Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
шрифт – Times New Roman, размер 12 пт., абзацный отступ – 1,25 см; межстрочный интервал – одинарный, межбуквенный и междусловный интервал – нормальны...полностью>>
'Литература'
Сайт создан Российской государственной детской библиотекой. Содержит аннотации на книжные новинки, обзоры детских книг по разным темам, сведения о ху...полностью>>
'Документ'
Нео prophétisme nostradamique питается библейским prophétisme, как об этом свидетельствует centurique Послание Генриху II.1 Куда более логического, в...полностью>>
'Документ'
Город " " 19__ г.Комиссия в составе представителей:Заказчика (генподрядчика) (должность, фамилия, имя, отчество)Монтажной организации (должн...полностью>>

Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Цыганова Елена Владимировна

Педагогические факторы развития

духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Якутск – 2008

Работа выполнена на кафедре профессиональной педагогики, психологии и управления образованием педагогического института ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Аманбаева Людмила Ивановна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Вяземский Евгений Евгеньевич,

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва.

кандидат педагогических наук

Голованов Владислав Алексеевич,

МОУ СОШ №33 – центр эстетического образования, демократической культуры и здоровья им. Л.А. Колосовой, г. Якутск.

Ведущая организация: ФАО ГОУ ВПО «Саха государственная педагогическая академия»

Защита состоится «14» марта 2008 г. в 9 часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.02 при ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» по адресу: 677891,

г. Якутск, ул. Белинского, 58.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова.

Автореферат разослан «12» февраля 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Петрова С.М.

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования. В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе происходят нео­братимые изменения, кото­рые оказывают существенное влияние на молодое поколение. Отсутствие чётких нрав­ственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры — всё это ре­альность, которая окружает современных подростков. Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели преж­нее.

Современного человека, беря во внимание его потребности, приоритеты, интересы, можно охарактеризовать как «Человек-масса», так как он не тре­бует от себя многого, не стремится к самосовершенствованию, предпочитает не усложнять жизнь, делает акцент на материальную сторону жизни, не чувствует внутренней потребности в высоких эстетиче­ских ценностях и тем более в следовании им. Ему чужда высокая дисцип­лина духа, требовательность к себе. Человек перестал думать о своем духовном обогащении, стал игнорировать нравственную сущность своих поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.

В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества.

Развитие нравственной и духовной культуры как одного из атрибутов общественного бытия предполагает осмысление различных аспектов духовного потенциала, то есть тех социальных и духовных источников, возможностей, резервов и средств деятельности, которые обеспечивают прогресс личности и общества. Смысл и цели общественного развития, в конечном счете, состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои устремления и вести здоровую, полноценную, творческую жизнь.

Проблема заключается в том, что у подрастающего поколения отсутствует ориентация на непрерывное духовно-нравственное развитие. Это вызывает необходимость переосмыслить деятельность, отношения, имеющиеся образцы и нравственные нормы поведения современного школьника подросткового возраста, в связи с чем появляется необходимость ориентации подростка еще в условиях школы на развитие нравственных качеств в сфере его учебной деятельности.

Поскольку фундаментом становления личности современного молодого человека является его духовно-нравственная зрелость, то основанием моделирования учебно-воспитательного процесса в школе должна стать активизация школьников — растущего поколения на выявление и развитие их духовно-нравственного потенциала.

Тема выявления, развития и реализации духовного потенциала является крайне важной в практическом и идейно теоретическом отношениях. Человеческий потенциал только отчасти представляет собой нечто данное человеку от рождения – в значительной мере он формируется, развивается в процессах социализации и воспитания личности.

Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания не является новым для педагогической науки. Проблема духовности во всем ее многообразии имеет давнюю традицию. Значительный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций внесли психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие. Идея развития личности в духовно-нравственном плане рассматривалась в классических трудах теоретиков и практиков отечественной педагогики К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, а также в исследованиях зарубежных ученых (В. Франк, Э. Фромм) и других.

Проблеме нравственного воспитания посвящены исследования В.А. Блюмкина, Н.П. Буевой, В.П. Зинченко, И.Ф. Харламова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонова, А.И. Шемшуриной, А.А. Лопатиной, И.С. Марьенко, М.Г. Яновской, Л.Д. Кудрявцева и других.

Мы опирались также на исследования, в которых рассматривались морально-философские (О.Г. Дробницкий, В.И. Мурашов, В.Ф. Шаповалов, Е.М. Махаров, Н.Н. Кожевников), социокультурные (Т.И. Заславская, В.К. Левашов, В.И. Пантин), психолого-педагогические (В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова) аспекты проблемы.

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в современном теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия между:

  • ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом проявлений аморализма в социальной среде;

  • объективной потребностью динамично изменяющегося общества в нравственно воспитанных людях и неразработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной организации нравственного воспитания учащихся подросткового возраста;

  • потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утратой школьным образованием функции духовно-культурного просвещения;

  • растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях.

Таким образом, социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы развития духовно-нравственного потенциала подростков очевидны. Данной проблеме все больше и больше уделяется внимание в среде ученых и практиков. В исследованиях прошлого века с 90-х годов и по настоящее время особое внимание обращается на тенденции, которые обнаружились в результате трансформации социокультурных характеристик российского общества и оказывают негативное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков. Ознакомление с теорией и практикой нравственного воспитания, особенно в период изменяющихся условий, показывает, что имеются пробелы в поиске конкретных путей, форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников, с учетом их психолого-педагогических возрастных особенностей. Это, главным образом, и определило выбор темы диссертационного исследования «Педагогические факторы развития духовно-нравственного потенциала подростков в период социальной реформации».

Объект исследования процесс нравственного воспитания учащихся подросткового возраста в общеобразовательной школе.

Предмет исследования педагогическая деятельность, обеспечиваю-щая эффективность развития духовного и нравственного потенциала подростков в процессе их обучения и воспитания в школе.

Цель исследования определить основные педагогические условия деятельности школы по развитию нравственного и духовного потенциала подростков в период реформации российского общества.

Гипотеза исследования основана на том, что развитие духовно-нравственного потенциала подростков в новых социальных условиях будет более успешным, если в учебно-воспитательном процессе реализовать следующие педагогические подходы:

  • усиление индивидуализации и дифференциации воспитания, обеспечивающего достаточно высокий уровень готовности к усвоению моральных норм и опыта нравственного поведения;

  • организация нравственно-ориентированной деятельности, которая способствует развитию этической рефлексии подростков и, как следствие этого, развивает их коммуникативные навыки;

  • активизация в обучении и воспитании подростков процессов самосовершенствования и самоуправления как проявление потребности в самовыражении.

Для достижения поставленной цели диссертационного исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Обозначить категории духовности и нравственности в философско-педагогическом контексте.

  2. Провести анализ духовной ситуации текущего времени с целью выявления её актуального значения для развития нравственного потенциала школьников.

  3. Обосновать педагогические факторы, обеспечивающие эффектив-ность развития духовно-нравственного потенциала подростков.

  4. Экспериментально проверить комплекс педагогических факторов с целью определения их действенности на школьников в нравственном отношении и разработать научно-практические рекомендации по исследуемой проблеме.

Методологическую основу исследования составили концепции духовно-нравственного развития детей исторически сложившихся систем воспитания личности (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко); общетеоретические основы формирования личности (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.); положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); личностно-ориентированные технологии воспитания (Д.М. Гришин, В.В. Сериков, Л.Ю. Сироткин, И.С. Якиманская); идеи саморазвития личности (Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров, В.И. Андреев, Л.Н. Куликова); основные идеи теории нравственного воспитания (В.А. Блюмкин, О.С. Богданова, А.И. Шемшурина, О.Г Дробницкий, А.В. Мудрик, И.Ф. Харламов, В.П. Зинченко и другие); философские идеи о роли духовно-ценностного потенциала человека в его личностном развитии (В.С. Соловьев, П.А. Сорокин, И.А. Ильин, Э. Фромм), созвучные идеям о социальном преобразовании российского общества.

Методы исследования: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; обобщение опыта педагогической деятельности; наблюдение; беседа; педагогический эксперимент, анкетирование; тренинги личностного роста; анализ деятельности школьников с диагностической направленностью.

Экспериментальная база исследования - школа № 31 г. Якутска. В ходе педагогического эксперимента было охвачено 212 учащихся пятых, шестых, седьмых классов.

Исследование проводилось в три основных этапа.

На первом этапе (2003-2004 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, проводилось изучение и обобщение массового и передового опыта, выявлялись социально-педагогические противоречия в морали и нравственном воспитании учащихся подросткового возраста. Определялась рабочая гипотеза.

На втором этапе (2004-2006 гг.) разрабатывалась программа и конкретизировалась гипотеза исследования, реализовался экспериментально-программный материал, проверялись и уточнялись педагогические условия эффективной организации работы по выявлению и развитию духовно- нравственного потенциала подростков.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) осуществлялись обработка и обобщение результатов эксперимента, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования.

На защиту представлены:

  1. Духовно-нравственное воспитание подростков связано с приобщением личности к духовным потребностям, культур­ным ценностям, их усвоением, т.е. накоплением собственного духовного багажа. Под духовным развитием понимается осмысление личностью своего предназначения в жизни, стремление к постоянному нравственному совершенствованию. В этом заключается потенциальный смысл духовности и нравственности.

  2. Моральное несовершенство личности, особенно в подростковом возрасте, определяется не столько условиями среды, сколько недостатком воспитания, неразвитостью адаптивных возможностей самой личности (по выражению Л.С. Выготского, недостатком «приспособительных связей»). В нравственном становлении подростков очень важен моральный образец, формируемый в обществе. Этим определяется необходимость стимулирования и развития таких потенциальных возможностей подростков, как общение, самоутверждение и самовыражение, в процессе которого происходит накопление собственного нравственного опыта.

  3. Развитие основных духовно-нравственных потенций подростков в условиях реформации общества обеспечивается факторами, активизирую-щими позитивно-оценочный моральный выбор и направляющими на действенное применение нравственных знаний и убеждений, укрепляющими эмоционально-волевую сферу.

Научная новизна исследования:

  • предпринята попытка осмысления основ духовно-нравственного воспитания с позиции изменившейся социокультурной ситуации, в результате чего обоснован характер педагогической деятельности школы по развитию нравственного и духовного потенциала подростков;

  • определены и проверены факторы развития нравственных возможностей подростков, учитывающие особенности социальной среды и акцентирующие внимание на формирование созидательного морального опыта.

Теоретическая значимость исследования заключается в аналити-ческом обосновании педагогических факторов развития духовно-нравственных возможностей подростков с учетом особенностей российской общественной реформы, что создает предпосылки для расширения научного знания.

Практическая значимость исследования проявляется в опытной реализации педагогических факторов развития духовно-нравственного потенциала подростков, во внедрении в воспитательный процесс школы интеллектуально-игровых форм, формирующих созидательный моральный опыт, а также в разработке и внедрении научно-практических рекомендаций по итогам исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретическим анализом научной проблемы, а также особенностей общественного развития, выделением приоритетных подходов в развитии духовно-нравственного потенциала подростков, опытно-экспериментальной проверкой, анализом и обобщением полученных показателей и итогов работы, использованием адекватных содержанию и характеру исследования научных методов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены в публикациях автора на межрегиональной, межвузовской, университетской научно практической конференциях: «Государство, право, общество: современное состояние и проблемы развития» (Хабаровск, 2004), «Актуальные вопросы образовательного процесса в средних и высших учебных заведениях Республики Саха (Якутия)» (Якутск, 2006), «Совершенствование качества довузовской подготовки и профессиональной ориентации» (Якутск, 2007), на аспирантских чтениях.

Структура и основное содержание диссертация. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, в которых содержатся материалы экспериментальной работы.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность выбранной темы в современных социально-экономических условиях; определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологические основы исследования, его этапы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость; раскрыты основные положения, выносимые на защиту; приведены данные по апробации и внедрению результатов исследовательской деятельности.

В первой главе «Духовно нравственное воспитание подростков как социально–педагогическая проблема» определены методологические ориентиры исследования, раскрыты категории духовности и нравственности в философско-педагогическом контексте, проведен анализ духовной ситуации на современном этапе; выявлены психолого-педагогические предпосылки развития духовного потенциала подростков как основы воспитания их нравственности.

В ходе исследования определено, что нравственное воспитание человека начинается с усвоения и приобщения его к духовным ценностям и потребностям. В процессе инкультурации ребенок переводит усвоенный нравственный опыт в личностный план, превращает в содержание собствен­ных взглядов, в свой духовный арсе­нал. Таким образом, духовное развитие – есть преодоление себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Духовное развитие обнаруживается не только в стремлении человека к совершенствованию себя в нравственном плане, но и в осмыслении личностью своего предназначения в жизни.

Развитие духовно-нравственного потенциала подростка, как нам представляется, происходит следующим образом. Обратимся к следующему рисунку.

Развитие духовно-нравственного потенциала подростков

Духовная личность


Духовность

Степень усвоения личностью духовных ценностей, свойство развитого сознания человека, выраженное в его интеллектуальном, творческом и этическом потенциалах



Духовное развитие

Осмысление человеком своего предназначения в жизни, стремление к постоянному нравственному совершенствованию






Скачать документ

Похожие документы:

  1. «духовно-нравственный путь развития россии»

    Документ
    Русский экономический вестник: научно-публицистический журнал. Тематический вып. №8 / Материалы VII Международных Ильинских научно-богословских чтений «Духовно-нравственный путь развития России» (27-28 апреля 2009 г.
  2. Панькова Ирина Ивановна Здоровьетворящее образование в контексте православной педагогической традиции Ростов-на-Дону 2011

    Книга
    Автор: Панькова И. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Южного федерального университета, отличник народного образования, лауреат Всероссийского конкурса в области
  3. Министерство образования московской области академия социального управления кафедра педагогики (1)

    Монография
    Авторы: Г.Б. Корнетов (предисл., гл. 1), А.М. Аллагулов (гл. 3), Е.Н. Астафь­ева (гл. 11), З.И. Батюкова (гл. 14), В.Г. Безрогов (гл. 8), Б.М. Бим-Бад (гл.
  4. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  5. «чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (1)

    Сборник научно-методических статей
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Я. ЯКОВЛЕВА»

Другие похожие документы..