Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
1. Тема лекции: Острый коронарный синдром. Купирование болевого синдрома при ангинальном статусе. Тактика ведения пациентов с острым коронарным синдр...полностью>>
'Документ'
Раннее детство (период от года до трех лет) – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развит...полностью>>
'Документ'
Каждый человек – целый мир, каждый человек – непознанная планета. Многие люди придерживаются этого тезиса. Некоторые отождествляют себя и других с ко...полностью>>
'Документ'
edu.ru – Федеральный портал «Российское образование». Каталог образовательных интернет-ресурсов : Российское образование, Законодательство. Нормативн...полностью>>

Курс "Основы маркетинга" в подготовке маркетологов-менеджеров в гау 36 Количественные методы и вопросы подготовки специалистов в сфере бизнеса. 37

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

Чаплина Д.Н., Савченко И.В.

Управление проектами: сущность, актуальность и особенности применения в России 5

Управленческие тренинги как самостоятельная дисциплина при обучении менеджменту 10

Формы и методы подготовки управляющих для предприятий России 11

Опыт подготовки в Тульском государственном университете руководящих кадров для предприятий Тульской области 13

Регулирование малого и среднего предпринимательства в ЕС 15

Учет вопросов управления собственностью при подготовке менеджеров. 19

Проблемы эффективности подготовки российских менеджеров с участием иностранных специалистов 21

Выработка навыков отбора и найма персонала в процессе обучения менеджменту 23

К особенности подготовки управляющих предприятий (объединений), фирм в области взаимодействия с природной средой. 25

Особенности преподавания внешнеэкономической деятельности в рамках повышения квалификации руководителей предприятий 26

Использование ЭВМ при подготовке менеджеров-маркетологов 27

Дивергентный подход к подготовке менеджеров 32

Роль менеджерской информации в подготовке управляющих для предприятий 35

Курс "Основы маркетинга" в подготовке маркетологов-менеджеров в ГАУ 36

Количественные методы и вопросы подготовки специалистов в сфере бизнеса. 37

Некоторые проблемы формирования концепции управленческого образования в Институте молодёжи. 39

К проблемемаркетингового образования в военно-учебных заведениях России 41

Проблемы векселя во внутреннем торговом обороте и хозяйственной деятельности предприятий. 44

Проблемы преподавания международных аспектов менеджмента 50

Проблемы воспроизводства управленческих кадров в условиях рыночной экономики 52

Полоцкий государственный университет 53

Организация практики экономистов-менеджеров на рабочих местах 54

Реформа управления и опыт обучения практическому менеджменту в вузах Казахстана 59

Методологические аспекты подготовки специалистов по аудиту 62

Системный взгляд на преподавание организационно-управленческих дисциплин 65

Требования к подготовке специалистов для внешнеэкономической деятельности и представительствах российских организаций за рубежом 69

Алгоритм эффективности совместных учебных программ 73

Системный анализ в отечественном бизнес–образовании 73

Опыт дистантного обучения менеджменту 80

Бизнес-образование в России: подготовка специалистов для иностранных фирм 81

Организация практических занятий, курсового и дипломного проектирования при подготовке менеджеров 85

Опыт подготовки менеджеров в МГТУ 86

Важнейшие проблемы подготовки менеджеров 89

Проблемы преподавания международного маркетинга 90

Стандарты экологического менеджмента в международных хозяйственных связях 92

Методика проведения практических занятий по менеджменту 95

О специальных программах развития управленческих навыков для менеджеров-практиков 97

Системный подход в развитии высшего экономического образования 101

К вопросу о подготовке современных менеджеров 108

Проблемы развития сети дистанционного бизнес-образования 111

Состояние и пути укрепления подготовки менеджеров 112

Новые аспекты преподавания курса управления персоналом 113

Проблемы обучения рекламному менеджменту 116

Проблемы становления специальности 022000 – "Связи с общественностью" 119

Региональные аспекты международного сотрудничества в совершенствовании обучения менеджменту 122

Планирование в коммерческом банке 123

Маркетинг образовательных услуг 128

Сотрудничество Международного педагогического Университета в г. Магадане и Университета Штата Аляска США в подготовке менеджеров 131

Роль системы обучения менеджменту в решении проблем регионального развития и межрегионального сотрудничества 135

Подготовка менеджеров для государственной службы: опыт и проблемы. 137

Концепция подготовки финансовых менеджеров по специальности «Финансы и кредит» в Северо-Западной академии государственной службы (СЗАГС). 139

Организация подготовки специалистов в области менеджмента и маркетинга на факультете Экономики и финансов СЗАГС. 141

Чаплина Д.Н. Савченко И.В.

Управление проектами: сущность, актуальность и особенности применения в России

Переход страны к рыночной экономике вызвал резкое увеличение потребностей и интереса к методам управления в условиях рынка. Одним из эффективных современных направлений в этой области является Управления проектами (Project Management). Хотя отдельные элементы методологии Управления проектами (матричные организаци­онные структуры, сотовые графики и др. ) известны, использовались в нашей стране в течение десятилетий, в целом с этим направлением широкие круги отечественных специалистов мало знакомы. Причина в том, что Управление проектами как цельное, в основном, практичес­кая дисциплина изначально развивалась применительно к рыночной экономике, и накопленный опыт не мог быть эффективно использован в условиях существовавшей высокоцентрализованной системы управле­ния. С “другой стороны, именно приспособленность к рыночным усло­виям определяет актуальность использования Управления проектами в отечественной практике в настоящее время.

В современном виде Управление проектами развивается примерно с 60-х годов и первоначально было связано с матричными организа­ционными структурами. В дальнейшем в процессе своего развития оно включила в свою сферу большое количество других аспектов и мето­дов управления, таких как стоимость, риск, качество, работа с участниками и заинтересованными сторонами проекта, организация проектных коллективов, принятие решений, информатика, разрешение конфликтов, человеческий фактор и т.д. Сейчас Управление проекта­ми является сравнительно самостоятельным направлением этой об­ласти, со своей методологией и методами.

Управление проектами сравнительно новое для широких кругов отечественных специалистов направление, в области управления. Интерес к данному направлению российских ученых и практиков в области управления позволяет надеяться на то, что при разумном со­четании с отечественным опытом и традициями с учетом современных реалий страны Управление проектами окажется полезным при реформации систем управления в экономике и других сферах народного хо­зяйства.

Проект - это одноразовая совокупность действий и задач, обла­дающих следующими отличительными признаками:

1) четкие цели, которые должны быть достигнуты с одновремен­ным выполнением ряда экономических, технических и других требова­ний ;

2) внутренние и внешние взаимосвязи операций, задач, и ресур­сов, которые требуют четкой координации в процессе выполнения проекта;

3) определенные сроки начала и конца проекта;

4) ограниченные ресурсы;

5) определенная степень уникальности целей проекта, условий осуществления;

6) неизбежность различных конфликтов. Данное определение понятия проекта не является единственным. Самое общее определение Управление проектами - это управления из­менениями. Концентрированным выражением крупномасштабных измене­ний являются реформы. По своим масштабам, глубине охватываемых процессов и их влиянию проводимые реформы в России - это своеоб­разный эпицентр изменений экономики мира. Проводимые реформы - это взаимосвязанная совокупность разнообразных по масштабам и сложности проектов: социальных, организационных, технических, в том числе и 'в первую очередь, инвестиционных и инновационных. Ре­формы породили новый рынок проектов в России.

Различные организации, столкнувшись с возрастающими проблемами и сложными задачами в своей работе первоначально пытались ре­шить их с точки зрения традиционных иерархических управленческих структур. Такие линейные (функциональные) структуры часто обеспе­чивают высокую производительность и эффективность работ, но вмес­те с тем им свойственны определенные принципиальные недостатки:

- неспособность специализированных (функциональных) подразде­лений организовать эффективную совместную работу я координацию с другими подразделениями, заказчиком, правительственными органами и т. д. Это часто оказывается критическим для успеха проекта и ор­ганизации. В ряде случаев функциональные менеджеры страдают так называемым "тоннельным эффектом", когда они не знают или плохо представляют и не учитывают цели всего проекта или организации.

Поэтому часто то, что представляется полезным функциональному ме­неджеру для его подразделения, вредно для проекта или организации в целом.

- соперничество или несогласованность действий между линейны­ми подразделениями может привести к потере или задержке критичес­ки важной информации.

- ответственность за взаимоотношения и координацию может быть размытой или неопределенной из-за, параллелизма или неправильного распределения обязанностей. - Когда ответственность за работу, которая выполняется несколькими линейными подразделениями, распределяется между ни­ми, то это замедляет и усложняет процесс принятия решений и ока­зывает отрицательное влияние на весь проект. При этом увеличива­ется вероятность неадекватного или запоздалого реагирования на изменения условий проекта.

- сложная организационная структура не позволяет высшему ру­ководству уделять должного внимания повседневным проблемам управ­ления проектами.

Любая из перечисленных причин может привести к неудаче проекта, следовательно, нужны изменения, такие как контроль и система обратной информационной связи. При попытке реализовать эту идею возможны различные подходы и Управление проектами является одним из них.

Сущность методологии Управление проектами - сосредоточение прав и ответственности за достижение цели проекта на одном чело­веке или небольшой группе. Это осуществляет проектный менеджер, в основном, концентрируя ответственность за следующие ключевые функции;

1) составление и контроль сметы расходов;

2) составление и контроль графиков работ;

3) распределение ресурсов;

4) управление качеством;

5) управление риском:

6) связи с клиентами, заказчиками, потребителями продукции с различными группами и лицами, вовлеченными в проект (соци­альные группы, местное население, власти, средства массо­вой информации).

Управление проектами может быть определено как искусство и наука координирования людей, оборудования, материалов, финансовых средств и графиков для выполнения определенного проекта в задан­ные сроки, в пределах бюджета и удовлетворение условий заказчика (потребителя).

Актуальность использования методологии Управления проектами для России определяется двумя основными факторами. Первым факто­ром является возрастающая сложность проектов и организаций их осуществляющих. Вторым фактором является то, что Управления про­ектами изначально создаваясь и развиваясь в рыночной экономике, представляется актуальным в данных условиях. В то же время следует учитывать, что особенности Управления проектами в стране во многом определяются социально-экономическими условиями. Одним из определяющих процессов является разгосударствление и приватизация основной массы государственной собственности, что приводит к соз­данию независимых владельцев и инвесторов. Изменяется роль госу­дарственных органов в управлении экономикой, где преобладающими становятся макроэкономические методы (путем регулирования цен, налогов, кредитов, лицензий и т.д.). Это касается как государст­венных предприятий, получающих большую хозяйственную самостоя­тельность, так и частного сектора. В то же время еще практически не начался процесс демонополизации промышленности и создания на этой основе эффективных конкурентных механизмов развития экономи­ки. В процессе становления находятся такие важнейшие элементы ры­ночной системы, как коммерческие банки, биржи, налоговая система, правовое обеспечение предпринимательства, регулирование деятель­ности иностранного капитала внутри страны и внешнеэкономической деятельности отечественных юридических и частных лиц. Слабо раз­вита сеть консультационных и посреднических фирм, рекламных агентств, информационная система по обслуживанию рынка. Очевидно, что в сложившейся социально-экономической ситуации при нынешнем состоянии экономики велика потребность в самых разнообразных про­ектах, связанных с выходом из кризисного положения. Так только на федеральном уровне предполагается до 2000 года осуществить около' 400 широкомасштабных комплексных научно-технических, организаци­онных и инвестиционных программ, содержащих десятки тысяч крупных и средних проектов.

Для всех проектов, осуществляемых во время крупных реформ, можно выделить общие сферы изменений, определяющие главное содержание проектов. К ним относятся:

1) изменение отношений собственности;

2) изменение рынка;

3) изменение организационных;

4) выработка концепции развития системы: определение целей,

перспективных видов деятельности продукции и услуг, стра­тегии ее экономической политики и развития и. т. д. ;

5) изменение производственной системы на основе изучения рын­ка, стратегии развития, оценки возможностей, изменений производственной структуры, технологии и др. ;

6) изменение системы управления адекватно новым целям, задачам, требованиям и возможностям:

изменение методов и средств управления и обеспечивающих

инфраструктур (информационной, компьютерной, технической). Принципиальная схема изменений показана на рис. 1.

Анализ происходящих изменений в рамках реформ позволяет

выде­лить три класса проектов различных типов и видов.

1) Мега проекты - это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных, общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, национальными (например: развитие сво­бодных экономических зон, республик, малых народностей Севера и т.д. ), межотраслевые (затрагивающие интересы нескольких отраслей экономики), отраслевые и т.д. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на. Верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т.д. Программы носят макроэкономический характер, затрагивают интересы . всего или значительной части населения и требуют тщательной подготовки, специальных методов координации и управления при их осуществлении. По своему содержанию программы могут быть: экономическими, социальными, техническими, смешанны­ми.

2) Мультипроекты - это комплексные программы или проекты, осу­ществляемые в организациях и фирмах при - переходе их к рыночной экономике. Такие программы связаны с определением концепции и направлений стратегического развития организаций и предприятий и превращение их в прибыльные, финансово устойчивые и социально благополучные фирмы, эффективно функционирующие в новых условиях и приспособленные к динамичным изменениям внешней среды. Мультипроекты включают как изменения, касающиеся трансформации существу­ющих или создание новых организаций и фирм, так и изменений, свя­занных с созданием системы внутрифирменного управления при выпол­нении множества заказов (проектов) и услуг в производственной программе фирмы, ограниченной ее производственными, финансовыми, Временными возможностями и требованиями заказчиков. К этому клас­су относятся проекты, например, создания новых структур рыночного типа, конверсия оборонных предприятий, трансформация государст­венных предприятий и другие.

3) Монопроекты (или просто проекты) - это различные инвестиционные, инновационные и другие проекты, имеющие определенную цель и четко определенные нормы по финансам, ресурсам, времени и качеству, требующие создания единой проектной команды.

Анализ происходящих изменений и потенциальных областей приме­нения Управления проектами показывает, что в России уже имеются примеры в этой сфере. Однако для широкого и эффективного примене­ния Управления проектами требуется обеспечить ряд необходимых ус­ловий и предпосылок. Важнейшими из них являются:

- доступные методы и средства Управления проектами, удовлет­воряющие реальным отечественным условиям и требования существую­щих проектов;

- подготовка специалистов по Управлению проектами, способных обеспечить развитие и применение Управление проектами на практи­ке;

- формирование рынка Управления проектами как осознанной не­обходимости для использования этого инструмента управлении из­менениями.

На основании вышеизложенного можно предположить, что расшире­ние сферы применения Управления проектами будет продолжаться, так как все большее число сфер человеческой деятельности приобретает проектный характер. Практическое использование этой методологии сложнее, чем традиционные методы управления, но на позволяет эф­фективно разрешать многочисленные и все усложняющиеся проблемы уп­равления современными проектами, обеспечить их успешное заверше­ние, сокращая расходы и сроки осуществления. Практическая значи­мость Управления проектами отражена в создании сети учебных цент­ров, национальных и международных организаций и ассоциаций.

Чечурина М.Н., к.т.н. профессор,

зав. кафедрой менеджмента и

маркетинга Мурманского

государственного технического

университета.

Управленческие тренинги как самостоятельная дисциплина при обучении менеджменту

Государственный стандарт по специальности 061100 - менеджмент предусматривает большой блок гуманитарных и естественно - научных дисциплин. Как правило, они читаются на первых двух курсах. В связи с этим, изучение специальных дисциплин, связанных с менеджментом, начинается с третьего курса.

Идея начинать обучение менеджменту с первого курса возникла после прохождения стажировки рядом преподавателей в Таллиннской школе менеджеров у Тарасова В. К.. Он разработал тренинги для выявления лидеров при отборе резерва руководителей. Мы же, несколько видоизменив их и разработав соответствующие ситуации - задания, стали применять эти тренинги для обучения навыкам и умениям, необходимым будущим менеджерам. Так возникла отдельная дисциплина - управленческие тренинги - 288 часов которых проводятся в виде 4-х часовых занятий каждую неделю первые два курса.

Управленческий тренинг - инструмент менеджмента. Это метод группового обучения.

Специалисты из Института тренинга (г. Санкт-Петербург) так определяют тренинг:

"Тренинг - это многофункциональный метод преднамеренного изменения психологических феноменов человека, группы и организации, направленный на гармонизацию личного и профессионального бытия человека".

Сложность научить чему-либо (особенно взрослых) состоит в том, что при традиционных методах обучения (лекции, семинары) люди склонны принимать лишь ту информацию, которая соответствует их картине мира. Это естественная психологическая защита - информационный фильтр человека, перегруженного потоками информации.

Тренинг же - это игра, в ней в сжатом времени анализируются деловые ситуации. Студенты включаются в интенсивную работу над ними, мобилизуя свой интеллект, жизненный опыт, знания и активно усваивают новую информацию. А, главное, сами приобретают навыки, умения, алгоритмы решения проблем, заключенных в предлагаемых ситуациях.

Практика обучения показала, что даже не владея экономическими, психологическими и менеджерскими категориями, студенты на уровне подсознания формируют навыки поведения и умения, необходимые будущему менеджеру. Это, прежде всего умение работать в группе и отстаивать групповое решение (тренинг "Конвертор"), умение оценивать последствия управленческих решений ( дальние и близкие, положительные и отрицательные), умение четко держать цель, навыки передачи и перехвата управления (тренинги "Поединок" и "Слалом"), выработка управленческих эмпатий ( тренинг "Князь") и другие.

В целом, ряд основных тренингов, проводимых в нашем вузе при обучении менеджеров, сведены в таблицу.

Л.П.Лебедева, профессор каф.

Менеджмента и маркетинга, МГИМО



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1. Понятие маркетинга. Классическая и альтернативная концепция маркетинга

    Документ
    М. – соц. и управленч. процесс, с пом. которого отд. лица и группы удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом.
  2. Основы построения бизнес-инкубаторов Москва • Издательская корпорация «Логос» • 1999

    Документ
    Издание подготовлено при содействии Института «Открытое общество» (в рамках Программы «Социальная адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или в отставку») и Российско-Канадской программы развития бизнес-инкубаторов
  3. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и зарубежный опыт Москва

    Документ
    Предлагаемый вниманию читателей сборник состоит из трех частей. Первая часть содержит ряд методологических статей о роли и организации процесса бизнес-инкубирования; вторая включает материалы состоявшейся 20-21 сентября 2001 г.
  4. Краткий курс филип котлер издательский дом "вильямс" Москва Санкт-Петербург Киев 2007 ббк (У)65 290-2

    Книга
    Первое знакомство с теорией маркетинга большинства граждан бывшего СССР началось с книги Филипа Котлера "Основы маркетинга", выпущенной издательством "Прогресс" в 1990 году Учебник оказался настолько свое­временным и востребованным,
  5. Основы понятий об инновациях

    Документ
    Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с техникой и технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики.

Другие похожие документы..