Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится « 3 » октября 2008 г. в 1 на заседании диссертационного совета Д 208.038.01 при Кубанском государственном медицинском университете (...полностью>>
'Документ'
Федеральная налоговая служба сообщает, что Центральным банком Российской Федерации утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнот...полностью>>
'Доклад'
Адрес месторасположения: 603007, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 28, комн. 27, тел/факс (8312)-65-01-74, 300-714, (8312)340-488, E-mail: hnnov@s...полностью>>
'Документ'
Підвищення кваліфікації вчителів в галузі використання в навчальному процесі сучасних інформаційно-комунікаційних технологій, насамперед засобів і те...полностью>>

Представила: Смирнова Е. В (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дата: 08.11.11

Представила:

Смирнова Е.В.,

ст. преподаватель

кафедры дидактики и частных

методик ИПК и ППРО ОГПУ

Информационно-педагогический модуль

(Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории лицея №5 г. Оренбурга

Ефремовой Галины Яковлевны

по проблеме

«Формирование толерантности у учащихся 8-11 классов с профильным обучением»)

  1. Теоретическая база опыта

Теоретическими источниками опыта выступили:

    1. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни, содержатся в работах Г.А. Бакиевой, Р.Р. Валитовой, Б.С. Гершунского, Д.В. Зиновьева, О.Н. Исаковой, В.А. Лекторского, А.А. Леонтьева, М. Мчедлова, В.А. Петровского, Л.В. Скворцова, В.А. Тишкова и др.

    2. Ряд имеющихся педагогических исследований затрагивает проблемы, смежные с проблемой толерантности, в частности, проблемы межнационального общения (Л.Р. Заурбекова, А.Н. Некрасова, Н.Р. Маликова), воспитания культуры межнационального общения (В.П. Комаров, М. Куранов), воспитания межнациональной терпимости (Р.Т. Гарданов, З.Ф. Мубинова, Л.М. Симашина). В данных работах наблюдается заметный уклон в сторону рассмотрения этнической толерантности в контексте задач воспитания национального самосознания.

    3. Фундаментальные положения теории личности, в частности, идеи, касающиеся подхода к личности как к форме идеальной представленности индивида в бытии окружающих (Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский).

    4. Результаты теоретического обобщения опыта «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, А.А. Дубровский, С.Н. Лысенкова, Е.Ю. Сазонов, В.Ф. Шаталов и др.).

    5. Методики обучения миролюбию (М. Липман).

    6. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы сохранения толерантности в полиэтнических регионах России». Оренбург, 2005г.

Методологической основой опыта явились:

  1. Идеи диалогизма и диалоговой концепции культуры (М.М.Бахтин, В.С. Библер, А.А. Мейер).

  2. Труды западных и русских философов (Н.А.Бердяев, М.Бубер, С.Л.Франк).

  3. Концепции представителей гуманистического направления в отечественной педагогике (С.И.Гессен, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский).

II. Актуальность

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия представляется практически важным в современной системе предпрофильного и профильного образования. Поэтому принятие Федеральной целевой программы в январе 2001 г. «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» послужило толчком для разработки коррекционно-развивающей программы «Мир сердца твоего», направленной на формирование толерантности старшеклассников.

III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

  • научность;

  • системность;

  • эффективность;

  • учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;

  • перспективность,

  • технологичность.

IV. Условия возникновения и становления опыта

Педагог работает в МОУ «Лицей №5» г. Оренбурга в старших классах гуманитарного профиля.

  • Высокий уровень тревожности и агрессивное поведение многих старшеклассников;

  • недостаток уверенности в себе;

  • трудности в обучении, которые возникают в классах с профильным обучением;

  • трудности адаптации учащихся в профильных классах и сужение их познавательных интересов;

  • отсутствие стимула к самостоятельному поиску информации и приобретению знаний в современной информационной среде;

  • репродуктивность ученического мышления –

заставили педагога задуматься над необходимостью формирования личностно-ориентированного знания, имеющего практическое значение для старшеклассников. Над формированием толерантной личности с активной жизненной позицией.

V. Сущность опыта

Выявлено содержание феномена толерантности и на этой основе раскрыта ее сущность.

Выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию толерантности с учетом особенностей образовательного процесса в классах с предпрофильным и профильным обучением.

Создано пространство сосуществования разного (прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми, их сообществами), в качестве которого выступает образовательное пространство школьного музея.

Разработана коррекционно-развивающую программа реализации условий формирования толерантности в классах с предпрофильным и профильным обучением.

  1. Основные компоненты опыта

В урочной деятельности – личностно-ориентированная технология и выделенные из нее технологии сотрудничества и коллективного взаимообучения.

Во внеурочной деятельности – коррекционно-развивающая система «Мир сердца твоего» в рамках работы школьного детского музея «В.И.Даль, его и наше время» и школьного пресс-центра (широкоформатная стенгазета «Голос школы», 1997-2006гг., малотиражная информационная газета «Лицеист» («Пятерочка»), 2005-2006гг.).

  1. Новизна предусматривает

Новизна опыта состоит в гибкой организации учебно-воспитательного процесса, сочетающего традиционные формы урочной, внеурочной и внеклассной работы, традиционной и нестандартной.

VIII. Система работы учителя и ее результативность

Одним из фундаментальных свойств существования человека является многообразие. Половые, расовые, национальные, возрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и другие различия оказывают значительное влияние на индивидов, характер взаимоотношений между ними и нередко ведут к непониманию и открытому противостоянию. Следствием этого является теоретический и практический интерес к явлению толерантности как к одному из возможных путей преодоления различных форм напряженности.

При этом главная педагогическая задача состоит не в том, чтобы вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение, а в том, чтобы создать условия, требующие взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы в его глазах они ни были. Речь идет о создании пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми, их сообществами, иначе говоря — пространства сосуществования разного.

Нельзя не сказать и об этических границах, требующих понимания и особенно четкой нравственной позиции: невозможно равнодушно сосуществовать с предательством, преступлением, терроризмом. Толерантность – это не равнодушие, а труд души.

В настоящее время общеобразовательная школа, как и другие образовательные учреждения, отражая происходящие в нашем обществе процессы, испытывает множество отрицательных последствий растущего социального расслоения. В отношениях между людьми усиливается эгоизм, утилитаризм, происходит конфессиональная дифференциация учащихся, в среде старшеклассников возникает политический экстремизм. В связи с этим появляется потребность в формировании толерантности как у ведущего субъекта учебно-воспитательного процесса – учителя, преподавателя, так и у учащихся.

Эффективное формирование толерантности учащихся в классах с предпрофильным и профильным обучением состоит в создании определенных педагогических условий:

  • повышение уровня информированности учащихся о сущностных и содержательных аспектах феномена толерантности;

  • формирование толерантности в личной системе ценностей учащихся в классах с предпрофильным и профильным обучением и превращение толерантности в регулятивный принцип их учебной и внеучебной деятельности;

  • формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия;

  • формирование установки на толерантность, состоящей в способности и эмоционально-волевой готовности учащегося к равноправному диалогу с другими учениками, их доброжелательному пониманию как партнеров в общении;

  • реализация лекционных, дискуссионных, игровых, психодраматических форм учебной и внеучебной деятельности в процессе формирования толерантности.

Необходимо сначала изучить пути формирования толерантности, начав с раскрытия сущности данного явления как предмета философской, этической и психологической областей знания. При философском осмыслении толерантность анализируется в рамках проблемы «Я и Ты», в аксиологическом и деятельностном аспектах. В контексте первого подхода толерантность выступает способом преодоления разъединенности людей, вызванной отчужденным характером отношений в обществе, посредством достижения душевного и духовного единства. В данном проявлении толерантность обнаруживает свою сложную диалектически раздвоенную сущность: как феномен душевности она выступает в форме эмоционально-чувственных переживаний, тогда как в сфере духовного толерантность характеризует рационально осмысленное содержание ценностного сознания индивида. В аксиологическом аспекте толерантность предстает в качестве общечеловеческой ценности, которая на данном этапе общественного развития имеет тесную связь с институтом прав и свобод человека.

Деятельностный подход воплощается в анализе толерантности в аспекте общения, в котором толерантность выступает явлением, определяющим становление процесса общения и его результат. В данном проявлении толерантность представляет собой начало и способ процесса общения, целью которого выступает достижение духовной общности взаимодействующих индивидов (общности интересов, ценностей, установок путем сотрудничества, диалога, компромисса).

Этический срез проблемы толерантности подчеркивает близость данного феномена с плюрализмом и ненасилием и закладывает основу для личностно-ориентированного подхода в педагогическом анализе явления, поскольку определяющее значение в этическом аспекте имеет трактовка толерантности как моральной добродетели, состоящей в сознательном отношении к другому как к свободной равнодостойной личности.

Анализ психологических аспектов проблемы играет важную роль для раскрытия одного из педагогических условий формирования толерантности, поскольку приводит к ее пониманию как психологической установ­ки, представляющей собой познавательную, эмоциональную и волевую готовность индивида к поиску объединяющих его с взаимодействующим субъектом (значимым «другим» или «другими») характеристик – чувств, представлений, ценностей и т.д. (теория референтных групп), а также к пониманию толерантности как осознанной идентификации образа Я и претворенного в сознании индивида образа «другого» на основе интериоризованных этических принципов общения для преодоления конфронтации и индифферентности и достижения максимальной общности с «другим» или «другими» (В.А.Петровский). Кроме этого, толерантность выступает в качестве определяющего фактора в формировании положительной системы представлений ребенка о самом себе (Р.Бернс).

В педагогической теории толерантность может рассматриваться в качестве одной из целей процесса воспитания и в качестве средства достижения поставленных образовательных и воспитательных задач.

В рамках первого направления следует выделить разработанную В.А.Сухомлинским педагогику общения, в которой известный педагог обосновал задачи воспитания потребности человека в человеке, чувства терпимости (то, что он называл «школой воспитания добрых чувств»), гармонии знаний и нравственности, моральных привычек, знаний и понимания человека как высшей ценности. В.А.Сухомлинский акцентировал в воспитании цели мирного сосуществования индивидов, ставил задачу формирования способности поступиться своими желаниями во имя благополучия и покоя других людей.

В рамках второго направления необходимо обратить внимание на обобщение опыта «педагогики сотрудничества», которая выдвинула задачу формирования трех личностных установок учителя: установку на принятие ученика таким, какой он есть; установку на эмпатическое принятие ученика в противоположность оценочному; установку на открытое и доверительное общение с учениками. Указанные особенности «педагогики сотрудничества» можно рассматривать как компоненты педагогической толерантности.

Практические способы формирования терпимости, толерантности можно найти в методике обучения миролюбию М.Липмана. Автор ставит задачу привития миролюбия как ценности путем ее строгого обоснования, что достигается посредством повторяющегося исполнения моральных действий в разнообразных обстоятельствах. Положения данной методики находят свое применение при разработке способов и прие­мов формирования толерантности.

Для выполнения задачи формирования толерантности в классах с предпрофильным и профильным обучением необходим целостный подход к толерантности, в рамках которого последняя предстает комплексным личностным качеством, подлежащим целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания, и состоящим в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к «другому» в ходе межличностного взаимодействия и общения; владении нравственными принципами и приемами общения; способности видеть в «другом» полноценную, равнодостойную личность; способности к целостному восприятию «другого» с пониманием его отличительных характеристик как проявлений его индивидуальности и неповторимости; в эмоционально-волевой готовности к критическому диалогу с другим; в отказе от претензий на собственную непогрешимость и исключительность; в способности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта; в способности к критическому отношению к себе как к «другому» для дальнейшего личностного самосовершенствования.

Специфика процесса формирования толерантности учащихся в классах с предпрофильным и профильным обучением заставляет выделить такую его особенность, как формирование педагогической толерантности, которая определяется на основе структурирования толерантности на уровни и виды. Критерием для выделения уровней толерантности является масштаб взаимодействующих субъектов, а для выделения видов — их статус. В соответствии с этим, возникает основание для определения уровней самотолерантности (толерантности по отношению к себе), индивидуально-личностной, групповой, национально-государственной, социокультурной толерантности, а также для выделения таких ее видов, как половая толерантность, расовая, возрастная, национально-этническая, языковая, социальная, имущественная, профессиональная, конфессиональная, политиче­ская, региональная и другие. В данных условиях педагогическая толе­рантность выступает особой интегрирующей формой, несущей в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемой целями, задачами и особенностями педагогической деятельности учителя и всем многообразием встречающихся педагогических ситуаций, является профессионально-личностным качеством учителя и одной из норм его поведения, представляя собой один из компонентов педагогической этики.

По итогам трехлетнего эксперимента в 10-х и 11-х классах, в котором участвовали 266 школ из 10 регионов, с 2007/08 учебного года Министерство образования и науки России планировало переводить школы на профильное обучение. Такое решение принято. Новая система призвана снизить учебную нагрузку и дать подросткам возможность более эффективно готовиться к поступлению в вуз. Часть предметов – русский язык, литература, история, иностранный язык, математика, обществоведение, естествознание, физическая культура – остаются обязательными. Относительно прочих дисциплин школьник должен будет сам решить, какие изучать углубленно, а какие – поверхностно. Тем, кто не хочет выбирать, планируется оставить привычную систему обучения – «универсальный профиль». Профильное обучение должно ликвидировать разрыв между школой и вузом.

Специализация школ – явление для России не новое. С советских времен работают так называемые спецшколы – математические, биологические, химические, с углубленным изучением иностранных языков. Существуют школы со старшими классами разных специализаций: филологической, физико-математической, биологической. С 2005/06 учебного года вводятся и две другие модели.

Первая – это составление индивидуального плана для каждого ученика: на выбор старшеклассникам будет предоставлено множество углубленных курсов, а они смогут выбрать несколько из них. Второй вариант – выбирать и школы, в которых их преподают лучше. Например, если школьник интересуется химией, но в его школе нет лаборатории, он сможет также заниматься в другой школе. Таким образом, учебное расписание, обязательное для всех, заменяется индивидуальным. Ученикам с 8-9-го классов начинают помогать определиться с интересующими их направлениями.

Содержание обучения изменится кардинально. Предполагается создание трех блоков учебных курсов: общефедеральный с обязательными предметами, профильный с детальным изучением приоритетных предметов и элективный блок – узкие предметы по интересам, например журналистика, компьютерная графика, история искусств, делопроизводство.

В 2007-2008 годах регионы должны окончательно выбрать удобные для них схемы. Выбор модели профильного обучения останется за школами – директором, педагогами, родителями и учениками. Интересно, что идею профильного обучения поддерживают 96% школьников.

Объем знаний, которыми обладает человечество, растет как снежный ком, и современным школьникам все тяжелее усваивать их. Здоровье детей ухудшается от чрезмерных нагрузок. В теории профильное обучение поможет решить эту проблему. На практике при переходе на новую схему обучения, возможно, удастся разрешить ряд задач. Детям – правильно определить свои интересы. Педагогам и директорам школ – перестроиться психологически, сформировать учебные планы, организовать взаимодействие между различными учреждениями образования.

Повысится ли доступность образования в результате индивидуального обучения в профильной школе? На этот вопрос ответить коротко не так просто. Дело в том, что российская школа не имеет достаточной практики как профильного, так и индивидуального обучения. Тем не менее увеличение любой свободы (а профильное обучение, индивидуальное обучение – это, конечно, увеличение свободы для учащегося, прежде всего в выборе образовательных траекторий) – шаг к развитию. Если появляется хоть какая-нибудь свобода, это уже хорошо. Развитие – увеличение возможностей.

К сожалению, сужение круга познавательных интересов учащихся приводит к проявлению интолерантности во взаимоотношениях, что подтверждается опросом, проведенным среди старшеклассников и их родителей с разными этническими корнями. Психолого-педагогические проблемы, имеющиеся у детей, получили следующую оценку со стороны родителей: частые ссоры, агрессивное поведение (26,4%), легкая возбудимость, обидчивость (20%), недостаток уверенности в себе (20%), трудности в общении (33,6%).

Опрос старшеклассников также подтвердил выводы родителей.

В этой ситуации важно не перегнуть палку, сбалансировать две полярные необходимости: необходимость воспитания гармонично развитой личности и необходимость профилизации образования. То есть нужна система формирования высоконравственной, интеллектуальной, жизнеспособной личности на основе ранней профилизации и непрерывности общего и высшего образования. В результате профилизации неизбежно сужение круга интересов учащихся, поэтому важно регулирование приемов и способов не только профессионального, узкоспециализированного, но и душевно-духовного общения. В связи с этим формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия представляется практически важным в современной системе предпрофильного и профильного образования.

Комплекс педагогических условий формирования толерантности дополняется реализацией совокупности организационных форм учебно-воспитательной работы, характеризующих методическую сторону педагогики толерантности. Среди них выделяются лекционные, дискуссионные, игровые, психодраматические формы, каждой из которых присуще широкое многообразие приемов их воплощения, использование которых ставится в зависимость от особенностей учащихся, что говорит о необходимости создания и реализации коррекционно-развивающей программы, направленной на повышения уровня толерантности в классах с предпрофильным и профильным обучением.

Специфика образовательного пространства учащихся профильных классов определена целенаправленными организованными информационными потоками, ориентированными на достижение определенной образовательной цели или решение конкретной педагогической задачи. Основной базой, позволяющей реализовать педагогические условия формирования толерантности в классах с предпрофильным и профильным обучением, выступает образовательное пространство школьного музея «В.И.Даль, его и наше время».

Интерес к музейной педагогике как к средству, технологии воспитания толерантности, можно объяснить тем, что человечество, оглядываясь на рубеже веков назад, осмысливая пройденный век, обращается к музею не просто как к «учреждению, собирающему и выставляющему для обозрения произведения искусства, предметы истории, быта, промышленности...», а как к хранилищу «сгустков» человеческих достижений. Тем, что музей оказался пространством, пронизанным нитями связей сменяющих друг друга поколений, цивилизаций, культур. Общество осознаёт, что музей – это место концентрации человекосоздающего, образовательного потенциала, место пересечения таких категорий, как Личность, Культура, Цивилизация, Диалог,

Ценность музея заключена и в том, что его пространство в сжатом виде отражает генезис исторического познания человеком самого себя и окружающего его мира на разных стадиях развития.

Музей – среда гуманитарная, потому что каждое посещение приобретает особый индивидуально-личностный смысл и строится только на основе диалога. Диалоговый стиль поведения в музее имеет некую «технологическую» основу. Чтобы вступить в диалог, который через время и пространство ведут с посетителем люди, овеществившие свои мысли, идеи, чувства, мечты, открытия, ему необходимо:

  1. иметь желание и мотивы для общения, опосредованного музейным пространством;

  2. понимать язык, на котором с ним говорит История, Культура и Время;

  3. уметь слышать и чувствовать то, о чём безмолвно рассказывают экспонаты;

  4. быть способным внутренне откликнуться на новую информацию, принимая этим эстафету веков, вызов предков, зов культуры.

Если посетитель готов к этому, то он сумет проникнуть в сокровенный смысл того, что представлено в музее, а состояние, которое он приобретёт, и будет главным результатом состоявшегося диалога. Эти состояния, живущие в социогенной памяти народа и транслируемые через время и пространство потомкам, и есть главные экспонаты музеев. Именно с момента вхождения в особое «музейное» состояние начинается индивидуально-личностное самоопределение учащегося.

Атмосфера музея – замкнутое пространство, обладающее определённой аурой, и истинно пресечь границу этого пространства способен не всякий.

Для тех, кто готов к этому, важно обеспечить целостность первоначального ощущения того, что это иной мир, в котором проявляются новые свойства предметов и явлений. Мир, который способен изменить каждого, кто с ним соприкасается.

Реализация на практике принципов и условий формирования толерантности учащихся в классах с предпрофильным и профильным обучением осуществляется комплексом способов и приемов, сгруппированных по следующим этапам.

Коррекционно-развивающая программа

«Мир сердца твоего»

Мир сердца твоего.

Мир дома твоего.

Мир твоих увлечений.

Мир, в котором ты.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование толерантности в классах с предпрофильной и профильной подготовкой предполагает создание максимально благоприятных условий для развития личности. Концепция коррекционно-развивающей программы выстраивается с ориентацией на педагогическую проблему лицея – обеспечивать условия для формирования высоконравственной, интеллектуальной, жизнеспособной, толерантной, равнодостойной личности на основе ранней профилизации и непрерывности общего и высшего образования.

В индивидно-групповую компоненту включены:

    • классный руководитель,

    • учащиеся класса,

    • родители учащихся,

    • педагоги-предметники

    • другие взрослые.

Функционально-деятельностный компонент коррекционно-развивающей программы включает в себя познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественную и спортивно-оздоровительную составляющие программы нравственного воспитания «Ты – оренбуржец», направленную на воспитание патриотизма и толерантности старшеклассников. Ключевые дела программы: Музей «В.И.Даль, его и наше время», широкоформатная стенгазета «Голос школы», малотиражная лицейская газета «Пятерочка». Формы организации музейной деятельности учащихся классов с предпрофильной и профильной подготовкой отражены в таблице 3. (Методические разработки конспектов уроков и внеклассных мероприятий см. Приложение)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Представила: Смирнова Е. В (1)

    Документ
    Технология французских мастерских базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой Дж Дьюи, Ж.
  2. Смирнова-Россет А. О. Воспоминания

    Биография
    родилась в 1809 году шестого марта, день мучеников в Аммерии. Мои воспо­минания начинаются с трехлетнего воз­раста. В Одессе выпал снег в 1812 году. Я шепелявила и сказала отцу:
  3. Смирнова Инна Тайная история креста Все о древнем мистическом символе человечества

    Документ
    Крест - самый известный знак в истории человечества. Уже две тысячи лет он является всемирным символом христианства. Но появился этот знак гораздо раньше.
  4. Смирнова Татьяна Юрьевна Екатеринбург 2010 Аннотация на диплом

    Диплом
    В дипломной работе рассматриваются теоретические и практические возможности применения Интернет-технологий в театре. Особое внимание уделяется изучению перспектив, которые открывает перед учреждениями культуры глобальная сеть Интернет:
  5. Смирнову Алексею Юрьевичу за предоставленный материал. Это отличное руководство

    Руководство
    Все, что вы прочтете в этой книге, является результатом знаний и опыта по «самомучению» в попытке построить бизнес в течение 4-х лет. Именно «самомучение» — то, чем большинство людей занимается, когда пробуют создавать свое дело в

Другие похожие документы..