Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Школи (класи) з поглибленим вивченням біології мають на меті розвивати в учнів здібності до біології, задовольнити інтерес учнів до цієї науки, форму...полностью>>
'Документ'
По оценке ООН «жилищный вопрос является основой успешного развития. Абсолютно нереалистично говорить о таких понятиях как «образование», «здравоохран...полностью>>
'Документ'
Вода є джерелом життя та основним елементом усього живого на Землі. Проблема води на планеті настільки актуальна, що ООН проголосила 2005-2014 роки -...полностью>>
'Документ'
Экспортеры российского зерна ждут введения ограничений на поставки в апреле: к этому месяцу, по их расчетам, может быть достигнут объявленный первым ...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины «История мировой культуры» Специальность

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тамбовское областное государственное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«История мировой культуры»

Специальность: 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные

промыслы»

Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства

Тамбов

2007

Одобрено предметно-цикловой комиссией отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Протокол №1 от 5.09.2007

Председатель предметно-цикловой комиссии

/С.В.Караваева/

«Утверждаю»

Зам. директора по УР

/А.Г. Малышкина/

Авторы: Нагорнова Е.Е. – преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

Миронова Е.И. . – преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

Рецензенты: Ромах О.В. – доктор философских наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Кириенко Т.А. – зав. отделением «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

Пояснительная записка

Курс «История мировой культуры» предназначена для педучилищ, гуманитарных колледжей, старших классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Оптимальный объем курса 104 часа. Курс разбит на три раздела.

Предметом курса служит мировая культура со времени ее зарождения до наших дней, включая отечественную. Главная цель предлагаемого курса – развить у учащихся познавательную и духовную потребность и возможность понимать человека иного времени через культуру. Оригинальность курса состоит в выделении «культурных эпох» со своими социокультурными, духовными и ценностными характеристиками. Каждая культурная эпоха рассматривается как отдельная саморазвивающаяся система. Проблемы мировой культуры рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен. Задачей такого подхода являлась выработка у учащихся умения видеть глубинный смысл движения культуры, понимать и чувствовать ее формы.

Структурно курс построен по хронологически – проблемному принципу, что позволяет при сохранении поэтапного изложения материала выделять наиболее значимые моменты. Хочется подчеркнуть, что  курс “История мировой культуры” направлен на развитие у студентов способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, на формирование умения понимать и оценивать культуру разных эпох. Он должен помочь молодому человеку ориентироваться в мире накопленных человечеством художественных ценностей, в мире современной культуры и выработать свои собственные  оценки и эстетические суждения. В процессе изучения мировой культуры  молодой человек может стать активным субъектом художественной жизни.

Итоги работы по курсу определяются следующими параметрами:

Студент должен Знать:

  • Знание ключевых понятий каждой культурной эпохи;

  • основные эпохи в культурном развитии человечества;

  • культурные доминанты различных эпох в развитии мировой культуры; 

  • эстетические идеалы различных эпох и народов;

  • роль и место классического наследия в художественной культуре

  • современности;

  • основные особенности культурного развития народов России;

  • особенности культуры современного человечества и ее сложную структуру;

  • выдающиеся достижения в сфере культуры различных эпох;  

    Уметь:

  • Уметь выделять этапы и особенности культурного процесса в разных странах в различные эпохи;   

  • самостоятельно оценивать достижения культуры, характерные для различных эпох и народов;

  • объяснять непреходящую роль классики для духовного развития

  • современного человека;

  • показать на конкретных примерах место и роль культуры России в мировой художественной культуре;

  • сформулировать свое оценочное суждение о современной культуре;

  • пользоваться справочной и специальной литературой по культуре,

  • анализировать и пересказывать ее.

Учебный план курса

«История мировой культуры»

Для специальности

«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

п/п

Содержание

3 сем.

4 сем.

5 сем.

1.

Число недель в семестре

17

19

16

2.

Число часов в неделю

2

2

2

3.

Форма аттестации

Конт. раб.

зачет

экзамен

4.

Число лекций

34

38

32

5.

Самостоятельная работа

3

2

5

Всего учебных часов по дисциплине 104

Тематический план

Часть 1. Культура Древнего Востока

34

Тема 1.1. Культура первобытного общества

4

Тема 1.2. Культура Древнего Египта

4

Тема 1.3. Культура Древней Месопотамии

2

Тема 1.4. Культура Древнего Средиземноморья

2

Тема 1.5. Культура древней Индии

4

Тема 1.6. Культура древнего Китая

4

Тема 1.7 Культура древней Греции

4

Тема 1.8. Культура древнего Рима

4

Тема 1.9. Культура древних цивилизаций Америки

4

Итоговое занятие

2

2 семестр

Часть 2. Культура Средневековья и Возрождения

38

Тема 2.1. Средневековая культура Востока (Индия, Китай, Япония)

4

Тема 2.2. Средневековая культура мусульманского мира

2

Тема 2.3. Культура Византии

4

Тема 2.4. Европейская культура средневековья

4

Тема 2.5 Европейская культура эпохи Возрождения

4

Часть 3. Культура Нового Времени

Тема 3.1. Культура Эпохи Просвещения

4

Тема 3.2. Европейская культура Х1Х века

4

Тема 3.3. Мировая культура ХХ века

6

Итоговое занятие

2

3 семестр

Часть 4. История русской культуры

32

Тема 4.1. Генезис славянской культуры

2

Тема 4.2. Культура Древних славян

2

Тема 4.3. Древнерусская культура 9 – нач. 13 вв.

4

Тема 4.4. Культура России в 14 – 17 вв.

4

Тема 4.5. Культура России в 18 веке

4

Тема 4.6. Культура России в первой половине 19 века

4

Тема 4.7. Культура пореформенной России (60 – 90 гг. 19 в.)

2

Тема 4.8. «Серебренный век» русской культуры (конец 19 – начало 20)

2

Тема 4.9. Русская культура во второй половине 20 века

4

Тема 4.10 Культура Тамбовского края

4

Итоговое занятие

Всего по дисциплине:

104

Тема 1. Понятие «Культура». Культура первобытного общества

Студент должен знать:

  1. основные закономерности развития культуры первобытного общества;

  2. этапы первобытной культуры;

  3. ранние формы религии.

Уметь:

  1. охарактеризовать специфику первобытного мышления;

  2. выявлять в современной культуре черты первобытности.

Понятие «Культура». Первобытная культура как традиционный тип культуры. Формирование культуры как универсального механизма самоорганизации общественной жизни. Синкретичный характер первобытной культуры.

Этапы развития первобытной культуры (палеолит, мезолит, неолит). Регулирование отношений в первобытном обществе и возникновение первичных стереотипов поведения. Формы первобытной социализации: первобытные союзы, инициации, утверждение половозрастной иерархии. Тотем и табу и их роль в формировании нравственности. Теории тотемизма: (номиналистические, социологические, психологические). Мировоззренческая картина мира. Специфика первобытного мышления - высокая степень слияния индивида и окружающей его природы, мышление по аналогии, объяснение от противного, ссылка на пример. Миф как форма родоплеменного осмысления окружающего мира. Виды мифов: космогонические (мифы о происхождении мира), антропогонические (о происхождении человека), мифы о культурных героях, об умирающем и воскресающем боге, эсхатологические (о конце мира) и др. Основные точки зрения и школы на происхождение и сущность мифа.

Религия в первобытной культуре. Представление о жизни и смерти.

Становление идеи двойственной природы человека (тело - душа). Анимизм.

Культ предков, животных, растений, камней, земли, воды, огня и др. Фетишизм, магия, шаманство. Методы психического воздействия шамана на общество.

Первобытность в современной культуре.

Тема 2. Культура Древнего Египта

Студент должен знать:

  1. роль географического фактора на жизнь Египта;

  2. основные этапы развития культуры Египта;

  3. особенности мифологического мировоззрения египтян.

Египетская культура как типично ирригационная культура. Роль географического фактора в жизни египтян. Нил и его влияние на египетскую культуру. Расцвет математики, астрономии, строительного дела. Изобретение земледельческого календаря, водяных и солнечных часов, составление карты звездного неба. Ремесло, ювелирное дело, стеклоделие.

Изобретение папируса. Египетская письменность и ее своеобразие. Ф.Шампольон - создатель египтологии.

Основные этапы в развитии культуры Египта (Раннее и Древнее царства Египта, Среднее и Новое царства).

Возникновение номов и образование Верхнего и Нижнего царств. Централизация древнеегипетского царства. Роль фараона в жизни древнеегипетского царства. Обожествление правителя, возникновение культа фараона. Тесная зависимость архитектуры и религиозного культа. Реализация идеи беспредельного могущества фараона. Искусство бальзамирования и мумификации.

Мифологические и религиозные представления египтян. Египет - "душа, влекущаяся к бесконечности" (О.Шпенглер), культура памяти и памятников. Представления египтян о загробном существовании. Идея посмертного воздаяния, разделение умерших на грешников и праведников, суд Осириса." Книга мертвых", "Тексты пирамид".

Египетские боги. Сотворение мира и человека (гелиопольская версия, мемфийская версия). Сохранение пережитков древних верований (фетишизм, тотемизм). Трансформация образов богов. Культ номовых богов. Триады и эннеады богов. Культ солнца, символика. Миф об Исиде и Осирисе как типичный миф об умирающем и воскрешающем боге. Функции Осириса.

Религиозная реформа Эхнатона - первая попытка установления монотеизма, ее влияние на религию древних евреев. Гимн Эхнатона.

Египетская письменность (иероглифика, иератическое письмо, демотика).

Тема 3. Культура Древней Месопотамии

Студент должен знать:

  1. основные причины развития культуры Двуречья;

  2. значение открытия письменности для развития культуры Двуречья;

  3. специфику культуры Вавилона.

Уметь:

  1. различать культуру Шумер и Вавилона

Культура древнего Востока - важнейший этап в культурном развитии человечества: эпоха создания письменности, появления различных наук, философской мысли, изобразительного искусства.

Основные причины, определившие развитие культуры Двуречья: организация ирригационной системы и ее регулирование в долинах великих рек, развитие земледелия, садоводства. Появление прибавочного продукта и возникновение специализированного ремесла, его отделение от земледелия. Металлургическое производство, ткачество. Развитие торговли.

Исторические этапы в развитии культуры народов Древней Месопотамии. Процесс образования государства - образование цивилизации. Городская революция - возникновение городов-государств. Города Урук, Ниппур, Киш, Лагаш.

Открытие письменности и ее значение для развития культуры Двуречья. Переход от пиктографического письма к клинописи. Расшифровка клинописи (Дж. Смит, С.Н. Крамер, Э.Кьера, А.Пебель). Первые письменные памятники. Возникновение сословия писцов как духовной аристократии. Школы. Строительство библиотек. Библиотека Ашшурбанапала (669-635 гг. до н.э.) - первая систематически подобранная библиотека. Появление архивов.

Истоки развития шумерской литературы: устное народное творчество, культовые и литературные тексты. Жанры шумерской литературы: гимны, плачи, псалмы, поучения, назидания, басни и т.д.

Героический эпос. Сказание о Гильгамеше. Шумеро-аккадская мифология. Представления о мироздании и о человеке.

Культура Вавилона. Специфика экономической жизни Вавилона. Развитие международной торговли. Ростовщичество и его роль в жизни Вавилона. Старовавилонское царство Хаммурапи. Законы Хаммурапи и их значение. Наука в Вавилоне - медицина, математика, астрология. Связь медицины с магическими действиями.

Религиозные представления. Мардук и его роль в пантеоне.

Тема 4. Культура Древнего Средиземноморья

Студент должен знать:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по дисциплине: История мировых религий специальность

    Рабочая программа
    Изучение курса «История мировых религий» необходима и обязательна для студентов исторического факультета, т.к. главной задачей учебного процесса в ВУЗе является подготовка высококвалифицированного, всесторонне развитого и образованного специалиста.
  2. Программа учебной дисциплины «История отечественой культуры»

    Программа
    Исторические условия формирования русской культуры и ее особенности. Уникальное географическое положение России и вытекающие из него гиперболизм, небережливость и непунктуальность.
  3. Рабочая программа учебной дисциплины общая хирургия для специальности

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании Программы по общей хирургии с уходом за хирургическими больными для студентов высших медицинских учебных заведений (лечебного, медико-профилактического, стоматологического факультетов), Москва,
  4. Рабочая программа учебной дисциплины история кафедра-разработчик

    Рабочая программа
    Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; дать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях
  5. Рабочая программа учебная дисциплина история направление подготовки: 020202. 65 Фундаментальная и прикладная химия

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта Министерства общего и профессионального образования по учебной дисциплине (модуле) История для подготовки бакалавров по направлению 020201.

Другие похожие документы..