Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Методичні вказівки до виконання курсової роботи по дисципліні " Дискретна математика" на тему: "Доказ логічного слідування і алгоритмі...полностью>>
'Конспект'
1. Менеджмент. Дайджест основных разделов и тем для студентов всех специальностей и форм обучения. /Под. ред. д.э.н., проф. А.К.Казанцева. СПб.: СпбГИ...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская медицинская академия...полностью>>

Программа дисциплины социально-культурные традиции изучаемой страны (китай) для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра Автор профессор, доктор исторически наук Маслов Алексей Александрович

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Отделение востоковедения

Программа дисциплины

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ИЗУЧАЕМОЙ СТРАНЫ (КИТАЙ)

для направления/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра

Автор профессор, доктор исторически наук Маслов Алексей Александрович

E-mail: amaslov@hse.ru

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

Пояснительная записка

Курс «Социально-культурные традиции изучаемой страны (Китай)» представляет собой базовый курс для студентов, обучающихся по специальности «Востоковедение, африканистика», специализирующихся по Китаю и нацеленный на привитие основных навыков, понятий и знаний об истории, социальных, культурных и духовных традиций Китае. Курс предназначен для студентов, которые только начали свое знакомство с Китаем, и не требует предварительной углубленной страноведческой подготовки. Вместе с этим курс подразумевает базовое знание студентами китайского языка и чтение простейших текстов на китайском языке.

В целом курс изучает важнейшие культурно-исторические паттерны Китая в динамике их развития. Особое внимание уделяется как общекультурным, так и региональным традициям, местным обычаям, формам межкультурной коммуникации, социальной динамике китайского общества. Курс не концентрируется на каком-то отдельном историческом отрезке, но показывает, какие традиции укоренились в обществе, какие находятся в трансформации и какие исчезли окончательно.

В целом курс рассматривает:

- этно-лингвистический и социальный состав Китая, изменения в этнической и социальной динамике

- бытовые и деловые традиции, традиции жизненного цикла;

ключевые предания, архаические верования и мифологические структуры китайского общества

- важнейшие аксиологические категории и ценности населения Китая;

- традиции делового, внутрисемейного, дружеского, межэтнического общения;

- самоидентичность, отношение к различным представителям иных культур;

- ключевые понятия в компаративном подходе: «культура», «цивилизация»;

- важнейшие ценности истории, типаж исторического героя;

- важнейшие культурные парадигмы и модели, («культура-варварство», «благородный муж – маленький человек»)

- традиции архитектуры, ландшафтного и интерьерного дизайна, паркового искусства, взаимодействия человеческого и природного начал.

- бытовые и повседневные традиции, в том числе пища, жилище, костюм, формы коммуникаций, возрастные и половые правила и т.д.континуальность и дисконтинуальность различных явлений культурно-исторического развития:

-

Трудоемкость курса

Всего часов

108

Лекций

50

Семинарских занятий

30

Самостоятельных занятий

58

Тематический план учебной дисциплины

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

108

Лекции

30

Сем. и практ. занятия

20

58

1

Историческое наследие и самоидентичность

2

2

Этнолингвистический состав населения

2

3

Этнопсихологические особенности населения Китая в Китае

2

4

Системы родства и клановая солидарность

2

5

Власть и государственное устройство Китая

2

6

Конфуцианство и традиционные ценности китайского общества

2

2

7

Религиозный синкретизм в Китае

2

8.

Народные верования

2

9

Китайская мифология

2

10

Ритуалы жизненного цикла в Китае

2

11

Традиционный китайский календарь

2

12

Китайские народные праздники

2

13

Традиционный быт и жилище

2

14

Китайский костюм и цветовая символика

2

15

Китайское парковое искусство, ландшафтная и городская архитектура

2

16

Дворцовая и монастырская архитектура

2

17

Китайская интеллектуальная культура и каллиграфия

2

2

18

Китайская живопись и прикладное искусство

2

19

Литературная традиция Китая

2

2

20

Китайская музыкальная культура

2

21

Традиции и практика делового общения в Китае

2

2

Итого:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Базовый учебники

  1. Маслов А.А. Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения М: Рипол Классик,2010, 288 с.

  2. М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Софронов. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М: Главная редакция восточной литературы издательства 'Наука'";1987; 312 с.

  3. М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Софронов. Этническая история китайцев в XIX-начале XX веков. М: "Восточная литература";1993; 411с.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Формы контроля:

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения, посещение) – 30%

Письменная аудиторная контрольная работа в качестве промежуточной аттестации (30 мин.) - 20

Аудиторный опрос – 10%

Домашнее эссе (3-4 тыс. слов) - 20%

Письменный экзамен (60 мин.) – 20%

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Содержание программы

  1. Историческое наследие и самоидентичность

Самоидентичность населения Китая

Династийный принцип осмысления истории. Понятие «девять областей» (цзю чжоу). Парадигма «мы-они». «Культура» и «варварство» в сознании китайцев. Понятие «центра» в китайской культуре. Китай и азиатское окружение.

Формирование границ Китая. Расселение китайцев по Восточной и Юго-восточной Азии. Китайские диаспоры в мире, их роль и взаимодействие местным обществом.

Коррелятивное сознание. Понятие «высокой древности». История как прецедент и мерило истинности поступков.

Отношение к иностранцам, «ближним» и «дальним» варварам. Западные ценности в китайском мире. Китайский национализм как ответ на внешние вызовы. Политическая философия XIX-ХХ в. Сунятсенизм. Идеи Мао Цзэдуна. «Социализм с китайской спецификой»

  1. Этнолингвистический состав населения

Китай как страна и как переживание единства. Население Китая, основные этнические группы. Складывание этноса Хань. Парадокс народность «хань» как многоэтнического единства. Религия как этноразличительный фактор (хуэй-цзу).

Этнические меньшинства Китая и их особенности. Быт и традиции малых народностей юга Китая (ба-цзу, и-цзу, наси). Государственная политика по отношению к малым народностям в императорском и современном Китае

Группа хакка, ее историческое развитие и расселение по миру.

Основные языки и диалекты Китая. Понятия «гохуа», «чжунвэнь», «хуаюй». «ханьюй». Северный язык, «гоюй». Путунхуа. Языки «у юй», гуандунский язык «юэ юй». «Сян юй» в Хунани. «Минфан янь» в Фуцзяни

Влияние мультиэтничности на культуру Китая. Дисперсность понятия «китайская культура».

  1. Системы родства и клановая солидарность в Китае

Род и клан в традиционном Китае. Системы наследования. Матрилокальные и патрилокальные кланы. Система имен. Региональная дифференциация в системах родства. Внутрисемейные отношения .Клан и деревенское сообщество.

Клановая солидарность в современном Китае. Построение деловых отношений на основе кланового и земляческого принципа. Организация бизнеса и политической власти в современном Китае на основе клановых связей. Родственные и квазиродственные общества

  1. Этнопсихологические особенности населения Китая

Факторы, влияющие на формирование этнических стереотипов поведения и мышления китайцев. Внешний и внутренний локусы контроля. Осознание «Эго», «группы», «общества». Особенности группориентированного сознания. Важность психологического гомеостаза в китайском обществе. Вербальные и невербальные формы коммуникаций в китайском обществе.

Понятие «лица»: потеря лица, приобретение лица и т.д.

Меритократия и социальная иерархия в китайском обществе.

Учет этнопсихологических факторов при межкультурных и деловых коммуникациях в Китае.

  1. Власть и государственное устройство Китая

Политическая культура Китая. Сакральный характер власти. Абсолютизация роли правителя. Правитель как медиум, «хранитель амбаров», «небесный администратор»

Стратификация китайского общества

Центр и периферия, формы их взаимодействия. Имперско-элитарный и народно-локальный уровень китайского общества, их взаимодействие и взаимоизбегание. Локальное лидерство. Иерархия и кланы. Тайные общества

Система управления традиционным и современным Китаем. Государственное устройство и его трансформация. Деревня, волость, уезд, провинция

Система воспитания чиновников. Экзамены и воспитание интеллектуальной элиты

  1. Конфуцианство и ценности китайского общества

Конфуций и его проповедь. «Исправление имен». Споры о сути человеческой природе, Мэн-цзы, Сунь-цзы. Создание этико-политической системы конфуцианства в эпоху Сун. Основные понятия конфуцианского учения: долг, ритуал, забота о младших уважение к старшим. Стремление к «высокой древности».

Культ знаний. Взаимоотношение между старшими и младшими поколениями в китайском обществе. «Конфуцианские бизнесмены». Влияние конфуцианских идей на систему современного образования.

«конфуцианский культурный регион» в Азии. Конфуцианская риторик в политике КНР.

  1. Религиозный синкретизм в Китае

Даосизм и учение о естественности и простоте жизни. Идеи бессмертия и долголетия. Различные концепции пути-Дао, мистико-религиозный и народный уровни реализации даосизма. Даосские «науки»: врачевание, гадание, фэншуй.

Буддийская культура в Китае. Чань-буддизм и чаньские «искусства»: медитация, поэзия, чайная церемония, формы живописи, архитектура.

Даосско-буддийский комплекс в традиционном и современном Китае. Неоконфуцианство.

  1. Народные верования

Формы народных верований. Регионализм верований. Культ местных божеств. Гуаньюй, Цайшэн и др.

Дериваты институционализированных учений: богиня Гуанъин, Восемь даосских бессмертных.

Культ предков. Устройство традиционного алтаря.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 8. Перечень приложений к образовательному стандарту (1)

    Документ
    разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «бакалавриат», утверждённого приказом с учётом требований федерального государственного

Другие похожие документы..