Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Я представляю ФПГ «Технологии энергосбережения», которая является управляющей компанией Консорциума Энергопроектгрупп – альянса из более 20 российски...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Политика и стратегия в области человеческих ресурсов: понятие кадровой политики; стратегия управления человеческими ресурсами; типы кадровых стратеги...полностью>>
'Документ'
Об истории Древнего времени судят, в первую очередь, по историческим источникам, которые, в основном, находят археологи. Более позднюю историю изучают...полностью>>
'Документ'
Умови праці на робочому місці, безпека технологічних процесів, машин, механізмів, устаткування та інших засобів виробництва, стан засобів колективног...полностью>>

Формирование языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Пенская Зинаида Петровна

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИА

Специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального

образования

автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Астрахань – 2010

Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального

образования ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент

Рыкова Белла Вячеславовна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Аммосова Надежда Васильевна

кандидат педагогических наук

Корнейченко Наталья Викторовна

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Брянский государственный

университет им. академика

И.Г. Петровского»

Защита состоится «20» марта 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 при ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, Астрахань, ул. Татищева 20 а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета: http: // www.aspu.ru

Автореферат разослан «16» февраля 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Попова И.О.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В связи с расширением международных связей России и их качественными изменениями, интернационализацией всех сфер деятельности, английский язык становится реально востребованным в практической и интеллектуальной жизни человека. В этих условиях владение иностранным языком приобретает статус одного из важнейших показателей профессиональной подготовки студентов.

Система среднего профессионального образования в настоящее время уделяет большое внимание обновлению организации процесса обучения студентов с позиции требований, предъявляемых современным рынком труда. Изучение английского языка является особенно значимым для студентов технического профиля, т.к. увеличивается использование иностранной техники и компьютерных программных продуктов. При этом наиболее эффективно языковая подготовка происходит при применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а именно средств мультимедиа. Накоплен немалый опыт использования средств мультимедиа как в образовании в целом, так и в обучении иностранным языкам в частности. Однако среди концептуальных педагогических вопросов, которые поднимают В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Э.Л. Носенко, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызина и другие, сохраняется проблема поиска оптимальных форм применения компьютеров, отвечающих требованиям современного педагогического процесса. К тому же ещё слабо изучены реальные возможности использования новейшей компьютерной техники как одного из эффективных средств формирования языковой компетенции студентов технического колледжа. Поэтому применение средств мультимедиа в языковой подготовке студентов технического колледжа в настоящее время является актуальной проблемой.

Анализ исследований и опыта профессиональной подготовки студентов технического колледжа позволил выявить ряд противоречий: между современными требованиями общества к языковой подготовке студентов технического колледжа и ограниченными возможностями их удовлетворения современной системой среднего профессионального образования; между широким внедрением средств мультимедиа в процесс обучения студентов технического колледжа и недостаточным учетом этого опыта в языковой подготовке; между необходимостью формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа и неразработанностью модели данного процесса.

Выявленные противоречия свидетельствуют о том, что перед педагогической наукой встала проблема, связанная с теоретическим и практическим обоснованием процесса формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

Для решения обозначенной проблемы сложились определенные теоретические предпосылки.

Актуальные вопросы подготовки будущих специалистов сообразно компетентностной парадигме образования нашли отражение в трудах А.Л. Андреева, В.И. Байденко, В.В. Башаева, В.А. Болотова, А.Н. Дахина, Д.С. Ермакова, Э. Ф. Зеер, И.А. Зимней, М.К. Кабардова, Р.П. Мильруд, И.Д. Фрумина, Б.И. Хасана, А.В. Хуторского, А.И. Чернова, П.Г. Щедровицкого и других.

Изучению проблем языковой подготовки посвящены исследования И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, И.Н. Гез, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассова, Е.Н. Солововой, С.Ф. Шатилова, Л.В. Щербы и других.

Различные аспекты языковой подготовки студентов технических специальностей рассматриваются в работах И.М. Берман, Е.Я. Егорченковой, М.А. Кудашовой, Р.А. Кузнецовой, А.А. Миролюбова, И.А. Ореховой, П.Д. Русаковой, Е.В. Синявской, Л.Ф. Столбовой, С.К. Фоломкиной и других.

Большой вклад в исследовании проблемы применения средств мультимедиа в образовании внесли В.П. Беспалько, Ю.С. Брановский, В.Л. Бройдо, Б.С. Гершунский, Л. Х. Зайнутдинова, И. С. Захарова, Э.Л. Носенко, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызина и другие.

Ценный материал для изучения педагогических условий в процессе языковой подготовки студентов представляют работы Г.С. Абрамовой, А.Г. Асмолова, И.Л. Баскаковой, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, А.В. Петровского, А.М. Трещёва и других, в которых установлены особенности студенческого возраста.

Одновременно с теоретическими сформировались и практические предпосылки. К ним можно отнести проект Совета Европы «Изучение языков гражданами Европы», целью которого является модернизация национальных образовательных программ (в европейских странах) в области обучения иностранным языкам и разработка современных методик преподавания иностранных языков. Итоги этого проекта нашли отражение в документах, определяющих общеевропейские стандарты преподавания и изучения иностранных языков: «Общеевропейский стандарт для пользователей», «Европейский языковой портфолио», «Описание начальных уровней», «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция».

Таким образом, следует признать, что опыт языковой подготовки студентов технического колледжа свидетельствует об актуальной потребности в разработке теоретической и практической составляющих модели формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа. Объективно существующие потребности социума в специалистах, обладающих высоким уровнем языковой подготовки, определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа».

Объект исследования – профессиональная подготовка студентов технического колледжа.

Предмет исследования – процесс формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что формирование языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа будет осуществляться наиболее эффективно по сравнению с массовой практикой, если:

- определены сущность и структура языковой компетенции студентов технического колледжа;

- установлен интегративный критерий и уровни сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа;

- разработана и внедрена в образовательный процесс модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа;

- определены и обеспечены педагогические условия, способствующие реализации модели формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой обозначены следующие задачи исследования:

  1. Определить сущность и структуру категории «языковая компетенция» студентов технического колледжа.

  2. Изучить влияние средств мультимедиа на формирование языковой компетенции студентов технического колледжа.

  3. Определить интегративный критерий и уровни сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа.

  4. Разработать модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

  5. Определить педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- на философском уровне: представления о развитии личности (Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Дж. Дьюи, А. Маслоу, К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.П. Буева, Г.И. Волынка, Л.Н. Коган и др.);

- на общенаучном уровне: концепции системно-структурного подхода к исследованию педагогического процесса (И.Б. Новик, З.А. Решетова и др.); положения теории деятельностного подхода в развитии личности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); компетентностный подход в образовании (А.Л. Андреев, В.И. Байденко, В.В. Башаев, В.А. Болотов, А.Н. Дахин, Д.С. Ермаков, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан, А.В. Хуторской, А.И. Чернов, П.Г. Щедровицкий и др);

- на конкретно-научном уровне: исследования в области теории и методики использования информационных технологий в образовании (В.П. Беспалько, В.Л. Бройдо, Б.С. Гершунский, Г. Дейвис, Н.Н. Елистратова, Л.Х. Зайнутдинова, И.С. Захарова, А.В. Зубов, В.Я. Ляудис, Е.И. Машбиц, М.М. Нахабина, Э.Л. Носенко, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызина, С. А. Христочевский, О.В. Шлыкова и др.); концепции и теории усвоения и преподавания иностранного языка студентам технических специальностей (И.М. Берман, Е.Я. Егорченкова, М.А. Кудашова, Р.А. Кузнецова, А.А. Миролюбов, И.А. Орехова, П.Д. Русакова, Е.В. Синявская, Л.Ф. Столбовая, С.К. Фоломкина и др.);

- на технологическом уровне: работы в области иноязычной подготовки (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Е.А. Маслыко, Е.И. Пассов, С.И. Петрова, Е.Н. Соловова, С.Ф. Шатилов и др.); основные положения методологии педагогики и методики исследования (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, Г.М. Каджаспирова, В.А. Сластенин и др.).

Для достижения цели и реализации задач исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ философско-методологической, психологической, педагогической, лингвистической литературы, раскрывающей основные аспекты проблемы формирования языковой компетенции студентов технического колледжа; изучение Государственных образовательных стандартов, а также программных документов, определяющих содержание образования в учреждениях СПО (среднего профессионального образования); метод педагогического моделирования); эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты); статистические (статистический анализ и содержательная интерпретация результатов исследования).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники» (АКВТ). На разных этапах исследования участвовали 137 студентов и преподавателей. Базовыми явились группы студентов АКВТ (Астраханского колледжа вычислительной техники)  по следующим специальностям: «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»; «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»; «Автоматизация технологических процессов и производств нефтяной и газовой промышленности»; «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования в нефтяной и газовой промышленности».

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2003 – 2004 гг.) – аналитико-диагностический. Проводилось исследование проблемы формирования языковой компетенции студентов технического колледжа; изучалась философская, психолого-педагогическая, лингвистическая литература и диссертационные исследования по проблеме языковой подготовки студентов технических специальностей; анализировался опыт преподавания иностранного языка традиционными средствами и средствами мультимедиа. В этот период был сформирован понятийный аппарат, определена рабочая гипотеза, намечены цель и задачи, выбраны пути и средства разработки модели формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

Второй этап (2004 - 2008 гг.) – опытно-экспериментальный. Проведен констатирующий эксперимент, выявлен интегративный критерий и уровни сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа. Реализован формирующий этап эксперимента, разработана и апробирована модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа. Проводились анализ и сравнение полученных результатов.

Третий этап (2008 г.) – обобщающий. Осуществлялась всесторонняя проверка, систематизация и обобщение полученных результатов; формулировались выводы, разработаны методические рекомендации; оформлялось диссертационное исследование; определялись дальнейшие направления исследования проблемы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены методологической обоснованностью начальных позиций и теоретических положений; организацией опытно-экспериментальной работы в учреждении среднего профессионального образования; единством взаимодополняющих общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым опытом.

Научная новизна результатов исследования заключается в постановке и решении проблемы научного обоснования, моделирования и реализации процесса формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа, в соответствии с которой: уточнены научные представления о сущности языковой компетенции студентов технического колледжа, которая рассматривается, как способность личности адекватно использовать усвоенные знания системы языка (фонетика, грамматика, лексика) в качестве средства коммуникации в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности; определены интегративный критерий и уровни сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа; разработана модель формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа, включающая последовательность этапов: информационно-ориентировочного, преобразовательно-корректирующего и деятельностного; определены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в теорию компетентностного подхода. Понятийный аппарат теории и методики профессионального образования обогащен современным знанием: о сущности и структуре понятия «языковая компетенция студентов технического колледжа»; об интегративном критерии и уровнях сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа; о модели формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа. Полученные результаты послужат теоретической базой для дальнейших исследований в области разработки проблемы языковой подготовки студентов технического колледжа.

Практическая ценность исследования состоит в том, что обоснованные теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения практики языковой подготовки студентов технического колледжа. Разработанная и экспериментально проверенная в исследовании модель формирования языковой компетенции студентов колледжа средствами мультимедиа служит основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике. Материалы исследования находят отражение в методических рекомендациях «Формирование языковой компетенции студентов с использованием мультимедиа», которые могут применяться в процессе обучения в учреждениях СПО. Подобран и апробирован комплекс диагностических методик, позволяющий преподавателям учреждений СПО более качественно диагностировать сформированность языковой компетенции студентов и повысить уровень подготовки специалистов. Апробированное учебно-методическое пособие, направленное на формирование языковой компетенции студентов технического колледжа, может использоваться в системе высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Языковая компетенция студентов технического колледжа представляет собой способность личности адекватно использовать усвоенные знания системы языка (фонетика, грамматика, лексика) в качестве средства коммуникации в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности. В структуру языковой компетенции входят следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операционный.

2. Интегративным критерием сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа является адекватность реализации языковых знаний в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности (чтение, аудирование, перевод, устная и письменная речь). Данный критерий положен в основу определения уровней сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа (низкий, средний, высокий).

3. Модель процесса формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа представляет собой совокупность компонентов: целевой (цель, задачи, принципы); содержательный (основные направления деятельности); операционный (этапы, задачи, методы, средства, промежуточные результаты); оценочно-результативный (интегративный критерий, уровни, результат), педагогические условия.

4. Педагогическими условиями, способствующими успешному формированию языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа, являются следующие: 1) управление познавательной деятельностью студентов технического колледжа посредством организации самостоятельной работы, сконцентрированной на определении и реализации индивидуальной образовательной траектории; 2) интеграция содержания технических дисциплин и иностранного языка посредством систематической реализации межпредметных связей; 3) организация непрерывного процесса формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа на протяжении всего периода обучения; 4) повышение интереса и мотивации к изучению иностранного языка как инструмента, способствующего оптимизации профессиональной деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем участия в научно-практических конференциях, публикации материалов в различных научных, научно-методических изданиях. Материалы исследования нашли свое отражение в 15 опубликованных работах, в том числе 1 научная статья в Вестнике Астраханского государственного технического университета (Астрахань, 2006) и 3 научные статьи в Вестнике государственного университета управления, (Москва, 2008), рекомендованных ВАК РФ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе организации учебного процесса в ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники». Полученные результаты исследования внедрены в практику работы ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники», ФГОУ СПО «Астраханский колледж строительства и экономики», ФСПО АГТУ «Финансово-экономическое отделение», Астраханского института повышения квалификации и переподготовки.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (162 источника) и 4 приложений. Основной текст изложен на 132 страницах. Работа содержит 12 рисунков и 24 таблицы. Объем диссертации составляет 156 страниц.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется предмет, объект, цель работы, формулируется гипотеза и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обозначаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования языковой компетенции студентов технического колледжа» представлен теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, раскрыта сущность и структура языковой компетенции студентов технического колледжа; рассматривается проблема формирования языковой компетенции студентов технического колледжа средствами мультимедиа, обоснованы интегрированный критерий и уровни сформированности языковой компетенции студентов технического колледжа.

Выявление сущности понятия «языковая компетенция» потребовало уточнения содержания таких дефиниций, как «компетенция» и «компетентность», которые являются основными категориями, использующимися в рамках компетентностного подхода в образовании. Важной характеристикой последнего является активная деятельность обучаемых в процессе овладения знаниями и опытом познавательной деятельности. Теория деятельностного подхода является ключевым направлением экзистенциализма (Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.), философии прагматизма (Дж. Дьюи, А. Маслоу, Э. Кэли, Ч. Пирс и др.). Согласно взглядам Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса человек способен реализовать себя в творческой деятельности, развивая потенциал своих возможностей. По утверждению К. Маркса и Ф. Энгельса, личность развивается в деятельности.

Большой вклад в изучение проблемы компетентностного подхода в образовании внесли отечественные и зарубежные ученые (А.Л. Андреев, В.И. Байденко, В.В. Башаев, В.А. Болотов, А.Н. Дахин, Д.С. Ермаков, Э. Зеер, И.А. Зимняя, М.К. Кабардов, Р.П. Мильруд, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан, А.В. Хуторской, А.И. Чернов, П.Г. Щедровицкий, В. Чипанах, Г. Вайлер, Я. Лефстед и др.). На основе анализа научной литературы установлено отсутствие единого определения категорий «компетентность» и «компетенция».

Так, компетенция по А.В. Хуторскому представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность, в свою очередь, характеризует владение, обладание учеником соответствующей компетенцией; совокупность личностных качеств ученика, ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом его деятельности в определённой социально-значимой сфере.

Так как в нашей работе говорится о языковой компетенции, то целесообразно рассмотреть различные взгляды на данную категорию.

Согласно утверждению Н. Хомского, языковая компетенция – это способность понимать/продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаний и правил их соединения. А.П. Василевич и А.Е. Иванова рассматривают языковую компетенцию как интеграцию речевых умений, необходимых для коммуникации и овладения языком как учебной дисциплиной. В свою очередь, Божович Е.Д. понимает языковую компетенцию как психологическую систему, состоящую из речевого опыта и знаний о языке, структура, которой представляет собой интеграцию фонетического, морфологического, лексического, фразеологического и синтаксического уровней. М.Н. Вятютнев трактует языковую компетенцию как систему правил для передачи значений с помощью единиц языка различных уровней; способность использовать говорящим системно-структурные образования семантического, синтаксического, морфологического и фонологического характера. А.А. Леонтьев определяет языковую компетенцию как языковую способность, языковой процесс и языковой стандарт.

Несмотря на то, что ученые акцентируют свое внимание на определении «языковая компетенция», проблема формирования таковой у студентов технического колледжа остается в определенной степени недостаточно раскрытой в современных исследованиях, поскольку работы в рассматриваемой области посвящены формированию языковой компетенции школьников (Е.Д. Божович, А.П. Василевич, М.Н. Вятюнев, А.Е. Иванова, М.К. Кабардов, А.А. Леонтьев, Н. Хомский и др.).

Относительно языковой подготовки студентов технических специальностей наиболее исследуемыми темами являются проблемы развития отдельных видов речевой деятельности и особенности работы по формированию фонетических, грамматических и лексических знаний (И.М. Берман, Е.Я. Егорченкова, М.А. Кудашова, Р.А. Кузнецова, А.А. Миролюбов, И.А. Орехова, П.Д. Русакова, Е.В. Синявская, Л.Ф. Столбовая, С.К. Фоломкина и др.).

А потому мы видим необходимость в определении языковой компетенции студентов технического колледжа, которая рассматривается в нашей работе, как способность личности адекватно использовать усвоенные знания системы языка (фонетика, грамматика, лексика) в качестве средства коммуникации в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности.

Проведенный нами анализ подходов к структурированию компетенции показал, что в состав языковой компетенции входят следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операционный.

Мотивационный компонент представляет собой сложное взаимодействие потребностей, мотивов и целей деятельности (как будущего результата). А потому мотивационный компонент языковой компетенции предполагает осознание студентами технического колледжа значимости изучения иностранного языка в процессе профессиональной подготовки, а также его применения в будущей профессиональной деятельности.

Когнитивный компонент включает систему знаний и опыт познавательной деятельности в области иностранного языка, необходимых для осуществления коммуникации с носителями языка и получения информации из иноязычных источников.

Операционный компонент предусматривает способность адекватно осуществлять рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, перевод, письменную и устную речь.

Следует отметить, что вышеперечисленные компоненты являются основой как языковой компетенции студентов технического колледжа, так и входящих в её состав ключевых фонетической, лексической, грамматической компетенций (рисунок 1).

Ключевая фонетическая компетенция – способность реализовать в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности совокупность звуковых средств иностранного языка: артикуляцию звуков; восприятие и воспроизведение интонации языка; перевод звуков и транскрипционных знаков в буквенную форму.

Ключевая грамматическая компетенция – способность использовать пассивный грамматический минимум в рецептивных видах речевой деятельности (чтение, перевод, аудирование) и активный грамматический минимум в продуктивных видах речевой деятельности (устная и письменная речь).

Ключевая лексическая компетенция – способность использовать пассивный (рецептивный) словарный запас в рецептивных видах речевой деятельности (чтение, перевод, аудирование) и активный (репродуктивный) словарный запас в продуктивных видах речевой деятельности (устная и письменная речь).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Брылева вилена александровна развитие межкультурной компетенции студентов-лингвистов средствами виртуальной образовательной среды специального факультета

    Документ
    В настоящее время к специалистам в области лингвистики и межкультурной коммуникации во всех сферах деятельности предъявляются все более высокие требования, которые могут быть реализованы в учебном процессе специального факультета
  2. В россии (3)

    Библиографический указатель
    Цели Болонского процесса – формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего
  3. Қ. А. Ясауи атындағы ХҚту (Қазақстан) Встатье рассматривается методика формирования навыков использования специальной английской лексики у будущих юристов

    Документ
    В статье рассматривается методика формирования навыков использования специальной английской лексики у будущих юристов. Автор, ссылаясь на личный педагогический опыт, рекомендует эффективные подходы в обучении студентов терминологической
  4. Проводимой в рамках Программы темпус IV витебск, 6 8 октября 2010 г. Витебск уо «вгу им. П. М. Машерова» 2010

    Документ
    ректор, доктор мед. наук, профессор А.П. Солодков; проректор по научной работе, доктор биол. наук, профессор И.М. Прищепа; проректор по учебной работе, канд.
  5. Issn 2079-3308 вестник самарского государственного технического университета (2)

    Документ
    Редакционная коллегия: А.М. Абакумов, А.П. Амосов, В.И. Батищев, Н.В. Дилигенский, М.А. Евдокимов, А.Ф. Заусаев, Л.С. Зимин, Я.М. Клебанов, М.Л. Костырев, В.

Другие похожие документы..