Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовой проект'
по предмету:«Типовое и специальное технологическое оборудование»Тема:"Расчёт системы пылегазоулавливания при производстве карналлита в цехе № 38 ...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Финансовая политика в РФ на современном этапе. Сущность финансов предприятий. Финансовые отношения хозяйствующих субъектов. Финансовые ресурсы предпр...полностью>>
'Документ'
15-16 сентября 2011г. на базе ФГУЗ КБ № 51 ФМБА России в г. Железногорске Красноярского края состоялась IV Научно-практическая конференция ФМБА Росси...полностью>>
'Доклад'
Деятельность учреждения в 2006-2007 учебном году была направлена на решение поставленных задач и целей обучения и воспитания, определенных Программой...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Санкт-Петербург,

тел. 7 (812) 570-1104;

7 (905) 260-8872;

e-mail: troul@

МЕТОДИКА РАБОТЫ
В КОЛЛЕКТИВЕ ПЛАСТИЧЕСКОГО БАЛЕТА “Классика-Модерн”

Открытое занятие для детей первого года обучения
(1-й класс общеобразовательной школы).

ВВЕДЕНИЕ

Коллектив “Классика-Модерн” существует с 1997 года. Состоит из разновозрастных групп, занимающихся на базе школ Центрального района.

Педагог - Труль Ольга Валерьевна. Также является художественным руководителем Международного фестиваля пластического танца памяти Айседоры Дункан.

Коллектив - участник многих выставок, фестивалей и культурных программ, проводимых в городе.

Коллектив выступал на таких известных площадках, как: Академическая Капелла Особняк Боссе (Камерный зал), Смольный Собор, Союз Художников, Музей А. А. Ахматовой, ЦВЗ Манеж, Дворцовая площадь и др.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В основу теории танцевального образования коллектива “Классика-Модерн” легли идеи, получившие своё развитие в творчестве известной Айседоры Дункан, одной из наиболее ярких представительниц пластического танца в стиле “модерн” начала века. Многим казалось, что Дункан идёт по пути возрождения танца древних греков, на что она всегда повторяла: “ - Мой танец, не танец прошлого, это танец будущего”. Из античной культуры Айседора Дункан взяла “непревзойденные образцы красивых и естественных движений человека”. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов - музыки, пластики, костюма. “Впервые ею была сделана попытка хореографического прочтения сонат Бетховена, ноктюрнов и прелюдий Шопена, сочинений Глюка, Моцарта, Шумана ...”

ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ “КЛАССИКА-МОДЕРН”

Сохранение и развитие исторических традиций танца “модерн” было основным лейтмотивом деятельности по созданию нового коллектива. Понимание танца, как своеобразного вида искусства, стало определением этой деятельности. Главной эстетической задачей является материализация эмоциональных образов средствами сценической и пластической выразительности. Танец здесь выступает, как полноценный элемент гармонического строения, где тело не является только лишь объектом демонстрации, а, именно, средством выражения.

Чтобы не путать стиль “модерн” в трактовке известной Айседоры Дункан с чрезмерным многообразием других стилей, но под тем же названием, было решено обозначить его иначе, а именно “классика-модерн”. В первую очередь, что характерно для этого стиля - тщательный отбор музыкального материала. Предпочтение отдаётся симфоническим, полифоническим, классическим, как старинным, так и современным музыкальным произведениям. Музыкальная основа должна обладать самостоятельной эстетической ценностью, быть гармоничной и совершенной в плане музыкальных канонов. Само танцевальное движение рождается из музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Данное занятие - заключительное на первом году обучения. Оно проходит в конце учебного года и является итоговым. Поэтому ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ - определить уровень выполнения тех задач, которые были поставлены в начале года в контексте учебной программы коллектива пластического балета “Классика-Модерн”.

Вот эти ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - освоение основных двигательных навыков (пружинные, маховые и плавные движения), пластичности тела (основы пластики); научиться слушать и воспринимать музыку как музыкальный рассказ (делить ее на части), эмоционально, правильно и четко реагировать на ее содержание и выражать его в своих движениях.

РАЗВИВАЮЩАЯ - развитие воображения (одной из главных творческих способностей) через музыку, рисунок, стихи, игру.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - привить важнейшие качества характера, такие как внимание, воля, ответственность, умение работать в коллективе. Научить правилам поведения на занятиях, во время танца; культуре одежды, прически при выступлении.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ

Обучение танцу ведется не на основе классической хореографии, а ориентировано на свободный пластический танец. Стиль движения не определяется выворотностью и физическими данными, а основан на ЕСТЕСТВЕННЫХ движениях человеческого тела.

Процесс обучения включает в себя два метода: “Музыкальное движение” и “Школа гармоничной пластики и танца”.

“Музыкальное движение” - метод, выходящий за рамки узкой задачи обучения танцу - метод целостного музыкально-эстетического воспитания личности, метод художественно творческой работы. Этот метод создали последовательницы А. Дункан, организаторы Государственной студии музыкального движения “Гептахор”.

“Школа гармоничной пластики и танца” - авторская программа развития пластичности тела на основе единства дыхания, движения, воображения. Составитель Т. С. Преображенская-Николаенко - режиссер и хореограф, исследователь пластических культур Запада и Востока, преподаватель авторского курса пластического модерн-танца Института Усовершенствования Министерства Культуры Ленинградской области.

Вначале идет материал, построенный на простейших одночастных музыкальных произведениях. В таких упражнениях простой музыкальный образ передается одним несложным действием (движением). Это действие начинается и заканчивается в соответствии с развертыванием и завершением музыкальном мысли.

Постепенное усложнение музыкально-двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более развернутым содержанием и более сложной формой (двумя-тремя частями, членением мелодии на отдельные предложения, фразы и т.п.) как МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАССКАЗ.

Нельзя искусственно обособлять элементы музыкальной выразительности (динамика, ритм, регистровая окраска и т.д.), нарушая восприятие целостного музыкального образа. Так, развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения не отделяется и не обособляется от воспитания целостного восприятия музыки. Нельзя уточнять ритмичность движений детей в отрыве от музыки, например громким счетом или непрерывными хлопками, - и то и другое мешает детям слушать и воспринимать музыку, подменяет ощущение музыкального ритма арифметическим счетом, воспитывает привычку механически согласовывать свои движения с музыкой. Другое дело, когда в процессе работы над каким-нибудь музыкально-двигательным образом необходимо привлечь внимание детей к ритму музыки и для уточнения его восприятия предлагается им самим акцентировать ритмический рисунок хлопками. Такой прием вполне правомерен.

С первых занятий необходимо развивать восприимчивость к ДИНАМИЧЕСКОЙ окраске музыки. Воспитывать устойчивую связь между увеличением или уменьшением силы звучания музыки и изменением степени мышечного напряжения (чем громче, сильнее музыка, тем сильнее, энергичней движения).

Разучивание движений без музыки, под счет, тем более разучивание стандартизованных форм движений, оторванных от конкретного музыкально-двигательного образа, в музыкальном движении не допускается.

При работе с музыкальным материалом по музыкальному движению недопустимы грубые изменения темпа, купюры, дополнительные аккорды после окончания музыки; музыкальное произведение должно исполняться так, как оно написано композитором.

На первом году обучения программа строится по разделам:
· музыкальное движение
· пластика
· сценическая культура и история танца
· открытые уроки

ФОРМЫ и МЕТОДЫ проведения занятия.

Основной формой проведения занятий является групповое занятие. В группе занимается 15 человек.

На занятии используются упражнения, в которых ребенок ИНДИВИДУАЛЬНО работает над выразительностью своих движений и упражнения, игры, танцы, исполняемые ВСЕЙ ГРУППОЙ, - они заставляют ярко переживать общие для всех чувства, сплачивают детей в коллектив.

На каждом занятии детям дается возможность самостоятельно отвечать движениями на музыку, передавать ее характер, содержание согласно своему пониманию; для этого в занятие включаются упражнения, в которых есть моменты ИМПРОВИЗАЦИИ.

Тогда дается или краткое изложение содержания, или небольшая БЕСЕДА, направляющая воображение детей, оживляя их эмоциональную память, но нельзя ПОДСКАЗЫВАТЬ ИМ ДВИЖЕНИЙ. Такой прием используется, если материал построен на основных движениях, на подражательных движениях или уже освоенных детьми элементах танца. Если нужно, чтобы дети сразу поняли и почувствовали точную форму упражнения, то используется ПОКАЗ его детям; затем выполнение упражнения ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ; далее они сами исполняют его, окрашивая своим пониманием музыки.

Также используется прием, когда один или два успевающих ребенка показывают движение всей группе. Это учит видеть и оценивать хорошее исполнение.

Чтобы пробудить воображение, возбудить творческую фантазию детей в задания вносятся занимательные элементы. Например, упражнение, в котором движения, прежде исполнявшиеся по кругу, превращаются в красивое коллективное действие, игру, по-новому раскрывающие эмоциональное содержание музыки.

Во время занятия постоянно проводится параллель с изобразительными видами искусства, что развивает детей разносторонне и глубоко. Создается синтез движения, изобразительного искусства, музыки и искусства слова.

Занятия проходят в зале размером не менее 25 кв.м., имеющем фортепиано. Также используется магнитофон и аудиокассеты. Многие школы имеют современное оборудование, что позволяет использовать на занятиях прогрессивные методы обучения: просмотр видеокассет, содержащих необходимый для данной образовательной программы дополнительный материал.

Дети приходят за 15 мин. до начала занятий и переодеваются в специальную форму: лосины, гимнастический купальник, носки, чешки, а также приготавливают коврик для упражнений в положении сидя и лежа. Волосы должны быть убраны или на макушке головы, или внизу затылочной части.

Для открытого занятия используются белые короткие платья без рукавов. Они являются основой для танца “Бабочки”.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Занятие распределяется на 3 части: подготовительная, основная, заключительная.

В подготовительной части дети выходят на свои рабочие места, проверяют свой внешний вид, основную стойку. По журналу проверяется количество присутствующих на занятии.

В основной части дети показывают подготовительные упражнения, музыкально-двигательные упражнения и задания, пластический этюд “Рождение цветка”.

В заключительной части исполняют танец “Бабочки”, подводится общий итог занятиям, дается оценка успехам и поведению детей.

ДИНАМИКА занятия строится таким образом, что материал, требующий движений сильных, в быстром темпе чередуется с образами спокойными, легкими; упражнения, исполняемые на месте, - с движением по залу. Соблюдается общее постепенное повышение нагрузки от начала урока к основной его части и постепенный спад перед его окончанием.

Поэтому в подготовительной и основной части занятия используются упражнения, требующие внимательной и напряженной работы, а в заключительной части дети повторяют знакомые упражнения, игры, танцы.

Проделав подготовительное упражнение, дети тут же применяют его в музыкально-двигательном задании. Это учит детей сознательно, самостоятельно пользоваться подготовительными упражнениями, готовясь к началу музыки и движения (например, проверяли свое исходное положение, правильность интервалов, строй).

ОПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЯ

1. Поздороваться с детьми, пригласить их построиться в шахматном порядке. Для поднятия настроения звучит музыка бодрого, спокойно-сдержанного марша. Шаг небольшой, легкий, размах рук сдержанный, окончание мягкое. Построившись, шагают на месте до конца музыки.

2. Один из детей вызывается вперед, ему предлагается показать упражнения, помогающие принять правильную двигательную стойку. Спросить остальных детей, правильно ли выполнено задание. Все повторяют. ОСНОВНАЯ СТОЙКА: пятки вместе, носки раздвинуты (около 45*), ноги выпрямлены, но излишне не напряжены, колени не втянуты. Плечи опущены вниз, руки свободно висят вдоль туловища. Выравниваем себя по “Оси” позвоночника. Затем тяжесть тела переносим на переднюю часть стопы. Это упражнение для выстраивания осанки, собирает внутренне к занятиям.

Основная стойка помогает ребенку включиться в движение с началом звучания музыки - быть готовым к движению. Такая готовность достигается, если работают только те группы мышц, напряжение которых необходимо для поддержания тела в описанном положении; остальные - свободны. Несоблюдение этого правила ведет к зажимам, которые мешают ребенку правильно и свободно выполнять движение.

Понятие “Оси” взято из раздела “Пластика” и имеет философское объяснение. “Ось” проходит через позвоночник человека, вытягивая его. Один конец “Оси” уходит вниз в землю через крестец (копчик), а другой тянется вверх к небу через макушку головы.

3. Вызывается другой ребенок, ему предлагается внимательно посмотреть, как все дети будут выполнять упражнение “Пружинки”, и сделать свои замечания. Музыка: русская народная мелодия “Посеяли девки лён”, обработка Т. Ломовой. Упражнение повторить после замечаний. В упражнении используется естественная двигательная реакция детей на веселую плясовую музыку. Упражнение развивает ПРУЖИННОЕ движение ног, как в коленном суставе, так и в ступне; усиливает и закрепляет эмоционально-двигательную реакцию на изменение силы звучания музыки. Дети стоят в шахматном порядке.

Исходное положение - подбоченившись кулачками. Дети слегка приплясывают. Пружинные полуприседания и выпрямления колен по два на такт. Пятки от пола не отделяются. Корпус прямой. Между движениями вниз и вверх остановок не делается. Акцент движения вверх. Далее приплясывая во всю силу, дети то пружинно поднимаются на носки, то опускаются на всю ступню - по два раза на такт. Как и в первом движении, остановок между фазами не делается. При движении вверх пятки остаются вместе; ноги выпрямляются, но колени не втягиваются; при движении вниз - слегка подгибаются.

4. Исполняется упражнение “Мельница”. Музыка: английская народная мелодия. Т. Ломова. “Мельница”. Попросить показать, как надо подготовить к нему руки, плечи. Дети показывают ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ на расслабление мышц плечевого пояса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед; затем по команде они снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз; повиснув, руки слегка пассивно покачиваются, пока не остановятся. Предложить детям крепко сжать кисти в кулаки, выдержав несколько секунд кисти расслабить. Дети должны почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц. Далее: руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками. Из того же положения рук несколько раз подряд сбрасывать пассивные кисти вниз. Делают свободное круговое движение рук.

Упражнение помогает освоению и совершенствованию МАХОВЫХ движений, развивает мышечное чувство. Упражнение знакомит детей с двумя музыкально-двигательными образами, близкими по форме, но разными по содержанию. Также учит чутко вникать в содержание музыкальных произведений, выражая в простейших движениях различную ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОКРАСКУ музыки.

1-ый вариант: исходное положение - руки подняты в стороны. Дети делают легкие маховые движения рук, скрещивая их перед грудью на нечетных тактах и взмахивая ими в стороны на четных. Круговые махи - мельница. На каждый такт энергичным махом дети описывают руками большие круги, начиная их вперед-вверх и кончая назад-вниз. Затем мельница исполняется в обратном направлении.

2-ой вариант: Также легко дети взмахивают обеими руками, на нечетные такты вперед, на четные в стороны. Исполняется мельница - круговые махи, начиная вперед-вверх, при легком пружинном движении в коленях. С каждым тактом движение усиливается: увеличивается размах мельницы и пружинное движение в ногах; взлет рук заставляет детей невольно подниматься на носки. После последнего взмаха вперед-вверх дети плавно опускают руки через стороны вниз. Дети исполняют оба варианта подряд, по одному разу.

5. Дети исполняют упражнение “Поющие руки”, используя ПРИЕМ ПЛАВНОГО движения. Музыка: П. Чайковский. “Шарманщик поет” (отрывок). Детям предлагается свободно разместиться по всему залу, лицами в одну сторону и чтобы не мешать друг другу. ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ поднимать и опускать плечи. Дети как можно выше поднимают плечи, затем дают им свободно опуститься в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз). Упражнение помогает почувствовать правильное (ненапряженное) положение плеч.

Детям предлагается передать нежный, мечтательный напев музыки такими напевными, плавными движениями, как они исполнили бы его звуком своего голоса. Исходное положение - руки подняты в стороны и повернуты ладонями вперед. Руки медленно переводятся вперед. Движение идет от плеча, без напряжения в локтях. Кисти слегка отстают от движения всей руки. Медленно разводят руки в стороны, возвращаясь в исходное положение. Кисти слегка отстают от движения. С окончанием музыки руки плавно опускаются вниз. Между движениями вперед и назад остановок не делается. По мере усиления эмоционального воздействия музыки музыкально-двигательный образ углубляется: в движении появляется устремленность, свойственная 1-ой и 3-ей фразе мелодии, - руки тянутся вслед за звуками музыки. Движение рук невольно вызывает небольшой наклон тела вперед; на 2-ой и 4-ой фразе принимается исходное положение.

6. Дети показывают упражнение “Ветерок и ветер”. Музыка: Л. Бетховен. “Лендлер”. Упражнение на АКТИВИЗАЦИЮ и РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ детей. Исполнение предваряется небольшим рассказом, направляющим воображение детей на раскрытие образа молодых деревьев, качающихся под легким дуновением или сильным порывом ветра. Слова ИЛЛЮСТРИРУЮТСЯ деталями движения. “Когда ветерок слабый, большие ветви-руки не качаются, колышутся только маленькие веточки и листья-кисти рук и пальцы. Деревья тянутся к солнцу, теплому и ласковому. Посмотрите на свои листочки, как они шевелятся под его лучами.”

Дети учатся изменять характер движения с плавного на размашистое, со слабого на сильное и обратно.

Исходное положение - дети также свободно стоят по залу. Руки поднимают вверх. Ветерок слабо колышет ветви деревьев. Поднятые руки слегка переводятся то вправо, то влево, тихонько колышутся кисти рук. Движение плавное, направление меняется на каждый такт. Голова склоняется в сторону движения рук, взгляд - на листья. Поднялся сильный ветер. Дети бросают верхнюю часть корпуса и руки то вправо, то влево, сгибаясь в пояснице. Ветер затихает. Повторяется первое движение. Затем руки медленно опускаются вниз.

7. Двое детей раздают ленты. Дети исполняют “Под весенним ветерком”. Музыка: Т. Ломова. “Алегретто”. МУЗЫКАЛЬНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ подготовлена к открытому уроку в подарок родителям. Музыка создает образ легкий, подвижный; дети двигаются бесшумно, на носках, чтобы не помять весенние цветы; бережно несут в руках развевающиеся ленты. Вместе со звуками музыки движения то делаются более порывистыми, то совсем затихают, но все время сохраняют тот же характер.

8. Не называя игру, детям проигрываются первые такты музыки. Узнав музыку, дети самостоятельно перестраиваются в два кружка и выбирают ведущих. Исполняют игру “Ищи свой цвет”. Музыка: В. Герчик. Вариации на тему русской народной песни “Как под яблонькой”. В игре, ее движениях и композиции детям раскрывается светлое настроение хороводной песни и изменения ее характера в вариациях. Совершенствуется ходьба хороводным шагом.

9. Дети возвращаются на свои рабочие места. Показывают пластический этюд “Рождение Цветка” (вариация 1-ой части пластического тренинга “Рождение Цветка в Океане Света”, для первого года обучения). Музыка: Китаро. Ритмическая основа музыки соответствует характеру плавных и “текучих” движений, тем самым, помогая сильнее и глубже переживать создаваемый образ. Этюд построен таким образом, что, учитывая природные ритмы (смена времен года) в образе цветка дети проходят этапы рождения, развития и умирания. Логически одни движения вытекают из других, что способствует осознанному движению. Исходное положение - поза “зерна”. Дети садятся на пятки и опускают корпус на колени, руки на полу (правая и левая кисти соединены), голову опускают на руки. С помощью волновых движений позвоночником (прием пластической “волны”) корпус постепенно поднимается из позы “зерна” в позу “росток”. Раскрываются плечи, лопатки и руки, голова поднимается; руки тянутся вверх “к небу” за солнечным лучом, потом опускаются, как бы омывая себя с верху вниз. Затем делают движение “лотос”, когда руки описывают круг над головой, кисти перекрещиваются, и затем руки опускаются вниз “к земле”. Далее идет подъем на ноги. Ноги принимают положение основной стойки (пятки вместе, носки врозь). Ноги находятся все время в активном состоянии, используется прием пружинного движения ног. Потом опять движение руками “лотос” и “цветок” раскрывается. Корпус и руки раскачиваются из стороны в стороны; как бы под воздействием ветра, который то усиливается, то затихает, “цветок” закрывается и раскрывается. Солнце заходит и “цветок” увядает. Дети возвращаются в позу “зерна”.

При работе над этюдом происходит закрепление пройденного материала, отработка движений и комбинаций будущего номера, а также используется и импровизация.

10. Дети перестраиваются на танец “Бабочки”. Музыка: Ж. Бизе. Отрывок из оперы-сюиты “Кармен”. Музыка дает возможность детям создать грациозный образ бабочек, то медленно порхающих в прозрачном воздухе, то под порывами ветра взлетающих вверх; внезапно ветер стихает, и они медленно опускаются на цветы. Действие делится на три временных отрезка: утро (рождение бабочек из кокона, знакомство с окружающим миром), день (бабочки улетают на лесную поляну, где весело играют), ночь (прощание друг с другом и с природой, бабочки засыпают). В танце гармонично соединены элементы раздела “Пластика” (поза “зерна”, упражнение “цветок”, пластическая “волна”) и раздела “Музыкальное движение” (пружинные движения ног, маховые и плавные движения рук). Также включена работа по развитию чувства ритма и координации движений, навыки коллективного творчества.

Исходное положение - группа делится на 4 подгруппы по 3-4 человека в каждой. Дети образуют кружочки и садятся в позу “зерна” (лицами к центру), расположенные по кругу, на равных расстояниях. 1-ая часть музыки: дети поднимают корпус по принципу “волны”, раскрывают руки-крылья, растягивая их в стороны. Поднимаются на ноги, пружинным движением коленей встают на полупальцы, тянутся всем телом к солнцу. Повернувшись лицом в одну сторону - вправо, каждый в своем кружке легким бегом двигаются по кругу. 2-ая часть музыки: ведущий центрального кружка разворачивает свой круг на один общий. Также делают ведущие других кружков, соединяясь в общую линию большого круга, друг за другом. Ведущий большого круга выводит цепочку на середину зала, разделяя площадку пополам, руки-крылья опускаются вниз. Ведущая, маховым движением поднимает руки в стороны, показывая свои крылья и, повернув направо, убегает в конец колонны и встает в нее последней. Остальные простым шагом передвигаются на одно место вперед. Вторая бабочка повторяет движение первой и убегает, повернув налево. То же делают и все остальные дети, ведущая возвращается на своё место. Далее, все дети, кроме ведущей, которая стоит первой, расходятся приставными шагами в стороны, перестраиваясь из колонны в шахматный порядок. В это время ведущая кружится на месте в правую сторону. Ведущая останавливается, и все делают реверанс с правой ноги. Все кружатся на месте в левую сторону, и после остановки делают реверанс с левой ноги. 3-я часть музыки: все перестраиваются в кружки, возвращаясь на свои места, как в начале танца. Руки поднимают в стороны - вверх, делая волнообразные движения руками, прощаются друг с другом и, опуская руки вниз, засыпают, опускаясь на колени и далее в позу “зерна”.

11. Подводим итоги.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

· Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 2000.
· Преображенская-Николаенко Т. С. Школа гармоничной пластики и танца. Авторская программа развития пластичности тела. - Журнал “Танец”. №1, 1997. “Натали”. №№2, 4, 6, 9, 12, 1997.
· Дункан А. Танец будущего. Моя жизнь. - Киев, 1989.
· Коротеева Е. И. Искусство и ты. - М., 2000.
· Захаров Р. Сочинение танца. - М., 1983.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Pop! Логоритмика и танцевальные этюды для детей 3-6 лет. Л. Н. Богомазова (Омск). Зима-2010. Пять уроков, 6 ч 07 мин

    Урок
    Логоритмика и танцевальные этюды для детей 3-6 лет. Л.Н.Богомазова (Омск). Зима-2010. Пять уроков, 6 ч 07 мин. Методический материал для педагогов младших групп танцевальных ансамблей, детских садов, учреждений дошкольного образования.
  2. Методика преподавания хореографических дисциплин Учебно-методическое пособие для специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализации «Хореографическое творчество» Киров

    Учебно-методическое пособие
    Рецензенты: Долгушина Г.А. - Заслуженный работник культуры Российской Федерации, художественный руководитель хореографического ансамбля «Ветерок»; Быкова Е.
  3. Л. В. Козуб С. Ф. Прокопенко «01» сентября 2010 года «01»сентября 2010 года Образовательная программа

    Образовательная программа
    Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране,
  4. К. К. Станиславский Работа актера над ролью (2)

    Документ
       В настоящем томе публикуются подготовительные материалы к неосуществленной книге "Работа актера над ролью". Эту книгу Станиславский предполагал посвятить второй части "системы", процессу создания сценического образа.
  5. И. А. Флиге Составители: О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис Интервью: Т. Ф. Косинова, Т. Ю. Шманкевич, О. Н. Ансберг Научный редактор: Т. Б. Притыкина Под общей редакцией А. Д. Марголиса Общественно-политическая жизнь Ленинграда в годы «перестройки»

    Интервью
    В сборнике впервые сделана попытка с максимальной полнотой описать общественно-политические процессы в Ленинграде (С.-Петербурге) в период «перестройки» (от избрания М.

Другие похожие документы..