Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Комплексная целевая программа школы- важнейший стратегический документ образовательного учреждения, находящегося в инновационном режиме деятельности,...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Фрейда. 14. Индивидуальная теория личности А.Адлера. 15. Аналитическая теория личности К.Г. Юнга. 1 . Эго-теория личности Э.Эриксона....полностью>>
'Документ'
В системе железнодорожного транспорта Западной Сибири одно из ведущих мест принадлежит путевому хозяйству, деятельность которого обеспечивается и раб...полностью>>
'Анализ'
В статье рассматриваются особенности развития в России системы управления корпоративными отношениями при взаимодействии коммерческих структур с орган...полностью>>

Творчество М. Ю. Лермонтова

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Т

Творчество М.Ю. Лермонтова.

Михаил

(редакция №4)

ворчество Лермонтова – это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”.

В. Г. Белинский в письме к Боткину писал: «Пушкин умер не без наследника». Действительно, Лермонтов принял эстафету лидерства у Пушкина в поэзии и прозе. Несмотря на то, что эти два поэта принадлежат к разным эпохам, творчество Пуш­кина оказало большое воздействие на прозу и поэзию Лермон­това.

В 1837 году М. Ю. Лермонтов написал стихотворение "Смерть поэта" — отклик на трагическую гибель Пушкина. Оно начинается с вольной цитаты из посвящения к «Кавказскому пленнику» Пушкина: «Погиб поэт — невольник чести...» Для погибшего поэта большое значение имели честь и достоинство.

Тема стихотворения «Смерть поэта» — воздаяние за зло. Это и мотив лирики Пушкина. Однако если в оде «Вольность», стихотворе­нии «К Чаадаеву» Пушкин желает видеть Рос­сию, в которой установлен единый для всех закон, то у Лер­монтова возникают сомнения в справедливости этого закона. Лермонтов полагает, что только Божий «грозный суд» покара­ет находящихся «под сению закона» убийц. Кто же они, по мнению Лермонтова? В гибели Пушкина поэт обвиняет не только убийцу, но и светское об­щество. Лермонтов обвиняет окружавших Пушкина «клевет­ников ничтожных» и тех, чьим «словам и ласкам ложным» поверил поэт.

Судьба поэта, его назначение волновали Лермонтова. Об этом он пишет в стихотворении “Поэт”.

История кинжала, бывшего некогда боевым оружием, но ставшего «игрушкой золотой», сравнивается с судьбой совре­менного поэта, который променял власть над душами на злато. В последнем четверостишии стихотворения Лермонтов задается вопросом, может ли возродиться поэт и вновь, говоря словами Пушкина, «глаголом жечь сердца людей». Развивая основную философскую мысль этого произведения — что есть предна­значение и судьба поэта, — Лермонтов в одноименном стихо­творении говорит о том, что произошло с пророком с того вре­мени, когда он стал исполнять волю Бога. Лермонтовский текст начинается словами: «С тех пор...» Смысл стихотворе­ния таков: пророк отвергнут обществом, «презирают все его». С точки зрения Лермонтова, пушкинский пророк обречен на непонимание и отчуждение людей, его окружающих.

Инте­ресно также заметить, каким изменениям подвергается у Лер­монтова пушкинское осмысление смены поколений. Если в стихотворениях Пушкина «Дорожные жалобы», «19 октября» и других поэт принимает смену поколений как естественное закономерное явление, то Лермонтов в стихотворении

«Дума» противопоставляет друг другу поколения, эта тема у Лермон­това драматична. Лермонтов пишет о своем поколении.

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Затем говорит об отношении современного ему поколения к поколению уходящему:

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Современное поколение не принимает предыдущее за их «роскошные забавы», «ребяческий раз­врат» — это им скучно. Взамен же этого современнику могут предложить только старение в бездействии, без наслаждения жизнью, поэзией, искусством. Лермонтов строит образ современного ему поклоения на противопоставлении.

... И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Поэт подчеркивает в последнем четверостишии, что этот конфликт вечен, и грядущее поколение не примет современное, считая его “промотавшимся отцом”.

Мотив любви к Родине занимал важное место в лирике М.Ю.Лермонтова. Поэт в стихотворении “Родина” отвергает мысль о том, что любовь подчинена рассудку, он пишет:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой...

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям...

Поэт не соглашается с тем, что Родину можно любить за что-то: за славу, “купленную кровью”, за “полный гордого доверия покой”, за “старины заветные преданья”. Лермонтов любит “разливы рек её, подобные морям”, но принимает даже “пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. Любовь Лермонтова к Родине “святая” и “разумная”. Он видит и знает её недостатки. В стихотворении “Прощай, немытая Россия...” поэт с болью говорит о рабстве, полной зависимости народа от “мундиров голубых”.

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

С детства всем знакомое стихотворение Лермонтова «Парус» — одно из самых гармоничных и совершенных творений его поэзии. В нем Лермонтов стре­мится быть максимально объективным в изображении внутреннего «я»: здесь нет места однозначному романтическому самоутвержде­нию, как нет и самодостаточности душевного порыва к свободе.

Стихотворение построено на ярких и контрастных противопо­ставлениях. Буря и покой, чужая далекая страна и родной край, движение навстречу неизвестности и бегство от постылой и наску­чившей жизни, обретения и потери, далекое «там» и «тогда» и близкое «здесь» и «сегодня», сиюминутное «сейчас» и вечное «всег­да».

В первых строках стихотворения звучит мотив одиночества.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Поэт показывает глубоко личностное переживание трагической судьбы Паруса. Буря, изображенная Лермонтовым во второй стро­фе, не приносит Парусу избавления от неудовлетворенности сущест­вованием. Сохранился черновой набросок стихотворения, в котором вместо хорошо знакомых и привычных нам слов: «увы, он счастия не ищет» написано: «увы, он ничего не ищет». Таким образом, в первоначальном варианте Лермонтов прямо заявлял, что странст­вия Паруса не преследуют никакой определенной цели. Тот факт, что в окончательной редакции стихотворения Парус не ищет счастья, соответствует духу лермонтовской поэзии, в которой мотив счастья нередко представлен через его отрицание, как невозмож­ность достижения счастья здесь, на земле, в конкретных условиях существования. Счастье для поэта принадлежит к тем вечным цен­ностям бытия, о которых он постоянно размышляет. Жажда счас­тья и сознание того, что оно недостижимо, создает ощущение двой­ственности, которое так характерно для внутреннего состояния ли­рического героя. Парус не ищет счастья потому, что его нет ни в со­стоянии гармонии с могучей стихией жизни, когда эта стихия уми­ротворена и спокойна, ни в буре, то есть в гордом соперничестве и самоутверждении перед лицом того, что существовало до его явле­ния в мир и будет существовать после его смерти. Парус ни в чем и нигде не может обрести успокоение, он не в силах установить рав­новесие между своим «мятежным» внутренним миром и миром внешним.

Несмотря на то, что в стихотворении «Парус» звучат ноты трагизма, читателя не покидает ощущение того, что Лермонтов, несмотря на сомнения, твердо верит в то, что жизнь — это не бесцельное скитание по морю житей­ской суеты, не бегство от повседневности, а что-то большее.

Он был рожден для счастья, для надежд

И вдохновений мирных! – но безумный

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной;

И мир не пощадил – и Бог не спас!

В истории отечества М.Ю.Лермонтова интересуют прежде всего переломные моменты, так как именно они показывают самые сильные черты характера человека. «Богатырским» назовет поэт поколение «детей двенадцатого года». В стихотворении «Бородино» поэт воспевает подвиг российских солдат, «богатырей», победивших в Отечественной войне. Участники сражения вызывают восхищение поэта:

- Да! Были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Это героическое поколения противопоставлено поколению 30-х годов. Главное отличие своих современников от людей прошлого Лермонтов видит в их бездеятельности. Неспособность, а чаще и нежелание найти применение своим силам в жизни – вот главная беда человека в России того времени.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Творчество м. Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания

    Диссертация
    Художественное наследие М.Ю. Лермонтова (1814-1841) уникально. В неполные тринадцать лет творческой деятельности (1828-1841) им было сделано так много, что не укладывается в один век.
  2. И. Я. Яковлева Филологический факультет Кафедра литературы Библейские мотивы в творчестве М. Ю. Лермонтова Диплом

    Диплом
    М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью.
  3. Исследовательская деятельность учащихся по изучению поэтики художественных произведений на уроке литературы (на примере изучения творчества М. Ю. Лермонтова в 9 классе)

    Урок
    Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературыи методики преподавания литературыСамарского государственного педагогического университетаМахмудов Шамиль Ахмедович;
  4. Мифопоэтическая картина мира в творчестве м. Ю. Лермонтова как феномен художественной культуры россии XIX в

    Автореферат
    Работа выполнена в Институте филологии и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.
  5. Гуревич А. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814-1964

    Документ
    Гуревич А. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814—1964. — М.: Наука, 1964. — С.

Другие похожие документы..