Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится « » 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 21 декабря 2011 года в 14 часов на заседании специализированного диссертационного совета Д.208.126.01 ФГБУ Эндокринологический Научны...полностью>>
'Документ'
Наименование платежа : Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими т...полностью>>
'Документ'
Спад виробництва відбувся за такими основними видами промислової діяльності як хімічна і нафтохімічна промисловість, виробництво харчових продуктів, ...полностью>>

Региональная программа развития малого Предпринимательства в г. Севастополе на 2011-2012 годы г. Севастополь 2011 г

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проблемные вопросы малого предпринимательства

В сфере развития малого и среднего предпринимательства существует немало проблем, которые необходимо решать не только на региональном уровне, но и на государственном.

Главными из них являются:

  • несовершенство системы нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность предпринимательских структур;

  • высокие процентные ставки по кредитам банков, неразвитость систем взаимного кредитования и кредитно-гарантийных учреждений;

  • неудовлетворительное финансовое состояние субъектов малого предпринимательства, сложность доступа к материальным ресурсам, которые находятся в государственной и коммунальной собственности (земельные участки, нежилые помещения, оборудование, инженерные коммуникации);

  • практически полное отсутствие материально-технической и, прежде всего, финансовой поддержки малого бизнеса со стороны государства, отсутствие настроенной системы гарантий и страхования кредитных и инвестиционных рисков;

  • дефицит квалифицированных специалистов для работы в рыночных условиях; низкий уровень профессиональной подготовки работников сферы малого и среднего бизнеса;

  • проблемы доступа к информационным ресурсам;

  • часто неоправданное вмешательство государственных контролирующих органов в деятельность предпринимательских структур, а также проявления коррупции.

Не способствует эффективному подъему предпринимательской активности и общая сложная экономическая ситуация в стране, что усиливается на местном уровне региональной спецификой Севастопольского региона, которая заключается в том, что городская промышленность сначала ориентировалась на обслуживание ВПК, фондо- и наукоемкие виды производств, а сельское хозяйство является сложным технологическим комплексом с длительным циклом производства (виноградарство, виноделие и садоводство), в связи с чем внедрение субъектов малого бизнеса в традиционные сферы городской экономики очень усложнено. Кроме того, значительная часть земель города, которые могли бы быть использованы для ведения хозяйственной деятельности и, особенно, для развития курортно-туристической индустрии, заняты военными формированиями Черноморского Флота Российской Федерации и ВМС Украины. С другой стороны, дефицит земли, свободных производственных площадей, оборудования и сырья для переработки также препятствует развитию новых видов и направлений деятельности малого предпринимательства.

Не менее важной проблемой, на решение которой направлены отдельные мероприятия Программы, является отсутствие качественной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в регионе. Формирование такой инфраструктуры становится важнейшим условием для обеспечения финансовой, материально – технической, информационной, технологической, консультативной, маркетинговой, кадровой и образовательной поддержки.

К позитивной составляющей специфики региона можно отнести выгодное географическое положение Севастополя; наличие инфраструктуры автомобильных, железнодорожных, водных и воздушных коммуникаций; высокую квалификацию трудовых ресурсов; благоприятные природно-климатические условия; богатые культурные и исторические традиции.

При эффективном использовании данных преимуществ можно рассматривать перспективы развития региона как крупного международного торгово-промышленного, научного и туристическо-рекреационного и портового центра юга Украины.

2.2 Результаты выполнения Региональной программы развития малого предпринимательства в г. Севастополе на 2009-2010 годы

Тенденции развития малого бизнеса

По данным государственной налоговой администрации в городе Севастополе общее количество зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности на 01.01.2011г. составляет 40,6 тысяч человек, в т.ч. 13,9 тысяч – юридические лица и 26,7 тысяч – физические. При этом рост общего числа предпринимателей к аналогичному периоду прошлого года составляет 4,5% и 4,2% - к началу предыдущего года. Из общего числа предпринимателей свыше 33 тыс. юридических и физических лиц (или 94,5%) работают и уплачивают налоги.

Анализ прироста количества субъектов ведения хозяйства в малом предпринимательстве в регионе свидетельствует о стойкой тенденции к росту этого сектора экономики.

По оперативным данным государственной налоговой администрации в г.Севастополе количество малых предприятий в 2010 году составило 8,4 тыс., СХД – физических лиц – 26,7 тыс. чел., что на 3% больше, чем в 2009 году. В городе зарегистрировано и работает 24 фермерских хозяйства.

Анализируя основные показатели развития малых предприятий за 2006-2010 годы, можно сделать вывод о динамичном росте количества малых предприятий и объемов реализации их продукции.

Рис. 2 Динамика количества субъектов предпринимательства в г.Севастополе за 2006 – 2010 годы.

Рис.3 Структура субъектов малого предпринимательства в регионе по состоянию на 01.01.2011г.

Всего от СХД в бюджет города за 2010 год поступило налогов и сборов на сумму 290,8 млн. грн., что меньше поступлений предыдущего года (за счет резкого уменьшения поступлений от СХД – юридических лиц). Рост объемов налоговых поступлений от СХД – физических лиц на 12,7% свидетельствует о повышении эффективности хозяйственной деятельности ряда субъектов малого предпринимательства, которые занимают стабильную позицию на рынке; о снижении уровня теневой хозяйственной деятельности реально работающих субъектов, о повышении налоговой культуры. Также значительное влияние на получение дохода от реализации товаров (работ, услуг), и соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджет, оказывает и увеличение числа покупателей в курортный сезон за счет отдыхающих.

Рис. 4 Доля поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней, %

Соответственно, доля поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней уменьшилась с 23,7% в 2009 году до 18,7% в 2010 году.

Малый бизнес Севастополя, как и ранее, ориентирован на операции с недвижимостью (23,4%), торговую деятельность (21,1%), строительство (9,9%), промышленность (9,7%), транспорт (5%).

Реализация Региональной программы

развития малого предпринимательства

Несмотря на недостаточное в 2009 – 2010 годах финансирование Программы работа по реализации Региональной программы развития малого предпринимательства в г. Севастополе на 2009-2010 годы, принятого решением городского совета в 17.12.2008 г. № 5887, продолжалась.

В реализации программы активно участвуют специалисты Севастопольской торгово-промышленной палаты, КП «Агентство экономического развития города Севастополя», Городского центра занятости, школы ОСБИ (основы содействия бизнеса), регионального отделения Союза малых, средних и приватизированных предприятий, регионального отделения Союза промышленников, аграриев и предпринимателей, общественной организации «Лига офицеров Севастополя», региональной рабочей группы по реализации президентского проекта «Украинская инициатива» и многие другие.

На выполнение Программы бюджетом на 2009 год были предусмотрены средства в размере 490 тысяч гривен, из которых фактически из городского бюджета выделено всего 25,0 тыс. грн., которые были направлены на продвижение инвестиционной привлекательности г. Севастополя путем организации работы передвижного мультимедийного выставочного комплекса с использованием выставочных технологий КП «Агентство экономического развития г.Севастополя».

На выполнение Региональной программы развития малого предпринимательства в г.Севастополе в 2010 году было предусмотрено 500,0 тыс.грн., из которых из местного бюджета выделено всего 50,0 тыс.грн. Вся сумма средств также направлена на организацию и проведение выставочно – ярмарочных мероприятий и участие в них севастопольских субъектов хозяйствования с целью повышения конкурентоспособности региональных товаров (работ, услуг) на украинских и международных рынках..

Социальная направленность мероприятий по

подготовке кадров для предпринимательства

Поскольку государственная политика последних лет носит социально-направленный характер, первым шагом на пути эффективного ведения предпринимательской деятельности является осведомленность общества об основах ведения бизнеса. В эпоху кардинальных общественных изменений, когда люди активно меняют сферу деятельности, растет роль учебных структур по подготовке и переподготовке кадров для предпринимательства.

В рамках Региональной программы развития малого предпринимательства в г. Севастополе на 2009 – 2010 годы городским центром занятости проводилась работа по созданию новых рабочих мест для незанятого населения. За 2010 год в городе за счет всех источников финансирования создано 8485 новых рабочих мест, что на 5,5% больше, чем в 2009 году. Предприятиями, учреждениями и организациями города создано и укомплектовано кадрами 1947 рабочих мест. Физическими лицами – субъектами предпринимательской деятельности для наемных работников создано 2847 рабочих мест, 3691 – путем регистрации трудовых отношений.

За 2010 год при содействии городской службы занятости организовали собственное дело как субъекты предпринимательской деятельности 96 безработных, которые получили одноразовую помощь по безработице для организации предпринимательской деятельности за счет средств Фонда общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы на общую сумму 1093,3 тыс. грн.

С целью обеспечения занятости граждан, которые нуждаются в дополнительных гарантиях социальной защиты, и безработных с длительным периодом безработицы, организуется трудоустройство этих категорий населения с предоставлением дотации работодателям. За 2010 год за счет средств Фонда общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы трудоустроено 100 безработных. На единовременную выплату помощи по безработице для организации безработными предпринимательской деятельности за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы по итогам 2010 года затрачено 1200,7 тыс. грн.

Будущие предприниматели из числа безработных, которые стремятся получить одноразовую помощь по безработице для начала собственного дела, проходят в центре занятости специализированный курс повышения квалификации «Основы предпринимательской деятельности». В отчетном периоде обучалось 279 безработных.

Для безработных, которые проходили профобучение по программе «Основы предпринимательской деятельности» предлагался курс лекций на темы: «Предпринимательство в системе права Украины», «Налоговая система Украины», «Особенности применения законодательства о труде в предпринимательской деятельности», «Бизнес-планирование». По итогам курсов «Основы предпринимательской деятельности» и «Современные компьютерные технологии и автоматизация финансово – экономической деятельности» для безработных проводились «круглые» столы, в ходе которых безработным предлагался ряд новаций, в частности, относительно личных резюме, рекомендательных писем от учебных заведений, где проходили курсы, тренинговые занятия по проведению собеседования с работодателями, использования Интернет – ресурсов центра занятости.

На организацию профобучения по специальностям, ориентированным на предпринимательскую деятельность, из Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы за 2010 год потрачено 110,7 тыс. грн.

Нельзя не отметить многолетнее сотрудничество управления экономики городской госадминистрации с ООО «Общество содействия бизнесу», на базе которого в 2005 году был открыт бизнес – центр для молодежи, студентов и выпускников ВУЗов. В связи с резким удорожанием аренды помещений центр был закрыт. Однако, задачи по подготовке молодежи к предпринимательской деятельности и повышению экономической грамотности продолжают решаться в рамках школы «ОСБИ». Ежегодно проводится набор слушателей на курсы «Бухгалтер предприятия + 1С», которые курирует газета «Все о бухгалтерском учете». Курсы проводятся с участием квалифицированных консультантов, к концу обучения 80 % слушателей трудоустраиваются по специальности.

Помимо бухгалтерского, ООО «ОСБИ» проводит обучение молодежи по следующим направлениям:

  • «Инспектор отдела кадров»;

  • «Администратор гостиниц»;

  • «Оператор персонального компьютера» и др.

В общеобразовательных школах г. Севастополя для старшеклассников проводится профессиональная подготовка с выдачей квалификационного свидетельства установленного образца, дающего возможность трудоустройства и получения заработка. К окончанию школы старшеклассники сдают квалификационный экзамен по таким профессиям как: «Агент по организации туризма» и «Официант – бармен», что дает им возможность приобрести опыт работы и попробовать свои силы в получении заработка.

В 2008 году управлениям экономики налажено сотрудничество с общественной организацией „Лига офицеров Севастополя”, которая в рамках государственной программы реформирования вооруженных сил Украины и проекта Норвегия - Украина организует бесплатную переподготовку и трудоустройство военнослужащих, уволенных в запас, а также членов их семей по разным направлениям, в т.ч. по специальностям: экономика малого предприятия; основы предпринимательской деятельности. Занятия проводятся на базе ведущих ВУЗов Севастополя ежегодно в два этапа с 1 марта и с 1 октября.

Финансирование учебы предусмотрено государственной программой социальной и профессиональной адаптации военнослужащих, которые подлежат увольнению, и лиц, уволенных из рядов военной службы, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 2007 года № 720. Ежегодно сумма средств на обучение составляет более 500 тыс. грн. В 2009 году на обучение военнослужащих, уволенных в запас, выделено финансирование в сумме более 500 тыс. грн., в 2010 году – более 700 тыс. грн.

Кроме общественных организаций большую работу по предоставлению реальной помощи малому бизнесу проводит Севастопольская торгово – промышленная палата. Это в основном работа по организации и проведению семинаров – тренингов по поддержке предпринимательства, предоставлению консультативной помощи по разработке инвестиционных планов с привлечением инвестиций в туристическую и строительную отрасли; организации учебы с целью ориентации предприятий на внедрение требований международных стандартов и разработки интегрированных систем качеств менеджмента.

На протяжении последних нескольких лет Севастопольская торгово – промышленная палата (СТПП) проводит изучение возможности образования потенциальных кластеров, принимает участие в их создании и последующем развитии. В современных рыночных отношениях деятельность торгово – промышленной палаты направлена на поддержку инициатив по созданию и развитию кластерных объединений, основанных на интересе, взаимной выгоде, которые влияют на производительность труды и занятость населения. С учетом принятия Манифеста о кластерах и утверждения Кабинетом Министров Украины концепции по развитию кластеризации Севастопольской ГГА совместно с Севастопольской ТПП проведены:

- в 2009 году - Четвертая Всеукраинская конференция “Развитие инновационных кластеров в современных условиях реструктуризации экономики”.

- в 2010 году - Пятая Всеукраинская конференция «Инновационные инструменты и кластерный подход в реализации государственной региональной политики: опыт Украины и других стран».

В своем журнале «Бизнес-партнер» Севастопольская торгово-промышленная палата информирует предпринимателей о наиболее значимых мероприятиях, которые проводятся в Украине и других странах, информирует о событиях в жизни предпринимателей Севастополя, а также предоставляет конкретные консультации и коммерческие предложения.

О реализации Президентского проекта «Украинская инициатива»

«Украинская инициатива» - программа переподготовки управленческих кадров для сферы предпринимательства, принятая украинским правительством. Переподготовка по этой программе происходит в два этапа. На первом организуется обучение представителей бизнес – структур, имеющих базовое высшее образование, в сфере экономики, менеджмента финансов и т.п. Финансируется обучение за счет средств государственного бюджета.

На втором этапе, реализуемом совместно с международными донорскими программами, участники получают возможность пройти стажировку на предприятиях в странах Западной Европы. Эта часть программы финансируется за счет средств международной технической помощи.

В результате работы региональной рабочей группы МЦПК в г. Севастополе в 2009 – 2010 учебном году закончили учебу и получили диплом о втором высшем образовании по специальности «Экономист» 29, а также по специальности «Финансист» 19 представителей бизнес – структур на базе Крымского научного центра Тернопольского Национального экономического университета.

Всего за время действия Президентского проекта за счет средств государственного бюджета получили второе высшее образование 261 представитель малого и среднего бизнеса г. Севастополя: 47 человек на базе Восточно-украинского национального университета им. Даля (г. Луганск) и 214 специалистов на базе Крымского научного центра Тернопольского Национального экономического университета.

В июне 2010 года проведен очередной отбор претендентов, в результате которого еще 50 представителей предпринимательских структур в течение 2010-2011 учебного года будут учиться при поддержке Президентского проекта «Украинская инициатива».

Важным элементом Программы является второй ее этап - бесплатная стажировка лучших выпускников – руководителей предпринимательских структур разного уровня за счет средств донорских организаций в странах с развитой рыночной экономикой. С целью изучения опыта деятельности в условиях конкурентной среды 17 предпринимателей Севастополя приняло участие в стажировке в странах ЕС.

Информация о Программе «Украинская инициатива» постоянно выходит в газетах «Слава Севастополя», «Севастопольские вести», «Севастопольская панорама», а также на «Народном канале» Севастопольской телерадиокомпании.

Регуляторная политика

В 2009-2010 гг. продолжалась работа органов власти по внедрению регуляторной деятельности в сфере предпринимательства.

В соответствии с Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» каждый проект регуляторного акта в обязательном порядке проходит соответствующую процедуру: обнародование в СМИ и на сайте городской администрации, проведение анализа регуляторного влияния, отслеживания, публичные слушания. Только после этого регуляторный акт получает согласование представительства Госком-предпринимательства Украины и при необходимости подается на государственную регистрацию в Главное управление юстиции в г. Севастополе.

На сайте городской госадминистрации размещается и постоянно обновляется информация по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

В течение 2009-2010 годов были проведены несколько Форумов «Бизнес и власть - партнеры» при участии руководителей городской и районных госадминистраций, городского и районных Советов, структурных подразделений центральных органов исполнительной власти, объединений предпринимателей и представителей бизнес-структур, на которых рассматривались наиболее актуальные проблемы предпринимательства. По итогам проведения Форумов подписан Меморандум о сотрудничестве между городской госадминистрацией, городским Советом и Союзом промышленников, предпринимателей и аграриев г.Севастополя.

Разрешительная деятельность

Во исполнение Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» в четырех районных государственных администрациях города Севастополя созданы и до июня 2010 года работали разрешительные центры, в которые обращались субъекты хозяйственной деятельности за консультациями и с целью получения разрешительных документов. Созданный в июле 2005 года по принципу организационного единства разрешительный центр из-за несовершенства законодательной базы работал в информационно-консультационном режиме.

С целью создания благоприятного бизнес - климата в г.Севастополе и максимального привлечения всех местных разрешительных органов к работе по выдаче документов разрешительного характера в разрешительном центре по принципу организационного единства, 21 июня 2010 года в г.Севастополе начал свою деятельность Севастопольский разрешительный центр, который территориально объединил все разрешительные структуры города.

В работе Севастопольского разрешительного центра по состоянию на 01.01.2011 года принимают участие представители следующих местных разрешительных органов:

  • главное управление ветеринарной медицины в г. Севастополе;

  • управление градостроения и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации;

  • управление Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель главного управления Госкомзема в г. Севастополе;

  • управление здравоохранения Севастопольской городской государственной администрации;

  • инспекция государственного архитектурно - строительного контроля в г.Севастополе;

  • Севастопольская городская СЭС;

  • Ленинская районная санитарно эпидемиологическая станция в г.Севастополе;

  • Гагаринская районная санитарно эпидемиологическая станция в г.Севастополе;

  • Нахимовская районная санитарно эпидемиологическая станция в г.Севастополе;

  • Балаклавская районная санитарно эпидемиологическая станция в г.Севастополе;

  • Крымская бассейновая санитарно эпидемиологическая станция;

  • ГП „Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство”;

  • государственное управление охраны окружающей природной среды в г.Севастополе;

  • Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций Украины в г. Севастополе;

  • управление жилищного - коммунального хозяйства Ленинской районной государственной администрации;

  • управление жилищного - коммунального хозяйства Гагаринской районной государственной администрации;

  • управление жилищного - коммунального хозяйства Балаклавской районной государственной администрации;

  • Балаклавский районный в г.Севастополе Совет;

  • Нахимовский районный в г.Севастополе Совет.

Если за весь 2009 год в разрешительных центрах, созданных районными государственными администрациями, в нарушение принципа организационного единства, был выдан всего 171 документ разрешительного характера, то за второе полугодие 2010 года работы Севастопольского разрешительного центра в центр обратились 3116 субъекта ведения хозяйства, было выдано 1488 документов разрешительного характера, отказано в выдаче документов 249 субъектам, зарегистрировано 63 декларации, предоставлено 1241 консультация.

Центр оснащен компьютерной техникой с доступом в сеть «Интернет».

На официальном веб-сайте Севастопольской городской государственной администрации открыт раздел «Разрешительная система», где размещается информация о работе разрешительных центров города и городских разрешительных органов.

Финансово - кредитная

поддержка предпринимательства

Финансово – экономический кризис оказал свое негативное влияние на выполнение некоторых мероприятий, предусмотренных Программой. Наиболее ощутимо это сказалось на финансово – кредитной поддержке субъектов малого предпринимательства и реализации ими своих инвестиционных проектов. В результате этого малый бизнес и предприниматели – физические лица остались без действенного инструмента финансово – кредитной поддержки, что особенно негативно повлияло на их деятельность в условиях кризиса.

В 2009-2010 годах из-за недостаточного бюджетного финансирования микрокредитование субъектов малого бизнеса осуществлялось исключительно филиалами коммерческих банков «Приватбанк», «Форум», «Райфайзен банк Аваль», «Правэксбанк» и другими банками и кредитными учреждениями.

Из государственного и городского бюджетов средства на возмещение процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства для реализации инвестиционных проектов, в 2009 - 2010 годах не выделялись.

Освещение в прессе проблем

предпринимательства

В 2009-2010гг. усилилось внимание средств массовой информации к вопросам поддержки малого и среднего бизнеса. На Севастопольском телевидении, радио и в прессе по актуальным вопросам предпринимательства регулярно выступают руководители и специалисты органов местной исполнительной власти и местного самоуправления, руководители ведущих предпринимательских объединений города, представители бизнес-структур.

Существенную роль в формировании диалога власти и бизнеса играет проведение заседаний за круглым столом, где можно совместно решать проблемные вопросы. В отчетном периоде состоялось немало таких встреч по вопросам решения проблем автоперевозчиков, представителей предпринимательства, которые работают на рынках города, фермеров, по вопросам регуляторной политики, разрешительной системы и другие.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы (1)

    Программа
    «Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», на 2009-2012 годы (далее - Программа)
  2. Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы (2)

    Программа
    «Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», на 2009-2012 годы (далее - Программа)
  3. Программа экономического и социального развития Гагаринского района г. Севастополя

    Программа
    3.6. «Комплексная программа обеспечения эффективного содержания административного здания Гагаринского районного в г. Севастополе Совета – коммунальной собственности территориальной громады Гагаринского района на 2011-2013 годы» на 2012 год
  4. Автономной Республики Крым на 2011 год раздел I общие положения программа

    Программа
    Программа экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011 год (далее – Программа) разработана в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 138 Конституции Украины, пунктом 12 части первой статьи 18 Конституции
  5. I. Повышение конкурентоспособности региональной экономики

    Документ
    Устойчивое развитие экономики, возрождение конкурентоспособных производств, полноценное использование потенциала региона невозможно без привлечения капитала.

Другие похожие документы..