Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Государственная наркологическая служба России в последние годы претерпела изменения не в лучшую сторону. Прежде всего, сократилась численность наркол...полностью>>
'Документ'
Чтобы понять, где находится в настоящее время отечественный рынок маркетинговых исследований, необходимо выбрать точку отсчета и соответствующую сист...полностью>>
'Документ'
Освободительная война советского народа против фашистской Германии и ее союзников (Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия); важнейшая часть 2-й мировой в...полностью>>
'Урок'
«Чтобы полюбить музыку, надо  прежде всего, её слушать… Надо воспитывать свой вкус на лучших образцах музыкальной классики, переходя от наиболее дост...полностью>>

Введени е (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Кому Вы благодарны? Каким событиям, предметам Вы благодарны за то, что они были, есть?

Известный профессиолог А.К.Маркова, также предлагает и рекомендует для изучения перечень качеств специалиста, способствующих успешному освоению им социальной среды, профессиональной деятельности, а также становлению в профессии12:

  • активность ориентировки в новых условиях;

  • инициатива в выборе необязательных решений;

  • настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость»;

  • восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

Без наличия необходимых качеств усвоение профессии и становление профессионала затруднено. Необходимо учитывать также, что процесс привыкания и адаптации к профессиональной деятельности является серьезным испытанием для любого человека предполагающим определенные психические усилия. Отсутствие профессионально-важных качеств качеств и недостаток психического ресурса необходимого для выполнения задач профессиональной деятельности (способностей, типологических особенностей, характерных черт) может формировать нервно-психическое напряжение специалиста и приводить к неосознаваемым им и проявляющимся в поведении психическим защитам в виде следующих ярких проявлений:

  • чрезмерного слияния с профессиональной деятельностью (трудоголизм), или избегания таковой (прогулы);

  • сильного психоэмоционального отреагирования (чрезмерную эмоциональную вовлеченность в профессию, стремление к профессиональному риску), или наоборот - эмоциональной заторможенности (профессиональной пассивности или избеганию);

  • активного отреагирования телесного напряжения в виде неадекватно высокой двигательной активности, или заметного её снижения (заторможенности) в профессиональной деятельности;

  • при наиболее сильном нервно-психическом напряжении, которое может удерживаться и нарастать в течение длительного времени, личность может прибегать к опасным защитам (алкоголизму, наркомании, необоснованной агрессивности, самоизоляции и др.).

При изучении человека следует обращать внимание на степень адекватности его проявлений. Полярные особенности проявлений: как чрезмерная выраженность, так и сниженность проявлений относительно определенной и существующей нормы, должны быть предметом пристального изучения экспертом. Названные невротические проявления, в том числе отсутствие уже названных, - социального интереса или стремления к достижению, а также наличие нервно-психического напряжения часто обусловлены в зрелом возрасте следующим:

  • пережитыми травмами психики и подавлением собственных нереализованных влечений (желаний);

  • проблемами вызвавшими серьезные эмоционально насыщенные переживания на этапе раннего детства, привносимыми личностью бессознательно в реалии своей взрослой жизни;

  • чрезмерной или недостаточной нормативностью личности относительно требований социальной и профессиональной среды (не соблюдением распространенных правил общественной жизни);

  • ограниченным ролевым набором личности и проявлением незначительного количества одних и тех же ролевых позиций на различных ситуациях жизнедеятельности;

  • неадекватным и\или недостаточным социальным опытом личности;

  • сложным (не соответствующим требованиям среды) нормативным и ролевым набором личности;

  • травмирующим влиянием стрессогенных факторов (условий) среды;

  • отсутствием на определенных возрастных этапах важных для формирования личности факторов-стимулов среды.

Таким образом, для достижения успеха в профессии, следует определять как наиболее значимое:

    • социальный интерес (интерес и позитивное отношение к другим людям);

    • стремление к достижению (желание развиваться и достигать, преодолевать и создавать, завоевывать профессиональный и социальный статус);

    • наличие актуального психического ресурса личности (запаса психических сил направленных на достижение личностно-важных и профессионально-важных целей).

Наряду с определенными и названными, не следует исключать из поля зрения другие необходимые в жизнедеятельности качества психики, которые также следует изучать. В результате такого изучения возможна выработка обоснованных рекомендаций для самой изучаемой личности и заинтересованных лиц относительно построения успешного взаимодействия, разработка стратегии работы с данным человеком на перспективу. Отсюда социальный заказ к психологии, как науке, на методики, технологии, которые позволили бы с достаточной степенью надежности исследовать личность.

Безусловно, такие методики существуют. "С их помощью", - говоря словами Директора института прикладной психологии России Л.Н.Собчик, "можно не только выявить индивидуальные особенности психики, разгадать не лежащие на поверхности, скрытые ресурсы человека, но также определить степень его напряженности и неудовлетворенности, прогнозировать поведение в непредвиденных и сложных ситуациях"13.

Задание:

1. Определите (запишите по памяти) основные особенности личности на возрастных этапах социальной и профессиональной самореализации личности:

16-20 лет

20-25 лет

25-30 лет

30-35 лет

35-40 лет

40-45 лет

2. В беседе с другим человеком относительно его напряжений и возникающих проблем в профессиональной деятельности определите ошибки мышления в соответствии с приведенными формулами рационального мышления.

3. Назовите возможные причины снижения социального интереса, стремления к достижению, а также психического ресурса.

4. Назовите показатели успешного становления личности в профессии.

Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек.

К.Д.Ушинский

2. КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Вероятно, у читателя не возникает сомнений в том, что одним из важнейших условий профессионального «выживания» личности является способность ориентировки, опирающаяся на приобретенные знания и сформированные умения. Повседневная жизнь человека – суровый учитель. Если бросить человека в воду жестокая необходимость заставит его плыть, однако, тот же самый эксперимент может привести к тому, что человек утонет. Человек способный выживать, достигать, побеждать, вырастает не из того ребенка, которому рассказывали о том, как выживать или достигать, а из того, кто имеет последовательно сформированный опыт выживания и достижения. Наша уверенность в себе, самообладание – результат практического опыта, а не только знакомства с теорией. В нашей жизни на этапе приспособления к новому, постоянно меняются три состояния:

  • замешательство и переживание внутреннего конфликта;

  • приложение усилий по преодолению замешательства иприспособлению;

  • достижение успеха и поиск путей дальнейшего личностно-профессионального роста.

Выживание и успех организации на рынке услуг также определяется ориентировкой, помноженной на сформированный профессионализм работающего персонала, его качествами, которые не сразу проявляются в практической деятельности. Хорошо, если человек выбрал для карьеры то занятие, которое ему по душе, которое придает работе цель и страсть, которое отражает и позволит реализовать соответствующие сформированные у него ранее способности, другие качества. Однако, так бывает не всегда, поэтому в связи с задачами изучения и отбора людей под конкретную целевую деятельность нам с Вами, уважаемый коллега, следует четко представлять общие критерии социальной адаптивности и профессионализма которые являются желательными для любой профессиональной деятельности и должны фиксироваться нами как важные.

В качестве такого критерия может выступать, например, анализ выполняемой работы. Анализ работы – исследование, направленное на получение необходимой информации о работе и работнике. Такой анализ может проводиться по группам работ. Основу анализа работы составляет сбор диагностической информации относительно следующего:

  • место должности в организационной структуре организации;

  • перечень основных задач, обязанностей и функций работника, аттакже степень их важности;

  • основные показатели работы и критерии измерения работ (объем, производительность, прибыль и т.д.);

  • сведения об использовании специального оборудования и соответствующая подготовка работника;

  • информация о необходимой работе с людьми, особенности и специфика контактов;

  • условия работы и обстоятельства (командировки, часы, опасные и вредные условия труда, профессиональное напряжение и пр.);

  • требуемое образование и квалификация (минимальный и желательный уровень);

  • необходимость и достаточность опыта работы ранее;

  • знания и умения необходимые для выполнения работы;

  • особые навыки и способности;

  • желательные и необходимые качества личности специалиста;

  • нагрузки на психику, особенности нервно-психического напряжения;

  • необходимость дополнительного и непрерывного обучения и пр.

На основании полученной в результате такого анализа информации осуществляется описание должности, на основе которого составляются должностные обязанности. При оценке должности и подготовке должностных обязанностей должны быть задействованы специалисты в данной должности высокого уровня, достигающие желательных результатов в профессиональной деятельности и тем самым подтверждающие профессионализм. Их значение как экспертов трудно переоценить. При помощи таких людей осуществляется экспертная выработка и утверждение критериев качеств на основании шкалы оценки качества, которая может выглядеть следующим образом (по А.В.Бахтаирову)14:

1 балл – отсутствие качества не отразится на выполнении профессиональных задач и достижении результатов деятельности;

2 балла – качество практически не влияет на результаты деятельности;

3 балла – отсутствие качества иногда негативно сказывается на результатах деятельности;

4 балла – без этого качества работник не может компетентно выполнять поставленные задачи;

5 баллов – это качество играет доминирующую роль в решении поставленных задач;

6 баллов – не обладая этим качеством невозможна работа по специальности.

Кроме того, конечно должны использоваться разнообразные методы оценки персонала по аналогичным и другим критериальным основаниям. Известный профессиолог А.К. Маркова предлагает в своей работе «Психология профессионализма» следующее15:

Объективные критерии:

  • результативность и оптимальность в повседневной жизнедеятельности и профессиональной деятельности (при наличии такового опыта ранее);

  • достижение социального и профессионального статуса (кем является, чего удалось достичь в жизни и профессии);

  • умение решать разнообразные жизненно-важные и профессионально-важные задачи (что умеет делать, каковы результаты, успехи).

Субъективные критерии:

  • соответствие жизненной ситуации и профессиональной деятельности мотивам человека, его требованиям и склонностям;

  • удовлетворенность человека жизнедеятельностью и выбранной ранее профессией;

  • осознавание человеком радостей жизни и понимание значимости профессиональной деятельности;

  • позитивное отношение к себе как личности и профессионалу;

  • отсутствие явных личностных и профессиональных деформаций усложняющих жизнедеятельность;

  • сочетание осознавания успешности личной жизни и профессиональной деятельности.

Результативные критерии:

  • достигнутые ранее позитивные изменения личности, группы или организации в которую была включена личность;

  • сохранение и поддержание психического и физического здоровья, а также положительная динамика слагаемых нервно-психического состояния личности;

  • последовательное движение к достижениям в жизнедеятельности и профессии;

  • инициативность и богатство жизнедеятельности, а также достижение творческих, ранее не существовавших результатов в жизни и работе.

Процессуальные критерии:

  • способность использовать необходимые знания и умения, приемы, техники, технологии в жизнедеятельности и профессиональной деятельности;

  • использование собственных личностных качеств адекватно ситуациям жизни и работы.

Нормативные критерии:

  • усвоение и осознание личностью необходимых норм, правил, эталонов социального взаимодействия и профессии;

  • способность востребовать накопленный опыт (методические приемы, актуальные технологии, техники и др.) в жизнедеятельности и профессиональной деятельности.

Индивидуально-вариативные критерии:

  • самобытность личности, проявление собственной индивидуальности;

  • имеющийся и востребованный изначально уровень развития знаний, умений, личностных качеств.

Прогностические критерии:

  • видение человеком зоны перспективного роста и развития;

  • проявляющееся стремление к личностному, карьерному и профессиональному росту.

Критерии обучаемости:

  • готовность специалиста к усвоению новых для него социально и профессионально ориентированных знаний и умений, принятию жизненного и профессионального опыта других людей;

  • наличие опыта постоянной обучаемости в профессии.

Критерии творчества:

  • стремление творчески выйти за пределы стереотипного, привычного, обоснованного, регламентированного соответствующими нормами.

Критерии социальной активности и конкурентноспособности:

  • умение заинтересовать других своей жизнедеятельностью и её результатами;

  • умение убедить коллег в актуальности реализуемых планов, проектов профессиональной деятельности;

  • способность вступать в конкурентные социальные отношения в быту на здоровой основе, а также на рынке рабочей силы и на рынке услуг;

  • способность искать внутренние резервы в жизнедеятельности, а также самой профессии без каких-либо особых материальных вложений.

Критерии приверженности:

  • преданность выбранным здоровым отношениям, принципам жизнедеятельности, профессиональной деятельности;

  • преданность профессии;

  • устойчивость жизненно-важных и профессионально-важных выборов.

На основании разработанных известным профессиологом А.К.Марковой и уточненных автором критериев может осуществляться общая дифференцированная оценка социальной адаптивности и профессионализма сотрудников организации на основе предлагаемой автором Шкалы профессионализма.

Приведенный в тексте фрагмент шкалы позволяет представить возможности работы с ней для очевидного представления оценочных характеристик изучаемой личности.

Таблица 2

ФРАГМЕНТ ШКАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ

Критерии и слагаемые

профессионализма

(-) Оценочные баллы (+)

Усредн

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1.Объективные критерии

результативность и оптимальность труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

достижение статуса в профессии,

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

умение решать разнообразные актуальные профессиональные задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

В полном объеме шкала профессионализма представлена в Приложение 3.

«Профессионал в человеке», - по мнению А.К.Марковой: «…моложе личности и индивида»16. Становление человека как профессионала начинается в раннем детстве и тесно связано с его опытом. В то же время нельзя отрывать профессиональное поле личности от поля его социальных отношений вне работы. Личностное пространство в целом неизбежно определяет и влияет на профессиональное. Такие посылки подчеркивают необходимость изучения личности как на этапе профессионального отбора на работу (службу), так и на этапе профессионального роста (в процессе жизнедеятельности). При этом желательным является исследование и внутрисемейных отношений актуальной личности (при наличии семьи).

При ориентации на желаемые результаты, при наличии ориентации на достижение успеха и высокого профессионализма, осуществляется изучение личности по определенным направлениям с использованием соответствующих методов и методик. При этом следует различать определенные виды отбора, которые при необходимости могут быть реализованы, в соотнесении с распространенными методиками отбора (См. таблицу 2).

Таблица 3

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение 1

    Документ
    1 Настоящая оценка представляет собой важный шаг винституциональном развитии Счетной палаты РоссийскойФедерации (далее - Счетная палата) в ходе эволюции от еенынешнего статуса постоянного органа государственногофинансового аудита
  2. Введение (83)

    Документ
    Программа социально-экономического развития Яранского района на 2012-2016 годы разработана в соответствии с Уставом Яранского района и прогнозом социально-экономического развития района на 2012-2014 годы.
  3. Введение (61)

    Диссертация
    Настоящая диссертация посвящена одной из важнейших проблем музееведения, связанной с изучением форм «музейного» отношения к явлениям и памятникам культуры в период русского средневековья, -мемориализации христианского культурного наследия.
  4. Введение (85)

    Исследование
    На современном этапе социального развития исследование роли московских монастырей в истории отечественной культуры XX века обретает особое значение. В наше время, в условиях кризиса всех сфер общественной жизни, возникает противоречие
  5. Введение (156)

    Закон
    Изучение закономерностей взаимодействия искусственных водоёмов с окружающей природной средой является одной из актуальных задач эко-лого-географических исследований.
  6. Введение (68)

    Документ
    Финансовая система и рынок ценных бумаг как один из её сегментов являются неотъемлемыми элементами жизнеспособной рыночной экономики. Современные рыночные отношения определяют высокую степень заинтересованности со стороны как юридических,

Другие похожие документы..