Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В 2011 году Управлением реализован комплекс мер организационного, кадрового, информационно-технического, финансового характера, направленных на повыш...полностью>>
'Документ'
Высшие растения составляют подцарство растительного мира. Существует предположение, что они произошли от каких-то древних групп зеленых водорослей. Дл...полностью>>
'Документ'
Реформирование системы высшего образования, вызванное социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, увеличение количества...полностью>>
'Документ'
В начале нашего летоисчесления в иудейской литературе появился новый жанр - апокалипсис. Апокалипсические произведения были призваны поднять завесу на...полностью>>

Дипломного образования Кафедра лучевой диагностики тематический практикум по рентгенодиагностике заболеваний легких и средостения

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГУО «Белорусская медицинская академия

последипломного образования»

Кафедра лучевой диагностики

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
ПО РЕНТГЕНОДИАГНОСТИКЕ
ЗАБОЛЕВАНИЙ ЛЕГКИХ
И СРЕДОСТЕНИЯ

Под редакцией
академика НАНБ
проф. А.Н.Михайлова

Минск

Бел МАПО

2005

УДК616.2 – 073.75 (076.5)

ББК 54.12

Т 32

Авторский коллектив:

Михайлов Анатолий Николаевич – зав. кафедрой, профессор

Малевич Эльвира Евгеньевна – профессор кафедры

Филиппович Нелли Семеновна – доцент кафедры

Рецензенты:

доктор мед.наук, проф. кафедры онкологии Н.И.Крутилина;

кандидат пед.наук, доцент кафедры педагогики Л.А.Саватеева.

Книга одобрена и рекомендована к изданию учебно-методическим Советом БелМАПО

М 69 Тематический практикум по рентгенодиагностике

заболеваний легких и средостения/ Под ред.ака-

демика НАНБ, проф. А.Н.Михайлова – Минск:

БелМАПО, 2005. –124 с.

Книга представляет собой сборник методических рекомендаций по методике проведения семинарских и практических занятий со слушателями циклов повышения квалификации и переподготовки врачей лучевой диагностики.

Предназначена для преподавателей кафедр лучевой диагностики, занимающихся последипломным образованием. Она будет полезна и преподавателям кафедр пульмонологии и фтизиопульмонологии.

© А.Н.Михайлов Э.Е.Малевич, ,Н.С.Филиппович

© Оформление ГУО «Белорусская медицинская

академия последипломного образования», 2005

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основной задачей современной высшей школы является подготовка высококвалифицированных, способных к творческой работе кадров. Для достижения этой цели обучение должно быть построено таким образом, чтобы наряду с усвоением слушателями знаний, умений и навыков обеспечить развитие его мышления и профессиональных способностей.

Предлагаемый «Тематический практикум по рентгенодиагностике заболеваний легких и средостения» представляет собой сборник дидактических материалов и методических указаний по методике проведения семинарских и практических занятий тематического содержания. Предполагается, что семинары и практические занятия проводятся в специальных помещениях, учебных комнатах, у негатоскопа, у рентгеновского экрана с максимальным приближением этой последней формы обучения к обычным условиям повседневной работы.

Эти две формы педагогического процесса за десятки лет работы кафедры лучевой диагностики БелМАПО обрели определенную степень методической завершенности и, по нашему мнению, являются непременными взаимодополняющими звеньями обучения и/или усовершенствования знаний врача лучевой диагностики.

Надеюсь, что этот сборник дидактических материалов и методических рекомендаций по проведению практических и семинарских занятий поможет преподавателям кафедр лучевой диагностики, особенно молодым и менее опытным, в их педагогической работе.

Лауреат Государственной

премии, профессор

А.Н.Михайлов

Глава I

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДИДАКТИКИ СЕМИНАРСКИХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Научно-технический прогресс привел в системе подготовки кадров к противоречию между постоянно нарастающими требованиями к специалистам и известной консервативностью системы образования, обладающей меньшей динамичностью по сравнению с наукой и производством. Это потребовало в подготовке специалистов – профессиональной мобильности, перехода от экстенсивно-информационных к интенсивно-фундаментальным методам.

В последипломном обучении в связи с научно-техническим прогрессом выявились противоречия между:

  • абстрактным характером предмета учебной деятельности и реальным предметом профессиональной деятельности:

  • дифференцированным (предметным) изучением учебных дисциплин и системным использованием знаний в профессиональной деятельности;

  • индивидуальным характером учебной работы и коллективным характером профессионального труда;

  • процессами усвоения в традиционном обучении, ориентированными на восприятие и память, и обучением деятельности, умением принимать решение, вовлеченностью в процессы профессионального труда всей личности специалиста, всей системы его психических функций.

1.1. Современная технология обучения

Современная технология обучения – это научно обоснованная совокупность приемов и методов, материалов, технических средств, устройств и систем, используемых преподавателем и учащимся в процессе обучения;

Это ставит задачу так выбрать цели, содержание, формы, методы и средства обучения, чтобы они в максимально возможной мере учитывали бы общую цель обучения, закономерности и принципы обучения, особенности учащихся и их коллективов, а также возможности преподавателя и на этой основе обеспечивали бы достижение максимально возможных в данных условиях учебных результатов при минимально необходимых расходах времени педагогов и учащихся.

Современная технология обучения в своей основе опирается на педагогическую психологию, системный анализ, кибернетику, общую дидактику и частные методики, определяющие специфику конкретной изучаемой дисциплины. Она вобрала в себя ряд современ­ных дидактических идей, порожденных развитием технических средств обучения и поиском средств, направленных на повышение эффективности учебного процесса.

Имея собственную теоретическую базу, технология обучения неразрывно связана с образовательной практикой, основу которой составляет максимальное соответствие содержания учебного процесса профессиональным требованиям к специалисту, его профессиональной компетентности и профессиональной квалификации («целевая» организация обучения).

Технология обучения – это область знания, связанная с закономерностями построения, реализации и оценки всего учебного процесса.

В основе современной технологии обучения лежит:

  • ориентация на конечный результат обучения;

  • программно-целевой подход к построению учебного процесса, разработка единых стандартов;

  • разработка и обеспечение на всех этапах системы управления учебным процессом;

  • разработка системы методического и технического обеспечения учебного процесса;

  • разработка на базе научно обоснованных норм аппарата оценки (квалиметрии) - системы критериев и показателей.

К признакам, определяющим технологию обучения, относятся:

  • современность и научность - обязательность внедрения в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных дидактических нововведений;

  • оптимизация - достижение целей обучения с высоким качеством его и минимальными затратами сил учащихся и преподавателей при условии экономии учебного времени;

  • использование в процессе обучения достижений кибернетики и информатики, теории коммуникаций, логики, нейрофизиологии, теории организации и др.;

  • непрерывное обновление содержания обучения;

  • воспроизводимость процесса обучения и его результатов;

  • программирование деятельности преподавателя и учащегося, направленное на достижение запланированного результата;

  • широкое использование технических средств и дидактических материалов, активизирующих учебный процесс;

  • создание современной материальной базы для работы преподавателей и учащихся;

  • использование критериев качественной оценки результата обучения.

Строгое определение целей обучения (почему и для чего?) способствует отбору и построению содержания (что?), организации учебного процесса (как?), методов и средств обучения (с помощью чего?). При этом учитываются уровень квалификации преподавателей и вспомогательного персонала (кто?) и методы оценки достигаемых результатов обучения.

Последовательность «целевой» организации обучения складывается из:

  • описания обязанностей (модель специалиста, професси-онально-должностные требования) – что должен знать и уметь;

  • разработки программы достижения целей – чему должен научиться, что и как должен освоить;

  • организации учебной деятельности – разработка методов и форм организации обучения;

  • оценки результата обучения.

Понятие «технология обучения» или «педагогическая технология» включает в себя две группы вопросов:

  • организацию или «технологию» учебного процесса, включающую в себя широкий круг проблем, начиная от структурного анализа учебного материала и кончая системной организацией учебного процесса с комплексным использованием в различном сочетании печатных и технических средств;

  • разработку технического обеспечения учебного процесса.

«Технология» учебного процесса рассматривает следующую последовательность действий преподавателя:

  • формирование целей и задач обучения;

  • отбор и конкретизация содержания обучения;

  • составление оптимального плана обучения;

  • выбор наиболее рациональных методов обучения;

  • выбор наилучшего для данных условий и специфики предмета сочетания форм организации учебного процесса;

  • отбор наиболее целесообразных для данного предмета средств обучения;

  • оценка степени реализации целей и задач обучения, внесение корректив в план обучения с целью получения более высокого результата.

1.2. Проблемное обучение и его место в системе последипломного медицинского образования

Проблемное обучение – это такая активная форма организации учебной работы, при которой знания, умения и навыки приобретаются путем самостоятельного решения тех или иных учебных проблем, взятых из жизни или искусственно смоделированных.

Преподаватель при этом формулирует проблему (цель), решение которой возлагается на самого учащегося.

Уровни проблемности:

1-й уровень – преподаватель ставит проблему и сам ее решает;

2-й уровень – преподаватель только ставит проблему, решает ее сам учащийся;

3-й уровень – преподаватель направляет к поиску проблемы, учащийся находит ее, формулирует и решает;

4-й уровень – учащийся действует сам от начала и до конца.

Достоинства проблемного обучения:

а) активизация обучения;

б) развитие логического мышления;

в) возможность работы по индивидуальным планам и с индивидуальным темпом;

г) необходимость использования в процессе обучения различных справочных материалов (таблиц, инструкций, справочников, лабораторных данных, методических пособий и др.);

д) целесообразность привлечения учащихся к научной работе с целью создания проблемных ситуаций;

е) необходимость повышения роли методической работы на кафедре.

Правила создания проблемной ситуации:

а) для создания проблемной ситуации перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен найти («открыть») подлежащие усвоению новые знания или действия;

б) предлагаемое учащемуся проблемное задание должно соответствовать его подготовке и интеллектуальным возможностям;

в) в формировании проблемного задания должны найти отражение следующие проблемы:

1) определение проблемы («что мы ищем?»);

2) выяснение имеющихся условий («что мы имеем?»);

3) уяснение параметров приемлемого решения («что нам нужно»);

4) определение возможных решений («какие результаты возможны?»).

Этапы решения проблемы:

а) формирование проблемной ситуации;

б) использование известных способов решения – этап «закрытого» решения проблемы;

в) расширение области поиска новых способов решения – этап «открытого» решения проблемы, поиск дополнительных данных для решения;

г) реализация найденного способа или принципа;

д) проверка правильности полученного результата.

Трудности решения проблемы связаны с:

а) нехваткой необходимых знаний;

б) несоответствием интеллектуального уровня учащихся требованиям проблемы;

в) недостаточной подвижностью и гибкостью мышления;

г) противоречиями между исходной информацией и результатом.

Мешают решать проблему:

а) неясность исходной информации, ее недостаточность;

б) обширность информации;

в) быстрый темп изложения исходной информации;

г) краткость времени, отведенного для решения проблемы,

д) «интеллектуальная» лень;

е) отсутствие регламентов.

Деловая игра – имитационный процесс анализа конкретной ситуации в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов и информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой в ходе игры, совместный поиск и выработка на базе этого анализа конкретного действия (принятие решения) – технологического, экономического или управленческого.

1.2.1. Психологические аспекты проблемного обучения

  • Заставить человека мыслить невозможно. Человек мыслит, когда он сам хочет решить какую-то проблему. Значит, слушатель должен захотеть решить учебную задачу (проблему), а преподаватель должен «обеспечить» и проблему и условия, порождающие это желание.

В проблемном обучении роль познавательной мотивации решающая. Она не может быть задана «со стороны», потому что она – психическое образование сугубо личностное, возникающее лишь у самого обучаемого.

Активная личность ищет ответа на проблему (субъект мыслит). В проблемном обучении необходима активность, познавательная потребность и интерес, которые надо рассматривать вместе. К современном методе активного обучения относятся:

1) метод анализа конкретных диагностических ситуаций, где необходимо найти причину возникновения проблемы и решить ее;

2) деловые игры;

3) метод дискуссий.

Комплектование слабых и сильных групп – является неверным. Более научным является сочетание работы слабых со средним слушателем. Сочетание двух сильных и одного слабого нецелесообразно, так как работа сильных протекает индивидуально, а слабый оказывается лишним. Оптимальными являются группы, в которых есть возможность дискуссии, спора, поиска, обсуждения.

В проблемном обучении преобладает групповой стиль работы: достичь цель, помочь другому, достичь цели всем.

1.2.2. Развитие мышления в проблемном обучении

Процесс мышления начинается с возникновения у субъекта состояния удивления, недоумения в связи с осознанием задачи, проблемы (все равно – игровой, учебной или трудовой). Если это состояние вызывает у субъекта познавательную мотивацию, потребность найти ответ, то можно говорить о зарождении проблемной ситуации. Таково первое, начальное, звено мышления. Однако, разные люди могут решать одну и туже задачу по-разному. Ход решения задачи (процесс мышления) не детерминируется только задачей (внешней причиной). Он обусловлен также и внутренними условиями, через которые проходит мыслительная деятельность мотивами, потребностями, уровнем знаний субъекта, его физиологическим и эмоциональным состоянием и т.п.

Как видим, принцип детерминации мыслительного процесса – внесенные причины, действуют через внутренние условия – особенно четко отражает сущность центрального поискового звена мыслительной деятельности.

Механизм поиска решения являются операции анализа, синтеза, обобщения, абстракции. Анализ через синтез является самой универсальной мыслительной операцией, благодаря которой становится возможным выявление причинно-следственных связей в объекте (задаче) или явлении.

Мышление – это, по-существу, решение задач, проблем. Развиваться мышление (интеллект) может только в самом процессе мышления точно также как, например, трудовой навык (умение забивать гвозди) приобретается в процессе трудовой деятельности (в процессе забивания гвоздей, а не в процессе наблюдения, как это – делают другие).

При проблемном обучении простое воспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза, актуализация знаний в процессе решения – 2,6 раза, успешность применения знаний в новых условиях – в 3 раза, а решение сложных творческих задач – в 7 раз. Такие показатели не случайны: мышление является центральным звеном процесса усвоения материала, а именно оно развивается в проблемном обучении.

1.3. Семинар и его роль в учебном процессе

Семинар – это форма систематических учебно-теоретических занятий, с помощью которых слушатели (учащиеся) изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.

Семинар – один из основных видов практических занятий, предназначенный для углубленного изучения той или иной дисциплины и овладения диалектической методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки.

Дидактические цели семинара

а) семинар с целью сообщения новых знаний;

б) семинар с целью закрепления знаний;

в) семинар с целью проверки и оценки знаний;

г) семинар с целью повторения пройденного материала.

Типы семинарских занятий:

  • семинар, основная цель которого углубленное изучение определенного курса или раздела курса;

  • семинар, предназначенный для глубокой проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы;

  • семинар исследовательского типа с тематикой, не зависящей от лекции, по отдельным частным вопросам науки.

Виды семинара:

а) семинар-коллоквиум;

б) семинар-дискуссия;

в) семинар-конференция;

г) семинар по клиническому разбору больных;

д) семинар по обмену опытом работы;

е) семинар по обсуждению контрольных работ слушателей;

ж) ceминар по обсуждению письменных рефератов;

з) семинар-экскурсия.

При составлении плана каждого семинара следует определить:

  • основную цель семинара;

  • структуру семинара;

  • содержание семинара (вопросы для дискуссии, проблемные задачи и задания, деловые игры и др.);

  • методы и приемы работы слушателей;

  • методы и приемы работы преподавателя;

  • критерии эффективности.

В подготовке к семинару нужно:

  • четко определить цели и задачи семинара, дать название его в строгом соответствии с учебным планом и программой предмета или курса;

  • определять, что нового должен приобрести слушатель в ходе семинара или при его подготовке;

  • составить план семинара, а затем и методическую разработку, содержащую порядок работы, вопросы для обсуждения и перечень литературы, необходимой для предварительного изучения;

  • просмотреть содержание лекций по теме семинара и рекомендуемую литературу.

Методы обучения, применяемые при проведении семинара:

  • дискуссия;

  • сообщение;

  • упражнение;

  • демонстрация;

  • условная игра со сменой ролей.

Заключительный семинар имеет следующие цели:

  • подведение итогов по изученным вопросам;

  • рассмотрение вопросов, оставшихся неясными в ходе изучения или не получивших достаточного оснащения;

  • углубление изучения учебного материала путем обсуждения положений, изложенных в лекционном курсе или на практических занятиях;

  • сообщение существенно новой информации, не предусмотренной формами организации занятий.

1.3.1. Рекомендации по проведению различных видов семинаров

Семинар-коллоквиум является контролирующим и проводится с целью проверки освоения данной информации, повторения и за­крепления ее, оценки знаний.

Методика проведения: вопросы и ответы. Вопросы могут давать в письменной форме.

Может быть проведен программированный контроль.

Семинар-дискуссия является информационным, исследовательским. Проводится с целью сообщения новой информации, развития мышления, умения оценивать в комплексе физиологические, биологические, социальные и клини­ческие явления, умения применить знания на практике, приобщения к научной деятельности.

Методика проведения: преподаватель, веду­щий семинар, ставит на обсуждение вопросы проблемного характера. Слушатели вступают в дискуссию. Если желающих не оказывает­ся, ведущий, познакомившись предварительно с научными интересами слушателей, вызывает на дискуссию. Задача преподавателя, ведущего семинар, – вовлечь в дискуссию всех слушателей, обсудить как можно больше спорных вопросов, дать оценку прошедшей полемике и логически доказать правильные положения.

Семинар-конференция является исследовательским, информационным, отчасти контроли­рующим. Проводится с целью углубления, за­крепления информации, обучения логически мыслить, излагать свои взгляды и защищать их, проверки и оценки знаний.

Методика проведения: два или три курсанта выступают с докладами, остальные участвуют в обсуждении докладов.

Задача преподавателя, ведущего семинар, заключается в том, чтобы наводящими вопро­сами вовлечь в обсуждение докладов всех слу­шателей, заставить их высказывать свои суж­дения, оценить правильность их.

В заключение следует логически доказать правильные положения.

Семинар по клиническому разбору больных является исследовательским и отчасти контролирующим. Проводится с целью развития кли­нического мышления, умения применить свои знания на практике, проверки и оценки знаний.

Методика проведения: клинический разбор больных осуществляется на обходе профессором, доцентом, при проведении консультаций, поликлинических приемов, в виде докладов историй болезней курсантами после их дежурств и курации больных.

Задача преподавателя, ведущего семинар, – сделать курсантов активными участниками клинического разбора либо путем постановки вопросов, определения диагноза, лечения, ли­бо путем заранее определенных докладов и т. п. В процессе разбора особенно важно раз­бирать их и постепенно подводить курсантов к логически правильному мышлению.

Семинар по обмену опытом работы является исследовательским и отчасти контролирующим. Проводится в целях развития клинического мышления, умения применить свои знания на практике, умения оценить положитель­ные и отрицательные стороны работы, возбуж­дения инициативы к поискам нового.

Методика проведения: два или три курсанта докладывают истории болезни больных из своей практики. Больных для доклада заранее отбирает преподаватель, ведущий семинар, соответственно тематике семинара, вызываю­щих сомнение у курсантов в смысле диагноза или определения лечения. Темой доклада может быть практика работы в ЛПУ, для преподавателей – педагогическая деятельность и т. п. в зависимости от профессии курсантов и целей обучения. Все остальные курсанты участвуют в обсуждении.

Задача преподавателя, ведущего семинар, – вовлечь в обсуждение всех присутствующих курсантов, дать возможность высказать свои суждения, привести примеры из своей практи­ки. Преподаватель должен остановиться на ошибках и доказать правильные положения.

Семинар по обсуждению контрольных работ курсантов является информационным. Проводится в целях выяснения неясных вопросов, закрепления информации.

Методика проведения может быть двоякая:

1) Два или три курсанта докладывают свои контрольные работы, выполненные за период предцикловой подготовки. Преподаватель, ведущий семинар, отбирает для доклада контрольные работы, вызвавшие сомнения и осо­бо интересные по представленному материалу.

2) В обсуждении по докладам должны участвовать все курсанты.

Преподаватель анализирует ошибки.

Преподаватель, ведущий семинар, знакомится с контрольными работами курсантов, выполненными за период предцикловой подготовки, классифицирует их по содержанию на хорошие, удовлетворительные и плохие. На семинаре преподаватель дает глубокий анализ допущенных ошибок.

Семинар по обсуждению письменных рефератов является информационным и исследова­тельским. Проводится с целью получения но­вой информации, закрепления ее, побуждения курсантов к поиску литературы для углублен­ного изучения того или иного вопроса.

Методика проведения: курсанты доклады­вают письменные рефераты, сделанные по предложенной преподавателем литературе либо по избранной по собственной инициативе литературе. Преподаватель анализирует, разъ­ясняет спорные вопросы, дополняет.

Семинар-экскурсия является информационным и проводятся в целях углубления зна­ний с помощью наглядного показа.

Методика проведения: кафедра обычно имеет договоренность с рядом учреждений, куда полезно повезти курсантов.

Под руководством преподавателя курсанты знакомятся с определенными объектами, затем увиденное анализируется преподавателем с активным участием слушателей.

На циклах переподготовки (специализации) могут быть рекомендованы: семинар-коллоквиум, семинар по клиническому разбору больных, семинар по обсуждению письменных рефератов, семинар-дискуссия.

На аттестационных и сертификационных циклах: семинар коллоквиум, семинар по клиническому разбору больных, семинар по обсуждению письменных рефератов, семинар по обмену опытом работы, семинар-экскурсия.

На циклах тематического усовершенствова­ния: семинар-конференция, семинар по клини­ческому разбору больных, семинар по обмену опытом работы, семинар по обсуждению конт­рольных работ курсантов, семинар-экскурсия.

При повышении квалификации преподава­телей рекомендуется проводить: семинар-дискуссию, семинар-конференцию, семинар по обмену опытом работы, семинар-экскурсию.

1.3.2. Роль и функция преподавателя в проведении семинарского и практического занятия

Преподаватель кафедры лучевой диагностики:

1) формулирует цели, задачи и содержание обучения, планирует учебный процесс с пониманием целей и задач обучения и обеспечивает выполнение этого плана и про­граммы;

2) сообщает необходимую информацию и способствует переходу этой информации в знания;

3) демонстрирует необходимые практические умения и навыки и способствует их усвоению;

4) организует учебный процесс с активным участием в нем всех обучающихся;

5) подбирает учебные материалы, аппараты, приборы, клинические демонстрации и др., способствующие приобретению необходимого уровня знаний, умений и навыков;

6) подготавливает методические материалы, способствующие более глубокому усвоению знаний, умений и навыков;

7) оказывает необходимую учебно-методическую помощь обучаемому в процессе учебных занятий;

8) разрабатывает наиболее эффективные пути и методы передачи и усвоения знаний, умений и навыков;

9) контролирует степень и глубину усвоения знаний, умений и навыков, сопоставляет эти данные с целями и задачами обучения и вносит необходимые коррективы в учебный процесс;

10) воспитывает интерес, развивает культуру и кругозор учащегося, его взгляды и мировоззрение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиографический указатель новых поступлений в рнмб июль август 2005 г

    Библиографический указатель
    В указатель включены библиографические описания отечественных и зарубежных книг, электронных документов, диссертаций, защищенных в Республике Беларусь.
  2. Республики Беларусь «24» (1)

    Пояснительная записка
    В.В. Баранов – профессор кафедры электронной техники и технологий Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, доктор технических наук.

Другие похожие документы..