Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Иди навстречу Кодекс Оценочной Независимости Учись не нравиться Распрямляйся. Живи в образах Глава 5. Сам себе тренажер Памятка по работе со страхами...полностью>>
'Документ'
В этой стране издавна и поныне правят короли и королевы. Мы с тобой читали о них много сказок. Помнишь, какими нарядными они изображены на иллюстраци...полностью>>
'Реферат'
Со вступлением в силу Конституции Российской Федерации 1993 года в нашей стране “ признается и гарантируется местное самоуправление.” (ст.12 Конститу...полностью>>
'Документ'
Працівники несуть матеріальну відповідальність за шкоду, заподіяну підприємству, установі, організації внаслідок порушення покладених на них трудових...полностью>>

Купцы-старообрядцы в городах европейской России в середине XVIII века (из истории российского предпринимательства)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Мирошниченко Е.А.*

Купцы-старообрядцы в городах европейской России в середине XVIII века (из истории российского предпринимательства).

Отечественная история. 2006г. №5. С. 28-39.

В последнее время в отечественной историографии выявился устойчивый интерес к проблеме старообрядческого предпринимательства. Это связано с не подлежащим сомнению, а требующим, как заявлено в одной из работ, лишь "конкретизации и фактографического наполнения" представлением "о лидирующей роли староверов в ряде отраслей промышленности и торговли России в XVIII - начале XIX в."1. Другой тезис, также получивший распространение среди зарубежных и отечественных историков, заключается в признании определяющего значения свойственных старообрядчеству морально-этических ценностей в формировании "капиталистического духа", под которым вслед за М. Вебером понимается особый строй мышления, побуждающий к систематическому стремлению к законной прибыли в рамках своей профессии. Причем при рассмотрении идейного влияния на процесс генезиса капитализма ставится знак равен-

*Мирошниченко Елена Аркадьевна, учитель истории средней школы (Владивосток).

С. 28

ства между некоторыми разновидностями протестантизма на Западе (пуританство) и старообрядчеством в России2.

В задачу статьи входит установление удельного веса старообрядцев в середине XVIII в. в составе городского тяглого населения. Это дает возможность более взвешенно судить о реальном соотношении в городской предпринимательской среде последователей "раскола" и сторонников официальной Церкви, а также о возможной степени влияния морально-этических норм старообрядчества на формирование ценностных категорий сознания предпринимательских кругов. Заслуживают внимания профессиональные и личностные качества, которые в общественном сознании XVIII в. рассматривались как необходимые условия для достижения предпринимательского успеха, а также соотношение этих качеств с морально-этическими заповедями старообрядчества.

Источниковую базу исследования составляют документы из фондов Главного магистрата и Комиссии для сочинения "пунктов о раскольниках" 50-х гг. XVIII в. РГАДА. Последняя была создана для выяснения численности старообрядцев в государстве и для определения политики по отношению к ним. По решению Сената от 13 сентября 1754 г. Комиссии были переданы материалы Раскольнической конторы, учрежденной при Сенате незадолго до смерти Петра I для учета старообрядцев и взимания с них двойного оклада. Именно в эту контору поступали ведомости, составляемые во время ревизий на основе именных сказок приверженцев старой веры. На основании только содержащихся в ведомостях количественных данных нельзя судить об общей численности старообрядцев во время I и II ревизий и об их географическом распределении. В то же время они позволяют определить удельный вес различных социальных категорий староверов, в том числе записанных в городское купечество, а также их долю среди городских тяглецов. Не менее важны разнообразные сведения о купцах-старообрядцах по отдельным городам. Почти полное отсутствие в исторической литературе сведений о купцах-старообрядцах делает любую, даже случайную выборку (обусловленную сохранившимися в делах Комиссии данными), заслуживающей внимания.

Особую группу источников составляют материалы личного происхождения и литературные произведения. Среди них неопубликованные записки, проекты и предложения купцов, адресованные в центральные учреждения, немногочисленные купеческие мемуары и литература о коммерции, издание которой с 60-х гг. XVIII столетия приобрело массовый характер.

Особый интерес для исследования представляет ведомость о численности различных категорий старообрядцев по данным II ревизии (1744 - 1745 гг.), составленной в Раскольнической конторе в мае 1753 г. по запросу Сената. Она содержит следующие сведения: купцов - 2 548 человек; разночинцев - 1 851 человек; "келейных жителей, старцев, бельцов", государственных крестьян - 4 594 человека; дворцовых, монастырских и помещичьих крестьян - 27 808 человек3. Из общего числа учтенных переписью старообрядцев (36 831 человек) 75.5% составляли владельческие крестьяне, 12.5 - монастырские насельники и государственные крестьяне, 6.9 - купцы и 5.1% - разночинцы. Все посадское население того времени на охваченной ведомостью территории, по данным В. М. Кабузана, насчитывало 201 577 человек4, следовательно удельный вес "записных раскольников" в посадской среде составлял около 1.3%. При этом около 42% посадских людей не занимались торгово-промысловой деятельностью, а жили за счет "черной работы" или находились "в праздности" (по данным 1760-х гг.). Кроме того, старообрядцы, платившие значительные дополнительные подати, должны были иметь постоянный источник дохода, а значит, принадлежали к торгово-промышленной части посада. Следовательно даже в ней доля легальных раскольников оставалась незначительной и не могла превышать 3%. Эти расчеты заставляют усомниться в справедливости, по крайней мере для рассматриваемого времени, утверждения "о лидирующей роли староверов в ряде отраслей промышленности и торговли России". Правда, в отдельных городах их доля была более заметной, чем в целом по стране.

По справке, составленной в Раскольнической конторе на основании присланных от ревизоров ведомостей, в г. Ржеве во время I ревизии записался "в раскол" 381 человек

С. 29

Таблица 1

Численность и удельный вес старообрядцев в городах Новгородской губернии по данным II ревизии (середина 1740-х гг.)*

Город

Мужского пола

Женского пола

Обоего пола

% от общего числа посадских людей

Ржев

139

189

328

16.9

Каргополь

140

85

225

16.0

Тверь

153

177

330

11.6

Старица

34

28

62

8.3

Торжок

67

85

152

6.1

Псков

23

34

57

5.4

Белоозеро

20

9

29

3.2

*В ведомости Раскольнической конторы, на основе которой составлена таблица, численность раскольников по Новгороду и Олонцу дается вместе с уездом, что не позволяет использовать ее данные для определения удельного веса старообрядцев в городах. Тем не менее, учитывая, что в Новгороде с уездом по II ревизии было записано всего 374 раскольника, можно, видимо, предположить, что число их в самом городе было невелико. Высокая же численность олонецких старообрядцев (5116 человек обоего пола) связана с расположением в уезде крупной старообрядческой общины на р. Выг (см.: РГАДА, ф. 342, оп. 1, д. 73, л. 28 об. -29).

(из них 187 мужского и 194 женского пола). В дальнейшем, до начала 1740-х гг., их состав существенно обновился. Вместо обратившихся "ко святой Церкви", умерших, бежавших и переведенных в другие места (на Гжацкую пристань) 308 человек вновь записались "в раскол" 246 человек. В итоге, по данным II ревизии, в Ржеве значилось 319 "раскольников" (136 мужского и 183 женского пола)5. Среди посадских людей Ржева старообрядцы в середине 1720-х гг. составляли 20.3%, а в середине 1740-х гг. -16.9%6. В Новгородской губ. столь высокий процент старообрядцев наблюдался только в Каргополе и в Твери. По данным II ревизии, их удельный вес составлял соответственно 16 и 11.6%, а численность - 225 и 330 человек. В других городах губернии доля старообрядцев была менее 10% (см. табл. 1).

О хозяйственной состоятельности купцов-старообрядцев можно судить по косвенным данным, исходя из размеров гильдейских окладов. Дополнительная плата "за раскол" после введения подушной подати с лиц мужского пола определялась ее размером: с посадских по 40 алтын (1 руб. 20 коп.), а с крестьян по 70 коп. С женщин бралась половинная сумма (соответственно 60 и 35 коп.). По указу 30 августа 1732 г., дополнительная подать с "записных раскольников" из купцов стала исчисляться из величины их гильдейских окладов, определяемых внутримирской раскладкой общепосадского подушного оклада с учетом хозяйственной состоятельности тяглецов. При этом с женщин плата взималась "против мужеских персон окладу в полы". С тех же, кто по гильдиям оказывался положен в оклад меньший, чем размер подушной подати, плата "за раскол" взыскивалась по-прежнему в размере подушного сбора с тем, чтобы она была никак не меньше 40 алтын7.

В РГАДА хранится ведомость Раскольнической конторы о купцах-старообрядцах, состоявших в городах в гильдейских окладах, превышавших 40 алтын, составленная по запросу Сената в декабре 1753 г. (табл. 2).

Из 10 представленных в ведомости городов резко выделяется по числу старообрядцев, положенных в гильдейские оклады свыше 40 алтын, Ржев. В нем такие купцы (169 человек обоего пола) составляли более половины (51.5%) всех посадских старообрядцев (54.7% при учете только лиц мужского пола). Принимая во внимание распределение общепосадского оклада в соответствии с имущественным состоянием тяглецов, следует признать, что значительное число ржевских старообрядцев принадлежало к зажиточной части посада. В остальных городах, включая Москву, число старообрядцев, положенных в гильдейские оклады, было относительно невелико8.

С. 30

Таблица 2

Численность купцов-старообрядцев и их семей, состоявших в гильдейских окладах свыше 40 алтын по данным Раскольнической конторы 1753 г.*

Город

Мужского пола

Женского пола

Обоего пола

Семей

Москва

33

24

57

24

Боровск

1

-

1

1

Романов

24

8

32

21

Новгород

14

13

27

14

Старая Руса

4

2

6

3

Ржев

76

93

169

42

Каргополь

1

-

1

1

Олонец

11

4

15

-

Архангельск и Холмогоры

14

6

20

-

* Сост. по: РГАДА, ф. 342, оп. 1, д. 72, л. 62 - 84.

Таблица 3

Размеры платежей купцов-старообрядцев, положенных в гильдейский оклад*

Город

Общее число лиц мужского пола, положенных в гильдейские оклады

Размер платежей

Общая сумма окладов

менее 2 руб.

2 - 4 руб.

4 - 6 руб.

6 и более руб.

Москва

33

9

15

6

3

111

Боровск

1

1

-

-

-

1.8

Романов

24

7

11

3

9

82.2

Новгород

14

1

3

3

7

89.4

Ржев

75

19

34

6

16

367.34

Старая Руса

4

-

3

1

-

11.4

* Сост. по: РГАДА, ф. 342, оп. 1, д. 72, л. 62 - 84.

Любопытны и размеры гильдейских окладов, падавших на старообрядцев-горожан. Если их нижняя граница во всех учтенных ведомостью городах варьировалась в диапазоне от 1 руб. 50 коп. до 1 руб. 80 коп., то их максимальный размер существенно различался и достигал в Романове 9 руб. 60 коп., в Москве - 12 руб., в Новгороде - 15 руб. 60 коп., а в Ржеве - 24 руб. Соотношение между разными группами плательщиков видно из табл. 3. Следует оговориться, что, согласно рапорту ржевского магистрата в Раскольническую контору, перераспределение купеческих окладов, в соответствии с изменениями в хозяйственной состоятельности купцов, происходило каждые 1 - 2 года9, что было связано с существенными колебаниями получаемой прибыли. Поэтому предлагаемые расчеты интересны, главным образом, выявляемыми ими тенденциями.

Из таблицы видно, что во всех городах кроме Новгорода гильдейский оклад купцов-старообрядцев составлял от 2 до 4 руб. Его платили от 45% (в Ржеве, Москве, Романове) до 75% (в Старой Русе) старообрядцев. В Новгороде же 50% "записных раскольников" платили 6 и более рублей гильдейского оклада, в то время как в Москве купцы этой группы составляли 9.1%, в Романове - 12.5%, в Ржеве - 21.3% лиц мужского пола. В итоге только в Ржеве и в Новгороде оклад "болынеплатежных" приверженцев старой веры составлял более половины всей суммы гильдейского оклада. Это свидетельствовало о хозяйственной состоятельности ржевских и новгородских старообрядцев.

В их же среде были лица с наибольшими окладами. В Новгороде к таким относился 48-летний Осип Родионов, на которого приходилось 15 руб. 60 коп. гильдейского оклада. В Ржеве самый высокий оклад в 24 руб. платил 55-летний Андрей Свешников, за-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Контрольная работа Зачет по дисциплине «История экономики и российского предпринимательства» Для студентов заочной формы обучения

    Контрольная работа
    В настоящих динамично развивающихся условиях хозяйствования все более востребованным становится перспективное видение путей развития экономики страны и ее хозяйствующих субъектов.
  2. Учебно-методический комплекс Москва, 2009 удк 338(47 + 57)(091) ббк 63. 3

    Учебно-методический комплекс
    В основу пособия по изучению дисциплины «История российского предпринимательства» положено исследование по истории предпринимательства в России от Средневековья до начала ХХ века, подготовленное в Институте российской истории РАН.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Финансы и кредит (23)

    Учебно-методический комплекс
    Введение. Объект, предмет, метод, задачи курса. Основные понятия. Определения «предпринимательства», его условия и признаки. Историография истории предпринимательства.
  4. Человек между Царством и Империей: Сб материалов междунар конф. / Ран. Ин-т человека; Под ред. М. С. Киселевой. М., 2003. 527 с.: ил. (Человек в русской культуре). Библиогр в конце ст

    Документ
    Человек между Царством и Империей: Сб. материалов междунар. конф. / РАН. Ин-т человека; Под ред. М.С. Киселевой. - М., 2003. - 527 с.: ил. - (Человек в русской культуре).
  5. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды

Другие похожие документы..