Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Глагол — часть речи, объединяющая слова, которые обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Как пра­вило, глаго...полностью>>
'Семинар'
Целевая аудитория: руководители торговых предприятий и розничных сетей, специалисты логистического управления торговых сетей и заведующие складом, ру...полностью>>
'Документ'
Направленность глобализационных процессов состоит в ХХI веке не только в унификации культур, хотя, конечно, процесс унификации имеет место, но главно...полностью>>
'Документ'
Задоволення та захист своїх законних соцiальних економiчних, творчих, спортивних та iнших спiльних iнтересiв, соцiальний захист та активiзацiя шахово...полностью>>

Пояснительная записка На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения,

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Материалы для составления рабочей программы по литературе (8 класс)

УМК под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. (70 часов)

Автор- составитель: Николаева Э. Ю., учитель СОШ№2

Пояснительная записка

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным подтекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу.

Тематическое и поурочное планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, соответствующей компоненту государственного стандарта общего образования по литературе 2004года.

В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Читатель встречается с временем, изображенным, временем создания и временем чтения.

При этом очень важно рассмотрение позиции автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.

В программе широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора.

Необходимо подсказать ученикам важность понимания исторического времени для верного взгляда на время сегодняшнее. В качестве достаточно объемного эпиграфа для этого предлагается фрагмент сказки Х. К. Андерсена «Калоши счастья».

В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Ученик видит живую историю на страницах художественного произведения и оценивает обращение художника к прошлому. Попутно возникают самые разнообразные вопросы, которые вовсе не обязательно с проблемой времени, но, как правило, помогают более отчетливо представить возможности различных жанров, когда они обращены к событиям истории.

Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами произведений и художественными приемами (7 класс), обогащаются новыми подходами.

К изучению наиболее трудных произведений: народной драмы «Как француз Москву брал», романа «Дон Кихот», повести «Марфа Посадница», былин 19 века, «Пиковой дамы», «Трех мушкетеров», обзорных тем даны методические рекомендации в Программе по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Резервные уроки могут быть использованы для уроков внеклассного чтения на усмотрение учителя.

Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.

В работе используются:

1. Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 185, [7] с.

2. литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 класс \ Т. Ф. Курдюмова – М.: Дрофа, 2006.

3. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова – М: дрофа, 2008).

Поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Примечание

Дата

1

Введение. Литература и время. История в произведениях искусства слова разных жанров. Автор и время.

Г. Х. Андерсен «Калоши счастья» - эпиграф к изучению исторической тематики, притча о характере связи времен между собой.

История в устном народном творчестве.

2

Жанры исторической тематики в фольклоре.

Историческая народная песня «Правеж». Песни о Петре Великом.

Теория

Историческая нар. песня

3

Народный театр. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта.

Народная драма

4

Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал». Патриотический пафос народной пьесы.

История на страницах произведений древнерусской литературы.

5

Историческая тема на страницах древнерусской литературы. Русские летописи. «Повесть временных лет». Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи».

Теория

Древнерусская литература. Летопись

6

Русская воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

Воинская повесть

7

Жития святых как исторические повествования. «Сказание о житии Александра Невского».

Житие

8

Б. К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Становление характера подвижника.

История на страницах произведений 18 века.

9

M. де Сервантес «Дон Кихот».

Пародия на рыцарский роман. Дон Кихот как «вечный образ».

10

Обзор эпических и драматических жанров литературы 18 века. Н. М. Карамзин «История государства Российского».

11

Н. М. Карамзин «Марфа Посадница». Образы-антиподы: Иван 3-й и Марфа Борецкая.

Историческое прошлое в литературе 19 века.

12

Тема истории в произведениях классики

(обзор). Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

13

Былинные герои в произведениях 19 века. А. К. Толстой «Илья Муромец», «Правда».

Теория

Былина и баллада

14

Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Образ народного героя Гайаваты. Образность и красота поэтического языка поэмы.

Песнь как жанр

15

Исторический роман В.Скотта «Айвенго» (фрагменты). Изображение героев и изображение эпохи.

16

Басни И.А. Крылова на историческую тему. «Волк на псарне». Патриотический пафос и герои басни.

Басня

Заучивание наизусть

17

А.С. Пушкин: богатство исторической тематики в творчестве поэта. «Песнь о Вещем Олеге»: тема судьбы

18

Поэма «Полтава» (фрагмент). Описание битвы и её главного героя. Образ Петра - образ вдохновителя победы.

Заучивание наизусть

19

Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и: деспотизма.

20

Болдинская осень 1833 года. Работа Пушкина над «Историей Пугачёва» и «Капитанской дочкой».

Историческая повесть и исторический труд.

Теория

Историческая проза

21

Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный».

22

Пугачёв в повести Пушкина как вождь народного восстания и как человек.

23

Герои исторические и герои вымышленные. Гринёв и Пугачёв. Проблема морального выбора.

24

Становление характера Гринёва. Гринёв и Маша. Гринёв и Швабрин. Проблемы чести, долга, милосердия.

25

Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы.

Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачёва» и «Капитанская дочка»)

Портрет и пейзаж

Эпиграф

26

Развитие речи. Сочинение но повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Кл. сочинение

27

Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»: история создания и нравственная проблематика

повести. Образ Германа.

М. Ю. Лермонтов «Родина».

28

М. Ю. Лермонтов «Песня про... купца Калашникова». Быт и нравы 16 века в поэме. Исторический сюжет и герои «Песни...».

Теория

Историческая поэма

29

Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников.

30

Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с фольклором. Романтическое изображение природы.

31

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»: историческая основа и народно-поэтические истоки повести.

Теория

Историческая повесть

32

Н.В. Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров. Образ Тараса.

33

Образы Остапа и Андрия. Авторское отношение к героям.

34

Мастерство Гоголя в изображении природы. Роль лирических отступлений в повествовании.

Патриотический пафос повести.

35

Авантюрно-героический роман А. Дюма «Три мушкетера». Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств.

36

Развитие речи. Портрет эпохи в историческом произведении. Роль интерьера в композиции произведения. (Подготовка к домашнему сочинению). Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий.

Домашнее сочинение

37

А. К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов» и её герои. Василий Шибанов - нравственный идеал автора.

38

Эпоха и: её воспроизведение в романе «Князь Серебряный». Исторические лица в романе (Иван Грозный, Малюта Скуратов).

39

Вымышленные герои в романе. Патриотический пафос произведения. Художественные особенности романа.

40

Историческое прошлое в русской лирике 19 века. Патриотический пафос и лирическое чувство в стихотворениях В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Д. В. Давыдова. А. Н. Апухтина (по выбору уч-ся).

Заучивание наизусть

41

Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как основа композиции рассказа и его роль в раскрытии душевного состояния героя.

Теория

Контраст как прием композиции

42

Герои рассказа Толстого и их судьбы. Роль случая в жизни и судьбе человека.

43

Развитие речи. Анализ эпизода. Художественное мастерство писателя в сцене истязания солдата.

Гуманистический пафос рассказа.

Сочинение-миниатюра

44

Л. Н. Толстой «Посмертные записки старца Федора Кузмича» как раздумье писателя о судьбе человека.

Сопоставление рассказа «После бала» и «Посмертных записок старца Федора Кузмича».

Историческое прошлое в литературе 20 века.

45

Судьба исторических жанров в литературе 20 века.

Былинные герои в произведениях И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова.

46

Исторические романы и повести Ю. Тынянова (обзор). Осуждение нелепостей воинской службы при Павле 1-ом в рассказе «Подпоручик Киже».

47

«Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия.

48

Сюжет и герои повести. Язык и стиль исторического повествования.

49

Внеклассное чтение. Обсуждение романа М. Алданова «Чертов мост».

50

Исторические миниатюры Стефана Цвейга «Звездные часы человечества» («Невозвратимое мгнове­ние»). Мастерство батальных сцен, образ Наполеона, авторское отношение к нему.

51

Васильев Б. Л. «Утоли моя печали» (главы).

Изображение ходынской трагедии; понимание автором и героями ее причин.

52

Различные пути развития России в представлении героев романа. Жизнь людей на фоне трагических
событий истории. Наденька Олексина и её искания.

53

Исторические лица, изображенные в произведении (Николай 2-й, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев). Смысл названия романа.

54

Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет (обзор). Стихотворения К. Симонова, А. Ахматовой, Ю. Друниной, А. Твардовского.

55

Великая Отечественная война в песнях современных
авторов: Б. Окуджавы. В. Высоцкого и др.

56

Л. М. Леонов «Золотая, карета». Драматический сюжет и композиция пьесы. Судьбы и идеалы героев.

57

Романтический настрой автора при создании образов героев. Символика названия произведения.

58-59

Развитие речи. Творческая работа: исторические события и исторический герой на страницах художественного произведения.

Кл. сочинение

60

Тема прошлого в лирике поэтов 20 века.

Многогранность осмысления былого поэтами серебряного века (З. Гиппиус, В. Брюсов, Н. Гумилев).

61

Лирические раздумья об исторических событиях, о произведениях искусства как свидетелях минувшего в произведениях Д. Кедрина, Г. В. Иванова, М. Цветаевой.

Итоги

62-63

Беседа по итогам чтения произведений исторической тематики в течение года. Викторина.

64

Развитие речи. Сочинение по итогам изучения произведений исторической тематики.

Кл. сочинение

65

Урок-рекомендация книг для самостоятельного чтения летом.

66-70

Резервные уроки. Можно использовать на уроки внеклассного чтения.

Проспер Мериме «Маттео Фальконе», Э. А. По новелла «Падение дома Ашеров» (произведения этих авторов вошли в Обязательный минимум содержания основных образовательных программ). Возможен выбор других произведений этих авторов.

Оставшиеся резервные уроки использовать на усмотрение учителя.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Ученик должен знать/понимать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения).

Ученик должен уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем (соотношение времени изображенного, времени создания, времени прочтения);

  • использовать различные формы изучения произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одного события в произведениях разных жанров и писателей;

  • определять авторскую позицию писателя;

  • создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

  • пользоваться различными справочными материалами;

  • грамотно и осмысленно читать.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (96)

    Урок
    На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и
  2. Пояснительная записка (56)

    Пояснительная записка
    На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и
  3. Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

    Пояснительная записка
    стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
  4. Пояснительная записка за основу данной рабочей программы взята программа по литературе

    Пояснительная записка
    За основу данной рабочей программы взята программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
  5. Пояснительная записка к рабочей программе

    Пояснительная записка
    Рабочая программа по литературе для 7И класса составлена на основе примерных программ по литературе для среднего общего образования на базовом уровне, составленных на основе федерального компонента государственного стандарта общего

Другие похожие документы..