Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Дорогие читатели! Вы держите в руках праздничный номер литературно-художественного и научно-популярного журнала «Отражение», посвященного Дню рождени...полностью>>
'Расписание'
Лекция 1. Введение в специальность. Медицинская деонтология. Болезни органов дыхания. Симптоматология, диагностика, принципы печения и профилактика пн...полностью>>
'Документ'
Номинация на Hong Kong Film Award в категории «лучший азиатский фильм» 2005Номинация журнала Screen International Чхан-Ук Паку, European Film Awards ...полностью>>
'Документ'
Дайте порівняльну характеристику сучасним процесам розробки комп’ютерних систем. Опишіть уніфікований процес розробки додатків. В чому полягає мета к...полностью>>

Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Институт истории и права Кафедра философии,

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Институт истории и права

Кафедра философии, социологии и политологии

ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

И АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(Учебно-методическое пособие)

Павлодар

ББК 66.097

УДК 32.01 (0758)

И – 79

Учебное пособие рекомендовано к изданию Ученым советом ПГУ им. С.Торайгырова

Иренов Габит Нажмединович

Потенциал политических знаний и активизация самостоятельной работы студентов. – Павлодар: НИР ПГУ, 2005. – 160 с.

ISBN 9965-539-72-3

Учебно-методическое пособие рассматривает некоторые методологические основы формирования политических идей и проблемы организации самостоятельной работы студентов. В данной работе даны рекомендации педагога-политолога, профессора ПГУ, прошедшего жизненный путь от воспитателя интерната до руководителя школы, педучилища и высшего учебного заведения.

Цель книги – оказать действенную помощь в приобретении и углублении политических знаний, активизации творческой деятельности и интенсификации процесса обучения.

Пособие рекомендуется преподавателям и учителям, аспирантам и магистрантам, соискателям, студентам вузов, учащимся колледжей и школ – всем, кто интересуется историей становления и развития политической науки на Западе и постсоветском пространстве, в частности Республике Казахстан в условиях суверенного развития, а также методикой преподавания основ политологии в учебных заведениях.

Под редакцией докт. экон. наук, профессора Арына Е.М.

Рецензенты

доктор философских наук, профессор Марданов К.М.

доктор политических наук, профессор Джунусова Ж.Х.

© Иренов Г.Н., 2005

И 0801000000

00 (05)-05

Содержание

От автора ……………………………………………………………..4

1 Методологические основы политических знаний …………………

1.1 Методологические подходы к анализу политических

идей ………………………………………………………………….7

    1. Новые политические направления в исследованиях

казахстанских политологов ………………………………………...20

    1. Потенциал вузов в политическом воспитании студентов………...41

2 Самостоятельная работа – важнейшее

условие творческой деятельности молодежи……………………….

    1. Формирование навыков самостоятельной работы ………………..48

    2. Лекция – организующее и активизирующее начало

творческой деятельности студентов ……………………….………52

    1. Методика проведения практических занятий …………………….55

    2. Индивидуальное собеседование – эффективный

метод общения ………………………………………………………62

    1. Особенности работы с литературой, чтения и

конспектирования …………………………………………………..64

  1. Рабочая программа по дисциплине «методология

политической науки» ……………………………………………….

    1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе ………69

    2. Тематический план и содержание лекций, практических

занятий и самостоятельной работы студентов …………………..70

    1. Перечень учебников, энциклопедии и словарей по

политологии казахстанских и российских авторов ………………89

4 Методы овладения навыками политических знаний ……………..

Методические рекомендации к выполнению

курсовых и контрольных работ ……………………………………92

    1. Тестирование – распространенная форма

обучения …………………… 95

    1. Глоссарий ………………………………………………….……….122

Заключение ………………………………………………………...148

Литература ………………………………...……………………….153

Посвящается

45-летию ПГУ

им. С. Торайгырова

От автора

В мире возрастает интерес к политической науке, что является вполне закономерным процессом. Политически формируется молодежь в основном в возрасте от 17 до 25 лет. Этот период включает такие важные для развития личности события, как приобретение образования, начало профессиональной деятельности, военная служба и т.д., которые оказывают решающее влияние на политические взгляды.

Практика показывает, что на современном этапе сохраняется высокий уровень неопределенности в оценке политических процессов и обстановки в целом. Следовательно, в любом деле, во всех сферах производственной, общественно-политической деятельности необходим прежде всего профессионализм. Это вдвойне необходимо для политиков и политологов, так как одной из причин негативных процессов в политической системе является недостаточный уровень профессиональной подготовки, знаний по основам теоретической и прикладной политологии, зачастую пренебрежительное отношение к анализу и обобщению проблемных ситуаций, неумение властных структур эффективно управлять и оптимально реализовать собственные решения.

Ныне стало очевидной необходимость овладения элементами политических знаний и определенным уровнем политической культуры, понятийным аппаратом для любого специалиста, в частности в структурах политической власти, государственных и негосударственных организациях и учреждениях. Эти знания главным образом нужны для обеспечения интеллектуальной поддержки их деятельности, подготовки и принятия политических решений, выполнения прогностических и мониторинговых функций профессионалов.

Для молодежи политические знания дают возможность:

во-первых, расширить круг знаний, осознать актуальность изучения и овладения навыками политического образования;

во-вторых, творчески раскрыться, развивать инициативу и самостоятельность;

в-третьих, получить целостное представление о данной науке, определенную сумму новых знаний и информации, приобрести навыки общения;

в-четвертых, повысить мотивацию молодежи к осознанному участию в политике, что способствует укреплению эстетических чувств, нравственности, убежденности, правильно уяснить специфическую особенность политических событий и процессов;

в-пятых, выработать на основе анализа и обобщения потока информации, изученного и исследованного материала собственный взгляд на проблему и пути ее решения, усваивать не готовую истину, а находить ее в результате размышлений и рассуждений, поиска собственного пути, выхода из создавшейся ситуации и кризисных явлений в обществе.

Получение целостного представления о различных науках и изучаемых общеобразовательных и специальных дисциплинах, определенной суммы новых знаний и информаций является чрезвычайно сложным процессом для студентов.

Еще сложнее приобретение знаний путем углубленной проработки материала, закрепление надолго в памяти, усвоение прочитанного и применение новых знаний на практике.

К тому же не вызывает никакого сомнения то, что мы живем в очень противоречивом мире, когда буквально не за десятилетия, а за несколько дней могут произойти неожиданные перемены в обществе, связанные прежде всего с социально-экономическими и политическими преобразованиями.

Все это со всей остротой ставит проблему овладения студентами навыками активного творческого мышления и самостоятельной работы. К сожалению, многие, даже информированные и подготовленные студенты недостаточно приучены к серьезной мыслительной деятельности, фундаментальному анализу происходящих процессов и явлений в обществе.

Точнее говоря, определенная часть студентов, да и молодежи в целом, при обсуждении многих проблем современности не могут подняться до способности диалектического понимания сегодняшней действительности, определиться в своих отношениях к историческим событиям, проводимой политике государства, политических партий и общественных движений, выработать собственную позицию и высказать точку зрения, выйти за пределы своего примитивного мировоззрения.

В процессе учебных занятий приходится наблюдать: отношение отдельных студентов к прошлой истории нашей страны складывается как исключительно негативное, если не говорить о том, что они эту историю вообще не знают и знать не хотят, что является результатом совершенно некритического восприятия и необъективной оценки, в известной степени неподготовленности к самостоятельной работе, мышлению и рассуждению.

Известно, что значительная роль в учебном процессе в системе образования отводится самостоятельной работе студентов, которая должна стать их постоянной творческой деятельностью и главным средством осмысления всего изученного. Именно на основе приобретенных новых знаний, умений и навыков у них вырабатывается собственная оценка и соответствующие выводы.

В динамичном, порою противоречивом мире, охватывающем все стороны человеческого бытия, необходимо готовить профессионалов нового типа, обладающих и мировоззрением, и специальными знаниями, духовно-нравственным идеалом и занимающих осмысленную гражданскую позицию.

Именно поэтому формирование у молодого поколения методологии политических знаний, логики понимания философии происходящих процессов и явлений, диалога и консенсуса, обеспечение единства и согласия в условиях глобализации неоднотипных по своей сущности и характеру социально-экономических, политических и культурно-образовательных систем должно стать одним из важнейших функций современного образования.

1 Методологические основы политических знаний

1.1 Методологические подходы к анализу политических идей

Общество, как показывает практика, не может развиваться без политических идей, явлений и процессов, определенного политического устройства системы, что требует философского осмысления методологического содержания.

Методология – совокупность познавательных средств, методов и приемов, система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности в какой-либо науке.

Не вдаваясь в подробности возникновения и формирования политических учений в прошлом, отмечу, что история политической мысли начинает отсчет с II и I тысячелетий до нашей эры. У их истоков на разных этапах стояли выдающиеся философы, корифеи разных идейных направлений и страстные просветители, защитники разума.

В основном теоретические идеи и взгляды мыслителей в прошлом складывались и творчески развивались в рамках общей философии и в совокупности они воздвигали фундамент политического знания.

Элементы этих знаний и идей возникли в античный период, когда мыслители открыто заявляли, что «мир политики является делом рук человеческих».

Сократ в своих определениях писал, что все единичное остается отдаленным от существования чувственных вещей и выдвинул диалектическую природу мышления.

Их политические идеи были подвергнуты критике выдающимися мыслителями, в частности Платоном, который учения софистов считал неверным и вредным, так как они склоняют людей к неповиновению идеальной государственной власти. Для него идеи являются самостоятельным бытием и особым миром. Аристотель воспринимал политику как сферу государственных отношений, как высшую форму общения и общественных связей и отмечал, что в мире чувственного воспринимаемого нет ничего постоянного, а общее существует помимо него и есть нечто иное, а логическое отношение идей есть отношение общих идей к идеям частным, так как общее – сущность частного, которое может быть и субстанцией и несубстанцией (отношение подчиненности более общей, более высокой идее). Ему удалось разработать учение о категориях, дать определение отдельным терминам.

Страстным защитником разума, идеи свободомыслия и справедливости, гуманистических идеалов был выдающийся мыслитель средневекового Востока Абу Насыр аль-Фараби, который оставил богатое научное наследие по различным отраслям знаний и создал свою оригинальную теоретическую концепцию.

Н. Макиавелли – известный деятель и теоретик – впервые выделил в особую и самостоятельную область знаний возникающие мысли и идеи, связанные с политикой.

Методологическую основу и базу политических знаний составляют научные труды мыслителей-философов, просветителей, современных ученых и авторов различных идейно-политических концепций, которые стояли у истоков становления и развития политических учений.

Данная работа опирается на традиционные общеметодологические подходы к анализу и разработке отечественных и зарубежных ученых, занимающихся исследованием политической методологии Дж. И. Джексона (США) – по общим проблемам, Ч. Рейджина (США), Д. Берг-Шлоссера (Германия), Ж. де Мера (Бельгия) – по вопросам качественного, К. Макгроу (США) – экспериментальных методов и планирования исследований.

Методологические аспекты весьма подробно исследуются в трудах Х.Р. Алкера. По этой же проблеме наиболее популярными авторами являются: Д. Истон, Ю. Хабермас, Р. Михельс, Г. Моска, М. Олкотт, Й. Элстер, А. Грамши, М. Фуко, Ю. Гальтунг, М. Холлис, К. Поппер и другие.

Неоценимую помощь в методологическом плане оказывают разнообразные технические приемы: количественный метод и многофакторный анализ Л. Бартелза, Г. Брейди, Т. Мустафина, А. Нысанбаева, К. Сыроежкина.

В целях глубокого всестороннего осмысления широкого круга теоретических проблем национальной политики и обоснования своих предположений следует обратиться к политическим взглядам и методам исследования Я. Данилевского, В. Ленина, О. Шпенглера, А. Тойнби, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Алмонда, Х. Клингеманна, Г. Лассвелла, Т. Парсонса, С. Бейсембаева, Р. Гудина, М. Сужикова, Н. Киикбаева, Р. Абсаттарова и других, обосновавших национальный характер науки, неуниверсальность ценностей и единой человеческой цивилизации.

В мире наук зачастую спорят относительно универсальности и неуниверсальности идеи ее национального и ненационального характера. По мнению современных политологов, она по своей природе универсальна, как универсальна сама истина. Даже если отнести эту особенность только к истине, следует полагать, что ее с методологической точки зрения может раскрыть только наука и практика. Вопрос заключается в том, каким путем и какими средствами, что во многом зависит от самого народа, его культуры и самобытности. В данном случае он должен идти своим и особенным путем, не копируя и слепо не подстраиваясь к чьим-то ценностям.

В вопросах методологии политических идей, в силу известных обстоятельств, постсоветское пространство уступает зарубежным ученым, которые преуспели особенно в постижении политической правды.

Ученые-политологи в своих трудах и публикациях достаточно убедительно доказывали, что наука всегда имеет национальный характер. В частности О. Шпенглер писал, что систем нравственности существует столько, сколько имеется цивилизаций, даже в сфере таких точных наук, как в математике и физике. В то же время он предупреждал, что идея о существовании универсальной науки, которая представляла бы абсолютную истину для всех цивилизаций не что иное, как иллюзия.

С философской точки зрения человек является мерой всех вещей. Однако не существует универсального всечеловека, человека вообще, так как он принадлежит к конкретной цивилизации, конкретной нации, народу с его менталитетом, культурой, обладающей своей системой ценностей, и, наконец, он отличается от других своим собственным видением мира, наполняющим его своим воззрением, самосознанием и смыслом жизни.

Следовательно, универсальных ценностей не может быть и в политической идеологии, где нередко имеют место расхождение, непонимание, полярно противоположные суждения и оценки, противоречия и столкновения по отношению к одним и тем же событиям и явлениям, даже в случаях, когда употребляют одни и те же понятия и термины, преследуют одни и те же цели, так как люди руководствуются разными системами ценностей, отличающихся в науке по своему содержанию и форме, нравственно-эстетическим и социальным функциям в обществе.

Ни одна политическая наука, будь это американская или западная, восточная, российская или казахстанская, не может претендовать на универсальность своей системы, рассчитанной на всех и навсегда. Она в лучшем случае может реализовать себя первоначально в мыслях людей, лишь затем определиться и занять свое место в разных системах координат общества.

Концепция Вебера, которая оказала сильное влияние на исследование политики в ХХ веке, остается ключевой для научного исследования. Но он при этом предупреждает, что невозможны исследования путем «непредвзятого» эмпирического изыскания, поскольку «непредвзятого» взгляда на вещи не может быть в принципе, и решительно выступил против ученых, предписывающих необходимость «объективного», «беспристрастного» подхода к исследуемому материалу.

Установление «важного» для начинающего ученого всегда есть предпосылка исследования и отнюдь не следствие предварительного «беспристрастного» поиска, а результат его наивного самообольщения, так как он с самого начала уже вычленил для себя «важное» и сделал его предметом исследования на основании собственных ценностных представлений».

По мнению Вебера, ученый, особенно в области общественных наук, независимо от своего желания выступает не столько слугой науки, как это предполагают многие, сколько слугой своей политической системы, установленного ею порядка, что и заставляет его, если и не прямо, то «между строчками» защищать политику, окрашенную интересами его собственного класса, социальной группы, общества, корпорации или данного государства.

Все это позволяет сделать вывод, что наука не может быть абсолютно свободной от господствующей системы нравственных ценностей, наоборот, она прямо на ней основывается. Именно система ценностей во многом определяет не только выбор «актуального», «важного», но и целые научные направления, равно как и приоритеты в них.

В силу этих обстоятельств вряд ли можно утверждать об «объективности», «истинности» и «универсальности» наших наук, что в конечном счете не столько приближает к общечеловеческому, сколько отдаляет, став легкой добычей различных интересов, при этом ослабляя в ней общенациональный элемент.

Современный историк и теоретик А. Тойнби, внесший неоценимый вклад в развитие теории цивилизации, решительно выступал как против отождествления понятия «цивилизация», с одним лишь ее видом, западноевропейским, так и против утвердившегося тезиса о единстве человеческой цивилизации, олицетворяющей прогресс по пути прямой линии от «низших» народов к «высшим».

Исходя из вышеизложенных концепций ученых, следует признать, что научное восприятие окружающего мира и прежде всего политической и идейно-нравственной сферы зависит от склада мышления при каждой цивилизации. Это и есть подход ценностный, следовательно, национальный, лишь бы он не приобретал характер навязывания другим народам своего мировидения, претендующего на общечеловеческую значимость.

Тем более необходимо учесть, что каждый индивид судит об окружающем мире не столько на научной основе, сколько отталкиваясь от своих представлений, симпатий и антипатий к различным ценностям, порождаемым, возможно, как его природной средой, так и обществом, в котором он живет и творит.

В условиях преобразования общества соответственно коренным образом меняется политическое сознание и поведение людей. В целом происходит осознание своего политического бытия, всего происходящего в мире, осуществление в действительности задач и целей общественных сил общества, идей, концепции и различных воззрений по тем или иным политическим событиям. Одновременно растет не только интерес к ним, но и стремление правильно понимать, осмысливать политические реалии.

Возникновению и развитию политической мысли в России положило начало движение дворянских революционеров еще в начале XIX века, явившееся важным этапом в истории общественно-политических учений, у истоков которых стояли Пестель Т.И. – один из главных организаторов Южного общества декабристов, автор «Русской правды», Муравьев М.М.; в числе первых провозгласивший наилучшей формой правления конституционную монархию, основанную на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В середине XIX века был выдвинут ряд новых идей и положений при оценке и переоценке прошлого опыта и переустройства современной России представителями славянофилов-западников А.С. Хомяковым, И.В. Киреевским, К.Д. Кавелиным, Т.Н. Грановским, П.В. Анненковым, которые призывали к заимствованию достижений цивилизации и развитию научной общественно-политической мысли.

Эти идеи получили дальнейшее свое развитие в политических воззрениях русских революционных демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, для мировоззрения которых были характерны идеи утопического социализма, массового революционного движения, решительного отрицания капиталистических порядков, преобразования, основанные на принципах демократии: парламентаризм, избирательная система, гражданское равноправие, политическая свобода и др., затем – в политических теориях революционных народников (М.А. Бакунин) и либеральной философской мысли (Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский), считавших развитие политической мысли и ее теоретическое осмысление повторением одних и тех же воззрений.

Более систематизированные идеи, взгляды той или иной социальной группы нашли отражение в теоретических разработках таких общественно-политических и идейных течений как либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократия, фашизм, христианско-демократическое и других лево- и праворадикальных концепциях мировой идеологии.

В значительной степени питательную почву для возникновения и становления политической теории создали развитие демократических институтов и зарождение политических партий, движений, что в конце XIX века способствовало формированию различных научных школ и направлений исследования, которые прежде всего оформились в США и Европе.

Американские и западные политологи подвергли фундаментальным и прикладным исследованиям все стороны политической жизни. Ее исходные положения и параметры, разноуровневые явления и процессы изучались и анализировались не только на примере отдельных стран или регионов, но и в глобальном масштабе многих стран не только на теоретическом и микро-, но и макро-эмпирическом уровне.

Многие монографии и фундаментальные книги, опубликованные в 80-х годах ХХ века в США, Западной Европе, на Востоке (Япония) свидетельствуют, что политическая наука в своих исследованиях в основном концентрировалась на академических проблемах, касающихся теоретических сторон, ее методологии, политических, законодательных и закономерных процессов в мировом масштабе. Что касается политических понятий и категорий, тенденций и принципов, норм и традиций, то тут поиск сосредоточен на вопросах политической практики в деятельности всех ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной. В качестве примера можно привести книги К. Лииса «Политическая жизнь Великобритании» (1983); Р. Пиоуса «Американская политическая жизнь в управлении» (1989); Х. Байервальда «Партийная политика в Японии» (1986).

Широкую известность среди политологов получили работы Ст. Васби «Политическая наука как дисциплина: Введение» (1980), Монография под редакцией А. Финифтера «Политическая наука. Состояние дисциплин» (1985), Курс лекций Р. Рипли и Э. Слотника по проблемам политической жизни и политической системы США (1985) и другие.

Автор книг «Пример Америки» (1986), «Восстановление» (1987), «Сравнение в политической науке» (1988) Клаус фон Бейме, известный политолог на Западе, в своих научных трудах считает, что взгляд на новые тенденции в современных политических теориях в основном концентрируется в США, где работает чуть ли не две третьих политологов мира.

История становления и развития современной политической науки более основательно исследована политологом Г. Алмондом. Бесспорно, по числу ученых американская политическая наука сохраняет лидерство. Отсюда следует, по мнению Д. Истона, развитие политических наук в США служит парадигмой, моделью постановки проблем и решений для дальнейшего совершенствования этой науки в западном мире, хотя между ними существуют значительные различия, что можно сказать также о российской и восточной политологии.

По оценкам многих ученых существенный вклад в изучение электоральных процессов, трансформации посткоммунистических обществ Восточной Европы внес немецкий политолог Х. Клингеманн. Всеобщее признание получила работа по политической теории австрийского ученого Р. Гудина.

В 90-е годы в общественных науках доминировали четыре интеллектуальных стиля, которые не везде, не во всех странах идентифицируются, это: «саксонский», «тевтонский», «галльский» и «японский». Первые два из них практически охватывают все типы стран, стиль которых характеризуется практико-индуктивным и теоретико-дедуктивным методом, продуцирующим теорию и гипотезу. В Америке фактическое влияние политологии на все стороны жизни сознательно преувеличивалось, так как воздействие на формирование политического интереса было ниже, чем у их европейских коллег. Не исключено, что здесь сыграла определенную роль количественная сторона: в Америке насчитывалось более шести тысяч ученых-политологов, тогда как в Великобритании, Японии, Франции, Германии, СССР в 90-е годы их число не превышало трех с половиной тысячи. Из общего количества американских ученых-политологов примерно 40-50 % составляли бихевиористы, представлявшие одно из ведущих научных направлений в конце XIX – начале XX века.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История зарубежной социологии Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Павлодар Кереку 2008 Утверждаю Проректор по ур пгу им. С. Торайгырова Н. Э. Пфейфер 2008 г

    Учебно-методическое пособие
    З-78 История зарубежной социологии: учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей / сост. Т.Н. Зозуля, Г.Т. Артыкбаева – Павлодар : Кереку, 2008.
  2. Программа дисциплины Форма для студентов ф со пгу 18. 2/07 Министерство образования и науки Республики Казахстан (2)

    Программа дисциплины
    специальностей 050204 Культурология, 050502 Политология, 050301 Юриспруденция, 050506 Экономика, 050507 Менеджмент, 050508 Учет и аудит, 050509 Финансы,
  3. Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан (6)

    Методические указания
    Литература как часть культуры. Литература (лат. litteratura — на­писанное, от littera — буква) — совокупность записанных и имею­щих общественную значимость текстов; в более узком смысле — только художественная литература, вид искусства.
  4. Опорный конспект лекции фсо пгу 18. 2/07 Министерство образования и науки Республики Казахстан (3)

    Конспект
    Многие виды умственной деятельности человека, такие, как написание программ для вычислительной машины, игра в шахматы, занятие математикой, ведение рассуждений на уровне здравого смысла, требуют наличия определенного "интеллекта".
  5. С. Торайгырова Региональный центр политических исследований политическая реальность в разнообразных ее проявлениях павлодар 2008 ббк 66(5Каз)

    Документ
    Арын Е.М., докт. экон. наук, проф. (под общей редакцией), Иренов Г.Н., докт полит. наук, проф (главн. редактор), Кадысова Р.Ж., докт. ист. наук, проф.

Другие похожие документы..