Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
{ Із змінами, внесеними згідно із Законами N 2518-VI ( 2518-17 ) від 09.09.2010, ВВР, 2011, N 4, ст.22 N 2947-VI ( 2947-17 ) від 13.01.2011 N 3038-VI...полностью>>
'Документ'
ОАО «Баштанский с/х МТС» создано с целью эффективного использования тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. Взятые в аренду земел...полностью>>
'Практикум'
Практическое руководство посвящено одному из древнейших способов познания людьми друг друга — наблюдению. Возрождение интереса к нему связано с разви...полностью>>
'Программа дисциплины'
Дисциплина «Математическая статистика в демографии» читается студентам первого года обучения магистерской программы «Демография» по направлению «Соци...полностью>>

Введени е (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Требования к двигательной активности (наиболее загруженные функциональные системы и органы, их взаимодействие и со­четание; необходимость скорости, координированности и точ­ности движений, физической выносливости - силы).

Требования к речевой функции (лаконичности, четкости и громкости речи). Изменение выделенных качеств психомоторики и речи в ходе тренировки и возможности их компенса­ции недостаточного развития.

6.5. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, мысли­тельных, мнемических и моторньк свойств. Наиболее важные личностные качества (группы качеств).

Сознавая всю сложность соотнесения профессииональной деятельности с приведенным шаблоном, предлагается вариант профессиограммы, разработанный Е.С.Романовой18, который также может применяться как образец для построения оснований отбора специалистов. В качестве примера приводится вариант профессиограммы имиджмейкера.

Профессиограмма «имиджмейкер» (по Е.С.Романовой)

Наименование профессии: имиджмейкер.

Доминирующий способ мышления: адаптация-координация.

Область базовых знаний № 1: психология, социология, политология, культурология.

Область базовых знаний № 2: прикладная психология, прикладная социология, иностранный язык, маркетинг.

Профессиональная область: психология.

Межличностное взаимодействие: частое по типу «вместе».

Доминирующий интерес: социальный.

Дополнительный интерес: предпринимательский.

Условия работы: в помещении, вне помещения, мобильный.

Доминирующие виды деятельности:

  • разработка принципов построения образа;

  • разработка имиджа организации;

  • изучение общественного мнения населения с целью выяснения тех качеств, которые должны присутствовать в политике, предпринимателе и т.д.;

  • создание соответствующего имиджа человека на основе полученных данных;

  • подготовка проектов по продвижению и реализации полученного результата;

  • проведение рекламных акций и презентаций продвигаемого продукта (имиджа).

Качества обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

1. Способности

  • хорошо развитые аналитические способности: умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать её;

  • высокий уровень понятийного мышления;

  • умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

  • способность управлять собой;

  • развитые организаторские способности включающие такие качества как целеустремленность, решительность, творческий подход и т.д.;

  • развитые коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и т.д.).

2. Личностные качества, интересы, склонности:

  • ответственность (способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности);

  • гибкость (умение гибко реагировать на изменение ситуации);

  • способность к планированию организаторской деятельности; креативность;

  • наличие развитой интуиции;

  • критичность;

  • целеустремленность, действенность;

  • требовательность;

  • стремление к постоянному личностному росту.

3. Качества препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • неспособность сопоставлять и анализировать факты;

  • нерешительность, неуверенность в себе;

  • отсутствие интереса к выполняемой работе;

  • низкий уровень развития или отсутствие организаторских и комуникативных способностей;

  • неорганизованность, недисциплинированность, безъинициативность;

  • косность, ригидность;

  • склонность перекладывать ответственность на других; узость кругозора;

  • неумение управлять собой (вспыльчивость, импульсивность);

  • неумение противостоять внешним факторам.

4. Области применения профессиональных знаний:

  • гостиничный и ресторанный бизнес;

  • туристские кампании;

  • политика;

  • промышленные, торговые, строительные кампании.

5. Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и предпринимательский):

  • начальник производства;

  • служащий по контрактам и договорам;

  • мэр города;

  • детский воспитатель;

  • врач-терапевт в санатории;

  • педагог в детском саду.

6. Учебные заведения, обучающие данной профессии:

Центр эффективных технологий обучения (ЭТО). Москва, ул.Фотиевой, д.14/2., Тел. 517-28-16., Электронный адрес:

Авторы предлагают также собственный вариант профессиограммы, который представляется интересным как наработанный на практике в течение десятилетнего опыта соотнесения нами с данной профессией.

Профессиограмма «имиджмейкер» подготовленная автором на основе шаблона разработанного А.К.Марковой19

Общая характеристика профессии.

Относительно объекта труда по классификации Е.Климова, профессия является смешанной и соотносится с классификационными характеристиками блоков профессий «человек-человек» и «человек-художественный образ».

Специалист должен реализовывать гностические, исследовательские и преобразующие цели деятельности.

По средствам осуществления деятельности это профессия ручного труда с применением автоматизированных систем.

Условия деятельности специалиста – работа в микроклимате близком к комфортному в условиях повышенной ответственности за здоровье людей.

Специалист обязан реализовывать самостоятельный выбор приемов работы, являясь профессионалом высокой квалификации имеющим специальную подготовку.

Предназначение профессии

Конструирование публичного «Я» человека (группы, организации, товара) в интересах достижения им конкретных социальных, экономических и\или политических целей.

Распространенность профессии

Типичными для данной профессии учреждениями являются коммерческие фирмы и общественный организации реализующие задачи конструирования персоны (внешнего образа соотнесенного с целью).

Предмет труда в профессии

Индивидуальное и\или общественное сознание, внешний образ личности, социальной группы и\или организации.

Профессиональные знания специалиста как совокупность сведений о сторонах труда в профессии по следующим направлениям:

психологии личности;

психологии имиджевых свойств личности (диагностики, коррекции, развития);

основ психологической коррекции функциональных состояний;

технологий построения имиджа;

PR – Паблик релейшнз;

стилистики;

визажа;

актерского мастерства.

Деятельности, реализуемые в данной профессии:

- построение эффективной коммуникации с конкретным человеком или группой;

  • установление «рабочего альянса» с конкретным человеком или группой;

  • прояснение и формирование заказа на имиджевую работу (на языке целей);

  • планирование имиджевой работы и выбор оптимальных способов её реализации;

  • осуществление визуальной и комплексной психологической диагностики личности клиента (группы, организации) и выработка заключения по результатам;

  • построение и описание реального, существующего психологического имиджевого портрета личности (характеристики группы, организации);

  • определение заказчика и прогностическое построение актуального заказа имиджевых свойств личности (группы, организации);

  • выделение актуальных и «ретушь» нежелательных имиджевых характеристик (черт) свойственных личности (группе, организации);

  • психологическая коррекционно-развивающая и консультационная с клиентом (группой, организацией);

  • разыгрывание ролей;

  • конструирование актуального стиля в одежде и образе;

  • обучение клиента видам деятельности и действиям необходимым для построения актуальной самопрезентации;

  • осуществление поэтапной эффективной обратной связи с клиентом (группой, организацией) относительно которой реализуется имиджевая работа по итогам профессиональной деятельности;

  • соотнесение достигнутого результата с целью существовавшей изначально.

Действия (приемы), реализуемые в данной профессии:

  • приемы взаимодействия;

  • внушающие воздействия;

  • приемы коммуникации;

  • приемы психокоррекционного воздействия;

  • приемы и действия, направленные на развитие актуальных имиджевых качеств;

  • приемы и действия по «ретуши» нежелательных качеств;

  • приемы и действия манипулятивного характера;

  • действия по конструированию актуального стиля одежды;

  • действия по конструированию идеального внешнего образа;

  • действия по подготовке и применению электронно-вычислительной техники в интересах реализации актуальных задач;

  • действия и приемы работы со специальным оборудованием, методиками, техниками и технологиями.

Методы и методики, техники и технологии применяемые в решении профессиональных задач:

  • имиджевые;

  • мыследеятельностные;

  • PR;

  • стилистические;

  • визажа;

  • педагогические;

  • психологические.

Средства труда:

  • образцы тканей, цветовой гаммы;

  • рисунки, фотографии, чертежи;

  • оргтехника;

  • средства и системы актуальной оценки (автоматизированные и обычные).

Организация и условия труда:

Активная индивидуальная и\или групповая совместная работа по коррекции, развитию и динамичному изменению имиджевых свойств (характеристик) личности (группы, организации).

Оптимальные условия и санитарно-гигиенические факторы труда и отдыха.

Продукт труда:

Достигнутые актуальные изменения личности (группы, организации). Положительная (в соответствии с заказом) динамика имиджевых слагаемых, нервно-психического состояния (психического статуса) личности.

Последовательное движение к достижению или достижение актуальных результатов имиджевой работы.

Творческий, ранее не существовавший результат.

Возможные уровни профессионализма

Допрофессионализм:

Человек работает как новичок, дилетант, не овладев нормами и правилами профессии, не достигая в труде высоких и творческих результатов.

Псевдопрофессионализм:

Человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность. При этом наблюдаются явные деформации в становлении его как профессионала (неэффективная, внешне кипучая, не соответствующая нормам деятельность; неправомерное сведение всего личностного временного пространства к профессиональному).

Профессионализм:

Человек постепенно достигает достаточно высоких результатов, самоутверждается в профессии, развивает себя. Заинтересован в профессиональной деятельности и повышает престиж профессии в обществе.

Высший профессионализм:

Человек творчески обогащает профессию собственым вкладом, достигает при этом высоких результатов.

Послепрофессионализм:

Профессионализм в прошлом. Снижение эффективности в деятельности и постепенный переход на консультационно-экспертную работу.

Мотивационные и операционные критерии профессионализма имиджмейкера:

  1. Объективные критерии

Результативность и оптимальность труда, достижение статуса в профессии, умение решать разнообразные актуальные профессиональные задачи.

2. Субъективные критерии

Соответствие профессии мотивам человека, его требованиям и склонностям. Удовлетворенность человека трудом в профессии. Понимание человеком значимости профессиональной деятельности, профессии. Позитивное отношение к себе как к профессионалу. Отсутствие личностных деформаций.

Сочетание успешности труда и желания оставаться в профессии.

3. Результативные критерии

Достигает ли специалист желаемых результатов:

актуальные изменения личности, группы, организации;

положительная (в соответствии с заказом) динамика имиджевых слагаемых, нервно-психического состояния (психического статуса) личности;

последовательное движение к достижению или достижение актуальных результатов имиджевой работы;

достижение творческого, ранее не существовавшего результата работы.

4.Процессуальные критерии:

Используюся ли специалистом необходимые знания и умения, приемы, техники, технологии.

Используются ли специалистом в процессе труда оптимальные личностные качества.

5.Нормативные критерии:

Усвоил ли специалист эталоны профессии, способен ли реализовывать их как мастерство (методичесие приемы, имиджевые технологии, техники и др.).

4.Индивидуально-вариативные критерии:

Самобытен ли специалист, проявляет ли он собственную индивидуальность в профессиональной деятельности, индивидуальный стиль.

5.Критерии имеющегося уровня профессионализма:

Уровень развития необходимых знаний, умений, личностных качеств.

6.Прогностические критерии:

Видит ли человек зону перспективного роста и развития.

7.Критерии профессиональной обучаемости:

Готов ли специалист к принятию профессионального опыта других людей.

8.Критерии творчества:

Стремиться ли специалист выйти за пределы профессии, обязанностей, целесообразно преобразовать деятельность.

9.Критерии социальной активности и конкурентноспособности:

Умеет ли заинтересовать своей деятельностью и её результатами. Умеет ли убедить в актуальности реализуемой профессиональной деятельности, вступать в конкурентные отношения на рынке услуг.

Способен ли искать внутренние резервы в самой профессии без материальных влияний.

10.Критерии профессиональной приверженности:

Преданность профессии, мотивация соблюдать профессиональную этику и достоинство.

11.Критерии качественные и количественные:

Результаты профессиональных испытаний, участия в конкурсах. Общая дифференцированная оценка профессионализма.

Характеристика профессионала:

  • успешно конструирует и реализует имиджевые программы;

  • создает необходимый результат имиджевой работы;

  • личностно мотивирован на профессиональную деятельность, проявляет устойчивый интерес к ней;

  • использует современные эффективные техники и технологии в имиджевой работе;

  • осваивает нормы и эталоны профессиональной деятельности, демонстрирует мастерство;

  • стремиться индивидуализировать свой труд, сделать его вариативным;

  • достигает необходимого уровня знаний, умений и личностных качеств;

  • имеет и сознает зону перспективного роста и развития;

  • открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, изменения;

  • подходит к реализации профессиональных задач творчески;

  • социально активен, ищет резервы профессионального совершенствования;

  • предан профессии, мотивирован на профессию даже в сложных условиях рынка и спроса на деятельность;

  • готов к оценке своего труда, способен делать выводы и наращивать результат.

Психограмма специалиста:

Качества психики, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности:

Наличие мотивационно-ценностных ориентаций личности на актуального другого и на самоактуализацию в профессиональной деятельности блока «человек-человек».

Самоосознание себя как профессионала, адекватные статусу профессиональные притязания и самооценка.

Нормативное психическое состояние и эмоционально-чувственная сфера.

Удовлетворенность специалиста профессиональной деятельностью и условиями её осуществления.

Оптимальное влияние применяемых специалистом приемов, способов, технологий и техник на его состояние.

Достаточные способности к восприятию и усвоению актуальных профессиональных знаний (профессиональная обучаемость).

Необходимые для успешной профессиональной деятельности качества психики поддающиеся измерению:

  • развитое (выше среднего) преимущественно абстрактное, а также аналитическое мышление;

  • активность, энергичность (достаточная эго-сила);

  • демонстративность;

  • способности оперирования с образами и семантическими конструктами;

  • общий уровень эрудиции - выше среднего;

  • внимание не ниже среднего;

  • память не ниже среднего уровня;

  • речь (без явных искажений);

  • нормативная поведенческая и двигательная активность;

  • выраженная эмпатичность;

  • социальная опытность и развитая интуиция;

  • способности самоопределения, целеполагания и планирования;

  • положительное эмоциональное отреагирование (эмоциональный фон деятельности);

  • коммуникативные способности, общительность (не ниже средненормативной);

  • стрессоустойчивость и адекватное отреагирование на стресс.

Психические качества нежелательные для специалиста:

  • низкий образовательный статус, недостаточный уровень общей эрудиции и осведомленности;

  • отсутствие творческого потенциала личности;

  • низкий уровень мыслительных способностей;

  • замкнутость (выраженная интроверсия);

  • выраженная личностная тревога;

  • агрессивность (конфликтность);

  • тревожно-депрессивное состояние;

  • преимущественно (во времени) сниженный эмоциональный фон;

  • неуверенность, эго-слабость;

  • искажения речи;

  • неадекватность поведенческих механизмов и двигательной активности

Автор сознает всю сложность, а порой объективную невозможность осуществления разработки вариантов профессиограмм в силу различных причин, что может предполагать необходимость создания в организации упрощенной (без учета профессиографических требований) системы изучения личности, проведения профессионального отбора и обеспечения деятельности специалистов по психологическому изучению кадров. Такая система изучения личности должна обеспечить достижение наиболее важных, на наш взгляд, целей:

  • определять степень нервно-психической устойчивости среди кандидатов на работу и работающих сотрудников организации;

  • исследовать мотивационно-ценностную сферу, т.е. выявлять людей доминантно мотивированных на перспективное профессиональное самосовершенствование и самореализацию в профессии;

  • определять уровень предрасположенности изучаемой личности к профессиональной деятельности и наличия способностей к усвоению конкретных, в т.ч. смежных, видов деятельности;

  • позволять осуществлять пролонгированное (длительное) профессионально-ориентированное изучение личности на протяжении всего периода работы в организации для последующего ранжирования относительно других сотрудников по степени выраженности профессионального контекста («здесь и теперь» и на перспективу).

Основная задача изучения личности в организации заключается, таким образом, не только в выводах «годен», «не годен», «перспективен» и т.п. при поступлении на работу (службу), а прежде всего в том, чтобы способствовать, уже в период работы в организации (при условии приема кандидата на работу), выработке мер (рекомендаций) по развитию у специалиста определенных качеств, необходимых для эффективного выполнения перспективных служебных, профессиональных и организационных функций.

При этом система изучения личности в организации должна быть ориентированной на бизнес, функциональной, связанной с системой формирования мотивации персонала и способствующей тем самым его развитию. Ориентация на бизнес в данном случае предполагает изучение индивидуальных личностных целей и соотнесение их с целями организации, компании, а также изучение компетенций необходимых для выполнения задач в условиях организации. Функциональность изучения личности предполагает возможную объективность, обязательность, простоту выполнения процедуры. Связь же изучения личности с системой мотивации персонала определяется возможностью определения индивидуальных показателей эффективности труда, влияния на материальное стимулирование кадров.

При этом следует прислушаться к мнению известного специалиста по управлению персоналом Питера Друкера, который полагает, что «оценка должна соответствовать каждой производственной задаче и функции, целям всей компании. Оценка должна быть не только количественной, она должна быть ясной, простой и рациональной»20.

Теперь уважаемому читателю понятно, что построение системы изучения личности в организации (учреждении) определяется рядом взаимовлияющих факторов, определяющими из которых, несомненно, являются:

  • конкретные профессиографические и психографические требования к специалисту;

  • методики и технологии необходимые для реализации процесса изучения личности в соответствии с профессиограммой или заказом руководства;

  • состояние и возможности материальной базы, а также методическое обеспечение специалистов, реализующих задачи изучения личности;

  • определенная степень подготовленности специалистов осуществляющих изучение личности, необходимая для успешного выполнения этой задачи.

Важным для реализации диагностической задачи является обеспеченность необходимыми методиками, позволяющими успешно решать данную задачу. Существует достаточно много различных методик предназначенных для изучения личности. В то же время следует полагать, что нет смысла применять любые из имеющихся. Известный специалист в области психологической диагностики Л.Н.Собчик считает, что “вполне достаточно использовать такой их набор, в котором каждый метод направлен на определенные структуры человеческой психики, на разные уровни самосознания”21.

Нам же представляется, что для того чтобы получить необходимый портрет личности, следует использовать такую батарею (комплекс) методик, которая выявила бы степень выраженности важных для профессии и адаптации в организации личностных особенностей. При этом необходимо, чтобы полученные данные были достаточно надежны, позволяли объективно оценить характеристики личности. Словом, все многообразие личностных свойств необходимо выстроить в такую вертикаль признаков, которая сделала бы возможным получение необходимых результатов.

Опираясь на собственный опыт соотнесенный с опытом другших специалистов-экспертов, следует отметить, что изучение личности чаще всего направлено на реализацию следующих целей:

  • прогнозирование социального и профессионального поведения;

  • расстановку кадров, профориентацию и профподбор;

  • определение лиц нуждающихся в консультативной помощи и восстановительно-реабилитационных воздействиях;

  • построение программ профессионального развития, коррекции поведения личности в малой группе, коллективе организации.

Результатом такого психологического изучения может быть:

  • описание или анализ психологических особенностей личности (группы);

  • оценка состояния психики личности;

  • прогноз дальнейшего развития личности (динамики группы);

  • построение рекомендаций по коррекции и развитию личностных качеств;

  • построение рекомендаций направленных на оптимизацию межличностного взаимодействия;

  • выработка рекомендаций о направлении работающего сотрудника организации на аттестационную комиссию.

Организация изучения личности должна предполагать:

  • соответствие процедуры изучения основным требованиям объективных законов восприятия, потребностям социальной практики организации;

  • соблюдение определенных принципов;

  • своевременное обнаружение и разрешение противоречий практики работы по изучению личности (группы);

  • учет возрастных и индивидуальных способностей каждого изучаемого человека;

  • мастерство и искусство взаимодействия специалиста с людьми в процессе их изучения.

Основной ячейкой анализа здесь является ситуация возникающая в процессе взаимодействия с изучаемой личностью. Не следует забывать, что она, сама по себе, приводит к изменениям в человеке, формирует его реакции на требования эксперта и окружающей среды. В связи с этим стоит подумать об имидже специалиста изучающего личность, о его поведении в процессе диагностической работы. Не секрет, что специалист иногда выглядит неопрятно, ведет себя грубо, авторитарно, пользуясь своей позицией человека, от которого может зависеть иногда судьба изучаемой личности, а иногда и организации. Для оптимальной имиджевой модели специалиста-эксперта характерно следующее:

  • проявляющаяся нравственная безупречность (соответствие общепринятому представлению);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение 1

    Документ
    1 Настоящая оценка представляет собой важный шаг винституциональном развитии Счетной палаты РоссийскойФедерации (далее - Счетная палата) в ходе эволюции от еенынешнего статуса постоянного органа государственногофинансового аудита
  2. Введение (83)

    Документ
    Программа социально-экономического развития Яранского района на 2012-2016 годы разработана в соответствии с Уставом Яранского района и прогнозом социально-экономического развития района на 2012-2014 годы.
  3. Введение (61)

    Диссертация
    Настоящая диссертация посвящена одной из важнейших проблем музееведения, связанной с изучением форм «музейного» отношения к явлениям и памятникам культуры в период русского средневековья, -мемориализации христианского культурного наследия.
  4. Введение (85)

    Исследование
    На современном этапе социального развития исследование роли московских монастырей в истории отечественной культуры XX века обретает особое значение. В наше время, в условиях кризиса всех сфер общественной жизни, возникает противоречие
  5. Введение (156)

    Закон
    Изучение закономерностей взаимодействия искусственных водоёмов с окружающей природной средой является одной из актуальных задач эко-лого-географических исследований.
  6. Введение (68)

    Документ
    Финансовая система и рынок ценных бумаг как один из её сегментов являются неотъемлемыми элементами жизнеспособной рыночной экономики. Современные рыночные отношения определяют высокую степень заинтересованности со стороны как юридических,

Другие похожие документы..