Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Система управления качеством подготовки техников по специальности 150411 – Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)...полностью>>
'Закон'
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорт...полностью>>
'Книга'
Помню, как-то нам тогда была роздана в переводе книга Гитлера "Моя борьба". Я тоже получил ее. Не помню, сколько страниц прочел, но осилит...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
A2. Основоположником направления криминалистики, связанного с разработкой методов собирания доказательств, организацией и осуществлением расследования...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору Библиографическое сопровождение учебной деятельности (Информационная культура специалиста) для студентов не библиотечных специальностей вузов культуры и искусств составитель

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются средства массовой информации, школа, вуз и другие институты общества. Оно продолжается на протяжении всей активной жизни человека. Становление информационной культуры проходит три уровня. Первый уровень – это библиотечно-библиографическая грамотность, в рамках которой человек осваивает знания и фактические сведения о структуре и составе фонда библиотеки, каталогах, библиографических пособиях, правилах библиографического описания и оформления требований на литературу. Все это необходимо, чтобы подготовить квалифицированного пользователя библиотеки.

Второй уровень подразумевает расширение круга источников. Чтобы находить отсутствующую в библиотеке литературу, необходимо обращаться в другие библиотеки и информационные центры, знакомиться с информационной продукцией и услугами межбиблиотечного абонемента. В результате формируется культура чтения – знания, умения и навыки, необходимые для полноценного выбора, восприятия и понимания произведений печати. Она включает:

а) знание правил пользования библиотеками;

б) осознанный выбор тематики чтения;

в) ориентацию в источниках, в том числе в справочно-библиографическом аппарате;

г) систематическое и последовательное чтение, умение выбрать конкретную книгу;

д) знание правил гигиены чтения;

е) владение приемами рационального чтения;

ж) умение использовать и применять на практике полученную информацию из разных источников;

з) владение приемами конспектирования, реферирования и т. д.

Зрелый читатель должен соответствовать требованиям:

1. Познавательные умения (выделять главное в тексте, использовать свернутые записи – заметки, тезисы, конспекты и др.); выявлять связи в тексте; привлекать в процессе чтения дополнительные источники; формулировать гипотезы, намечать пути их проверки; производить анализ, синтез, обобщение на материалах изучаемого текста).

2. Проектировочные умения (формулировать цель чтения и соблюдать требования к читательской деятельности; формулировать цели работы с разными источниками; прогнозировать, к каким результатам с помощью каких приемов можно и должно прийти; определять задачи, темп и ритм чтения).

3. Конструктивные умения (конспектировать кратко, сжато, своими словами и с элементами цитирования; цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать; делать выводы и обобщения; составлять план или тезисы выступления по литературным материалам).

4. Коммуникативные умения (формулировать вопросы к тексту; внимательно воспринимать устные сообщения о книге, анализировать их; самому активно участвовать в обсуждении произведений печати; рассказывать другим об усвоенном, узнанном в процессе чтения; строить логически законченные сообщения со вступлением, заключением и выводами; высказывать собственное отношение к прочитанному, формулировать и аргументировать оценку книги или статьи).

5. Организаторские умения (организовывать свое время, контролировать ненужные затраты времени и избегать их; организовывать читательскую деятельность: рабочее место, гигиенические условия, контролировать утомляемость; организовывать контакты с другими людьми для достижения целей в русле читательской деятельности; развивать в процессе чтения знания, умения, навыки для дальнейшей успешной читательской деятельности; организовывать накопленную информацию таким образом, чтобы ею можно было воспользоваться по окончании чтения).

Третий уровень – информационная культура, включающая в себя два предыдущих уровня (библиотечно-библиографическую грамотность и культуру чтения) и, кроме того, предполагающая овладение комплексом дополнительных знаний, умений и навыков:

1.Знание того, что представляет собой процесс информатизации, каковы специфические особенности информационного общества, как они влияют на жизнь человека.

2. Ориентация в правовых нормах, связанных с распространением и использованием информации (обеспечение доступа к информации, охраны интеллектуальной собственности, включая авторское право, информационной безопасности и др.).

3. Ориентация в совокупных информационных ресурсах традиционных и электронных (фондах и справочно-библиографическом аппарате библиотек, архивов, библиографических, фактографических и полнотекстовых базах данных и т. д.).

4. Умение формировать собственные поисковые системы.

5. Способность использовать формальные и неформальные каналы коммуникации для получения необходимой информации, готовность самому выступать в роли консультанта, активного распространителя нового знания.

Информационная культура личности может быть низкой, средней и высокой. Низкая культура выражается в неумении формулировать информационные потребности в виде запросов («Дайте мне что-нибудь по …»), самостоятельно осуществлять поиск литературных и фактических данных, фиксировать найденное. Показателями оценки информационной культуры выступают:

1. Знание возможностей библиотек и информационных центров различных уровней.

2. Умение использовать поисковый аппарат, помогающий ориентироваться в совокупных информационных ресурсах (справочно-библиографический аппарат библиотек, поисковые системы Интернет, справочный аппарат библиографических и реферативных изданий и т. д.).

3. Компьютерная грамотность.

4. Особенности отбора источников для чтения.

5. Рациональность чтения.

6. Характер общеобразовательного и профессионального чтения (соотношение, регулярность, направленность и т. д.).

Для определения индивидуального уровня информационной культуры студентов дневного отделения можно использовать классический тест «Моя информационная культура», разработанный профессором Геннадием Григорьевичем Воробьевым (приложение 1). Для студентов заочного отделения предлагается усовершенствованный и переработанный тест «Информационная культура специалиста» (приложение 2).

Резюме:

1. Понятие «информация» многоаспектно и не имеет единого определения.

2. Свойства информации влияют на уровень ее использования.

3. В России формируется информационное общество, для которого характерно наличие совокупности признаков.

4. Построение информационного общества обеспечивается посредством информатизации, которая регулируется Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

5. Успешное существование человека в информационном обществе во многом определяется уровнем его информационной культуры, которая формируется различными социальными институтами.

Вопросы для повторения:

1. Что такое информация? Что такое знание?

2. Каковы свойства информации?

3. Какое общество называется информационным?

4. Перечислите признаки информационного общества.

5.Что такое информатизация, и в каких направлениях она осуществляется?

6. Какой федеральный закон регулирует информационные процессы в нашей стране? Когда он был принят?

7. В чем проявляется значение информационной культуры личности?

8. Каковы требования к зрелому читателю?

Тема 2. Первичные документы как составная часть

информационных ресурсов общества

План лекции:

1. Документ: генезис и развитие современного понимания.

2. Виды документов.

3. Структура документа.

Литература к теме:

1. Дрешер, Ю. Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов [Текст] : учеб.-метод. пособие. – Санкт-Петербург : Профессия, 2008. – 463 с.

2. Зиновьева, Н. Б. Документоведение [Текст] : учеб.- метод. пособие / Н. Б. Зиновьева. – Москва : Профиздат, 2001. – 208 с. – Гл. 4 – 5.

3. Ильина, О. Н. Электронные ресурсы художественной культуры [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Ильина, Н. В. Градобоева, С. Д. Мангутова ; Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – Санкт-Петербург, 2007. – 83, [13] с. – (Информационные ресурсы гуманитарных наук ; вып. 4).

4. Кушнаренко, Н. Н. Документоведение [Текст] : учебник / Н. Н. Кушнаренко. – 6-е изд., стереотип. – Киев : Знання, 2005. – 460 с. – Гл. 1,4, 7 – 23.

5. Книговедение [Текст] : энцикл. слов. – Москва : Совет. энцикл., 1981. – 664 с. : ил. Или Книга [Текст] : энцикл. – Москва : Большая Рос. энцикл., 1998. – 800 с. – [Статьи о книге и ее элементах].

6. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2005. – 592 с. – С. 28 – 51.

7. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – 2-е изд., перераб. – Москва : Шк. б-ка, 2003. – 295 с. – Гл. 5.1.

8. Сукиасян, Э. Р. Мир документов вокруг нас [Текст] / Э. Р. Сукиасян // Библиотека. – 2006. – № 6. – С. 60 – 68.

9. WWW-обозрение Сергея Костырко [Текст] : [сетевые справочные ресурсы] // Новый мир. – 2005. – № 9. – С. 206 – 210.

Вопрос 1. Как уже было выяснено, наибольшее количество информации человек получает визуально, воспринимает с помощью органов зрения, видит. Значительная часть визуальной информации передается с помощью документов.

Термин «документ» происходит от латинского documentum – свидетельство, доказательство. В России этот термин начал использоваться при Петре Первом и означал тогда бумагу с печатью. Сейчас понятие документ широко используется во всех сферах общественной деятельности. Почти в каждой отрасли знания имеется одна или несколько версий его понимания в соответствии со спецификой тех объектов, которым придается статус документа.

Содержание термина трактуется от достаточно широкого определения «материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т. п.) с записанной на нем информацией, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве» до узко специального «деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо» (Советский энциклопедический словарь. Москва,1986. С. 404). Можно добавить еще такие толкования документа, как письменное свидетельство, доказательство; любой письменный акт, имеющий юридическую силу или носящий служебный характер; паспорт, удостоверение личности (Словарь иностранных слов. Москва, 1988. С. 172).

В статье 1 Федерального закона «О библиотечном деле» (1994) документ определяется как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

Таким образом, документ выполняет две основные функции: мнемоническую (запоминающую) и коммуникационную (связующую). Поль Отле, специалист в области информации и документации, назвал документ «материальной памятью человечества».

Документ может выполнять эти функции благодаря своим отличительным свойствам:

- материальности (стабильная вещественная форма, обеспечивающая сохранность документа и сообщения);

- осмысленности (наличие смысла, бессмысленные сообщения представляют собой информационный «шум»);

- завершенности (фрагментарные, незавершенные документы менее ценны, хотя это относительно).

- предназначенности для использования в коммуникационных каналах и соответствия формы документа типу коммуникационного канала. Существуют каналы распространения и использования рукописных и печатных (читаемых) бумажных документов, иконических (кино, плоских и стереоскопических изображений) на небумажных носителях, электронных документов и т.д.

Кроме термина документ, употребляются и другие понятия. Например, литература – совокупность произведений письменности, имеющих общественное значение. Это понятие не равно документу, так как не включает неписьменные источники информации. Термин издание означает произведение печати, полиграфически оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, установление выходных сведений. Он также более узок, нежели документ, поскольку не включает рукописные документы. Публикация – это документ, доступный для массового использования, по смыслу близко к термину издание. Таким образом, термин документ является наиболее обобщающим по отношению к другим понятиям, охватывающим любые способы фиксирования и распространения информации.

Старейшей разновидностью документа является рукопись, манускрипт, рукописная книга. После изобретения Иоганном Гуттенбергом в XV веке типографского станка появились печатные документы. По мере изобретения новых способов фиксации информации появлялись и новые разновидности документов. Так, Луи Жак Дагер в 1839 году создал технологию получения фотоизображений, это привело к появлению фотодокументов, названных его именем. Изобретение Томасом Альвой Эдисоном в 1877 году звукозаписывающего устройства породило фонодокументы, а создание в 1895 году кино братьями Огюстом и Луи Жаном Люмьер – кинодокументы. Наконец, развитие во второй половине ХХ века электронно-вычислительных машин (компьютеров) вызвало появление машиночитаемых (электронных) документов.

Вопрос 2. Человека окружает бесчисленное множество самых разных документов. Чтобы разбираться в них, уметь быстро находить и правильно использовать, необходимо это множество упорядочить, найти сходные характеристики. Существует несколько вариантов типологий и классификаций документов (изданий, литературы), предложенных Н.Б. Зиновьевой, Н.Н. Кушнаренко, А.В. Соколовым, О.М. Зусьманом а также закрепленных в ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Количество признаков разделения документов и объединения их в группы превышает десять. Остановимся на наиболее значимых признаках, определяющих специфику создания, распространения, поиска и использования документов.

Признаки и соответствующие им виды документов:

Признак 1.Социальный статус (каким образом существует и распространяется документ в обществе). По этому признаку выделяются:

    1. Опубликованные документы (т.е. издания, прошедшие редакционно-издательскую подготовку и имеющие выходные сведения).

    2. Неопубликованные документы (рукописные, существующие в единственном или ограниченном количестве экземпляре, при определенных условиях подлежащие публикации).

    3. Непубликуемые документы (содержащие конфиденциальную информацию и поэтому не подлежащие публикации ни при каких условиях).

Признак 2. Целевая направленность (для чего, с какой целью создаются документы – регламентация деятельности, развитие науки, совершенствование производства, учеба, наведение справок, эстетическое наслаждение, информирование о самих документах и т. д.). По этому признаку выделяются:

2.1. Официальные документы регламентируют деятельность людей, организаций, государств и т. п. Создаются и публикуются от имени органов власти и управления разных уровней (федеральных, субъектов Федерации, отраслевых, муниципальных, внутриорганизационных), а также политических партий и общественных объединений. Обязательны к исполнению теми субъектами, на которых эти документы распространяются.

Среди официальных документов выделяются три группы:

правовые – кодексы, законы, указы, постановления, циркуляры и другие документы, выпущенные от имени органов власти и управления и обязательные для тех территорий и ведомств, на уровне которых они приняты;

партийные – программы, уставы, манифесты, декларации, материалы конференций, пленумов и т.д. Они значимы для членов партийных организаций и служат руководством к действию;

организационно-распорядительные – уставы, правила, положения, приказы, распоряжения и другие документы, которые принимаются в организациях (на заводах, в вузах, школах, банках и т. д.) и обязательны для их руководителей и сотрудников.

2.2. Научные документы связаны со сферой научной деятельности и предназначены для научной работы. Цель их – распространение научной информации, отражение и обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований. Научные документы подразделяются на опубликованные и неопубликованные.

Научные опубликованные документы прошли редакционно-издательскую обработку и тиражирование, существуют в достаточно большом количестве экземпляров и доступны всем. К таким документам относятся:

полные собрания сочинений классиков науки и техники (Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, М.В. Ломоносов, А.С. Макаренко и т. д.);

избранные труды ученых;

монографии – научные труды в виде книги или брошюры, содержащие полное и всестороннее исследование одной проблемы, темы или вопроса, написанные одним (авторские) или несколькими (коллективные) авторам;

тематические научные сборники;

статьи в научных периодических изданиях;

материалы, доклады, тезисы съездов, конференций, семинаров и других научных мероприятий.

Научные неопубликованные документы не проходили редакционно-издательскую обработку, существуют в единственном или ограниченном количестве экземпляров и малодоступны. К ним относятся:

диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук – содержат полный объем научного сочинения, существуют в нескольких экземплярах, переплетенных, формата А 4;

авторефераты диссертаций – хотя выглядят как опубликованные, имеют выходные сведения и тираж (как правило, 100 экземпляров), но считаются неопубликованными, на что указывает гриф «На правах рукописи»;

депонированные рукописи – ожидающие своей очереди на опубликование;

препринты – предварительные отдельные публикации, вышедшие в свет раньше того издания, в котором они могут быть помещены;

отчеты о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР), часто вообще не подлежащие публикации, то есть непубликуемые.

Отличительной особенностью научных документов является использование специальной терминологии, строгого научного стиля, таблиц, схем, графиков, формул. Читать эти документы несведущему человеку затруднительно и не всегда интересно, но в них нуждаются ученые разных отраслей.

2.3. Научно-популярные документы предназначены для популяризации научных знаний среди широких масс неспециалистов, привлечения интереса к актуальным научным проблемам и открытиям, самообразования, расширения общекультурного кругозора. Эти документы написаны достаточно простым и понятным языком, сопровождаются рисунками и фотографиями, занимательными схемами, описанием забавных случаев. Расположение материала в таких документах может быть от простого к сложному (для предварительного знакомства с темой) или от общего к частному (при описании нового направления в науке). Научно-популярные документы часто выходят в сериях.

2.4. Производственные документы содержат сведения по технологии, технике и организации производства, материалы прикладного характера, используемые в различных отраслях производства и других областей общественной жизни. Они очень важны и предназначены для специалистов различной квалификации. В эту группу входят:

практические руководства и пособия, описывающие производственные процессы, состав, рецептуру изделий;

документы на природные ресурсы – кадастры (Земельный, Водный, Лесной и пр.) и технические паспорта зданий, транспортных средств, промышленных товаров;

промышленные каталоги – перечни изделий, прейскуранты – перечни с указанием цен;

нормативно-производственные документы – патенты; стандарты (международные, государственные ГОСТы, отраслевые ОСТы, стандарты предприятий СТП); промышленные образцы; описания изобретений; свидетельства на товарные знаки и пр.

2.5. Учебные документы служат в помощь образовательной деятельности людей, осуществляемой на разных стадиях: в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Авторами учебной литературы обычно выступают высококвалифицированные специалисты, имеющие исследовательский и педагогический опыт, что повышает ценность этих документов. Основные разновидности учебных документов:

учебники – содержат весь материал курса, утвержденного учебной программой;

учебные пособия – содержат материал по отдельным разделам курса, но зато этот материал изложен более углубленно и полно, с характеристикой результатов исследований и дискуссионных вопросов;

учебные программы – определяют объем и порядок изучения какой-либо дисциплины, а также требования к уровню знаний обучающихся;

практикумы – содержат методику проведения практических расчетов, заданий;

сборники задач и упражнений, тестов – служат для выработки практических умений и проверки усвоения материала;

хрестоматии – содержат отрывки оригинальных текстов по какой-либо дисциплине;

наглядные пособия и раздаточные материалы, синхронистические таблицы и т.п.

2.6. Справочные документы служат для наведения всевозможных справок: установления фактов, дат, имен, адресов и т.п. В зависимости от расположения материала подразделяются на словари (алфавитное расположение, пользоваться просто) и справочники (тематическое или иное логическое расположение, находить нужный материал сложнее). В последнее время, кроме справочных изданий на бумажных носителях, есть много версий на CD-ROM и в Интернете. Виды справочных документов:

энциклопедии и энциклопедические словари а) многотомные универсальные (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Большая Советская энциклопедия, Малая Советская энциклопедия, однотомный Российский энциклопедический словарь, детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» и другие); б) отраслевые (Философская энциклопедия, Историческая энциклопедия, Энциклопедический словарь юного астронома и др.); в) тематические («Цирк», «Эстрада», «Мифы народов мира» и др.);

словари: а) толковые словари объясняют значение слов при употреблении (четырехтомный «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля); б) терминологические словари содержат термины какой-либо области знания; в) языковые содержат перечень языковых единиц с их характеристиками или переводом на другой (другие) языки, что обеспечивает правильное написание слов или перевод текстов; г) разговорники – популярные двух- или многоязычные словари, содержащие общеупотребительную лексику и служащие пособием для общения.

справочники: а) нормативные справочники содержат правила, требования, нормы, расчеты в какой-либо отрасли; б) статистические – статистические данные по отрасли, региону, стране и т.п.; в) справочники-каталоги – перечень и основные характеристики продукции, услуг либо предметов; г) биографические справочники – сведения о жизни и деятельности какого-либо известного лица; д) биобиблиографические – биографию и списки литературы; е) адресные справочники (книги) – адреса и телефоны людей и организаций; ж) путеводители по странам, городам или культурно-просветительным учреждениям.

2.7. Документы для досуга имеют развлекательную, досуговую направленность, содержат общедоступные сведения по различным видам увлечений. К ним относятся игры, кроссворды, гороскопы, сборники песен, тематические календари.

2.8. Литературно-художественные документы служат для получения эмоционально-эстетической информации. Это документы, содержащие произведения, воздействующие на эмоциональное состояние человека и произведения литературно-художественного творчества. К ним относятся

художественная и музыкальная литература, репродукции, фотоальбомы, видеозаписи художественных фильмов и театральных постановок и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Выполнение курсовых проектов (работ) по специальности прикладная

    Курсовой проект
    АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
  2. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 18 «Международное частное право» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное частное право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  3. Учебное пособие Сыктывкар 2007 удк основы научных исследований: Уч пос./ Сост. Яшина Л. А. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, Сыктывкар, 2007. 71 с

    Учебное пособие
    Учебное пособие по дисциплине «Основы научных исследований» предназначено для студентов высших профессиональных учебных заведений. Оно знакомит студентов с основами организации научных исследований, основами научно-технической информации,
  4. Учебно-методический комплекс по сд. 02 / опд. Ф. 7 «Гражданскому праву (особенная часть)» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гражданское право (особенная часть)» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения

Другие похожие документы..