Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии с концепцией национализма, а также формами и принципами, провозглашенными основателем Республики Турции бессмертным лидером и непревзо...полностью>>
'Документ'
3. Что такое КЕШ-память а) память, в которой обрабатывается одна про­грамма в данный момент времени; б) память, предназначенная для долговременного х...полностью>>
'Документ'
1. Mutuum - договор, по которому одна сторона (займодавец) передает другой стороне (заемщику) денежную сумму или определенное количество иных заменим...полностью>>
'Доклад'
Включает в себя изолированные помещения, принадлежащие каждой группе, спортивный зал ,музыкальный зал, познавательный центр, специальные помещения дл...полностью>>

Дубягина Ольга Петровна, специалист-полиграфолог, преподаватель кафедры криминалистики мгоу; Михайлычев Евгений Александрович, юрист, член совета директоров ОАО "биз". Введение исследование

Главная > Исследование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 12 АВГУСТА 1995 Г. N 144-ФЗ

"ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

(постатейный)

Ю.П. ДУБЯГИН, О.П. ДУБЯГИНА, Е.А. МИХАЙЛЫЧЕВ

Сведения об авторах:

Дубягин Юрий Петрович, заведующий кафедрой криминалистики Московского Государственного Открытого Университета (МГОУ), доктор юридических наук;

Дубягина Ольга Петровна, специалист-полиграфолог, преподаватель кафедры криминалистики МГОУ;

Михайлычев Евгений Александрович, юрист, член совета директоров ОАО "БИЗ".

ВВЕДЕНИЕ

Исследование и дальнейшее совершенствование законодательных актов по оперативно-розыскной деятельности и розыскной (сыскной) работе, а также развитие соответствующих организационно-управленческих институтов исполнительной власти в государстве, направленных на эффективную борьбу с преступностью, розыск и установление различных категорий граждан, - важные и актуальные задачи как для формирования правовой теории развития отечественного законодательства, так и для правоприменительной практики, прежде всего, с целью дальнейшего совершенствования механизма защиты и безопасности россиян.

Великий сыщик Российский империи А.Ф. Кошко предсказывал: "Трудно себе представить такую эпоху, когда не будет надобности в органах, охраняющих имущественную безопасность обывателей, разыскивающих и обнаруживающих преступников и объекты преступлений" <*>.

--------------------------------

<*> Кошко А.Ф. Король сыска: рассказы. М., 2002. С. 3.

Лучшие представители как гласной, так и негласной розыскной деятельности всегда были не только в гуще человеческих трагедий и драм, но и близки к пониманию и прогнозированию причин их происхождения, следовательно, и оценки возникновения устойчивых закономерностей в общественных отношениях, что в итоге делало и будет делать их рекомендации более верными по сравнению с другими учеными и политиками не только в отношении современного анализа, но и в предложениях, направленных на противостояние преступности, на перспективу.

Законодательство Российской империи 1864 г. в своей основе было весьма исчерпывающим для обеспечения розыскной гласной и негласной (секретной и несекретной) работы (в настоящее время она стала называться "оперативно-розыскная деятельность"). Мы считаем, что наработанный законодательный и соответственно правоприменительный опыт прошлого может быть весьма полезен, поэтому он будет нами использован при толковании соответствующих положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

С 1 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". Закон указывает весьма ограниченный перечень лиц, относящихся к группе обязательного дактилоскопирования (ст. 5). Представляется, что, с одной стороны, должен быть решен вопрос о включении в обязательный перечень категории граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность прежде всего на платной основе, с другой - наличие пальцевых отпечатков граждан в документах с момента их рождения напрямую связано с сутью содержания ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", устанавливающей, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся в целях защиты жизни, здоровья человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также политическими установками Правительства РФ, в том числе в рамках международного сотрудничества <*>.

--------------------------------

<*> 22 октября 2003 г. на встрече министров внутренних дел стран "Большой восьмерки" в Париже принято решение о введении биопаспортов. Это паспорта, содержащие биометрические показатели человека, такие, как отпечатки пальцев, рисунок радужной оболочки глаз и пр. В свете этого в России началась работа по созданию и внедрению паспортов, отвечающих международным и европейским стандартам. Но пока речь идет только о заграничных паспортах, содержащих такие данные. Так, летом 2004 г. МВД России провело конкурс среди компаний на разработку образца нового заграничного паспорта с биометрией. Основными требованиями были наличие в паспорте цифрового фото владельца, а также электронной подписи и закодированных отпечатков пальцев. Содержание и внешний вид нового паспорта, согласно распоряжению Президента РФ, должны быть утверждены к январю 2006 г. Сейчас этим занимается Межведомственная комиссия МВД и Министерства информационных технологий и связи.

В свою очередь, промедление в развитии института дактилоскопического и иного нового комплексного удостоверительно-идентификационного обеспечения граждан в РФ, особенно оказавшихся (проживающих) на территории с неблагополучной в криминальном отношении обстановкой, может привести к национальной эколого-антропологической катастрофе. Это сказывается и на низкой эффективности проведения оперативно-розыскных мероприятий в рамках оперативно-розыскной деятельности уполномоченных на ее осуществление органов исполнительной власти <*>, особенно в районах Чеченской Республики, где продолжают действовать бандформирования и экстремистские организации.

--------------------------------

<*> Дубягин Ю.П. Руководство по розыску и расследованию неочевидных убийств. М., 1998. С. 368.

Представляется, что отдельные положения статей исследуемого нормативного акта являются вспомогательными, в частности, розыск без вести пропавших и установление личности по трупу, когда есть основания полагать, что расследование проводится по фактам некриминального события или смерти. Это объясняется отсутствием в России центра розыска и идентификации человека (упраздненного революционными преобразованиями 1917 г.) и соответствующего закона, регламентирующего и регулирующего данный вид деятельности и работу названного федерального органа исполнительной власти <*>, поэтому отчасти его функции взял на себя Закон об оперативно-розыскной деятельности.

--------------------------------

<*> См.: Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Калугин А.Л. Розыск человека как важнейшая государственная и нравственная проблема социальной экологии в России. Известия Академии промышленной экологии. МГОУ, 2004. С. 61.

Перечень аббревиатур и сокращений,

используемых в данной работе

БРНС - Бюро регистрации несчастных случаев, созданные в конце XX в. в ряде городов РФ

ГИЦ МВД России - Главный информационный центр МВД Российской Федерации

ГУВД - Главное управление внутренних дел

ЗИЦ ГУВД - зональный информационный центр ГУВД

ИЦ УВД - информационный центр УВД

МВД - Министерство внутренних дел Российской Федерации

ОВД - орган внутренних дел

ОРО - оперативно-розыскная служба (отделения и отделы) МВД Российской Федерации

ОУР - отдел уголовного розыска

12 августа 1995 года N 144-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принят

Государственной Думой

5 июля 1995 года

(в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 N 101-ФЗ,

от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 05.01.1999 N 6-ФЗ,

от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ,

от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Комментарий к преамбуле

Обозначенное в преамбуле законодательное положение констатирует правовой факт, что данный Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации, независимо от колебаний состояния и условий жизнедеятельности населения, для обеспечения состояния мира, относительного социального благополучия и спокойствия как в обычных условиях жизнедеятельности, так и в состоянии повышенной опасности для жизни, здоровья и имущества граждан ввиду наличия чрезвычайной ситуации <*> либо введения крайней меры для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина - чрезвычайного положения. При этом согласно ч. 1 ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Тем не менее правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется судом (п. 1 ст. 35 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"). Таким образом, независимо от разного рода катаклизмов с помощью оперативно-розыскной деятельности (ОРД) наряду с другими механизмами государственного принуждения, направленными на обеспечение юридической и фактической защиты прежде всего законопослушных граждан, осуществляется регулирование общественных отношений в масштабе всей страны и на ее отдельных территориальных образованиях. Если гарантии законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании комментируемого Закона не соблюдаются, то критерием защиты интересов граждан являются положения действующей Конституции РФ как документа прямого действия.

--------------------------------

<*> Данное обстоятельство позволило ряду авторов ввести и использовать словосочетание "расследование в обычных условиях и чрезвычайных ситуациях" (см.: Дубягин Ю.П. Руководство по розыску и расследованию неочевидных убийств. М., 1998. С. 297 - 370; Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Крылов А.В., Писарьков Д.А., Смирнов Г.Ф. Особенности методики розыска. М., 2003).

Ряд функций, заложенных в данном Законе, являются не основными, а дополнительными. В частности, розыскные методы и средства должны являться нормами еще не принятого закона о розыске и идентификации человека. Известно, что розыскные методы и средства, а не оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", являются основой деятельности оперативно-розыскных подразделений ОВД, занимающихся розыском известных преступников по приостановленным уголовным делам, розыском без вести пропавших и установлением личности по трупу по розыскным делам. При этом розыскные методы поиска являются единственным и основным видом деятельности частных детективов, осуществляющих свою деятельность на основании Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", в ч. 3 ст. 1 которого отмечается, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Комментарий к статье 1

Оперативно-розыскная деятельность - это один из видов профессиональной деятельности правоохранительных органов, направленной на защиту и безопасность человека и гражданина, общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласными и негласными методами сыска. Основы гласной и негласной розыскной деятельности были заложены в Своде законов Российской империи от 1864 г. (ст. ст. 311 и 312 Устава уголовного судопроизводства). К сожалению, после 1917 г. вся розыскная (сыскная) работа превратилась в секретный вид деятельности, а ее учетно-регистрационная система даже на ранее судимых граждан, в том числе дактилоскопическая система опознания, была ликвидирована (в 1923 г. дактилоскопические учеты стали создаваться вновь). Только в 1992 г. было принято решение рассекретить оперативно-розыскную деятельность (гласную ее часть). Это произошло с принятием первого открытого Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", а в 1995 г. был принят комментируемый Закон.

В теоретико-правовом понимании оперативно-розыскная деятельность рассматривается как один из видов юридической деятельности, имеющей государственный характер, поскольку осуществляется она исключительно в интересах и по велению государства специально уполномоченными на то государственными органами, имеет четко выраженную правовую основу и направленность, проводится в строгом соответствии с правовыми предписаниями государства и требованиями законности. При этом оперативно-розыскная деятельность многогранна и специфична. Среди наиболее важных ее признаков можно отметить разведывательный (поисковый) характер деятельности. Одно из направлений работы оперативных органов - выявление латентных преступлений, в том числе на стадии их замысла и подготовки. Получить сведения о фактах, имеющих значение для предотвращения и раскрытия преступлений и розыска лиц, причастных к подготовке или совершению преступлений, можно только от носителей этой информации - преступников, а также из их связей и путем непосредственного наблюдения за событиями криминального и предкриминального характера. Часть оперативно-розыскных мероприятий организовывается и осуществляется скрытно от посторонних глаз, т.е. втайне. Понятийная сущность оперативно-розыскной деятельности входит в основной перечень ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне": государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Гласная оперативно-розыскная работа осуществляется через СМИ посредством ознакомления населения с информацией о произошедших событиях, об упреждающих, профилактических действиях, о розыске и установлении тех или иных категорий граждан. Гласная оперативно-розыскная деятельность связана с размещением ориентировок, сообщений, справок, обращений и других документов, которые расклеиваются в местах наибольшего скопления граждан, на специальных стендах "Их разыскивает милиция". В последнее время аналогичная информация размещается на сайтах в Интернете (доступных для оперативных органов). К гласному виду деятельности сотрудников правоохранительных органов, уполномоченных на проведение оперативно-розыскной деятельности (прежде всего, имеются в виду сотрудники уголовного розыска), можно отнести их участие в процессуальном расследовании по возбужденным уголовным делам "по горячим следам", в том числе в бригадах следственно-оперативных групп (СОГ). К гласному виду деятельности оперативных подразделений необходимо относить назначение и проведение экспертиз (для целей конспирации они могут сопровождаться вымышленной легендой).

Использование в противодействии преступности негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной мерой защиты общества и государства. Как правило, подготовка и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений хорошо конспирируются (в частности, совершение преступлений против жизни человека и безопасности государства). Поэтому общество и государство осознанно идут на применение строго определенных негласных оперативно-розыскных мероприятий против общественно опасных деяний, лиц, готовящих, совершающих и совершивших преступления. В настоящее время оперативные органы, осуществляющие свою деятельность в пределах своих полномочий с помощью оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивают защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также безопасности общества и государства от преступных посягательств, взаимодействуя со многими правоохранительными и иными органами исполнительной власти. В частности, существует взаимосвязь оперативно-розыскной деятельности и предварительного следствия.

При решении общих целей и задач расследования оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность осуществляются в правовом режиме. В связи с принятием нового УПК РФ правовое поле значительно расширилось. Так, в рамках проверки сообщения о преступлении следователь вправе провести осмотр места происшествия (ст. 177 УПК РФ), освидетельствование (ст. 179), экспертизу (ст. 196). Соответствующие протоколы и постановления прилагаются к постановлению следователя о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ) или об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148). Оперативный сотрудник в рамках дела оперативного учета и/или как участник доследственной проверки, в том числе по обеспечению вышеприведенных трех процессуальных действий, может осуществить в рамках спланированного взаимодействия необходимый комплекс гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий в зависимости от реальных условий и обстоятельств конкретного факта или события, совершенного или совершаемого преступления. Для повышения эффективности оперативно-розыскных мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья человека и гражданина оперативным сотрудником, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, целесообразно взаимодействовать с прокурорами-криминалистами, особенно когда совместные усилия требуют максимального и целенаправленного использования в работе специальных знаний сведущих лиц, современных возможностей криминалистики, судебной экспертизы, криминалистических, оперативно-справочных и оперативно-розыскных учетов, научно обоснованных и апробированных на практике рекомендаций (см. Приказ Генеральной прокуратуры от 27 января 1997 г. N 4 "Об улучшении организации работы прокуроров-криминалистов"). Полученные оперативным путем данные являются серьезным основанием для принятия соответствующего процессуального решения со стороны следователя.

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Комментарий к статье 2

Часть 1 ст. 2 комментируемого Закона устанавливает, что оперативно-розыскная деятельность, проводимая уполномоченными на то органами, направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. В сущность понятия "выявление" входит процесс установления признаков преступления методами и средствами оперативно-розыскной деятельности. Иными словами, с помощью оперативно-розыскных мероприятий обеспечивается обнаружение признаков криминала и осуществляется сбор информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, а также о лицах - исполнителях вскрытого противоправного деяния.

В понятие "пресечение" входят меры оперативно-розыскной деятельности, направленные на своевременное реагирование, документирование и ликвидацию преступных проявлений с последующим приобщением данных оперативно-поискового дела к материалам уголовного дела. Оперативно-поисковое дело заводится по решению руководителя оперативного органа.

В термин "раскрытие преступления" законодателем заложено следующее:

1) обнаружение и задержание лица, готовящегося к совершению преступления либо совершившего или совершающего его. В последнем случае часто употребляется профессиональное словосочетание "взять с поличным", т.е. застать на месте совершения преступления, раскрыть преступление "по горячим следам";

2) орган дознания, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, задержав лицо, виновное в противоправном деянии, и передав его следователю, может считать, что преступление, исходя из основных его функциональных обязанностей, раскрыто.

Согласно ст. 90 УК РФ предупреждение - это одна из принудительных мер воспитательного воздействия, которая может быть назначена несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой и средней тяжести. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. Таким образом, оперативно-розыскная деятельность направлена на выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, т.е. представители оперативно-розыскной деятельности ограничивают свою задачу и ее решение наличием признаков преступного деяния и изобличением виновных в его совершении. Они обязаны сотрудничать в том или ином объеме с органами и службами, которые решают аналогичные или близкие задачи, в частности, с органами государственной исполнительной власти в лице милиции (ст. 2 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003 г.) содержит близкое анализируемой норме положение: "обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений,.. выявление и раскрытие преступлений, защита собственности") или с судебными приставами (на основании ст. ст. 12 и 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах").

В целях усовершенствования содержания нормы, заложенной в ч. 2 ст. 2 комментируемого Закона, считаем уместным рекомендовать законодателю изложить данную норму в следующем виде: "осуществление розыска известных и неизвестных лиц, скрывшихся (скрывающихся) от органов дознания, следствия и суда, а также от правоохранительных органов иных государств, на основании действующих правительственных межгосударственных соглашений и международных актов; осужденных, бежавших из учреждений исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации". Далее, в развитие положений данной нормы и редакционного улучшения понимания задач ОРД отдельной частью целесообразно выделить: "осуществление розыска без вести пропавших, признанных потерпевшими по возбужденным уголовным делам, и установление личности по трупу неизвестных граждан по возбужденным уголовным делам, а также установление неизвестной личности, которая ввиду возраста и/или травмы не может дать о себе установочных сведений и в отношении которой совершено преступление".

Комментируя ч. 2 ст. 2 в той редакции, которую определяет ей законодатель, нельзя не отметить, что в словосочетании "розыск лиц" в практике расследования по возбужденным уголовным делам имеется в виду подозреваемое или обвиняемое лицо, которое в дальнейшем будет признано виновным в совершении преступления по приговору суда. Данное обстоятельство определило и историческую практику ведения учета лиц, совершивших преступления, а также концентрации локальных данных по делам оперативного учета. Кроме того, мы рекомендуем заводить для эффективной оперативно-розыскной деятельности учет лиц, склонных к совершению преступления, что позволит своевременно обеспечить раскрытие латентных преступлений уже на стадии подготовки. При этом рекомендованный учет должен быть закреплен нормативным актом как обязательный, а не только как инициативный или локальный, находящийся у оперативного сотрудника территориального подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Законодатель в ч. 2 комментируемой статьи в перечне разыскиваемых лиц называет без вести пропавших. Однако, как мы уже отмечали, по данной категории требуется дифференцированный подход. Это связано с тем, что главная цель Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" - борьба с преступностью, а не со всеми негативными социальными явлениями вообще. Поэтому основной розыск без вести пропавших граждан, если не установлены признаки криминала, должен осуществляться другим самостоятельным органом исполнительной власти (что и имеет место в реальной практике расследования) и соответственно регламентироваться иным самостоятельным законом, в данном случае - правовым актом федерального уровня "О розыске и идентификации человека". Более того, пока не принято решение по обозначенной проблеме, во всех случаях безвестного исчезновения человека, если нет твердой уверенности в отсутствии криминала, должно возбуждаться уголовное дело по ст. 105 или ст. 126 УК РФ с оперативно-розыскным обеспечением в режиме оперативно-поискового дела. При этом оперативно-розыскные мероприятия по розыску без вести пропавших должны осуществляться не только среди живых лиц, в том числе задержанных, осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, среди лиц, находящихся в лечебных учреждениях, но и среди неопознанных трупов, обнаруженных после исчезновения человека. Специалисты считают, что подготовка проекта указанного нормативного акта для членов группы во многом связана с уяснением ряда принципиальных моментов, касающихся перспектив развития розыскной работы, ее организации. Главным при этом является вопрос о необходимости создания самостоятельной розыскной службы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений литературы в Научную библиотеку Кубгу ноябрь 2008 г

    Бюллетень
    Авторефераты диссертаций: Bibliographic Call Number: АДAuthor Number: А187Author: Авдеева, Ольга Анатольевна.Title: Сибирь в государственно-правовой системе России : автореф.
  2. П. В. Анисимов Ответственный секретарь (1)

    Научно-методический журнал
    , проф.; И. Н. Сенякин, д. ю. н., проф.; Е. А. Зайцева, д. ю. н., доцент; Г. А. Печников, д. ю. н., доцент; П. М. Филиппов, д. ю. н., проф.; Н. С. прокурова, д.
  3. А. А. Беловицкая доктор филологических наук, профессор Н. Д. Бурвикова Москва, Логос. 2003 г. 280 c. Учебные издания серии Учебник

    Учебник
    Учебное пособие «Теория текста» – новая книга видного отечественного филолога профессора Н.С. Валгиной. На основе опыта преподавания этого курса в Московском государственном университете печати и результатов многолетних исследований
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи изучения курса «Русский язык и культура речи». Структура языка и его уровни. По­лифункциональная природа языка (общие и частные функции).

Другие похожие документы..