Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Вопросы к экзамену'
Страхование как звено финансовой системы государства. Сущность страхования. Принципы механизма страхования. Сущность и содержание финансов предприяти...полностью>>
'Статья'
Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, с одной стороны, и Президент Французской Республики, с другой стороны,...полностью>>
'Программа'
Дисциплина знакомит студентов факультета специальной педагогики и психологии со строением и функционированием органов, с которыми связана возможность...полностью>>
'Документ'
The participants should come from companies, who have an international focus, ambitious targets, professional management and certain size i.e. > 40 M...полностью>>

Модель управления процессом изучения и обобщения передового педагогического опыта учителя

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

  1. Теоретическая база опыта.

    1. Кофман Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры. «Физкультура и спорт», М., 1998.

    2. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. «ВАКО» М., 2005.

    3. Кузнецов В.С.,, Колодницкий Г. А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Метод. пособие. – М., 2003.

    4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М., 1998.

    5. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.

    6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. Для ин-тов физ. культ. – М., 1991.

    7. Муравьёв В. А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: Метод. пособие. – М, 2004.

    8. Настольная книга учителя физической культуры: Справ. – метод. пособие / Сост. Б. И. Мишин. – М., 2003.

    9. Завуч. Управление современной школой. «Педагогический поиск», М., 2006, № 6

    10. Завуч. Управление современной школой. «Педагогический поиск», М., 2002, № 2

    11. Завуч. Управление современной школой. «Педагогический поиск», М., 2005, № 5

    12. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. – М., 1997

    13. Физическая культура в школе. «Школа - пресс», М., 2000, № 8

    14. Физическая культура в школе. «Школа - пресс», М., 2006, № 5

    15. Физическая культура в школе. «Школа - пресс», М., 2006, № 6

    16. Физическая культура в школе. «Школа - пресс», М., 2006, № 8

    17. Физическая культура в школе. «Школа - пресс», М., 2006, № 7

    18. Физическая культура в школе. «Школа - пресс», М., 2005, № 8

    19. Физическая культура в школе. «Школа - пресс», М., 1999, № 1

    20. Физическая культура в школе. «Школа - пресс», М., 1997, № 7

    21. Физическая культура в школе. «Школа - пресс», М., 1999, № 5

    22. Физическая культура в школе. «Школа - пресс», М., 1998, № 6

    23. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. – Мн., 2003

  1. Актуальность.

Физические упражнения – двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Необходимо многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физические качества. Выделяют разные виды эффектов, возникающих в организме и психике человека в результате применения физических упражнений1:

  1. в зависимости от решаемых задач различают образовательный, оздоровительный, воспитательный, функционально-развивающий, рекреационный, реабилитационный эффекты;

  2. в зависимости от характера применяемых упражнений он может быть специфическим и неспецифическим (общим);

  3. в зависимости от преимущественной направленности на развитие и совершенствование какой-либо способности (функции), существует: силовой, скоростно-силовой, аэробный, анаэробный и другие виды эффектов;

  4. в зависимости от достигнутых результатов эффект может быть положительным, отрицательным или нейтральным;

  5. В зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаптационные (приспособительные) изменения в организме, эффект может подразделяться на: - срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии;

- отставленный (текущий) появляющийся после нескольких занятий;

- кумулятивный (суммарный), который проявляется после какого-то длительного этапа, периода занятий.

Факторы, определяющие воздействие физических упражнений:

  1. Индивидуальные особенности занимающихся.

  2. Особенности внешних условий.

  3. Квалификация педагога.

Упражнения на развитие конкретных мышц и групп мышц2.

  1. Сгибание и разгибание рук.

  2. Поднимание прямых руг до горизонтального уровня.

  3. круговые движения руками.

  4. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

  5. Поднимание туловища, лёжа на спине.

  6. Поднимание ног, лёжа на спине.

  7. Наклоны вперёд, назад, в сторону.

  8. Круговые движения туловищем.

  9. Поднимание тела на носки.

  10. Прыжки вверх с места.

  11. Махи ногой.

  12. Приседания.

Педагогический контроль при занятиях физическими упражнениями.

Чтобы занятия физическими упражнениями приносили максимальную пользу, проходит систематический контроль состояния здоровья и уровень физической подготовленности учащихся, т.е. осуществляется педагогический контроль.

Педагогический контроль, наряду с врачебным, является необходимым компонентом системы физического воспитания, которая реализуется через следующие задачи:

  1. Контроль за реализацией таких методических принципов:

- доступность;

- индивидуализация;

- систематичность;

- прогрессивность нагрузки.

  1. Контроль за системой грамотного соотношения планируемого и реализуемого содержания занятий, форм организации, используемых методов, результатов обучения, воспитания, развития, реабилитации.

  2. Контроль за формирование мотивации занимающихся по отношению к физкультуре и здоровому образу жизнедеятельности.

В процессе занятий физическими упражнениями применяются различные методы контроля за состоянием организма занимающегося.

Физическая культура объединяет многие компоненты: культуру двигательной активности, закаливание, дыхание, питание, массаж, использование факторов природы.

Школьный возраст – один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает достаточно большой период времени и включает: рост, дифференцировку органов и тканей и приобретение организмом характерных для него форм. Все эти факторы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. При этом характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность. На одних возрастных этапах имеются предпосылки развития восприимчивости к одним аспектам деятельности, на других – к другим. Методика физического воспитания зависит от возрастных особенностей развития организма учащихся.

Физические упражнения важно подбирать так, чтобы они активно содействовали укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию, формировали необходимые двигательные качества, были направлены одновременно на обучение двигательным действиям, способствовали формированию правильной осанки и становлению школы движений.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела, главным образом за счёт удлинения ног. Быстро растут кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Быстрыми темпами развивается мышечная система. Значительно увеличиваются темпы роста скелета – от 7 до 10 см, массы тела – от 4,5 до 9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1-2 года. Ещё не закончен процесс окостенения. Нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Мышечная масса после 13-14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. Сердце интенсивно растёт. Рост кровеносных сосудов отстаёт от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередуются с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег чередуется с ходьбой. Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение рёбер, поэтому дыхание частое и поверхностное, хотя лёгкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная ёмкость лёгких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной. Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, без резкой смены темпа.

Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Всё это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в метании, подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте:

- основные циклические упражнения,

- упражнения в метаниях, прыжках, лазании,

- преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий,

- основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс…

Роль учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, ни уже организатор и помощник. При проведении занятий акцентируется внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии на различные системы организма. Организация оптимального режима жизни, особенно двигательного, в этот возрастной период может обеспечить гармоничное развитие организма.

В среднем школьном возрасте у мальчиков целенаправленно и эффективно развиваются такие способности 3

      • скоростно-силовые (11-12 лет);

      • скорость двигательной реакции (11-12 лет);

      • собственно-силовые (13-14 лет);

      • выносливость в динамическом (11-13 лет) и в статическом режимах (13-15 лет);

      • способность выполнять сложно-координационные упражнения (14-15 лет), упражнения с большой амплитудой движения (13-14 лет);

      • выносливость в зоне максимальной интенсивности (14-15 лет).

У девочек наиболее углубленно следует воздействовать на развитие таких способностей:

      • скоростно-силовые (11-12 лет);

  • скорость движений (11-12 лет);

  • выносливость в статическом режиме (12-13 лет), в динамическом режиме (12-13 лет), в зонах большой и максимальной интенсивности (13-14 лет).

  1. Основополагающие принципы данного опыта.

Основополагающими принципами опыта являются:

- системность;

- научность;

- учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- целенаправленность;

- доступность;

- индивидуализация;

- прогрессивность нагрузки.

  1. Условия возникновения и становления опыта.

Условиями возникновения и становления опыта являются:

- изучение психолого-педагогической литературы;

- эрудиция, высокий профессиональный и методический уровень;

- наличие спортивного зала, оснащённого необходимыми требованиями;

- проведения мониторинга состояния здоровья детей;

- падения процента здоровых детей;

- интерес к саморазвитию и самовоспиатнию.

  1. Сущность.

  1. Разработана стратегия деятельности учителя.

  2. Создаются условия для личных достижений учащихся.

  3. Переход от педагогики к требований к педагогике отношений.

  4. Гуманно - личностный подход к ребёнку.

  5. Дифференцированный подход.

  6. Личностно-ориентированное обучение.

  7. Создаются условия для продуктивной работы на уроке.

  1. Основные компоненты опыта.

  1. Доклады по физической культуре.

  2. Разработки уроков.

  3. Открытые уроки для молодых специалистов.

  4. Семинары по физической культуре.

  5. Внутришкольные методические недели по здоровому образу жизни.

  6. Семинары – практикумы.

  7. Индивидуальная работа с учащимися.

  1. Факторы новизны данного опыта.

    1. Изменение ценностей современного образования.

    2. Изменение подходов к ориентации УВП.

    3. Ученик не субъект обучения и воспитания, а полноправный субъект УВП.

    4. Деятельность учителя ориентирована на индивидуальные особенности ученика;

    5. В центре внимания учителя – выявление индивидуальных возможностей и интересов каждого ученика.

    6. Оценка является средством стимуляции, поощрения успехов.

    7. Основными формами обучения являются:

  1. метод круговой тренировки;

  2. групповые задания;

  3. индивидуальные задания;

  4. беседы;

  5. педагогическое наблюдение – учитель отмечает, каковы реакции занимающегося на физическую нагрузку (изменение частоты дыхания, координации движений, цвета и выражения лица, повышение потливости и проч.);

  6. дифференцированный подход в обучении;

  7. опрос – даёт возможность получить информацию от самих занимающихся – до, во время и после занятий физическими упражнениями: о самочувствии, о настроении;

  8. измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) – это важный объективный показатель влияния физических упражнений на сердечно-сосудистую систему.

  9. тестирование физической подготовленности – позволяет с помощью тестов – стандартизированных по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий – определить уровень развития.

Используются следующие контрольные тесты:

- прыжок в длину с места;

- поднимание туловища за 1 минуту;

- наклон из положения сидя;

- подтягивание на перекладине (мальчики – из виса, девочки – из виса лёжа);

- челночный бег 4 Х 9 м., 3 Х 10 м, 4 Х 10 м;

- бег 30 м и 60 м;

- бег 1000 м, 2000 м, 3000 м;

- прыжки через скакалку за 1 минуту;

- метание набивного мяча на дальность;

- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;

- 6-минутный бег;

- преодоление полосы препятствий и др.

  1. Личные достижения учащихся по физической культуре.

2004-2005

Кокоткина Екатерина – 7 «А»– Весенний кросс – II место.

Кокоткин Алексей – 7 «А» – Кросс – II, III место

Чернышева Ольга – 7 «Б» - – II, III место

Команда сборной 7 классов – «Президентские состязания» - II место

Ефремов Сергей – 9 «Б»– прыжки в длину с разбега – II место

2005-2006

Команда сборной 7 классов – «Президентские состязания» - II место

Асеев Ярослав – 8 «Б» - Весенний легкоатлетический кросс – III

Никифорова Валерия – 7 «Г» - Лёгкая атлетика, 400 м – II место

Тарасова Евгения – 7 «Г» - Лёгкая атлетика 800 м. – III место.

Кокоткин Алексей – 8 «А» - Лёгкая атлетика 1000 м. – III место

2006-2007

Кокоткина Екатерина – 9 «А» - Олимпиада по физкультуре - IV место

Никифорова Валерия – 8 «Г» - Олимпиада по физкультуре - IV место.

Заколин Александр – 8 «Б» - кросс – II место

  1. Распространение опыта работы учителя.

  1. Открытые уроки для коллег школы.

  2. Годичные окружные семинары.

  3. Конкурс «Учитель года»

  4. Научно-практическая конференция.

  5. Методический совет школы.

  6. Педагогический совет.

  7. Школьное методическое объединение учителей физкультуры и ОБЖ.

  8. Отчёты о работе над методической темой.

  1. Обобщение педагогического опыта работы.

  1. Творческий отчёт.

  2. Педагогическая студия.

  3. Открытые уроки.

  4. Защита проектов уроков.

  5. Единый методический день.

  6. Разработка программ.

  7. Методические мастерские.

  8. Доклады на конференциях, «круглых столах» по физической культуре.

1 Кузнецов В. С. Колодницкий Г. А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе; Метод. пособие. – М., 2003

2 Муравьёв В. А., Назарова Н. Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: Метод. пособие. – М., 2004.

3 Муравьёв В. А., Назарова Н. Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: Метод. пособие. – М., 2004.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта

    Анализ
    Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной
  2. Материалы Региональной конференции инновационных моделей муниципальных методических служб «Методическая служба новой школе» Декабрь, 2010 Иркутск, 2010

    Документ
    Муниципальные методические службы в образовательном пространстве Иркутской области: Сборник материалов Региональной конференции инновационных моделей муниципальных методических служб «Методическая служба – новой школе» / Под общей редакцией Л.
  3. Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта на муниципальном уровне

    Документ
    ИПМ-7 Алгоритм обобщения передового инновационного педагогического опыта (ППО) как результат работы над Единой методической темой (ЕМТ) образовательного учреждения 12
  4. Рекомендации для образовательных учреждений по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта

    Документ
    К передовому педагогическому опыту, в более узком и строгом смысле этого понятия, относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством.
  5. Программа повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников

    Программа
    Программа повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» города Дзержинска Нижегородской области

Другие похожие документы..