджикистан). Основой ранжирования составили показатели в области образования, экономического стимулирования, государственных институтов, информационной технологической инфраструктуры. Авторы доклада ставят целью исследования стимулирование совместной деятельности исследователей и бизнеса в рассматриваемом регионе, представляющей, по их мнению, ключевую предпосылку успеха инновационных начинаний, поскольку выделяющие средства на них чиновники не могут обеспечить правильный выбор соответствующих проектов без учета рыночных предпосылок и не готовы брать на себя предпринимательский риск, подтверждая это опытом таких успешных стран как Финляндия и Израиль, где удалось преодолеть разрыв между исследованиями и рынком за счет привлечения к венчурному финансированию крупных и особенно средних и мелких частных фирм12.

Только разработка согласованной со специалистами, деловыми кругами и общественностью стратегии научно-технического прорыва, ясных принципов научно-технической политики, сочетаемой с благоприятными

финансовыми стимулами, способны четко определить задачи национальных социально-экономических и общественно-политических механизмов и инструментов по выходу России из непреодоленного трансформационного кризиса.

Однако даже правильно расставленные приоритеты дадут мало результатов, если не будет выработана и последовательно реализована комплексная стратегическая программа научно-технического развития и прорыва страны на мировом рынке. Так, исходя из наличия производственной и сырьевой базы, научного задела и высококвалифицированных кадров, мы реально могли бы поставить и решить задачу приоритетного развития на 25 лет по 12-16 макротехнологиям из 50 существующих в мире. Причем до 2010 г. основными из них могли бы быть только 6-7, по которым наш суммарно накопленный уровень знаний близок к мировому, а в ряде случаев превосходит его, к примеру, в области ядерно-реакторных технологий, авиации, космосе, судостроении, спецметаллургии и энергетическом машиностроении. Если бы эти макротехнологии удалось довести до конкурентоспособного уровня, то, по самым оптимальным расчетам, Россия на мировом рынке наукоемкой продукции способна была бы подняться с нынешних 0,3 % до 10-12 % занимаемой в нем доли, а это только по экспорту дало бы 100-120 млрд. долл. в год. Разумеется, что за мировой рынок наукоемкой продукции надо бороться, причем ключевыми факторами здесь выступают конкурентные качества, цены, экспортные кредиты, сервисное обеспечение, соответствие мировым стандартам и другие важные составляющие.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская Академия Наук институт международных экономических и политических исследований (3)

    Документ
    В Казахстане ведущей биржей является Казахстанская фондовая биржа (KASE). В 2004 г. объем валютных операций на Казахстанской фондовой бирже (KASE) вырос на 47,3% до 9449,5 млн.
  2. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований (1)

    Документ
    В обсуждении на «круглом столе» приняли участие ведущие специалисты по проблемам трудовых ресурсов и миграции, представляющие науку и практику: Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы по труду и занятости РФ, Федеральной
  3. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований модели системной трансформации и социальная цена реформ (опыт России, СНГ и стран цве)

    Документ
    Данный сборник представляет материалы конференции, проведенной ИМЭПИ РАН в 2004 г. в г. Москве и посвященной проблемам системной трансформации в России, странах СНГ и ЦВЕ и социальной цене, которую данные страны заплатили за переход
  4. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований (2)

    Документ
    И еще одна важная мысль, прозвучавшая во время дискуссии. Критерии эффективности при инвестировании для государства и частных инвесторов могут не совпадать.
  5. Российская Академия Наук Институт философии Центр изучения социокультурных изменений Социокультурный портрет региона Типовая программа

    Программа
    В сборнике представлены материалы первой российской конференции, посвященной реализации программы «Социокультурная эволюция регионов России». В конференции приняли участие специалисты, представлявшие 19 субъектов РФ.

Другие похожие документы..