Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Методика предназначена для определения показателей, характеризующих экономическую эффективность создания АИС. Полученные в ходе использования настоящ...полностью>>
'Диплом'
Даны методические рекомендации для студентов-дипломников по структуре, написанию и подготовке доклада к показу презентации на защите дипломного проек...полностью>>
'Программа дисциплины'
Цель курса – изучение организационных принципов, состава и содержания внешнеторговых транспортных перевозок как элемента международной транспортной с...полностью>>
'Документ'
Легко ли придумывать? Мы часто слышим, что все дети — удивитель­ные фантазеры, и стоит только сказать им, чтобы они что-то придумали, как тут же зара...полностью>>

Митькин Алексей Николаевич

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

WS_30010

Митькин Алексей Николаевич. Здравствуйте, уважаемые коллеги! В 200-х годах Правительством Российской Федерации был проведен ряд бюджетных реформ, по результатам которых стала попытка увязать затраты с результатами государственной политики. Последней такой реформой, которая внедрила ряд таких моментов бюджетирования по результатам, была реформа бюджетного процесса 2004-2006 годов, в результате которой появились разрабатываемые субъектом бюджетного планирования доклады о результатах основных направлениях деятельности, и ведомственные цели и программы. Параллельно шла доработка и детализация, достаточно успешная, приоритетных национальных проектов. С 1994 года формируются и реализуются Федеральные целевые программы. На финишном этапе внедрения находятся государственные и муниципальные задания. До конца не сформированы, но уже частично реализуются проекты по основных направлений деятельности правительства. Таким образом, правительством предпринимаются попытки формировать и среднесрочные, и долгосрочные программы, направленные на решение тех или иных проблем в экономической сфере. И к настоящему моменту принята программа правительства по повышению эффективности бюджетных расходов, в которой определен программно-целевой принцип как основной для повышения эффективности бюджетных расходов.

Тем не менее, все перечисленные инструменты программно-целевого планирования не решили ряд проблем, которые сложились в государственном управлении. Вот четыре основных здесь представлены.

Это слабая связь стратегического и бюджетного планирования. Доклады об основных направлениях деятельности, инструмент, который предполагался как основной при формировании закона «О бюджете», так и не смог влиться в процесс принятия решений, ведомственные целевые программы не нашли широкого распространения, наверное, отчасти из-за отсутствия бюджета принимаемых обязательств. Проекты по реализации основных направлений деятельности правительства тоже не успели заработать. Таким образом нельзя сказать, что у нас бюджет сформируется вслед за решениями руководства страны, принимаемые в рамках государственно управления и стратегического планирования. Не прижились и не утверждены, не рассматриваются правительством по методикам эффективности деятельности оценки результативности деятельности органов федеральной власти, слабо связана методология планирования текущих или капитальных расходов, и как я уже сказал, инструменты бюджетного планирования не внедрены в процесс принятия решений и в бюджетные процессы. То есть мы сейчас на каком-то промежуточном этапе по приведению этих двух процессов в одно русло. Министерством экономики совместно с Минфинами регионов разработан законопроект о государственном стратегическом планировании, он находится сейчас в аппарате, рассматривается. Но видимо, в связи с тем, что появилось такое решение о разработке государственных программ Российской Федерации, он потребует доработок, хотя этот документ мог бы увязать процессы стратегического и бюджетного планирования.

11 ноября 2010 года правительством утвержден перечень государственных программ, я чуть далее остановлюсь на нем. Перечень сформирован исходя из целей по концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года. И набор государственных программ обеспечит достижение целей этой концепции, и таким образом позволит строить федеральный бюджет, который будет формироваться по программному принципу как инструмент достижения целей концепции долгосрочного социально-экономического развития. Государственная программа представляет собой таким образом документ, определяющий и цели, и задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, и обеспечивает реализацию в установленные сроки крупномасштабных мероприятий национального и международного значения. Содержит в своей структуре характеристику текущего состояния соответствующий сферы, цели и задачи, естественно, прогноз конечных результатов реализации государственных программ, перечень основных мероприятий государственных программ. В отличие от инструмента федеральных целевых программ, в составе госпрограмм содержатся меры правового регулирования в соответствующей сфер. Как определено порядком по разработке и реализации государственных программ, они состоят из подпрограмм федеральных целевых программ, естественно, содержит раздел по ресурсному обеспечению программы, и методику оценки эффективности реализации программы.

На слайде вы видите основные принципы разработки государственных программ. Государственные программы таким образом имеют долгосрочную программу реализации, не имеют четкой установки на период реализации, но вы видите, что большинство из них будут разрабатываться на период до 2020 года.

В среднем мы оцениваем, что это будут примерно 6-летние программы, некоторые могут достигать и 15-летнего срока", - сказал Кудрин, заявив, что это зависит от срока достижения ключевых показателей.

Определяется ответственность единственного федерального органа исполнительной власти за разработку и реализацию госпрограммы. Как правило, субъект бюджетного планирования, в рамках программы ему предстоит координировать и управлять процессом реализации всех мероприятий, в том числе и тех, за которые будут отвечать исполнители, именно федеральные органы исполнительной власти. Государственные программы будут охватывать все сферы государственного управления, естественно таким образом охватывать и абсолютно большую часть расходов федерального бюджета. Единственные ветви власти, которые не вошли в процесс формирования государственных программ, это законодательная и судебная. Не будут охвачены государственными программами расходы на содержание Администрации президента, на обеспечение президента и правительства, и некоторых силовых структур. Подчеркиваю, не всех, а некоторых, которых наиболее сложно как-то охарактеризовать количественно.

В рамках госпрограмм будут учитываться меры и направления деятельности как региональных органов власти, так и внебюджетные средства, то есть деятельность государственных компаний, коммерческих компаний, общественных, научных и организаций. Предполагается мониторинг реализации государственных программ, проведение оценки, рассмотрение на заседании правительства не реже двух раз в год успешности реализации государственных программ. И при разработке государственных программ в будущем, при проведении оценки ее эффективности, реализации, будут проводиться общественные обсуждения проектов. Проект государственной программы должен, нормативные акт, точнее, об утверждении государственной программы должен отвечать требованиям антикоррупционной экспертизы, в этом смысле предполагается, что разработчик государственной программы в день направления ее на согласование и экспертизу должен размещать в сети Интернет государственные программы, получать на нее замечания и заключения, и просто граждан Российской Федерации, и учитывать это при доработке и формировании окончательного текста.

Подробнее о порядке разработки государственных программ, это 588 постановление от 2 августа 2010 года, он утвержден. Порядок определяет содержание государственной программы, основание и этапы разработки программы, финансовое обеспечение, управление и контрольные полномочия. В таком разрезе описан весь цикл разработки при реализации государственных программ. Так можно представить предстоящий нам процесс разработки госпрограмм в 2011 году. Федеральный орган исполнительной власти ответственен за разработку и реализацию государственной программы, разрабатывает проект, согласовывает его с соисполнителями, направляет на экспертизу в Минэкономразвитие и Минфин России.

Вышло буквально 30 ноября поручение председателя правительства о разработке государственных программ к 15 апреля 2011 года для того, чтобы правительство имело возможность до 1 октября утвердить все государственные программы Российской Федерации и сформировать бюджет 2012 года уже в разрезе этих программ. Немного остановлюсь на базовом таком моменте, самом сложном, по формированию государственных программ. Это финансовое обеспечение. Финансовое обеспечение осуществляется в части расходных обязательств Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Понятно, что нужно стараться сформировать его исходя из всех расходов федерального бюджета, имеющих отношение к достижению цели и решению задач государственных программ. Методическими указаниями предусматривается определение объемов расходов на реализацию государственной программы из федерального бюджета в соответствии с решениями правительства Российской Федерации. Планирование бюджетных ассигнований в реализации госпрограммы в очередном году из плана * осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта федерального бюджета и планирования бюджетных ассигнований, объем финансирования на федеральные целевые и ведомственные целевые программ определяется в соответствии с соответствующими порядками. По федеральным целевым программам это 594 постановление правительства, и по ведомственным целевым программам это 239 постановление от 19 апреля 2005 года. То есть в состав подпрограммы государственной программы включается отдельная целевая программа, утвержденная в соответствии с процедурами 239 постановления, а не некий проект, который не проходил экспертизу Минэкономразвития и Минфина России и утверждался соответствующим приказом ведомства.

Как определено в порядке 588 постановления, внесение изменений в государственную программу будет являться основанием для подготовки предложений по внесению изменений в закон «О федеральном бюджете».

Перечень государственных программ состоит из 41-й государственной программы, структурирован по основным блокам социально-экономического развития, которые были определены в концепции долгосрочной социально-экономического развития, и в основных направлениях деятельности правительства на период до 2012 года. Тут 5 главных приоритетов правительства вы видите на слайде, и государственные программы обеспечивают реализацию всех этих 5 приоритетов.

Государственные программы, если посмотреть перечень, они направлены на развитие здравоохранение, образования, культуры, отдельно государственная программа по социальной поддержке граждан и доступной среде для лиц с ограниченными возможностями, содействие занятости, обеспечение личной безопасности, охрана окружающей среды, развитие физкультуры и спорта, туризма, и реализация молодежной политики. Решение задач инновационного развития и модернизации экономики будут обеспечиваться реализацией госпрограмм, направленных на развитие науки и технологии, на развитие высокотехнологичных отраслей экономики, таких как атомные, авиационные, космические, судостроительные и радиоэлектронные комплексы. Транспортная система, агропромышленный и сельскохозяйственный комплекс, фармацевтическая промышленность, базовые отрасли промышленности, создание информационного общества, повышение эффективности использования минерально-сырьевой базы, лесных и водных ресурсов. В перспективе предполагается ряд государственных программ в области развития отдельных высокотехнологичных отраслей экономики будет объединены в одну большую государственную программу по развитию, но не на этом этапе. Также государственными программами будут охвачены ключевые направления деятельности правительства, такие как управление государственными финансами и государственной собственностью, развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра, внешнеполитическая деятельность и вопросы регионального развития и обеспечения национальной безопасности. То есть состав госпрограмм обеспечивает комплексное решение задач КДР и НТП, и полностью охватывает все функции государства. Более того, бюджет госпрограмм на сегодня в приблизительном варианте сбалансирован Минфином России вместе с Минэкономики, подготовлены в рамках формирования федерального бюджета на 2011-2013 годы аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам, оно внесено вместе с законопроектом о бюджете в Государственную Думу, есть приложение №6 пояснительной записки закона «О бюджете», где вы можете видеть приблизительное распределение расходов по госпрограммам и внутри каждой государственной программы. Более детальная версия этого документа, насколько я знаю, есть на сайте Минфина России, и, наверное, на первоначальном этапе разработки государственных программ нужно ориентироваться на это распределение. Представляется, что это не догма, тем не менее, нужно достаточно веско обосновать в случае, если возникнет какое-то увеличение расходов в государственных программах или, наоборот, включение иных расходов в разрабатываемые государственные программы. В соответствии с этим многочисленные распределения на 2010-2011 год порядка 95,7 % федерального бюджета было распределено по государственным программам, и на 2012-2013 годы тоже по 97 % расходов были распределены по госпрограммам. Таким образом, в случае успешной разработки госпрограмм, как показывает аналитическое распределение, до 2012 года нам, видимо, удастся решить задачу перехода к распределению федерального бюджета в разрезе государственных программ.

Сейчас остановлюсь на материалах государственных программ, которые предоставляются для прохождения экспертизы в Минэкономразвития, не утверждаются правительством, тем не менее, рассматриваются и необходимы для проведения экспертизы. Это акты правительства об утверждении государственной программы. На сегодня есть распоряжения правительства Российской Федерации, и сейчас формируется программа «Доступная среда» постановлением правительства Российской Федерации. Есть такая небольшая развилка при подготовке проекта государственной программы. Видимо, правительством будут приниматься отдельные решения в каждом частном случае. С проектом государственной программы представляется план ее реализации, требования к его формированию, корректировке, написанном порядке 588 постановления и в методических указаниях. Он содержит детальное определение ответственности и сроков реализации по мероприятиям государственной программы. Есть требования к формированию государственной программы в части показателей целевых индикаторов, оно более жесткое, чем в других инструментах планирования, которые мы до сих пор реализовывали. Это требования по показателям, которые касаются того, что они должны рассчитываться на основе данных официального статистического наблюдения. Порядком определено такое жесткое требование, тем не менее, в методических указаниях мы постарались смягчить эту сложность, и есть возможность, когда формируются государственные программы в отсутствие показателей официальной статистики, описать по формату, который есть в методических указаниях, показатели. В этом описании содержатся наименования, единицы измерения, алгоритм расчета, разрезы – такие основные базовые характеристики. Таким образом, в случае если к дополнительным материалам будет такая методика, то есть возможность не включать только показатели официальной статистики в состав индикаторов госпрограммы, которые будет утверждать правительство. При этом, естественно, необходимо будет проработать вопрос о корректировке федерального плана статистических работ с тем, чтобы эти показатели в какой-то ближайшей перспективе стали показателями, удовлетворяющими требованиям порядка, то есть рассчитанных по состояниям данных статистического наблюдения. Государственные программы, в дополнительных материалах к государственной программе предполагается возможность отражения расходов, не определенных федеральным законом о бюджете, дополнительных расходов. Есть две формочки по влиянию этих расходов на целевые индикаторы государственной программы. И таким образом, есть жесткое требование по отражению в госпрограмме только принятых решений, возможность есть и сформировать эти дополнительные материалы для того, чтобы Минфин России смог в июле при формировании бюджета учитывать эти пожелания, которые обоснованы влиянием на целевые индикаторы государственной программы при формировании закона о бюджете и корректировке расходов на государственные программы. Это реализовано аналогично с тем, как это сформировалось при подготовке проектов реализации основных направлений деятельности правительства. Таким образом, для того, кто это разрабатывал, будет не сложно показать это влияние, указать реквизиты нормативных актов решений правительства и президента с тем, чтобы эти расходы были включены в государственную программу с соответствующей корректировкой закона «О бюджете».

На этапе разработки государственной программы проводится оценка планирования эффективности. Я бы сказал, что это ближе можно назвать словами вклада государственной программы в решение состояния экономических задач и достижения целей концепции долгосрочной социально-экономического развития, и иных стратегий и принятых программных документов правительства. Под этой оценкой мы понимаем указание четкой зависимости между динамикой значений показателей государственной программы и динамикой уровня социально-экономического развития в соответствующей сфере. Последний из дополнительных материалов проекта государственной программы, это перечень юридических документов, утвержденных президентом или правительством, действующих в сфере реализации государственной программы. Это и целевые стратегии, концепции развития сферы. В общем, какие-то ведомственные долгосрочные программные документы.

На сегодня у нас идет в процессе немного ускоренном от общего формирования государственных программ разработка трех государственных программ, точнее, двух еще. Одна государственная программа «Информационное общество» была в октябре * распоряжением правительства, и две программы – «Доступная среда» и госпрограмма по энергоэффективности – в настоящее время дорабатываются. В процессе экспертизы можно выделить со стороны Министерства экономического развития такие следующие сложности при разработке. Это применение в большинстве случаев подходов, заложенных в методологии разработки федеральных целевых программ, может быть, отчасти это связано с тем, что все эти государственные программы еще год назад предполагались в формате долгосрочных целевых программ, развивающих инструмент ФЦП. Принципиальное отличие состоит в том, что в государственные программы Российской Федерации включаются не только мероприятия, отражающие расходы федерального бюджета, но и мероприятия в сфере нормативно-правового регулирования, использования всех инструментов государственной политики, тарифной политики, налоговые льготы, лицензирования. То есть вся совокупность инструментов, используемая органами государственной власти для достижения целей, должна найти отражение в проекте государственной программы. Как я говорил, в федеральную программу необходимо включать все расходы, направленные на достижение целей, то есть буквально и содержание центрального аппарата, и содержание подведомственных организаций, они должны включаться в государственную программу. Есть небольшой нерешенный вопрос по ведомствам, реализующим несколько государственных программ. Пока принято промежуточное решение о том, что их расходы не будут включаться в государственные программы, а ведомства, которые реализуют одну государственную программу, должны погрузить расходы на свое содержание, содержание подведомственных агентств и служб в соответствующие государственные программы. Сложности возникают и в обосновании расходов, включаемых в государственную программу. Если это расходы государственных капитальных вложений, то там есть соответствующие процедуры, определенные законодательством, ведомственные целевые программы, утвержденные субъектом бюджетного планирования так же не требуют дополнительного обоснования, они уже обоснованы на момент включения в государственную программу по порядку действия 239 постановления. Таким образом, требуют обоснования основные мероприятия государственных программ, которые включаются в подпрограммы государственной программы. Это обоснование абсолютно необходимо, тем не менее, оно включается не в состав этой государственной программы, а прикладывается в дополнительных материалах.

Как я уже останавливался, по методическому обеспечению показателей индикаторов необходимо формировать описание в соответствии с требованиями, либо если показатели удовлетворяют требованиям постановления, указывать ссылку на пункт федерального плана статистических работ с тем, чтобы мы понимали, что этот показатель рассчитывается по данным официального статистического наблюдения. И две сложности при формировании государственных программ на сегодня объективные, это участие большого количества субъектов этого процесса, то есть федеральных органов исполнительной власти, являющихся соисполнителями. Пока процедуры госуправления предусматривают согласование обязательное с соисполнителями как на этапе разработки проекта государственной программы, так и при будущем проведении мониторинга и формировании отчетности о ходе исполнения государственной программы. Государственная программа включает в себя и меры региональных органов власти в соответствующей сфере, поэтому там находят отражение расходы бюджетов региональных, то есть есть только в приложении к государственной программе по финансовому обеспечению, о консолидированном бюджете. И включаются так же некоторые характеристики участия в реализации государственной программе государственных компаний, коммерческих организаций, внебюджетные средства также должны найти отражение. Государственная программа – это не инструмент федеральных органов государственной власти, это решение социально-экономических задач в системе существующих в стране инструментами и субъектами в этом процессе. Вот если у нас успешно получится подготовить и начать реализовывать государственные программы к 15 апреля, как сейчас вышло постановление председателя правительства, то мы сможем решить те проблемы. О которых я говорил в начале, и достичь этих целей, которые сегодня за десятилетие бюджетных реформ пока не решены. Установлена взаимосвязь системы государственного стратегического планирования с бюджетным процессом, концентрируются ресурсы на достижении целей, заявленных в основных программных документах правительства, организуются, регламентируются межведомственные взаимодействия, подчиненные стратегическим целям. Все субъекты экономики включатся в процесс достижения общенациональных целей, и будет проводиться регулярная оценка и соответствующее повышение эффективности деятельности всех органов власти по решению социально-экономических задач. И в процессе формирования федерального бюджета будет более прозрачно и объективно происходить перераспределение расходов как между государственными программами, так и внутри каждой государственной программы. Спасибо за внимание.

Мне, к сожалению, нужно будет в ближайшее время уйти, я бы ответил сейчас на некоторые вопросы, если они есть.

Реморенко. Алексей Николаевич, Реморенко Игорь Михайлович, директор департамента образования и науки * зрителя. Мы тоже организуем работу по созданию государственных программ, и мы внимательно изучили методические указания, у нас порядка 25 вопросов. Учитывая, что столько вопросов, не могли бы вы это сделать, может быть, в операторах центров фискальной политики, создать некий колл-центр, в котором мы могли бы задавать вопросы в письменном виде и получать ответы, например, на сайте в ходе их разработки, как это делается у нас в закупочных всех наших делах. Это первое, такой вопрос-предложение. Мне кажется, что все могли бы поработать, учитывая, что дело новое, большое. И второй вопрос, он по смыслу этой работы. Может быть, многие заметили, что 9 ноября была встреча вице-премьера Кудрина и председателя правительства * по разговору по этим государственным программам. И один из замыслов тогда был показан, что на основе некого набора индикаторов мы будем оценивать достаточно крупные бюджетные вложения, крупные бюджетные расходы, как это делали в национальном проекте. Все хорошо помнят, что в национальном проекте у нас на 5-6 страницах было счетное число индикаторов, которое описывало, что будет происходить. Еще несколько страничек поясняло целевые установки этих проектов. Если следовать тем методическим указаниям, которые сейчас даны, по нашему ведомству, которое координирует еще 35 ведомств, 83 региона, образование – предмет совместного ведения, науки чуть меньше, чуть менее 30 ведомств. По нашим расчетам это уже получаются 1000 страниц, если не сотни, то десятки индикаторов. Понятно, что та задача и тот замысел, которые обсуждались на встрече 9 ноября, в точности не выполняются. Вы видите риски, что такая серьезная работа с такими важными задачами будет завалена вследствие таких подробных и громоздких методических рекомендаций? Спасибо.

Алексей Николаевич. Если посмотреть федеральный закон «О бюджете», то он размером, наверное, не в 5 страниц и несколько страниц пояснений. И национальные проекты, они не охватывают все расходы федерального бюджета, поэтому тут объективная необходимость в формировании более крупного документа, чем национальные проекты. Второй момент, в самом тексте государственной программы не будет описано все то, о чем я говорил. Это достаточно укрупненный документ, требующий решения правительства, а все эти нюансы по поводу обоснования расходов, проведения оценки планируемой эффективности, вклада в уровень социально-экономического развития и прочее, это материалы, прилагаемые к государственной программе. Точно так же, как, наверное, в национальном проекте, чтобы получить этот набор коротких индикаторов и строчки, утверждаемые для реализации проектов, проходила большая работа по их формированию и обоснованию. То есть в методических указаниях сведено к минимуму количество материалов, рассматриваемых правительством для утверждения. К сожалению, пока не придумали другого механизма, как обосновать расходы, не включая какие-то материалы по их расчетам. Еще по первой части вашего вопроса, мы сейчас работаем над созданием портала, в котором будет предусматриваться проведение форумов, будет там предусмотрена возможность ответа на текущие вопросы без бюрократических процедур. Плюс и сотрудники Минфина России, и Минэкономики, естественно, как при разработке федеральных целевых программ и проектов по реализации основных направлений, у вас есть возможность позвонить, у нас, как правило, организовано распределение сотрудников по тем или иным инструментам, и вы всегда можете найти человека, который и по телефону даст вам консультацию и разъяснит позицию в случае, если есть какие-то замечания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Двгу 1996-2009 гг указаны годы получения диплома двгу

    Диплом
    Александрович Кучина Марина Николаевна Лазарев Иннокентий Геннадьевич Лазарева Елена Юрьевна Лебедь Елена Анатольевна Маркова Екатерина Анатольевна Мациборко Максим Иванович Могильницкий Дмитрий Георгиевич Надеин Иван Иванович Попков Дмитрий Юрьевич
  2. Книга памяти (2)

    Книга
    Все дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны, когда в ожесточенных битвах советский народ, его доб­лестная армия отстояли нашу Родину от фашистского нашествия.
  3. 123056, гор. Москва, Электрический пер., д. 8, строение 1

    Документ
    Москва, Электрический пер., д. 8, строение 1) Министр здравоохранения Правительства Московской области Семенов Владимир Юрьевич 53-50- 7 53-19-94 тел/факс Первый заместитель министра здравоохранения Правительства Московской области Герцев
  4. Учебник для студентов высших учебных заведений

    Учебник
    Учебник подготовлен авторским коллективом преподавателей Института психоло-гии Государственного университета гуманитарных наук, Московской гуманитарно-со-циальной академии и сотрудников Института психологии РАН.
  5. Алтайский край (2)

    Документ
    АЛЛА ВАЛЕРЬЕВНА ШВАЛОВА НАДЕЖДА НИКИТИЧНА БЕЛКИН ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ НАБОКОВА Г И ДЕРБИН А А ПОСТОЛЕНКО ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА КОЛЕСНИКОВА ИРИНА ЛЕОНИДОВНА ШАРОВАТОВА ЭММА ВАСИЛЬЕВНА ДАНИЛЕНКО ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ШАХМАРОВ ЯХЯ АЛИМАГ ОГЛЫ ЕВСТИГНЕЕВА

Другие похожие документы..