Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ее роль в создании образа (соотношение внешнего и внутреннего)....полностью>>
'Методичні рекомендації'
Дитинство – це важливий і неповторний період формування особистості. Саме в цей період дитина формується фізично, психічно, інтелектуально, здобуває ...полностью>>
'Рабочая программа'
Дисциплина «Финансы» имеет целью формирование у студентов базовой системы знаний о финансах и финансовой системе, включая особенности их развития, со...полностью>>
'Инструкция'
1. Резюме. Каждый участник должен написать исключительно в электронном виде на английском языке свое резюме. Подход к его написанию может быть свобод...полностью>>

Она характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории Северо-Запада, условия реализации стратегических проектов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года определяет перспективные ориентиры и направления развития социально-экономического комплекса общерегионального значения, а также возможности развития и конечные результаты - сводные показатели экономики и социальной сферы округа в целом. Она характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории Северо-Запада, условия реализации стратегических проектов.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года разрабатывалась исходя из принципиальных подходов к развитию Российской Федерации и ее регионов, изложенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента   
Российской Федерации  от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, утвержденных отраслевых и территориальных стратегий.

I. Оценка исходной ситуации и базовые положения стратегии

социально-экономического развития Северо-Западного

федерального округа

1.1. Анализ тенденций и ключевых проблем

социально-экономического развития

Северо-Западный федеральный округ включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации различного статуса с населением 13,6 млн. человек и общей площадью 1,7 млн.кв. километров, в том числе Республика Карелия, Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Санкт-Петербург. К округу примыкает Арктическая зона, относящаяся к сфере интересов Российской Федерации.

На территории Северо – Западного федерального округа функционирует 159 муниципальных районов, 40 городских округов и 1497 муниципальных образований поселенческого уровня.

Территория Северо-Запада представляет собой социально-экономическое пространство, являющееся общностью природно-экономических, демографических, геополитических и иных условий, в рамках которого формируется общерегиональный социально-экономический комплекс, включающий объекты инфраструктуры федерального значения, который обеспечивает удовлетворение общих интересов и потребностей субъектов Российской Федерации, входящих в округ.

Геополитические и экономические изменения привели к существенной трансформации роли Северо-Запада России в экономике Российской Федерации. Сформировалась главная на сегодня функция Северо-Запада - обеспечение внешнеэкономических связей России с Европейским Союзом и рядом других регионов мира. Это обусловило быстрое развитие транспортной инфраструктуры, ориентацию значительной части бизнеса на обслуживание внешнеэкономических связей, трансграничного сотрудничества.

Увеличилось значение Северо-Запада как крупной перспективной природно-ресурсной базы развития страны. Восстанавливается его роль в освоении арктических территорий, примыкающих к Российской Федерации.

Северо-Запад и, прежде всего Санкт-Петербург, остается одной из важнейших баз научно-технического прогресса и инновационного развития экономики России, производства высокотехнологичной продукции, средств современного транспорта. Сохраняется значение округа в развитии лесопромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Регионы Северо-Запада динамично развиваются, как туристические центры. Северо-Запад является одной из привлекательных территорий страны, притягивающей население и бизнес из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Существенен вклад субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ в общем экономическом потенциале Российской федерации. На их долю приходится 10 процентов общего объема валового внутреннего продукта страны, 12 процентов промышленного производства и 10 общей численности занятых в народном хозяйстве России. Сравнительные характеристики социально-экономического развития Северо - Западного федерального округа, отдельных стран Евросоюза и граничащих федеральных округов даны в Приложении 6.

Планомерное формирование отраслевой пространственной структуры хозяйства Северо-Западного и Северного экономических районов, в том числе территориально-производственных комплексов, сменилось к середине 90-х годов преобладающим воздействием рыночных факторов при существенном ослаблении государственного управления. В  результате произошло изменение функционально-отраслевой и пространственной структуры социально-экономического комплекса Северо - Западного федерального округа и расположенных на его территории субъектов Российской Федерации.

Функциональная структура социально-экономического комплекса округа включает следующие группы хозяйствующих субъектов.
Во-первых, это отрасли и комплексы международной специализации.
Во-вторых, отрасли и комплексы внутрироссийской специализации.
В-третьих - это хозяйство, ориентированное на локальные рынки, формирующиеся в рамках субъектов Российской Федерации и межрегионального обмена.

Следующий элемент - производственная инфраструктура общерегионального значения и инфраструктурные объекты государственного и международного значения. В структуре экономики выделяется наибольший по удельному весу в занятости комплекс отраслей и объектов социальной сферы, развивающийся преимущественно в рамках субъектов Российской Федерации.

Северо - Западный федеральный округ отличается повышенным удельным весом элементов хозяйства международной специализации, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры. Среди них объекты трубопроводного транспорта, портового хозяйства, терминалы и таможенная инфраструктура, объекты химической промышленности, металлургии, частично - лесопромышленного комплекса. Усиливается международное значение нефтегазовой промышленности, судостроения, туризма.

В числе объектов внутрироссийской специализации - автомобилестроение, деревообработка, энергетика, научно-проектная сфера и инжиниринг, высшее образование, консалтинг и менеджмент-обслуживание, предоставление организационных и финансовых услуг.

Хозяйство, ориентированное в основном на локальные рынки представлено сельским хозяйством и пищевой промышленностью, местной производственной инфраструктурой (внутренний транспорт, энергосети, объекты водоснабжения и водоотведения и др.), финансовой инфраструктурой и системой отраслей и объектов социальной сферы.

Для Северо - Западного федерального округа характерны общероссийские тенденции экономического, социального и пространственного развития, проявившиеся за последние два десятилетия. Это касается институциональных изменений, экспортной ориентации экономики, трансформации структуры хозяйства, появления новых элементов экономики.

Падение промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов жилищного строительства, происшедшее к 2000 году, пока не компенсировалось их ростом в последние 10 лет. Увеличились объемы деятельности в сфере транспорта, торговли и общественного питания, финансово-кредитных услуг. Среди структурных изменений в экономике федерального округа следует отметить быстрое перераспределение производства при сокращении выпуска в легкой промышленности, машиностроении, промышленности строительных материалов, объемов деятельности и занятости в сфере науки и научного обслуживания. В  целом сохранили свои позиции сфера высшего образования, здравоохранение.

Наиболее серьезна проблематика социально-экономического развития муниципальных образований в сельской местности практически во всех субъектах Российской Федерации, входящих в Северо - Западный федеральный округ. Она связана с "вымыванием" из малых и средних населенных пунктов основной части объектов отраслей сельского хозяйства и лесного комплекса. За последние 15 лет на Северо-Западе более 500 населенных пунктов лишились учреждений медицинского обслуживания, школы закрылись почти в 2000 населенных пунктов.

В лесопромышленном комплексе обозначился сдвиг лесозаготовок в зоны, прилегающие к крупным населенным пунктам, автодорогам общего пользования. В то же время уменьшилось использование запасов древесины в традиционных районах лесодобычи, в перестойных лесах.

Демографическая ситуация характеризовалась более сложными процессами, чем в целом по России. Это выразилось в опережающем сокращении населения (с 1990 года оно уменьшилось на 11,2 процента, в то время как по России в целом на 3,6 процента). В Мурманской области население уменьшилось на 33,2 процента, в Республике Коми
на 18,6 процентов, в Санкт-Петербурге на 2,8 процента. Наименее благоприятная обстановка с рождаемостью сложилась в Калининградской и Ленинградской областях.

Усилилась неравномерность развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо - Западного федерального округа, а также муниципальных образований. Так, например, средняя заработная плата в Псковской области уступает Санкт-Петербургу в 2 раза, ввод жилья в расчете на одного жителя - в 4 раза. Заметно снизился показатель обеспеченности населения работой в местах своего проживания. В некоторых муниципальных районах он составляет лишь 30-40 процентов.

Оценка сложившейся ситуации свидетельствует о наличии ряда устойчивых дисбалансов в развитии округа. В числе основных можно отметить следующие:

сложившаяся структура подготовки кадров - структура спроса на рабочую силу;

социально-профессиональные и ценностные ориентации населения - структура спроса на квалифицированные рабочие места;

складывающееся размещение рабочих мест, в том числе новых, - существующая система расселения населения;

объем и структура инвестиционных предложений - уровень развития территориальной инфраструктуры, особенно автодорог, энергосистем;

потребность в сельхозпродукции населения округа - уровень развития местной продовольственной базы;

возможность производства инновационных продуктов - низкая заинтересованность хозяйствующих субъектов в нововведениях;

высокие требования к стандартам проживания - неспособность сложившейся системы жилищно-коммунального хозяйства к коренному повышению качества услуг;

высокие требования населения малых и средних городов и сельской местности к занятости и условиям жизни - имеющиеся возможности развития соответствующих территорий.

1.2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного

федерального округа

Анализ и оценка условий и факторов, составляющих потенциал стратегического развития Северо - Западного федерального округа и входящих в него субъектов Российской Федерации показывает, что до 2020 года большинство из них сохранит характер и степень своего влияния. Но ряд из них будет оказывать сдерживающее воздействие, представлять собой ограничения развития. К настоящему времени обозначились тенденции, определяющие перспективы развития Северо - Западного федерального округа и входящих в него субъектов Российской Федерации.

Демографический потенциал и трудовые ресурсы. К 2020 году при проведении активной демографической политики может быть достигнут положительный баланс естественного движения населения. Вместе с тем к концу периода обозначится сокращение доли лиц трудоспособного возраста. Потребуется проведение мероприятий по повышению культурно-технического уровня работников массовых рабочих и иных профессий, повышению их престижности и уровня оплаты труда. Продолжится восполнение нехватки кадров массовых профессий за счет мигрантов, однако масштабы привлечения к концу периода снизятся.

Экономико-географическое и геополитическое положение. Не претерпит изменений и будет оказывать определяющее влияние на темпы развития и структуру экономики Северо-Запада и большинства субъектов Российской Федерации на его территории. Геополитической проблемой будет освоение континентального шельфа и экономическое использование Арктической зоны Российской Федерации.

Природно-ресурсный потенциал. Основные компоненты природно-ресурсного потенциала сохранят свое значение для социально-экономического развития. Увеличится роль нефтегазовых ресурсов, а также ресурсов химического сырья и металлорудных месторождений. Потребуются значительные мероприятия по восстановлению качества и более эффективному использованию земельных ресурсов для сельского хозяйства, а также лесных ресурсов.

Территориальные ресурсы для строительства. Территориальные ресурсы во всех субъектах Российской Федерации на территории Северо-Запада (исключая Санкт-Петербург) будут вполне достаточны для реализации крупных инвестиционных проектов и развития инфраструктуры. Проблемой, которая потребует решения, является снижение стоимости освоения земельных участков и минимизация административных барьеров. Важно также полностью завершить проектно-планировочное обустройство территорий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разработав соответствующие документы территориального планирования.

Производственный потенциал. Производственный потенциал представляет собой условия, ограничивающие перспективы развития экономики, ее модернизации и инновационной перестройки. Основная часть фондов изношена и морально устарела. Необходимы мероприятия по развитию и обновлению производственного потенциала на новой научно-технической основе.

Инфраструктурный потенциал. По уровню насыщенности территории объектами производственной инфраструктуры Северо-Запад превосходит среднероссийские показатели. Однако в целом ее состояние характеризуется как недостаточно благоприятное. Во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях это один из главных факторов, сдерживающих развитие. В относительно лучшем положении находятся объекты инфраструктуры федерального значения, магистральные коммуникации. Повышенное внимание в перспективе следует уделить улучшению таких элементов производственной инфраструктуры как автодороги (особенно внутриобластные), мосты, системы теплоснабжения, энергосети и подстанции.

Уровень социальной обустроенности. По уровню социальной обустроенности населенных пунктов Северо-Запад в целом является привлекательным для населения, в том числе приезжего. Однако в северной зоне региона в силу климатических и экономических причин соответствующие показатели существенно уступают среднероссийским. Проблемой является чрезмерная концентрация социальных объектов (особенно образовательных и медицинских) в наиболее крупных населенных пунктах, что ограничивает возможности их использования значительной частью населения, обусловливает длительные поездки для получения социальных услуг.

Научно-технический потенциал. Научно-технический потенциал, несмотря на его существенное сокращение в последние два десятилетия, остается важным стратегическим фактором социально-экономического развития, который в перспективе должен стать определяющим.

Внешние рынки сбыта. По ряду видов продукции, производимой на территории Северо - Западного федерального округа (лесная промышленность, химия, металлургия) ожидается сохранение внешних рынков сбыта и возможный их рост при умеренной конкуренции. По продукции нефтегазовой группы, как идущей транзитом на экспорт, так и производимой на территории округа, можно прогнозировать стабилизацию и возможное уменьшение спроса на традиционном Европейском рынке и его рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важной стратегической задачей являются меры воздействия на внешние рынки в целях обеспечения прогнозируемых уровней спроса и ценовой ситуации, а также создание маршрутов поставки продукции на новые рынки, в том числе за счет развития Северного морского пути.

Потенциал внутреннего спроса. Спрос на продукцию, производимую на территории Северо - Западного федерального округа на российских рынках в перспективе будет расти, прежде всего по таким видам как нефть и газ, лесопродукция, удобрения, машиностроение. Важным фактором перспективного развития будет стимулирование внутреннего спроса в рамках Северо - Западного федерального округа и входящих в него субъектов Российской Федерации, развитие региональных и локальных рынков.

Культурно-исторический потенциал. Культурно-исторический потенциал является одним из серьезных преимуществ большинства субъектов Российской Федерации, входящих в Северо - Западного федерального округа. Он повышает привлекательность округа для населения и инвесторов. Сохранение и укрепление культурно-исторического потенциала связано с необходимостью решения проблем защиты исторических центров, памятников архитектуры от нерегулируемого нового строительства, распространением культурного влияния Санкт-Петербурга и других центров на те территории округа, где уровень культурно-исторического потенциала еще низок, а имеющиеся возможности не используются.

Организационно-управленческий потенциал. Преимуществом Северо - Западного федерального округа является значительная концентрация квалифицированных организационно-управленческих кадров, как в системе государственного и муниципального управления, так и в менеджменте организаций. Это представляет собой потенциал по реализации задач в сфере экономики и социального развития, сопровождения стратегических проектов и программ, эффективного государственного регулирования. Важной задачей в перспективе будет подготовка менеджмента по новым направлениям развития округа, сити-менеджеров, менеджеров для зон опережающего развития, руководителей для реализации стратегических проектов.

Потенциал межрегионального сотрудничества и кооперации. Значение для перспективного развития имеют определенная компактность территории округа, общность инфраструктуры, конфигурация коммуникаций, взаимодополняющий характер экономических структур и природных условий субъектов Российской Федерации, исторически сложившиеся взаимосвязи. Это определяет значительные возможности развития сотрудничества субъектов Российской Федерации в решении экономических и социальных вопросов, развитии специализации регионов и межтерриториальной кооперации, реализации совместных программ и проектов. Этому способствует координирующая деятельность полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо – Западном федеральном округе Н.И. Винниченко, Ассоциации экономического взаимодействия "Северо-Запад", значение Санкт-Петербурга как крупного организационно-хозяйственного центра федерального округа. Сотрудничество субъектов Российской Федерации, развитие общих элементов инфраструктуры, функциональное разделение экономик создают возможность получения дополнительного экономического и социального выигрыша (синергетического эффекта), экономии ресурсов.

1.3. Потенциальные угрозы и ограничения развития

в долгосрочной перспективе

До 2020 года в Северо-Западном федеральном округе будут существовать определенные ограничения и угрозы в социально-экономическом развитии, которые в ряде случаев могут усугубляться. В  ходе определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз была произведена группировка основных ограничений развития, которая представлена в таблице 1.

Наиболее существенное ограничение будет иметь динамика демографического развития, что поставит количественные ограничения в численности трудовых ресурсов, особенно на некоторых территориях. Произойдет снижение численности отдельных групп населения, что обусловит определенные спросовые ограничения.

Будут существовать структурные ограничения в использовании трудовых ресурсов. Не будет до конца преодолена тенденция концентрации предпочтений жителей округа (прежде всего, в крупных городах) на престижных профессиях и нежелания трудоустраиваться в таких отраслях и сферах экономики как благоустройство, строительство, общественный транспорт, сельское хозяйство, социальная сфера и других.

Ограничением будет нехватка квалифицированных кадров в массовых рабочих профессиях, что связано с наличием учреждений профтехобразования и среднего технического образования, а также инженерных специальностей. Нельзя ожидать существенного роста квалификации работников в данном сегменте занятости.

В качестве организационных и институциональных ограничений будут выступать недостаточная степень развития форм и методов государственного регулирования экономических и социальных процессов, поведения хозяйствующих субъектов. Потребуется применение новых методов стимулирования экономики в целях обеспечения модернизации и инновационного развития.

Как ограничение возможностей развития и межрегионального сотрудничества следует рассматривать значительную асимметрию в уровнях социального развития и инвестиционной активности между отдельными субъектами Российской Федерации, расположенными на территории Северо - Западного федерального округа (табл. 2 и 3 Приложение 4). Это может препятствовать реализации стратегических проектов и программ социально-экономического развития, усугублять имеющиеся проблемы и вызывать нежелательные миграции населения.

Достаточно существенными в ряде субъектов Российской Федерации будут ограничения транспортного и инфраструктурного характера, в первую очередь дороги внутриобластного и местного значения, энергетическая инфраструктура, тепло- и водоснабжение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории округа и условия реализации стратегических проектов

    Документ
    Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (далее – Стартегия) определяет перспективные ориентиры и направления развития социально-экономического комплекса общерегионального
  2. Российские сми о мчс мониторинг за 8 декабря 2011г

    Руководство
    Лучшими летчиками МЧС этого года стали сотрудники Центрального и Владимирского авиаотрядов (Информационное агентство «РИА "Новости"», 07.12.2011) 13
  3. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

    Документ
    4. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики. Приоритетные межотраслевые направления развития Приволжского федерального округа 52
  4. Стратегия инновационного развития нефтегазового комплекса северо-Запада россии

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургском государственном горном институте имени Г.
  5. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (1)

    Реферат
    Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны.

Другие похожие документы..