Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Особенности международного маркетинга. Цели и задачи планирования в маркетинге. SWOT- анализ в маркетинге предприятия. Маркетинг услуг. Товар в систе...полностью>>
'Документ'
В соответствии с требованиями Инструкции о порядке информационного обеспечения деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и а...полностью>>
'Документ'
4.1.1.7. «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа по пункту 4 части 2 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ»...полностью>>
'Реферат'
Традиційна педагогічна система (стояла) на двох китах - відбір, відсів. Але подібний підхід не міг задовольнити потреби сучасного суспільства. На фон...полностью>>

Долгосрочная целевая программа «развитие рыбохозяйственного комплекса республики татарстан на 2009-2013 годы» паспорт программы

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Утверждена постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 04.08.2009 № 537

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2009-2013 ГОДЫ»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2009 – 2013 годы (далее – Программа)

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Закрытое акционерное общество «Международный центр развития регионов»

Цели Программы

Обеспечение благоприятных условий устойчивого и динамичного развития рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан для насыщения рынка рыбных товаров, создания новых рабочих мест, пополнения бюджетов всех уровней

Задачи Программы

Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

осуществить строительство новых, реконструкцию и модернизацию существующих объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов;

осуществить строительство новых, реконструкцию и модернизацию существующих научно-производственных центров по созданию технологий аквакультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

осуществить строительство новых, реконструкцию и модернизацию существующих объектов по товарному выращиванию водных биологических ресурсов;

обновить и модернизировать рыбообрабатывающие и холодильные мощности рыбоперерабатывающих предприятий;

создать транспортно-логистический Центр поддержки предпринимателей рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан;

создать Центр глубокой переработки рыбного сырья на территории особой экономической зоны «Алабуга»;

создать сеть торговых предприятий по оптовой и розничной реализации рыбы и рыбной продукции;

создать Центр развития рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан;

организовать спортивное и любительское рыболовство;

развить систему подготовки кадров для рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан

Срок и этапы реализации Программы

Программу предполагается осуществить в 2009 – 2013 годах в один этап

Перечень подпрограмм

Программные мероприятия осуществляются по следующим направлениям, обеспечивающим развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан:

строительство новых, реконструкция и модернизация существующих объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов;

строительство новых, реконструкция и модернизация существующих научно-производственных центров по созданию технологий аквакультуры в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

организация спортивного и любительского рыболовства;

строительство новых, реконструкция и модернизация существующих объектов по товарному выращиванию водных биологических ресурсов;

обновление и модернизация рыбообрабатывающих и холодильных мощностей рыбоперерабатывающих предприятий;

создание транспортно-логистического Центра поддержки предпринимателей рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан;

создание Центра глубокой переработки рыбного сырья на территории особой экономической зоны «Алабуга»;

создание сети торговых предприятий по оптовой и розничной реализации рыбы и рыбной продукции;

создание Центра развития рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан

Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования мероприятий Программы в ценах 2009 года – 3520,8 млн.рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета – 457,5 млн.рублей (12,99 %);

бюджета Республики Татарстан – 178,1 млн.рублей (5,06 %);

внебюджетных источников (средства предприятий и организаций рыбохозяйственного комплекса, банковские кредиты и др.) – 2885,2 млн.рублей (81,95%)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (целевые показатели и индикаторы)

Для оценки эффективности реализации Программы используются следующие целевые показатели и индикаторы:

перерабатываемое сырье, всего, тонн

перерабатываемое сырье, в том числе добываемое в водоемах Республики Татарстан, тонн

объем зарыбления, млн.штук

промысловый возврат от зарыбления, тонн

увеличение годового потребления рыбопродукции на одного жителя Республики Татарстан, кг/год

увеличение внутреннего регионального продукта (ВРП);

увеличение налогов и сборов, всего;

дополнительные налоги в федеральный бюджет;

дополнительные налоги в региональный бюджет;

число новых рабочих мест (в том числе нарастающим итогом);

годовой фонд оплаты труда.

Основным интегральным индикатором Программы является среднедушевое потребление товарной пищевой рыбной продукции, которое к 2013 году возрастет до 14 кг.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Состояние и потенциал развития рыбохозяйственного

комплекса Российской Федерации

Рыбное хозяйство Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности – от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.

Рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.

До 80-х годов прошлого века рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. С начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.

Объем добычи водных биологических ресурсов с 1991 по 2007 год сократился более чем в 2 раза (с 7,82 до 3,44 млн.тонн). Снижение уловов обусловило уменьшение общего выпуска рыбной продукции (пищевой и непищевой) с 5,27 до 3,32 млн.тонн (т.е. на 37%). При этом выпуск пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократился с 4,1 млн.тонн в 1991 году до 3,24 млн.тонн в 2007 году (на 21%), в том числе производство рыбных консервов уменьшилось в 4 раза. Выпуск непищевой продукции сократился в 15,7 раза.

Темпы сокращения производства продукции в стоимостном выражении значительно превысили темпы уменьшения уловов водных биологических ресурсов. Несмотря на рост цен на рыбную продукцию, в 1991 году добавленная стоимость на единицу таких уловов была выше, чем в 2007 году. В последние годы основой производства является продукция низкой степени переработки (рыба живая и охлажденная, мороженая, включая сельдь), составляющая около 89 %.

В период с 1991 по 2007 год общая численность работников в рыбном хозяйстве уменьшилась на 38%, а численность плавсостава – на 50 %. Обострилась конкуренция на рынке труда.

Производительность труда одного работника, занятого в рыбном хозяйстве, в стоимостном выражении за последние 15 лет сократилась более чем в 3 раза, при этом по уловам – в 1,6 раза.

Экспорт рыбной продукции в 2007 году составил 1,19 млн.тонн. Более 90 % экспорта составляет рыбная продукция низкой степени переработки. Это уменьшает эффективность внешнеэкономической деятельности отрасли.

Одновременно с этим резко увеличился импорт рыбной продукции, составив в 2007 году 780,2 тыс.тонн, что в 1,4 раза выше уровня 1990 года (552,2 тыс.тонн). Это привело к тому, что доля импортируемой пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке России составила в 2007 году 38,8 % (в 2000 году – 24,4 %).

Рост импортозамещения привел к резкому росту средних цен на импортируемую рыбную продукцию – с 480 долларов США за 1 тонну продукции в 2000 году до 1840 долларов США за 1 тонну продукции в 2007 году, или в 3,83 раза.

В период с 1991 по 2007 годы резко снизилась активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства. Инвестиции в основной капитал не превышали 11 % уровня 1991 года. В результате физический и моральный износ основных фондов отрасли достиг критического уровня.

Высокий уровень физического и морального износа основных фондов привел к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг, что не позволяет улучшить финансовые показатели работы рыбохозяйственных организаций.

Российский рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли. Использование морально устаревших судов в рыночных условиях ограничивает возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.

В период с 1991 по 2007 год значительно изменилась структура сырьевой базы отрасли.

Основу сырьевой базы составляет океаническое рыболовство, доля которого в общих уловах водных биологических ресурсов в среднем составляла около 93,6 %, на долю внутренних водоемов приходилось около 6,4 %.

Государственная политика в области рационального использования водных биологических ресурсов заключается в сохранении и пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов видами ценных промысловых рыб. Выращивание молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов в заводских условиях является наиболее эффективным методом воспроизводства рыбных запасов. Проводимые работы по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов позволяют удерживать выпуск молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов на уровне 8,8 млрд. штук в год.

Однако большинство рыбоводных заводов требуют реконструкции. Необходимо строительство новых объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов.

Потребление рыбной продукции в год на душу населения в регионах Российской Федерации различное, от 3 кг в Республике Ингушетия до 30 кг в Сахалинской и Архангельской областях, в Приволжском федеральном округе среднее значение – 9 кг.

Состояние водного фонда, пригодного для ведения

рыбохозяйственной деятельности

Рыбохозяйственный фонд республики в настоящее время составляют: акватория Куйбышевского водохранилища – 280 тыс. га; Нижнекамского водохранилища - 90 тыс. га; Заинского водохранилища – 2 тыс. га; озера – 700 га; реки – 250 га; 550 га нагульных и 210 га выростных рыбоводных прудов.

Куйбышевское водохранилище, образованное в 1955 году, является одним из крупнейших водохранилищ России. При создании этого водоема предусматривалась перспектива развития в нем рыбоводства, и само водохранилище в плане его рыбохозяйственного освоения представлялось огромным нагульным водоемом, вокруг которого должны быть построены рыбопитомники, снабжающие его рыбопосадочным материалом и обеспечивающие направленное формирование его ихтиофауны в пользу наиболее ценных продуктивных видов, способных полностью осваивать кормовые ресурсы и обеспечивать максимально высокую рыбопродуктивность. Ихтиофауна водохранилища состоит из 54 видов рыб. В первые годы существования водохранилища были созданы оптимальные условия для воспроизводства запасов всех видов рыб, что способствовало повышению их уловов, которые в 1989 – 1990 годах достигли самых высоких показателей за последние четверть века, а ежегодная добыча колебалась от 5,2 до 5,9 тыс.тонн рыбы в год, практически половина из которой (2,5 тыс. тонн) вылавливалась в водах Татарстана.

Нижнекамское водохранилище образовано в 1978 году. Площадь водного зеркала водохранилища в пределах Республики Татарстан составляет 0,88 тыс. км. Ихтиофауна Нижнекамского водохранилища включает 39 видов рыб.

Заинское водохранилище – образовано в 1963 г. близ г.Заинска в связи с созданием ГРЭС и пруда охладителя, является одним из крупных термальных водохранилищ.

Водоемы комплексного назначения, занимающие 2,5 тыс.га, в последние годы используются ГУП РТ «ПО «Татрыбхоз» для выращивания товарной рыбы, кроме того, они осваиваются частными лицами и различными организациями в целях выращивания товарной рыбы и организации любительского лова.

В республике сегодня действуют Лаишевский, Тетюшский, Мамадышский и Рыбнослободский рыбопромышленные предприятия, занимающиеся выловом и переработкой рыбы. Кроме того, в Татарстане работают около 40 предпринимателей, имеющих разрешение на право добычи рыбы.

Учитывая данные об обеспеченности районов и городских округов Республики Татарстан ресурсами поверхностных вод, во всех муниципальных районах Республики Татарстан заниматься товарным рыборазведением целесообразно, за исключением Альметьевского и Дрожжановского муниципальных районов являющихся наименее обеспеченными ресурсами поверхностных вод.

По данным инвентаризации гидротехнических сооружений Республики Татарстан, проведенной в 2005 году, на территории республики располагается 697 мелиоративных прудов общей площадью около 1500 га. Однако их пригодность для целей товарного рыборазведения должна быть установлена в процессе специального обследования и разработки рыбоводно-биологических обоснований использования прудов в целях товарного рыборазведения. Выполнение данных работ должно быть поручено ФГУ «ГосНИОРХ» (Татарское отделение).

Финансирование водохозяйственных мероприятий в Республике Татарстан осуществляется как из средств федерального бюджета, так и из бюджета республики.

Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года № 353.

Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, поднадзорных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Целевое расходование бюджетных средств Республики Татарстан на финансирование природоохранных мероприятий обеспечивается в соответствии с законом о бюджете Республики Татарстан на соответствующий год.

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2006 года № 635 «О мерах по обеспечению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений» Министерство экономики Республики Татарстан ежегодно должно предусматривать в проекте программы капитальных вложений по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, включая их ежегодное обследование, разработку и утверждение проектно-сметной документации и декларирование безопасности по предоставлению обоснованных предложений Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а Министерству финансов Республики Татарстан обеспечивать выделение средств на реализацию мероприятий в соответствии с лимитами, предусматриваемыми программой капитальных вложений по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан.

В настоящее время число озер в Республике Татарстан составляет более 8000 штук. Наибольшее количество озер сосредоточено в Мензелинском (756), Мамадышском (694), Актанышском (579), Чистопольском (493), Муслюмовском (439) муниципальных районах Наибольшее число озер в пересчете на единицу площади территории района отмечается в Ютазинском, Мензелинском, Муслюмовском муниципальных районах. Небольшой плотностью озер отмечены возвышенные районы Приволжской возвышенности (Тетюшский, Камско-Устьинский и Дрожжановский муниципальные районы), Бугульминско-Белебеевской возвышенности юго-востока Закамья (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Заинский, Сармановский муниципальные районы) и северные районы Предкамья (Сабинский, Кукморский, Балтасинский муниципальные районы).

Исследования ученых КГУ и ИПЭН АН РТ выявили тенденцию заиления озер и их осушения в результате интенсивного техногенного воздействия.

К наиболее крупным (площадью от 20 до 100 и более га), а таких около 30, относятся озера Средний (112 га), Нижний (56,0 га) и Верхний Кабан (25,0 га), система озер Лебяжье, состоящая из трех озер, соединенных протоками, с зеркалом площадью 34,4 га, в городе Казань, Ковалинское (88,2 га) и Тарлашинское (60,1) в Лаишевском муниципальных районах, Раифское (32,3 га) и Ильинское (27,5 га) в Зеленодольском муниципальных районах, оз. Подборное в Елабужском м.р. (33,0 га) и др.

По водному балансу преобладают бессточные замкнутые озера. По термальному режиму большинство озер республики относится к умеренно холодным и теплым (в силу высокой летней прогреваемости вод), но имеются и холодноводные озера, образованные на напорных восходящих источниках (Голубые озера Высокогорского муниципального района).

Анализ разнообразия озер позволяет считать, что преобладающим типом для Республики Татарстан является тип долинных (пойменных) малых и неглубоких озер, умеренного температурного режима, со средней и малой минерализацией, с типичными пресноводными видами гидробионтов, находящихся в эвтрофном и гипертрофном состоянии. Кроме этого типа имеются и другие, в том числе азональные уникальные, обусловленные иным генезисом, источниками питания и сочетаниями разных признаков.

Оценка антропогенного воздействия на ихтиофауну Республики Татарстан

Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что, начиная с 2005 года, добыча рыбы в рыбохозяйственных водоемах Республики Татарстан неуклонно увеличивается и в настоящее время стабилизировалась на уровне 1,9 тыс. тонн в год.

На Куйбышевском водохранилище к промыслу было привлечено 475 рыбаков и задействовано 3780 сетей. На Нижнекамском водохранилище промыслом занимались 46 рыбаков с 297 сетями. Ловушки и невода не применялись.

Состояние рыбных ресурсов естественных водоемов

По данным официальной статистики, в водоемах республики в течение последних 5 лет уловы рыб колеблются от 1206,2 тонн в 2004 году до 1952 тыс. тонн в 2008 году. Это значительно ниже уровня промышленного лова 80-х годов прошлого столетия. Причины тому: неблагоприятное антропогенное воздействие, нерегулируемый интенсивный промысел, любительское рыболовство, осуществляемое в объемах, близких к промышленному и многое другое.

Из 3140,2 тонн рыбы, официально выловленной в 2008 году на Куйбышевском водохранилище, 1875,5 тонн (около 59,71%) выловлено рыбаками Татарстана. В Нижнекамском водохранилище из 216 тонн на долю Татарстана пришлось 76,8 тонн (около 35,55%).

Анализ состояния основных объектов промысла Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ приведен в приложении № 1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Татарстан от 21. 02. 2011 №134 Схема территориального планирования Республики Татарстан (1)

    Реферат
    В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации «…территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических,
  2. Татарстан от 21. 02. 2011 №134 Схема территориального планирования Республики Татарстан (2)

    Реферат
    В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации «…территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических,
  3. Программа социально-экономического развития пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года (1)

    Программа
    2.1.1.2.2.3.1.1. Предупреждение опасного поведения различных категорий участников дорожного движения, формирование законопослушного поведения и негативного отношения граждан к правонарушениям в сфере дорожного движения 56
  4. Программа социально-экономического развития пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года (2)

    Программа
    2.4.3.2. Разработка и реализация концепций и программ социально-экономического развития муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов,
  5. Кабинет Министров Республики Татарстан проект закон

    Закон
    В целях создания в Республике Татарстан инновационной биоэкономики, основанной на широкомасштабном внедрении современной биотехнологии в ключевые отрасли народного хозяйства,

Другие похожие документы..