Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
На протяжении всего 19 столетия самым больным для русской общественной мысли был вопрос о судьбах России, о ее отсталости и величии, о путях ее дальн...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Не дотримання керівниками підприємств законних вимог щодо забезпечення гідних умов праці спричиняє неналежне функціонування системи управління охорон...полностью>>
'Закон'
В соответствии со ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 4 ноября 1950 года, каждый в случае спора о его гражданских п...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Т. В. Никольская, О. Ю. Масалова (раздел гимнастика); Т. Н. Хатанцева, Е. П. Панова, Ю. В. Булков (раздел легкая атлетика); А. Б. Куделин, С. М. Тара...полностью>>

И. Д. Алекперов учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

И.Д. Алекперов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины

"ИНФОРМАТИКА"

Ростов-на-Дону

2010

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине "Информатика" разработан на основе требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования специальностей 061100, 060400, 060800. Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой информационных технологий и утвержден Методическим советом факультета "Экономики и менеджмента" Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс включает учебную программу дисциплины, рабочую программу изучения дисциплины и учебно-тематический план для очной и заочной формы обучения, рекомендации к проведению практических занятий, структуру и содержание рейтинговой системы контроля знаний, необходимое информационно-методическое обеспечение курса.

Предназначен для студентов первого курса очной и заочной форм обучения.

Печатается по постановлению Ученого совета ИУБиП. Протокол № г.

Составитель: к.т.н., доцент И.Д. Алекперов

© Институт управления, бизнеса и права, 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1.Учебная программа дисциплины

7

1.1. Содержание программы

7

1.2. Рекомендуемая литература

13

2. Учебно-тематический план дисциплины

15

3. Рабочая программа дисциплины

16

3.1. Аудиторная работа

16

3.2. Самостоятельная работа студентов

25

3.3. Индивидуальная работа со студентами

28

4. Примеры типовых заданий и методических указаний к практическим занятиям

31

5. Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов очной формы обучения

41

5.1. Общее построение рейтинговой системы и шкала оценки знаний

41

5.2. Структура тестовых испытаний студентов и балльные оценки

42

5.3. Контрольные вопросы и задания по дисциплине в соответствии со структурой рейтинговой системы

43

6. Укрупненные контрольные вопросы по дисциплине

67

ВВЕДЕНИЕ

Широкая компьютеризация современного общества, охватывающая практически все сферы человеческой деятельности и развивающаяся невиданными темпами, определяет необходимость всеобщей компьютерной грамотности. Тем более без знания основ информатики и вычислительной техники сегодня немыслим специалист с высшим образованием. Даже гуманитарные науки, которые традиционно стояли обособленно от достижений научно-технического прогресса, подвержены стремительному проникновению в них новых информационных технологий и методов, открывающих большие возможности, связанные с применением компьютеров. Для овладения знаниями основных современных методов обработки и хранения информации и приобретения навыков использования средств вычислительной техники в своей профессиональной деятельности служит курс информатики, который наряду с другими становится одной из базовых дисциплин в системе высшего образования для специалистов любого профиля.

Целью данного курса является ознакомление студентов с современными методами получения, обработки и хранения информации, с применением компьютеров в различных областях жизни человека и, прежде всего, в их будущей профессиональной деятельности, получение студентами навыков работы с аппаратными и программными средствами персональных компьютеров и подготовка их в качестве квалифицированных пользователей.

В соответствии с поставленной целью в результате изучения курса студенты должны:

1) знать современное состояние и перспективы развития средств и методов обработки информации, знать принципы классификации компьютеров и программного обеспечения;

2) знать основы алгоритмизации задач;

3) знать основные принципы работы компьютеров, назначение и функции основных устройств;

4) знать назначение и состав широко используемых операционных систем, уметь выполнять основные операции по управлению компьютером с помощью наиболее распространенных программ-оболочек операционной системы, уметь работать с графической операционной оболочкой Windows;

5) уметь выполнять основные операции с текстом в текстовом редакторе;

6) иметь представление о методах создания и обработки графических изображений;

7) иметь представление об информационных технологиях работы в среде наиболее распространенных прикладных программ (табличных процессорах, системах управления базами данных и т.д.);

8) иметь представление о работе в локальных и глобальных компьютерных сетях;

9) приобрести навыки общих подходов к самостоятельному изучению и освоению новых, раннее незнакомых программных продуктов.

В результате изучения курса информатики студенты должны уметь:

1) запускать программу-оболочку Norton Commander и завершать работу с ней (как при ее размещении на локальном диске компьютера, так и при работе в сети на бездисковых рабочих станциях);

2) пользоваться справочной системой Norton Commander, получать в необходимых случаях помощь по ситуации (онлайновую помощь);

3) управлять панелями Norton Commander;

4) запускать программы и выполнять команды MS DOS;

5) переходить с одного диска на другой;

6) работать с файлами и каталогами: выбирать группу файлов, просматривать и редактировать файлы, копировать, перемещать, переименовывать, удалять файлы и каталоги, создавать новые каталоги и текстовые файлы, осуществлять быстрый поиск файла на диске;

7) работать с управляющим меню и изменять основные параметры конфигурации Norton Commander;

8) управлять мышью;

9) запускать операционную оболочку Windows и завершать работу с ней (как при ее размещении на локальном диске компьютера, так и при работе в сети на бездисковых рабочих станциях);

10) в затруднительных случаях использовать мощную справочную систему Windows или ее приложений;

11) активизировать окно Windows, работать с меню и другими атрибутами окна;

12) работать с диалоговыми окнами;

13) управлять приложениями (запуск, переключение между приложениями, завершение работы с приложением);

14) создавать и переименовывать групповое окно, удалять значок и окно;

15) копировать и перемещать значок (пиктограмму) приложения из одной группы в другую;

16) устанавливать и изменять параметры приложений;

17) работать с подчиненными окнами Диспетчера Файлов, выполнять различные операции с файлами и каталогами;

18) изменять параметры настройки Windows с помощью Панели Управления;

19) работать со вспомогательными программами Windows: графическим редактором Paintbrush, редактором документов Write, часами Clock, Калькулятором, Блокнотом NotePad и т.д.;

20) создавать и редактировать любые тексты с помощью текстового процессора MS Word 2007, используя режимы: копирования, перемещения и удаления фрагментов текста, поиска и замены, автокоррекции и автотекста, проверки орфографии;

21) применять основные приемы форматирования документов: шрифтового выделения, абзацного форматирования, обрамления и заполнения текста;

22) использовать различные способы (списки) выделения перечислений в тексте;

23) оформлять страницы документа для печати;

24) использовать технологию создания таблиц и формул вычислений в них;

25) вставлять в текст различные рисунки и графики;

26) вставлять в текст математические формулы;

27) использовать различные текстовые эффекты для оформления документов;

28) разрабатывать формы документов как шаблоны;

29) работать с книгами и листами в целом в табличном процессоре Excel 5.0 (7.0);

30) создавать электронные таблицы и вводить в них исходные данные;

31) использовать для вычислений в электронной таблице формулы и функции;

32) представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование как в целом, так и поэлементно;

33) сортировать данные в таблице;

34) проводить автоподбор параметров при численном моделировании;

35) создавать структуру однотабличной базы данных в СУБД Access;

36) разрабатывать схему данных и создавать структуру реляционной базы данных;

37) вводить и редактировать данные;

38) разрабатывать пользовательские формы ввода данных в однотабличную и реляционную базы данных;

39) создавать отчеты для вывода данных;

40) формировать запросы для поиска и отбора данных;

41) ориентироваться в рабочей среде Windows XP;

42) осуществлять запуск приложений Windows XP различными способами;

43) свободно владеть основными приемами работы с файлами, папками и ярлыками;

44) получать информацию о свойствах объектов интерфейса пользователя с помощью контекстного меню;

45) работать в режиме эмуляции операционной системы MS DOS;

46) самостоятельно изучать приемы работы в операционной системе Windows XP;

47) ориентироваться в программах для работы в глобальной сети Internet.

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАМММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

ТЕМА 1. Введение. Информационные процессы в природе и обществе. Понятие информации. Становление и развитие информатики как науки. Основные задачи, содержание и структура курса

Развитие представлений об информационных процессах в природе и обществе. Понятие информации. Становление и развитие информатики как науки.

Основные направления информатизации общества. Использование ЭВМ в различных видах деятельности человека. ЭВМ как средство повышения эффективности работы специалистов в своих областях знаний. Перспективы развития и использования средств вычислительной техники в правовой и финансово-экономической сферах. Роль новых информационных технологий.

Основные задачи, содержание и структура курса.

РАЗДЕЛ II. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИКИ

ТЕМА 2. Устройство персонального компьютера типа IBM PC

Краткие исторические сведения о появлении персональных компьютеров. Состав и варианты исполнения персонального компьютера.

Логическое устройство компьютера. Принцип открытой архитектуры. Основные и дополнительные устройства, входящие в состав персонального компьютера.

Микропроцессор и математический сопроцессор. Оперативная память. Кэш-память. Накопители информации на дискетах. Типы дискет и работа с ними. Накопители информации на жестком диске.

Мониторы. Принтеры. Клавиатура. Ручной манипулятор "мышь".

Устройства для чтения компакт-дисков. Средства мультимедиа. Устройства резервного копирования. Другие дополнительные устройства.

Включение и выключение компьютера. Основные правила техники безопасности при работе на персональных компьютерах.

РАЗДЕЛ III. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИКИ

ТЕМА 3. Программное обеспечение для компьютеров.
Операционная система MS DOS.
Программа-оболочка Norton Commander и Windows XP

Разновидности программ для компьютеров. Системные программы. Вспомогательные программы (утилиты). Прикладные программы. Системы программирования.

Тенденции развития программного обеспечения. Коммерческие разновидности программ. Нумерация версий программ.

Резидентные программы. Защищённые от копирования программы.

Понятие и назначение операционной системы. Типы операционных систем для персональных компьютеров.

Основные составные части операционной системы MS DOS. Начальная загрузка операционной системы MS DOS. Версии операционной системы MS DOS.

Файловая структура MS DOS. Понятие файла. Имена файлов.

Имена накопителей на дисках. Текущий дисковод. Полное имя файла. Указание группы файлов. Логические и электронные диски.

Диалог пользователя с операционной системой MS DOS. Приглашение к диалогу MS DOS. Ввод, запуск и выполнение команд. Основные действия пользователя в процессе диалога с ЭВМ.

Работа с файлами, каталогами и устройствами. Примеры основных команд операционной системы MS DOS.

Команды общесистемного назначения. Вывод информации о дате и времени и их установка в компьютере. Изменение вида приглашения MS DOS. Получение информации о компьютере.

Общие сведения о программе-оболочке операционной системы Norton Commander и ее возможностях. Запуск программы и выход из нее. Получение помощи.

Вид экранных панелей в Norton Commander. Элементы экранных панелей и функциональные клавиши. Управление экранными панелями.

Действия при нажатии на клавишу Enter в Norton Commander. Использование функциональных клавиш. Запуск программ и команд MS DOS. Использование мыши.

Работа с файлами, каталогами, дисками, архивами. Операции над группой файлов и каталогов. Поиск файла на диске.

Создание, просмотр и редактирование текстовых файлов в программе-оболочке Norton Commander.

Меню и конфигурирование.

Средства защиты, восстановления и архивации данных.

Общая характеристика операционной оболочки Windows. Версии Windows. Запуск и завершение работы Windows.

Основные приемы работы с ручным манипулятором "мышь".

Экран Windows. Окна и пиктограммы. Виды окон Windows. Работа с окнами Windows.

Работа с меню, запросами и справочной системой Windows.

Использование Диспетчера Программ и Диспетчера Файлов Windows.

Вспомогательные программы, входящие в программную группу "Реквизиты".

Работа Windows XP в сетевой среде.

ТЕМА 4. Текстовый процессор Word.

Общие понятия о редактировании текстов. Редакторы текстов программ. Редакторы документов. Издательские системы. Редакторы научных документов.

Основные возможности текстового процессора Word. Запуск и выход из программы.

Окно текстового процессора Word. Обзор меню. Справочная система текстового процессора Word.

Ввод текста. Добавление, удаление, перемещение и копирование фрагментов текста. Загрузка и сохранение документов. Проверка орфографии.

Основные приемы форматирования текста и печать документов.

Создание таблиц. Работа с таблицами.

Вставка в документ математических формул, диаграмм, графических изображений, использование текстовых эффектов.

Дополнительные возможности текстового процессора Word.

ТЕМА 5. Табличный процессор Excel

Назначение и общая характеристика табличных процессоров.

Начальные сведения о табличном процессоре Excel, его возможности. Основные понятия, используемые в табличном процессоре Excel.

Окно табличного процессора Excel. Обзор меню. Справочная система Excel.

Перемещение между ячейками, листами, книгами. Ввод и редактирование данных. Копирование, перемещение, вставка и удаление ячеек, строк и столбцов.

Форматирование электронной таблицы. Создание, открытие, сохранение и печать файла.

Выполнение расчетов по формулам. Ввод, отображение, копирование формул, использование основных математических, статистических, логических и финансово-экономических операторов.

Построение диаграмм. Панель инструментов для построения диаграмм. Мастер диаграмм. Редактирование и форматирование элементов диаграмм.

Дополнительные возможности табличного процессора Excel.

ТЕМА 6. Система управления базами данных Access

Понятие базы данных. Виды моделей данных. Иерархическая, сетевая и реляционная базы данных. Реляционный подход к построению информационно-логической модели базы данных. Системы управления базами данных и технология работы с ними.

Общие сведения о системе управления базами данных (СУБД) Access. Терминология, используемая в СУБД Access.

Создание файлов, таблиц и полей базы данных. Типы и форматы данных. Типы полей. Режим таблицы. Режим "Конструктор". Мастер таблиц. Типы межтабличных связей.

Приемы работы с данными. Копирование строк и полей таблицы, блоков ячеек, всей таблицы, ее структуры.

Главное меню СУБД Access.

Обработка данных с помощью сортировки, фильтров и запросов. Создание простых запросов. Сложные запросы. Конструктор запросов. Перекрестные запросы. Выборка повторяющихся записей. Редактирование данных при помощи запросов. Создание вычисляемых полей. Использование фильтров для поиска и сортировки записей.

Задание необходимых форм отображения данных на экране монитора и в документах.

Создание отчетов. Автоотчеты. Конструктор отчетов. Сортировка и группировка данных в отчете. Мастер отчетов. Построение диаграмм в отчетах.

Дополнительные возможности СУБД Access.

ТЕМА 3 (дополнение). Операционная система Windows XP)

Отличия операционной системы Windows XP от операционной оболочки Windows XP. Новые возможности и особенности. Windows XP, как платформа, образующая единую среду функционирования пакета прикладных программ Microsoft Office 2007.

Запуск и завершение работы Windows XP. Пользовательский интерфейс Windows XP. Рабочий стол. Панель задач. Справочная система Windows XP и Microsoft Office 2007.

Работа с файлами и папками. Длинное имя файла или папки. Полный путь. Атрибуты. Структура папок на диске.

Папка "Мой компьютер". Портфель и корзина. Ярлык, контекстное и главное меню.

Создание, открытие, редактирование, сохранение и печать документов в Windows XP.

Работа с программами в Windows XP. Проводник Windows Explorer.

Режим эмуляции операционной системы MS DOS и запуск программ MS DOS. Автоматический запуск программ при загрузке Windows XP.

Стандартные программы, входящие в состав Windows XP. Текстовый редактор Wordpad. Графический редактор Paint. Блокнот Notepad. Калькулятор.

Мультимедийные возможности операционной системы Windows XP. Пакет Microsoft Plus! Служебные программы.

Сетевые и коммуникационные возможности Windows XP. Локальная сеть Windows XP. Универсальная система общения Microsoft Exchange.

РАЗДЕЛ IV. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ (ДОПОЛНЕНИЕ)

ТЕМА 7. Алгоритмические основы информатики

Понятие алгоритма. Основные свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Структуры алгоритмов. Структуры данных.

Алгоритмические языки. Компиляция и интерпретация. Классификация языков программирования. Понятие о программировании.

Математические модели систем и процессов в различных сферах профессиональной деятельности. Основные этапы решения задач на ЭВМ.

РАЗДЕЛ V. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИКИ (ДОПОЛНЕНИЕ)

ТЕМА 8. Основные принципы организации и работы ЭВМ

ЭВМ как исполнитель алгоритма. История создания и развития ЭВМ. Структура ЭВМ. Принципы фон Неймана.

Представление информации в ЭВМ. Различные системы счисления. Двоичная система счисления как наиболее удобная форма представления чисел с точки зрения технической реализации ЭВМ. Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.

Логико-математические основы построения ЭВМ. Физические основы построения ЭВМ. Техническая реализация основных логических элементов, памяти, процессора. Принципы работы процессора.

Развитие структуры ЭВМ. Основные классы ЭВМ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Ежедневные новости-Подмосковье» (Москва), №34, 29. 02. 2012, c. 4

    Конкурс
    В прошлую субботу в ЦВЗ «Манеж» Департаментом торговли и услуг города Москвы совместно с Российским национальным союзом пчеловодов проведена благотворительная акция для детей - воспитанников московских детских домов.
  2. В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин

    Документ
    В книге, основанной на фактическом материале, представлена целостная картина событий в России последнего десятилетия, которое часто называют черным. Анализируются происходящие в стране процессы: становление царства плутократии и отречение
  3. Физическая культура, здравоохранение и образование / Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти В. С. Пирусского

    Документ
    Физическая культура, здравоохранение и образование / Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти В.С.Пирусского.- Томск, Томский государственный университет, 2009.
  4. Хроника мапрял н. С. Чохонелидзе (Грузия)

    Документ
    Важным этапом в развитии грузинской русистики стала Международная научная конференция "Сопоставление как метод исследования и обучения языкам", которая прошла 15-19 июня в Грузии на базе Тбилисского государственного университета им.
  5. Процесс монополизации прессы

    Документ
    Издание крупнейших газет и журналов в ряде развитых в информационном от­ношении стран сосредоточено в руках небольшого числа издательских концернов, газетных трестов и других объединений, собственники которых тесно связаны с фи­нансово-промышленными

Другие похожие документы..