Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Учебное пособие «Управленческие решения» разработано в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта второго поколения по с...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми дослідження. У правовій державі проблема боротьби зі злочинністю, захисту прав і законних інтересів громадян від злочинних посягань...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в научно-практической конференции «Нанотехнологии в фармации и медицине», которая состоится 13-14 октября 2011 года в ...полностью>>
'Документ'
Появление письменности ознаменовало переход человечества к новой информационной технологии. С помощью графических знаковых систем стало возможным отд...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине антропология основной образовательной программы

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине

АНТРОПОЛОГИЯ

основной образовательной программы

направления 040100 (62) – Социальная работа

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«22» октября 2009 г., протокол № 5

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева

Рекомендован решением Методического совета

« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов

Автор-разработчик

старший преподаватель кафедры

философии и социологии М. М. Предовская

Санкт-Петербург

2009

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Антропология» федерального компонента цикла ОПД – цикла общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 040100 (62) – Социальная работа для студентов I курса Факультета экономики, управления и права ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

I. Организационно-методический раздел

  1. Цель курса

Цель курса – ознакомить студентов, обучающихся по специальности с широким кругом вопросов, изучаемых современной биологической (физической) антропологией.

1.2. Задачи курса

Задачи учебного курса:

- сформировать общее представление о предмете, ознакомить с основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии;

- изучить положение человека в системе животного мира, эволюцию человека, особенности его онтогенеза, конституциональные различия, особенности адаптации вида Homo Sapiens к различным условиям окружающей среды, биосоциальные основы жизнедеятельности человека;

- пропагандировать недопутимость любых форм расовой, этнической или национальной дискриминации;

- углубить представление о процессе формирования изменчивости биологических свойств человека в ходе роста, развития и старения организма, биологическим аспектам адаптивных свойств человека и предпосылкам этногенеза.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке студентов

Курс «Антропологии» относится к первому году обучения, основывается на знании биологии и культурологии, создает базу для дальнейшего изучения философии, психологии, социологии и социальной работы.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Дипломированный специалист должен иметь общие знания о происхождении человека, о происхождении и систематике современных приматов, о месте человека среди животного мира земли. Знать особенности различных конституциональных типов людей, понимать степень связи морвологической конституции и функциональных особенностей организма. Знать основные этапы процесса роста организма человека, основные гипотезы акселирации и старения. Знать основные признаки больших и малых рас, механизм их происхождения. Понимать научные основы критики расизма и национализма.

Антропологические основания социальной работы ложатся в основу происхождения и эволюции человека, образовании человеческих рас, которые дают понимание о взаимоотношении человека себе подобным и природой на ранней стадии развития его самого. Антропология нужна для того, чтобы человек мог стать более самостоятельным.

Значение антропологии в теории и практике в социальной работе, понимается в узком и широком смысле слова. Т.е. в широком смысле слова социальная работа направлена на гармонизацию отношений человека в обществе. Социальная работа в узком смысле слова имеет цель защищать уязвимые слои населения.

      1. Содержание дисциплины, изложенное в Государственном

образовательном стандарте высшего профессионального образования

второго поколения по направлению 040100 (62) – Социальная работа

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов

ОПД.Ф.01

Антропология.

Понятие антропологии. Ее место в системе наук и практике.

Антропогенез: природно-социальная природа и эволюция человека. Человек - личность - индивидуальность.

Основные потребности, интересы и ценности человека. Его психофизические возможности и связь с социальной активностью.

Проблемы девиантности развития человека.

Антропологические основания социальной работы.

108

      1. Распределение дидактических единиц по темам

N ДЕ

Наименование
дидактической единицы ГОС ВПО

N

темы

Название темы

1

Введение в антропологию

1

Предмет и задачи антропологии, её место в системе наук

2

Направления антропологии

3

История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Антропогенез

4

Теории видообразования

2

Происхождение человека

5

Биологическая эволюция

6

Гипотезы о происхождении

7

Структура отряда приматов

8

Сущностные родовые качества человека, его потребности, интересы и ценности

3

Расовая и этническая антропология

9

Понятие расы. Расогенез.

10

Классификация рас

11

Определение и характеристики этноса

12

Классификация этносов

4

Возрастная и конституционная антропология

13

Понятие и кретерии биологического возраста, психофизические возможности и связь с социальной активностью

14

Акселирация и старение

15

Классификация конституционных типов, девиантность развития

16

Экологические аспекты конституции. Антропологические основания социальной работы

II. Распределение тем по видам занятий

п/п

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

(часы)

Самостоятельная

работа

(часы)

лекции

семинарские занятия

I

Введение в антропологию

27

4

6

17

1.1

Предмет и задачи антропологии, её место в системе наук

7

1

2

4

1.2

Направления антропологии

7

1

2

4

1.3

История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Антропогенез

6

1

-

5

1.4

Теории видообразования

7

1

2

4

II

Происхождение человека

27

4

6

17

2.1

Биологическая эволюция

7

1

2

4

2.2

Гипотезы о происхождении

7

1

2

4

2.3

Структура отряда приматов

6

1

-

5

2.4

Сущностные родовые качества человека, его потребности, интересы и ценности

7

1

2

4

III

Расовая и этническая антропология

25

4

4

17

3.1

Понятие расы. Расогенез

6

1

-

5

3.2

Классификация рас

6

1

-

5

3.3

Определение и характеристики этноса

6

1

2

3

3.4

Классификация этносов

7

1

2

4

IV

Возрастная и конституционная антропология

29

4

8

17

4.1

Понятие и кретерии биологического возраста, психофизические возможности и связь с социальной активностью

6

1

-

5

4.2

Акселирация и старение

6

1

-

5

4.3

Классификация конституционных типов, девиантность развития

9

1

4

4

4.4

Экологические аспекты конституции. Антропологические основания социальной работы

8

1

4

3

Итого

108

16

24

68

III. Содержание курса

3.1. Разделы, темы, их краткое содержание

3.1.1. Содержание лекционного материала

Раздел 1. Введение в антропологию

Тема 1. Предмет и задачи антропологии, её место в системе наук

Предмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук. Направления антропологии.

Тема 2. Направления антропологии

Эволюционная антроплогия, физическая антропология, психологическая антропология, этническая антропология, культурная антропология, социальная антропология, философская антропология, социально-философская антроплогия, полоитическая антропология, педагогическая антропология, теологическая антропология. Различия между физической и культурной антропологией. Определение антропологии как раздела общей биологии. История становления антропологии.

Тема 3. История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Антропогенез

Антропологические концепции. История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Работы К. Линнея по систематике животных, выделение рода Homo и Homo Sapiens.

Тема 4. Теории видообразования

Теории видообразования Ж. Кювье и Ж. Ламарка. Методология отношения к проблеме прорисхождения человека: теория эволюции Ч. Дарвина и роль труда в происхождении человека (Ф. Энгельс). Проблема возникноваения интеллекта.

Раздел II. Происхождение человека



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Культурология» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антропология» Л. А. Моисеева Док б. наук, профессор

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Антропология» является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки по специальности «психология», согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ ф. 05 «Философия» для студентов всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Кочесоков Р.Х, доктор философских наук, профессор; Тхагапсоев Х.Г., доктор философских наук, профессор; Шевлоков В.А., доктор философских наук, профессор; Калашников А.

Другие похожие документы..