Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия Фе...полностью>>
'Пояснительная записка'
Курс «Этничность и национализм» (Этнические проблемы на постсоветской территории) предназначен для студентов четвертогоо курса юридического факультета...полностью>>
'Документ'
Отказать Харабрину А.Н. в восстановлении срока на кассационное обжалование решения Гагаринского районного суда г.Москвы от 02 декабря 2009г. по гражд...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «15» октября 2008 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.06 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архите...полностью>>

Перспективно-тематическое планирование по развитию речи и основам обучения грамоте Старшая группа

Главная > Тематическое планирование #
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Перспективно-тематическое планирование

по развитию речи и основам обучения грамоте

Старшая группа

В основе написания планирования – пособие Т. И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет» –

М.: Просвещение. – 2007.

Всего занятий – 56 (2 раза в неделю).

Из них 27 занятий (1 раз в неделю) – комплексные занятия (решение задач развития речи: звуковая культура, развитие словаря и грамматического строя речи).

29 занятий – развитие связной речи.

Из них 1 занятие в месяц – на формирование монологической речи;

3 занятия в месяц – на формирование диалогической речи.

Ежедневно вне занятий (фронтально, группкой, индивидуально):

  • Игры на развитие фонационного дыхания;

  • Игры на формирование правильной речевой осанки;

  • Артикуляционная гимнастика;

  • Пальчиковая гимнастика;

  • Логоритмические игры «Расскажи стихи руками»;

  • Риторические песни;

  • Мини беседы, развивающие связную речь, на различные темы (смена сезонов, погода, праздники, любимые литературные герои и др.

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВНЕ ЗАНЯТИЯ

СЕНТЯБРЬ

I.

Психолого-педагогическое обследование речи детей:

1.Звукопроизношение: речевое дыхание, артикуляция, дефекты дикции, просодическая сторона речи.

II.

2. Лексика, фразеология, орфоэпия, фонематический слух.

III.

3. Связная речь (диалогическая речь, повествовательные, описательные высказывания)

IV.

4. Обследование мелкой моторики руки

ОКТЯБРЬ

I.

1. « Гласные прекрасные»

(Знакомство с понятием «гласный звук», «ударный звук», согласование числительного с существительным, лексическая работа с новыми словами)

2. «Диалог и монолог»

(Формирование представлений о диалоге и монологе)

1.Знакомство с устройством речевого аппарата; правила пользования индивидуальным зеркальцем.

2. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

3. Лексико-грамматическая работа по обогащению словаря (подбор определений и сказуемых к слову ЛИСТЬЯ).

4. Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретами и ножницами. Изготовление поддувалочек «Дубовые листья».

5. Фронтальная и индивидуальная лексическая работа на закрепление материала (к изготовленным листочкам подбираем «нарядные, красивые» слова, записываем их на листочках, украшаем ДРЕВО РЕЧИ.)

6. Дидактическая игра «Назови слово на заданный звук» на закрепление занятия № 1. Цель: упражнять детей в нахождении слова на заданный звук в начале слова.

7. Дидактическая игра «Куда упал листочек?» Цель: упражнять детей в употреблении и согласовании пространственных предлогов (на, под, в, за, перед, у).

II.

3. « Первый гласный звук»

(Выделение в слове первого гласного звука, находящегося под ударением)

4. «Какие бывают сказки»

(Диалогическая и монологическая сказки)

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретами и ножницами. Изготовление кленовых листьев.

3. Лексико-грамматическая работа по обогащению словаря «осенние слова».

4. Развитие мелкой моторики. Изготовление из кленовых и дубовых листьев гирлянды для украшения ДРЕВА РЕЧИ.

5. Аналитико-синтетическая деятельность: подготовка руки к письму «Графический рисунок» (продолжение работы, начатой на занятии №3).

6. Чтение диалогических и монологических стихотворений (К. Чуковский «Телефон», «Катауси и Мауси», С. Маршак «Помощница»)

III.

5. «Первый звук – ударный гласный»

(Выделение в слове гласного звука, находящегося под ударением, нахождение всех гласных звуков в двухсложных словах

6. «Для чего люди общаются»

(Диалогическое общение. Сочинение сказок по заданным героям)

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Продолжение прослушивания сказок, сочиненных на занятии № 6.

3. Лексико-грамматическая работа. Подбор синонимов к глаголам (тема – осень).

4. Дидактическая игра «Куда упал листочек?» Цель: продолжать упражнять детей в употреблении и согласовании пространственных предлогов (на, под, в, за, перед, у).

5. Дидактическая игра «Один – много». Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных с окончанием на -Ы.

6. «Повтори ритмический рисунок». Цель: развивать чувство ритма (на слух) в рамках подготовки к обучению письму.

IV.

7. «Чуткие ушки»

(Нахождение слов на заданный звук. Замена одного гласного звука в слове на другой)

8. «Описание и повествование»

(Знакомство с видами диалога. Различия описания от повествования)

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении заданных гласных звуков.

3. Дидактическая игра «За твоим языком не поспеешь босиком » Цель: развивать у детей чувство ритма на слух, дикционные навыки (скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит»).

4. «Повтори ритмический рисунок». Цель: развивать чувство ритма (на слух) в рамках подготовки к обучению письму.

5. Закрепление занятия № 8 . Чтение небольших повествовательных и описательных текстов с целью определения их характера. (К. Чуковский «Муха в бане», С. Маршак «Воскресная прогулка»)

НОЯБРЬ

I.

9. «Сказка про согласные [к], [г], [х] »

(Нахождение [к], [г], [х] в начале слова. Замена одного звука на другой в словах. Продолжение работы по произношению [г].

10. «Расскажи мне по порядку»

Интеграция с РЭМП

( Последовательность и ее роль в общении между людьми. Учимся произносить правильно [г].

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении заданных согласных звуков.

3. Дидактическая игра «За твоим языком не поспеешь босиком» Цель: Развивать у детей чувство ритма на слух, дикционные навыки (скороговорка ««Ехал грека через реку..».

4. Лексико-грамматическая работа (составление сложносочиненных предложений с союзом а, закрепление понятий описание, повествование (тема: осеннее небо, тучи).

5. Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретами. Изготовление поддувалочек «Тучки».

6. Дидактическая игра «Осенние слова». Цель: упражнять детей в образовании отыменных прилагательных (осень – осенний, облако – облачный, безоблачный и т. п.)

7. Дидактическая игра «Что это? Кто это?». Цель: закреплять представление детей о родовидовых отношениях (рыба – карась, зверь – лиса и т.д.)

II.

11. «Согласный – в начале, согласный – в конце»

(Выделение согласного звука в начале и в конце слова.

Учимся произносить правильно [г] в начале слова.

Составление сложных предложений.)

12. ««Сочиняем сказки сами»

(Диалогическое взаимодействие. Составление диалогической сказки в паре со сверстником. Учимся произносить правильно [г].

Продолжение работы по произношению [г]).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении заданных согласных звуков.

3. Дидактическая игра «Что перепутал художник-иностранец» Цель: Семантическое значение идиом русского языка с переносным значением и постепенное внедрение их в речь детей: Мороз щиплет нос. Пальцы одеревенели 4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель: упражнять детей в употреблении относительных прилагательных (дерево – деревянный, масло – масляный и т. п.)

5. «Повтори ритмический рисунок». Цель: развивать чувство ритма (на слух) в рамках подготовки к обучению письму.

6.Лексико-грамматическая работа (составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что (тема: осень).

7. Подготовка к письму. «Графические рисунки». Цель: развивать аналитико-синтетическую деятельность (интеграция с РЭМП)

III.

13. «Меняем один звук на другой»

(Замена одного звука в слове на другой. Употребление глагола хотеть в разных формах.

14. «Точные слова»

(Описание. Определение объекта и его описание.

Продолжение работы по произношению [г]).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении заданных согласных звуков.

3. Развитие мелкой моторики. Работа с трафаретами. Изготовление поддувалочекм «Дождевые капли».

4. Лексико-грамматическая работа «Сосчитаем капельки» (согласование существительных с числительными. Лексическое значение слов влажный, мокрый.

5. Дидактическая игра «Падают, падают капли» Цель: упражнять детей в употреблении и согласовании пространственных предлогов (на, под, в, за, перед, у).

6. Дидактическая игра «Точные слова». Цель: обогащение словаря синонимами.

IV.

15. «Бык тупогуб, тупогубенький бычок…»

(Согласные [п], [б]. Понятие «слог».

Продолжение работы по произношению [г]).

16. «Зимушка-зима»

(Описание. Начало, направление описания, перечисление: снизу вверх, сверху вниз)

Продолжение работы по произношению [г]).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении заданных согласных звуков.

3. «Повтори ритмический рисунок». Цель: развивать чувство ритма (на слух) в рамках подготовки к обучению письму.

4. Дидактическая игра «Букет» Цель: развитие фонематического слуха.

5. Дидактическая игра «В лесу» Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги.

6. Коллективное сочинение описательного рассказа «Прощай, осень». Закрепление занятия №16.

7. Подготовка к письму. «Графические рисунки». Цель: развивать аналитико-синтетическую деятельность (интеграция с РЭМП)

ДЕКАБРЬ

I.

17. «Мягкие и твердые [т] и [д].»

(Понятие «мягкий» и «твердый» звуки. [т] и [д]. Закрепление навыка деления слова на слоги. Позиция звука (начало слова, конец слова).

18. «Описание»

(Закрепление правил описательного высказывания. Перечисление по заданному плану.

Продолжение работы по произношению [г]).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении заданных согласных звуков.

3. «Повтори ритмический рисунок». Цель: развивать чувство ритма (на слух) в рамках подготовки к обучению письму.

4. Дидактическая игра «Слово заблудилось». Цель: лексическая работа с многозначным словом ножка. Составление простых предложений с этим словом после предварительной работы.

5. Развитие мелкой моторики. Изготовление елочных украшений для ДРЕВА РЕЧИ. Мероприятие «Украшаем наше деревце к Рождеству и Новому году». Описание нарядного ДРЕВА РЕЧИ по заданному плану.

6. Дидактическая игра «Что перепутал художник-иностранец» Цель: Семантическое значение идиом русского языка и постепенное внедрение их в речь детей: Бить по рукам. Засучить рукава.

II.

19. «Мягкие и твердые [в] и [ф].»

(Закрепление понятия «мягкий» и «твердый» звуки. [в] и [ф]. Закрепление навыка деления слова на слоги. Позиция звука (начало слова, конец слова).

Продолжение работы по произношению [г]).

20. «Скоро, скоро Новый год,

Новый год! Ура!»

(Диалогические сказки. Составление диалогической сказки в паре со сверстником. Учимся произносить правильно [г] в конце слова.

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Мягкий/твердый» Цель: упражнять детей в определении мягкости и твердости заданных согласных звуков.

3. «Повтори ритмический рисунок». Цель: развивать чувство ритма (на слух) в рамках подготовки к обучению письму.

4. Лексическая работа по теме «Зимние слова». Цель: обогащение и активизация словаря по теме.

5. Связная речь. «Новогоднее деревце». Цель: формировать умение связно и последовательно описывать объект. Детям предлагается готовое описание украшенного деревца. Дети должны найти несоответствия описания и украшений деревца. Затем деревце украшается в точном соответствии описанию украшений. Описание повторяется детьми.

6. Подготовка к письму. «Графические рисунки». Цель: развивать аналитико-синтетическую деятельность (интеграция с РЭМП)

III.

21. «Веселый звук Й»

(Определение [й] в словах; позиция звука в слове (середина). Со­ставление сложных предложений со словами «справа», «слева» и союзом а; подбирать глаголы к соответствующим объек­там; употреблять глаголы, отображающие действие (с приставкой вы-).

22. «Описание»

(Закрепление правил описательного высказвания. Перечисление по заданному маршруту.

Продолжение работы по произношению [г]).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Мягкий/твердый» Цель: упражнять детей в определении мягкости и твердости заданных согласных звуков.

3. «Повтори ритмический рисунок». Цель: развивать чувство ритма (на слух) в рамках подготовки к обучению письму.

4. Лексическая работа по теме «Зимние слова». Цель: обогащение и активизация словаря по теме.

5. Продолжение работы по формированию связная речи «Новогоднее деревце» (описание объекта). Игра «Узнай по описанию».

6. Подготовка к письму. «Графические рисунки». Цель: развивать аналитико-синтетическую деятельность (интеграция с РЭМП)

IV.

23. «Свистящие звуки [c], [з], [ц]»

(Нахождение [c], [з], [ц] в словах. Временные понятия «сегодня, вчера», «завтра». Составление предложений в будущем, настоящем, прошедшем времени с использованием местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ.

24. «Подарок от Деда Мороза»

(Описание объекта по заданному алгоритму: объект – его признаки – целевое назначение – функциональные возможности объекта).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении заданных согласных звуков.

3. «Повтори ритмический рисунок». Цель: развивать чувство ритма (на слух) в рамках подготовки к обучению письму.

4. Лексическая работа по теме «Белые слова». Цель: обогащение и активизация словаря по теме «Зимушка-зима»

5. «Украшение для группы». Цель: развитие мелкой моторики. Вырезание снежинок по трафаретам из цветной бумаги.

6. Подготовка к письму. «Графические рисунки». Цель: развивать аналитико-синтетическую деятельность (интеграция с РЭМП)

ЯНВАРЬ

I.

П Р А З Д Н И Ч Н А Я

II.

25. «Мягкие и твердые [с], [с ,], [з], [з ,].

Выделение [с], [с ,],[з], [з ,] в словах. Словообразовательная работа: образование слов при помощи приставок. Орфоэпическая работа: нахождение речевых ошибок.

26. «Портрет моего сказочного друга»

(Составление описательного высказывания)

  1. Диалоги «Как мы провели Рождественские каникулы» о Рождественских и Новогодних праздниках. Цель: формирование связной речи детей.

  2. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

  3. Дидактическая игра «Подскажи Петрушке звук» Цель: упражнять детей в нахождении заданных согласных звуков.

  4. «Повтори ритмический рисунок». Цель: развивать чувство ритма (на слух) в рамках подготовки к обучению письму.

  5. «Портрет моего сказочного друга». Цель: развитие мелкой моторики, творческого воображения и связной речи. Дети рисуют портрет сказочного друга, затем описывают его. Описания записываются воспитателем.

6. Дидактическая игра «Что перепутал художник-иностранец» Цель: Семантическое значение идиом русского языка с переносным значением и постепенное внедрение их в речь детей: Мороз щиплет нос. Пальцы одеревенели

III.

27. «Где прятались звуки [с], [с ,]?»

(Определение позиции [с], [с ,], словах.

Употребление пространственных предлогов.

Употребление существительных в творительном падеже падеже.

28. «Сказочные дома»

(Монологическое описание интерьеров. Лексическая работа над архаизмами).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [с], [с ,], [з], [з ,].

  1. 3. Логоритмическая игра «Слово можно прошагать» Цель: развивать чувство ритма, формировать умение делить слово на слоги (Топали да топали, топали да топали, дотопали до тополя да ноги все протопали).

  2. «Слово заблудилось». Цель: развитие логического мышления и связной речи. Найти лишний предмет в цепочке слов и объяснить, почему он лишний.

  3. «Дом моего сказочного друга». Цель: развитие мелкой моторики, творческого воображения и связной речи. Дети рисуют дом сказочного друга, затем описывают его. Описания записываются воспитателем.

  4. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

IV.

29. «В царстве Нарцисса»

(Дифференциация [с], [ц]. Определение позиции звуков в слове.

Деление слова на слоги, определение количества слогов в слове.

Интонация обращения.

30. «Подарок для сказочного друга»

(Описательное высказывание по заданному алгоритму: объект – его признаки, целевое назначение и функциональные возможности).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [с], [с ,], [з], [з ,], [ц].

3. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

4. «Где лежат продукты?». Цель: упражнять детей в образовании слов (масло-масленка, хлеб-хлебница и т.д.)

5. «Дом строится». Описание через сравнение. Цель: развивать внимание, умение находить различия в изображениях, формировать умение строить предложения сложносочиненных конструкций с союзом а. (См. пособие Т. И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет» – М. – 2007. С.123)

6. «Подарок для сказочного друга». Закрепление занятия № 30. (См. пособие Т. И. Гризик, с.124).

ФЕВРАЛЬ

I.

31. «На приеме у доктора Айболита»

(Согласование порядковых числительных с существительными.

Составление предложений с предлогами до, после, между.

Согласование существительных с прилагательными. Словообразовательная работа: состав сложного слова.

Понятие РИТМ).

32. «Транспорт для сказочного друга»

(Диалогическое взаимодействие. Сочинение сказки по заданным героям по парам).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [с], [ц].

3. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

4. «Слова – действия». Цель: упражнять детей в образовании глаголов от существительных (заказ– заказывать и т.д.).

5. «Звуковые шутки» (замена одного звука но другой образует новое слово (коза-коса и т.п.). (См. пособие Т. И. Гризик, с..127).

6. «Транспорт для сказочного друга». Цель:формирование навыка описания, умения строить предложения сложносочиненных конструкций с союзом а. (См. пособие Т. И. Гризик, с.128).

7. Дидактическая игра «За твоим языком не поспеешь босиком» Цель: Развивать у детей логоритмику, дикционные навыки, (Скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

II.

33. «Где прятались Зоя и Зина ? ([з], [з ,

(Определение позиции [з], [з ,], словах.

Составление сложных предложений с союзами А, ПОТОМУ ЧТО.

Формирование чувство ритма.

34. «Вместе быстро сочинять»

(Диалогическое взаимодействие. Сочинение сказки по заданным героям по парам).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [з], [з ,].

3. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

4. «Зимние слова». Цель: расширение, обогащение лексикона детей.

5. «Задание от зимнего ДРЕВА РЕЧИ: ритмический рисунок» (См. пособие Т. И. Гризик, с..131).

6. «Скажи наоборот» Цель: упражнять в умении находить антонимы; закреплять навык образования сложносочиненных предложений с союзом а.

7. Дидактическая игра «Что перепутал художник-иностранец» Цель: Семантическое значение идиом русского языка с переносным значением и постепенное внедрение их в речь детей: Нос повесил. Водить за нос. Нос повесил. Заруби на носу. Совать свой нос.

III.

35. «Разговор двух шмелей»

(Дифференциация [ш], [ж], щ], [ч]. Определение позиции звуков в слове.

Образование отыменных прилагательных.

Составление сложносочиненных предложений с доказательством со словом ЗНАЧИТ.

Употребление глаголов в будущем, настоящем и прошедшем времени.

Формирование пространственной ориентации).

36. «Повествование»

(Структура повествовательных монологов: главная мысль – развитие событий (начало, середина – главное событие, конец).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [ш], [ж], [щ], [ч].

3. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

4. «33 Егорки стояли на пригорке». Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными, пространственной ориентировке, логоритмиччным навыкам.

5. «Кто как передвигается» (См. пособие Т. И. Гризик, с. 135).

6. «Что нам стоит дом построить». Продолжение работы, начатой на 3-4 неделях января.

7. «Разноцветные ритмы» Цель: упражнять в умении проводить анализ слоговой структуры слова (См. пособие Т. Гризик «Поиграем и узнаем.– М.– 2006)

IV.

№ № 37. «Штранная гражданка»

(Дифференциация [ш], [ж]. Определение позиции звуков в слове.

Составление сложносочиненных предложений по схеме: СНАЧАЛА…, А ПОТОМ…

Закрепление пространственных представлений (справа, слева, сверху, снизу).

38. «Повествование»

(Композиция повествовательной сказки).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [ш], [ж].

3. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

4. «Что нам стоит дом построить». Продолжение работы.

5. «Зимние слова». Цель: развивать связную речь детей (описательный рассказ на зимнюю тематику).

6. . Дидактическая игра «Что перепутал художник-иностранец» Цель: Семантическое значение идиом русского языка с переносным значением и постепенное внедрение их в речь детей: Весна на носу. Весна не за горами.

7. Дидактическая игра «За твоим языком не поспеешь босиком» Цель: Развивать у детей логоритмику, дикционные навыки, (Скороговорка «На крыше у Шуры жил журавлик Жура»).

МАРТ

I.

39. «Чешуя у щучки, щетинка у чушки»

(Дифференциация [щ], [ч]. Определение позиции звуков в слове.

Изменение слов при помощи суффиксов экспрессивной окраски -чк-,-ищ-.

40. «Палочка-выручалочка»

(Повествование. Главная тема повествования)

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [щ], [ч].

3. «Подбери похожее по смыслу слово». Цель: обогащение лексикона детей синонимами.

4. «Слова – противники». Цель: обогащение лексикона детей антонимами.

5. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

6. «Разноцветные ритмы» Цель: упражнять в умении проводить анализ слоговой структуры слова (См. пособие Т. Гризик «Поиграем и узнаем.– М.– 2006)

7. Дидактическая игра «За твоим языком не поспеешь босиком» Цель: Развивать у детей логоритмику, дикционные навыки, (Скороговорка «Чешуя у щучки, щетинка у чушки»).

8. «Мой сказочный друг». Продолжение работы. Дети самостоятельно придумывают повествовательную сказку о своем любимом сказочном друге, для которого рисовался и строился дом, портрет которого был ими подробно описан и записан педагогом. Работа рассчитана на месяц. Цель: упражнять детей в умении строить повествовательные тексты.

II.

41. «Наша бабушка печет, ручеек журчит, течет»

(Спряжение глаголов настоящего времени с чередующимися согласными к/ч.

Дифференциация [т] и [ч].

Позиция звука в слове. Анализ слогового анализа слов.

Формирование чувство ритма).

42. «Сказки для малышей»

(Диалогическое взаимодействие. Составление диалогической сказки по парам).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [т], [ч].

3. «Подбери похожее по смыслу слово». Цель: обогащение лексикона детей синонимами.

4. «Слова – противники». Цель: обогащение лексикона детей антонимами.

5. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

6. «Разноцветные ритмы» Цель: упражнять в умении проводить анализ слоговой структуры слова ( См. пособие Т. Гризик «Поиграем и узнаем.– М.– 2006)

7. Дидактическая игра «За твоим языком не поспеешь босиком» Цель: Развивать у детей логоритмику, дикционные навыки, (Скороговорка «Чешуя у щучки, щетинка у чушки»).

8. «Мой сказочный друг». Продолжение работы. Дети самостоятельно придумывают повествовательную сказку о своем любимом сказочном друге, для которого рисовался и строился дом, портрет которого был ими подробно описан и записан педагогом. Работа рассчитана на месяц. Цель: упражнять детей в умении строить повествовательные тексты.

III.

43. «Зу-зу-зу!

Пол вниз-зу…»

(Дифференциация [з] и [ж].

Позиция звука в слове. Анализ слогового анализа слов. Подбор определений к заданному слову. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Формирование чувство ритма).

44. «Как построена сказка»

Композиция сказки: средняя часть повествования.

Закрепление умения находить части повествования и его идею.

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [щ], [ч].

3. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

4. «Слова бывают разные: белые и красные…». Цель: упражнять детей в согласовании существительных и прилагательных.

5. «Мой сказочный друг». Продолжение работы.

6. «Узнай по контуру». Цель: развивать аналитико-синтетическую деятельность (в рамках подготовки к обучению письму). Изготовление новой поддувалочки.

7. Дидактическая игра «За твоим языком не поспеешь босиком» Цель: Развивать у детей логоритмику, дикционные навыки, интонационную выразительность (Скороговорка «Заржавел железный замок? Заржавел железный замок!»).

IV.

45. «Ткет ткач ткани на платки Тане»

(Дифференциация [ч] и [т]. Закрепление умения изменять слово при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Определение последнего звука в слове.

46. «Сказка та, да не та!»

(Композиция повествовательной сказки. Изменение сюжета и объема сказки за счет расширения и сокращения средней части повествования).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [т], [ч].

3. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

4. «Мой сказочный друг». Продолжение работы.

5. Дидактическая игра «За твоим языком не поспеешь босиком» Цель: Развивать у детей логоритмику, дикционные навыки, интонационную выразительность (смена логического ударения). «Ткет ткач ткани на платки Тане? Ткет ткач ткани на платки Тане!»

6. «Весенние слова». Цель: расширение, обогащение лексикона детей.

7. . «Узнай по контуру». Цель: развивать аналитико-синтетическую деятельность (в рамках подготовки к обучению письму). Рисование по точкам.

8. «Скажи ласково». Цель: упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

АПРЕЛЬ

I.

47. «Пришел апрель, звенит капель…»

(Дифференциация [р] и [р ,], [л] и [л ,] Закрепление умения изменять слово при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Определение последнего звука в слове. Образование существительных в форме родительного числа множественного числа.

48. «Чем заканчивается сказка»

(Диалогическое взаимодействие. Композиция повествовательной сказки: концовка. Закрепление знаний о композиции сказки. Идея сказки).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков [р] и [р ,], [л] и [л ,].

3. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

4. «Мой сказочный друг». Продолжение работы.

5. «Узнай предмет по частям». Цель: уточнять представления детей о предметах, их частях, назначении, функции.

6. «Что сначала, что потом». Цель: упражнять детей в составлении сложных предложений при помощи слов сначала, потом.

7. «Прятки» Цель: упражнять в умении употреблять пространственные предлоги. (См. пособие Т. И. Гризик, с.167).

8. Дидактическая игра «За твоим языком не поспеешь босиком» Цель: Развивать у детей логоритмику, дикционные навыки, интонационную выразительность (Скороговорка «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели»).

II.

49. «Весенние слова»

(Дифференциация [р] и [р ,]. Закрепление умения изменять слово при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Определение первого звука в слове. Звуковой анализ простых односложных слов. Слова обобщения.

50. «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается»

(Диалогическое взаимодействие. Сказка по собственному замыслу. Закрепление представлений о композиции повествовательной сказки).

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков.

3. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

4. «Мой сказочный друг». Продолжение работы.

5. «Бордюры» Цель: развивать чувство ритма в изображении. (См. пособие Т. И. Гризик, с.171).

6. «Путаница» . Цель: развивать чувство юмора, языковое чутье. Ст. Ю Черных (См. пособие Т. И. Гризик, с.171-172).

7. Дидактическая игра «За твоим языком не поспеешь босиком» Цель: Развивать у детей логоритмику, дикционные навыки, интонационную выразительность (Скороговорка «У Варьки-вертушки во рту ватрушки»).

III.

51. «Весна в лесу»

Дифференциация [л] и [л ,]. Звуковой анализ простых односложных слов. Расширение словаря прилагательных, глаголов в будущем времени.

52. «Сочиняем-сочиняем собственные сказки!»

(Монологическая повествовательная сказка. Закрепление понятия композиции повествовательной сказки»

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков.

3. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

4. «Мой сказочный друг». Заключительный этап.

5. «Бордюры» Цель: развивать чувство ритма в изображении. (См. пособие Т. И. Гризик, с.173).

6. «Путаница» . Цель: развивать чувство юмора, языковое чутье. Ст. Петрушевской «Пуськи бятые».

7. «Весенние слова. Цель: обогащение лексикона детей эпитетами.

8. «Что делает это животное?» Цель: обогащать словарь глаголов.

9. Дидактическая игра «За твоим языком не поспеешь босиком» Цель: Развивать у детей логоритмику, дикционные навыки, интонационную выразительность (Скороговорка «Не жалела мама мыла…»).

IV.

53. «Мы умеем сочинять чудные загадки»

(Дифференциация [р] и [р ,], [л] и [л ,]. Глаголы - антонимы в форме множественного числа будущего времени. Образование отыменных прилагательных.

52. Мероприятие «Праздник авторских сказок»

1. Комплекс упражнений, развивающих фонационное дыхание, правильную речевую позу, артикуляционные игры.

2. Дидактическая игра «Поймай звук» Цель: упражнять детей в нахождении и дифференциации заданных согласных звуков.

3. Выставка любимых игрушек. Цель: формировать умение составлять описательное высказывание последовательно по заданному логарифму.

4. «Точные слова». Цель: упражнять в умении украшать речь эпитетами.

5. Подготовка к мероприятию «Праздник авторских сказок» (изготовление декораций, украшений, работа над иллюстрированием, разучивание ролей, постановка). По обоюдному согласию выбирается 1-2 сказки, сочиненные детьми, и ставятся для детей младших групп, затем – для родителей. К празднику изготавливается «Книга авторских сказок», куда войдут сказки иллюстрации всех детей». После спектакля – праздничное чаепитие.

МАЙ

I.

П Р А З Д Н И Ч Н А Я

II.

Психолого-педагогическое обследование речи детей:

1.Звукопроизношение: речевое дыхание, артикуляция, дефекты дикции, просодическая сторона речи.

2. Лексика, фразеология, орфоэпия, фонематический слух.

III.

3. Связная речь (диалогическая речь, повествовательные, описательные высказывания)

IV.

4. Обследование мелкой моторики руки



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тематическое планирование по умк «Перспективная начальная школа» Тематическое планирование по обучению грамоте (чтение)

    Урок
    Первичное представление о тексте как определённой последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение
  2. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050715 «Логопедия»

    Программа
    Итоговая государственная аттестация по специальности 050715 «Логопедия» проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям высшего профессионального
  3. Программа вступительного экзамена по методике развития речи для абитуриентов социально-педагогического факультета заочной сокращенной формы обучения по специальности

    Программа
    Программой предмета «Методика развития речи» предусматривается знание особенностей обучения детей родному языку в ситуации двуязычия, ознакомление с психолого-педагогическими основами обучения дошкольников белорусскому языку как второму.
  4. Малышева Лариса Васильевна, воспитатель по развитию речи программа

    Программа
    Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логичность и выразительность.
  5. Программа формирования ууд программа отдельных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

    Программа
    Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет традиционное

Другие похожие документы..