Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Опішня. Столиця українського гончарства. Два роки не була я тут. Тож і зацікавилася передусім останніми тутешніми новинами. А вони - невтішні. З трьох...полностью>>
'Документ'
2.3. Методичні засади проведення та застосування комплексної економічної оцінки при використанні та розвитку природно-рекреаційного потенціалу терито...полностью>>
'Документ'
3 «Четыре сезона» Французский язык (младшая возрастная группа) Гран-при Никольская ООШ Комсомольского района «Белоснежка и 7 гномов» Французский язык ...полностью>>
'Рабочая программа'
Целями освоения дисциплины «Люминесценция биологических тканей» являются изучение закономерностей люминесценции биологических тканей и молекул, их со...полностью>>

Под редакцией профессора А. В. Федорова Таганрог Издательство гоувпо «Таганрогский государственный педагогический институт» 2011

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Таганрогский государственный педагогический институт»

Е.В. МУРЮКИНА

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

«МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

И МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ»:

РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ И АСПИРАНТАМИ

Допущено

редакционно-издательским советом

ГОУВПО «Таганрогский государственный педагогический институт»

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по педагогическим специальностям

Под редакцией профессора А.В. Федорова

Таганрог

Издательство ГОУВПО

«Таганрогский государственный педагогический институт»

2011

УДК 316.77:001.8

ББК 74.580.215

М91

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Таганрогского государственного педагогического института

Рецензенты:

канд. пед. наук, доц. А.А. Левицкая,

канд. пед. наук, доц. И.В. Челышева

М91

Мурюкина Е.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со студентами и аспирантами: учеб. пособие / под ред. проф. А.В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. 152 с.

ISBN 978-5-87976-706-3

В учебном пособии рассматриваются теоретические аспекты проведения внеурочных медиаобразовательных занятий на материале кинематографа в современных социокультурных и образовательных условиях. Описан опыт проведения занятий медиаклуба в Таганрогском государственном педагогическом институте.

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей.

УДК 316.77:001.8

ББК 74.580.215

*Данное учебное пособие написано при финансовой поддержке Федеральной целевой

программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) – «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» по лоту № 5. 2010-1.1-305-021 «Проведение научных

исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских

научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами»

(рук. проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров).


ISBN 978-5-87976-706-3

© Мурюкина Е.В., 2011

© Издательство ГОУВПО «Таганрогский

государственный педагогический институт», 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………….

4

1. Содержательный модуль

синтетической модели НОЦ

в области медиаобразования ………………..….

5

1.1. Синтетическая модель научно-образовательного центра

в области медиаобразования ……………………….……..

6

1.2. Культурно-образовательный компонент

как необходимый компонент

медиаобразовательной модели НОЦ …………………..…

19

1.3. Связь отечественных кинематографистов

и НОЦ «Медиаобразование и медиакомпетентность» ….

42

1.4. Характеристика прессы,

принцип подбора кинематографических изданий

в медиаобразовательной деятельности

со студентами и аспирантами в НОЦ …………………….

51

1.5. Реализация диагностического блока

образовательного модуля модели в работе

со студентами и аспирантами ……………………………..

67

2. Научно-исследовательский модуль

синтетической модели НОЦ

в области медиаобразования ………………..…..

86

2.1. Содержательный блок

научно-исследовательского модуля

синтетической модели ………………………………….....

86

2.2 Кинематограф как средство развития медиаобразования

и медиакомпетентности студентов и аспирантов …….....

96

2.3 Результативный блок

научно-исследовательского модуля

синтетической модели ………………………………..…...

117

Заключение ……………………………………………...…...

131

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………...………

133

Приложение …………………………………………...……..

147

Введение

На базе Таганрогского государственного педагогического института организован и ведет активную деятельность научно-образова-тельный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность». Его цель достаточно многоаспектна, но, по мнению А.В. Федорова, кратко может быть озвучена как развитие медиакомпетентности аудитории, отражающаяся в показателях: мотивационном, контактном, информационном, перцептивном, интерпретационном/оценочном, практико-деятельностном, креативном.

А.В. Федоров провел сравнительный анализ медиаобразовательных моделей – как в России, так и за рубежом. Изучение опыта российских медиапедагогов позволяет говорить о своеобразии медиаобразовательного опыта. Медиаобразование в России, с одной стороны, связано с культурными и педагогическими традициями и учетом особенностей национального менталитета (что проявляется в опоре на культурологическую, эстетическую, этическую теории), а с другой стороны – вбирает в себя зарубежный опыт (семиотическую теорию медиаобразования, теорию развития критического мышления и др.).

В нашем учебном пособии мы будем рассматривать работу со студентами и аспирантами в научно-образовательном центре «Медиаобразование и медиакомпетентность». Медиаобразовательная деятельность со студентами педагогических вузов направлена как на развитие ими показателей медиакомпетентности (то есть личностный аспект), так и на получения необходимых знаний и умений по организации и ведению медиаобразовательных занятий со школьной аудиторией. Во время обучения студентов в рамках специализации «Медиаобразование» преподаватели также ориентируют их на раннюю научную деятельность, что позволяет после окончания вуза способным и заинтересовавшимся проблемами медиаобразования студентам пойти учиться в аспирантуру.

Работа с аспирантами в НОЦ также ведется на высоком профессиональном уровне: их вниманию предлагаются медиаобразовательные сайты с хорошими библиотечными ресурсами, экспериментальные площадки, так как научно-образовательный центр сотрудничает со многими образовательными, досуговыми учреждениями города. Научные мероприятия медиаобразовательной тематики (семинары, конференции, встречи и т.д.) позволяют аспирантам выступать с докладами, в которых они представляют научной общественности результаты своей научной работы.

Подробнее о медиаобразовательной работе со студентами и аспирантами мы и расскажем в данном учебном пособии.

1. Содержательный модуль

синтетической модели НОЦ

в области медиаобразования

Цели. После изучения главы 1 студенческая аудитория должна:

а) знать

б) уметь

– основные термины и понятия медиаобразования,

медиакомпетентности

– оперировать основными

медиаобразовательными

понятиями

– характеристики модулей,

блоков синтетической модели медиаобразования

– анализировать основные

компоненты, блоки, подходы при изучении

медиаобразовательных

моделей, концепции,

на которых они базируются

– культурно-образовательную основу медиаобразовательной деятельности

– базировать

медиаобразовательную

деятельность на основе

культурного потенциала

города, региона, страны

– особенности развития

современного российского кинематографа и прессы

– дать характеристику прессы,

кинофильма с учетом

их педагогического

потенциала; определить

тенденции развития прессы

и кинематографа в России

Ключевые слова к главе 1

Медиаобразование,

медиакомпетентность

Образовательный,

научно-исследовательский модуль

Характеристика НОЦ

«Медиаобразование

и медиакомпетентность»

Принципы деятельности

научно-образовательного

центра

Периодические печатные издания

Творческие задания

по медиаобразованию

Кинематограф

Культурно-образовательная среда

Социально-политические

периодические издания

Детско-юношеская

самодеятельная пресса

Профессиональные

периодические издания

Литературно-художественные

издания

Гендерная пресса

Детская пресса

1.1. Синтетическая модель научно-образовательного центра

в области медиаобразования

Профессором А.В. Федоровым [Федоров, 2011, Fedorov, 2011] разработана и структурно представлена синтетическая модель научно-образовательного центра в области медиаобразования.

Он подчеркивает, что основная цель НОЦ «как правило, прописывается многоаспектно, однако в целом может быть обобщена единым тезисом – развитием медиакомпетентности аудитории. При этом под медиакомпетентностью личности мы понимаем «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2007, с. 54].

Нам представляется возможным добавить психологическое описание данных показателей. Это поможет нам определить их логическую последовательность и обнаружить имеющиеся взаимосвязи.

Итак, «мотивационный» показатель определяет потребности и мотивы взаимодействия аудитории с медиа. В своей работе мы опирались на классификацию потребностей, разработанную А. Маслоу.

Высокий мотивационный показатель развития медиакультуры аудитории подразумевает «задействование» познавательных, эстетических, этических, психологических, творческих, эмоциональных потребностей, а также потребность в самоактуализации. Безусловно, он опирается на эмоции и чувства личности, которые проявляют себя до активизации процесса, направленного на удовлетворение потребности. «Особенность чувств состоит в том, что они, совершенствуясь (степень их развития напрямую зависит от степени развития контактного показателя), образуют ряд уровней, начиная от непосредственных и заканчивая высшими чувствами (духовным ценности и идеалы)» [Немов, 2001].

Итак, высокий уровень развития мотивационного показателя по А.В. Федорову сопровождается широким диапазоном включенности мотивов взаимодействия с медиатекстами, такими как, эмоциональными, гносеологическими, гедонистическими, интеллектуальными, психологическими, творческими, этическими, эстетическими, которые подразумевают стремление:

– «к выбору разнообразного жанрового и тематического спектра медиатекстов при обязательном включении неразвлекательных жанров;

– к получению новой информации;

– к рекреации, компенсации развлечению (в умеренных дозах);

– к идентификации, сопереживанию;

– к подтверждению собственной компетентности в различных сферах жизни и медиакультуры;

– к поиску материалов для учебных, научных, исследовательских целей;

– к получению художественных впечатлений;

– сделать усилие, чтобы воспринимать, понять содержание медиатекста, отфильтровывать «шум», стремление к философскому/ интеллектуальному, этическому, эстетическому спору/диалогу с создателями медиатекста, к критике их позиции;

– научиться создавать медиатексты самому, изучая конкретные примеры творчества профессионалов» [Федоров, 2007; Fedorov, 2011].

«Информационный», «перцептивный» и «оценочный» показатели относятся к такому психологическому процессу как мышление. Р.С. Немов определяет мышление как движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, а специфическим результатом может являться понятие. Мышление подразумевает теоретическую и практическую деятельность, и предполагает включенность в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского характера [Немов, 2001]. В структуре мышления выделяются такие логические операции как: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение отражает тождественность вещей и зачастую выступает в качестве первичной формы теоретического и практического познания. Мы полагаем, что такая мыслительная единица как «сравнение» в большей мере относится к понятийному/информационному показателю медиаобразования. Очень сложно четко разграничить процессы, относящиеся к мыслительным операциям, поэтому переход между «информационным», «перцептивным» и «оценочным» показателями, с точки зрения психологии, является плавным. Возможно, понятийному/информационному и перцептивному показателям медиакомпетентности «наиболее близок» анализ, который понимается как «расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением» [Немов, 2001, c. 278]. В то время как оценочный показатель во многом связан с такой мыслительной операцией как «синтез». «Переводя» на язык медиаобразования, получаем, что на понятийном уровне на основе имеющихся знаний происходит анализ, но медиатекст еще рассматривается не как единое целое, а «компонентно». И при достаточном уровне аналитической информации, что напрямую зависит от объема используемых знаний, в работу включается такая мыслительная операция как «синтез». Таким образом (при выполнении вышеописанного условия), осуществляется переход от понятийного, перцептивного показателей к оценочному показателю развития аудитории в области медиа.

А.В. Федоров представил в своих работах характеристику уровней развития данных показателей (низкого, среднего и высокого). Но в данном учебном пособии мы хотим остановиться на основных критериях, которые характеризуется высокий уровень развития информационный и перцептивный показатели:

«– по информационному показателю медиакомпетентности: знания большинства базовых терминов, теорий медиа и медиаобразования, специфики медийного языка, условностей жанров, основных фактов истории развития медиакультуры, творчества деятелей медиакультуры, ясное понимание процесса массовой коммуникации в социокультурном контексте, медийных воздействий, типологии влияния на аудиторию в контексте реального мира, отличия эмоциональной и аргументированной реакции на медиатекст;

по перцептивному показателю медиакомпетентности: отождествление с автором медиатекста при сохранении основных компонентов «первичной» и «вторичной» идентификации (кроме наивного отождествления действительности с содержанием медиатекста): то есть способность соотнесения с авторской позицией, которая, в частности, позволяет предугадать ход событий медиатекста» [Федоров, 2007; Fedorov, 2011].

Существует несколько типов мышления:

1) Теоретическое понятийное мышление. К нашей практической части занятий данное мышление имеет косвенное отношение, так как медиакультура, как и культура вообще, имеет своей целью влиять именно на эмоциональный мир человека. Так, выдающийся психолог Л.С. Выготский в «Психологии искусства» говорил о том, что социально-эстетический продукт (текст) строится с расчетом на то, чтобы вызвать психологический эффект, произвести взрыв в эмоциональной сфере индивида, именуемый катарсисом [Выготский, 1998]. При реализации медиаобразовательной модели на практике в научно-образовательном центре как при реализации содержательного, так и научно-исследовательского блоков мы также стремимся, «не теряя» эмоциональной связи с медиатекстами, понять его, используя и знаниевую основу (которая находит отражение в информационном показателе).

2) «Теоретическое образное мышление, отличающееся от понятийного тем, что материалом, используемым человеком для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением» [Немов, 2001, с. 276]. С помощью воображения, памяти старшеклассник в ходе решения мыслительной задачи преобразует соответствующие образы так, чтобы в результате манипулирования ими найти решение интересующей его задачи.

3) Наглядно-образное мышление. Его отличительная особенность в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста и у людей, занятых практической работой» [Немов, 2001].

4) Наглядно-действенное мышление, где процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения данной задачи являются правильные действия с реальными предметами» [Немов, 2001].

Оценочный/интерпретационный показатель медиакомпетентности базируется на высоких уровнях «информационного», «мотивационного» и «перцептивного» показателей. Высокий уровень развития данного показателя, по мнению А.В. Федорова [Федоров, 2007; Fedorov, 2011] находит отражение в следующих умениях: умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления; анализ медиатекстов на основе способности к медиавосприятию, близкому к «комплексной идентификации», способность к анализу и синтезу пространственно-временной формы медиатекста, понимание, интерпретация (трактовка), предполагающая сравнение, абстрагирование, индукцию, дедукцию, синтез, критическую оценку авторской концепции в контексте структуры произведения, историческом и культурном контекстах (при этом выражается аргументированное согласие или несогласие с авторской позицией создателей медиатекста, критическая оценка моральной, эмоциональной, эстетической, социальной значимости медиатекста, умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенести это суждение на другие жанры/виды медиакультуры, связать медиатекст со своим опытом и опытом других людей и т.п.). В целом обнаруживается критическая автономия личности (вне зависимости от общественного авторитета медийного источника), ее критический анализ и понимание медиатекста основан на высоких уровнях «информационного», «мотивационного» и «перцептивного» показателей.

Итак, задействуя все виды мышления, мы, в своей медиаобразовательной работе со студентами и аспирантами опираемся, преимущественно, на теоретическое понятийное и образное мышление. При этом нами учитываются:

а) вывод психологов о том, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное;

б) возрастные особенности личности студента, аспиранта, проявляющиеся в развитом абстрактно-логическом мышлении, умение теоретизировать на отвлеченные темы, аргументируя свою точку зрения, создание абстрактных теорий, что характеризуется соответствующими потребностями;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приложение 1 общие сведения о выполнении научно-исследовательских работ филиал ргсу в Г. Воронеже

    Документ
    Административно-правовое регулирование деятельности государственных (муниципальных) служащих и прокурорский надзор за исполнением законодательных предписаний

Другие похожие документы..