Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
вентиляторов) Параметры электродвигателей 1 3 4 Марка электродвигателя: Номинальная мощность, кВт Номинальное напряжение, В Номинальный ток, А Регули...полностью>>
'Сказка'
Наверняка Вы – мой коллега (библиотекарь) или, как минимум, хороший приятель (педагог-организатор). А может быть Вы – просто веселый человек, который...полностью>>
'Конспект'
II. Удивительно, что уже давно исчезли с лица русской земли молчалины и скалозубы, фамусовы и репетиловы, горичи и тугоуховские, но до сих пор живет и...полностью>>
'Реферат'
Мы обращаемся к науке, которую принято называть «общей психологией». Занимая привилегированное положение теоретического основания современной психоло...полностью>>

Высшая Школа Экономики- 56 с учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кафедра истории философии

Философия в мировой художественной литературе

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100.62) и

по направлению Культурология (031400.62), также и подготовки бакалавра

УК №739

Москва 2009

Философия в мировой художественной литературе. Учебно-методический комплекс. / Сост. доктор философских наук, ординарный профессор Кантор В.К.. — М.: Государственный Университет – Высшая Школа Экономики— 56 с.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100.62) и по направлению Культурология (031400.62), также и подготовки бакалавра. Комплекс содержит организационно-методические указания для слушателей и преподавателей, программу дисциплины, распределение бюджета учебного времени, планы семинарских занятий, методические рекомендации по изучению дисциплины, темы контрольных работ и рефератов с методическими рекомендациями по их исполнению, тестовые задания, вопросы для подготовки к зачету и экзамену, а также перечень рекомендованной для изучения литературы.

Ответственный редактор: доктор философских наук, - ?.

Всего пронумеровано 56 стр.

Подписано к печати __________ г.

Авт. л. ____ Усл. печ. л. ____

Заказ № _________

Тираж _400_ экз.

Стоимость экземпляра ____ руб.

Типография в/ч 33965

ВВЕДЕНИЕ

Данный курс является авторским курсом и основан на теоретических разработках преподавателя, его публикациях в центральной научной печати (книгах и статьях), также лекциях и чтении студентами первоисточников – как собственно художественных произведений, так и классических трудов, их комментирующих.

Сразу стоит оговориться, что в курсе не будет рассматриваться в философском контексте современная литература. Философ всегда имеет дело с вечными проблемами, он, как и историк, пророк, угадывающий назад (Фр. Шлегель). Возможно, пройдя эту школу, студенты сами смогут беспристрастно относиться к современности, ставить ей те высокие требования, на которые отвечает великая литература. Чем глубже в историю, тем меньше случайных текстов. Толстой как-то говорил, что история литературы напоминает пирамиду острием вниз. Чем глубже мы опускаемся, тем более значительные тексты мы открываем. Как писал Аверинцев: «История литературы – не просто предмет познания, но одновременно шанс дышать "большим временем", вместо того, чтобы задыхаться в малом». Живя в большом времени, студенты почувствуют, насколько это благодатная позиция, насколько она обогатит их

Одна из задач курса - привить студентам умение работать самостоятельно над текстами художественной литературы, что несомненно увеличивает интеллектуальный кругозор и повышает их способность интуитивно-аналитического восприятия мира. Такая по сути дела практическая работа должна способствовать развитию творческих способностей слушателей. Если исходить из философского представления, что мир есть текст, то умение читать, видеть этот текст – одна из важнейших задач в воспитании будущего философа.

Курс поможет воспитанию специалиста, который будет реально представлять, какие проблемы стоят и стояли перед философией в процессе освоения ею культурного пространства.

В результате изучения курса обучаемые должны

знать о тесной связи русской и мировой литературы, философские ходы в основных великих художественно-философских произведениях, основные понятия философско-художественного анализа, работы выдающихся философов, занимавшихся проблемами художественной литературы.

уметь читать текст, уметь его анализировать, видеть неслучайность слов в великих произведениях, учиться видеть философское сцепление сюжетных линий, взаимосвязь эпизодов, применять в дальнейшей работе свои знания.

ознакомиться с текстами мировой художественной литературы и их философской трактовкой в трудах отечественных и зарубежных мыслителей.

Освоение философского наследия мировой и отечественной культуры в рамках учебной дисциплины требует не только добротной общеобразовательной подготовки и культурной эрудиции, но и мобилизации интеллектуальных усилий и творческого потенциала в различных формах самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности.

Чтение курса «Философия в мировой художественной литературе» имеет своей целью:

- дать слушателям знания, соответствующие современному уровню развития данной дисциплины и государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Министерства образования РФ;

- удовлетворение потребностей слушателей в развитии интеллектуального и творческого потенциала, в постоянном обновлении и обогащении своих знаний;

- формирование навыков философского осмысления актуальных проблем их культурного, личностного и профессионального бытия, а также умения вырабатывать устойчивые нравственные ориентиры по отношению к мировой литературе

.

Задачи курса:

- дать слушателю представление о многообразных способах литературно-философского осмысления мира и человека в мире;

- раскрыть вопросы, связанные с обсуждением форм человеческого бытия и проблем искушения человеческого существа и воспитательной роли искусства;

- представить структуру художественного знания и описать его различные типы и формы освоения человеческого бытия;

- познакомить слушателя с современными методами научного исследования;

- сформировать практические навыки философского и методологического анализа мировоззренческих проблем.

В результате освоения достижений мировой и отечественной философской мысли, слушатель должен:

- знать специфику философии как особого вида духовной деятельности; своеобразие понятий, категорий и форм философского мышления; назначение и функции философии, ее место в культуре;

Изучение курса о роли философии в мировой литературе опирается на наличие у слушателей опыта чтения художественной литературы, на школьный курс литературы, на знание ключевых произведений мировой литературы, а также на знание базового курса истории философии, которая должна давать необходимый контекст для данного курса.

В свою очередь, синтез знаний, полученных в процессе изучения роли философии в мировой литературе, призван помочь слушателям:

- на системной мировоззренческой основе углублять и обогащать свое образование через осмысление неразрывной связи литературы и философии, где происходит взаимопроникновение двух способов овладения мировыми смыслами;

- показать исток взаимосвязи литературы и философии как в античности (Платон), так и в Библии, где эта связь очевидна;

- указать основные темы и проблемы, которые являются общими для литературы и философии;

- понимать тесную взаимосвязь европейской литературы с русской, как русской философии с европейской;

- успешно ориентироваться в сфере философского анализа литературного процесса при выполнении курсовых и дипломных работ;

- использовать философскую культуру при определении фундаментальных литературно-мировоззренческих, жизнесмысловых и нравственных ориентиров для осуществления жизнедеятельности.

Организационно-методические указания

В соответствии с программой и тематическим планом изучение курса “Философия в мировой художественной литературе» предполагается в течение двух модулей. В конце первого модуль предусмотрена контрольный опрос студентов, в конце второго – зачет с оценкой по всему прослушанному курсу.

Занятия по изучению литературы в контексте философии требуют систематичности, последовательности, повторения пройденного и четкого усвоения необходимых смыслообразов, объединяющих эти две сферы творческой деятельности человека.

Основными формами изучения курса являются лекции, семинары, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа, зачеты и экзамены. Среди них важнейшее место занимает самостоятельная работа, включающая в себя внимательное чтение художественной и философской литературы, подготовку к семинарским занятиям, контрольным работам, написанию эссе и зачетам с оценкой.

Рекомендуется готовиться к лекциям. Такая подготовка включает, прежде всего, повторение предыдущего материала; кроме того, весьма полезно перед предстоящей лекцией ознакомиться с основными вопросами ее темы по учебной и справочной литературе.

Подготовка к семинарам (практическим занятиям) включает:

- самостоятельное чтение рекомендуемой литературы и краткое конспектирование основных положений, идей;

- определение своего мнения по обсуждаемым вопросам;

- составление логически последовательного плана выступления по обсуждаемым вопросам.

Самостоятельное изучение литературных источников с необходимостью предполагает использование различных видов записи. Без этого приобретаемые знания не отличаются четкостью, строгостью и определенностью.

Существуют различные виды записи – планы, выписки, тезисы, конспекты.

Средством глубокого и прочного усвоения изучаемого материала является конспект, т.е. краткое, сжатое, логически упорядоченное изложение содержания книги, статьи, лекции. В отличие от плана, наиболее краткой формы записи, содержащей лишь перечень рассматриваемых вопросов, от тезисов, в утвердительной и сжатой форме излагающих основные положения изучаемого материала, от выписок, дословно воспроизводящих отдельные наиболее важные идеи, обобщения, факты, конспект является наиболее совершенной формой записи, так как в нем основные идеи, положения и выводы статьи излагаются в их логической последовательности, в связном виде. Конспектирование рассматривается как один из эффективных видов записи, объединяющих в себе и план, и выписки, и цитаты, позволяющий не только глубоко изучить и осмыслить содержание изучаемого материала, но и выразить свое отношение к затронутым вопросам, раскрыть их значение для сегодняшнего дня.

Конспект должен состоять из слов автора статьи, а не из слов конспектирующего. Последний может включить в свою работу еще одну рубрику «Мой комментарий», чтобы дать свою оценку прочитанному.

Знания слушателя на зачете с оценкой определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», данными по десятибалльной системе, принятой в ГУ-ВШЭ. Оценка может быть выставлена либо на зачете, либо по результатам текущей учебной работы слушателя.

Проведение зачета по курсу «Философия в мировой литературе» как основной формы проверки знаний слушателей предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих педагогическую эффективность оценочной процедуры. Важнейшие среди них:

- степень охвата разделов учебной программы и понимание взаимосвязей между ними;

- глубина понимания существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины;

- диапазон знания художественной и философской литературы;

- логически корректное, непротиворечивое, последовательное и аргументированное построение ответа на экзамене;

- уровень самостоятельного мышления с элементами творческого подхода к изложению материала.

Оценки «отлично» заслуживает ответ, содержащий:

- глубокое и систематическое знание всего программного материала, а также содержания и новаций лекционного курса;

- знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой;

- логически корректное и убедительное изложение ответа.

Оценки «хорошо» заслуживает ответ, содержащий:

- знание узловых проблем программы и основного содержания лекционного курса;

- знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы;

- в целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает ответ, содержащий:

- фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса;

- неполное знакомство с рекомендованной литературой;

- стремление логически определенно и последовательно изложить ответ.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при:

- незнании либо отрывочном представлении учебно-программного материала;

- неумении выполнять предусмотренные программой задания.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (доклады, обсуждения, диспуты, опросы на семинарских занятиях и т.п.), написание эссе, ответ на тесты, зачет в 2-ем модуле

Примерный объем эссе: 3 – 4 тысяч слов

О базовом учебнике:

Поскольку курс является авторским, то базового учебника как такового по данной дисциплине пока не существует. Курс основан на лекциях преподавателя и на знаменитых мировых именах писателей-классиков и их основных известных и читаемых во всем мире литературных произведениях. Вместе с тем составитель курса предполагает со временем предложить учебник по данной проблематике, который в доступной форме давал бы общие понятия и ориентацию в огромном массиве художественной литературы для всех студентов, интересующихся философией.

Тематический план учебной дисциплины

пп

Наименование раздела, темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самост.

работа

Лекции

Семинары

Философия и литература

10

4

2

4

Роль литературы в русской культуре

12

4

2

6

Проблема искушения в мировой литературе: «Гамлет» Шекспира и «Фауст» Гете

16

6

2

8

Достоевский: русский философский роман.

16

6

2

8

Проблема теодицеи в русской и мировой литературе

20

6

4

10

Лев Толстой: история как проблема литературы

12

4

2

6

Проблема зла или об изначально злом в человеческой природе

12

4

2

6

ХХ век: ужас вместо трагедии

10

4

2

4

ИТОГО:

108

38

18

52

Содержание разделов и тем

программы курса «Философия в мировой художественной литература»

Тема 1. Философия и литература

Философия, в отличие от естественных наук, основана не только на рацио, но и на эмоции, на интуиции (впрочем, и естественные науки тоже содержат в момент творческого акта элементы интуиции). Писатель формулирует «чувствуемую мысль» (Маяковский). Это идет от слов Кириллова из «Бесов», что мысль надо чувствовать. Но самое главное – его творение имеет личностный характер, оно не безлично, как продукт научного творчества. Фр. Шлегель: «Философия и поэзия – это, так сказать, подлинная мировая душа всех наук и искусств и общее средоточие их. Они связаны неразрывно, это древо, корни которого – философия, а прекрасный плод – поэзия. Поэзия без философии становится пустой и поверхностной, философия без поэзии остается бездейственной и становится варварской»

Платон – первый философ и писатель. Изгнание Платоном поэтов и поэзии из идеального Государства. Отрицательное отношение к мимесису как подражания подражанию. Философия как созерцание чистых идей. Вопрос о присутствии идеи в произведениях искусства. Возможно ли поэтам творить философски? Преобразование учения об идеях в теорию искусства. Аристотель: форма преобразует материю. Мимесис у Аристотеля. Первая теодицея в мировой литературе – «Книга Иова» в Библии.

С этого момента проблема теодицеи становится одной из центральных тем как в философии, так и в литературе, связывая их в единое целое. Обратимся к понятию теодицея (от греч. teos – Бог и dike – справедливость), введенного для обозначения одной из сложнейших религиозно-философских проблем — проблемы справедливости Бога, осмысленности и оправданности сотворенного Им мира перед лицом самого страшного, необъяснимого зла — страданий праведных и невинных. Часто слово "Теодицея" условно переводят как "Богооправдание". "Т." именуется также произведение, в котором предпринимается попытка так или иначе разрешить эту проблему. Термин "Теодицея" введен Г. В. Лейбницем и впервые прозвучал в его трактате "Опыты теодицеи о благости Бога, свободе человека и первопричине зла" (1710). С.С. Аверинцев определяет Теодицею как "общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и разумного Божественного управления миром с наличием мирового зла, "оправдать" это управление вопреки существованию темных сторон бытия". Исследователь отмечает, что "всякая теодицея есть "оправдание" перед лицом некоторого обвинения, ответ на то, что Гейне назвал "проклятыми вопросами"... Речь идет о его стихотворении из цикла "К Лазарю", где поэт емко сформулировал суть проблемы Теодицеи:

"Брось свои иносказанья // И гипотезы святые! // На проклятые вопросы // Дай ответы нам прямые! // Отчего под ношей крестной, // Весь в крови, влачится правый? // Отчего везде бесчестный // Встречен почестью и славой? // Кто виной? Иль воле Бога // На земле не все доступно? // Или Он играет нами? — // Это подло и преступно! // Так мы спрашиваем жадно // Целый век, пока безмолвно // Не забьют нам рта землею... // Да ответ ли это, полно?" (перевод М. Л. Михайлова).

В этическом плане теодицея с античных времен звучит так: если мир создан и управляется всемогущим, мудрым и всеблагим Богом, то как объяснить наличие в мире зла?

Именно в мире монотеизма, где Единый Бог предстает как Источник и Первопричина всего сущего, а кроме того — как любящий Отец, проблема Т. приобретает особенно трагическую подсветку: как совместить веру в благость и справедливость Бога и то, что Он допускает (т. е. санкционирует) существование зла, не вмешивается (или вмешивается не всегда), чтобы его предотвратить, чтобы спасти невинных? Герой библейской Книги Иова (см. Иов) говорит о Боге: "Предал Он землю во власть злых, // Завесил лица судей земли; // А если не Он, кто еще?" (Иов 9:24). В Библии проблема Теодицеи преподносится как принципиально неразрешимая для человека, связанная с несоизмеримостью человеческой меры и Бога и созданного Им бытия, а также сопрягается с проблемой свободы воли и ответственности. Согласно Книге Иова, может быть получен лишь частичный ответ на вопрос о причине существования страданий невинных: с помощью страдания Бог испытывает человека, очищает его душу, обостряет его внутренние зрение и слух ("Страданием страдальца спасает Он // И в утеснении отверзает людям слух" (Иов 36:15). Однако без ответа остаются роковые вопросы: что "испытывает" и "очищает" Он, когда погибают от рук нечестивых праведные и невинные, когда гибнут дети? Ответ остается искать в семантическом поле личной ответственности и устройства социума.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Высшая Школа Экономики- 90 с учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    История русской философия. Учебно-методический комплекс. / Сост. доктор философских наук, ординарный профессор Кантор В.К — М.: Государственный Университет – Высшая Школа Экономики— 90 с.
  2. Высшая Школа Экономики- 60 с учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Философия истории. Учебно-методический комплекс. / Сост. доктор философских наук, ординарный профессор Кантор В.К — М.: Государственный Университет – Высшая Школа Экономики— 60 с.
  3. Панченко Павел Николаевич д ю. н., профессор, заслуженный юрист рф, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса Государственного университета Высшая школа экономики Нижегородский филиал учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Рецензент: Панченко Павел Николаевич д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса Государственного университета - Высшая школа экономики – Нижегородский филиал
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-правовые аспекты

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям магистранта и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  5. Елкин Станислав Евгеньевич доцент, к э. н. Финансовый анализ: Учеб методический комплекс./ Авт и сост.: С. Е. Елкин. Омск.: Типография ои ргтэу, 2011 г. 56 с учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Финансовый анализ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования /Основной образовательной программой по специальности / Примерной

Другие похожие документы..