Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Заседание'
С. « Работа с учебником при изучении новой темы на уроках химии и географии» Заседание МО 7 Чухрий В....полностью>>
'Урок'
У посібнику-рекомендаціях викладачка значну увагу приділила методам набуття навичок самостійної роботи на уроках креслення; прийомам стимулювання та ...полностью>>
'Программа'
постановление Администрации Волгоградской обл. от 30.03.2009 N 85-п "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие и поддержка малог...полностью>>
'Поэма'
юмористические рассказы. 9. М.Горький. Повесть «Детство». Рассказ «Старуха Изергиль». 10. Л. Андреев «Кусака». 11....полностью>>

Квалификационные работы по теории и методике физического

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КУРСОВЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учебно-методическое пособие

Смоленск

2006

ББК. 74.570+74.100.55

К 93

Курсовые и выпускные квалификационные работы по теории и методике физического воспитания и развития детей дошкольного возраста /Составители: А.Я. Смирнова, Л.А. Ульянова. – Смоленск: СПК, 2006. – 59с.

В пособии рассматриваются общие положения об организации выполнения и защиты курсовых и выпускных квалификационных работ в системе среднего профессионального педагогического образования, предлагаются примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ по теории и методике физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей среднего профессионального педагогического образования по специальности 050704 Дошкольное образование с дополнительной квалификацией руководитель физического воспитания.

Рекомендовано к публикации кафедрой педагогики дошкольного образования

Рецензент В.Я. Лыкова доктор педагогических наук, профессор

© Составители: А.Я Смирнова, Л.А. Ульянова, 2006

©Смоленский педагогический колледж, 2006

В В Е Д Е Н И Е

Учёба в среднем или высшем специальном учебном заведении предусматривает усвоение студентами системы специальных знаний, которые будут способствовать развитию их способностей к научному исследованию.

Приобщение к науке происходит во время учебы в образовательном учреждении, где подготовка специалистов дошкольного образования заключается не только в овладении данными педагогической науки, но и в развитии способности быть исследователем.

К учебно-исследовательской работе студенты приобщаются в течение всех лет обучения, изучая теорию выбранной области знания, слушая лекции, изучая рекомендованную преподавателем и самостоятельно подобранную литературу, делая доклады на семинарах, участвуя в обсуждении проблемных вопросов.

Проявление интереса к научной работе у студентов, стремление ею заниматься зависит от многих факторов: интереса к проблеме, увлеченности руководителя и др.

Специальность 050704 Дошкольное образование предусматривает написание студентами курсовых и выпускных квалификационных работ, способствующих формированию исследовательских умений студентов: умения наблюдать и анализировать педагогические явления; изучать и обобщать педагогический опыт; выдвигать актуальную проблему исследования, формулировать гипотезу и проверять данные, на которых она строится; проводить педагогический эксперимент; обобщать материалы в виде доклада, курсовой дипломной работы.

Педагогический опыт работы со студентами показывает, что чем раньше и чем интенсивнее ведется исследовательская работа, тем эффективнее результат.

В данном пособии даётся тематика курсовых и выпускных квалификационных работ по дополнительной квалификации руководитель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Студенты начинают писать курсовую работу по избранной теме, которая впоследствии может стать темой выпускной квалификационной работы.

Списки литературы даются в каждой теме и, в целом. Наличие общего списка литературы расширяет кругозор студента, побуждает его к научному поиску и помогает избежать повторности основных источников, необходимых в каждой теме.

Учитывая недостаточный уровень исследовательской деятельности студентов, предлагаем примерные планы отдельных тем, методические рекомендации к проведению научного исследования.

В качестве примера даются тематика, план, методические рекомендации и литература по выполненным в разные годы выпускным квалификационным работам с указанием фамилии научного руководителя.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ

КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

    1. Цель написания курсовых и выпускных

квалификационных работ

Курсовые и выпускные работы, выполняемые студентами по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста имеют особое значение в системе профессионально-педагогической подготовке специалистов дошкольного образования.

Цель написания этих работ в систематизации, закреплении, углублении и расширении теоретических знаний и практических умений студентов. В ходе работы у них вырабатывается умение критически анализировать педагогический опыт, глубоко изучать историю педагогических идей, иметь самостоятельное суждение.

Курсовая и выпускная квалификационная работы помогают студенту ознакомиться с разнообразными методами педагогического исследования, осознать суть и значимость педагогического эксперимента. В процессе опытно-исследовательской работы у них формируются умения и навыки анализа и обобщения опыта работы педагогов с детьми, родителями.

Приобщение к научной работе развивает умение работать с литературными источниками, вырабатывает умение пользоваться справочной литературой, статистическими материалами, научно излагать полученные данные.

Выполнение исследовательской деятельности развивает творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность.

При выполнении работы студент колледжа должен продемонстрировать следующие компетенции:

  • понимать и формулировать исследовательскую задачу, оценивать её актуальность;

  • уметь собрать и обработать информацию по исследуемой теме;

  • уметь отработать научный аппарат исследования и свободно ориентироваться в нём;

  • осуществлять количественный и качественный анализ фактического материала, добытого экспериментально практическим путем;

  • аргументировать выбранный вариант решения рассматриваемой проблемы;

  • формулировать логически обоснованные выводы, предложения, рекомендации по внедрению полученных результатов в практику образовательных учреждений. [3]

1.2. Основные элементы педагогического исследования1

Педагогические исследования начинаются с выявления их актуальности, определения, что сделано в теории и практике, что не раскрыто, чем необходимо заняться. На этой основе формируется противоречие как важнейшая логическая форма познания.

Это противоречие исследователю и предстоит разрешить. В педагогике противоречие проявляется, например, как не соответствие в требованиях к педагогу и его профессиональной подготовке в том или ином направлении.

Следующим элементом педагогического исследования является формулировка проблемы.

Проблема–это «объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес» (Философский энциклопедический словарь). Следовательно, проблема вытекает из установленного противоречия.

Далее необходимо определить объект и предмет.

Объект исследования более широкое понятие, чем предмет исследования.

Так, например, объектом исследования может быть физическое воспитание детей дошкольного возраста, а предметом исследования - воспитание физических качеств у детей дошкольного возраста.

Предмет и проблема исследования органически связаны и даже могут совпадать. Проблема исследования всегда связана с определенным совершенствованием предмета исследования. Практически проблема исследования превращается в цель исследования, которую следует достичь в итоге работы.

Основная цель исследовательской работы – в получении нового научного знания. Формулировка цели исследования позволяет осуществить построение гипотезы.

Гипотеза – это научное предположение, истинное значение которого неопределённо. Гипотеза – это главный метод научного знания. Выдвинутая гипотеза подвергается экспериментальной или теоретической проверке, которая её утверждает или отвергает. В начале работы гипотеза формулируется в общих чертах, а в ходе исследования она уточняется, дополняется.

Цель и гипотеза исследования определяют его задачи.

Задачи ставятся на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния её решения в практике, которое осуществляется через широкое ознакомление с литературой. При изучении литературных источников должно быть выделено следующее:

  • основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме;

  • что особенно удалось автору при её изучении;

  • чем отличается его позиция от традиционной, что нового внёс он в изучение этой проблемы;

  • какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации;

  • какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему;

  • какие основные вопросы, проблемы не нашли отражения в его работе;

  • какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной про блемы.

При анализе литературы об опыте работы дошкольного образовательного учреждения выявляется следующее:

  • что особенно успешно удается осуществить педагогу при решении данной проблемы;

  • какие затруднения он испытывает при её решении;

  • какие типичные недостатки отмечаются в работе педагогов по данному вопросу;

  • каковы основные причины затруднений и недостатков;

  • как расходуется бюджет времени педагога, насколько он рационален.

В результате изучения литературы по двум направлениям (теория и практика) первично формулируются задачи исследования.

Задачи исследования зависят от характера научной проблемы и могут включать в себя следующее содержание:

  • экспериментально изучать практику решения данной проблемы: её причинное состояние, характер недостатков и затруднений, их причин, типичных черт передового опыта. Такое экспериментальное исследование уточняет и проверяет имеющиеся в литературе данные о состоянии практики по изучаемой проблеме;

  • выработать систему мер для решения теоретико-практических задач и осуществить их экспериментальную проверку;

  • разработать методические рекомендации для тех, кто будет использовать результаты исследования в практике.

Для того, чтобы убедиться в правильной формулировке выдвинутых задач, надо обратиться к цели исследования. Совокупность выдвинутых задач составляет цель исследования. Исследования могут быть собственно теоретическими или посвящены только анализу реальной практики, отдельным её сторонам.

Определяя задачи исследования надо учитывать возможности самого исследователя, его теоретическую и практическую подготовку, опыт научной работы и уровень его знания педагогической практики.

1.3. Методы педагогического исследования

Наблюдение

Педагогическое наблюдение педагога, состоит в восприятии деятельности детей в разных ситуациях. Умение наблюдать – показатель педагогических способностей человека.

Данный метод описан многими учеными (Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.)

Метод наблюдения определяется как «относительно длительное целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности, метод познания действительности, на основе непосредственного восприятия» (БСЭ, изд.2, т.29, стр.7).

Цель исследования – найти в педпроцессе явления и факты, которые его интересуют. Это длительный процесс, требует много времени и терпения в получении результатов.

Методу наблюдения присуща известная ограниченность, так как при его использовании доступны лишь внешние проявления педпроцесса. Поэтому этот метод используется в сочетании с другими.

В процессе наблюдения используются самые разнообразные технические средства от хронометража до записывающей аппаратуры.

Беседа как метод исследования

Беседа используется как метод изучения личности воспитанников в практической деятельности педагога.

Беседу сочетают с другими методами. Эффективность беседы зависит от опыта исследователя, его психолого-педагогической подготовки, искусства вести беседу. Результат беседы зависит и от того с кем беседуют, меру его откровенности, доверчивости.

Материал, собранный в процессе беседы, будет подтверждать гипотезу или опровергать её.

При использовании этого метода надо уметь вступить в контакт с испытуемым и поддерживать нужное направление разговора. Эта беседа отличается от интервью, то есть односторонней беседы, где один задаёт вопросы, а собеседник только отвечает.

Для беседы необходима атмосфера доверия, должен соблюдаться педагогический такт. Этот метод лучше использовать в естественной среде, там, где испытуемый воспитывается.

Результаты беседы надо фиксировать на магнитофоне с дальнейшим анализом записи. Результаты беседы самому экспериментатору не следует записывать. Надо запомнить и в последствии воспроизвести. Отдельные результаты беседы могут быть представлены в виде таблицы.

Анкета как метод исследования

Анкетирование широко используется в психолого-педагогических исследованиях.

В отличие от метода беседы в анкете существует жесткая логическая конструкция, она неизменна в процессе анкетирования.

Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. Многочисленные ответы на вопросы анкеты объединяются и статически обрабатываются.

Изучение документации и продуктов деятельности

Этот метод используется в основном, как дополнительный.

При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет изучение документации дошкольного учреждения, продуктов деятельности детей или учреждения.

Так изучая развитие личности дошкольника необходимо изучить данные его физического развития.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - специально организованная деятельность педагога и детей с заранее заданными исследовательскими целями.

Существует ряд требований к методике проведения педагогического эксперимента: предварительное целенаправленное наблюдение над изучаемыми педагогическими явлениями; создание необходимых условий; подбор объектов; разработка хода эксперимента; систематические наблюдения в процессе его, регистрация полученных фактов разными средствами; переход от наблюдения фактов к логическому их осмыслению.

Педагогический эксперимент обычно состоит из трех частей: (констатирующей, формирующей и итоговой) и начинается с разработки аппарата научного исследования.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования. Основная его задача заключается в выявлении состояния дел по изучаемой проблеме. Эта часть педагогического эксперимента может включать ряд исследовательских методик: наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности и др.

Если данные констатирующего эксперимента подтверждают необходимость исследования названной проблемы, то проводится формирующая часть эксперимента.

Цель этой части эксперимента - в разработке нового содержания и методик, которые реализуются в практике. Завершается педагогический эксперимент третьей его частью, которая называется итоговой или заключительной (контрольной). В методике её проведения используются исследовательские методики констатирующей части эксперимента.

Проверка полученных данных может осуществляться в нескольких образовательных учреждениях.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта

Метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики развития лучших детских садов. Известно, что опытным путём педагоги подходят к важным педагогическим находкам не известным в педагогике. Эти новшества надо изучать, обобщать, подводить под них теоретическую основу и делать достоянием других.

Для получения более достоверных данных используются социологические методы исследования: анкетирование и рейтинг (оценивание).

1.4. КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

1.4.1. Рекомендации по организации выполнения курсовых работ

Курсовые работы по специальности 050704 Дошкольное образование выполняются на 3 курсе. Они являются одной из форм учебно-исследовательской работы студентов.

Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения теории и методики физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, в ходе которого осуществляется обучение применению знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

Сведения об аппарате научного исследования студенты получают в курсе «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».

Написание студентом курсовой работы проводится с целью углубления теоретических знаний. Выполняя работу, студенты учатся анализу данных теорий по выбранной проблеме, имению изучать педагогический опыт, проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собственные суждения, делать выводы.

Работа над содержанием курсовой работы начинается с выбора темы. Руководитель курсовой работы помогает студенту выбрать тему, при этом учитывает его возможности.

Выбор актуальной темы с учетом интереса к ней, индивидуальных особенностей и возможностей студентов - залог успешного выполнения курсовой работы.

По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер.

По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:

  • введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;

  • теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

  • заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

  • списка используемой литературы;

  • приложения.

По структуре курсовая работа практического характера состоит из:

  • введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

  • основной части, которая обычно состоит из двух разделов:

в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т. п.;

  • заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

  • списка используемой литературы;

  • приложения.

По структуре курсовая работа опытно-экспериментального характера состоит из:

  • введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;

  • основной части, которая обычно состоит из двух разделов:

в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;

второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

  • заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;

  • списка используемой литературы;

  • приложения.

После выбора темы исследования оформляется план курсовой работы, который чаще всего содержит введение, изложение данных теорий и состояния практики, аппарат научного исследования, описание и анализ опытно-экспериментального материала, выводы и предложения. Составив примерный план, студент начинает работу над изучением литературных источников, рекомендованных преподавателем и подобранных самостоятельно.

В ходе изучения данных теорий и состояния практики студент конкретизирует направление исследования, им выделяются нерешённые или мало исследованные аспекты.

В результате проделанной работы студент обосновывает актуальность темы, формулирует проблему, предмет, цель исследования.

Важным моментом является формулировка гипотезы исследования. Правильность формулировки гипотезы, как научного предположения, можно определить словом «если». Например.

Использование народных подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих условиях:

  • если воспитатель систематически использует народные подвижные игры на занятиях и в повседневной жизни;

  • если работа по использованию народных подвижных игр проводится в тесном сотрудничестве с семьей.

Цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Целесообразно выдвигать не более трёх задач.

Например.

  1. Изучить состояние проблемы исследования в теории и практике.

  2. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному физическому воспитанию и развитию детей с помощью народных подвижных игр.

  3. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по данной проблеме.

Опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент обычно содержит три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый, контрольный эксперимент. В работе конкретизируются задачи каждого этапа. Обобщение и анализ собранного материала представляют собой наиболее важную часть курсовой работы. Ценность этой части работы не только в количестве собранного материала, но и в глубине его анализа и выводов. Даже курсовая работа может вносить новое в теорию и практику образовательного процесса.

1.4.2. Требования, предъявляемые к выполнению и оформлению

курсовых работ.

1.Курсовая работа выполняется в течение одного года. В первом полугодии (5 семестр) изучаются литературные источники, разрабатывается методика исследования, начинается сбор опытно-экспериментального материала. В 6 семестре продолжается сбор опытно-экспериментального материала, обобщаются полученные материалы, по необходимости дополняется теоретическая часть.

Курсовая работа сдаётся руководителю в конце июня (после летней практики).

2. В курсовой опытно-экспериментального характера введение и теоретическая часть должны занимать не более трети объёма работы, далее идет обсуждение экспериментального материала и делаются выводы.

3 Полученные результаты должны иметь научно-методическую, практическую направленность и совершенствовать работу с детьми.

4. Список литературных источников даётся по алфавиту, должно быть представлено не менее 20 источников.

5. Приложение к курсовой работе может включать таблицы, рисунки детей, фотографии, конспекты и др. Материал приложения тщательно оформляется, помещается в порядковой последовательности.

6. Курсовая работа оформляется письменно, четким почерком, или машинописным способом через 2 интервала, объёмом не менее 25-30 страниц.

7. Руководство преподавателем курсовой работой студента осуществляется путем консультаций. Консультации проводятся за счёт объема времени, отведенного в учебном плане на консультации.

8. Основными функциями руководителя курсовой работы являются:

  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;

  • оказание помощи в подборке необходимой литературы:

  • контроль хода выполнения курсовой работы;

  • подготовка письменного отзыва на курсовую работу.

9. Письменный отзыв должен включать:

  • заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме;

  • оценку качества выполнения курсовой работы;

  • оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы;

  • оценку курсовой работы.

10. Защита курсовой работы может проходить в учебных группах, дошкольных образовательных учреждениях, на конференциях.

11. Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе.

Оценка «5» ставится за курсовую работу, содержащую глубокое, логичное и полное раскрытие темы, отличающуюся самостоятельностью, пониманием, владением теоретическим материалом, опирающуюся на практический опыт студента, учителей школ, воспитателей дошкольных учреждений, в практической части полно представлены констатирующий и план формирующего эксперимента. Оформление полностью соответствует предъявленным требованиям.

Оценка «4» ставится за курсовую работу, содержащую последовательное изложение основных вопросов темы, знание теоретического и практического материала. Работа отличается достаточной обоснованностью выводов и обобщений, но содержит некоторые неточности в изложении материала. Оформление соответствует предъявленным требованиям. В работе есть констатирующий эксперимент, а формирующий представлен только задачами.

Оценка «3» ставится за курсовую работу, в основном, раскрывающую содержание темы, отличающуюся схематичностью, неглубоким и недостаточным раскрытием темы, нарушением последовательности. Работа содержит отдельные неточности в раскрытии темы. Работа недостаточно выразительна и грамотна, оформлена в целом в соответствии с требованиями. Констатирующий эксперимент не имеет качественного анализа, формирующий не представлен ни задачами, ни планами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации студентам по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по химии и методике преподавания химии тобольск, 2007

    Документ
    Рекомендации студентам по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по химии и методике преподавания химии. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007.
  2. Правила оформления курсовых и выпускных квалификационных работ учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры специальностей 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»

    Учебно-методическое пособие
    Показаны этапы подготовки, требования к структуре, содержанию, оформлению, рецензированию и руководству курсовыми и выпускными квалификационными работами.
  3. В. С. Кузнецов теория и методика физического воспитания и спорта

    Документ
    Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.
  4. А базе Исследовательского центра развернут фонд образцов оценочных средств по ряду направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования

    Документ
    Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) является федеральной экспериментальной площадкой по оценочным средствам итоговой
  5. Темы студентами 10 Общая структура и примерные планы квалификационных работ по предлагаемой тематике

    Реферат
    В пособии определены цель и задачи квалификационной работы, требования к ее выполнению, предложены тематика, план и структура, глоссарий, приведены приложения.

Другие похожие документы..