Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Программа рассчитана на студентов первого курса отделения социологии. Исходный уровень знаний: студенты должны иметь общую гуманитарную подготовку на ...полностью>>
'Документ'
* Для включения в Повестку дня семинара Вашего выступления тезисы доклада должны быть представлены не позднее 15 марта 2011 г. в электронном виде на ...полностью>>
'Документ'
председатель исполнительного комитета фонда «ФИНАС», председатель Третейского суда СДС ОИС, исполнительный директор системы сертификации результатов ...полностью>>
'Документ'
Заслухавши та обговоривши проект Програми розвитку міжнародного співробітництва та європейської інтеграції Долинського району на 2011 – 2015 роки, ро...полностью>>

История Христианской Церкви (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

История христианской церкви Том 2

Андре Миллер

Том 2

Подарок

Продаже не подлежит

Мтф. 18:20

© Издательство «GBV»

1992

С благодарностью к нашему Богу передаем мы второй
том „Истории христианской Церкви" в руки читателей. Да
почиет благословение Господа над всей книгой и укрепит
многие сердца в познании Его верности и милости во славу
Своего имени. Как бы ни был велик мрак невежества и
неправедности, который в течение многих столетий покры-
вал Церковь, Господь оставался верным. Он оставался верен,
несмотря на то, как бы велики ни были стихии разъяренных
сил, как бы высоко ни взмывали волны, грозя возлюблен-
ной Церкви Иисуса Христа разрушением и уничтожением,
и как бы внешне она ни была близка к исчезновению. Он
держал ее в Своей деснице и постоянно являл Себя в ней в
действии через Свое слово и Своего Духа. Как велика благо-
дать, особенно в эти дни всеобщего отпадения и всевоз-
растающего разложения, что Он привлекает сердца и взоры
к Себе, к светлой лучезарной утренней Звезде, и возвращает
Своих к Себе, Изначальному, создавая для Себя народ
святой, отделенный от мира. Он уже исполнил и будет
исполнять и далее Свое обещание: „На сем камне Я создам
Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее."

Что касается нашего труда, то мы своим читателям ука­
зываем на то, что здесь, во втором томе, включающем
окончание прежнего трехтомника истории Церкви, мы не
стремились передать в точности английский текст, ни сле-
довать ему с абсолютной точностью, так как уже в начале
выявилась необходимость в некоторых местах излагать
историю более сжато, а в других местах, ради облегчения
восприятия, присовокупить некоторые соображения (см.
предисловие к первому тому), но мы рассматриваем англий-
ский оригинал Андре Миллера после реформационного вре-
мени как руководство, но не непосредственное изложение

нашего труда. Используя большинство других, в основном
уже названных трудов - сочинений и записей, - мы пере-
шли от дальнейшего распространения по теме „Реформация
в Германии" к личному, свободному изложению истории
христианской Церкви в последние три столетия. Поскольку
это необходимо для пользы дела и направлено на дополне-
ние и усовершенствование его, то мы бы посоветовали тем
нашим читателям, которые в состоянии сделать это, срав-
нить английское издание с немецким.

Мы вновь и вновь молим Господа, чтобы Он благословил
этот труд, дабы и составители его, и читатели постоянно
пребывали в Его присутствии и бодрствовали и молились,
ибо сказано: „Блаженны рабы те, которых господин, при-
шед, найдет бодрствующими."

Эльберфельд, 1909 г.

Издатель

СОДЕРЖАНИЕ

Том 2

ГЛАВА 1.

ГЛАВА 2.

ГЛАВА 3.

  • .

ГЛАВА 4.

ГЛАВА 5.

ГЛАВА 6.

ГЛАВА 7.

ГЛАВА 8.

ГЛАВА 9.

ГЛАВА 10.

ГЛАВА 11.

ГЛАВА 12.

ГЛАВА 13.

ГЛАВА 14

ГЛАВА 15.

ГЛАВА 16.

ГЛАВА 17.

ГЛАВА 18.

ГЛАВА 19.

ГЛАВА 20.

ГЛАВА 21.

ГЛАВА 22.

ГЛАВА 23.

ГЛАВА 24.

ГЛАВА 25.

ГЛАВА 26.

ГЛАВА 27.

ГЛАВА 28.

ГЛАВА 1

Со времени периода правления Иннокентия Третьего до
эпохи Реформации, Бог подготовлял почву для великого
переворота, который Он хотел произвести, отняв власть
папы над мировым господством, а также повсеместно осла-
бив его авторитет, так что весьма уменьшилось его влияние
на сердца и нравы людей.

Падение происходило по крайней мере в течение ста лет -
очень медленно, потому что сатана всеми силами стремился
удержать „тайну беззакония" в действии. Но Бог сильнее
сатаны! Ему было угодно воздвигнуть смелых и красноречи-
вых огненных ораторов, чтобы через них беспощадно
срывать маску с пап и раскрывать бесчисленный вред, нано-
симый папством,значительно уменьшив его престиж и авто-
ритет. Иннокентий Третий находился в зените папского
могущества и славы. Им были осуществлены планы Гиль-
дебранда. Иннокентий господствовал безгранично над
королями и князьями, он посягал властвовать над благопо-
лучием или бедствиями миллионов, и все послушно склоня-
лись под его первосвященнический скипетр. Однако по его
смерти наступили перемены. Хотя это вначале было едва ли
заметно, но все же с этого момента папство шло навстречу
своему падению.

Вслед за Иннокентием в 1216 году на папский трон взо-
шел Гонориус Третий. Новый папа все свое внимание напра-
вил на то, чтобы вести дальше так называемую „священную
войну". Крестовые походы стали для расцвета и удержания
папского могущества настолько необходимы, что они во-
шли отдельным пунктом в исповедание веры, так что ни
один кардинал, имеющий перспективу вступить на римский
трон, не мог быть не преданным этому делу и телом и
душой. Первым мероприятием Гонориуса после его посвя-
щения в сан папы было то, что он издал циркулярное пись-
мо ко всем христианским народам, в котором он требовал,

чтобы все сами лично или же через денежное содействие
принимали участие в новой священной войне. Фридрих Вто-
рой по случаю своего коронования в юношеской ревности
дал торжественный обет, не теряя времени предпринять
поход в святую страну. Когда альбигойцы были низложены,
и ересь, казалось бы, была подавлена, можно было переве-
сти внимание на Ближний Восток и на святой гроб, осво-
божденный от нечестивого гнета магометан. Гонориус без
промедления послал письмо к Фридриху, в котором напом-
нил ему о ранее данном обещании и потребовал немедленно
пойти в святую землю. Если кто-либо в те времена дал обет
принять на себя крест, то не принималось уже никакого
основания для извинения. Если он сам персонально не был
в состоянии предпринять этот поход, то обязан был позабо-
титься о замене. Но Фридрих в тот момент был не в состоя-
нии выполнить требование папы. Его соперник Отто был
еще жив, и вся страна находилась в весьма неустроенном
состоянии. Папа, который в основном возлагал все свои
надежды на Фридриха, посылал просьбы и угрозы, но все
напрасно: Фридрих оставался непоколебим.

По упорному отказу Фридриха папские посланники по-
шли вперед по всей Франции, Германии, Испании, Италии,
Венгрии, короче говоря, по всему западу, проповедуя кресто-
вый поход. Короли, князья и знать были атакованы просьба-
ми немедленно снарядить корабли, собрать войска и оружие
и все необходимое военное снаряжение. Однако Гонориус к
своему великому огорчению должен был признать, что
воодушевление прежних веков исчезло. Слова его посланцев
уже не производили более такого магического влияния на
массы народов, как это было прежде, во времена его пред-
шественника Урбана. Ни легатам, ни снующим повсюду
монахам не удавалось возбудить в сердцах воодушевление на
священную войну. Лишь один король Венгрии Андрей по-
следовал требованию. К нему постепенно примкнуло неко-
торое число князей и прелатов со своими военными кучка-
ми, так что в результате этого все же собралось солидное
войско. Поход сначала направился в Египет, где находился
укрепленный город Дамиете, основной оплот магометан»
После шестнадцати месяцев осады они наконец впали в руки
крестоносцев. Бесчисленные толпы людей лишились жизни
во время осады. В несчастном городе свирепствовали голод,
чума и меч настолько чудовищно, что из восьмидесяти тысяч
жителей в живых смогли остаться только три тысячи.
Воздух в буквальном смысле невыносимо смердел от бес-
численных трупов, не преданных земле. Однако несмотря на
потрясающе ужасное зрелище, которое встретило входящих
в город крестоносцев, они в своей ожесточенности дали
волю своей необузданной страсти грабежа.

Известие о падении Дамиеты вызвало в Риме радостное
возбуждение. После этой победы Гонориус надеялся на
счастливый исход войны. Однако вскоре он вынужден был
вкусить горькое разочарование. Уже на следующий год
войско крестоносцев испытало на себе силу бесчисленного
воинства Малека ел Камела, энергичного и способнейшего
султана над Египтом и Сирией, так искусно окружившего
их, что капитуляция и спасение были возможны только
через очищение Дамиеты.

Теперь гнев папы обрушился на короля, ему было пред-
писано обвинение в том, что своим твердолобым упрямст-
вом он стал причиной провала похода и страданий многих
христиан. В самом городе и вокруг него нашли свою смерть
35 000 христиан и более 70 000 магометан. Неудача же толь-
ко подтолкнула Гонориуса приложить новые усилия. Глав-
ным занятием его во время одиннадцати лет правления
была постоянная организация крестовых походов против
альбигойцев во Франции и сарацинов в Палестине. Он умер
в 1227 году. Все его усилия заставить Фридриха исполнить
свой обет остались тщетными.

Грегор Девятый, близкий родственник Иннокентия
Третьего, ко времени вступления на папский престол был
уже старец, однако имел на редкость удивительную энер-
гию и бодрость духа, словно для того выступил на арену
папства, чтобы провести в жизнь политику Иннокентия
Третьего, ослабленную деятельностью Гонориуса. Его коро-

нование было проведено с великой торжественностью и
пышностью. Когда он возвращался из церкви Петра, его
окружили кардиналы, все облаченные в пурпур, и бесчис-
ленное множество духовенства низшего сана. На Грегоре
были две короны и он восседал на богато убранном коне.
Улицы были умащены золотом и серебром; богатейшие
красочные ковры, прекраснейшие произведения искусства
Египта и Индии, были разостланы и надушены различными
благовониями. Он находился на восемьдесят первом году
жизни, когда был облачен в одеяния высшего церковного
сана. Однако несмотря на такой преклонный возраст он был
весьма честолюбив и владел силой и энергией юноши. В
преследовании и исполнении однажды поставленной цели
он был непреклонен и неутомим. Его темперамент был пыл-
кий и сильный.

Фридрих же, как помнит читатель, был подопечным Ин-
нокентия Третьего. Различные приключения и удары судьбы,
выпавшие на долю молодого правителя в борьбе за унасле-
дование трона Сицилии и получение королевской короны,
стоят в истории почти ни с чем несравнимыми. Во время пра-
вления Гонориуса он мужал и ко дню его смерти достиг три-
дцати трех лет. К этому времени он находился в полном
расцвете сил и был неоспоримым владыкой над всеми свои-
ми землями в северной Италии. Он был королем Апулии,
Сицилии и Иерусалима. Составители истории превосходят
себя в описании особенностей его характера, его ошибок и
добродетелей. Один описывает его как отличнейшего прави-
теля и законодателя и называет его покровителем науки и
искусства, чья прозорливая мудрость проявлялась в его не-
прерывном занятии делами правосудия, содействии торговли
и всякого рода искусством, миролюбии, терпимости к ина-
комыслящим. Он бегло говорил на языках всех народов,
которые находились в его подчинении: на греческом, латин-
ском, итальянском, немецком, французском и арабском.

Папство и государство - оба теперь имели достойных и
решительных представителей и мужественных борцов со
своими правопритязаниями. Фридрих не хотел терпеть над
собою ничье превосходство, Грегор не мог сносить никакого
равенства с собой. Таким образом, Фридрих был решитель-

но настроен сохранять свои королевские права, Грегор же
стремился удержать превосходство папской власти над
королевской. Началась борьба не на жизнь, а на смерть; это
был последний раунд между государством и папством.

Грегор начал свою деятельность на папском троне с про-
поведи нового крестового похода. Непосредственно после
своего коронования он обратился ко многим дворцам Евро-
пы с требованием продолжить священную войну. Но он
говорил уже к глухим. Франция, Англия, Германия и Лом-
бардия проявили свое нежелание возобновлять крестовый
поход и решительно отослали папских легатов назад. Пе-
чальный исход последнего похода был еще свеж в памяти.
Таким образом, Грегору ничего большего не оставалось, как
со всей серьезностью обрушиться на Фридриха. Фридрих,
наконец, решил покориться требованиям папы, хотя он с
неохотой покидал из-за политических соображений госу-
дарство. Он собрал значительную военную силу и в конце
лета 1227 года отплыл на кораблях в г. Бриндизи. Но тут
разразилась сильная эпидемия, унесшая жизнь многих вои-
нов. Среди них находился и его друг, ланграф Людвиг из
Тюрингена и двое епископов. Сам Фридрих по истечении
трех дней пребывания в море тоже заболел и возвратился
назад в страну, чтобы укрепиться и восстановить здоровье
морским купанием. Это разгневало и без того ропщущих
крестоносцев, которые последовали примеру своего короля
и повернули свои корабли назад в Италию, где они расчле-
нились на небольшие группы и разошлись по домам. Все
предприятие вынуждено было быть отложенным на неко-
торое время.

Папа впал в ярость. Он рассматривал болезнь Фридриха
как голое притворство и, не дожидаясь дальнейших разъяс-
нений, предал Фридриха анафеме. Это совершилось после
шести месяцев по вступления его на престол; с того времени
Фридрих не имел уже от него никакого покоя. Тщетно
посылал он своих уполномоченных послов в Рим в стремле-
нии защитить свое дело и убедить папу в действительности
своей болезни. „Ты лицемерным образом прикрылся бо-
лезнью, чтобы беспрепятственно возвратиться в свои покои
и вкушать радости бездеятельной сладострастной жизни".
Анафема была объявлена вновь, и епископы получили зада-
ние обнародовать это повсеместно.

Однако вместо того, чтобы смирить себя под руку Грего-
ра и явиться к нему со своей свитой с повинной головой, как
это сделал однажды Генрих Четвертый, Фридрих смело
обрушился на всю папскую систему. „Твои предшественни-
ки, - писал он Грегору, - не переставали присваивать себе
права королей и князей, они разграбили их земли и вла-
дения и разделили это между своими фаворитами. Они бра-
ли на себя смелость освобождать подчиненных от клятвы
верности своим государям, вносили в область правосудия
замешательство и неразбериху, не взирая на законы страны,
то оправдывая, то обвиняя по своему произволу. При таких
нападениях они прибегали к религиозным предлогам, одна-
ко истинной причиной было желание подвести и королей, и
подчиненных в равной степени под иго насильственного
господства, невыносимо жестокого, и выкачивать деньги,
насколько это было возможно. Их совершенно не волно-
вало то, не будет ли до основания выкачено таким образом
все человеческое здание." Много подобного этому Фридрих
не боялся высказать прямо и открыто папе. Из этого явно
вытекает, насколько папская система уже была ослаблена.
При этом, во многих отношениях, Фридрих был добрым
католиком, королем, издавшим строгие законы против ере-
тиков, а так же приводившим их в исполнение. Тем не
менее он хотел, чтобы папа занимал подобающее ему место
в церковном управлении, но не вмешивался в его королев-
ские права. Он был готов признать его своим духовным гла-
вой, однако не уступая ему места в мирском господстве.

Несмотря ни на что, Фридрих решил исполнить свой обет
и оказать папе справедливость. В конце июня 1228 года он
вторично отправился морем к Бриндизи. От смертельной
ненависти, которую питали прежде крестоносцы к магоме-
танам, уже много исчезло, и Фридрих, найдя султана Каме-
ла склонным к мирному решению войны, вошел с ним в
переговоры. Это привело к почетному договору, заключен-
ному 18 февраля 1229 года. Иерусалим, за исключением

мечети, достался в руки христиан. Мечеть осталась в руках
мусульман, однако христианам был разрешен туда доступ.
Назарет, Вифлеем, Сидон и различные другие места были
отторгнуты от египетского султана. По этому договору крес-
тоносцы получили гораздо больше без применения меча за
один раз, приобретение чего стоило бы многих и многих
кровопролитных войн.

Однако эта бескровная победа, одержанная находящим-
ся под анафемой королем, вызвала в престарелом папе сви-
репую ярость, граничащую с безумием. С выражением глу-
бочайшего осуждения обвинил он сам себя за неслыханную
доселе самонадеянность, что позволил стоящему под цер-
ковным проклятием королю ступить своими нечестивыми
ногами на священную почву, на землю, где Господь постра-
дал на кресте и воскрес из мертвых. Плачевно описывал он
осквернение святого города и мест появлением там нечести-
вого короля. Бог употребил Фридриха, чтобы перед всем
миром выставить напоказ лицемерие Грегора. Его собствен-
ное достоинство было для него намного важнее священных
мест рождения, жития, смерти и воскресения Христа. Без
всякого обдумывания он прибегал к любому средству, какое
только ни изобретал его предприимчивый дух, или же пред-
ложенному ему лукавыми советниками, чтобы расстроить
все предприятия Фридриха и приблизить конец. Некоторые
монахи-францисканцы, а также и другие - были посланы в
Иерусалим к патриархам рыцарствующего ордена, чтобы
склонить их полагать королю всевозможные препятствия
на его пути. Для Грегора самым милым исходом было, если
бы Фридрих, заклятый противник папы, нашел свою смерть
в Палестине или в темнице.

Воодушевленные папскими посланниками, некоторые
Церковные рыцари поклялись при первой же возможности
утопить Фридриха в Иордане, но заговор был раскрыт свое-
временно и удар был предупрежден. Однако мстительный
старец, сидящий на престоле Петра, не перестал на этом
строить козни. Он собрал внушительное войско, которое
под предводительством Иоанна из Бриенны сделало напа-
дение на апульские провинции короля. При получении этой
вести Фридрих тотчас поспешил с востока туда. При при-

ближении страшного короля папское воинство обратилось
в поспешное беспорядочное бегство, и в одно мгновение вся
страна вновь очутилась под властью Фридриха.

Так Фридрих, самый знаменитый потомок из благород-
ного княжеского рода Гогенштауфенов, был проклят за то,
что он не захотел взять на себя крест и идти в Палестину,
проклят за то, что возвратился по заключении выгодного
мира с магометанами, но был объявлен низложенным со
своего трона; а его подчиненные - освобождены от клятвы
верности ему. Однако мы не будем и далее задерживаться
на описании развития вражды между королем и папой, а
также вероломной политики Рима. Грегор умер на девяно-
сто девятом году жизни 21 августа 1241 года вследствие
припадка от вражды и непримиримости. За ним последовал
Иннокентий Четвертый, который верно следовал по стопам
своего предшественника. Дело Фридриха ничего не приоб-
рело от смены правителей на папском престоле. Он жил
еще до 1250 года и умер на пятьдесят шестом году жизни
после двадцати семи лет правления на руках своего сына
Манфреда, получив незадолго до этого от архиепископа из
Палермо отпущение грехов.

Можно было бы предположить, что со смертью Фрид-
риха папа предаст забвению свою вражду хотя бы на малое
время. Но нет: ненависть, которую пронес Фридрих до гро-
ба, сейчас по наследству была переложена на его сына,
пока она, наконец, не нашла полного своего удовлетворения
казнью последнего представителя рода Гогенштауфенов,
Конрадина, благородного, геройски отважного юноши.
Борьба между папской и королевской сторонами по смерти
Фридриха продолжалась приблизительно двадцать лет с
короткими перерывами. Не один папа сменился на престоле
Петра за это время. Папа Клеменс Четвертый попросил, на-
конец, о помощи бессердечного, жестокого графа Карла из
Анжу, брата Людвига Девятого, обещая ему за это корону
Сицилии. „Этот принял, - как повествует Гренвуд, - папское
задание с жадностью авантюриста, ревностного кресто-
носца. Он представлял собой законченный образ тирана,
отменнейшую фигуру убийцы, какого только мы встречаем
в истории. По его приказу совершались чудовищные жесто-

кости, разбои, сладострастные изнасилования, ярость разру-
шения и истребления". Во главе весьма огромного вой-
ска, выступившего под предлогом освобождения святой
земли, он вступил в Италию. Многие отважнейшие рыцари
и знатные люди из Франции примкнули к этим „крестонос-
цам". Но как только они вступили на территорию Италии,
папа объявил им освобождение от их обета встать на сторо-
ну их братьев в Палестине в борьбе против неверных, обе-
щав им прощение грехов и вечное спасение, если они обра-
тят свое оружие против швабского княжеского рода и его
сторонников. Едва ли можно привести более ясные доказа-
тельства о свойстве папской ревности об освобождении свя-
того гроба.

Как только Карл из Анжу был коронован королем Сици-
лии, его войска получили разрешение грабить, разорять и
убивать в указанных папой владениях. Под его руководст-
вом они напали на прекраснейшие земли короля с диким
восторгом. Сыновья Фридриха также поспешили поднять
на ноги войско, но магическое действие, которое когда-то
производило одно простое упоминание имени Фридриха,
исчезло. Борьба некоторое время была вничью, но успеш-
ное продолжение ее этим и наспех собранными полками
молодого вождя, несмотря на всю отвагу и отличную дисци-
плину закаленного в боях рыцарства Франции, было невоз-
можно. Манфред пал в бою, Конрад внезапно был вырван
болезнью, младший Конрадин со своим молодым братом,
принцем Фридрихом из Бадена, были взяты в плен и по
приказу Карла из Анжу обезглавлены в Неаполе 29 октября
1268 года.

Весть о таком чудовищном деле наполнила все христиан-
ство ужасом. Ни за что иное, как за законную и честную
борьбу, за принадлежащий ему по наследству трон послед-
ний потомок благороднейшего и знатнейшего рода Германии
со своим другом приняли смерть на публичном эшафоте, как
разбойники. Без всякого страха христианство обвиняло папу
в участии в этом неслыханном злодействе, он вложил меч в
руки Карла из Анжу и навсегда память о нем останется запач-
канной невинной кровью Конрадина и Фридриха. Спустя
месяц он последовал за своей жертвой в могилу. Мы не име-

ем права осуждать через могилу, но мы знаем, что „челове-
кам однажды положено умереть", а затем последует правед-
ный суд со стороны Судии всей земли.

По предвидению Божьему это омерзительное дело, кото-
рое не было скрыто от монахов и королей, да и всего народа
Европы, послужило большим стимулом для ослабления
папской власти. Мирские властители все более и более воз-
вышали свой голос против притязаний и замашек Рима. С
того времени заметно выразился закат Рима, упадок цер-
ковного могущества. Уже в 1269 году, спустя год после
смерти Конрадина и Фридриха, возникла „Прагматическая
санкция", которая для французкой церкви имела такое же
далеко идущее значение, как и „Великая хартия вольно-
стей" для Англии*. Это собрание и постановление было
издано праведным королем Франции Людовиком IX, обыч-
но называемым Людовиком Праведным. Оно принесло
авторитету папства во Франции большой и непоправимый
ущерб тем, что выступило против какого бы то ни было
вмешательства римского двора в выборе духовенства, от-
вергло право Рима облагать налогами и податями церкви
без согласия французского короля. Этим самым был так же
положен конец притязаниям духовенства вершить дела
судопроизводства в мирских делах. „Прагматическая санк-
ция" была своего рода объявлением независимости фран-
цузской церкви от римской иерархии. И хотя это, таким
образом, выступало непосредственно против стремления
папства, в Риме оно все же не вызвало сильного противо-
борства, так как исходило от самого праведного короля того
времени, который вскоре после смерти был объявлен свя-
тым. Если бы автором этого свода законов оказался бы
Фридрих Второй или кто - либо другой, то, вне сомнения,
результат был бы совершенно иным. При этом более чем
вероятно, что ни Людовик, ни тогдашний папа не могли
даже предвидеть, какой тяжести последствия вызовет этот
_________________________



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История Христианской Церкви (2)

    Документ
    Ко времени пришествия Христа Спасителя в мир, почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство — Римское. Рим назывался столицей всей вселенной.
  2. История Христианской Церкви учебное пособие

    Учебное пособие
    Настоящее учебное пособие является переработкой и дополнением конспектов по Общей церковной истории для 3 класса семинарии, написанных в 50-80 годы прошлого столетия.
  3. История Христианской Церкви. Это довольно элементарная переработка дореволюционных учебник

    Учебник
    Человеческий элемент, человеческая сторона в Церкви имеет свое положительное значение и свою предназначенность. Однако человек – существо свободное. Человек не только служит Богу всей душой, иногда он восстает против Бога, подобно нашим прародителям.
  4. М. В. Бахтин история христианской церкви

    Документ
    Настоящее издание посвящено первым двум периодам истории Христианской Церкви, от самого момента возникновения до отпадения Западной Церкви от Восточной.
  5. Протоиерей Серафим Соколов. История Христианской Церкви (начиная с 4-го века) Глава I

    Документ
    Где та сила, откуда черпали истину принявшие христианство в зрелом возрасте маститые писатели раннего средневековья? Эта сила заключается в их убежденности в истинности христианства как мировой религии.

Другие похожие документы..