Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
Содержит курс лекций для изучения дисциплины Технология упаковочного производства ; сведения об основных функциях упаковки и их взаимосвязи с компле...полностью>>
'Документ'
Гражданское право – термин, обозначающий важнейшую (после конституционного права) отрасль российского права, а также науку ГП, одноимённую учебную ди...полностью>>
'Документ'
Введение. Процессы, происходящие в современном обществе, выдвигают на первый план общественного развития сферу образования. Приобретение новых знаний,...полностью>>
'Учебник'
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, о...полностью>>

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №88 Кафедра новых информационных технологий

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 88

Кафедра новых информационных технологий

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

Составитель:

Назарова Людмила Степановна,

учитель высшей категории,

зав. кафедрой НИТ,

Почетный работник общего образования РФ

Челябинск

Содержание

Введение 3

Глава 1 Литературный обзор 4

Раздел 1. Концепция личностно–ориентированного образования 4

Раздел 2. Понятие личностно-ориентированного обучения 11

Раздел 3 Заинтересованность руководителей и учителей технологией ЛОО 27

Глава 2 Методика использования 30

Раздел 1. Построение учебных занятий на основе личностно – ориентированного подхода 30

Раздел 2. Основа ЛОО 33

Раздел 3. Организация занятия 34

37

Раздел 4. Осуществление разбивки материала на фрагменты – задания. 37

Раздел 5. Ограничения к объему учебных заданий 38

Раздел 6. Организация лекционных занятий 40

Раздел 7 . Организация лабораторного занятия. 43

Раздел 8. Критерии оценки 44

Глава 3 Мониторинг качества знаний учащихся 49

Заключение 52

Приложения 56

Уроки:

  1. Алгоритм. Определение и основные понятия.

  2. Школьный компьютер

  3. Арифметические основы ЭВМ

Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы обра­зования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное про­странство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содер­жание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умения­ми, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию об­разовательных программ. Любое обучение по своей сути является разви­вающим, т.е. личностно-ориентированным. В настоящее время разрабо­тан другой подход к пониманию и организации личностно-ориентиро­ванного обучения. В основе его лежит признание индивидуальности, само­бытности, самооценке каждого ребенка, его развитие как индивида, наде­ленного своим неповторимым субъектным опытом.

Развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выпол­няют в процессе обучения - репродуктивную или продуктивную. Введение компьютерных технологий позволяет реализовать именно продуктивную (творческую) деятельность. Основы развивающего обучения были заложе­ны в работах И.Г.Песталоцци, А. Дисверга и др., научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского, а свое дальнейшее развитие она получила в работах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.А.Менчинской и др. Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обосно­ваны в рамках психологической деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представле­ний о развитии и его соотношении с обучением на первый план было вы­двинуто становление ребенка как личности, т.е. личностно-ориентиро­ванное обучение.

Глава 1 Литературный обзор

Раздел 1. Концепция личностно–ориентированного образования

Формирование личности - процесс длительный, не имеющий, собственно говоря, сроков завершения, ибо личность в процессе жизни все время обогащается и меняется в ту или иную сторону, но основные структуры личности, ее главные параметры определенно складываются к концу юношеского возраста. Поэтому главной задачей школы является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни.

Следует различать личностно-ориентированное обучение и личностно-ориентированное образование. Если первое означает лишь такую систему обучения, процесс осуществления которой способствует формированию личностных качеств учащихся, то второе есть более широкое понятие, включающее в свой состав первое, а также всю систему воспитания личности учащихся.

Иными словами, личностно-ориентированное образование - это та­кое образование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Чтобы правильно организовать и осуществлять личностно- ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

1) природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Задатки к особым чертам характера могут быть добрыми, высоконрав­ственными, а могут быть и злыми, аморальными. Как правило, в каждом человеке от природы заложены задатки к положительным, добрым чертам характера (доброта, эмпатийность, альтруизм, терпение и др.), так и к отри­цательным чертам (агрессивность, лживость, жадность, зависть и др.).

При разумном воспитании добрые задатки к чертам характера могут быть укреплены, развиты, а дурные — сглажены, очеловечены. А главное, разумное воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

2) особенности семьи и ее отношение к родившемуся и взрослеющему ребенку.

Одно дело, когда мама и вся семья рады родившемуся ребенку, любят его, обеспечивают ему все необходимые условия для нормального развития, и совсем иное дело, когда ребенок нежеланный, от него были бы рады избавиться, а поэтому создаются неблагоприятные условия для развития ребенка. Между тем если ребенок в детстве не получил достаточный заряд любви, доброты, не всосал с молоком матери нравственные, добрые отношения между людьми, которые царили в его семье, то его характер, его направленность и судьба могут быть искалечены, даже если у него были хорошие природные задатки. Поэтому школа должна как-то возместить недостатки, издержки се­мейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;

3) социальная среда, в которой живет и развивается человек.

Здесь под средой понимается как общество в целом, так и те
микросреды, в которые попадает человек по мере взросления. Это и среда
непосредственного окружения человека, в которой он общается и взаимодействует, и более широкая среда, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, норм, моды, господствующих взглядов;

4) воспитательные учреждения, в которых получает образование
человек
- детский сад, школа, профессиональные учебные заведения. От того каковы эти учреждения, какие цели фактически они реализуют, какова социальная среда, создаваемая в них, каково их влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности каждого из воспитанников этих учреждений;

5) наконец, пожалуй, самый важный фактор формирования личности человека - это самовоспитание, саморазвитие человека.

Воспитание ребенка в семье, в школе только тогда будет эффективно, если оно постепенно перейдет в самовоспитание, когда этот взрослеющий ребенок из объекта воспитания становится субъектом воспитания, опознающим близкие и дальние цели и задачи развития себя как значимой личности, понимающим какую деятельность он должен совершать, чтобы реализовать эти цели и задачи, и настойчиво, систематически осуществляющим намеченные планы саморазвития, производящим постоянный самоконтроль и самооценку процесса самовоспитания и саморазвития.

Это особенно важно иметь в виду в школе. Ведь «В конечном итоге воспитывает учеников то, что они сами делают, а не то, что делает учитель... Только через свою самостоятельность они изменяются» (С.Л.Рубинштейн).

Как же должно быть организовано образование в школе, чтобы оно было личностно-ориентированным?

Система личностно-ориентированного образования в школе должна состоять из следующих подсистем:

  1. мониторинг процесса личностного развития каждого ученика.

  2. классно-урочные занятия.

Этот компонент образования учащихся состоит из классно-урочных занятий по разным учебным предметам, входящим в учебный план школы. Желательно, чтобы в начальной школе обучение по всем предметам являлось обязательным для всех учащихся, а начиная со средних классов каждый учащийся, кроме нескольких - не более четырех - обязательных предметов (история Отечества, русский язык и литература, иностранный язык и предмет в зависимости от профиля школы), должен получить право на свободный выбор остальных учебных предметов. При этом желательно организовать обучение по каждому предмету или хотя бы по основным на двух уровнях: обычном и повышенном.

Изучение каждой новой учебной темы начинается с обоснования учителем необходимости (предметной и исторической) изучения учебного материала темы для формирования нужной установки и внутренней мотивации учащихся, предстоящей учебной работе. Учитель сообщает учащимся учебный минимум темы, т.е. перечень основных знаний, умений и навыков, которые должны приобрести учащиеся в результате изучения этой темы и уровень овладения которыми будет проконтролирован и оценен. При этом текущий контроль и оценка овладения элементами учебного минимума производятся в процессе взаимоконтроля и взаимооценки, организуемом учебным самоуправлением учащихся класса. Учет результатов взаимоконтроля и взаимооценки является гласным, отмечаемым на висящем в кабинете «Плане изучения учебной темы». Учебное самоуправление в случае обнаружения у кого-то из учащихся пробела в знаниях или умениях организует ему помощь для ликвидации этого пробела.

Состав и характер учебного самоуправления класса может быть раз­личным в зависимости от уровня развития учащихся, от особенностей школы, но, несомненно, выборным и сменяемым раз или два в год, с тем, чтобы за годы обучения каждый ученик попробовал себя в разных ролях руководства деятельностью своих соучеников. Учебное самоуправление должно быть таким, чтобы можно было организовывать и проводить не только фронтальные и индивидуальные занятия, но и, что особенно важно, коллективную работу учащихся. Поэтому класс разбивается на бригады (на постоянной или временной основе) по 5-7 учеников в каждой, и основная учебная работа проходит именно в этих бригадах. В них же осуществляется взаимоконтроль и взаимооценка уровня овладения учебным материалом.

Элементы коллективной работы должны быть и в начальном обучении детей. Важно так организовать учебное ученическое самоуправление и процесс обучения, чтобы между учащимися класса был осуществлен принцип взаимного руководства и подчинения каждого ученика класса. Личностно-ориентированное образование предполагает, что обучение учащихся строится в соответствии с их индивидуальными способностями, что различный уровень овладения учебным материалом - от очень глубокого до весьма поверхностного - следует считать вполне нормальным для разных учащихся. Больше того, завершение обучения в школе может быть различным для разных учеников: одни могут завершить обучение после 9-го класса, а другие - закончить полную среднюю школу. При этом первые сразу должны пройти профессиональную подготовку для определенной специальности, которую они должны выбрать сами.

Важнейшей задачей обучения в системе личностно-ориентированного образования является формирование у учащихся прочных привычек нравственного поведения и деятельности, разумных привычек учебного труда.

Изучение любого предмета должно быть не узкоспециализированным, а широким, с тем чтобы усваиваемые учениками понятия были большими, охватывающими как можно больше суждений. Тогда проблема переноса знаний сама собой решается. Решается тогда и проблема межпредметных связей.

Учебные занятия в системе личностно-ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий, различную расстановку индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий (круговое расположение парт, соединение индивидуальных парт в общий стол для занятий бригадой и т.д.);

3) домашняя работа учащихся не должна сводиться лишь к повторению и закреплению изученного материала на уроках. Больше того, она по мере взросления учащихся должна заключаться главным образом в самостоятельном изучении учебного материала по учебникам и учебным пособиям с последующим обсуждением результатов этого изучения на уроке. Если в начальных классах домашние задания могут быть ежедневными и лишь некоторые - длительными, то в средних и старших классах домашние задания должны задаваться сразу на весь период изучения учебной темы или даже на более длительный срок, с тем чтобы учащиеся могли сами планировать их выполнение. Проверку и учет выполнения домашних заданий могут осуществлять особые члены учебного самоуправления класса (например, ассистент учителя), а у него проверку должен производить учитель. Всячески поощряется домашняя работа по собственному выбору, по изучению какого-то вопроса, не входящего в программу учебного предмета. Очень важно сформировать у учащихся привычку ежедневного чтения газет, журналов, книг;

4) эстетический цикл учебных занятий имеет огромное значение в личностно-ориентированном образовании. Обучение всем предметам этого цикла (рисование, пение, музыка, хореография, танцы и некоторые другие, которые могут вводиться в учебный план школы) должно быть безотметочным, свободным от любых оценок, но результаты этих занятий должны быть широко представлены на различных выставках, систематически проводимых в школе, на вечерах самодеятельности, в выступлениях учащихся вне школы (в клубах) для родителей и общественности;

5) клубная (внеурочная) работа школы.

В школе должно быть большое число различных кружков, хоровых и музыкальных ансамблей, спортивных секций, других объединений учащихся по интересам, с тем чтобы каждый ученик мог выбрать для себя занятие во внеурочное время.

Клубная работа школы предполагает и проведение различных экскурсий учащихся, походов, путешествий и т.д. Особо должна быть предусмотрена деятельность школы в зимние, весенние и летние каникулы.

6) общешкольное ученическое самоуправление может быть различным, но оно обязательно должно быть выборным органом, избираемым на общем ученическом собрании школы или собрании представителей всех классов, если школа очень большая. Общешкольное самоуправление обеспечивает чистоту и порядок во всех помещениях школы, на переменах и во внеурочное время путем организации дежурства старших учащихся, организует и осуществляет совместно с учителями и клубными работниками всю внеурочную деятельность школы;

7) трудовое обучение и трудовая деятельность учащихся.

Это последний, но, пожалуй, один из важнейших компонентов личностно-ориентированного образования. Главный принцип, на котором должен строиться этот компонент, состоит в том, что выработка у учащихся трудовых навыков и привычек производится в процессе полезной трудовой деятельности, осуществляемой современными научно-техническими методами, средствами и механизмами. Желательно, чтобы все учащиеся школы постоянно, по особому расписанию трудились в нескольких производствах, организуемых в школе. Это может быть современная типография, швейное производство, производство по изготовлению каких-то приборов, животноводческая ферма, оранжерея по фабричному выращиванию цветов или овощей и т. д.

Итак, личностно-ориентированное образование в школе должно быть направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью. Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образования должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворить свои родовые, природные, социальные и духовные потребности, и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в обществе, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу.

Раздел 2. Понятие личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

В педагогических работах, посвященных вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на получение в обучении человека, рассматриваемого как набор определенных социальных функций и «реализатор» определенных моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе школы.

ЛОО - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта.

Описывая содержание субъектного опыта, И.С.Якиманская включает в него:

1. предметы, представления, понятия;

2. операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических);

3. эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы).

Характеристику субъектного опыта дает А.К.Осницкий, выделяя в нем пять взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов:

1. Ценностный опыт (связанный с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений) - ориентирует усилия человека.

2. Опыт рефлексии… – помогает увязывать ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта.

3. Опыт привычной активизации... - ориентирует в собственных возможностях и помогает лучше приспособить свои усилия к решению значимых задач.

4. Операциональный опыт... - объединяет конкретные средства преобразования ситуаций и своих возможностей.

5. Опыт сотрудничества... - способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество.

Понятие «личностных функций» введено в педагогику В.В.Сериковым, который определяет их следующим образом: «Личностные функции - это в данном случае не характерологические качества её (последние, кроме некоторых, так называемых общечеловеческих, у людей могут и должны быть разными), а те проявления, которые, собственно и реализуют социальный заказ «быть личностью».

В качестве таковых функций выделим следующие: мотивации, опосредования, коллизии, критики, рефлексии, смыслотворчества, ориентации, обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира, творчески преобразующая, самореализации, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности...».

Краткая расшифровка функции:

1. МОТИВИРУЮЩАЯ - чтобы принимали и обосновывали свою деятельность.

2. ОПОСРЕДУЮЩАЯ - личность опосредует внешние воздействия и внутренние импульсы поведения; личность и изнутри не все выпускает, сдерживает, придает социальную форму.

3. КОЛЛИЗИЙНАЯ - личность не приемлет полной гармонии, нормальная, развитая личность ищет противоречий.

4. КРИТИЧЕСКАЯ - личность критична ко всяким предлагаемым средствам, то, что навязывается, всегда вызывает протест. Личностно то, что создано самой личностью, а не навязано извне.

5. РЕФЛЕКСИВНАЯ - конструирование и удержание в сознании стабильного образа «Я».

6. СМЫСЛОТВОРЧЕСКАЯ - личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов.

7. ОРИЕНТИРУЮЩАЯ - построение личностно-ориентированной картины мира, индивидуального мировоззрения.

8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ и устойчивости внутреннего мира.

9. ТВОРЧЕСКИ ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ - творчество - форма существования личности. Вне творческой деятельности очень мало личности, любой деятельности личность придаст творческий характер.

10. САМОРЕАЛИЗУЮЩАЯ - стремление обеспечить признание своего «Я» окружающими.

Сущность ЛОО в соответствии с вышеприведенными характеристиками личностных функций в технологическом аспекте раскрывается через создание условий для их активизации за счет личностного опыта переживания субъекта учения. Подчеркивается уникальность личностного опыта и его деятельностная природа.

Содержательно-личностный опыт переживания обеспечивается за счет противоречивости точек зрения, несоответствия иерархии смыслов, неоднозначности учебного текста, изменения статуса и др., задаваемых в условиях учебной ситуации. По форме это могут быть дискуссия, диалог, имитация жизненной ситуации, творческая задача и т.п.

Можно создавать различные условия для освоения элементов культуры (знаний, способов деятельности, ценностей и т.п.), но только один способ - «выращивание культуры в человеке» - отвечает задаче его личностного развития.

Философская парадигма, соответствующая такому подходу к организации обучения, формулируется как парадигма утверждения («affirmo»).

В качестве «единицы» понимания и проектирования обучения в рамках ЛОО рассматривается учебная ситуация.

Подобный «масштаб» как бы снизу определяет требования к организации всех компонентов дидактической модели учебного процесса. Однако это не означает подстраивания обучения под уровень развития субъекта учения, а предполагает лишь законосообразность педагогической деятельности «природе» учащегося, востребованность его личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №88 Кафедра новых информационных технологий Формирование икт компетенции руководителя образовательного учреждения (Методическое пособие)

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии за короткое время стали важнейшей составляющей современного общества. Теперь во многих странах понимание этих технологий и свободное владение основными относящимися к ним умениями и концепциями
  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №82 г

    Документ
    Совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и профессиональной, психолого-педагогической и методической компетентности учителя информатики и ИКТ.
  3. Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №102 имени академика Михаила Фёдоровича Решетнёва»

    Публичный отчет
    Совершенствование профессионального мастерства педагогов, способных компетентно и с полной отдачей сил заниматься осуществлением образовательной деятельности с внедрением современных методов обучения.
  4. Муниципальное общеобразовательное учреждение (109)

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей» г. Дедовска – правопреемник средней общеобразовательной школы № 2, которая была открыта в 1980 году.
  5. Г о. Нальчик муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №2» Публичный доклад

    Доклад
    Цель доклада: представить анализ состояния образовательной деятельности МОУ «Лицей №2» за 2010-2011 учебный год, показать результативность реализации коллективом лицея основных направлений деятельности.

Другие похожие документы..