Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'План-конспект'
Лексика по теме (eggs, milk, ham, fish, bread, butter, cheese, sweets, cake, juice, potato, tomato, corn, apple, nut, carrot, cabbage, jam, honey, ban...полностью>>
'Документ'
Всеукраїнська наукова конференція за участю міжнародних спеціалістів "Актуальні питання забезпечення стійкого розвитку національного господарства...полностью>>
'Документ'
Будущее любого региона находится в руках молодого поколения. Именно в этом возрасте для человека важны государственная поддержка и стимулирование личн...полностью>>
'Документ'
Вознесенский Евгений Арнольдович, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры инженерной и экологической геологии геологического факультет...полностью>>

Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного) (2)

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

42


ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по специальности СПО 031601 «Реклама»

на базе среднего (полного) образования в соответствии с ФГОС

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

по дисциплине

МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АВТОРСКОГО НАДЗОРА

ЦИКЛ: ПМ.00 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ

РАЗДЕЛ: ПМ.03. МАРКЕТИНГОВОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕКЛАМНОГО ПРОДУКТА

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС 03.02-2.

Авторы:

Богацкая С.Г., к.э.н., доцент кафедры управления рекламным бизнесом МГУП

Москва

2010 г.

АННОТАЦИЯ

Знания, приобретенные в ходе изучения дисциплины «Методы осуществления авторского надзора», должны стать основой для профессионального понимания и юридически грамотного применения знаний, полученных при изучении специальных дисциплин.

Цель дисциплины: содействие становлению специальной профессиональной компетентности специалиста в сфере рекламы посредством изучения правовых основ использования объектов интеллектуальной собственности в рекламе, норм авторского права, принципов и правил его применения в рекламной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • овладение обучающимися знаниями в области авторского права;

  • изучение принципов и норм международного права и российского законодательства, регламентирующего правовую охрану объектов интеллектуальной собственности, применительно к рекламной деятельности;

  • развитие навыков практического применения законодательства об авторском праве и предупреждения его нарушений в сфере рекламы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные принципы права интеллектуальной собственности;

  • нормы российского авторского права и международных конвенций по авторскому праву;

  • основания и порядок применения ответственности за нарушения прав на интеллектуальную собственность.

уметь:

  • ориентироваться в системе и источниках права интеллектуальной собственности;

  • применять нормы части четвертой Гражданского кодекса РФ для решения задач в сфере будущей профессиональной деятельности;

  • составлять лицензионные договоры об использовании объектов авторского права в сфере рекламы;

  • пользоваться правовыми информационными системами, информационными ресурсами для поиска и анализа необходимой правовой информации.

владеть:

  • навыками пользования правовыми информационными системами и доступными информационными ресурсами сети Интернет для актуализации знаний в сфере авторского права;

  • приемами и способами предупреждения правонарушений законодательства о правовой охране интеллектуальной собственности.

иметь представление: о системе правового регулирования интеллектуальной собственности, проблемах применения на практике норм авторского права, международном опыте регулирования использования объектов авторского права в рекламной деятельности.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Модуль 1. Понятие правовой охраны интеллектуальной собственности

Появление термина «интеллектуальная собственность» исторически связано с развитием теории естественного права французских философов-просветителей конца VIII века. В российском законодательстве понятие «интеллектуальной собственности» было узаконено в период демократических реформ 90-х годов ХХ века и окончательно закреплено в перечне основных прав и свобод человека в Конституции России. Статья 44 Конституции Российской Федерации определяет важнейшие принципы правовой охраны интеллектуальной собственности: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.»

Содержание понятия «интеллектуальной собственности» в современном российском законодательстве определяется с учетом международных договоров, системы и логики реформы гражданского права РФ.

Согласно Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14.07.1967, "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к:

- литературным, художественным и научным произведениям,

- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио - и телевизионным передачам,

- изобретениям во всех областях человеческой деятельности,

- научным открытиям,

- промышленным образцам,

- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,

- защите против недобросовестной конкуренции,

а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Новая редакция статьи 128 Гражданского кодекса определяет интеллектуальную собственность как охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

Анализ международных договоров и российского законодательства позволяет определить интеллектуальную собственность как совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности и иные приравненные к ним законом объекты. Отождествление интеллектуальной собственности с самим результатом творческого труда, материальным объектом, в котором воплощен такой результат, приводит к путанице понятий вещного и интеллектуального права. При этом нельзя не отметить многозначность данного понятия, которое используется также для обозначения подотрасли гражданского права (право интеллектуальной собственности), отрасли законодательства (законодательство об интеллектуальной собственности), обобщающего обозначения всех результатов интеллектуальной деятельности.

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана в Российской Федерации (интеллектуальной собственностью, объектами охраны), являются (ст. 1225 ГК):

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

В рекламной деятельности основным объектом внимания специалистов является информация. Однако информация может быть воплощена в различную форму, и при соблюдении определенных условий также является объектом правовой охраны. Текст рекламного сообщения, слоган, выступление политика или чиновника как литературные произведения являются объектами авторского права. Музыкальное сопровождение рекламного ролика охраняется не только как объект авторского права, но и как объект смежных прав артистов-исполнителей и звукозаписывающих компаний. Названия фирм, товаров, эмблемы, логотипы и другие обозначения могут получить охрану в рамках правового института средств индивидуализации. Внешний вид товара, его художественно-конструкторское решение, являющееся составной частью бренда компании, охраняется в рамках патентного права на промышленные образцы. Уникальные способы проведения рекламных и PR-кампаний могут рассматриваться как ноу-хау и в таком виде получить правовую охрану. Таким образом, в процессе осуществления рекламной деятельности специалистам приходится постоянно сталкиваться с объектами интеллектуальной собственности, решать вопросы их правовой охраны и обеспечения законности использования.

Основные принципы права интеллектуальной собственности определены Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом и международными договорами. Это, прежде всего:

- свобода творчества;

- определение перечня охраняемых объектов и условий их охраны законом;

- обеспечение сочетания интересов правообладателей с интересами общества;

- неотчуждаемость личных неимущественных прав авторов;

- срочный характер действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности.

Задачами (функциями) права интеллектуальной собственности являются:

1) стимулирование деятельности по созданию объектов интеллектуальной собственности;

2) обеспечение условий для экономического развития на основе добросовестной конкуренции;

3) создание условий для использования результатов интеллектуальной деятельности в интересах общества.

С 1 января 2008 г. в законодательстве России введено новое понятие - «интеллектуальные права», под которым понимают права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Интеллектуальные права включают исключительное право (имущественное право), личные неимущественные и иные права.

Рис. 1. Содержание понятия «интеллектуальные права»

Интеллектуальные права являются особым видом имущественных прав, предоставляющих правообладателю возможность монопольно, самостоятельно использовать соответствующий охраняемый объект, запрещать или разрешать его использование иным лицам. Как и вещные права, интеллектуальные права носят абсолютный характер.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации означает право использовать такой результат или такое средство любым не противоречащим закону способом. Исключительное право также дает возможность правообладателю: разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации; распоряжаться своим правом. Исключительное право является абсолютным и должно соблюдаться любыми субъектами.

Следует различать интеллектуальные права и право собственности на вещь (материальный носитель), в которой выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Переход права собственности на вещь не влечет перехода интеллектуальных прав.

Исключительное право является единым, общим понятием для любого объекта интеллектуальной собственности. В рамках кодификации гражданского законодательства были выделены общие признаки исключительных прав:

  1. действие в течение определенного срока;

  2. действие на ограниченной территории;

  3. необходимость государственной регистрации в случаях, установленных Гражданским кодексом РФ;

  4. возможность ограничения законом в интересах общества (такие ограничения не должны наносить неоправданный ущерб обычному использованию объекта интеллектуальной собственности и ущемлять необоснованным образом законные интересы правообладателей).

Модуль 2. Система правовой охраны интеллектуальной собственности

В объективном смысле право интеллектуальной собственности является подотраслью гражданского права. Право интеллектуальной собственности можно определить как систему правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

В субъективном смысле право интеллектуальной собственности является субъективным правом конкретного лица на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Важной новеллой части четвертой Гражданского кодекса РФ является выделение общей части в правовом регулировании интеллектуальной собственности. Таким образом, традиционное деление отраслей права на общую и особенную части имеет место и в рамках подотрасли права интеллектуальной собственности.

К общей части отнесены вопросы определения интеллектуальных прав, исключительного права, субъектов права интеллектуальной собственности, способов распоряжения исключительным правом, защиты неимущественных и имущественных прав и некоторые другие.

В соответствии со спецификой отдельных объектов интеллектуальной собственности и условий их правовой охраны, в рамках особенной части права интеллектуальной собственности выделяются различные правовые институты. В соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса различают следующие правовые институты:

1) Авторское право;

2) Смежные права;

3) Патентное право;

4) Право на селекционное достижение;

5) Право на топологии интегральных микросхем;

6) Право на секрет производства (ноу-хау);

7) Права на средства индивидуализации.

Правовые институты выделяются не только с учетом объектов правовой охраны. Значительно различаются условия, необходимые для возникновения правовой охраны, сроки действия исключительного права, содержание неимущественных прав, пределы и случаи законных ограничений исключительного права.

Рис. 2. Система правовой охраны интеллектуальной собственности

Рис. 3. Свидетельство на товарный знак

Источники правового регулирования отношений в сфере интеллектуальных прав можно разделить на национальные и международные. В Российской Федерации правовое регулирование интеллектуальной собственности является предметом федерального ведения.

Основным источником права интеллектуальной собственности в Российской Федерации является Гражданский кодекс.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности не может быть ограничена рамками одного государства, поэтому важнейшую роль в регулировании соответствующих отношений играют международные соглашения (конвенции), главные из которых:

- Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 1967 г.);

- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г.);

- Всемирная конвенция об авторском праве (принята в Женеве в 1952 г., пересмотрена в Париже в 1971 году);

- Договор ВОИС по авторскому праву (Женева, 1996 г.);

- Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (1993 г.);

- Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 1971 г.);

- Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 1961 г.);

- Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 1996 г.);

- Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 1974 г.);

- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) (Марракеш, 1994 г.);

- Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.);

- Договор о патентной кооперации (Вашингтон, 1970 г.);

- Евразийская патентная конвенция (Москва, 1994 г.);

- Соглашение стран СНГ о мерах по охране промышленной собственности (Минск, 1993 г.)

- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (1891 г.);

- Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (1957 г.);

- Договор о регистрации товарных знаков (Вена, 1973г.);

- Договор ВОИС о законах о товарных знаках (1994 г.)

- Гаагское соглашение по международному депонированию промышленных образцов (1960 г.).

Российская Федерация является участником большинства из вышеуказанных международных договоров.

Принятие и поддержка большинством стран мира международных договоров в сфере охраны интеллектуальной собственности позволяет не только расширить территориальные границы для обеспечения и защиты интересов правообладателей, но и дает возможность унифицировать, стабилизировать и развивать национальное законодательство в сфере интеллектуальной собственности.

Другими источниками права интеллектуальной собственности являются федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента России, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Важную роль в правовой охране объектов интеллектуальной собственности играют запрещающие нормы Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для правовой охраны секретов производства необходимо использовать нормы федерального закона «О коммерческой тайне».

Система законодательства об интеллектуальной собственности отличается многоуровневым и сложным характером. При этом следует еще раз подчеркнуть приоритет норм международных договоров, ведущую роль части четвертой Гражданского кодекса РФ, исключительно федеральный уровень правового регулирования.

Модуль 3. Понятие и принципы авторского права

Авторское право является старейшим институтом правовой охраны интеллектуальной собственности. Первый официальный документ об охране авторского права был издан в Великобритании в 1710 г. (Статут Королевы Анны). В России еще во времена А.С.Пушкина отношения в сфере авторского права регулировались Цензурным уставом, а в 1911 г. было принято Положение об авторском праве, которое по объему и содержанию правового регулирования не только не уступает, но в некоторых вопросах и превосходит часть четвертую Гражданского кодекса РФ.

В объективном смысле авторское право как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием, использованием и охраной произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право отличается специфическими объектами и субъектами, содержанием авторских прав, широтой распространения и применения. Если посмотреть вокруг, то можно увидеть сотни окружающих нас в повседневной жизни и в профессиональной деятельности произведений литературы, науки и искусства. Главные центры современного информационного воздействия: телевидение, радио, Интернет, печатные средства массовой информации ежедневно перерабатывают и распространяют тысячи авторских произведений. Такой массовый характер использования произведений литературы, науки и искусства накладывает свой отпечаток на содержание правового регулирования, усложняет и даже делает невозможным контроль правообладателя за использованием своего произведения, защиту авторских прав.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие принципы авторского права:

  1. свобода творчества;

  2. сочетание личных интересов автора с интересами общества;

  3. неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;

  4. возникновение правовой охраны в момент создания произведения без каких-либо формальностей.

Последний принцип является специфическим именно для авторского права и смежных прав. Отсутствия формальностей для возникновения авторских прав требует Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Правовая охрана при этом не зависит от решений государственных органов, завершенности, назначения и достоинств произведения. Данный принцип делает правовую охрану произведений авторским правом универсальной и всеобъемлющей.

Для рекламной деятельности, носящей профессионально творческий характер, важно понимать, что свобода творчества, предусмотренная законом, не может быть безгранична. В США, например, специально для рекламы была разработана «доктрина коммерческой речи», согласно которой рекламная информация подлежит защите в меньшем объеме, чем обычная информация.

Свобода творчества при создании произведений литературы, науки и искусства в Российской Федерации ограничена различными законами, в частности, Конституцией (право на тайну частной жизни, переписки и т.д.), Уголовным кодексом (запрет на клевету, оскорбления и т.д.), Гражданским кодексом (запрет на злоупотребление гражданскими правами), законами «О средствах массовой информации» (запрет злоупотребления свободой СМИ), «О противодействии экстремистской деятельности» (запрет на распространения экстремистских материалов). Гражданским кодексом предусмотрены специальные нормы о праве гражданина на неприкосновенность его внешнего облика (статья 152.2). Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

Ограничения свободы творчества важно учитывать при подготовке и проведении рекламных кампаний, поскольку нарушение установленных законом запретов влечет административную, гражданско-правовую и/или уголовную ответственность.

Основными источниками авторского права в Российской Федерации являются:

- Конституция РФ,

- Гражданский кодекс РФ (часть четвертая, главы 69, 70).

Источниками авторского права также являются международные договоры:

- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений;

- Всемирная конвенция об авторском праве

- Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву 1996 г.

Важнейшую роль в международной охране прав интеллектуальной собственности играет Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Оно охватывает практически все области интеллектуальной собственности, требует от всех государств – членов Всемирной торговой организации (ВТО), соблюдения важнейших международных конвенций, в том числе и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Соглашение подробно регламентирует механизм защиты прав на интеллектуальную собственность и применения ответственности.

Таким образом, авторское право представляет собой важнейший правовой институт как российского, так и международного права, обеспечивающий соблюдение и защиту прав на творческие произведения науки, литературы и искусства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного) (1)

    Образовательная программа
    Учебная дисциплина «Техника и технология рекламного видео» для обучающихся дает представление о разработке и технологии производства рекламного видео.
  2. Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного) (3)

    Образовательная программа
    Дисциплина «Сервисная деятельность» предназначена для того, чтобы в ходе усвоения курса повышалась профессиональная подготовка студентов. Будущие специалисты получают необходимые конкретные знания по сервисной деятельности, классификации,
  3. Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного) (4)

    Образовательная программа
    Целm дисциплины - сформировать знания по методам расчета основных технико-экономических показателей эффективности рекламы как к инстру­менту рыночной экономики
  4. Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного) (5)

    Образовательная программа
    В курсе рассматриваются различные аспекты менеджмента, в том числе проектного, и управления персоналом рекламного предприятия в современных рыночных условиях.
  5. Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного) (6)

    Образовательная программа
    Данный курс «Рекламный текст» ориентирован на обучающихся, которые готовятся к профессиональной деятельности в качестве копирайтера, составителя печатных рекламных материалов для размещения в СМИ, аудиосценариев, рекламных посылов, Интернет-сайтов и др.

Другие похожие документы..