Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Комплект альбомов заданий (25 шт.) к счетному материалу "Математические кораблики". (Серия "От 1 до 20") с методическими рекоменд...полностью>>
'Документ'
Кожна особа володіє комплексом цивільних прав. Однак також важливою складовою правого статусу фізичних та юридичних осіб є реальна наявність встановл...полностью>>
'Программа'
Хьюстонский центр ELS расположен в студенческом городке University of St. Thomas (UST) в красивейшем здании в музейном районе Хьюстона через дорогу о...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 25 декабря 2006 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета К 210.006.01 по защите диссертаций на соискание ученой степе...полностью>>

Введени е (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В СВЯЗИ С ЕГО ВИДАМИ

п.п.

ВИД ОТБОРА

ПРИМЕНЯЮЩИЕСЯ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ

КАДРОВЫЙ

Наблюдение.

Контент-анализ.

Изучение документов.

МЕДИЦИНСКИЙ

Наблюдение.

Контент-анализ.

Изучение медицинских документов

Комплекс специальных методов и методик медицинского обследования в соответствии с требованиями нормативных документов.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Наблюдение.

Контент-анализ.

Изучение документов имеющих значение для построения представления о социализации личности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Наблюдение.

Контент-анализ.

Изучение документов относительно профессионального становления и развития.

Комплекс психологических методов и методик для исследования особенностей психики.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

Наблюдение.

Контент-анализ.

Изучение документов относительно имеющегося образования и его результативности.

Прогностическая беседа относительно актуального для профессиональной деятельности блока знаний.

Профэкзамен.

Если попытаться представить реализуемую последовательно деятельность в области изучения и, в итоге, профессионального отбора кадров, то обычно такая деятельность представляет собой следующее:

  • изучение представленного резюме на предмет формального соответствия личности предъявляемым требованиям (См. Приложение 4);

  • собеседование;

  • анкетирование;

  • изучение качеств личности с помощью психологических тестов;

  • собеседование или профессиональные экзамены;

  • включенное психологическое наблюдение в период испытательного срока, осуществляемое определенной экспертной группой (реализуют определенные лица, руководители или определенные специалисты по профилю деятельности претендента на работу, а также штатные психологи);

  • обобщение полученных данных и подготовка заключения относительно перспективной адаптивности и профессиональной пригодности кандидатов;

  • принятие решения экспертом или экспертной группой относительно изучаемой личности (в связи с зачислением на работу с испытательным сроком или отклонением кандидатуры).

Логично, что сегодня в организациях, на предприятиях утверждается принцип пролонгированного изучения личности (изучения в течение продолжительного времени). Личность всесторонне исследуется, на протяжении определенного испытательного периода работы в организации на определенном участке деятельности. Такой пролонгированный отбор предполагает комплексное изучение проявлений личности (по заданным направлениям) и подготовку экспертных заключений, которые должны содержать общий вывод о пригодности к выполнению обязанностей, а также психолого-педагогические, режимные, тренингово-коррекционные, психотерапевтические, воспитательные и образовательные рекомендации, направленные на активное и целенаправленное формирование необходимых, профессионально-важных качеств. При этом не следует забывать, что каждый человек может спотыкаться и падать, однако важно, чтобы он при этом поднимался и шел дальше обходя препятствия за которые запнулся ранее.

В предлагаемой работе мы подробно рассматриваем лишь одно из направлений изучения личности – психологическое. А значит, ниже речь будет идти о психологическом изучении личности и соответствующих методиках. Что же понимается под психологическим изучением?

Прежде всего - выявление компонентов биологической и социальной структуры психики, т.е. качеств унаследованных от рождения и получивших развитие в процессе жизни, востребуемых жизнедеятельностью или профессией в соответствии с профессиограммой и психограммой.

А что это собственно такое… профессиограмма?

Профессиография (описание профессии) является важным основанием профессионального отбора. Профессиограмма представляет собой описание профессии, в которую будет включен изучаемый человек, если его качества будут адекватны предъявляемым профессиональной деятельностью требованиям. Описание профессии представляет собой перечень необходимых для реализации профессиональной деятельности знаний, умений, способностей, качеств психики. Профессиограмма, как результат такого описания профессии предполагает определенную структуру и достаточно сложную процедуру разработки, требующую тщательного методического и организа­ционного обеспечения. Разработкой профессиограмм занимаются иногда целые научно-исследовательские группы. Такие группы реализуют целостную систему методов, охватывающих полный цикл профессиографического исследования, который можно разделить на три основные группы:

  • организационные методы;

  • методы сбора данных о профессиональ­ной деятельности;

  • методы обработки, интерпретации к систематизации материалов.

Среди методов, используемых в профессиографии, безуслов­но, определяющее место занимают методы изучения психоло­гических особенностей деятельности, которую должна отражать профессиография: анализ документов, на­блюдение, опрос (анкетирование и беседа), самонаблюде­ние и самоотчет, эксперимент, алгоритмический анализ ошибок в работе специалистов, хронометраж, экспертная оценка и др.

При этом, уважаемый коллега, нельзя не сознавать, что разработка профессиограмм требует продолжительного времени. Если такового нет, возможно формирование только общего представления о профессиональной деятельности на основании классификации, которую предлагает известный ученый, специалист в области психологии труда Е.А.Климов.

Все существующие профессии дифференцируются Е.А.Климовым в зависимости от их типологической направленности17:

  • человек – живая природа (П);

  • человек – техника и неживая природа (Т);

  • человек – человек, человеческие общности, социальные системы (Ч);

  • человек – знаковая система (З);

  • человек – художественный образ, система художественного отображения действительности (Х).

  1. Субъект в профессиях типа П «человек-живая природа» и его деятельность, характеризуются следующим:

  • направленностью сознания специалиста на живую природу во всех её проявлениях;

  • деятельностью связанной с созданием условий существования живой природы;

  • способностью отмечать изменения в живой природе, умение осуществлять наблюдение за протекающими в ней процессами;

  • обладанием подготовкой и кругозором в общих основах и узкоспециальных областях связанных с исследованием и обеспечением живой природы;

  • обладанием знаниями относительно предназначения и применения различных средств труда;

  • необходимой исполнительно-двигательной активностью в связи с профессией;

  • хорошим зрением, зрительной памятью, богатым воображением;

  • настойчивостью в достижении целей;

  • нестандартностью мышления, творчеством;

  • терпением, умением ждать.

2. Субъект в профессиях типа Т «человек – техника и неживая природа» и его деятельность, характеризуются следующим:

  • умением производить, участвовать в производстве вещественных продуктов труда, видов и форм энергии, создавать (придумывать и строить) вещественные средства деятельности, условия и предметы искуственной среды обитания;

  • исполнительно-двигательной активностью;

  • развитыми познавательными, аналитическими способностями;

  • способностями представления и воображения;

  • широким кругозором в области естественно-научных знаний;

  • точностью и быстротой движений;

  • хорошей памятью;

  • эмоциональной сдержанностью и устойчивостью;

  • повышенным чувством ответственности;

  • деловитостью, способностью работать самостоятельно;

  • дисциплинированностью, осторожностью, ответственностью.

3. Субъект в профессиях типа Ч «человек – человек, человеческие общности, социальные системы» и его деятельность, характеризуются следующим:

  • способностью выделять и удерживать в сознании целостности, которые характеризуют социум, жизнь людей во всех проявлениях, условия социальной жизни;

  • умением руководить людьми, группами, коллективами;

  • способностью оказывать различное (в зависимости от профессиональной направленности ) воздействие на людей;

  • владением речевыми действиями, профессиональной речью;

  • умением слушать, понимать людей;

  • обладанием широким кругозором;

  • знаниями специальными и общекультурными;

  • знаниями в области психологии и педагогики;

  • качеством письменной и устной речи;

  • социальной направленностью ума, наблюдательностью к проявлениям чувств других людей;

  • способностью видеть и воспринимать мир с позиции другого человека;

  • способностью сопереживать;

  • наблюдательностью относительно поведения других людей;

  • способностью к самоанализу и саморегуляции;

  • стремлением к самосовершенствованию.

4. Субъект в профессиях типа З «человек – знаковая система» и его деятельность, характеризуются следующим:

  • приверженностью к упорядочению, учету, изучению;

  • интересами к знакам и знаковым системам;

  • интересом к информации;

  • ориентировкой в условности обозначений, знаков, формул, перечней, каталогов и пр.;

  • приверженностью к знаково-символической информации;

  • познавательными способностями высокого уровня;

  • ориентацией в научной картине мира;

  • хорошим владением письменной речью, безупречной грамотностью;

  • знанием систем правил, регламентирующих положений;

  • координированными движениями рук;

  • систематичностью в работе;

  • сосредоточенностью на цели и процессе;

  • хорошей памятью;

  • эмоциональной устойчивостью;

  • скрупулезностью, аккуратностью, обязательностью;

  • интеллектуальной инициативой;

  • саморегуляцией, концентрацией внимания.

5. Субъект в профессиях типа Х «человек – художественный образ, система художественного отображения действительности» и его деятельность, характеризуются следующим:

  • способностью выделения прекрасного в окружающем мире;

  • способностью удержания в сознании художественного стиля, гармонии цвета, формы;

  • чувством красоты, гармонии окружающего мира;

  • знанием художественных достижений человечества;

  • способностью воспринимать окружающие явления через призму идеального представления;

  • способностью воплощения идеи в художественном образе;

  • знанием истории культуры, искусств;

  • креативностью, нестандартностью мышления;

  • знанием предметной области деятельности;

  • способностью тонкой моторики (мелких и точных действий);

  • развитым цветоощущением, глазомером;

  • развитыми слуховыми представлениями, способностью различения звуков;

  • свободным мышлением лишенным стереотипов восприятия;

  • развитым эстетическим чувством;

  • художественным тактом, как уважительным отношением к произведениям искусства;

  • стремлением к профессиональному развитию;

  • самодисциплиной, самокритичностью;

  • стремлением к самовыражению;

  • способностью к фантазии, гибкости принятия решений;

  • саморегуляцией как способностью подчинять авторские амбиции общим целям;

  • владением навыками и приемами кропотливого труда.

Читатель должен сознавать, что приведенные характеристики нуждаются в детализации относительно условий и особенностей профессиональной деятельности в конкретной организации, которые могут определяться и уточняться по предлагаемому автором и распространному среди специалистов шаблону, который может быть также применим для написания профессиограмм.

Образец-шаблон структуры профессиограммы

1.Общие сведения о профессии (специальности, штатной должности).

1.1. Наименование и назначение профессии.

Назначение, распространенность, связь с другими профессия­ми, некоторые аспекты истории и перспективы развития.

1.2. Характеристика рабочего места, средств и орудий тру­да.

Уровень технической оснащенности и автоматизации про­фессиональной деятельности, основные орудия труда, компоновка рабочего ме­ста, конструкция органов управления, основные каналы обращения информации.

1.3. Необходимая общая и специальная подготовка спе­циалистов:

Подготовка специалистов и основные пути комплектова­ния профессии кадрами, требования к общеобразовательной и специальной подготовке, уровень необходимой квалификации.

1.4. Основное содержание функциональных обязанностей специалиста (что должен знать и уметь специалист, за что он отвечает).

1.5. Основные критерии эффективности работы специа­листа (по результативности, качеству, удовлетворенности и т. д.)

2. Условия деятельности.

2.1. Санитарно-гигиенические условия труда и обитаемо­сти специалиста:

Соотношение времени работы на воздухе и в закрытом по­мещении; показатели температуры, влажности и среднего со­держания кислорода, углекислого газа и других примесей в воздухе, атмосферного давления и его перепадов, шума и вибрации, возможных радиационных (тепловых) воздействий, ускорения и перегрузки, освещенности и т. д.; динамика микроклиматических показателей в течение смены, суток и т. д.; наиболее специфические внешние воздействия; физиолого-гигиеническая характеристика одежды и защитных приспособлений; возможность и особенность привыкания человека к факторам среды.

2.2. Организация и режим труда:

величина общей и локальной (например, только с участи­ем мышц плечевого пояса) физической нагрузки, рабочая по­за и перемещение в пространстве, характер сменности, про­должительность непрерывной работы в течение суток; харак­теристика нервно-психической нагрузки, длительность сосре­доточенного наблюдения, число поступающих сигналов в час;

наличие монотонии (число приемов в операции, длитель­ность повторяющихся операций);

характеристика темпа ра­боты (свободный или вынужденный, быстрый или медлен­ный);

периодичность, время и организация отдыха специали­стов;

травмоопасность (наличие длительных напряжений, пе­регрузок, резких отклонений, перепадов в характеристиках микросреды, неблагоприятных химических, физических и др. воздействий), характер травматизма, основные профес­сиональные заболевания; влияние перечисленных неблаго­приятных факторов на психику человека, его работоспособ­ность;

техника безопасности, мероприятия по охране здо­ровья специалиста.

3. Социально-психологические факторы деятельности.

3.1.Характеристика структурного подразделения, в составе которого специалист выполняет свои обязанности:

Количественный состав подразделения, степень самостоя­тельности (или взаимной зависимости) его членов в ходе работы, влияние сплоченности коллектива на качество выполнения задач, степень взаимообусловленности успеха индивидуальной и коллективной работы, типичный стиль руководства, интенсивность и особенности профессионального обще­ния.

3.2. Роль и место специалиста в системе внутри коллективных связей.

Основные связи специалиста в ходе работы «по вертикали» (с вышестоящими начальниками и подчиненными) и «по горизонтали» (со специалистами других подразделе­ний) а также мера его ответственности:

а) за работу подразделения;

б) за состояние людей;

в) за сохранность техники;

возможность проявления индивидуальных особенностей, спо­собностей (каких именно?) и творчества в работе, требования к общительности и стилю поведения в коллективе.

З.З. Мотивационные аспекты деятельности:

Степень обусловленности качества работы специалиста его мировоззренческой позицией, мотивами деятельности, наличием соответствующих склонностей, инте­ресов, увлечений (каких именно); наиболее привлекательныe и негативные стороны работы, основные пути стиму­лирования результатов, возможности продвижения специалиста и его профес­сиональное совершенствование.

3.4. Особенности социально-психологической и профес­сиональной адаптации:

Продолжительность и обусловленность адаптации различ­ными объективными факторами, ее связь с индивидуальными характеристиками личности.

4. Содержание деятельности.

4.1. Описание и анализ основных задач и операций, выпол­няемых специалистом.

Наименование, последовательность и содержание основ­ных задач и операций; выделение и описание напряженных моментов деятельности, определяющих наиболее высокий уровень.требований к социально-психологическим и психо­физиологическим качествам человека, характер активации при этом различных психических функций.

4.2. Особенности приема информации.

Характеристика поступающей информации: состав инфор­мационных каналов, преобладающие виды сигналов, распре­деление информации по форме предъявления и по времени, объем основных сообщений и общая структура коммуникаций специалиста, типичные помехи при приеме информации, ана­лизаторные системы, находящиеся под преимущественной нагрузкой, характеристика динамики их включения в работу, степень напряжения на различных этапах деятельности.

4.3. Особенности переработки информации и принятия ре­шений.

Преимущественные способы переработки информации и принятия решений, степень их сложности и ответственности. Участие и роль в этом процессе различных видов памяти (долговременной, кратковременной, оперативной; логиче­ской, зрительной, слуховой, двигательной), типов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического) и его качеств (быстроты, гибкости, самостоятельности, критич­ности и т. д.). Влияние личностных качеств на эффективность данной работы.

4.4. Структура исполнительских действий.

Рабочая поза специалиста, состав преобладающих двига­тельных актов; участие в работе пальцев и кистей рук, верх­них и нижних конечностей; сочетания различных движении и требования к их координированности; характеристика дей­ствий по скорости, точности, автоматичности. Возможность выработки необходимых двигательных навыков в процессе деятельности.

Характер речевой деятельности (ее сложность или стерео­типность, особенности профессиональной терминологии, не­обходимость правильной дикции, громкости и четкости речи и т. д.).

4. 5. Анализ ошибок в деятельности специалиста.

Наличие и частота ошибок, анализ их причин. Системати­зация ошибочных действий с учетом их обусловленности функционированием различных психических процессов и об­разований, выделение ошибок различных типов: сенсорно-перцептивных (связанных с приемом и первичной оценкой информации); гностических (ошибки при переработке инфор­мации и принятии решения); моторных (связанных с недо­статками психомоторики и речи); личностных (обусловлен­ных особенностями мотивации, характера, воли, эмоциональ­ной сферы, организаторских способностей и т. д.). Соотноше­ние ошибок указанных типов (в процентах).

4. 6. Загруженность в ходе деятельности различных психи­ческих функций.

Распределение времени и усилий специалистов на выпол­нение операций.по приему, переработке информации и реали­зации решений, соотношение загруженности сенсорно-перцептивных, интеллектуальных и психомоторных процессов; роль личностных качеств. Психологические функции, находящиеся под преимущественной нагрузкой и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса деятельности.

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности.

5.1. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности специалиста.

Особенности влияния различных операций процесса дея­тельности и факторов внешней среды на психическое состоя­ние человека; общая динамика работоспособности; изме­нение функциональных возможностей различных психических процессов в ходе выполнения специалистом своих обязанно­стей, причины возможного снижения чувствительности анализаторов, умственной активности, интенсивности внимания, ухудшения памяти, координации движений, физической вы­носливости, силы и т. д.

5.2. Основные эмоциональные состояния специалиста. Наиболее характерные для профессии эмоциональные состояния; ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение, сте­пень их обусловленности самим процессом деятельности, факторами среды и социально-психологическими, факторами.

5.3. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний.

Возможности управления динамикой психического состоя­ния, какие приемы и средства для этого используются.

Различия выраженности тех или иных состоянии; какие социально-психологические и психофизио­логические качества человека в наибольшей мере обеспечива­ют преодоление неблагоприятных состояний.

6. Психограмма.

6.1. Личностные особенности.

Требования к уровню профессиональной направленности и обоснованности мотивов работы, склонностям и интересам, опыту социального поведения; требования к волевым качествам, чертам характера (смелости, решительности, настойчивости, самообладанию, уверенности в своих силах, исполни­тельности, эмоциональной и нервно-психической устойчивости и т.д.), организаторским способностям и другим качест­вам.

6.2. Сенсорно-перцептивные свойства.

Требования к функциям анализаторов (дифференциаль­ному порогу, лабильности и т. д.) и качествам восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размеров, ско­рости, удаленности); преобладающий вид восприятия. Про­фессионально важные качества внимания и их сочетание.

6.3. Особенности мышления и памяти.

Требования к памяти и ее видам, преобладающий тип мышления и его качества. Необходимость быстро ориентиро­ваться в незнакомой обстановке, производить расчеты, прини­мать правильные решения и т. п. Требования к воображе­нию.

Возможность развития профессионально важных качеств мышления, памяти и воображения.

6.4. Моторные свойства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение 1

    Документ
    1 Настоящая оценка представляет собой важный шаг винституциональном развитии Счетной палаты РоссийскойФедерации (далее - Счетная палата) в ходе эволюции от еенынешнего статуса постоянного органа государственногофинансового аудита
  2. Введение (83)

    Документ
    Программа социально-экономического развития Яранского района на 2012-2016 годы разработана в соответствии с Уставом Яранского района и прогнозом социально-экономического развития района на 2012-2014 годы.
  3. Введение (61)

    Диссертация
    Настоящая диссертация посвящена одной из важнейших проблем музееведения, связанной с изучением форм «музейного» отношения к явлениям и памятникам культуры в период русского средневековья, -мемориализации христианского культурного наследия.
  4. Введение (85)

    Исследование
    На современном этапе социального развития исследование роли московских монастырей в истории отечественной культуры XX века обретает особое значение. В наше время, в условиях кризиса всех сфер общественной жизни, возникает противоречие
  5. Введение (156)

    Закон
    Изучение закономерностей взаимодействия искусственных водоёмов с окружающей природной средой является одной из актуальных задач эко-лого-географических исследований.
  6. Введение (68)

    Документ
    Финансовая система и рынок ценных бумаг как один из её сегментов являются неотъемлемыми элементами жизнеспособной рыночной экономики. Современные рыночные отношения определяют высокую степень заинтересованности со стороны как юридических,

Другие похожие документы..