Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавател...полностью>>
'Документ'
В современной духовно-просветительской деятельности имеет место острая необходимость борьбы с социальными пороками. Враг нашего спасения диавол губит...полностью>>
'Документ'
Черкасова М.В. Влияние антропогенного фактора на устьичный аппарат листьев древесных пород, используемых в озеленении города Тольятти (руководитель Г...полностью>>
'Документ'
Как только первый человек встал с четверенек и гордо поднял голову, он обрёк всех своих потомков на страдания, связанные с позвоночником. Позвоночный...полностью>>

Введени е (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

учет конкретной ситуации взаимодействия и всей её важности для изучаемой личности;

  • целевая направленность, проявляющаяся в поведении специалиста-эксперта;

  • внешний вид не предполагающей провоцирования изучаемой личности на реакции (негативизма, заинтересованности).

    При этом система изучения личности предполагает технологичность построения процедуры. Сам технологический процесс, в таком случае, представляет собой определенную систему технологических единиц, ориентированных на предполагаемый конечный результат. Предметом технологии здесь являются конкретные практические действия специалистов, осуществляющих изучение личности.

    Прямыми задачами специалистов экспертов в процессе изучения личности будет следующее:

    • научение изучаемой личности действиям с предлагаемым технологическим инструментарием (как заполнить бланк, как работать на ЭВМ при автоматизированном обследовании, и пр.);

    • ознакомление изучаемой личности с инструктивными требованиями и нормами работы.

    На основании опыта определены этические принципы организации работы по изучению личности. Автор, на основании проведенного анализа мнений специалистов-экспертов персонала, изучения известных трудов специалистов в области психодиагностики (А.Анастази, Ф Бурлачука, Д.Горбатова, В.Пономаренко и др.) полагает, что к таким принципам психологической диагностики следует относить следующее:

    • доведение до изучаемого человека целей такой работы, а также способов использования полученных результатов;

    • осуществление мероприятий изучения личности только при согласии самой личности на участие (несогласие может рассматриваться как скрытность сос всеми вытекающими оргвыводами);

    • доведение результатов исследования до заинтересованных лиц с учетом особенностей их профессиональной компетентности и особенностей личностного.

    При этом, безусловным принципом, определяющим работу специалиста реализующего задачу изучения личности должно быть требование – не навреди, не сформируй разрушительной установки изучаемой личности (не внушай то, что будет отрицательно воздействовать). Не следует при этом абсолютизировать полученные данные о личности, переоценивать их значение и надежность. Личность богаче и сложнее получаемых нами в результате её изучения результатов. Но и отрицать, игнорировать полученных данных нельзя. Необходима и желательна последующая работа по уточнению полученных результатов. Для этого может быть востребована помощь профессионального психолога (если эксперт не является таковым). При этом, автор полагает желательным, по возможности и в перспективе, получение специалистами, осуществляющими психологическое изучение личности специальной подготовки, которую можно получить в соответствующих образовательных учреждениях, учебных центрах и на определенных курсах. Такая работа, например, эффективно осуществляется в Центре эффективных технологий обучения Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (www.center-eto.ru), где проводятся семинарско-тренинговые занятия по психологической диагностике, имиджелогии, психокоррекции и другим направлениям деятельности связанной с психологическим обеспечением труда.

    Задание:

    На основании изученного, постарайтесь, творчески осмыслив материал, разработать собственное представление и отразить в таблице следующее:

    Проблемная область

    Характеристики проблемной области

    Назовите виды профессионального отбора.

    Определите назначение и задачи системы психологического отбора.

    Определите цели психологического изучения личности в организации.

    Обоснуйте составляющие обеспечения психологического изучения личности.

    Назовите и обоснуйте этические принципы психологического изучения личности в рамках профессионального отбора.

    "…дело не в том, в чем человек ходит, а в том, что он в себе носит".

    И.В.Омулевский

    3. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

    Изучение личности в организации предполагает знакомство с её психическим статусом как основой дальнейшей психодиагностической работы.

    Психический статус - это условно определяемое место человека в социальной группе, относительно особенностей его психики и характерных черт. Это своего рода рейтинговое место личности с учетом состояния психического здоровья и возможных проявлений психического напряжения личности во взаимодействии и деятельности в связи с определенными признаками.

    Психический статус может достаточно ярко проявляться уже в процессе первичной прогностической беседы с изучаемой личностью. В процессе изучения личности, необходимо выявить «признаки риска», под которыми понимаются поведение и отношение, негативно влияющее или способныее негативно влиять в перспективе на других людей, препятствовать успешному решению профессиональных задач, создавать нездоровый морально-психологический климат в коллективе организации.

    Негативное поведение людей входящих в "группу риска" может проявляться, по мнению специалистов в области психиатрии и психологии, в виде определенных эмоциональных реакций или активно-волевых актов (См. таблицу 4).

    Таблица 4

    ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ И АКТИВНО-ВОЛЕВЫЕ АКТЫ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ КАК НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ

    ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

    АКТИВНО-ВОЛЕВЫЕ АКТЫ

    Неустойчивость установки

    Выраженная чрезмерная активность или пассивность

    Повышенная вспыльчивость

    Болтливость или замкнутость

    Острота симпатий и антипатий

    Безудержность в поступках

    Импульсивность в поведении

    Бесцельность и рассеянность

    Пугливость и наличие страхов

    Деспотизм и издевательство

    Пессимизм и равнодушие

    Нерадивость и лживость

    Гневливость

    Негативизм

    Страстность

    Педантизм


    Проявления людей «группы риска» известны уважаемому читателю. Однако автор полагает необходимым привести некоторые примеры из собственной практики психологической работы, чтобы уважаемый читатель сформировал необходимое представление о предмете и немного отвлекся от прагматизма и технологичности нашего текста.

    Анна, 45 лет. После развода с мужем жила ради дочери, всю себя отдавала ей. Дочь выросла, пытается строить свою, самостоятельную жизнь. Смысл же жизни Анны, в связи с дистанцированием дочери исчез, сформировался страх одиночества, страх быть брошенной единственным родным человеком – дочерью. В связи с этим возникла пристрастность и ревностное отношение к поведению дочери, создание препятствий для её самостоятельности и встреч с друзьями, желание все контролировать и знать. Профессиональная деятельность Анны отличается в связи с возникшим напряжением и страхами нервозностью, нарастанием ошибок, повышенной конфликтностью.

    Павел, 38 лет. Бизнесмен, много сил и времени уделявший работе. Живущий на работе и работой. При этом, утверждающий, что делает это все во имя и для блага семьи. Из дома уходит рано и приходит поздно. Времени семье практически не уделяет. Контакт с членами семьи утерян. Ему доставляет удовольствие материальная зависимость от него членов семьи, что он часто подчеркивает. Пережил повторение события - измены жены (ранее распался брак из-за измены жены), которую глубоко переживает, полагая, что работает ради неё, а она неблагодарна и ведет себя бесчестно по отношению к нему. Сознавая повторение события обвиняет всех женщин в неверности. На почве возникшего напряжения работа «не идет в голову», возникают досадные ошибки, усложнились отношения с коллегами.

    Татьяна, 32 года. Не работала и не работает, полагая, что её деятельность по воспитанию ребенка вполне адекватна и достаточна. Находится на содержании пожилых родителей. На основании длительного отсутствия профессиональной деятельности и стремления быть лучшей у неё сформировался страх любой работы предполагающей возможную негативную оценку. При этом, сознает материальную зависимость от родителей, тяготится данной зависимостью, отсутствием самостоятельности и самодостаточности в жизни. Возникшее нервно-психическое напряжение проявляется в импульсивности, взрывчатости, эгоцентризме защитного характера, вытеснении (нежелании видеть очевидное).

    Юлия, 35 лет. Несколько раз пыталась устраиваться на работу и работала непродолжительное время в разных местах. При этом пыталась отвоевывать у руководства и отстаивать права на льготы, которые обосновывала либо своим состоянием здоровья, либо демонстрируемым псевдопрофессионализмом, либо построением неформальных отношений с руководством. В силу этого, отношения с коллегами равными по профессиональному статусу складывались сложно, что вызывало у Юлии реакции избегания защитного характера, а также проявлялось в обвинениях окружающих во всех возникающих неприятностях, после чего следовали увольнения по собственному желанию.

    Дмитрий, 37 лет. Воспитывался единственным ребенком у деспотичной матери избивавшей его до 16 лет. Боится женщин, не способен строить с ними отношения. Был в браке, где его использовали до определенного времени как материального донора, а затем отказались от него. Страдает и переживает ненужность, никчемность в окружающем мире. Подумывает о возможности ухода из жизни где ему нет места. Работа не вызывает интереса, высок риск профессионального травматизма.

    Уверяю Вас уважаемый читатель, здесь приведены типичные и широко распространенные ситуации, связанные с проявлениями людей «группы риска». Людей включенных в социальное взаимодействие и профессиональную деятельность при выраженных трудностях их социальной и профессиональной адаптации достаточно много, что предполагает внимательное их изучение.

    При этом специалисты, работающие в области психологии и психиатрии давно определили, что негативные тенденции в проявлениях предопределены генетически, физиологически и социально. Общую негативную предопределенность (заданность) проявлений личности можно выявить, детально фиксируя качества, определяющие её психический статус. К таким качествам чаще всего относят следующее:

    1. Низкий социально-образовательный и профессионально-квалификационный уровень близких родственников личности.

    2. Наличие у кого-либо из близких родственников изучаемой личности психических заболеваний и суицидальных тенденций (попыток самоубийства).

    3. Низкий образовательный уровень личности самой изучаемой личности, низкий уровень общей эрудиции и осведомленности относительно широко известных сведений.

    4. Негативное отношение изучаемой личности к собственным родителям, к другим людям вообще.

    5. Отсутствие актуальных увлечений и мотивации изучаемой личности относительно самосовершенствования в чем-либо.

    6. Отрицательные характеристики изучаемой личности за более ранний период учебной и профессиональной деятельности.

    7. Наличие проблем имевшихся ранее в общении с коллегами по работе, в семье.

    8. Конфликтность, неуживчивость.

    9. Заметное изменение характера и поведения за короткий период времени без видимых причин.

    10. Недостаток внимания к близким, ближайшему окружению проявляющийся в процессе профессиональной деятельности.

    11. Возбудимость, гиперактивность, самопогруженность, замкнутость изучаемой личности.

    12. Отсутствие внутренней дисциплины (неумение держать себя в рамках требований), наличие множества нареканий, взысканий.

    13. Систематические упущения по работе, неспособность изменить отношение к исполнению обязанностей.

    14. Ранее имевшиеся травмы головного мозга и заболевания нервной системы.

    15. Наличие экстремальных социально-средовых факторов оказывавших ранее влияние на человека.

    16. Жалобы на нарушения желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Проявляющееся сверхценное отношение к состоянию собственного здоровья.

    17. Жалобы на снижение функций мышления, памяти, концентрации и устойчивости внимания.

    В интересах определения психического статуса оцениванию подлежат также имеющие значение в профессии следующие частные особенности личности по следующим направлениям:

    1. Внешность в её статических проявлениях:

    поза; осанка; одежда; ухоженность; состояние волос и ногтей; здоровый или болезненный вид; внешняя растерянность, испуганность, апатичность, высокомерность, беспокойство, уравновешенность, соответствие возрасту, мужественность (женственность), тревожность, напряженность и др.

    2. Внешность в её динамических проявлениях:

    походка, манерность, тики, жестикуляция, подергивания, стереотипные движения, угловатость, вялость, гиперактивность, воинственность, податливость.

    3. Речь:

    быстрая, медленная, затрудненная, запинающаяся, эмоциональная, монотонная, громкая, шепотная, невнятная, бормотная; интенсивность речи, продуктивность, словарный запас.

    4. Отношение к Вам (проводящему беседу или наблюдение):

    дружественное, внимательное, заинтересованное, искреннее, кокетливое, оборонительное, враждебное, игривое, располагающее, настороженное.

    5. Эмоции:

    глубина, интенсивность, длительность.

    6. Настроение:

    проявления чувства безысходности, раздражительность, тревожность, охваченность ужасом, злобность, экспансивность, эйфоричность, опустошенность, виновность, собственная неполноценность, высокомерие и др.

    7. Степень выраженности эмоций:

    значительные, ограниченные, подавленные, суженные.

    8. Адекватность эмоциональных реакций:

    соответствуют ли переживаниям, социокультурному статусу и социально-средовым условиям.

    9. Наличие перцептивных (восприятия) нарушений:

    галлюцинации и иллюзии (слышит голоса или видит образы, которых не слышат и не видят другие, обстоятельства их появления);

    деперсонализация и дереализация (выраженное чувство отчужденности от самого себя и окружающей действительности).

    10. Особенности мыслительных процессов:

    продуктивность мышления: перегруженность идеями, отсутствие мыслей, поток мыслей, быстрое мышление, замедленное мышление, нерешительность;

    целостность мышления: отвечает ли по существу, целенаправленны ли ответы, наличествуют ли причинно-следственные отношения в объяснениях, отклоняется ли от темы, уклоняется ли от ответов, наличествует ли отвлекаемость от темы, имеются ли нарушения речи.

    11. Содержание мыслей:

    наличие фиксации на определенной теме (заболевании, взаимоотношениях, и др.), присутствие суицидальных тенденций и намерений;

    наличие бредовых концепций, навязчивых идей;

    сформированность абстрактного мышления (понимание смысла простых пословиц).

    12. Ориентировка:

    во времени (знает ли какое сегодня число, день, сколько примерно сейчас времени);

    по месту (знает ли человек, где он находится);

    в собственных отношениях (знает ли человек, с кем беседует, может ли назвать лиц, с которыми общается).

    13. Способность сосредоточить внимание:

    для определения данной способности можно предложить выполнение следующих заданий:

    вычитать последовательно по 7 из 100;

    операции по выполнению заданий из таблицы умножения.

    14. Память:

    на события прошлой жизни (детство, подростковый возраст);

    память на события недавнего прошлого (вчера, сегодня).

    Память на текущие события может определяться выполнением следующих простых заданий:

    - повторить 6 цифр названных экспертом в прямом и в обратном порядке (сразу и через несколько минут);

    - периодически (через 5-10 минут) повторять ранее заданный вопрос и соотносить полученный ответ с ранее дававшимся ответом.

    15. Знания и интеллект:

    общая эрудированность (наличие наиболее общих знаний);

    официальный образовательный уровень и проявления мотивации к самообразованию;

    оценка интеллекта (для определения уровня интеллекта можно использовать широко распространенные задания тестовых методик Г.Айзенка, Р.Амтхауэра, Дж.Равена).

    16. Оценка:

    а) социальная оценка:

    - насколько поведение человека приемлемо в социуме, в малой группе;

    - понимает ли человек к чему может привести девиантное поведение с его стороны;

    - осознает ли человек правила (нормы) принятые в обществе, организации;

    - как человек повел бы себя в той или иной ситуации (ситуация предлагается экспертом);

    б) самооценка:

    - адекватность самооценки (осознание собственных мотивов поведения и проблем).

    Психический статус складывается из сложносоставного слагаемого наиболее важных приведенных и других (не названных) качеств личности.

    Исследование психического статуса изучаемой личности можно достаточно успешно осуществлять с использованием изучения формальных источников (документов), психологического наблюдения и прогностической беседы. Применение названных методов предполагают овладение специалистом-экспертом некоторыми психологическими знаниями и умениями. В приведенных ниже разделах главы автор рассматривает необходимую теорию и вырабатывает практические рекомендации относительно предлагаемых методов изучения личности.

    Аттестация персонала

    Аттестация продолжает оставаться наиболее распространенным методом оценки персонала. Проведение аттестации предполагает наличие в организациях утвержденного в установленном порядке Положения об аттестации персонала в компании. В соответствии с Положением, аттестации могут быть подвержены определенные категории работников. Аттестация проводится по мере необходимости или фиксированно по срокам (1-2 раза в год).

    Аттестация предполагает оценку квалификации работника, уровень его профессиональных знаний и умений, деловые и личностные качества. В качестве критериальной оценки выступает профессиограмма специальности (разработанный профессиональный стандарт). Аттестационная комиссия оценивает также эффективность деятельности специалиста за определенный период времени. На аттестационную комиссию представляется служебно-профессиональная характеристика рассматриваемого специалиста, а также его карта самооценки профессиональной деятельности [См. Приложение 2].

    Для проведения аттестации в организации создается аттестационная комиссия, включающая руководителя персонала, заместителей руководителя организации, ведущих специалистов.

    Итоги аттестации могут служить основанием для перемещения специалиста в организации или увольнения его по несоответствию занимаемой должности при отказе занять другое предложенное рабочее место.

    В аттестационной комиссии, по итогам её работы заполняется Аттестационная карта [См. Приложение 1].

    Анализ документальных источников

    Анализ различных документов (материалов резюме, личного дела и др.) проводится в интересах изучения соответствия личности требованиям профессии по формальным признакам. Данные, полученные в результате такого ана­лиза документов, востребуются при индивидуальном собеседовании и вынесении итогового заключения по результатам.

    Объектом анализа чаще всего являются: автобиография, анкета, резюме, характери­стики, карта профотбора и другие документы дела, которые со­держат информацию о биографических данных, социальной зрелости, нравственных качествах, профессиональной направленности, состоянии здоровья, а также сведения об отношениях потенциального кандидата на работу с коллегами и особенностях поведения личности в том или ином коллективе ранее.

    Их изучение позволяет:

    во-первых, выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у изучаемой личности тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к профессии, последующее профессиональное становление;

    во-вторых, выделить в ранней учебной и производственной деятельности конкретные проявления (факты), свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов (функций), об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера;

    в-третьих, определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей кандидата.

    Предметом изучения должны стать:

    - социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории и т.д.;

    - особенности непосредственного социального окружения - в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей и т.п.;

    - содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации, поступающей из источников, находящихся за пределами ближайшего окружения, посредством чтения книг, газет, журналов, просмотра телепередач, кинофильмов, бесед с людьми определенных интересов, склонностей и способностей;

    - основные события биографии человека, с которыми связаны наиболее кардинальные перестройки индивидуальных особенностей, изменения направления и темпа развития его личности.

    Анкетирование личности

    В ходе изучения личности может проводиться анкетирование по актуальным для организации направлениям. Анкета представляет собой опросник, где предполагаются краткие или развернутые ответы анкетируемой личности. При этом использование биографической анкеты позволяет выявить:

    • основ­ные события и факты жизненного пути человека, определить их влияние на процесс профессионального становления;

    • особенности формиро­вания и проявления качеств личности в реальных условиях профессиональной дея­тельности в предшествующий период;

    • основные интересы и склонности личности, нравственные качества, профессиональную направлен­ность, обоснованность и устойчивость мотивов поступления на работу в ту или иную организацию.

    Мы предлагаем Вам, уважаемый читатель анкету, которая позволяет получить достаточное количество информации для последующего анализа и соотнесения результатов.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Введение 1

      Документ
      1 Настоящая оценка представляет собой важный шаг винституциональном развитии Счетной палаты РоссийскойФедерации (далее - Счетная палата) в ходе эволюции от еенынешнего статуса постоянного органа государственногофинансового аудита
    2. Введение (83)

      Документ
      Программа социально-экономического развития Яранского района на 2012-2016 годы разработана в соответствии с Уставом Яранского района и прогнозом социально-экономического развития района на 2012-2014 годы.
    3. Введение (61)

      Диссертация
      Настоящая диссертация посвящена одной из важнейших проблем музееведения, связанной с изучением форм «музейного» отношения к явлениям и памятникам культуры в период русского средневековья, -мемориализации христианского культурного наследия.
    4. Введение (85)

      Исследование
      На современном этапе социального развития исследование роли московских монастырей в истории отечественной культуры XX века обретает особое значение. В наше время, в условиях кризиса всех сфер общественной жизни, возникает противоречие
    5. Введение (156)

      Закон
      Изучение закономерностей взаимодействия искусственных водоёмов с окружающей природной средой является одной из актуальных задач эко-лого-географических исследований.
    6. Введение (68)

      Документ
      Финансовая система и рынок ценных бумаг как один из её сегментов являются неотъемлемыми элементами жизнеспособной рыночной экономики. Современные рыночные отношения определяют высокую степень заинтересованности со стороны как юридических,

    Другие похожие документы..