Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відповідно до пункту 2 постанови Кабінету Міністрів України від 02.03.2010 N 265 ( 265-2010-п ) "Про внесення змін до постанови Кабінету Міністр...полностью>>
'Документ'
4.44 3.5 3.55 11 Зурабов Михаил Юрьевич 4.57 4.13 3.3 3.35 1 Сечин Игорь Иванович 4.51 4.59 .73 .81 13 Алексий II 4.39 4.83 3.91 3.77 14 Иванов Серге...полностью>>
'Документ'
изучение всех участков организации и ведения бухгалтерского учета в организации с выходом на сквозной пример и заполнением форм бухгалтерской (финанс...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное общеобразовательное учреждение Николаевская средняя общеобразовательная школа является муниципальным общеобразовательным учреждением, о...полностью>>

Учебник для XXI века

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УЧЕБНИК ДЛЯ XXI ВЕКА

Структура, содержание и

дидактические основы

учебных изданий

С.Г. Антонова,

Московский государственный университет печати

Л.Г. Тюрина,
Министерство образования Российской Федерации

Структура учебных изданий

Многие издательства, вузы под
маркой учебного пособия, а порой
и учебника выпускают научные мо-
нографии, конспекты лекций, прак-
тикумы. Последствия этого отнюдь
не сводятся только к путанице в ти-
пологии учебных и иных изданий.
Речь идет о том, что подмена учеб-
ного издания книгой другого вида
отражается прежде всего на содер-
жании и уровне образования, на ка-
честве знаний студентов.

Очевидно, что монография, вы-
пущенная в качестве учебного по-
собия, как правило, не связана на-
прямую с учебной программой, а ее
текст не проходит дидактической
обработки. Использование подобно-
го материала при изучении дисцип-
лины менее эффективно, чем изуче-
ние пособия, отвечающего требованиям данного вида
учебного издания. Таким образом, правильное определе-
ние вида учебного издания приобретает для автора уп-
равляющее значение.

Определяя вид издания, автор направляет свои уси-
лия на то, чтобы обеспечить реализацию именно данно-
го вида издания. Он целенаправленно выбирает харак-
тер познания, метод и способ изложения учебной инфор-
мации. Так называемая триада обучения - знания, уме-
ния и навыки - по-разному должна быть отражена в со-
держании конкретного вида учебного издания для каж-
дой категории обучаемых.

Представляется достаточно продуктивным рассматри-
вать содержание учебных книг как некую совокупность

научно-предметных знаний, адек-
ватно отражающих его предмет-
ную область и объединенных в оп-
ределенную структуру - структу-
ру текстов учебной книги. Конеч-
но, для обоснования структуры
учебной книги, целостности ее со-
держания необходимы предвари-
тельный методологический анализ
сфер профессионального труда вы-
пускника и построение соответ-
ствующих моделей структуры ин-
формационной культуры бакалав-
ра, магистра и дипломированного
специалиста как субъектов той или
иной деятельности. Но, тем не ме-
нее, некоторые общие требования
к структуре учебного издания по-
пытаемся описать.
Структуру учебного издания мож-
но рассматривать как определен-
ную упорядоченность текста, отра-
жающую взаимосвязь элементов содержания, которая по-
зволяет осмыслить и усвоить излагаемый автором учеб-
ный материал. Структура, характеризуя внутреннюю фор-
му издания, обеспечивает раскрытие содержания и осве-
щение тем учебной программы.

Структура учебника должна быть направлена на дос-
тижение цели, ради которой осуществляется обучение дан-
ной дисциплине. Кроме того, она отражает ожидаемый
путь читательской мысли. Поэтому при подготовке учеб-
ника автор должен выявить в учебном материале те связи
и отношения, которые наиболее существенны для конк-
ретной категории читателей (бакалавров, магистров, дип-
ломированных специалистов) и вокруг которых будет
строиться содержание учебной книги.

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ

30


КНИГА


111 2000


Структуру учебного издания можно представить не-
сколькими составляющими: информационной, логичес-
кой, психолого-педагогической и эстетико-воспитатель-
ной.

К информационной составляющей относятся отобра-
женный автором теоретический материал, факты, объек-
тивные отношения между ними, обеспечивающие дости-
жение цели. Однако следует помнить, что факты сами по
себе не обеспечивают целостности структуры. Связыва-
ет воедино информацию и выстраивает ее в литератур-
ное произведение логическая составляющая, которая про-
является при анализе, подведении читателя к конкрет-
ным выводам. Логическая составляющая присутствует
в рубрикации учебника, в делении текста на части, ко-
торое должно осуществляться на едином логическом ос-
новании.

Психолого-педагогическая составляющая направлена
на привлечение внимания читателя, поддержание интере-
са, активизацию его мышления, на формирование оценок
описываемого, создает побудительные мотивы к углуб-
ленному изучению того или иного вопроса. Важно, чтобы
автор заинтересовал студента, возбудил в нем интеллек-
туально-познавательную потребность в изучении данной
дисциплины.

Во всяком общении, как считают психологи, проявляет-
ся определенная последовательность действий:

- привлечение внимания; х

- вызов интереса;

- формирование взглядов (овладение знаниями);

- использование фактов для принятия решения (усвое-
ние знаний).

Полный по составу учебник должен стимулировать у
обучаемого все эти действия. Автор должен стремиться к
тому, чтобы снять у читателя различного рода предубеж-
дения, такие как "все известно" или наоборот - "ничего
не известно". Положительно-эмоциональный фон учебной
книги способствует лучшему усвоению учебного матери-
ала. Одним из приемов создания такого фона считается
сопровождение изложения теоретических законов, данных
наблюдений и др. фактами из истории открытий, кратки-
ми биографиями ученых.

Эстетика-воспитательная составляющая структуры
книги возникает в результате интуитивной оценки чита-
телем целесообразности ее построения - пропорциональ-
ности частей, органичности их соотношений, ритма из-
ложения. Учебник должен научить студента грамотно и
четко выражать свою мысль, обучить научному стилю
изложения.

Существующее многообразие учебников по одной и той
же дисциплине, специальности требует от автора, рецензен-
тов оценивать учебник с позиций актуальности и целесооб-
разности издания, а также полноты отражения предметной
области.

Актуальность - связь учебника с современными про-
блемами конкретной отрасли научного знания. Актуаль-
ность определяется не только самим учебным материалом,
выбором темы, но и углом зрения, под каким отбирается
материал. Система отбора информации, применяемая ав-
тором при подготовке учебного издания, критерии, кото-

рые он предъявляет к материалу, закладывают основу
структуры будущей книги.

В качестве наиболее общих оснований для отбора учеб-
ной информации могут быть названы:

• критерий системности науки и культуры в содержа-
нии образования;

• особенности современного научного знания: интегра-
ция и дифференциация науки, фундаментализация науки
и культуры;

• многодисциплинарность и полицикличность подготов-
ки специалистов в высшей школе;

• гуманизация и гуманитаризация высшего образования;

• деятельностный подход;

• наличие инвариантного и вариативного компонен-
тов в структуре каждой дисциплины.

При отборе материалов по учебной дисциплине следует
учитывать требование функциональности информации, т.е.
связи ее с задачей формирования научной картины мира.
Кроме того, следует обеспечить реализацию непрерывнос-
ти образования и дисциплинарного взаимодействия.

При определении целесообразности учебного издания
необходимо учитывать, что учебники по одной теме мо-
гут иметь разные структуры, целевое и читательское на-
значение. Кроме того, следует оценить выбор формы из-
ложения. По форме изложения учебник бывает: конвек-
ционный, программированный, проблемный и др.

Конвекционный (или систематический) учебник соот-
ветствует установившимся традициям классической пе-
дагогики и имеет энциклопедический или монографичес-
кий характер. Реализует информационную функцию обу-
чения.

Программированный учебник основан на обучении по
системе «стимул - реакция». Имеет форму разветвленной
или линейной программы.

Проблемный учебник базируется на теории проблемно-
го обучения.

Комбинированный, или универсальный, учебник содер-
жит отдельные элементы разных моделей.

В связи с дифференциацией читательского адреса
происходит и дифференциация целевого назначения
учебного издания. Например, бакалавр - это специа-
лист с широкой эрудицией, хорошей фундаментальной
подготовкой, обладающий способностью к репродук-
тивной деятельности. Следовательно, учебник для него
должен иметь энциклопедический характер, т.е. пред-
ставлять собой систематический свод знаний по данной
дисциплине. А дипломированный специалист или ма-
гистр подготовлен к креативной деятельности с той раз-
ницей, что дипломированный специалист должен в боль-
шей степени владеть профессиональными навыками, его
готовят к продуктивной практической деятельности.
Соответственно, и типы учебников для них могут быть
разными.

Кроме того, тип учебного издания зависит от характе-
ра дисциплинарного знания. Там, где надо формировать
у обучаемого определенную последовательность дей-
ствий, используется программированный тип учебника,
если же требуется научить принятию решения - проблем-
ный и др.

Содержание учебных изданий

Содержание учебника, равно как и других
видов учебных изданий, по составу, сложно-
сти и взаимосвязанности компонентов не име-
ет себе равных среди произведений других ли-
тературных жанров. Условно в нем можно вы-
делить три компоненты: предметную, дидак-
тическую и вспомогательную. Каждая из них
представляет собою относительно самостоя-
тельную систему или подсистему учебника.
Нередко две последние компоненты выпада-
ют из поля зрения автора и рецензентов, об-
ращающих большее внимание на предметное
содержание учебной книги.

Предметная компонента. Обеспечивает
полноту отражения в содержании учебника
или учебного пособия объектов, явлений и
процессов предметной области.

Дидактическая компонента. Анализ ди-
дактических начал учебных изданий для вузов позволяет
утверждать, что эта сторона подготовки издания слабо
реализуется. Отсутствие дидактической компоненты как
в самом тексте учебного издания, так и аппарате низво-
дит вузовский учебник до какого-то другого вида изда-
ния.

Дидактическая компонента реализуется за счет исполь-
зования рубрикации текста, шрифтовых выделений тек-
стов различной ориентации. Основной текст, содержащий
информацию, которая должна составить базу знаний, уме-
ний и навыков обучаемого, может иметь большее значе-
ние для обучаемого по сравнению с дополнительными и
объяснительными текстами, если эти тексты будут соот-
ветствующим образом представлены в издании.

Известно, что усвоение информации определяется не
только сложностью ее смысла, но и объемом текста, кото-
рый этот смысл передает. Одно из основных дидактичес-
ких требований к учебной книге - разделение материала
на части, разделы, главы, параграфы, абзацы.

Известный исследователь учебной литературы В.Г. Бей-
линсон замечает, что "наибольшие трудности для создате-
лей учебных книг, трудности, обычно недооцениваемые ма-
лоопытными авторами и редакторами, представляет деле-
ние глав на параграфы". С этим приходится согласиться.

Часто авторы, разбивая свою работу на главы, вклю-
чают в них столь большой для усвоения массив информа-
ции, что он нуждается в дальнейшей минимизации. Для
этого иногда достаточно разделить главу на параграфы,
а параграфы - на абзацы. При подготовке учебного тек-
ста автору требуется следить за структурой, целесооб-
разностью разбиения текста на отдельные фрагменты.

Лучшему усвоению материала способствуют выделе-
ние основного, дополнительного и пояснительного тек-
стов, выявление опорных пунктов изложения материала.
Все это усиливает внимание обучаемого к наиболее су-
щественным вопросам, активизируя процесс овладения
знаниями.

Кроме того, дидактическая компонента обеспечивает-
ся языком и стилем изложения, а также включением спе-

циальных материалов, способствующих усвоению изуча-
емого материала на должном уровне, выработке навы-
ков и умений к самостоятельной работе. При создании
учебных книг требуется рационально использовать воп-
росы, задачи и примеры для повышения их педагогичес-
кой роли. Дидактический материал должен составлять
10-30% объема учебника.

В соответствии с задачами обучения учебник сочетает
в себе черты популярных, теоретических и прикладных
произведений литературы. Популярность определяется
общим характером учебной книги, ориентированной на
читателя - неспециалиста в данной области научного зна-
ния. У теоретического издания учебник заимствует метод
изложения, более строгий и четкий, чем у популярных.
Необходимость дать точные знания, конкретные положе-
ния, и в то же время из-за лимитированного времени пред-
ложить часть знаний "на веру" - т.е. готовыми - предпо-
лагает использование некоторых черт прикладных про-
изведений.

Как правило, автор учебного издания - специалист в
той или иной сфере научной или практической деятельно-
сти. Более того, вузовские преподаватели в массе своей
являются также исследователями, ведут научную рабо-
ту. Поэтому учебные книги, написанные ведущими спе-
циалистами, отличаются высоким научным уровнем, акту-
альностью, глубоким отражением профессиональных воп-
росов.

Вместе с тем собственно педагогические особенности
учебного текста в этих изданиях уходят на задний план.

В настоящее время большая часть учебников носит мо-
нографический характер из-за отсутствия дидактическо-
го материала. Кстати, монографический тип учебника
нельзя отождествлять с монографией. Монография - это
обобщение разнородных сведений и фактов, полученных
в ряде НИР, ОКР по одной теме. Если монография изоби-
лует фактическим материалом на уровне технического
отчета, то учебник - это обобщение не только по литера-
турным источникам, но и более масштабное и по более
крупным направлениям. Монография описывает один из

вопросов научной дисциплины, в то время как учебник
обобщает целую учебную дисциплину. И как уже отмеча-
лось, монография носит теоретический характер изложе-
ния, а учебник - смешанный.

Вспомогательная компонента. Она связана с аппара-
том издания, играющим важную роль в учебном издании.
Теория учебных изданий выделяет три составляющих: ап-
парат собственно издания, аппарат организации усвое-
ния и аппарат ориентировки.

Аппарат собственно издания необходим для информа-
ционно-библиографической обработки, выбора издания
среди других, библиографического обслуживания.

Аппарат организации усвоения необходим для органи-
зации самостоятельной работы студента, проведения са-
моконтроля приобретенных знаний, способствует выработ-
ке умений оперировать понятиями, инструментарием и ме-
тодами конкретной дисциплины. Включает в себя различ-
ные вопросы, упражнения и задания, а также список реко-
мендуемой литературы для самостоятельной работы сту-
дента.

В его задачу входит помощь обучаемому наиболее пол-
но овладеть знаниями и использовать их в решении прак-
тических задач. В изданиях для вузов элементы аппарата
усвоения должны обеспечивать развитие у студента инте-
реса к предмету, к творческому усвоению материала, обу-
чать самостоятельно принимать решение.

Важными элементами аппарата усвоения учебного ма-
териала являются предисловие и заключение к учебному
изданию.

В предисловии желательно раскрыть логику изучения
предмета, выделить основные и наиболее сложные аспек-
ты материала, показать возможность получения дополни-
тельной информации из других источников. В предисло-
вии могут быть раскрыты характеристика позиции авто-
ра, принципы подхода к овладению знаниями, показана
роль данного издания в дальнейшей учебе и овладении
профессией, связь с другими учебными изданиями по дан-
ной дисциплине. Необходимо также указать, как следует
работать с данным учебным изданием.

Заключение, которое завершает изложение учебного
курса, также может иметь методический характер. Его на-
значение - помочь выстроить цепь взаимосвязанных логи-
ческих выводов, суммировать полученные знания. Автор в
заключении должен подвести черту под пройденным мате-
риалом, обобщить его, сделать акцент на главном. Можно
также включить рассуждение о месте данной дисциплины
в системе профессиональных знаний студента, о возможно-
сти более глубокого овладения содержанием учебного кур-
са (если этот аспект не затронут в предисловии).

К сожалению, примерно в 90% учебных изданий пре-
дисловие и заключение отсутствуют либо присутствуют
в виде самых элементарных компонентов, эффективность
которых невысока.

Анализ элементов, составляющих аппарат, показыва-
ет, что они далеко не всегда выполняют возложенные на
них необходимые функции. Вопросы для самопроверки
носят зачастую формальный характер, не всегда связаны
с содержанием раздела. Список рекомендуемой дополни-
тельной литературы не прокомментирован.

Аппарат ориентировки (справочный аппарат) книги
не только снижает трудоемкость познавательной деятель-
ности студента, но и обеспечивает мотивацию к ней.
«Даже простой просмотр предметов-терминов, содержа-
щихся в указателях, побуждает информационные потреб-
ности читателя, и он невольно попадает в плен книги;
особенно, если термин сигнализирует о дефиците знаний
или отражает смысл личностно-значимой и актуальной для
него информации».

Не все вузовские издания снабжены аннотациями.

Аннотация - это краткая характеристика издания с
точки зрения содержания, целевого назначения, читатель-
ского адреса, формы и других особенностей. Обычно в
аннотации учебных изданий рекомендуется раскрывать
содержание предметной области издания, указывать дис-
циплину, категории обучаемых, которым предназначе-
но издание. Нельзя забывать, что аннотация использует-
ся при отборе изданий по тому или иному предмету, а
также при организации рекламных кампаний, поэтому
информация, включенная в нее, должна иметь рекомен-
дательный характер.

Оглавление (содержание) - составная часть аппара-
та. Как правило, оглавление используется в моноизда-
нии, содержание - в сборнике.

Дидактические аспекты учебных изданий.

Их взаимосвязь с содержанием и

организацией изложения

При написании учебной книги автор должен обращать
внимание на реализацию в ней педагогических начал,
обеспечивающих воспитательное воздействие на обуча-
емого.

Текст учебного издания включает введение, основную
часть, состоящую из разделов, глав, параграфов, а также
выводы, заключение.

При написании введения автор должен уметь правиль-
но подобрать аспекты, которые составляют содержание
и определяются свойствами предмета и читательского
адреса. Так, во введение могут быть включены истори-
ческие сведения, характеристики современного состояния,
тенденций, перспектив развития рассматриваемых в учеб-
ном издании вопросов. Очевидно, не каждое введение тре-
бует всех перечисленных аспектов. Все зависит от того, к
какому циклу образовательного стандарта относится дис-
циплина, когда ее изучают (на младших или старших кур-
сах), от ее взаимосвязи с другими предметами. Здесь важ-
но раскрыть логику построения учебной дисциплины,
связь с будущей профессией (особенно для дисциплин об-
щепрофессионального и специального циклов образова-
тельного стандарта), z. также с другими областями зна-
ний.

, Важное значение имеют рекомендации по самостоятель-
ному овладению дисциплиной. Этот материал усиливает ди-
дактические возможности учебного издания. Тут необходи-
мо учитывать категорию обучаемых, специфику дисцип-
лины, а также другие издания учебного комплекса.

Например, можно показать, как материал учебника мо-
жет быть дополнен текстами хрестоматии, или рассмот-

реть место учебного пособия в овладении дисциплиной в
целом. Автор может обратить внимание студента на спор-
ные, альтернативные вопросы курса лекций.

Текст основной части учебной книги структурируется
в соответствии с логикой построения дисциплины, кото-
рая отражается в учебной программе. Важно, чтобы со-
держание учебника или учебного пособия соответствова-
ло научной концепции дисциплины и согласовывалось с
соответствующей областью научного знания, обеспечи-
вая условия самостоятельной творческой работы обучае-
мого, а также преемственность знаний.

При гносеологической модели обучения автор учебной
книги должен стремиться по возможности наиболее полно
раскрыть методологические ос-
новы учебной дисциплины.

Содержание учебных книг
должно удовлетворять таким
требованиям как научность, си-
стемность, доступность, целос-
тность изложения.

Критерий научности подразу-
мевает достоверность и точность
приводимых фактов. С точки зре-
ния критерия научности, отбор
фактов и их интерпретация в
учебном тексте являются опреде-
ляющими. Желательно не толь-
ко включать в учебный матери-
ал описания объектов, явлений и
процессов, но показать их взаи-
мосвязь и взаимодействие с це-
лью формирования у обучаемо-
го научной картины мира.

Факты, включаемые авто-
ром, должны быть конкретны-
ми, убедительными, яркими, за-
поминающимися. Кроме того,
автор должен стремиться к сис-
темности изложения учебного
материала, аргументировать
выводы, приводить доказатель-
ные положения. Выполнение перечисленных требований
позволяет сформировать у обучаемого систему взглядов
по конкретной проблеме.

Критерий доступности требует, чтобы форма изложе-
ния материала, язык и стиль соответствовали возможнос-
тям восприятия той категории обучаемых, которой пред-
назначено данное издание. Глубина раскрытия вопросов,
их сложность должны соответствовать уровню знаний
обучаемых. Причем, стремясь к доступности изложения,
автору нельзя забывать о необходимости развития инфор-
мационной культуры студента, расширения информаци-
онного поля знаний, представлений и навыков студентов.
Цельность учебного издания обеспечивается взаимодей-
ствием, взаимосвязью разделов между собой и полнотой
раскрытия дисциплины.

В учебнике, учебном пособии, курсе лекций использу-
ются тексты различного рода - основной, пояснительные,
дополнительные, а также иллюстрации и аппарат.

Основной текст - это дидактически и методически об-
работанный систематизированный материал, отражающий
учебную программу. Материалы основного текста груп-
пируются в относительно законченные, завершенные про-
блемно-тематические разделы. Необходимо, чтобы каж-
дый раздел охватывал определенную ступень познания
данного предмета.

Деление основного текста необходимо подчинить еди-
ному логическому принципу, причем внутренняя сопод-
чиненность отдельных компонентов текста должна обес-
печиваться соподчиненностью заглавий разделов.
Формируя выводы к изложению учебного материала, ав-
тор должен обратить внимание на место их расположе-
ния. Так, выводы могут завер-
шать параграф, раздел или про-
изведение в целом. Очевидно,
расположение выводов после
небольших разделов усиливает
обучающий эффект материала.
Но, с другой стороны, текст ста-
новится чрезмерно дробным, и
студент не может целостно вос-
принимать произведение. Так,
если материал сложен для усво-
ения, содержит описание мето-
дов и способов решения профес-
сиональных задач и к тому же
полностью раскрывает какую-
то законченную тему, то выво-
ды помогают осмыслить содер-
жание. Если же данный раздел
находится в соподчиненной свя-
зи с другими или раскрывает не
целую тему, а одну-две микро-
темы, то выводы необходимо
расположить позже, после пол-
ного завершения темы.
Особенно важно, чтобы выводы
к разделу были связаны с содер-
жанием этого раздела. Автор
должен стремиться к убедитель-
ности, доказуемости и прогнозируемости выводов.

Автор, формируя структуру и композицию учебной кни-
ги, должен учитывать, что изложение материала в основ-
ном тексте определяется логикой науки, лежащей в осно-
ве учебной дисциплины, а также научными методами, ко-
торые используются в соответствующей области знания.
Важнейшие требования к подготовке основного текста:

• полнота отражения учебного предмета, которая рег-
ламентируется учебной программой (или ее разделом);

• правильность использования основных терминов и по-
нятий, характеризующих содержание предмета. Все тер-
мины и понятия должны иметь определения, раскрывать-
ся и объясняться;

• научность приводимых классификаций, законов, за-
кономерностей;

• соответствие структуры основного текста структуре
программы или ее раздела.

Пояснительные тексты имеют, как правило, шрифте-

вое выделение и располагаются в границах той страни-
цы, на которой расположен основной текст. Они содер-
жат популяризаторскую информацию, примеры исполь-
зования или внедрения различных результатов данной
сферы деятельности, исторические справки.
Требования к пояснительным текстам:

• связь с основным текстом;

• целесообразность выбора аспектов пояснения;

• функциональная значимость (расширение обучающих
возможностей издания);

• правильность расположения;

• соответствие объема решаемым задачам;

• доступность для соответствующей категории читате-
лей.

Дополнительные тексты, как правило, - документы,
письма, свидетельства очевидцев, научные материалы.
Они помещаются в конце разделов или в приложениях.
Эти тексты усиливают степень достоверности излагаемо-
го в основном тексте содержания.

Язык и стиль учебного издания должны помогать усво-
ению материала, заинтересовывать обучаемого, воспи-
тывать научный стиль мышления.

Общие требования к языку и стилю:

• органическая связь со специальным языком соответ-
ствующей науки или сферы деятельности;

• полнота и точность использования основного терми-
нологического фонда данной области деятельности;

• правильное введение стандартизованной лексики и
фразеологии данной сферы деятельности в учебный текст;

• единообразие оформления постановки сходных про-
блем, введение терминов и понятий, развертывания рассуж-
дений, формулировок и выводов;

• ясность, четкость изложения;

• понятность для определенной категории обучаемых;

• правильность выбора типа изложения материала (опи-
сание, повествование, рассуждение);

• соответствие изложения общелитературным нормам;

• подчиненность обучающим и образовательным зада-
чам.

Иллюстрации вводятся для дополнения и пояснения
текста. При отборе иллюстративного материала необ-
ходимо учитывать содержание учебного предмета, уро-
вень обучения, специфику читательского адреса. Кро-
ме того, следует опираться на особенности этапа по-
знания конкретного предмета. Так, в ознакомительных
курсах иллюстрации могут иметь общий характер, в спе-
циальных - конкретный.

Общие требования к иллюстративному материалу:

• целесообразность включения иллюстраций (цветных
и черно-белых, предметных и сюжетных, образных и аб-
страктных), соответствие иллюстраций отобранным для
демонстрации фрагментам текста, выполнение иллюстра-
циями соответствующих функций (обеспечение наглядно-
сти объектов, процессов, выявление связей между ними,
комментирование, разъяснение, углубление смысла тек-
ста, помощь в запоминании и усвоении знаний);

• правильность размещения иллюстраций в издании;

• качество иллюстраций (наглядность, эстетические
свойства, совпадение с текстом).

Особенности терминологии
в учебном издании

Термин - это слово или сочетание слов, являющихся
точным обозначением определенного понятия какой-либо
специальной области знания или конкретной сферы чело-
веческой деятельности. Несмотря на то, что терминосис-
тема уже сложилась в каждой области, тем не менее она
постоянно развивается.

Понятие - логически расчлененная мысль, отобража-
ющая общие и существенные признаки предметов и яв-
лений. Не все понятия обозначаются терминами. При
упо'феблении понятий в учебном тексте необходимо одно
и то же явление обозначать одним и тем же понятием.

Термины раскрывают профессиональную основу дис-
циплины - то особенное, что характеризует данный
предмет, выделяя его из всех других дисциплин. Кроме
того, одним из показателей овладения профессией яв-
ляется хорошее знание выпускником профессиональной
лексики, что дает ему возможность профессионально
мыслить.

При работе над текстом учебной книги перед автором
стоит задача определить целесообразность использова-
ния того или иного термина. Так, количество терминов в
учебнике для студентов младших курсов должно быть
меньше количества терминов учебника для студентов
старших курсов.

Автор должен следить за тем, чтобы в данном произ-
ведении каждый термин подразумевал только одно по-
нятие. Определение, отличное от традиционного или об-
щеупотребительного, должно быть разъяснено, причем
необходимо показать, какой аспект определяемого по-
нятия имелся в виду. Дело в том, что каждое научное
определение раскрывает тот или иной аспект явления,
выражая степень обобщения и широту охвата определя-
емых сторон и признаков. Включение в учебное произ-
ведение термина, обозначающего какой-то аспект явле-
ния, который звучит в данной терминосистеме по-ново-
му, требует пояснения.

Определения и термины, вводимые в учебную книгу,
выполняют функцию системообразующего элемента в
структуре учебного материала, причем они акцентиру-
ют внимание обучаемого на отдельных фрагментах тек-
ста. Своеобразную роль играют в учебной книге дефи-
ниции (определения, учитывающие внешние признаки
предмета).

Искусство введения термина в учебный текст приобре-
тает большое значение для овладения материалом, усвое-
ния его содержания, так как термины и определения кон-
центрируют внимание обучаемого на основных элемен-
тах предметной области книги, структурируют материал,
дают возможность познать методы и аспекты характерис-
тик объектов и явлений. Формируя терминосистему учеб-
ной книги, автор должен ориентироваться на основные
требования к употреблению определений и терминов,
включаемых в произведение, которые предполагают еди-
нообразие их использования, четкость и ясность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Московский гуманитарный университет высшее образование для XXI века

    Доклад
    В настоящее время культурология и как научная специальность и как направление подготовки обрела свой статус. Несмотря на то, что процесс конституирования культурологии не является безболезненным, и многое в культурологическом знании
  2. Казинка История России XIX века. Класс 8 Количество часов 40 учебники

    Учебники
    Г. Петрович «Итоговый экзамен по истории в средней школе» Тесты по истории из серии «Готовимся кГИА» В.И. Пискарев Олимпиады по истории России» - 9 -11 классы А.
  3. Мир после кризиса основные гуманитарные тенденции становления в XXI веке концепции культуры развития человека, общества и цивилизации Для обсуждения

    Документ
    Введение. Всеобщая востребованность новой глобальной концепции развития XXI века, ориентированной на правду, справедливость, доверие и ответственность
  4. Программа дисциплины 1 экз в ч з. Учебник или учебное пособие

    Программа дисциплины
    Канке В. А. Концепции современного естествознания : Учебник для студ.вузов / Канке, Виктор Андреевич ; В.А. Канке. - 2-е изд.,испр. - М. : Логос, 2002.
  5. Учебник для вузов международный менеджмент

    Учебник
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).

Другие похожие документы..