Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
«Влияние спиртов на организм человека» - тема нашего урока, целью которого является установление связи строения этилового спирта с его физическими, х...полностью>>
'Документ'
Відповідно до Конституції України та законів України „Про освіту”, „Про професійно-технічну освіту”, "Про основи соціальної захищеності інваліді...полностью>>
'Документ'
Нервно- психические нарушения у детей, обозначаемые для краткости как нервные нарушения, или нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлени...полностью>>
'Документ'
Слово «Естествознание» представляет собой сочетание двух слов – «естество» (природа) и «знание». Оно может быть заменено синонимом «природоведение» (...полностью>>

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей (2)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

     

К о р р е к ц и я

Методические рекомендации

для педагогов, специалистов

образовательных учреждений, родителей

«Использование

здоровьесберегающих технологий

в работе педагога

в условиях интегрированного обучения»

г.о. Новокуйбышевск, 2008 год

Уважаемые педагоги и родители!

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, в которых освещены современные подходы к охране здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. В них рассматриваются вопросы профилактики, коррекции нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата у детей, пути оптимизации двигательного режима учащихся и воспитанников в ОУ. Один из разделов пособия содержит рекомендации для родителей по вопросу организации режима дня, профилактике возникновения нарушений зрения и двигательной сферы у детей. В приложении представлены примеры планирования оздоровительной работы специалистов ДОУ, гигиенические требования к оборудованию помещений и освещению, методы диагностики, профилактики и коррекции нарушений зрения, осанки, плоскостопия у детей. Широко представлены комплексы гимнастики, массажа, примеры упражнений, используемых педагогами на динамических паузах в структуре уроков (занятий) с детьми.

Надеемся, что данная информация будет востребована вами при планировании и реализации коррекционной работы с воспитанниками и учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

СОДЕРЖАНИЕ

1. Роль здоровьесберегающих технологий в работе педагога в

условиях интегрированного обучения с. 3

2. Профилактика и коррекция нарушений двигательной сферы у детей с. 11

3. Оптимизация двигательного режима детей дошкольного возраста в ДОУ с. 21

4. Охрана зрения детей в условиях образовательного учреждения с. 28

5. Роль семьи в охране здоровья детей с. 32

ПРИЛОЖЕНИЯ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Планирование совместной деятельности педагогов и

специалистов ДОУ в рамках физкультурно-оздоровительной работы с. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перспективный план занятий познавательно-

физкультурного цикла "Познай себя" для детей старшей группы ДОУ с. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Гигиенические требования к оборудованию помещений

в ДОУ с. 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Гигиена освещения с. 52

Приложение 5. Диагностика нарушений осанки и плоскостопия у детей с. 55

Приложение 6. Упражнения для выработки навыка правильной осанки с. 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Игровые упражнения для укрепления мышц спины с. 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна с. 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Методика массажа и гимнастики для ног с. 69

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Рекомендации по выбору обуви для детей с. 77

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.Физкультурные минутки на уроках в начальной школе с. 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Упражнения на снятие общего и локального утомления с. 84

ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Парадоксальная дыхательная гимнастика

А.Н. Стрельниковой с. 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Тесты для самостоятельной проверки зрения с. 98

ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Упражнения для профилактики зрительного утомления с. 100

ПРИЛОЖЕНИЕ 16. Подвижные игры для детей с нарушением зрения>>>><,

направленные на коррекцию осанки с. 105

ПРИЛОЖЕНИЕ 17. Береги зрение! Памятка для учащихся, родителей,

педагогов с. 110

>

Роль здоровьесберегающих технологий

в работе педагога в условиях интегрированного обучения

Слова Сократа «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших, требующих решения, – это проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Она без всяких натяжек и преувеличений может быть названа проблемой №1 как по актуальности сегодня, так и по стратегическому значению для развития образования в России на обозримое будущее.
Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всего общества.

Начинаясь в семье и продолжаясь далее в образовательных учреждениях, проходит процесс усвоения ребенком норм и правил взаимодействия с окружающей средой, управления своими потребностями, осознания индивидуальности.

Неблагополучные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются ухудшением здоровья подрастающего поколения. Решение вопроса о здоровье учащихся имеет важное значение для достижения оптимального здорового общества: они - родители поколения ближайшего будущего.

На протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что уровень заболеваемости дошкольников увеличился более чем в два раза. Согласно данным, приведенным И. Н. Корневой [9], по комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев к учебе в школе не готовы до 20% детей шестилетнего возраста; у 40-50% таких детей выявляются функциональные отклонения, у 36% проявляется функциональная неполноценность кардиореспираторной системы. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки, зрения.

Изменения условий образования детей школьного возраста сказываются на состоя­нии здоровья, функциональных, психических и физических возможнос­тях учащихся.< Школьники значительное время проводят за письменным столом, компьютером, не соблюдая гигиенических требований по профилактике возникновения зрительных и двигательных нарушений. У современных де­тей совершенно не остаётся времени на развлечения, занятия спортом; наблюдается тенденция к снижению двигательной активности детей. По данным Министерства Здравоохранения РФ (1998), 75% школьни­ков страдают гиподинамией. В школах «нового вида» (гимназии, лицеи, частные и пр. школы) здоровых учащихся всего 2,3%, в массовых -10,1%. По данным медицинских осмотров регистрируется значительное число отклонений со стороны зрительной, нервной костно-мышечной и др. систем организма школьников. Конечно, и врачи, и педагоги озабочены таким положением дел и пытаются направить ситуацию в лучшую сторону. Ведь в период обучения в школе определяется дальнейший жизненный путь школьника, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Понятие здоровьесберегающей технологии

Понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного.

В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования определение здоровья можно представить следующим образом: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Соловьева Н.И. определяет здоровьесберегающую образовательную технологию как функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающую сохранение и укрепление их здоровья.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся определяются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а учителя (преподавателя) - психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.

В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

1.Информационная - отвечает на вопрос: что? Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

2. Инструментальная - отвечает на вопрос: чем? К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

3. Социальная (кадры) - кто? Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

  1. Финансовая - отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств? Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

  2. Нормативно-правовое обеспечение - использование государственных нормативных актов (федерального, регионального и муниципального уровней, собственных средств). Ведение делопроизводства по данному направлению.

Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:

1. Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.

2.Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе: физкультурно-спортивной активности; обоснованного соответствия учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями ее усвоения; переведения традиционной, в основном информативно-объемной системы образования в технологию обучающей интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний, что позволит учащимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка, к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка; создания интегративных дисциплин и учебно-методического их обеспечения.

  1. Реализация научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.

  2. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.

  3. Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.

  4. Осуществление структурного преобразования в плане создания в учебном заведении иерархической системы управления и мониторинга здоровьесохраняющих технологий в образовании.

  5. Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся как
    в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.

  1. Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии; агитации и пропаганды; объединения усилий всех систем и подразделений учебных заведений медицины и физической культуры.

  2. Обеспечение программного и учебно-методического оснащения по проблемам здоровьесберегающей системы образования и формирования культуры здорового образа жизни учащихся.

  1. Развертывание опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий.

  2. Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.

  3. Создание совершенной системы оздоровления учащихся в условиях летних лагерей.

  4. Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.

  5. Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.

  1. Открытие в общеобразовательных учебных заведениях кафедр физической культуры и консультативно-оздоровительных центров здорового образа жизни для учащихся, родителей и учителей.

  2. Введение в учебный процесс (обязательного) гуманитарного курса «Основы здорового образа жизни».

Основные направления организации здоровьесберегающей среды в ОУ

Концепция модернизации российского образования предполагает оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки общего образования;
б) использования эффективных методов обучения;
в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Перечислим основные направления, по которым может вестись работа для организации здоровьесберегающей среды в школе. Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательного учреждения является формирование у учащихся активной жизненной позиции, желания вести здоровый образ жизни, относится к своему здоровью как к главной ценности.

Весь коллектив школы должен постоянно работать над созданием оптимальных санитарно-гигиенических условий в школе: соблюдение теплового режима, поддержание чистоты, соблюдение нормативов освещенности, соблюдение гигиенических норм и правил учащимися, организация питания.

Вызывает тревогу несоответствие классной мебели, требованиям СанПИНа по ростовым группам. Для решения этой проблемы и в целях формирования правильной осанки необходимо проводить на уроках физкультминутки, рассаживать учащихся в классе в соответствии с рекомендациями медиков.

В школе также необходима работа по формированию социально-психологического климата в школьном коллективе путем создания ситуации защищенности учащихся, здоровой состязательности, сотрудничества, построения оптимальных, целесообразных отношений: учитель-ученик.

Дискуссионным остается вопрос перегрузки учащихся. По мнению некоторых специалистов, перегрузка школьников учебным материалом колеблется от трехкратного превышения возможностей детей по иностранному языку, до двадцатикратного – по математике. Рабочий день школьников зачастую превышает 12 часов. Чтобы решить этот вопрос, нужно регулярно контролировать нормы домашнего задания.

Изменяются подходы к физическому воспитанию школьников: идет увеличение количества уроков физкультуры во всех классах до 3-х часов в неделю, динамичности уроков, нацеленной на конкретные результаты физического развития каждого учащегося, появляется положительная мотивация учащихся к повышению своей физической культуры.

В школах создаются валеологические службы, которые занимаются пропагандой ЗОЖ, формированием понимания физиологии здоровья, обучением способам оздоровления организма, раскрытием значения взаимодействия человека с окружающей средой как фактора, влияющего в значительной мере на здоровье. Активно привлекаются родители к совместной деятельности через школьные и классные тематические конференции, к участию в подготовке и проведении общешкольных соревнований и оздоровительных мероприятий.

Особое значение имеет тесная взаимосвязь с учреждениями здравоохранения. Ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся, результаты анализируются и доводятся до сведения родителей. Проводится диагностика состояния здоровья учащихся и ведется профессиональный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в школе, в столовой. Традиционно проводятся занятия по профилактике инфекционных заболеваний, по обучению оказания первой медицинской помощи.

Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, функциональной напряженности детей, возрастает роль двигательной активности учащихся и воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья, то внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс их обучения и воспитания особенно важно. Исследователи отмечают, что только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. По общероссийским данным, на сегодняшний день у каждого третьего ребенка отмечаются нарушения осанки, 80—85% школьников имеют ортопедическую патологию, в частности плоскостопие. Около 10% будущих первоклассников имеют нарушение зрения, а среди выпускников школ в среднем 25-30% страдающих близорукостью.

Кроме того, нередко дети с ОВЗ имеют сложную структуру дефекта, в которой нарушение двигательных или психических функций сочетается с недостаточностью в функционировании нервной системы, а также с общей соматической ослабленностью и низкой работоспособностью. Таким образом, уже в начале школьного обучения значительная доля детей имеет некие отклонения в работе основных органов и систем организма, которые при отсутствии профилактических мер могут со временем усугубляться и значительно затруднять образовательный процесс.

Современная практика работы с детьми требует от педагога, специалиста широкого профиля знаний, знаний технологий воспитания и обучения как нормально развивающихся детей, так и детей с проблемами в развитии.

><Наличие ><широкой ><распространенности ><><наруше­><ний зрения, осанки, плоскостопия ><среди ><детского ><контингента ><обусловливает ><необходи­><мость ><повышения ><уровня ><компетентности ><педагогов ><обще­><образовательных ><учреждений ><общего ><назначения ><по ><вопро­><сам ><развития ><и ><охраны ><зрения, а также профилактики возникновения или усугубления патологии со стороны костно-мышечной системы у обучающихся и воспитанников.

В этой связи актуальной выступает задача подготовки субъектов образовательного процесса не только к созданию условий для здоровьесбережения детей и подростков, но и к оптимальному осуществлению просветительской деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к жизненно необходимым знаниям о здоровье и здоровом образе жизни; формирование у них саморефлексии, позитивного мышления, воспитание культуры здоровья в соответствии с условиями и требованиями современной социальной, политической и культурной среды.

Профилактика и коррекция нарушений

двигательной сферы у детей

Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. В последнее время увеличилось количество дошкольников, имеющих нарушения опорно-дви­гательного аппарата. К наиболее часто встречающимся нарушениям ОДА у детей относятся: искривление по­звоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы), чрезмерные отклонения по­звоночника в грудном отделе (кифозы) и поясничном (лордозы); плос­костопие и врож­денная косола­пость; асимметрич­ное положение плеч и др.

Сегодня мы все чаще слышим слово «гиподинамия», что означает «не­достаток движения». Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, которая звучит угрожающе: «Нарушение функций организма (опор­но-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». За этим поня­тием скрываются мышечная недоста­точность, нарушения осанки, сколиозы, масса функциональных нарушений со стороны важнейших органов и систем.

Не секрет, что в детском саду, в школе и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.). В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии), которое, по данным специальных исследований В.Ф. Базарного, в десятки раз превышает их физиологические потребности. Последнее особенно тяжело переносится мальчиками. Ограничение двигательной активности ребенка увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызы­вает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной муску­латуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку воз­растного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносли­вости, гибкости и силы.

Кроме того, вынужденная гипокинезия обусловливает состояние перманентного стресса, а затем и дистресса, созданного эмоциональным перенапряжением в условиях нефизиологичной двигательной депривации. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоционального перенапряжения на психосоматический и психоневрологический уровень реагирования, с чем, по-видимому, может быть связано увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.

Поэтому предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения является одной из важнейших задач дошкольных учреждений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей (1)

    Методические рекомендации
    Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, в которых освещены основные виды нарушений слуха и причины, которые их вызывают. В них рассматриваются вопросы ранней диагностики, а также особенностей развития познавательной
  2. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей (6)

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию об использовании развивающих игр и игрушек в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
  3. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей (3)

    Методические рекомендации
    Коррекция основных компонентов языковой системы у детей с нарушениями речи: Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей – г.
  4. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей (4)

    Методические рекомендации
    Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, в которых освещены современные подходы к диагностике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей (5)

    Методические рекомендации
    Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, в которых освещен нейропсихологический подход к организации обучения детей дошкольного и школьного возрастов с ограниченными возможностями здоровья.

Другие похожие документы..