Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. мировое значение и национальное своеобразие литры 19 века. Мировое значение понятие трудное. Включает в себя много аспектов. Прежде всего мир знач...полностью>>
'Бюллетень'
Белорусским университетом разработаны и запатентованы два способа повышения чувствительности индукционных преобразователей. Предложены и опробованы ме...полностью>>
'Документ'
Собственность по признанию многих ученых "является центральной категорией права гражданского"1. Понятие собственности в законодательстве Ро...полностью>>
'Анализ'
Цели: расширять знания о средствах передвижения; развивать умение правильно ориентироваться в дорожных ситуациях; воспитывать внимание, умение быстро...полностью>>

Программа спецкурса «Писатели земли Енисейской». «Язык произведений В. П. Астафьева»

Главная > Программа спецкурса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение.

1. Программа спецкурса «Писатели земли Енисейской».

2. «Язык произведений В.П. Астафьева». (Анализ рассказа «Мальчик в белой рубашке»). Желонкина Юля. 7 класс. 2008 год.

3. «Большая дружба больших писателей» (В.П. Астафьев и А.М. Бондаренко). Аникьева Полина, Куликова Анна. 6 класс. 2011год.

Программа спецкурса «Писатели земли Енисейской».

(региональный компонент)

Пояснительная записка.

Краеведение – один из важных компонентов учебно-воспитательного процесса.

Малая родина, ее история, природа, ее люди в наше время, когда разрушены все прежние идеалы, как никогда важны для духовного развития, особенно для подросткового возраста, когда формируется характер ученика, его нравственные взгляды. И в этом случае произведения В.П.Астафьева, А.М.Бондаренко, подобранные с учетом возрастных особенностей учащихся 7-8 классов, играют неоценимую роль, как в воспитательном, так и в образовательном процессе. Кроме того, предложенные для изучения произведения представляют большие возможности в изучении языка, выразительных средств произведения.

Содержание курса.

  • Основные сведения о жизни и творчестве писателей;

  • Чтение и обсуждение материалов периодической печати;

  • Обзор, чтение, анализ произведений;

  • Знакомство с видеоматериалами;

  • Посещение библиотек, музеев, встречи с писателями.

Структура.

Программа построена с учетом принципов системности, доступности, преемственности. Материал составлен с учетом возрастных особенностей учащихся. Работа над текстом, над развитием речи предусмотрена на всех этапах обучения.

Программа курса рассчитана на 2 года:

32 часа (16 часов в 7 классе, 16 – в 8 классе).

7класс – творчество В.П.Астафьева.

8класс – произведения А.М.Бондаренко, стихи местных поэтов.

Основные направления работы.

  • Организация работы по расширению кругозора учащихся.

  • Развитие навыков и умений самостоятельной работы учащихся с текстом.

  • Формирование нравственных качеств, чувства патриотизма (любовь к родным местам, гордость за своих земляков).

  • Формирование умения анализировать текст, находить изобразительные средства.

  • Обогащение словарного запаса (диалектные, просторечные слова).

Развитие логически связной речи учащихся, мышления, памяти, вдумчивого чтения.

7класс.

Творчество В.П. Астафьева.

1. Введение (1 час).

Писатели края: писательская организация. Дом писателя, правление писательской организации, имена писателей.

Творческое объединение «Истоки» (г. Енисейск); литературные гостиные, истоковцы в местной печати (газеты «Глаголъ», «Дебют»),»Енисейская правда», «Енисейск-плюс».

Печатные издания учащихся, сборники стихов, материалы в газете «Дебют».

2. Слово о писателе-земляке (2 часа).

    • Литературные встречи в провинции (о пребывании В.П.Астафьева в г. Енисейске). По материалам местной печати.

    • «Солнце над Овсянкой» (из воспоминаний о писателе).

    • «Баллада о мастере» (писатель Бондаренко в благодарность об учителе и наставнике В.В.Астафьеве):

«Встреча и знакомство в Енисейске с великим русским писателем В.П.Астафьевым не то, что перевернула мою творческую жизнь, ошеломила и понесла меня по неизведанному и трудному пути…»

  • «В память о великом земляке» (По материалам газеты «Красноярский рабочий»):

- «В Овсянке продолжается строительство мемориального комплекса».

- «Овсянка к юбилею готова».

- «К 80-летию В.П.Астафьева».

3. Биографические сведения о писателе (2часа).

  • Воспоминания В.П.Астафьева о жизни:

- «Память, моя память, что ты делаешь со мной…» («Ода русскому огороду»).

- «Тот, кто живет в обнимку с природой, добрее душой и лучше!» (из предисловия к книге «Последний поклон»).

- «Расскажу о себе сам…» (из автобиографии писателя).

4. По страницам знакомых произведений (2 часа).

«Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой».

«Стрижонок Скрип», «Капалуха», «Запах сена», «Гуси в полынье», «Белогрудка» (обзор произведений):

«Все пережитое – неизбывная тоска по погибшей матери и любовь к матери-земле, на которой взрастал писатель, с избытком выплеснуто на страницы произведений».

- Автобиографичность рассказов.

- Своеобразие в русской литературе темы детства.

- Огромный мир человеческих отношений, природы и взаимосвязи человека и природы

5. Астафьевские герои (4 часа).

  • Рассказ «Мальчик в белой рубашке»:

- Трудности жизни довоенной деревни.

- Особенности детской души – «неприютной детской души».

- Трагедия матери, потерявшей ребенка.

- Чтение и анализ произведения. Особенности языка рассказа. Мастерство писателя-стилиста (сибирский говор, диалекты, просторечия).

  • Рассказ «Ангел-хранитель»:

- Осмысление судеб разных поколений в переломный период истории.

- Авторское понимание счастья.

- Бабушка в судьбе героя-рассказчика.

Чтение и анализ произведения. Портретная характеристика главных героев. Психологический мир рассказа.

6. Тема войны в творчестве В.П.Астафьева (5 час).

«Для поколения Астафьева характерно было то, что этому

5

поколению пришлось пережить два потрясения: потрясение войной в тылу и потрясение войной на войне».

  • Война в судьбе писателя.

  • Рассказ «Где-то гремит война»:

- История духовного формирования подростка. Внутренний мир героя.

- Глубокое проникновение автора в трагические события войны. Анализ ключевых эпизодов рассказа.

- Осознание ответственности перед людьми за свои поступки. Перемены, происшедшие в герое. Работа с текстом.

- Мужество и стойкость женщины в годину испытаний. Литературный портрет героини. Конфликт рассказа.

«Суть конфликта та же, что и суть того исторического конфликта и соотношения сторон, которое создалось там, где гремит война».

7. Итоговое занятие.

Видеофильм о писателе Астафьеве.

Сочинение-размышление о писателе.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

«Сибирская» проза В.П. Астафьева

(Лексико-стилистический анализ рассказа «Мальчик в белой рубашке»)

Выполнила: Желонкина Юля, ученица 7 класса

Руководитель:

Ермолаева В.А.

учитель русского

языка и литературы

2008 год

План

1. Вступление.

В.П.Астафьев – замечательный рассказчик.

2. Короткий, но пронзительный как вскрик.

Лингвистический анализ рассказа «Мальчик в белой рубашке».

а). Лексические особенности произведения.

б). Слова, «вызывающие интерес».

3. Заключение.

Мастерство Астафьева – стилиста.

Цель: проанализировав языковые особенности рассказа «Мальчик в белой рубашке», выяснить роль лексики в произведении.

Писатель Виктор Петрович Астафьев из тех, кто, по тютчевскому определению, «поздно вышел». Его первые литературные публикации никоим образом не свидетельствовали о рождении большого прозаика.

Виктор Петрович – замечательный рассказчик. И как рассказчик он неистощим, он не щадит ни слушателей, ни самого себя, в его памяти роются буквально сотни невыдуманных историй, событий, человеческих лиц, голосов, словечек… Какая-то «Тысяча и одна ночь», но только своя, на русский лад.

Один из критиков Михаил Лобанов так сказал о своём первом впечатлении от прозы Астафьева: «Кажется, что так может писать человек из первого поколения, только что «научившийся литературе», письменному слову, через которое высказывается не только он сам, но и его предки с накопленной зоркостью наблюдений, «силушкой нерастраченной» слова и образа».

Виктор Петрович Астафьев, родившийся и выросший в Сибири, среди простых деревенских жителей, воспитанный бабушкой – простой крестьянкой, действительно, был большим знатоком простой разговорной речи, сибирского говора. В этом мы убедились, прочитав на уроках «Литература края» в 7 классе его рассказы, среди которых был и рассказ «Мальчик в белой рубашке». Рассказ этот просто за душу берёт, он никого не оставляет равнодушным. В нём такой глубокий смысл: два братца приводят с собой из деревни на заимку, где их мать жнёт рожь, третьего, только что научившегося ходить. Пока старшие, сморённые жарой, спят на дороге, Петенька отправляется на розыски матери. И – пропадёт навсегда… В конце рассказа автор пишет:

«Но где же, в каких лесах, в каких неведомых пространствах беспризорно бродит неприютная детская душа?..»

Только человек огромной души мог так написать:

«Тридцать лет минуло, но всё слышит мать ночами лёгкие босые шаги,.. зовёт и не может дозваться маленького сына Петеньку. И сон её кончается всегда одинаково: ввысь, по горной дороге, меж замерших хлебов, осиянный солнечным светом, уходит и уходит от неё мальчик в белой рубахе...».

Рассказ этот короткий, но пронзительный, как вскрик. Он так много вместил в себя! И каждое предложение, каждое слово просто врезаются в память и невозможно их забыть.

В данной работе мне хотелось бы остановиться не столько на нравственной стороне произведения, сколько на его языковых особенностях.

Итак, обратимся к слову, к лексическим особенностям рассказа.

Читая рассказ, нельзя не заметить, какую любовь вкладывает писатель, описывая своих маленьких героев, какая добрая ирония звучит при этом:

«Вот эта-то компания…решила податься на пашню. У мужчин такого возраста колебаний, как известно, не бывает».

А как ласково называет своих героев автор, сколько определений он им подобрал: «Санька, Ванюха, Петенька, деревенские дети, мальчишки, ребятишки…». Такая задушевность звучит во всех этих авторских определениях: «смекалистые парнишки, сыновья-разбойники».

Ещё с большей любовью, пожалуй, Виктор Петрович описывает детей, когда их издали увидела мать:

«Старшенького Мухой кличут – лёгкий он, жужжливый, непоседливый. А Ванюха воловат, добр, песни петь любит… Быком его дразнят. У младшенького нет пока ни характера, ни прозвища. У него ещё и хрящик-то не везде окостенился».

Словами матери Виктор Петрович словно даёт характеристику своим героям – точную, ёмкую и такую добрую: тут и прозвища, которыми мать наградила своих сыновей – «Муха», «Бык», тут и приметы характера: один – «лёгкий, жужливый, непоседливый», а другой – «воловат, добр». А третий сын настолько ещё мал, что и прозвища - то ему не дали.

И тут писателю словно на помощь приходят даже морфемы – уменьшительно-ласкательные суффиксы! И вот мы уже читаем:

«Ножонками чапают… Молочка хочет… Рубашонки застёгивала…Узелок свой разобрала… Шанежку разломила, по кусочку ребятам сунула, в потные ладошки сыпанула…».

Какие нежные слова смог подобрать писатель. Дальнейшие наблюдения, проведённые над языком рассказа, конкретно над его словом позволили сделать некоторые выводы и обобщения. Во-первых, в произведении более 30 слов, вызывающих безусловный интерес. Их можно разбить на три группы:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Заимка

Седловина

Вешневодье

Чапыжник

Пустельга

Шкалик

Водомоина

Суслоны

Улус

Кринка

С остистым (колосом)

Мосластые (телята)

Кудлатая (голова)

Жужжливый

Воловат

Картовная

Раззявленными

Сызмальства

Сморенно

Вызорились

Блажили

Пурхалась

Страдовала

Набузовался

Плюхнулся

Волохаются

Чапают

Мусолить

Охлопали

Во-вторых, одни из этих слов нам более менее понятны, о их значении мы можем догадаться, например, «кудлатая» лохматая, «мосластые» худые, «картовная» – картофельная, «плюхнулся» – упал, «мусолить» пачкать слюной и другие. Это в основном прилагательные и глаголы.

А вот почти со всеми существительными пришлось «разбираться не все из них оказались знакомы, пришлось прибегнуть и к Толковому словарю, и к словарю Даля. Только тогда мы поняли, что «заимка» это участок земли вдали пахотных земель, «чапыжник» это частый кустарник, «пустельга» хищная птица, «шкалик» мера водки (1/200 ведра), «суслоны» снопы.

И это в одном лишь коротеньком рассказике столько замечательных слов, которые так хорошо знал писатель и умело употреблял их.

В-третьих, среди заинтересовавших нас слов есть

- диалектные слова,

- просторечные и слова,

- привнесённые самим автором.

Если вспомнить, что «просторечные слова – это слова массовой разговорной речи, используемые как стилистическое средство для придания речи шутливого, иронического, грубоватого оттенка», то к просторечным можно отнести слова:

«блажили, пурхались, плюхнулся, волохаются, чапают, мосластые, кудлатая, раззявленными».

Диалектными можно назвать в основном существительные, причём в данном рассказе они связаны, конечно же, и с сибирскими говорами, и с говорами других областей, и даже народов. Наверно, это не случайно: ведь в Сибири живут не только коренные жители, но и много поселенцев из самых разных краёв и областей нашей страны. Итак, диалектными являются слова:

«заимка, седловина, чапыжник, шкалик, улус, кринка, шибко, упряг».

Какие же слова можно назвать «астафьевскими», т. е. привнесёнными самим автором? Это, пожалуй, слова:

«жужжливый, картовная, неминучую (беду), на закукорках (на загорбках), набузовался, прибитому снеговицей, в недожатках».

Безусловно, все эти слова писатель когда-либо слышал: слышал от бабушки, от деревенских жителей, от ребятишек, с которыми общался. Слова эти, вышедшие из самой глубинки народной жизни, просты в употреблении, понятны читателю, надолго остаются в памяти. А отдельные фразы, вызывают просто восхищение: «…ослепляющий свет закатывающегося к вечеру солнца…» или ещё: «…на расплеснувшуюся по горному склону полосу жита…, кринка пахучей лесной клубники…».

Однако, наблюдая над языком рассказа «Мальчик в белой рубашке», поражаешься не только лексическому составу, но и синтаксису, отдельным предложениям его. Казалось бы, наличие самых обыденных, разговорных слов должно требовать и более простых предложений - небольших по объёму.

У Астафьева это далеко не так: и многие его предложения представляют довольно сложные синтаксические конструкции. Обратимся лишь к одному из таких предложений:

«На пути мальчишки преодолели горную речку, пусть и мелкую, но с завалами, затем таёжную седловину с каменными останцами и горбатинами, пока скатились по обвальному спуску в ущелье, где нет воды, но дополна раскалённого, острого камешника, принесённого потоками во время дикого вешневодья, они миновали раскалённое ущелье, уморившее траву и всё живое, кроме змей и ящерок».

Такое ощущение, будто автор не только хотел сказать, что мальчишки «преодолели речку», скатились «в ущелье», «миновали ущелье», но и хотел читателю показать и эту речку «мелкую, но с завалами..., и это ущелье, «уморившее траву и всё живое» - автор словно «разукрасил» предложение.

Многие предложения Виктор Петрович действительно словно «украшает» яркими прилагательными или причастиями

«Ближе к заимке, когда Петенька начал садиться в пыль и хныкать, отказываясь идти дальше, мальчишки увлекали его разными штуковинами, виднеющимися впереди: то суслика показывали, попиком стоявшего у норы, то пустельгу, парящую над сухо шелестящим лугом, то дымящуюся в скалистом провале чистоводную Ману - реку с холодной-прехолодной, сладкой-пресладкой водой...».

Кажется, что нет конца и краю языковым залежам писателя, что неиссякаем его запас слов и выражений. Это ещё раз говорит об огромном мастерстве писателя, писателя-стилиста, писателя очень самобытного.

Работа над рассказом «Мальчик в белой рубашке» просто захватила полностью – как же можно было вместить столько в один маленький рассказик! Огромное спасибо великому писателю за великие творения!

Литература

  1. Астафьев В.П. Книга повестей и рассказов. Красноярск: Кн. Изд-во, 1984.

  2. Астафьев В.П. Последний поклон в 2 т. Красноярск: Благовест, 1994.

  3. Лейдерман Н.Л. Песня и плач // Литература в школе. 2001.№7.

  4. Астафьев В.П. Последний поклон. Л. Лениздат, 1982.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

«Большая дружба больших писателей»

Выполнили:

Аникьева Полина,

Куликова Анна, ученицы 6 класса

Руководитель:

Ермолаева В.А.

учитель русского

языка и литературы

2011 год

«Большая дружба больших писателей»

(О значении писателя В.П.Астафьева в становлении творческой судьбы нашего земляка - писателя А.М.Бондаренко)

В этом учебном году на уроках литературы края, познакомившись с творчеством Виктора Петровича Астафьева, мы узнали и о нашем земляке – писателе Алексее Марковиче Бондаренко, о том, как дружили эти два человека, какое значение сыграл в судьбе енисейского паренька – начинающего писателя-охотника уже признанный и известный писатель Астафьев. Об этой дружбе нам и хотелось бы рассказать, ведь в ней много замечательного и интересного, чему можно поучиться. Поучиться тому, как можно дружить, как можно быть благодарным кому-то, ведь в наше время это не так уж часто встречается.

В основе нашей работы – материалы газет разных лет, начиная с 1998 года: «Красноярский рабочий», «Енисейская правда», «Вовремя», «Глаголъ». Во многих своих статьях А.Бондаренко делится своими воспоминаниями о своём друге Викторе Петровиче. Современная литература богата любимыми именами, но для тех, кто имеет отношение к Сибири, имя Виктора Петровича Астафьева особенно дорого. Дорого оно, пожалуй, как никому иному нашему земляку - писателю Алексею Марковичу Бондаренко.

В середине семидесятых годов наши местные газеты частенько предоставляла свои страницы рассказам и зарисовкам парня из села Маковского. А в 1994 году вышел и первый сборник рассказов «Мужская трава». По этой книге Алексея Марковича приняли в Союз писателей. Она стала началом его большого творческого пути. С её выходом зародилась большая бескорыстная дружба с Виктором Петровичем Астафьевым, о которой А.Бондаренко сказал так:

«Встреча и знакомство в Енисейске с великим русским писателем В. П. Астафьевым не то, что перевернула мою творческую жизнь, ошеломила и понесла меня по неизведанному и трудному пути...»

Около 15 лет назад судьба свела никому не известного енисейского сочинителя с уже знаменитым писателем В.П. Астафьевым, который обратил внимание на застенчивого начинающего писателя.

Алексей Бондаренко не может сказать, что он на «короткой ноге» был с Астафьевым, но, как он сам часто говорил в различных интервью и беседах, последние годы у него было две страсти: осенью тянуло в тайгу, весной - в Овсянку. Он ездил к большому писателю не за поддержкой, не с просьбами, его просто тянуло пообщаться с большим мастером, посидеть с ним допоздна у костра на берегу Маны, побродить по лесу, поговорить «за жизнь». И тогда Алексей Маркович говорил, что, как ему кажется, после общения с Астафьевым легче писалось.

Алексей Бондаренко всегда считал Виктора Петровича своим учителем, наставником, мастером, именно благодаря которому он стал писателем. Перечитывая многочисленные воспоминания ученика об Учителе, поражаешься тому, как тепло и даже трепетно относился сначала начинающий молодой литератор, затем известный уже писатель, член Союза писателей России Алексей Бондаренко к своему старшему товарищу, другу.

И в каждом таком воспоминании звучат слова огромной признательности и благодарности, слова восхищения и огромной любви, слова горечи и утраты от невосполнимой потери.

«Листая строки благодарности...» - так можно назвать все воспоминания писателя Бондаренко о Викторе Петровиче, помещенные в газетах в разное время. Все воспоминания невозможно охватить, но отдельные строки хочется привести.

Вот как пишет о своих первых встречах с В.П.Астафьевым Алексей Бондаренко:

«В первые минуты нашего общения я не только растерялся, но был подавлен и разочарован ~ готовился я вовсе к другой встрече, с другим человеком. Сам того не замечая, скоро я расслабился. Перед собою видел уже не того великого недосягаемого Астафьева, нарисованного моим воображением, а просто интересного собеседника, обыкновенного человека… Виктор Петрович посмотрел на меня внимательно и просто сказал: « Если хочешь, приезжай ко мне в Овсянку. Поживешь там маленько. Будешь огород рыть, я твои романы читать. Там пообщаемся. Запиши адрес».

На родине В.П.Астафьева проводились неоднократно «Литературные встречи в русской провинции». Об одной такой встрече, проходившей в сентябре 2000 года, поделился своими впечатлениями в газете «Глаголъ» (октябрь - ноябрь 2000 года) писатель Алексей Бондаренко, свою статью он назвал «Солнце над Овсянкой».

Алексей Маркович пишет: «Подъезжая к Красноярску, я печально смотрю по сторонам. На обочинах дороги лежит снег, деревья хмуро смотрят на меня... Думая о предстоящем открытии литературного праздника, на родине классика русской литературы В. П. Астафьева в Овсянке, молил Всевышнего, чтобы наладилась погода, засветилось солнце над родной уже мне Овсянкой, осветило радостным лучом библиотеку-музей и не испортило предстоящего праздника... И вот наступил тот час, когда на парадном крыльце библиотеки-музея объявился Виктор Петрович. И будто знамение, произошло чудо, то чудо природы, которое видишь так редко. Над Овсянкой тяжелые тучи словно разорвались, радостно блеснуло солнце... Солнце над Овсянкой! Радостно засияли глаза Виктора Петровича. Я вновь слышу спокойный, уверенный, голос дорогого мне человека, голос Астафьева:

- Я приветствую вас. Надеюсь, что все будете в добром здравии, подышите сосновым воздухом, пообщаетесь друг с другом. Одна из моих тайных надежд: чтобы люди общались друг с другом! Пожалуйста, как-то настройте себя на такой лад: поговорить о том, о чем почти разучились разговаривать. Общайтесь, пожалуйста.

И уже, разъезжаясь, прощаясь друг с другом, как братья по перу, как родственные души, унесли в себе теплоту и задор овсянских встреч, унесли с собой тепло и доброту Виктора Петровича».

А далее в статье звучат благодарные строки о Мастере: «Литературные встречи позади, промелькнули сиюминутной зарницей, но осталось в сердце моём их главное содержание гордость за русскую литературу. И, конечно, особая гордость за мастера, которого волнует и не дает покоя состояние современной литературы, с которым я готов всегда быть рядом и в радости, и в горе.

И вот теперь, вспоминая встречи в Овсянке, я снова и снова повторяю слова из своей же «Баллады о Мастере»:

Утром сон приснился мне: Астафьев...

До Овсянки путь мой не далёк.

Я считаю за большое счастье

Пполучить у Мастера урок...

Когда теперь меня поведут пути-дороги в Овсянку? Наверное, не раньше весны. Ведь Мастер холодной зимой оставляет Овсянку. А сердце моё там - под нарядной калиной, которая всегда привечает желанных гостей писателя. И жду я её, новую весну, с нетерпением, чтобы вновь пообщаться, услышать мудрые слова, подумать».

Имя писателя из г. Енисейска А.М.Бондаренко давно известно за пределами края. Им созданы замечательные произведения. Его книги «Закон - тайга», «Любовь и боль» давно нашли своего читателя. В мае 2005 года вышла новая книга писателя «Из прошлого в будущее». Это документальная книга - история Енисейского района.

Историческая тема, тема своей земли давно волновала писателя. И вот 8 сентября 2005 года в Енисейске состоялась презентация книги-трилогии. А накануне презентации Алексей Маркович дал интервью (оно было напечатано в газете «Енисейск-плюс»), в котором на вопрос о возникновении замысла исторической трилогии он в очередной раз поведал «необыкновенную историю» теплых отношений с писателем Астафьевым, который, так или иначе, имел отношение к замыслу романа-трилогии:

«Это необыкновенная история, потому что связана с необыкновенным человеком. Виктор Петрович пригласил меня в Овсянку, посмотрел мои рассказы, что-то одобрил, что-то нет, так между нами завязалась дружба. До этого я не относился к писательству серьезно, как к работе. С момента встречи с Виктором Петровичем я всерьез занялся сочинительством. Виктор Петрович сделал из меня писателя. Тогда я бросил всякую мысль о карьере, бросил работу, взял ружье и ушел в тайгу охотником. Хлеб этот был тяжелым, средств не хватало, но мы все это пережили.

И вот как-то у Виктора Петровича в Овсянке мы беседовали, и он сказал, что мне пора взяться за роман. Меня всегда волновала история Енисейска, я люблю этот город с детства, и я ответил Виктору Петровичу, что уже задумал исторический роман о Енисейске. В.П. Астафьев поддержал эту идею, и он же подсказал мне жанр — «сказание». С беседы с Виктором Петровичем и началась работа над романом...».

Невозможно не услышать в этом интервью о себе слов благодарности и признательности другому человеку. И далее Алексей Маркович пишет такие замечательные строки:

«Астафьев для меня — это учитель, это наставник, это друг и отец, он был для меня всем. Это великий писатель и великий человек, скромный, простой в общении надежный друг».

Осенью 2005 года еженедельная газета «Вовремя» города Лесосибирска публиковала в нескольких номерах подряд большую статью под названием «Я верю в путеводную звезду». Автор этой статьи писатель Бондаренко. Газета печатала статью, как было написано в подзаголовке «к 60-летию со дня рождения писателя России, певца земли Енисейской Алексея Марковича Бондаренко». На протяжении нескольких номеров газеты писатель рассказывал о себе: о детстве, родителях, учебе, семье, о творчестве, о друзьях.

Алексей Маркович пишет, как нелегко он приступал к писательскому делу: «Моя путеводная звезда целеустремленно вела меня к тому, к чему я шел, стремился, в каком качестве хотел видеть себя. Не подозревая о своих способностях в молодости, я просто баловался со словами, не придавая ему значение. Тогда вовсе не думал о писательстве... Даже и тогда, когда вышла в свет моя первая книжка «Мужская трава» с предисловием В.П.Астафьева, не поверил в свои силы...».

Поверить в себя, в свои силы начинающему литератору помог, конечно же, писатель Астафьев.

Далее в этой же статье можно прочитать: «Даже после его предисловия, приближения к себе, активным вмешательствам в творчество опять-таки начинающего автора, я не верил в себя. После многих разговоров, наставлений и постоянного общения с Мастером, я был просто шокирован и убеждал себя в ненужности своего начатого дела... Я хотел просто быть рядом, общаться с ним, не думая о себе... Бывали минуты, когда я напрочь отвергал свои рассказы. Но Виктор Петрович незаметным штрихом заставлял меня вновь и вновь возвращаться к испещренным листам, думать, читать, работать много и настойчиво. Отобранная им литература для прочтения буквально проглатывалась мною, возвращаясь, и вновь я вез домой неподъемные связки книг. Так и мотался пролетевших для меня одной минутой десять коротких лет. Виктор Петрович заставил меня поверить в себя...»

И вот уже совершенно по-иному в статье, с грустью и болью, звучат слова памяти, связанные со смертью дорогого человека (Виктор Петрович умер в 2001 году).

«Но вот его не стало... Надо мною сомкнулись черные беспросветные тучи, закрыв навсегда теплое ласковое солнышко. Этим солнышком на протяжении десяти лет и был для меня Виктор Петрович Астафьев, мой друг, отец, наставник и учитель. Об этом я подробно напишу в книге воспоминаний «И стонет мое сердце...». Он уже не порадуется вместе со мной, когда меня примут в союз писателей России, когда завершу заинтересовавшую его трилогию «Государева вотчина». Роман о седой старине моего Енисейска, который так любил Астафьев.

Сама жизнь и горе мое о потере настоящего друга заставили меня взяться за перо. Много добра и плодотворного творчества желал мне Виктор Петрович. Говорил часто: «Мало я для тебя сделал, Алеша. Но помни, добро добром, обернется». В его пророческих словах заложен большой смысл. Добро, сделанное Виктором Петровичем, не оставляет меня. Потому что на земле нашей грешной у меня много славных людей, надежных, бескорыстных друзей...».

Очередной декабрьский номер газеты «Глаголъ» за 2002 год А. Бондаренко посвятил памяти Астафьева. В своей статье под названием «Родник земли русской» он пишет: «Ровно год прошёл со смерти В.П. Астафьева, но не утихает боль, не утихает скорбь... Теперь чувство одиночества не покидает меня...».

И вот в октябре 2007 года в литературном музее имени В.П.Астафьева г. Красноярска состоялась презентация книги Бондаренко «И стонет моё сердце…». Об этой презентации написала газета «Вовремя» (№ 40, 12 октября 2007):

«Первым выступил А.М. Бондаренко… Момент был для писателя столь значительный, что известный писатель, мужественный охотник волновался, когда произносил слова благодарности Виктору Петровичу:

« Плохо мне без Вас, Виктор Петрович! Ой, как плохо! Словно угасла путеводная звезда, угасла и не возгорается. Ищу я потерянную звезду эту в огромном небе, и не нахожу, маясь сердцем и телом, терзая окружающих и себя, прежде всего».

После таких слов понимаешь, насколько искренне чувство признательности ученика Учителю.

«Десять непрерывных и счастливых лет мы с Виктором Петровичем общались, дружили, и это была неотъемлемая часть жизни нашей. Эти годы насыщенно мы жили, много и плодотворно работали, поддерживая и помогая друг другу в горестные и радостные минуты, волнительно встречались и с грустью, до боли в сердце, ненадолго расставались, а вновь встретившись, радовались, порой чудили и хулиганили как мальчишки, забыв напрочь о возрасте своём и положении Мастера в обществе.

Виктор Петрович если любил, то любил откровенно, а отвергал, то навсегда.

Теперь чувства одиночества и недовольства собой не покидают меня, и при этом каюсь, что не обогрел лишний раз, не договорил, не дослушал, не записал его…»

Итак, в своей работе мы остановились лишь на отдельных воспоминаниях писателя Бондаренко A.M. о своём друге, Учителе. Но уже и по этим отдельным строкам можно понять, какой значимой была эта встреча, с каким огромным чувством благодарности, признательности пишет Алексей Бондаренко о своём наставнике, пожалуй, даже заявляя о том, что не будь этого знакомства с этим великим Мастером, неизвестно, как бы ещё сложилась его судьба, его писательская карьера. Действительно, убеждаешься в том, что настоящая дружба существует, что настоящие друзья могут всё, что друзья навсегда остаются в памяти.

Литература:

1. Бондаренко A.M. Не хлебом единым // Ениеейская правда, октябрь 1998 г.

  1. Бондаренко A.M. Солнце над Овсянкой // Глаголь. № 10-11, 2000 г.

  2. Бондаренко A.M. Я верю в путеводную звезду... // Вовремя, № 36-37,2005 г.

4. Бондаренко A.M. Родник земли русской // Глаголъ. № 16, 2002 г

5. Сидорова М. Алексей Бондаренко - певец земли енисейской // Енисейск-Плюс, № 37, 2005 г.

  1. Поладьев П. Встречи в Озерном // Енисейская правда», октябрь, 1998 г.

  2. Бондаренко A.M. И светится имя твоё... // Глаголъ, № 17, 2003 г.

  3. Донзаленко Т. «И стонет моё сердце…» // Вовремя, №40, октябрь 2007г.

9. Бондаренко А.М. «Черёмуха»: из книги Воспоминаний о В.П.Астафьеве // Красноярский рабочий, 18 июня 2004 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аналитические материалы предметной комиссии о проведении егэ по русскому языку в 2009 году

    Аналитические материалы
    С целью подготовки к ЕГЭ в течение 2008-2009 уч. года в ИПК РО преподавателями кафедры гуманитарного образования и методистами Центра ЕГЭ ИПК РО (заведующая Соколик С.
  2. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (1)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»
  3. Министерство образования московской области академия социального управления кафедра педагогики (3)

    Документ
    Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: постижение педагогической культуры человечества. Материалы Шестой национальной научной конференции.
  4. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
  5. Материалы I всероссийской научно-практической конференции / под ред. Т. А. Федосеевой. Новокузнецк: рио кузгпа, 2007. 244 с

    Документ
    Вершинина Г. Б., д. п. н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку Кузбасской государственной педагогической академии

Другие похожие документы..