Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Формирование углубленных знаний физико-химической сущности процессов и методологии построения математических моделей при проведении научных исследова...полностью>>
'Регламент'
поскольку Сообщество основывается на Таможенном союзе; поскольку необходимо в интересах как предпринимателей в Сообществе, так и таможенных органов, ...полностью>>
'Сочинение'
После окончания войны мой прадедушка Пышкин Петр Васильевич начал работать на горе Магнитной машинистом мощного карьерного экскаватора. Деда Петя про...полностью>>
'Документ'
Актуальность проблемы исследования. Одной из часто встречающихся проблем обращения людей за психологической помощью является негативное психоэмоциона...полностью>>

Предисловие (14)

Главная > Регламент
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Новосибирский государственный технический университет

Региональный центр безопасности образовательного учреждения

Сборник типовых положений, регламентирующих функционирование системы обеспечения охраны труда, пожарной безопасности и безопасности

учебного процесса в общеобразовательных

(начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждениях

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Предисловие

Настоящее Типовое положение направлено на реализацию статьи 51 закона «Об образовании», cтатей 11 и 28 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», раздела Х Трудового Кодекса Российской Федерации, статьи 14 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статей 25, 28 и 37 закона «О пожарной безопасности», cтатей 9 – 12, 14, 15 закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Типовое положение разработано в целях практического решения проблемы обеспечения безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения. Оно предназначено для оказания помощи работодателю (руководителю) общеобразовательного учреждения в создании и обеспечении устойчивого функционирования единой системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса.

Введение

Законодательством Российской Федерации на руководителей образовательных учреждений возложен широкий круг задач по обеспечению безопасности участников образовательного процесса (обучающихся и работников общеобразовательного учреждения). Их решение вызывает необходимость применения современных методов управления безопасностью образовательного процесса, которые позволяют включить мероприятия по обеспечению безопасности в круг других управленческих задач, решаемых в учреждении.

На основе настоящего Типового положения в каждом общеобразовательном учреждении должно быть разработано и введено в действие соответствующее Положение, являющееся нормативной основой единой системы обеспечения охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса. Положение разрабатывается с учетом специфики конкретного общеобразовательного учреждения и вводится в действие приказом руководителя учреждения по согласованию с представительным органом трудового коллектива.

Настоящее Типовое положение основано на требованиях нормативных документов, приведенных в приложении 1. Термины и определения, использованные в настоящем Типовом положении, приведены в приложении 2.

1 Область применения

Настоящее Типовое положение устанавливает основные положения по формированию и функционированию единой системы обеспечения охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в общеобразовательном учреждении. Его действие распространяется на следующие общеобразовательные учреждения:

а) начальная общеобразовательная школа;

б) основная общеобразовательная школа;

в) средняя общеобразовательная школа;

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;

д) гимназия;

е) лицей.

2 Общие положения

2.1 Целью системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в общеобразовательном учреждении является сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся в процессе трудовой и образовательной деятельности и организованного отдыха.

2.2 Основными задачами системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются:

  • обеспечение выполнения обучающимися и работниками образовательного учреждения требований законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий в общеобразовательном учреждении;

  • предотвращение несчастных случаев с обучающимися ходе образовательного процесса, а также при проведении мероприятий, организованных общеобразовательным учреждением;

  • предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также улучшение условий труда работников общеобразовательного учреждения;

  • соблюдение в общеобразовательном учреждении требований нормативных документов по радиационной, пожарной и промышленной безопасности, защите окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций;

  • обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, используемых в образовательном процессе, а также оборудования, приборов и технических средств обучения;

  • сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, организация их лечебно-профилактического обслуживания, обеспечение оптимальных режимов труда, обучения и отдыха;

2.3 Основополагающими принципами функционирования системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются:

  • признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья участников образовательного процесса по отношению к результатам их трудовой и образовательной деятельности;

  • гарантии прав участников образовательного процесса на сохранение здоровья и обеспечение безопасности, на нормативное правовое обеспечение этих прав;

  • профилактическая направленность деятельности системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса, предупреждение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников и несчастных случаев с обучающимися;

  • обязательное социальное страхование работников общеобразовательного учреждения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

  • научная обоснованность требований по сохранению здоровья и обеспечению безопасности участников образовательного процесса, содержащихся в локальных нормативных актах системы обеспечения безопасности образовательного учреждения;

  • сотрудничество всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов сохранения здоровья и обеспечения безопасности участников образовательного процесса: государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учредителей образовательных учреждений, работодателей и работников, органов самоуправления общеобразовательного учреждения, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, общественных и государственно-общественных объединениях на добровольной основе граждан;

  • перспективное целевое планирование мероприятий по сохранению здоровья и обеспечению безопасности участников образовательного процесса и их обязательное финансирование;

  • неукоснительное исполнение руководителями и работниками требований законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий в общеобразовательном учреждении и персональная ответственность за их нарушение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.7 Общие требования к системе обеспечения безопасности участников образовательного процесса

2.4 Руководство общеобразовательного учреждения, несущее ответственность за безопасность участников образовательного процесса, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в общеобразовательном учреждении в соответствии с государственными нормативными требованиями.

2.5 Устанавливаются следующие процедуры при создании и функционировании системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в общеобразовательном учреждении:

  • определение законов и иные нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования к обеспечению безопасности образовательного процесса в общеобразовательном учреждении;

  • выявление угроз жизни и здоровью участников образовательного процесса и соответствующих им рисков, связанных с деятельностью учреждения;

  • выработка политики обеспечения безопасности образовательного процесса в общеобразовательном учреждении;

  • определение целей и задач, соответствующих политике обеспечения безопасности образовательного процесса, применительно к каждой функции и уровню управления в общеобразовательном учреждении, установление приоритетов;

  • разработка организационной схемы, интегрированной в общую систему управления общеобразовательного учреждения, и программы для реализации политики обеспечения безопасности образовательного процесса.

  • планирование показателей, характеризующих безопасность образовательного процесса, условия труда и учебы в общеобразовательном учреждении;

  • контроль состояния охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в общеобразовательном учреждении;

  • анализ функционирования системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, оценка соответствия системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;

  • осуществление корректирующих и предупредительных действий;

  • адаптация к изменяющимся обстоятельствам.

3 Состав системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса

В состав системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса входят все работники образовательного учреждения, включая его руководителя – представителя работодателя. Часть функций по обеспечению безопасности участников образовательного процесса назначает работникам руководитель, создавая соответствующие структуры, распределяя обязанности между должностными лицами общеобразовательного учреждения и устанавливая локальными нормативными актами требования к обеспечению безопасности образовательного процесса. Наряду с этим законодательство Российской Федерации предусматривает участие в решении проблем безопасности органов самоуправления общеобразовательного учреждения, функционирующих в общеобразовательном учреждении общественных и государственно-общественных объединений граждан, уполномоченных работниками представительных органов и доверенных лиц.

3.1 Должностные лица, осуществляющие руководство системой обеспечения безопасности участников образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

3.1.1 Руководитель учреждения. Согласно статье 273 Трудового Кодекса Российской Федерации руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции её единоличного исполнительного органа. Статьей 71 Типового положения об общеобразовательном учреждении на руководителя общеобразовательного учреждения возложена ответственность за результаты деятельности учреждения перед обучающимися, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем. Ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса предусмотрена статьей 32 закона «Об образовании».

Руководителем общеобразовательного учреждения является его директор (исполняющий обязанности директора), принятый на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, определяемом уставом этого учреждения.

3.1.2 Ответственный за обеспечение безопасности участников образовательного процесса. Обязанности ответственного за обеспечение безопасности участников образовательного процесса в целом по образовательному учреждению возлагаются на одного из заместителей директора. В штате общеобразовательного учреждения может быть предусмотрена должность заместителя директора по безопасности. В образовательном учреждении, где такой должности нет, всю полноту ответственности за обеспечение безопасности участников образовательного процесса несет директор.

3.2 Должностные лица, ответственные за обеспечение безопасности образовательного процесса в пределах порученных им участков работы

3.2.1 Ответственный за организацию работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса. Обязанности ответственного за организацию работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса возлагаются на одного из заместителей директора или преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности. В образовательном учреждении, где таких должностей нет, эти обязанности выполняет директор.

3.2.2 Ответственный за воспитание и пропаганду безопасного поведения обучающихся, воспитанников и работников общеобразовательного учреждения. Обязанности ответственного за воспитание и пропаганду безопасного поведения обучающихся и работников общеобразовательного учреждения возлагаются либо на заместителя директора по учебно-воспитательной (учебной) работе, либо на заместителя директора по воспитательной работе, либо на психолога. В образовательном учреждении, где таких должностей нет, эти обязанности выполняет директор.

3.2.3 Ответственный за содержание территории, зданий и сооружений, состояние оборудования и транспортных средств. Обязанности ответственного за содержание территории, зданий и сооружений, состояние оборудования и транспортных средств общеобразовательного учреждения возлагаются на заместителя директора по административно-хозяйственной работе. В образовательном учреждении, где такой должности нет, эти обязанности выполняет директор.

3.2.4 Ответственный за электрохозяйство. Обязанности ответственного за электрохозяйство возлагаются на лицо из числа электротехнического персонала, осуществляющее оперативное управление электрохозяйством общеобразовательного учреждения. При отсутствии в штате общеобразовательного учреждения такого специалиста ответственность за электрохозяйство возлагается на заместителя директора по административно-хозяйственной работе или на директора.

3.2.5 Ответственный за эксплуатацию тепловых сетей и теплопотребляющих установок. Ответственность за эксплуатацию тепловых сетей и теплопотребляющих установок в общеобразовательном учреждении возлагается на заместителя директора по административно-хозяйственной работе или на заведующего хозяйством. В образовательном учреждении, где таких должностей нет, ответственность за эксплуатацию тепловых сетей и теплопотребляющих установок в общеобразовательном учреждении несет директор.

3.2.6 Ответственный за организацию погрузочно-разгрузочных работ. Ответственность за организацию погрузочно-разгрузочных работ в общеобразовательном учреждении возлагается на заместителя директора по административно-хозяйственной работе или на заведующего хозяйством. В образовательном учреждении, где таких должностей нет, обязанности по организации погрузочно-разгрузочных работ выполняет директор.

3.2.7 Ответственный за охрану территории, зданий и сооружений. Обязанности ответственного за охрану территории, зданий и сооружений общеобразовательного учреждения возлагаются на одного из заместителей директора или на заведующего хозяйством. В образовательном учреждении, где таких должностей нет, эти обязанности выполняет директор.

3.2.8 Ответственный за обеспечение безопасных условий труда и обучения в учебном кабинете, лаборатории, мастерской, спортивном зале или другом объекте. обеспечение безопасных условий труда и обучения в кабинете или на другом объекте общеобразовательного учреждения возлагаются на одного из педагогических работников, проводящих занятия в данном кабинете или на данном объекте.

3.2.9 Ответственный за содержание вспомогательных помещений – санитарно-бытовых, подвальных, чердачных, кладовых, коридоров, вестибюлей, лестниц, тамбуров и т.п. Обязанности ответственного за содержание вспомогательных помещений возлагаются на заместителя директора по административно-хозяйственной работе или на заведующего хозяйством.

3.2.10 Классный руководитель. Классные руководители назначаются из числа педагогических работников общеобразовательного учреждения. Классный руководитель несет ответственность за формирование у учеников своего класса мотивов безопасного поведения.

3.2.11 Преподаватель. Преподаватель несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

3.2.12 Ответственный за проведение внеклассного, внешкольного и другого разового мероприятия. Ответственные за обеспечение безопасности при проведении внеклассного, внешкольного и другого разового мероприятия назначаются из числа должностных лиц и педагогических работников общеобразовательного учреждения.

3.3 Должностные лица, ответственные за обеспечение ресурсами системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

3.3.1 Главный бухгалтер (бухгалтер) общеобразовательного учреждения. Главный бухгалтер (бухгалтер) общеобразовательного учреждения несет ответственность в пределах своих должностных обязанностей за финансирование мер безопасности в общеобразовательном учреждении.

3.3.2 Ответственный за обеспечение материальными ресурсами мер безопасности в общеобразовательном учреждении. Ответственность за обеспечение материальными ресурсами мер безопасности в общеобразовательном учреждении возлагается на заместителя директора по административно-хозяйственной работе или на заведующего хозяйством. В образовательном учреждении, где таких должностей нет, ответственность за обеспечение материальными ресурсами мер безопасности несет директор.

3.4 Организационные структуры образовательного учреждения, создаваемые руководителем для обеспечения безопасности образовательного процесса

3.4.1 Аттестационная комиссия для организации и проведения аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и обучения. В состав аттестационной комиссии учреждения могут включаться лица, ответственные за обеспечение безопасности образовательного процесса в пределах порученных им участков работы, медицинский работник, психолог, представители профсоюзной организации, совместного комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива.

3.4.2 Комиссия для проверки знаний по охране труда. В состав комиссии для проверки знаний по охране труда могут входить руководитель учреждения, лица, ответственные за обеспечение безопасности образовательного процесса в пределах порученных им участков работы, представители профсоюзной организации, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива. В комиссию назначаются лица, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке и имеющие соответствующие удостоверения.

3.4.3 Постоянно действующая квалификационная комиссия для проверки знаний правил по электробезопасности. В состав квалификационной комиссии для проверки знаний правил по электробезопасности включаются лица, прошедшие проверку знаний правил по электробезопасности и имеющие соответствующий документ (удостоверение). Один из членов комиссии должен иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже, чем у лиц, проходящих проверку знаний в этой комиссии.

3.4.4 Комиссия по расследованию профессионального заболевания. Комиссия по расследованию профессионального заболевания создается работодателем в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания. Из числа работников образовательного учреждения в состав комиссии включаются представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.

3.4.5 Комиссия по расследованию несчастного случая на производстве. Комиссия по расследованию несчастного случая на производстве создается работодателем незамедлительно при получении информации о событиях, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения (травмы). Из числа работников образовательного учреждения в состав комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда.

3.4.6 Комиссия по расследованию несчастного случая с обучающимися. Комиссия по расследованию несчастного случая с обучающимися назначается руководителем общеобразовательного учреждения немедленно после получения извещения о таком случае. Из числа работников образовательного учреждения в состав комиссии включаются лица, ответственные за обеспечение безопасности образовательного процесса, и представители педагогического коллектива.

3.5 Представительные органы, доверенные лица и общественные объединения

3.5.1 Органы самоуправления общеобразовательного учреждения. Основными формами самоуправления в общеобразовательном учреждении являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет.

3.5.2 Профсоюзный или иной представительный орган трудового коллектива. Первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками общеобразовательного учреждения, представляют интересы работников в социальном партнерстве.

3.5.3 Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников общеобразовательного учреждения.

3.5.4 Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию. Члены комиссии (уполномоченный) по социальному страхованию избираются из числа представителей администрации учреждения и профсоюзов (трудового коллектива) на общем собрании трудового коллектива.

3.5.5 Добровольная пожарная дружина. Добровольная пожарная дружина формируется из добровольных пожарных – граждан, непосредственно участвующих на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.

3.5.6 Народная дружина. Народная дружина объединяет граждан Российской Федерации, достигших 18 лет, и непосредственно оказывающих содействие правоохранительным и иным государственным органам в обеспечении правопорядка.

3.6 Органы, регулирующие отношения работодателя и работников

3.6.1 Комиссия для ведения коллективных переговоров. Комиссия для ведения коллективных переговоров формируется из представителей работников и работодателя.

3.6.2 Комитет (комиссия) по охране труда. В состав комитета (комиссии) по охране труда на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

3.6.3 Пожарно-техническая комиссия. Для привлечения работников общеобразовательного учреждения к работе по предупреждению и борьбе с пожарами на объектах может создаваться пожарно-техническая комиссия.

4 Распределение ответственности должностных лиц образовательного учреждения за обеспечение безопасности участников образовательного процесса

На одно должностное лицо общеобразовательного учреждения может быть возложена ответственность за несколько направлений обеспечения безопасности образовательного процесса. Например, одному из заместителей директора могут быть назначены функции ответственного за организацию работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса, ответственного за охрану зданий и сооружений общеобразовательного учреждения и председателя аттестационной комиссии.

Руководитель общеобразовательного учреждения может оставить за собой ответственность за любые аспекты обеспечения безопасности образовательного процесса помимо тех, что входят в компетенцию органов самоуправления общеобразовательного учреждения, функционирующих в общеобразовательном учреждении общественных и государственно-общественных объединений, уполномоченных работниками представительных органов и доверенных лиц. Отсутствие в Положении о системе обеспечения охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в общеобразовательном учреждении указания о возложении ответственности за какой-либо аспект обеспечения безопасности образовательного процесса на определенное должностное лицо означает, что ответственным за данный аспект обеспечения безопасности является руководитель общеобразовательного учреждения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Предисловие (109)

    Документ
    Каталог выставки «Русские в Англии: между двумя войнами (1917-1940 гг.)» был подготовлен к Международной конференции «Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917-1940 гг.
  2. Предисловие (112)

    Изложение
    Общественным наукам очень повезло при социализме. В наследии Маркса — Энгельса — Ленина были однозначно сформулированы подходы, выводы и оценки, так что задача ученого значительно упрощалась.
  3. Предисловие 3

    Документ
    Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н.
  4. Предисловие (36)

    Документ
    В 1 году Фонд ИНДЕМ выиграл объявленный Мировым банком тендер на проведение диагностического исследования коррупции в России. А еще через несколько месяцев исследование началось.
  5. Предисловие (66)

    Документ
    ПРЕДИСЛОВИЕ Центральный государственный архив научно-технической документации Казахской ССР (ЦГА НТД КазССР) Главного архивного управления при Совете Министров Каз ССР образован постановлением Совета Министров Казахской ССР от 7 февраля
  6. Предисловие (73)

    Рассказ
    Предисловие Основой рассказов являются подлинные события. Начинаются они разделом "Дороги старокрымских партизан к победе". В нем читатель познакомится не только с геройскими делами партизан, но и убедится, что в годы Великой

Другие похожие документы..