Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Воротилин Е. А., канд. юрид. наук, доцент — гл. 2, 3, 4 (§ 1, 2), гл. 14 (§ 1—4, § 6 в соавторстве с О. Э. Лейстом), гл. 17 (§ 1—3), гл. 25 (§ 5), гл...полностью>>
'Документ'
Примерно с середины 2005 г., после негативного исхода референдумов по проекту конституции Европейского Союза (ЕС) во Франции и Нидерландах, в ЕС, в т...полностью>>
'Методические рекомендации'
Вводная часть – должна быть краткой (не более 3-4 страниц) и должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. Необходимо че...полностью>>
'Семинар'
   Целевая аудитория: руководители и менеджеры отделов продаж кампаний, работники отдела сбыта, менеджеры по работе с клиентами, продавцы розничной и ...полностью>>

Программа дисциплины «Теория языка. Фонетика и фонология»  для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Автор программы

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет филологии

Программа дисциплины «Теория языка. Фонетика и фонология»



для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Князев С.В., доктор филологических наук, доцент, svknia@

Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]

Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Теория языка». Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа разработана в соответствии с:

    • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» (ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ) протокол от 02.07.2010

    • Образовательной программой направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра;

    • Рабочим учебным планом НФ НИУ-ВШЭ на 2011/2012 по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика», утвержденным в 2011 году.

2Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются ознакомление с историей и современным состоянием фонетики и фонологии, изучение звуковых механизмов речевой коммуникации, универсальных фонетических возможностей человека и специфики их конкретно-языковых реализаций, формирование представления об устройстве и функциях речевого и слухового аппарата человека, о признаковой структуре фонологических противопоставлений, параметрах межъязыкового варьирования фонетических систем, овладение основными принципами и методиками фонетического и фонологического анализа на материале произвольного естественного языка, в том числе основами инструментального анализа акустического сигнала.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: основные проблемы и методы фонетической теории, историю и современное состояние работ в области фонетики и фонологии языка, базовые типы фонетических единиц и их интерпретацию в рамках различных теоретических моделей, основные типологические особенности языков мира;

  • Уметь: применять полученные знания при фонетическом и фонологическом анализе как в научно-исследовательской деятельности, так и в рамках прикладных задач по лингвистическому обеспечению автоматических систем обработки текстов;

  • Владеть: основными методами фонетического анализа, принципами фонетического и фонологического описания естественного языка и компонентов его структуры, базовой фонетической терминологией.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении профессиональных задач

С-ОНК-2

[Глаголы-подсказки, даны по мере повышения уровня освоения: дает определение, воспроизводит, распознает, использует, демонстрирует, владеет, применяет, представляет связи, обосновывает, интерпретирует оценивает]

лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение

    владение методологией научных исследований в области фонетики и фонологии

С-ОНК-4

лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение, самостоятельные работы (эссе, рефераты, домашние задания)

    способность адаптироваться к новым теориям и результатам мировой науки

С-ОНК-6

лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение

    владение навыками работы в компьютерных сетях, использования ресурсов сети Интернет

С-ИК-3

семинарские занятия в компьютерном классе

    способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программмное обеспечение в научно-исследовательской работе

С-ИК-4

семинарские занятия, самостоятельные работы

    владение навыками оформления и представления результатов научного исследования

С-ИК-5

написание рефератов, эссе, домашних работ (исследовательский проект)

    способность к творчеству, выдвижению самостоятельных гипотез

С-СК-1

написание рефератов, эссе, домашних работ (исследовательский проект)

    способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения

С-СК-2

написание рефератов, эссе, домашних работ (исследовательский проект)

    владение основными понятиями и категориальным аппаратом современной фонетики и фонологии; умение ориентироваться во множестве фонетических направлений и школ

С-ПК-1

лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение

    умение анализировать, сопоставлять и критически оценивать различные лингвистические теории и гипотезы и выбирать оптимальные теоретические подходы и методы решения конкретных научных задач

С-ПК-2

лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение

    владение методами фонетического анализа текста с учетом языковых и экстралин-гвистических факторов

С-ПК-5

семинарские занятия, самостоятельные работы

    владение методами инструментального анализа звучащей речи

С-ПК-6

семинарские занятия, самостоятельные работы

    обладание знанием о параметрах разнообразия естественных язы-ков в области фонетики

С-ПК-11

лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение

    владение навыками перевода научной литературы по фонетике с английского языка на русский и с русского языка на английский

С-ПК-20

лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение

    умение проводить квалифици-рованный анализ различных типов устного и письменного дискурса с целью извлечения знаний, определения тонально-сти текста, идентификации личности говорящего и с другими прикладными целями

С-ПК-21

лекционные и семинарские занятия, самостоятельное чтение

4Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Иностранный язык; Теория языка (введение в лингвистику); Языковое разнообразие. Синтаксис, Семантика, Дискурс, Методы полевой работы, Корпусные методы в лексикографии, Языковые контакты, Вариационная социолингвистика, Язык и политика, Лингвистическая типология.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-3

использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-9

знание основных понятий и категорий современной лингвистики

ПК-1

владение кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем

ПК-5

умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения

ПК-6

владение методами сбора и документации лингвистических данных

ПК-9

умением спланировать и провести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы

ПК-10

знание о параметрах разнообразия естественных языков и их ареальной, типологической и генетической классификации

ПК-13

владение навыками оформления и представления результатов научного исследования на русском и иностранном языках

ПК-14

способностью оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка

ПК-23

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

    Теория языка (морфология); Иностранный язык; Русская фонетика; Русская диалектология.

5Тематический план учебной дисциплины

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Предмет и разделы фонетики. Звуковые средства языка. Звуковой этап коммуникации.

8

2

2

4

2

Фонетическая транскрипция.

12

2

2

8

3

Артикуляционная фонетика.

18

4

4

10

4

Акустическая фонетика.

18

4

4

10

5

Перцептивная фонетика.

10

2

2

6

6

Супрасегментная фонетика.

18

4

4

10

7

Фонология.

36

8

8

20

8

Фонетическая и фонологическая типология.

14

4

4

6

9

Универсальные фонетические классификации.

10

2

2

6

итого

144

32

32

80



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Теория языка»  для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Авторы программы

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Программа дисциплины «Введение в языкознание»  для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  3. Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (33)

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/

Другие похожие документы..